НОД "Дружат дети всей земли"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Муравцова Ольга Викторовна

конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_druzhat_deti_vsey_zemli.docx34.74 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие в  подготовительной группе

на тему: «Дружат дети всей земли»

Цель: Формировать у детей понятия дружбы между людьми разных национальностей. Развивать речь детей.

Образовательные: продолжать знакомить детей с разными народами, населяющими планету;

  • познакомить с культурой этих народов;
  • показать, в чем состоит различие и сходство людей разных рас;
  • вызвать интерес, любознательность к культуре, языку, деятельности, быту других народов;
  • воспитывать доброжелательное отношение ко всем народам Земли;

Воспитательные:

  • воспитывать уважение к обычаям, культуре других народов, населяющих нашу планету;
  • Развивающие: продолжать работу по расширению кругозора детей; а также представления о мире; развивать умения участвовать в совместной игре с другими детьми, развивать умение игрового общения; учить описывать внешний вид людей, обогащать словарь, закрепляя новые слова; учить подбирать родственные однокоренные слова,  упражнять в подборе синонимов, в составлении  сложных прилагательных, состоящих из простых прилагательных и существительных; развивать интонационную выразительность речи, упражнять в изменении силы голоса, совершенствовать артикуляционный аппарат, развивать речевое дыхание.

Виды детской деятельности: 

игровая, музыкально-художественная, коммуникативная, восприятие художественной литературы

Материал:

  • магнитофон,  аудио записи «Большой хоровод», восточная музыка и т.д.;
  • доска с макетом Земного шара;
  • физическая карта России  с изображением живущих на ней народов разных национальностей;
  • мольберт, волшебный экран с изображениями народов разных стран, их жилища и т.д.;
  • атрибутика Феи цветов: цветик-четырехцветик, указка;
  •  картонные куклы разных рас;
  • танграм «Колумбово яйцо»; 
  • карточки с цифрами на одной стороне, на другой  стороне с буквами;
  • бумажный хоровод  народов мира;
  • льдины  из картона

Предварительная работа:

  • изучение карты мира для детей, глобуса;
  • беседа  с детьми на тему: «Люди каких национальностей живут в нашей стране»,рассматривание иллюстрационного материала по теме;
  •  просмотр мультфильма и чтение произведения чтение сказки Катаева В. «Цветик-семицветик»;
  •  просмотр  мультфильма «Катерок»;
  • чтение стихов, пословиц, поговорок о дружбе;
  •  загадывание загадок о дружбе;
  • разучивание наизусть стихи о дружбе;
  • изготовление атрибутов: картонных кукол разных рас, цветика-четырехцветика, волшебного экрана с изображениями народов разных стран, их жилища и т.д., одной большой льдины для подвижной игры, бумажного хоровода народов мира, карточек с цифрами на одной стороне, на другой  стороне с буквами,
  •  на каждого ребёнка: конверт с игрой «Колумбово яйцо», по 2    льдины;
  • подвижная татарская игра «Хлопушка», бурятская народная игра «Волк и ягнята», игра  народов Севера «Ловля Оленей» и т. д.;
  • танец «Чунга-Чанга»;
  •         решение головоломок.

Дружат дети всей земли

  Ход НОД :

  1. Введение  в  тему.

Под песню «Из чего наш мир состоит» (муз. Б.Савельева, сл. М.Танича) дети входят в центр зала, образуя круг.

«Солнечный круг»        

Воспитатель: — Давайте возьмемся за руки, посмотрим на того, кто стоит рядом с нами, и улыбнемся соседям своей самой доброй улыбкой.

А теперь закроем глаза; не отпуская рук, вытянем их вперед и соединим в центре круга. Представьте себе, что каждый из вас сейчас теплый солнечный лучик. Вы чувствуете рядом с собой такие же теплые лучики. Откройте глаза. У нас накопилось очень много тепла, и мы готовы поделиться им со всем миром! Потому что все вместе мы — большое яркое солнце! Мы связаны крепкой дружбой, и никакие тучи не смогут нас разъединить.

Теперь мы можем опустить руки, но сила и дружба останутся с нами.

И начнем наше путешествие...

  • Посмотрите на карту — сколько разных народов живет в нашей стране! А как называется наша страна?

