"Югра - мой край родной».
план-конспект занятия (старшая группа)

Умалатова Мадина Абдулмуслимовна

Продолжать знакомить с родным краем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 10.12._yugra-moy_kray_rodnoy.docx36.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Белочка»

с приоритетным осуществлением деятельности

по физическому развитию детей

«Югра -  мой край родной».

   

                                Подготовила:

Умалатова М.А.

г. Пыть –Ях 2020г.

Тема: «Югра -  мой край родной».

Цель: Продолжать знакомить с родным краем.

Задачи:

1. Образовательные задачи: дать знания  о богатстве родного края, о том, что богатством родного края пользуются народ России и народы других стран; расширить и закрепить знания детей о природе родного края, культуре, быте коренных народов Севера.

2.Развивающие задачи: учить употреблять в своей речи национальные термины, развивать связную речь, память, мышление, умение рассуждать, делать выводы.

3.Воспитательные задачи: воспитывать  любовь к родному краю, любовь и бережное отношение к природе родного края; воспитывать уважение к людям, к их труду, вызвать желание быть похожими на них; воспитывать  уважение к жителям коренных национальностей Севера, вызвать желание работать сообща, видеть вклад своего труда по завершению работы.

Интеграция обр.обл.: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Виды детской деятельности: игровая, познавательная, двигательная, продуктивная.

Форма и методы: эмоциональный настрой, показ, беседа, игровая мотивация, словесный, наглядный, практический.

Материал: Карта Нефтеюганского района, Тюменской области, глобус, макет чума и народные игрушки ханты и манси, иллюстрации с изображением животных и растений Севера, изображение ремесел ханты и манси: рыболовство, оленеводство, народно-прикладное искусство ханты и манси, предметные картинки хвойных и лиственных деревьев, ягод (северных и растущих на юге), слайды: северной природы, нефтяных и газовых вышек, праздники ханты и манси.

Ход ООД.

1. Организационный момент.

- Я рада видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением! Этот день мы проведем вместе. Пусть вам он принесет радость и много новых интересных впечатлений. Давайте радовать друг друга!

2. Вводно-организационный

Воспитатель: - Сегодня, ребята, у нас будет интересное путешествие, а где будем путешествовать, я предлагаю сделать вывод в конце нашего путешествия.  В течение путешествия будут вопросы и ваши ответы, мы будем выполнять интересные задания, а также просматривать интересные слайды и комментировать их. И так, путешествие начинается.

3. Обьяснение нового.

- Что это за шар? (На столе стоит географический глобус)

Дети: - Глобус.

Воспитатель: - А что такое глобус?

Дети: - Глобус -  это макет нашей  Земли.

Воспитатель: - Скажите, пожалуйста, а почему суша разрисована разноцветными красками.  Что обозначают эти разные цвета на глобусе?

Дети: - Это разные государства на планете Земля.

Воспитатель: - А  какие государства вы можете назвать?

 (Даю время для размышления)

 Дети: Америка, Турция, Китай и т. д.

Воспитатель: - А как  же называется наша страна?

Дети: - Наша страна - Россия,  Российская Федерация.

Воспитатель: - Правильно, ребята. Мы живем в России. В Российской Федерации. Это наша большая Родина. А как называется город, главный город страны, сердце России?

Дети: - Город Москва.

Воспитатель: Помогите мне найти на карте России то место, где проживаем мы.

(Дети определяют место нашего проживания)

Воспитатель: - Вы многие родились здесь. Как вы думаете, как называется то место, где  родился человек и живёт?

Дети:- Родной край

Воспитатель:- Это большая или малая Родина?

Дети: - Это малая Родина.

Воспитатель: - Малая Родина тоже имеет своё название. Как называется наша малая Родина?

Дети: - Наша малая Родина называется - Югра

Воспитатель: - А точнее кто вспомнит и назовёт наш округ?

Дети: - Ханты – Мансийский автономный округ – Югра.

Воспитатель: - А где на карте расположен Ханты – Мансийский автономный округ - Югра? На севере, юге или на средней полосе России?

Дети: - Он находится на севере нашей страны.

Воспитатель: - Как называется  столица Ханты – мансийского автономного округа?

Дети: - Город Ханты - Мансийск.

Воспитатель: - Много разных районов находится в Ханты – Мансийском  автономном округе.

(Подвожу к карте Ханты - Мансийского автономного округа)

Как же называется наш район?

Дети: - Нефтеюганский район.

Воспитатель: - Покажите, пожалуйста на карте Ханты – Мансийского автономного округа?

Воспитатель: - А что означает название нашего города Пыть-ях?

Дети: - Город хороших людей.

 Воспитатель: - Ребята, чем богат Ханты – Мансийский округ и наш район в том числе?

Дети: - Здесь добывают нефть, газ.

Воспитатель: - Газ и нефть – это главное богатство Югры. Пользуются газом и нефтью не только югорчане, и  не только люди России. Газ и нефть  отправляют по трубам по всей нашей стране, а также и в другие государства.

Воспитатель: - Как вы думаете, легко добывать газ и нефть?

Дети: - Нет, не легко. Очень холодная зима. Трескучие морозы. Летом комары и мошкара.

Воспитатель: - Да, добыча газа и нефти настоящая мужская работа. Обратите внимание на лица этих мужественных и сильных людей. Не боятся морозов, холодов и ветров. Это настоящие герои.

