Роль дидактических игр и упражнений в развитии речи дошкольника
статья

Иванова Галина Владимировна

В публикации раскрыта роль дидактических игр и упражнений для речевого развития детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx19.16 КБ
Файл statya.docx19.22 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №1 «Сказка» п. Советский Республики Марий Эл

Роль дидактических игр и

в развитии речи дошкольников.

            статья

Подготовила: Иванова Галина Владимировна

        воспитатель

        2021

     В практике работы с дошкольниками в области «Речевое развитие» много внимания уделяется такому вопросу: как достичь оптимальной плотности занятия, обеспечить максимальную организованность и дисциплинированность детей, сохранив при этом необходимую для их возраста атмосферу непосредственности и эмоциональности.  Прежде всего, решению этой проблемы может способствовать чередование таких игровых приёмов как пояснение, показ образца или способа действия с игровыми приёмами. Как говорил А.С. Макаренко, игра обязательно должна присутствовать в детском коллективе. Детский коллектив, не играющий, не будет детским коллективом…Игра – это ведущая деятельность ребенка, посредством которой он органично развивается, познает. 

      Что представляют собой дидактические игры?

 Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

    Характерные особенности дидактических игр заключаются в том, что они создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей. Однако, созданные в дидактических целях, они остаются играми. Ребенка в этих играх привлекает игровая ситуация, а играя, он незаметно для себя решает дидактическую задачу.

Однако, данный приём окажется эффективным лишь в том  случае, если взрослый сам будет действовать увлечённо и весело, заражая своим настроением детей.

  Игровые действия, связанные с игрушкой, картинкой или настольной речевой игрой, помогают ребёнку успешно выполнить задания взрослого. Использование игровых заданий позволяет ребёнку сменить позу, подвигаться и одновременно решить речевую задачу. Например, при отработке звука  «г», дети находят нужную картинку и в то же время изображают  важного гуся, вытягивая шею. Или  при подборе нужных слов к слову «мишка» используется дидактическая игра «Скажи, какой?».

      Многие дидактические игры приводят к обобщению и классификации, к употреблению слов, обозначающих обобщение, к употреблению слов, обозначающих обобщенные понятия (дикие животные или звери, домашние животные, ягоды овощи, фрукты).

    Окружающая ребенка действительность: предметы, обихода, люди, животные, картины, игрушки, природа – представляют богатый материал, который  используется для расширения детского восприятия и обогащения речи.

Структура дидактической игры:

I. Дидактическая задача - подчеркивает обучающий характер игры, направленность содержания на процесс познавательной деятельности, вытекает из программы воспитания и обучения в детском саду,

2. Игровая задача - определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка, вызывает желание и потребность решить её.

3. Игровые действия - основа игры, её сюжет, проявление активности детьми в игровых целях.

4. Игровые правила - определяют, что и как нужно делать в игре каждому ребенку, указывают путь достижения цели, воспитывают умение сдерживаться, управлять своим поведением.

    Дидактические задачи многих игр составлены так, что бы научить детей составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе и общественной жизни.

В процессе многих игр развитие мышления и речи осуществляется в неразрывной связи.

     В игре развивается способность аргументировать свои утверждения, доводы.  Дидактические речевые игры хороши тем, что их можно проводить в различной обстановке и, практически в любое время дня: в группе, собираясь на прогулку, во время прогулки и т.д. При всей своей простоте, дидактическая игра несет в себе множество  речевых задач, которые нужно решить в дошкольном возрасте.

Литература:

1. В.В. Гербова «Занятия по развитию речи» - М.: Просвещение, 1989.

2. Г.А. Тумакова «Ознакомление дошкольников со звучащим словом» - М.: Просвещение, 1991



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №1 «Сказка» п. Советский Республики Марий Эл

Роль дидактических игр и упражнений

в развитии речи дошкольников

            публикация

Подготовила: Иванова Галина Владимировна

        воспитатель

        2021

     В практике работы с дошкольниками в области «Речевое развитие» много внимания уделяется такому вопросу: как достичь оптимальной плотности занятия, обеспечить максимальную организованность и дисциплинированность детей, сохранив при этом необходимую для их возраста атмосферу непосредственности и эмоциональности.  Прежде всего, решению этой проблемы может способствовать чередование таких игровых приёмов как пояснение, показ образца или способа действия с игровыми приёмами. Как говорил А.С. Макаренко, игра обязательно должна присутствовать в детском коллективе. Детский коллектив, не играющий, не будет детским коллективом…Игра – это ведущая деятельность ребенка, посредством которой он органично развивается, познает. 