Дети: Наша страна называется Россия.

Воспитатель: — Народы, каких национальностей живут в нашей стране? (Ответы детей)

  • Наша страна во всем мире не одна, существуют ещё много разных стран, в которых живут люди с разным  цветом кожи, глаз и волос…  
  • Давайте мы с вами отправимся в путешествие по земному шару на поиски новых друзей. Путешествие будет необычное.
  • Закройте на минутку глаза и не подглядывайте. Сейчас произойдет маленькое превращение.

2.Игровая ситуация.

        Звучит волшебная музыка. Воспитатель перевоплощается в Фею цветов.         

Фея Цветов:

  • Теперь можно открыть глаза. Ну вот, ребята. Я превратилась в        Фею цветов.

А значит, больше всего на свете я люблю что? (Цветы.)         

        - Правильно, цветы. Их у меня очень много разных, красивых, но есть среди них и волшебные. Один из своих цветиков-четырехцветиков я принесла вам. Вот он. С его помощью можно очутиться в любом         уголке Земли. Нужно только оторвать один лепесток и четко произнести волшебные слова: «В цветнике цветут цветы. Поиграем с ними мы».         

        Давайте скажем все вместе громко...                    Дети произносят громко.         

 - А теперь тихо, ведь это все-таки волшебные слова.

3. Путешествие по земному шару.

Включается  экран: Дети монголоидной расы.         

—        Ребята, смотрите — «проснулся» волшебный экран! (На экране         появляется иллюстрация с изображением японской девочки.)        

  • Как вы думаете, из какой страны может быть эта девочка?          (Из Японии.)
  • Как вы догадались? (Разрез глаз, национальная прическа и одежда.)
  • Ребята, как  сказать одним словом, что у человека узкие глаза, темные волосы . (Узкоглазый, темноволосый). У японцев светлая кожа, но есть люди и с жёлтой кожей. Как  сказать одним словом, что у человека жёлтая кожа? (Желтокожий).
  • Совершенно верно, эта девочка из Страны Восходящего Солнца — Японии. 

 Одежду, которую носят японцы, называется кимоно (как мужская, так и женская). 

 - Ребята, посмотрите здесь, на земном шаре расположена страна Япония. Фея цветов показывает указкой Японию.

- Люди этой страны выращивают чай, рис, употребляют в пищу морепродукты (креветки, кальмары, разную рыбу), любят заниматься  изготовлением кукол из дерева, из бумаги, плетение корзин и вееров.

- В Японии необычные многоэтажные (многоярусные) храмы, с необычной формой крыши (показиллюстрации - буддийский храм) и высокие красивые горы (показ иллюстрации Фудзияма).

(На экране         появляется иллюстрация с изображением японских детей.)     Японские детимногое могли бы рассказать нам         о своей стране, только как же мы их поймем?(Выслушиваются варианты  ответов  детей.)        

  • Мы смогли бы понять друг друга с помощью языка нашего лица (мимики) и рук (жестов).        
  • Давайте пошлем им наше приветствие. В Японии люди приветствуют друг друга поклоном корпуса. (Воспитатель демонстрирует детям, а те повторяют.)        
  • А как бы нам подружиться с этими детьми?        
  • Что любят делать все дети на большой планете? (Играть.)        
  • В Японии очень любят различные головоломки, среди них (воспитатель демонстрирует) и танграм — выкладывание геометрических фигур - есть и другое название этой игры: Колумбово яйцо.         Мы сейчас с вами поиграть в такую игру.
  • Возьмите каждый по конверту и сядьте на ковёр  лицом к экрану и так, чтобы друг другу  не мешать.

«ТАНГРАМ»

— Откройте конверт. Каждому из вас предлагается набор десяти фигур. Вы должны сложить все фигуры так, чтобы у вас получилось яйцо. (Звучит восточная музыка.)

Дети выполняют задание на ковре, возле  мольберта, а затем рассматривают, что получилось.

  • Ребята, вам понравилась эта игра? (Да)
  • Молодцы, ребята! Все справились с заданием. А теперь складывайте свои детали в конверт. 
  • На память о нашей встрече нам осталась кукла - японка и еще интересная игра ТАНГРАМ, в которую вы сможете поиграть в свободную минутку.
  • Теперь нам отправляемся дальше. Отрываем еще один лепесток и вспоминаем волшебные слова... (Дети встают в круг и повторяют волшебные слова.)

