Игры для детей в адаптационный период
картотека (младшая группа)

Васильева Ксения Александровна

Игры для детей в адаптационный период

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_dlya_detey_v_adaptatsionnyy_period_2019g.docx25.25 КБ

Предварительный просмотр:

Игры в адаптационный период

«Иди ко мне».

Ход игры. Взрослый отходит от ребенка на несколько шагов и манит его к себе, ласково приговаривая: «Иди ко мне, мой хороший!». Когда ребенок подходит, воспитатель его обнимает: «Ах, какой ко мне хороший Коля пришел!». Игра повторяется.

«Пришел Петрушка».

Материалы к игре: Петрушка, погремушка.

Ход игры. Воспитатель приносит Петрушку, рассматривает его с детьми. Петрушка гремит погремушкой, потом раздает погремушки детям. Они вместе с Петрушкой встряхивают погремушками, радуются.

«Выдувание мыльных пузырей».

Материалы к игре: баночки для выдувания мыльных пузырей.

Ход игры. Воспитатель на прогулке выдувает мыльные пузыри. Пробует получить пузыри, покачивая трубочкой, а, не дуя в нее. Считает, сколько пузырей может удержаться на трубочке за один раз. Пытается поймать на лету все пузыри, пока они не коснулись земли. Наступает на мыльный пузырь и удивленно спрашивает у детей, куда он пропал. Затем учит каждого ребенка выдувать мыльные пузыри.

«Хоровод».

Ход игры. Воспитатель держит ребенка за руки и ходит по кругу, приговаривая:

Вокруг розовых кустов,

Среди травок и цветов,

Кружим, кружим хоровод.

До того мы закружились,

Что на землю повалились. Бух!

При произнесении последней фразы оба «падают» на землю.

Вокруг розовых кустов,

Среди травок и цветов,

Водим, водим хоровод.

Как заканчиваем круг,

Дружно прыгаем мы вдруг. Гей! Взрослый и ребенок вместе подпрыгивают.

«Покружимся».

Материалы к игре: два игрушечных мишки.

Ход игры. Воспитатель берет мишку, крепко прижимает его к себе и кружится с ним. Дает другого мишку малышу и просит также покружиться, прижимая к себе игрушку. Затем взрослый читает стишок и действует в соответствии с его содержанием. Ребенок вслед за ним выполняет те же движения.

Я кружусь, кружусь, кружусь,

а потом остановлюсь.

Быстро - быстро покружусь,

тихо - тихо покружусь,

Я кружусь, кружусь, кружусь.

И на землю повалюсь!

«Солнечные зайчики».

Материалы к игре: маленькое зеркальце.

Ход игры. Воспитатель зеркалом пускает солнечных зайчиков и говорит при этом:

Солнечные зайчики.

Играют на стене.

Помани их пальчиком,

Пусть бегут к тебе!

По сигналу воспитателя: «Лови зайчика!». Дети пытаются его поймать.

«Игра с собачкой»

Материалы к игре: игрушечная собачка.

Ход игры. Воспитатель держит в руках собачку и говорит:

Гав-гав! Кто там?

Это песик в гости к нам.

Я собачку ставлю на пол.

Дай, собачка, Пете лапу!

Затем подходит с собачкой к ребенку, имя которого названо, предлагает взять собачку за лапу, покормить. Приносит миску с воображаемой едой. Ребенок кормит собаку. Собака «ест»«лает», и говорит ребенку «спасибо».

«Собирание «сокровищ»

Материалы к игре: корзина.

Ход игры. На прогулке воспитатель собирает вместе с детьми «сокровища» (камешки, стручки, веточки, листья) и складывают их в корзину. Выясняет какие «сокровища» вызывают у детей наибольший интерес. Затем называет какое-либо «сокровище» и просит достать его из корзины.

«Кто в кулачке?»

Ход игры. Воспитатель раскрывает кисти рук и шевелит пальцами. Затем плотно сжимает кулаки таким образом, чтобы большие пальцы оказались внутри. Показывает детям несколько раз, как это сделать, и просит их повторить. Возможно, придется помочь детям убрать большой палец в кулак. После этого воспитатель читает стишок и выполняет вместе с детьми выполняет движения.

Кто залез ко мне в кулачок?

Это, может быть, сверчок? (Сжать пальцы в кулак.)

Ну-ка, ну-ка, вылезай!

Это пальчик? Ай-ай-ай! (Выставить вперед большой палец.)

«Игра с кистями рук».

Ход игры. Дети повторяют те движения, которые им показывает воспитатель. Опускает пальцы вниз и шевелит ими «дождь идет». Складывает пальцы каждой руки колечком и прикладывает к глазам, изображая бинокль. Рисует пальцем «кисточкой» кружки на щеках, проводит сверху вниз линию по носу и делает пятнышко на подбородке. Стучит кулаком о кулак, хлопает в ладоши.

Чередуя такие действия, воспитатель создает определенную последовательность звуков, например: стук-хлоп, стук-стук-хлоп, стук-хлоп-хлоп и т. п.

