Сценарий праздника «Югра- мой край родной!»
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Горбунова Ольга Егоровна

В ходе мероприятия дети смогут расширить знания  о жизни, быте и культуре народов ХМАО через национальные игры, песни, танцы.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_prazdnika_yugra-_moy_kray_rodnoy.docx22.97 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий праздника «Югра- мой край родной!»

Задачи:

• Расширять знания детей о жизни, быте и культуре народов ХМАО через национальные игры, песни, танцы.

• Приобщать к богатому литературному наследию поэтов ханты и манси, к устному народному творчеству народов Югры.

• Обогащать словарный запас детей национальными названиями края, предметов быта, одежды, ремесел, символикой.

• Воспитывать уважение к самобытной культуре коренных народов ХМАО.

Звучит торжественная музыка, в зал входят старшая и подготовительные группы парами,

 у первых детей в паре в руках флаг России и флаг Югры,

у центральной стены они расходятся на две колонны.

Звучит стихотворение в записи:

Люблю тебя, мой край родной,

За зимний холод, летний зной.

За рек студеную прохладу,

За щедрой осени отраду.

За гладь озер и шум лесов,

За щебет птичьих голосов.

За то, что я здесь родилась,

И жизнь моя с твоей слилась.  

Дети читают торжественные стихи:

1: Много стран на белом свете,

Я сегодня, скажу не тая,

Но милее нигде края нету,

Чем родная Югра, ты моя.

2: Считаю свой край богатырски богатым,

Здесь самые лучшие в мире девчата.

Здесь самые смелые парни на свете,

Югра – ты красивее всех на планете!

3: Не зря край родной мой Югорским зовут,

Фонтаны из нефти до неба здесь бьют,

И там, где шумела когда-то тайга,

В лесах новостроек теперь города.

4: Я счастлив, что в крае Югорском родился,

Что с ним я судьбою навек породнился.

Горжусь я, и гордость свою не скрываю

Стихи я и песни Югре посвящаю!

5: Ты - святая земля, ты надежда,

Ты богатством своим дорога.

Летним зноем, зимой белоснежной,

Дорогая моя Югра.

Звучит Гимн Югры.

Затем под торжественную музыку дети проходят на места по обе стороны зала.

Ведущая:

-  «Югорский край» - какую территорию так называют? (ответы детей – ХМАО).

-  Какие города в нашем округе вы знаете (ответы детей – Покачи, Нефтеюганск, Нижневартовск, Сургут)

- Какие поселки есть в ХМАО? А как называется наш район?

- В каком городе живем мы с вами? Что обозначает это хантыйское название «Покачи»?

- Сегодня Ханты Мансийский автономный округ отмечает свой 85-и летний юбилей. А вы знаете, что названием округ обязан коренным жителям.

- Как они называются? Правильно, это ханты и манси. Эти люди издревле живут на земле, которую назвали Югрой или Югорией. А вот что обозначает слово «хант»?

Мальчик в хантыйском костюме читает отрывок из стихотворения Ю. Шесталова

- «Всех людей мы называем ханты, ханты - русский, ненец и узбек.

Потому что слово это «ханты» - в переводе значит «человек».

Ведущая:

-  Ребята, у нашего округа есть свои символы. Мы уже услышали гимн, а вот герб ХМАО.  Зеленый цвет на гербе и еловые ветки означают, что в крае много лесов. Синий цвет – символизирует о множестве рек и озер. Венчает герб – национальный орнамент «оленьи рога», что говорит об основном занятии народов – оленеводстве. А какой же народ без своего национального языка, на котором они говорят. Этот язык понимают ханты и манси, и вы послушайте, как красиво он звучит.

Отрывок стихотворения «Унт» («Тайга»)

на хантыйском языке Ю. Шесталова в аудиозаписи.

Ведущая: Сегодня праздник, все красиво одеты, мы сегодня встречаем гостей. У народа ханты есть свои национальные костюмы. Как называется женская одежда у народов ханты и манси? Правильно, это сах. Про это даже наша поэтесса Мария Вагатова рассказывает так:

«И горда я, и красива, яркий сах на мне искрится.

Я вольна и терпелива, с тундрою своей сродниться»

Ведущая:

- Да, уважаемые, такую красивую одежду шьют женщины. Очень они любят вышивать бисером свои сумочки, кошельки, украшать рукавицы, платья разными узорами. Узоры они берут из природы. Что увидели, то и заметили. Что заметили, то и вышили.

- А какие народные узоры Севера вы знаете (ответы детей: заячьи ушки, оленьи рожки, ветки березы, щучьи зубы, охотники, северное сияние) А еще женщины – хантеечки очень любят танцевать. Эй, подружки мои выходите, и гостей повеселите.

Танец детей под хантейские напевы.

Ведущая: Северный край – край холодный и суровый. Чтобы выжить в таких нелегких условиях, хантам нужно теплое и надежное жилье. Как называется хантыйский дом? Правильно, это чум. О чуме рассказывает наша северная поэтесса Огдо Аксенова так:

Стихотворение «Чум » (из книги «Приезжайте в тундру к нам»)

-«Связали шест с другим шестом, потом еще с одним шестом, покрыв оленьей шкурой.

И вот готов хантыйский дом. Мы чумом этот дом зовем в тайге холодной, хмурой».

Ведущая: Дорогие гости, посмотрите, какой красивый у меня чум. Вам он нравится? Тогда предлагаю и себе построить такой же.

Игра «Чум » (старшая группа)

Ведущая начинает мешать в котле воду,

подметать перед чумом, поправлять шкуры на чуме.

Ведущая:

- Ребята, мальчики и мужчины в каждом хантыйском стойбище занимаются рыболовством, потому что наш край богат реками и озерами. Матушка река нас кормит рыбой, ее мы сушим, солим на долгую и холодную зиму.