Включается  экран: Дети негроидной расы.

  • Посмотрите, от наших слов экран снова проснулся. И теперь он показывает нам девочку с черным цветом кожи. Как её назвать одним словом? (Чернокожая)
  • Кто из вас знает, где живёт девочка с черным цветом кожи?  

Дети:- Девочка  с чёрным цветом кожи живёт в  Африке. 

- Ребята, посмотрите здесь, на земном шаре расположена Африка. Фея цветов показывает указкой Африку.

- А теперь расскажите, как   выглядит девочка.

- Ребята, как  сказать одним словом, что у девочке большие глаза, карие глаза, темные волосы, кудрявые волосы.. . (Кареглазая, большеглазый,  темноволосый)

  • Какая одежда у неё?

Дети: В Африке очень жарко, поэтому и одежда у девочки  лёгкая.

- Они неравнодушны к бусам и браслетам (как мужчины, так и женщины), жители разных племён Африки предпочитают одежду красного, оранжевого, коричневого и зеленого цветов.

А вот как выглядит жилище коренных жителей Африки. Жилище — однокамерное круглое, квадратное или прямоугольное в плане, с конусообразной крышей. Строительным материалом служат глина, камень, кустарник, трава, дерево, ветки, солома,  пальмовая древесина, бамбук, листья банана и фикусовых;

Они занимаются земледелием: выращивают некоторые  виды пшеницы и кофе, бобовые; скотоводством (верблюды), крупный и мелкий рогатый скот, лошади, ослы. Основная пища — каши, лепёшки, кислое молоко,  мясо, жаренное на вертеле, рыба, чай, кофе.

  • Мы не знаем языка этих народов, и поэтому опять поздороваемся без слов. Некоторые племена в Африке здороваются носами, вот так. (Воспитатель показывает.)
  • Теперь вы сами поздоровайтесь друг с другом, по-африкански.
  • Как вы думаете, ребята, что больше всего любят делать африканские дети? Дети:Африканские дети больше всего любят танцевать.

- Тогда, как вам кажется, как легче всего будет с ними подружиться? (Это потанцевать по- африканки.)

Танец «Чунга-Чанга».

—        Ну что ж, ребята, мы нашли новых друзей и в жарких странах.
В память о них у нас остался этот танец и африканская кукла.

  • Сколько у нас осталось еще лепестков? 

Дети: У нас осталось еще 2 лепестка.

- Отрываем еще один и снова вспоминаем волшебные слова. (Фея цветов предлагает детям повторить ее ясно и отчетливо, на одном выдохе.)

Включается волшебный экран: Эскимосы (монголоидная раса).

Посмотрите на экран!

  •  Как называется народ, живущий на Севере? (Ненцы, эскимосы, якуты, чукчи.)                                                                                           
  • Где живут эскимосы? (На севере нашей страны, там где холодно.) Ребята, посмотрите здесь, на земном шаре живут эскимосы.

-Как вы думаете, почему эти дети так тепло одеты? (ответы детей). Эскимосы  шьют одежду и обувь из шкур убитых на охоте животных. Непромокаемую обувь изготавливают из выделанных тюленьих шкур без шерсти.

  • А теперь расскажите, как   выглядят дети?
  • Ребята, как  сказать одним словом, что у человека узкие глаза, темные волосы (Узкоглазый, темноволосый). Как  сказать одним словом, что у человека жёлтая кожа? (Желтокожий).

—Какое у детей настроение?

— Вы сказали, что дети веселые. Как еще можно сказать, какие они? Подберите к слову веселыеслова, близкие по смыслу (радостные, бодрые, довольные, оживленные).

