Программа дидактических игр и упражнений для развития речи дошкольников
учебно-методический материал по логопедии

Габдуллина Альфина Рифкатовна

Работа, направленная на формирование у детей старшего дошкольного возраста грамматически правильной речи, расширение словаря, развитие логики мышления, расширение кругозора, развитие фонетических функций, слухового внимания, памяти, развитие образованности и яркости речи очень актуальна и важна.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский

  сад «Журавушка» села Бижбуляк муниципального района  

  Бижбулякский район Республики Башкортостан

                                   

  Обсужден и утвержден на педагогическом совете №58 от 29 января 2016 года заведующий МАДОУ детский сад «Журавушка» с.Бижбуляк _______________ Зарипова Р.З.

Программа дидактических игр и упражнений для развития

         речи дошкольников

Актуальность

В раннем возрасте ребенок овладевает величайшим достоянием человечества – речью. Этот процесс не происходит сам собой, он развивается при активном воздействии на ребенка окружающих взрослых – обучением.

Дидактические игры и упражнения развивают речь детей; пополняют и активизируют словарь, формируют правильное звукопроизношение, развивают связную речь, умение правильно выражать свои мысли.

Кроме речевого развития, в игре осуществляется познавательное развитие, т.к. дидактические игры и упражнения способствуют расширению представлений об окружающей действительности, совершенствованию внимания, мышлению, памяти, наблюдательности.

Игра – это основной вид деятельности ребенка, а дидактическая игра – это одна из форм обучаемого воздействия педагога на ребенка.

Дидактические игры и упражнения являются ценным средством воспитания умственной активности, она активизирует психические процессы, вызывают у детей удовлетворения, облегчает процесс усвоения знаний.

Следовательно, работа, направленная на формирование у детей старшего дошкольного возраста грамматически правильной речи, расширение словаря, развитие логики мышления, расширение кругозора, развитие фонетических функций, слухового внимания, памяти, развитие образованности и яркости речи очень актуальна и важна.

Характеристика программы

                               Цели, задачи, ожидаемые результаты

Цель программы – развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений.

Задачи:

  1. Формирование системы научных знаний о природе и обществе.
  2. Развитие умственной деятельности: мыслительных процессов и операций; познавательной активности и самостоятельности.
  3. Воспитание познавательных интересов, любознательности.
  4. Формирование грамматически познавательной речи: расширение и активизация словаря, развитие внимания, памяти, мышления.
  5. Тренировка дикции и артикуляции; анализа звукового состава слов.

Ожидаемые результаты: Формирование у детей грамматически правильной речи.

Программа предназначена для детей 5-7 лет.

Этапы дидактических игр и упражнений:

  1. Развитие речевого внимания.
  2. Активизация словаря.
  3. Развитие слухового внимания и памяти.
  4. Анализ звукового состава слов.
  5. Лексико-грамматические упражнения.

Дидактический инструментарий:

Диагностика детей ведется по альбому для логопеда под автором Иншаковой О.В., который представляет собой иллюстрированный материал для проведения индивидуального обследования устной речи детей старшего дошкольного возраста. Он состоит из 6 частей: обследование звукопроизношения, фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений, слоговой структуры слов, словаря, грамматического строя речи, самостоятельной речи.

Настройтесь на радостное, заинтересованное общение с ребенком, эмоциональный контакт с ним. Поддержите малыша похвалой и поощрением за любую, даже самую маленькую удачу.

Будьте терпеливы и доброжелательны, тогда результаты занятий с ребенком вас обязательно порадуют.

  1. Развитие речевого внимания.

Исправь ошибки в сочинении Незнайки о своем огороде.

Капусту выкапывают из земли. Морковь не едят сырой. Когда люди режут свёклу, то всегда плачут. Картошку можно жарить. У редиски большая косточка. Огурец – сочный фрукт, кабачок – самый маленький овощ. Пугало нужно, чтобы привлекать бабочек.

Исправь ошибки в описании сказочных героев.

Колобок залез на дерево.

Карлсон надел пальто и полетел на крышу.

Красная Шапочка сняла свою белую панамку.

Золушка нагрубила мачехе и отказалась убираться в доме.

Буратино достал из огня золотой ключик.

Дюймовочка зашла в автобус и опустилась на сиденье.

