Дидактические игры по сенсорному воспитанию детей
картотека (младшая группа)

Васильева Ксения Александровна

Дидактические игры по сенсорному воспитанию детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry_po_sensornomu_vospitaniyu_detey_2019.docx23.52 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр по сенсорному воспитанию детей раннего возраста

Составила:

воспитатель Васильева К. А.


Собери пирамидку»

Цель: развивать ориентировку ребенка в контрастных величинах предметов.

Материалы: пирамидка из 4 – 5 колец.

Методические приемы: пирамидка собирается из большой, состоящей из 8 – 10 колец. Для детей этого возраста такую пирамидку собирают через одно кольцо, т. е. разница в величине колец здесь более контрастная.

«Разложи по коробочкам»

Цель: фиксировать внимание детей на цветовые свойства предметов.

Дидактический материал: разноцветные коробочки, фигурки желтого и зеленого цветов.

Методические приемы: воспитатель предлагает детям подобрать желтую фигурку к коробочке такого же цвета.

 «Где моя шапочка?»

Цель: развитие умения различать и называть основные цвета, развитие усидчивости, моторики пальцев рук, умения соотносить предметы по цвету.

Оборудование: куколки в платьях основных цветов и такие же шапочки.

Ход игры: воспитатель раскладывает на столе четырех куколок в платьях основных цветов. Ниже раскладываются шапочки соответствующих цветов в другом порядке. Детям предлагается выбрать для каждой куклы шапочку, подходящую по цвету к платью, и надеть ее.

«Складывание матрешки с двумя вкладышами»

Цель: продолжать учить простым действиям с предметами, отличающимися по величине.

Дидактический материал: комплект из трех матрешек (для каждого ребенка и взрослого).

Методические приемы: показ действий и сопоставление величины разных предметов сопровождаются словами: открой, закрой, маленькая, большая, меньше, больше, такая, не такая.

«Найди такой же»

Цель: подбор предметов по образцу.

Дидактический материал: три шарика, три кубика одного цвета и величины.

Методические приемы: воспитатель предлагает детям, играя, найти предметы такой же формы

«Собираем ожерелье»

Цель: развитие мелкой моторики, глазомера, координации, умения сортировать предметы по признакам, понимания, каким образом сделаны некоторые окружающие нас вещи.

Оборудование: прочный шнур, бусины, кубики или другие предметы с отверстием в центре.

Ход игры: в первом варианте игры на тему «Соединяем предметы» у малышей должно получиться разноцветное ожерелье. Порядок нанизывания деталей свободный. Второй вариант – это нанизывание бусин, чередующихся по форме, третий вариант – чередование по цвету. В зависимости от уровня развития ребенка задания можно усложнять.

«Геометрические вкладыши»

Цель: выработка умения узнавать и различать форму плоских фигур и их положение на плоскости, знакомство с названиями фигур.

Оборудование: коробочки с различными геометрическими фигурами крупного размера.

Ход игры: воспитатель объясняет, что нужно раскладывать фигуры в коробочки в соответствии с образцом (круг к кругу, квадрат к квадрату и т.д.). По мере освоения ребенком простых фигур переходим к более сложным.

«Оденем куклу»

Цель: подбор к образцу парных предметов одного цвета.

Дидактический материал: варежки красного и синего цветов.

Методические приемы: воспитатель предлагает детям одеть кукле варежки. Ставит перед детьми 4 варежки (2 красного и 2 синего цвета). Надевает на одну ручку варежку красного цвета, а на другую предлагает надеть детям. Если дети справились с заданием, игру повторяют, используя варежки синего цвета.

«Чудесный мешочек»

Цель: закреплять знания детей о форме (куб, шар, кирпичик).

Дидактический материал: мешочек с предметами разной формы.

Методические приемы: определять на ощупь предметы.

«Разложи по коробочкам»

Цель: фиксировать внимание детей на цветовые свойства предметов.

Дидактический материал: разноцветные коробочки, фигурки желтого и зеленого цветов.

Методические приемы: воспитатель предлагает детям подобрать желтую фигурку к коробочке такого же цвета.

«Подбери крышку к коробочке»

Цель: подбор предметов по образцу.

Дидактический материал: коробочки разных форм (круглая, четырехугольная, прямоугольная, треугольная) и соответствующие им крышки.

Методические приемы: воспитатель, держа руку ребенка, его пальчиком обводит форму отверстия коробки. Затем показывает предмет, сопровождая действие словом. На глазах у детей опускает предмет в соответствующее отверстие. После этого предлагает детям это задание.

«Палочки цветные»

Цель: фиксировать внимание детей на цветовых свойствах игрушек, формировать простейшие приемы установления тождества и различия цвета однородных предметов.

Дидактический материал: палочки красного, желтого, зеленого, синего, белого, черного цветов (по 10 каждого цвета).

Методические приемы: вначале воспитатель распределяет палочки сам, затем предлагает кому – либо из детей взять любую палочку, посмотреть, где лежат палочки такого же цвета, и положить их вместе, затем сделать тоже с палочкой другого цвета.

«Нанизывание на стержень колец, убывающих по величине».

Цель: продолжать учить простым действиям с предметами (снимать и нанизывать кольца, обогащать зрительно – осязательный опыт малышей.