Много рыбы можно наловить! Это потому, что в нашем краю много рек, озер, и ручейков, где водится много разной рыбы. И пока готовится рыбный суп, можно поиграть в народную игру «Ручейки и озера».

Игра «Ручейки и озера»

Ведущая мешает в котле: Вот и суп почти готов. Добавлю травки лесной, ветра таежного, и почти готов наш хантыйский суп. Мы – женщины, хранительницы очага, а мужчины наши – это охотники. Чтобы отправиться на охоту, у них должны быть помощники. Кто они? (ответы детей: олени, собаки) . А вы отгадайте сами:

Словно царскую корону, 
Носит он свои рога. 
Ест лишайник, мох зеленый. 
Любит снежные луга.  (Олень)

Ведущая: Правильно, оленей или собак охотники запрягают в специальные сани. Как называются эти сани (ответ детей: нарты.) Да, и получаются настоящие упряжки. На упряжках можно и на охоту, и на праздник ехать.

Игра «Оленья упряжка»

Ведущая: Но прежде, чем на охоту отправиться, я должна об этом спросить у нашего старейшины – шамана. В каждом хантыйском стойбище есть такой человек, который соединяет мир людей с миром природы. Он хорошо слышит и понимает Землю, Воду и Небо, он помогает лечить болезни и даже предсказывает будущее. Это шаман. По древнему обычаю, все охотники перед охотой должны пройти обряд очищения водой или снегом, чтобы охота была чистой и удачной.

У хантов веселье начинается после удачной охоты. Охотники соревнуются в прыжках через нарты. В древности считалось, кто умеет прыгать через нарты, тот и настоящий охотник.

Игра «Прыжки через нарты»

Двое игроков бегут и прыгают через нарты, поставленные друг от друга на расстоянии 1 м. Нарты-сани имеют длину 1 м, ширину 30–40 см, высоту 20 см. Сделать их можно из картона. Выигрывает тот, кто быстрее прибежит и не заденет нарты.

Правила игры. Бежать надо от черты до черты по сигналу «Беги!». Сначала ставят двое нарт (саней), затем можно добавить еще двое.

Ведущая:  Какие ловкие ребята, настоящие охотники. Но я слышу Небо, оно воет, завывает, я слышу Землю, она замерзает. Это от нас уходит на покой наш отец – Солнце. Солнце для нас – это самое святое, потому как солнце – это тепло, это свет, это жизнь.

Вед: Давайте и мы сегодня позовем Солнце и поиграем с ним.

Игра «Хэйро »

Играющие становятся в круг, берутся за руки, идут по кругу приставным шагом, руками делают равномерные взмахи вперед-назад и на каждый шаг говорят хейро. Ведущий-солнце сидит на корточках в середине круга. Игроки разбегаются, когда солнце встает и выпрямляется (вытягивает руки в стороны).

Правила игры. Все игроки должны увертываться от солнца при его поворотах. На сигнал «Раз, два, три - в круг скорей беги!» те, кого ведущий не задел, возвращаются в круг.

В недрах нашей северной земли умные люди – геологи нашли черное золото – это нефть. Вот поэтому по нашей земле люди ведут нефтепровод. Благодаря работе нефтяников на нашей Югорской земле среди болот и непроходимой тайги выросли многочисленные современные поселки и города, построены дороги и мосты, аэропорты и много еще разных сооружений на благо людей. И вы, ребята, когда вырастите большими и умными, тоже, наверное, станете нефтяниками и будете строить новые и новые нефтепроводы, новые поселки и города.

Если наши нефтяники будут укладывать нефтепровод правильно по чертежу, то ничего страшного не произойдет.

Игра «Построй нефтепровод»

Игра «Перетягивание каната»

Ведущая: Сегодня на нашем празднике мы и пели, и танцевали, в игры народные играли, и много о жизни народов ханты и манси узнали. Вам понравилось у меня в гостях? И вы мне тоже понравились, гости дорогие! И по старинному обычаю я хочу вас угостить дарами нашей богатой Югорской земли.

Угощение.

Вед: Как же нам Югрою не гордиться, как нам эту землю не любить,

Родины ты малая частица, без которой нам нельзя прожить.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника «Югра- мой край родной!» для детей от 5 до 6 лет. Подготовила воспитатель: Кузнецова Н.В.

Сценарий праздника «Югра- мой край родной!»Подготовила воспитатель: Кузнецова Н. В....

Сценарий праздника "Ямал - мой край родной!"

Сегодня наш вечер посвящен родному краю, Ямало- Ненецкому округу. Сегодня о Ямале знает весь мир. На бескрайних просторах округа сегодня кипит работа. На нашем Ямале добывают нефть, газ. Рыбаки ловят ...

Сценарий праздника на тему: «Край родной - Башкортостан» для воспитанников средних групп

Цель: Формирование духовно-нравственных ценностей у воспитанников.Задачи:Образовательные:Познакомить воспитанников с символикой республики Башкортостан;Расширять представления воспитанников о родном к...

Сценарий праздника " Ямал мой край родной!

Сценарий праздника " Ямал мой край родной...

Сценарий праздника " Башкортостан , мой край родной"

Праздник " Башкортостан, мой край родной " приобщит детей к национальной культуре и традициям разных народов....

Проект по ознакомлению старших дошкольников с родным краем « Югра – мой край родной»

В проекте представлен опыт работы по организации сотрудничества педагога с родителями в вопросах художественно-эстетического развития детей. Сущность работы заключается в оптимизации взаимодействия в ...

Сценарий праздник "Югра- мой край родной"

Сценарий праздник "Югра- мой край родной"...