  • Вы знаете, ребята, у эскимосов очень необычные дома. Их жилище называется иглу.
  • Так как это северный народ, то даже жилище свое они строят из больших обточенных кусков льда. В нем раскладывают меховые шкуры, разводят огонь. Суровый мороз снаружи не даст растаять толстым слоям снега, и пурга не страшна.
  • А еще эскимосы занимаются оленеводством, любят охотиться и ловить рыбу.
  • Ребята, давайте подберём родственные слова к слову «рыба». Ответы детей: рыбка, рыбак, рыболов, рыбёшка, рыбацкий, рыбный, рыбачить.
  • А теперь подберём родственные слова к слову «охота» ». Ответы детей: охотник, охотиться, охотничье, охотничий.
  • Молодцы, ребята.
  • А здороваются эскимосы, помахивая руками. (Дети показывают.)
  • Вы хотите с ними подружиться? Тогда давайте поиграем в любимую игру эскимосских детишек «Белые медведи».

Подвижная игра  «Белые медведи». Проводится под музыку «Песенка о медведях»

Ход игры.

Дети разбиваются на две дружные команды. У каждого игрока (медведя) по две льдины. По сигналу первые медведи начинают перемещаться с льдины на льдину, стараясь не оступиться.Нужно добраться до большой льдины и там дожидаться остальных. Когда все медведи доберутся до большой льдины, надо постараться удержаться всем вместе, чтобы никто не очутился в ледяной воде.

—        Молодцы, вы проявили настоящую крепкую дружбу в этой не
легкой борьбе со льдинами, и про вас действительно можно сказать,
что у вас, как в пословице:   «Крепкую дружбу и топором не разрубишь».

- Ребята,  а какие вы знаете пословицы о  дружбе?

1 ребёнок:             Старый друг, лучше новых двух.

2 ребёнок:                 Друга ищи, а нашел, береги.

3 ребёнок:                 Друзья познаются в беде.

4 ребёнок:                  Дружба заботой да подмогой крепка!

5 ребёнок:                 Живи не скупись с друзьями делись!

6 ребёнок:                 Где дружба прочна, там хорошо идут дела.

7 ребёнок:                 Добро потеряешь - опять наживёшь,

                               друга потеряешь - уже не вернёшь.

  • Ну что ж, и в холодных странах мы тоже нашли себе друзей, не похожих на нас. И память о них осталась эта подвижная игра  и эскимосская кукла.
  • У нас последний лепесток, а нам ведь нужно вернуться домой...

Давайте-ка, скажем, волшебные слова... Тихо…

Включается волшебный экран: Дети европеоидной расы,        

— Включился наш волшебный экран. (Фотографии детей из детского сада.)

— А это дети нашего детского сада. Они очень дружные, любят играть, танцевать, умеют читать и считать.

        — И они приготовили для вас один сюрприз.

Посмотрите, здесь лежат карточки с разными цифрами. Каждый из вас должен взять по одной карточке и разложить их в правильной последовательности, по порядку (от 1 до 10). Переверните карточки и тогда мы сможем прочитать что-то очень важное.

        Дети выполняют задание под музыку.

— Давайте прочитаем, что у нас получилось. (Мир и дружба.)

        — Почему это важные слова?

        —А вы по-настоящему дружные ребята?

        — Для вас важно будет, какого цвета кожа, волосы или какой разрез глаз у того, кто захочет с вами поиграть?

        — А что важно для дружбы? (Доброта, отзывчивость, уважение, забота, понимание, поддержка и  внимание к другому...)    

 И на  память  вам  ребята дарят русскую куклу.

4.              Стихи о дружбе:

1 ребёнок:   Дружба — это тёплый ветер,

                     Дружба — это светлый мир,

                         Дружба — солнце на рассвете,

Для души весёлый пир.

Дружба — это только счастье,

Дружба — у людей одна.

С дружбой не страшны ненастья,

С дружбой — жизнь весной полна.

Друг разделит боль и радость,

Друг поддержит и спасёт.

С другом — даже злая слабость

В миг растает и уйдет.

Верь, храни, цени же дружбу,

Это высший идеал.

Вам она сослужит службу.

Ведь дружба — это ценный дар!

2 ребёнок:                           Голубь белый, голубь смелый

Сделал он большое дело

По  полям, лесам летал

И  от нас привет всем детям

Белым, желтым  всем на свете

Белый голубь передал.

3 ребёнок:                               
«Мы разные».            

Вместе живут на огромной планете
Разные взрослые, разные дети.
Внешностью разные и цветом кожи,
Но, безусловно, мы в чём-то похожи!