Объясни, могут ли происходить в жизни перечисленные события.

- Свинья летает

- Рыба бежит к морю

- Петух кукарекает

- Муравей тащит бревно

- Носорог залез в нору

- Соловей ловит медведя

- Мама младше дочки

- Дедушка старше внука

- В холодильнике жарятся котлеты

- У кукушки вывелись котята

- Мальчики играют в баскетбол

- Пингвин ударил леопарда своим рогом

Найди и объясни ошибки в шуточных стихах.

К нам пришли зверята:

Белочки, ежата,

Утюги, моржи,

Голуби, стрижи.

К нам пришли зверята:

Щуки и телята,

Кошки и вороны,

Тигры, макароны.

К нам пришли зверята:

Окуни, ягнята,

Лоси и кукушки,

Пироги и плюшки.

К нам пришли зверята:

Цапли, жеребята.

Волки, лисы, утки,

И…спасибо шутке!

Реши задачки-шутки.

Наташа сорвала в саду 3 сливы, 2 груши и 2 морковки. Сколько фруктов набрала Наташа?

Сколько стаканов воды можно принести дуршлагом?

Мама несет арбуз. Сын говорит: «Мама, ты возьми меня на рука, а я понесу арбуз». Поможет сын матери?

На балконе сидели 3 голубя и 2 воробья. К ним прилетела одна бабочка. Сколько стало птиц?

Петя, Нина, Надя, Вова и Юра играли в прятки. Кого было больше: мальчиков или девочек?

Что едят жирафы, когда земля покрыта снегом?

В группе детского сада лыжи есть у пяти детей. Наступило лето. Сколько детей смогут покататься на лыжах?

Малыш бросил в ванну ложку, вилку и нож. Сколько предметов поплывет по воде?

На елке 8 веток. На каждой ветке выросло по одному плоду. Сколько осталось свечей?

  1. Активизация словаря.

Назовите еще 5 предметов такого же цвета (красный помидор, зеленая трава, желтый цыпленок, белый халат). Считай слова, загибая пальцы на руке.

Подбери названия пяти предметов к каждому сочетанию слов.

Можно стирать…

Можно пить…

Можно жарить…

Можно рисовать…

Можно есть…

Можно гладить…

Можно варить…

Можно фотографировать…

Можно дарить…

Можно разрезать…

Можно бросать…

Можно измерять…

Вспомни и назови только те предметы, про которые мы говорим:

Один –

Одна –

Одно –

Одни –

Закончи фразу, каждый раз подбирая слова.

- Каждый знает, что желтым бывает…

- Каждый знает, что сильным бывает…

- Каждый знает, что новым бывает…

- Каждый знает, что легким бывает…

- Каждый знает, что круглым бывает…

- Каждый знает, огромным бывает…

- Каждый знает, красивым бывает…

- Каждый знает, тяжелым бывает…

- Каждый знает, глубоким бывает…

- Каждый знает, полезным бывает…

Назови слово с противоположным значением, то есть слово-противник.

Не друг, а…

Не рассвет, а…

Не холод, а…

Не сахар, а…

Не подъем, а…

Не конец, а…

Не верх, а…

Не беда, а…

Не яма, а…

Не вход, а…

Не шершавый, а…

Не высокий, а…

Не бедный, а…

Не сухой, а…

Не длинный, а…

Не добрый, а…

Не мелкий, а…

Не грустный, а…

Не узкий, а…

Не отнимать, а…

Не придвигать, а…

Не кричать, а…

Не спрашивать, а…

Не ссориться, а…

Не ломать, а…

Не ругать, а…

Не плакать, а…

Не отдыхать, а…

Помоги Незнайке закончить свою мысль.

- Такой же пушистый, как…

- Такой же веселый, как…

- Такой же колючий, как…

- Такой же хитрый, как…

- Такой же смелый, как…

- Такой же добрый, как…

- Такой же шершавый, как…

- Такой же глубокий, как…

- Такой же толстый, как…

- Такой же шустрый, как…

- Такой же высокий, как…

- Такой же ровный, как…

- Такой же светлый, как…

- Такой же гладкий, как…

- Такой же блестящий, как…

- Такой же сильный, как…

- Такой же быстрый как…

Дополни каждую фразу, быстро подбирая нужные слова. Считай количество подобранных слов, загибая пальцы на руке.