      Что представляют собой дидактические игры?

 Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

    Характерные особенности дидактических игр заключаются в том, что они создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей. Однако, созданные в дидактических целях, они остаются играми. Ребенка в этих играх привлекает игровая ситуация, а играя, он незаметно для себя решает дидактическую задачу.

Однако, данный приём окажется эффективным лишь в том  случае, если взрослый сам будет действовать увлечённо и весело, заражая своим настроением детей.

  Игровые действия, связанные с игрушкой, картинкой или настольной речевой игрой, помогают ребёнку успешно выполнить задания взрослого. Использование игровых заданий позволяет ребёнку сменить позу, подвигаться и одновременно решить речевую задачу. Например, при отработке звука  «г», дети находят нужную картинку и в то же время изображают  важного гуся, вытягивая шею. Или  при подборе нужных слов к слову «мишка» используется дидактическая игра «Скажи, какой?».

      Многие дидактические игры приводят к обобщению и классификации, к употреблению слов, обозначающих обобщение, к употреблению слов, обозначающих обобщенные понятия (дикие животные или звери, домашние животные, ягоды овощи, фрукты).

    Окружающая ребенка действительность: предметы, обихода, люди, животные, картины, игрушки, природа – представляют богатый материал, который  используется для расширения детского восприятия и обогащения речи.

Структура дидактической игры:

I. Дидактическая задача - подчеркивает обучающий характер игры, направленность содержания на процесс познавательной деятельности, вытекает из программы воспитания и обучения в детском саду,

2. Игровая задача - определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка, вызывает желание и потребность решить её.

3. Игровые действия - основа игры, её сюжет, проявление активности детьми в игровых целях.

4. Игровые правила - определяют, что и как нужно делать в игре каждому ребенку, указывают путь достижения цели, воспитывают умение сдерживаться, управлять своим поведением.

    Дидактические задачи многих игр составлены так, что бы научить детей составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе и общественной жизни.

В процессе многих игр развитие мышления и речи осуществляется в неразрывной связи.

     В игре развивается способность аргументировать свои утверждения, доводы.  Дидактические речевые игры хороши тем, что их можно проводить в различной обстановке и, практически в любое время дня: в группе, собираясь на прогулку, во время прогулки и т.д. При всей своей простоте, дидактическая игра несет в себе множество  речевых задач, которые нужно решить в дошкольном возрасте.

Литература:

1. В.В. Гербова «Занятия по развитию речи» - М.: Просвещение, 1989.

2. Г.А. Тумакова «Ознакомление дошкольников со звучащим словом» - М.: Просвещение, 1991


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Л.К. Ладутько, С.В. Шкляр. Картотека дидактических игр и упражнений по развитию речи дошкольников к разделу Человек и рукотворный мир. Книга, 96 с.

Замечательная книга и очень интересный материал! Рекомендую посмотреть и использовать на практике....

РОЛЬ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ

РОЛЬ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ...

Программа дидактических игр и упражнений для развития речи дошкольников

Работа, направленная на формирование у детей старшего дошкольного возраста грамматически правильной речи, расширение словаря, развитие логики мышления, расширение кругозора, развитие фонетических функ...

Методическое пособие: «Сборник дидактических игр и упражнений на развитие речи у дошкольников (5-7лет)»

Методическое пособие: «Сборник дидактических игр и упражнений на развитие речи у дошкольников (5-7лет)»Содержание:1. Введение………………&helli...

Роль дыхательных упражнений в развитии речи дошкольников с ТНР.

Консультация для логопедов и воспитателей логпедических групп....

Дидактические игры и упражнения для развития речи дошкольников

В пособии в соответствии с лексическими темами представлены игры, направленные на формирование у детей старшего дошкольного возраста грамматически правильной речи, расширение словаря, развитие логики ...