 Ребята, некоторые  коренные жители занимаются рыболовством.  Чем  еще  занимается коренное население?

Дети: - Охотой, оленеводством,  сбором дикоросов.

Воспитатель: - Что такое дикоросы?

Дети: - Это грибы и ягоды.

Воспитатель: - Почему грибы и ягоды в народе называют дикоросами?

Дети: - Потому что грибы и ягоды никто не сажают, они сами вырастают.

Воспитатель: - Из каких двух слов состоит слово «дикоросы»?

Дети: - Дико растут.

Воспитатель: - Правильно, грибы и ягоды северные не растут в саду,  и никто их не высаживает, они растут  в природе самостоятельно, чаще в диких местах. Какие же ягоды растут на Севере?

Дети: - Голубика, черника, брусника, клюква, морошка.

Воспитатель: - А какие деревья  и кусты растут на севере?

Дети: - Лиственница, сосна, кедр, ель, шиповник, можжевельник.

Воспитатель: - Что это за сооружение стоит?

Дети: - Чум.

Воспитатель: - А что такое чум?

Дети: - Это жилище ненцев.

Воспитатель: - Я не видела в Пыть-яхе чум. В нашем городе построены кирпичные, брусовые дома.

Дети: - Чумы собираются в стойбищах, в тайге.

Воспитатель: - А кто в них проживает?

Дети: - Коренные жители: ханты и манси, ненцы, селькупы.

Воспитатель: - А почему они живут в чумах?

Дети: - Потому что чум можно собрать, перевести на другое место и снова поставить.

Воспитатель: - А для чего это необходимо делать?

Дети: - Потому что коренные жители пасут оленей. Когда корм заканчивается, то стадо перегоняют на другое место, а для этого и чум перевозят на новое место.

Воспитатель:- А из чего сделан чум?

Дети:- Из оленьих шкур.

Воспитатель: - Вы говорили, что зима у нас холодная, студеная, дуют ветра. Не холодно ли в тундре зимой?

4. Динамическая пауза.

Вот и сейчас я предлагаю поиграть в игру «Хэйро». Слово «хэйро» означает «солнце». Чтобы нам согреться.

(Проводится подвижная игра «Хэйро».)

Дети: - Холодно, но люди тепло одеты?

Воспитатель: - Правильно ребята, женщины одеты в ягушку, мужчины в малицу.

(Обращаю внимание на слайды с изображением тундры и людей)

Воспитатель: - А ноги обуты в кисы и бурки.

Воспитатель: - Одежда коренных народов не только теплая, но и нарядная. Одежда вышита орнаментом.

Воспитатель: - Орнаменты бывают разные. Они означают оленьи рога, заячьи ушки, ветки берез, рога лося, щучьи зубы. Узоры взяты из природы.

 Воспитатель: Ребята, северный народ не только мужественный, но и талантливый. Ненецкие авторы сложили много стихов, песен о родном крае, сочинили сказки и рассказы. Наряду с этим они пользуются народными подвижными играми. Мы с вами в эти игры  поиграем.

5. Практическая часть.

Воспитатель: - А сейчас я предлагаю поиграть в игру, которая называется

«Что где растет?». Для этого предлагаю вам разделиться на две команды способом пересчета на один и два.( Дети самостоятельно  разбиваются на 2 команды.)

Воспитатель: - Послушайте правила игры. На столе справа лежат карточки с изображением ягод, растущих на севере и юге нашей страны. Первой команде необходимо  выбрать только северные ягоды и разместить их на доске справа. Второй команде необходимо среди карточек на столе слева выбрать только те деревья, которые растут только в нашем родном краю и разместить их на доске слева.

1- ая команда - отбирает ягоды, растущие на севере

2-ая команда – отбирает деверья и кустарники  севера

( Дети проверяют правильность выполнения задания противоположной команды)

Дети выполняют задание, потом проверяют правильность выполнения друг у друга.

6. Рефлексия.

- Наше путешествие окончено.

- Скажите,  пожалуйста, где происходило наше путешествие?

Дети: - Мы путешествовали по родному краю, по Ханты – Мансийскому автономному округу.

Воспитатель: - Молодцы, вы все были активными, показали хорошие  знания, свое умение. Спасибо за ваш труд!

- Что Вам больше всего понравилось?

- Что бы вам еще хотелось узнать про свой родной край? (Дети высказывают свои предложения)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Югра – мой край родной»

Программа родительского клуба по расширению знаний о северном крае....

Конспект занятия НОД (познавательное развитие) в cтаршей группе детского сада по теме «Югра – наш край родной»

Предлагаю Вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшей  группы (5-6 лет) по теме «Югра - наш край родной». Данный материал будет полезен воспитателям старшей...

Проект « Югра – мой край родной»

Проект по ознакомлению старших дошкольников с родным краем « Югра – мой край родной»...

"Югра- мой край родной"

Конспект НОД для детей подготовительной к школе группы  по теме "Югра-мой край родной""...

Аннотация к проекту "Югра наш край родной"

Проект направлен на формирование у детей представлений о родном крае, культуре и быте народов Севера....

Сценарий праздника «Югра- мой край родной!»

В ходе мероприятия дети смогут расширить знания  о жизни, быте и культуре народов ХМАО через национальные игры, песни, танцы....