Дидактический материал: коническая пирамидка из пяти колец

Методические приемы: на столе все кольца раскладывают в порядке увеличения справа от пирамидки. Затем пирамидка собирается в соответствующем порядке. Взрослый поясняет: «Вот самое большое кольцо, вот поменьше, это еще меньше, а вот самое маленькое». Закрыв пирамидку вершиной, предлагает детям провести рукой вдоль поверхности сверху вниз, чтобы они почувствовали, чтоб пирамидка книзу расширяется: все колечки на месте. Пирамидка собрана правильно.

«Проталкивание предметов разной формы в соответствующие отверстия»

Цель: учить детей сравнивать предметы по форме.

Дидактический материал: коробка с отверстиями разной формы, размер отверстий в коробке соответствует размерам кубика и шара. Важно, чтобы шар не мог проходить в отверстие для кубика, а куб в круглое отверстие.

Методические приемы: воспитатель показывает детям коробку с отверстиями, обращая их внимание на форму отверстий. Обводя рукой круглое отверстие, взрослый поясняет детям, что есть такое окошко, обводя квадратное отверстие, говорит, что есть еще и вот такое окошко. Затем воспитатель предлагает детям поочередно опустить по одному шарику в соответствующее окошко.

«Веселый грузовик»

Цель: формировать представление о форме, величине предметов.

Дидактический материал: различные геометрические цветные фигуры (круги, квадраты, большие и маленькие прямоугольники).

Методические приемы: воспитатель показывает, как можно из фигурок построить грузовик.

«Размещение круглых вкладышей разной величины в соответствующих отверстиях»

Цель: закреплять умение детей сравнивать предметы по величине.

Дидактический материал: вкладыши с большими и маленькими отверстиями.

Методические приемы: вначале ребенку предлагается вкладыш, чтобы закрыть большие отверстия, после того как малыш разместит вкладыш в соответствующем гнезде, ему дают маленький вкладыш для маленького отверстия.

«Солнышко»

Цель: учить выделять и называть основные цвета, по образцу выбирать нужный цвет.

Дидактический материал: круг желтого цвета, прищепки двух цветов.

«Ежик»

Цель: учить детей производить выбор по величине и слову; чередовать по цвету и величине.

Дидактический материал: плоскостные изображения ежика и елки, прищепки зеленого, белого, черного цветов.

«Разноцветные человечки»

Цель: учить детей конструировать по образцу, называть основные цвета и формы, способствовать воспитанию в детях дружелюбия.

Дидактический материал: геометрические формы и прищепки.

«Забавные прищепки»

Цель: учить детей правильно брать и открывать прищепку, находить ее местоположение по цвету.

Дидактический материал: прозрачная емкость, по краю которой наклеены цветные полосы, набор цветных прищепок.

«Найди подходящую заплатку»

Цель: учить находить идентичные геометрические фигуры (плоскостные и объемные).

Дидактический материал: геометрические фигуры.

Методические приемы: воспитатель раздает трафареты геометрических фигур. Дети выбирают из набора соответствующую по форме фигуру, вставляют ее в прорезь.

«Забавные шарики»

Цель: тренировка концентрации внимания, развитие мелкой моторики рук, творческих способностей.

Оборудование: менажница (блюдо, разделённое внутри на несколько ячеек, покрашенных в разные цвета), мягкие шарики, по цвету соответствующие делениям менажницы.

Ход игры:

Вариант 1. Воспитатель раскладывает шарики в менажнице по цветам и просит ребенка повторить его действия. При этом проговариваются названия цветов.

Вариант 2. Ребенок составляет узор из шариков на поверхности стола (по просьбе воспитателя, по желанию).

 «Пересыпание мерной ложкой»

Цель: развитие координации и мелкой моторики, уверенности в собственных возможностях, глазомера.

Оборудование: наполненная крупой чашка, ложки разного размера.

Ход игры: есть наполненная крупой чашка, из которой надо пересыпать содержимое в другую чашку, пользуясь расположенными на подносе инструментами (ложками разного размера). Это задание позволяет ребенку в простой игре совместить два элементарных действия: перенос вещества и наблюдение за его падением в момент пересыпания в другой сосуд.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сенсорное развитие и дидактические игры по сенсорному воспитанию детей раннего и младшего дошкольного возраста

Значение сенсорного развития в раннем возрасте. Краткое описание дидактических игр по сесорному воспитанию, систематизированных по направлениям....

Сенсорное развитие и дидактические игры по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста.

Дидактические игры и упражнения на развитие тактильных ощущений, для закрепления понятий формы, величины,цвета....

"Сенсорное развитие. Дидактические игры по сенсорному воспитанию детей раннего и младшего дошкольного возраста"

Сенсорное развитие. Дидактические игры по сенсорному воспитанию детей раннего и младшего дошкольного возраста В дошкольной педагогике одним из вопросов требующих пристального внимания, является пробле...

Доклад по теме "Сенсорное развитие и дидактические игры по сенсорному воспитанию детей раннего и младшего дошкольного возраста"

Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для успешного обучения ребенка. Сенсорное развитие – это развитие у ребенка процессов восприятия и представл...

Сенсорное развитие. Дидактические игры по сенсорному воспитанию детей раннего и младшего дошкольного возраста.

Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка....

Сенсорное развитие и дидактические игры по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста.

Сенсорное развитие и дидактические игры по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста....

Сенсорное развитие и дидактические игры по сенсорному воспитанию детей раннего и младшего дошкольного возраста

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе. Значени...