Всем нам счастливыми хочется быть,
Новые звёзды на небе открыть,

Годы пройдут, и мы станем взрослее,
Ростом повыше, по жизни мудрее,
И поменяется мир весь вокруг,
Но рядом останется преданный друг!

4 ребёнок:                       «Много у меня друзей»

Много у меня друзей:
Лена, Танечка, Сергей.
С Леной песенки поём,
С Таней мы гулять пойдём,

А Серёжке целый день
Нас дразнить совсем не лень!
Здесь все  дружно мы живём:
Вместе учимся, растём,

Узнаём про всё на свете,
О других таких же детях,
Как они живут и чем
Заниматься им не лень.

Всем дружить необходимо –
Ане, Вите, Насте, Диме,
Все мы – лучшие друзья,
Друг без друга нам нельзя.

Мы умнеем и растём,
Здесь мы весело живём.
Пусть воспитательница верит

 – Мы её не подведём!

5 ребёнок:               «Про дружбу»

Дружит с солнцем ветерок,
А роса – с травою.
Дружит с бабочкой цветок,
Дружим мы с тобою.

Всё с друзьями пополам
Поделить мы рады!
Только ссориться друзьям
Никогда не надо!

6 ребёнок:                   «Дружба – это дар»

Дружба – это дар нам свыше,
Дружба – это свет в окне;
Друг всегда тебя услышит,
Он не бросит и в беде.

Но не каждому дано
Знать, что дружба есть на свете,
Что с друзьями жить легко,
Веселее с ними вместе .

Кто без друга прошагал
По дороге жизни этой,
Тот не жил – существовал.
Дружба – это мир планеты.

                                                   

 

— Действительно, мы такие разные — взрослые и дети Земли: чем же мы отличаемся друг от друга?

• мы разговариваем на разных языках;

• по-разному одеваемся;

• выглядим по-разному;

 • у нас разные жилища (дома);        

• мы живем в разных уголках земного шара. 

   — Вы пока еще дети, но скоро станете взрослыми. И от вас будет  зависеть мир и счастье на нашей планете, оттого, научились ли вы дружить с детства!

— Глядя на вас, я убедилась, что вы все очень дружные, добрые, внимательные ребята и всегда сможете прийти на помощь друг другу.

5. «Дружат дети всей земли»

—Ребята, давайте в знак большой дружбы детей всей Земли возьмем хоровод

и соединим его  вокруг земного шара. 

— Как красиво у вас получилось.

А теперь давайте возьмемся  за руки, встанем в полукруг и споём песню   «Большой хоровод».

Дети заводят хоровод под песню Б. Васильева на слова А. Хайта «Большой хоровод». - … Пусть все люди Земли с нами встанут в него. Пусть повсюду звучат только радость и смех. Пусть без слов будет песня понятна для всех!

Воспитатель: Спасибо вам, ребята,  за вашу активную и заинтересованную работу. Сегодня мы с вами познакомились  с народами разных стран,  самое главное это дружить  с людьми независимо от цвета кожи, глаз, волос.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Дружат дети всей Земли" (для детей старшего дошкольного возраста)

Конспект НОД по формированию гражданственности, толерантности, доброжелательного отношения к людям разных национальностей...

Картотека народных игр «Дружат дети всей Планеты, дружат дети всей Земли»

Веселые подвижные игры – это наше детство. Народные игры являются неотъемлемой частью национального и физического воспитания дошкольников.Детский досуг… Каким он должен быть, чтобы доставлять радость ...

Методическая разработка по окружающему миру «Дружат дети всей Земли!», предназначенная для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (5-6 лет) детского сада комбинированного вида.

Методическая разработка по окружающему миру «Дружат дети всей Земли!», предназначенная для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (5-6 лет) детского сада комбинированного ...

Занятие ко Дню защиты детей в старшей группе «Дети всей Земли – быть счастливыми должны»

Конспект образовательной деятельности «Дети всей Земли – быть счастливыми должны» в старшей группе  по правовому воспитанию детей дошкольного возраста.(с использованием мульти...

Сценарий праздника, посвященного Дню Защиты детей: "Дружат дети всей Земли"

Данный праздник можно проводить без дополнительной  подготовки детей, объеденив группы разных возрастов....

Развлечение для детей «Дружат дети всей Земли»

Формировать у детей понятия дружбы между людьми разных национальностей....