Я знаю молочных продуктов…

Я знаю 5 крупных птиц…

Я знаю 6 лиственных деревьев…

Я знаю 5 умывальных принадлежностей…

Я знаю 5 головных уборов…

Я знаю 5 мелких животных…

Я знаю 5 музыкальных инструментов…

Я знаю 5 видов спорта…

Я знаю 5 летающих насекомых…

Я знаю 5 животных Севера…

  1. Развитие слуховых внимания и памяти.

Хлопни в ладоши над головой, если будет названо живое и маленькое.

- муравей

- птица

- слон

- бегемот

- булавка

- комната

- божья коровка

- дом

- гусеница

- муха

- ванна

- бассейн

- пчела

- монета

Послушай названия 4 предметов, а затем повтори их в другом порядке: от самого маленького к самому большому.

СЛОН – ВОЛК – ЖУК – КОТ

УТКА – ЛЕБЕДЬ – ВОРОНА – ВОРОБЕЙ

ВИШНЯ – СЛИВА – АНАНАС – АРБУЗ

КИТ – ДЕЛЬФИН – ЩУКА – ЕРШ

ОКЕАН – ПРУД – МОРЕ – ЛУЖА

ТРАССА – ДОРОГА – ТРОПИНКА – ШОССЕ

Послушай три близких по звучанию слова и назови то, что можно есть.

- КАРТОШКА. ЛОЖКА. ОКРОШКА.

- АПЕЛЬСИН. БЛИН. МАНДАРИН.

- КОНФЕТКА. КОТЛЕТКА. РАКЕТА.

- МИСКА. СОСИСКА. ИРИСКА.

- БАНАН. ДИВАН. БАРАБАН.

- ПИРОГИ. САПОГИ. УТЮГИ.

- ЛИМОН. ВАГОН. БУЛЬОН.

- МЕД. КОМПОТ. ПЛОТ.

- САЛОЮ ЗАЛЫ. ХАЛА.

- ВИНОГРАД. МАРМЕЛАД. ФОТОАППАРАТ.

- ПИРОЖОК. ТВОРОЖОК. ГОРШОК.

- СОЛЯНКА. ПОЛЯНКА. СКЛЯНКА.

- БУЛОЧКА. БУДОЧКА. ДУДОЧКА.

- КАБАЧОК. КРЮЧОК. ЗНАЧОК.

- АНАНАС. КВАС. КОНТРАБАС.

-САЛАТ. ХАЛАТ. МАРМЕЛАД.

- КАЛАЧ. КУЛИЧ. ЦИРКАЧ.

- ТОРТЫ. ШОРТЫ. КОРТЫ.

- ПЛОМБИР. КЕФИР. СЫР.

- ЖАКЕТ. БУКЕТ. ПАКЕТ.

- СУП. ЗУБ. ДУБ.

Послушай, какие плоды растут в сказочном королевстве. Объясни – из каких знакомых слов составлены их названия.

ОГУРБУЗЫ

ПОМИДЫНИ

БАКЛАЧОК

УКРУШКА

ГРУМИДОРЫ

ЧЕСЛУК

СЛИЖОВНИК

МОРКОФЕЛЬ

ВИШБРИКОС

  1. Анализ звукового состава слов.

Послушай 4 слова. Повтори их в другом порядке: от самого короткого к самому длинному.

СОСНА – БЕРЕЗА – ДУБ – ЛИСТВЕННИЦА

СВЁКЛА – АВОКАДО – ЛУК – АПЕЛЬСИН

ГРУЗДЬ – ПОДБЕРЕЗОВИК – РЫЖИК – МУХОМОР

ЛАСТОЧКА – ГРАЧ – ГАЛКА – ПЕРЕПЕЛКА

ШКАФ – ТУМБОЧКА – ДИВАН – РАСКЛАДУШКА

Назови слова, в конце которых одинаковые звуки.

Кактус, мухомор, телевизор, замок, костер, компас, автобус, чеснок, дятел, крокодил.

Назови три звука по порядку в каждом слове.

Дом, дым, сом, кот, шар, жук, бык, пол, сок.

С какого звука начинаются слова?

Лодка, ложка

Шуба, шапка

Рыба, ракета

Сок, собака

  1. Лексико-грамматические упражнения.

Игра «Из чего сделано?»

Образец. Игрушки из резины – резиновые игрушки.

Игрушки из пластмассы - …

Игрушки из металла - …

Игрушки из плюша - …

Игрушки из дерева - …

Игрушки из стекла - …

Игрушки из бумаги - …

Игра «Сосчитай до пяти».

Взрослый предлагает просчитать до 5 слово «кукла» и словосочетания «звонкий мяч», «яркая погремушка», «интересное лото».

Игра «Назови ласково».

Образец. Птенец – птенчик.

Слова: перо, шея, крыло, синицы, голубь, воробей, гнездо.

Игра «Дополни предложение».

Воркует как… (голубь).

Каркает как… (ворона).

Стрекочет как… (сорока).

Стучит как… (дятел)

Красногрудый как… (снегирь).

Игра «У кого кто?».

У кошки – котенок.

У кошки – котята.

У собаки – щенок.

У собаки – щенки.

У крольчихи – крольчонок.

У крольчихи – крольчата.

У коровы – теленок.

У коровы – телята.

У козы – козленок.

У козы – козлята.

У свиньи – поросенок.

У свиньи – поросята.

Игра «Лишний, потому что…».

Лось, свинья, корова.

Щенок, гусь, ягненок, теленок, хлев, собака, кот.

Теленок, лошадь, поросенок.

Корова, лошадь, верблюд.

Хрюкает, мычит, корова, скачет.

Говядина, свинина, теленок.

Игра «Чей? Чья? Чье? Чьи? и моя семья». Ответить на вопросы: «Чей? Чья? Чье? Чьи?».

Слова (что?): шарф, пижама, пальто, носки.

Слова (семья): мама, папа, дедушка, бабушка, братишка, сестренка.

Игра «Назови правильно».

На улице холодно. – День холодный.

На улице дождь. - …

На улице ветер. - …

На улице пасмурно. - …

На улице солнце. - …

Игра «Кто где работает?». Ребенку предлагается назвать, на каком транспорте работает представитель профессии.

Образец. Стюардесса – самолет.

Слова: проводница, кондуктор.

Игра «Путаница». Ребенку предлагается исправить по смыслу предложение.

Врач шьет одежду.

Водитель рисует картины.

Учитель варит суп.

Строитель лечит детей.

Швея строит дома.

Клен, береза – красивые цветы.

Ель, липа, сосна – хвойные деревья.

На березе висят длинные шишки.

Весной с деревьев опадает листа.

У дерева много стволов, а у куста один ствол.

Кусты выше деревьев.

Игра «Доскажи словечко». Ребенку предлагается закончить предложение.

Стрекоза большая, а комар…

Бабочка летает, а гусеница…

Сверчок стрекочет, а жук…

Игра «Назови ласково».

Образец. Молоко – молочко.

Слова: творог, сахар, хлеб, масло.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речь ребенка. Игры и упражнения для развития речи дошкольников.

Проблема развития речи у детей особенно остро чувствуется учителями начальных классов. Неправильно произнося звуки, ученик пишет с ошибками, скудный словарный запас мешает в восприятии нового материал...

Л.К. Ладутько, С.В. Шкляр. Картотека дидактических игр и упражнений по развитию речи дошкольников к разделу Человек и рукотворный мир. Книга, 96 с.

Замечательная книга и очень интересный материал! Рекомендую посмотреть и использовать на практике....

Речь ребенка. Игры и упражнения для развития речи дошкольников.

Проблема развития речи у детей особенно остро чувствуется учителями начальных классов. Неправильно произнося звуки, ученик пишет с ошибками, скудный словарный запас мешает в восприятии новог...

Роль дидактических игр и упражнений в развитии речи дошкольника

В публикации раскрыта роль дидактических игр и упражнений для речевого развития детей дошкольного возраста...

Методическое пособие: «Сборник дидактических игр и упражнений на развитие речи у дошкольников (5-7лет)»

Методическое пособие: «Сборник дидактических игр и упражнений на развитие речи у дошкольников (5-7лет)»Содержание:1. Введение………………&helli...

Дидактические игры и упражнения для развития речи дошкольников

В пособии в соответствии с лексическими темами представлены игры, направленные на формирование у детей старшего дошкольного возраста грамматически правильной речи, расширение словаря, развитие логики ...