«Дуть во что-нибудь и на что-нибудь».

Материалы к игре: воздушный шарик, трубочка.

Ход игры. Воспитатель дует на маленький воздушный шарик через трубочку, заставляя его перемещаться по комнате. Дует на все пальцы, затем на каждый отдельно. Сдувает листочек с ладони ребенка. Дует на цветок, травку. Дети повторяют действия взрослого.

«Покатаемся на лошадке».

Материалы к игре: Лошадка-качалка (если лошадки нет, можно посадить ребенка на колени).

Ход игры. Воспитатель сажает ребенка на лошадку-качалку и говорит: «Маша едет на лошадке, (произносит тихим голосом) нно-нно. Ребенок повторяет тихо: «Нно-нно». Взрослый: «Чтобы лошадка бежала быстрее, громко скажи ей: «Нно-нно, лошадка!»

(сильнее раскачивает ребенка). Малыш повторяет фразу вместе с воспитателем, а затем самостоятельно. Взрослый добивается, что бы ребенок произносил звук «н» протяжно, а все звукосочетание-громко и четко.

«Вместе с мишкой».

Материалы к игре: игрушечный мишка.

Ход игры. Воспитатель беседует «на равных» с мишкой и ребенком, например, «Катя, тебе нравится пить из чашки?»«Миша, тебе нравится пить из чашки?». Делает вид, что поит мишку чаем. Затем проделывает с мишкой другие манипуляции. Предлагает повторить те же действия с мишкой ребенку.

«Чертим разные фигуры».

Материалы к игре: бумага для рисования, мягкие цветные карандаши.

Ход игры. Воспитатель садится с ребенком за стол или на пол. Рисует на бумаге круг. Затем дает ребенку карандаш и водит его рукой с карандашом по бумаге, стараясь нарисовать круг. Говорит ему, когда закончит: «Какая хорошая получилась картинка». Таким же образом помогает малышу рисовать другие фигуры, проводить зигзагообразные линии, и каждый раз повторяет: «Какая хорошая получилась картинка». Затем предлагает ребенку действовать карандашом самостоятельно. Каждый раз, начиная игру, воспитатель берет карандаш другого цвета. Это поможет ребенку научиться различать цвета.

«Игра с куклой».

Материалы к игре: кукла.

Ход игры. Воспитатель дает ребенку его любимую куклу (или мягкую игрушку, просит показать, где у куклы голова, уши, ноги, живот и т. д. Предлагает ребенку причесать куклу, умыть, накормить и т. д.

«Соберем игрушки».

Материалы к игре: коробка, игрушки.

Ход игры. Воспитатель приглашает ребенка помочь собрать разбросанные игрушки, в которые он играл. Садится рядом с малышом, дает в руки игрушку и вместе с ним кладет ее в коробку. Затем дает другую игрушку и просит ребенка самостоятельно положить ее в коробку. Пока игрушки складываются, воспитатель может напевать что-нибудь вроде: «Мы игрушки собираем, мы игрушки собираем! Тра-ля-ля, тра-ля-ля, их на место убираем».

«Передай колокольчик».

Материалы к игре: колокольчик.

Ход игры. Дети сидят на стульях полукругом. В центре стоит воспитатель с колокольчиком в руках. Он звонит в колокольчик и говорит: «Тот, кого я позову, будет звонить в колокольчик. Таня, иди возьми колокольчик». Девочка становится на место взрослого, звонит в колокольчик и приглашает другого ребенка, называя его по имени (или показывая рукой).

«Мы топаем ногами».

Ход игры. Дети встают в круг на таком расстоянии друг от друга, чтобы при движении не задевать соседей. Воспитатель вместе с детьми произносит текст медленно, с расстановкой, давая им, возможность сделать то, о чем говорится в стихотворении.

Мы топаем ногами,

мы хлопаем руками,

Киваем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем, мы руки подаем. (Дети берутся за руки, образуя круг).

Мы бегаем кругом. Через некоторое время воспитатель говорит: «Стой». Все останавливаются. Игра повторяется.

«Мяч».

Ход игры. Ребенок изображает мяч, прыгает на месте, а воспитатель, положив на его голову ладонь, приговаривает:

Друг веселый, мячик мой.

Всюду рядом он со мной!

Раз, два, три, четыре, пять.

Хорошо мне с ним играть!

После этого мяч «убегает», а взрослый ловит его.

«Огуречик-огуречик».

Материал к игре: маска мышки.

Ход игры. На одном конце площадки воспитатель с маской мышки. На другом дети, они огурчики. Дети приближаются к «мышке» прыжками на двух ногах. Воспитатель говорит:

Огуречик, огуречик. Не ходи на тот конечик.

Там мышка живет, Тебе хвостик отгрызет.

При последних словах дети убегают, а воспитатель их ловит.

«Попрыгунчик»

Ход игры. Продекламируйте малышу этот стишок, сопровождая слова действиями, а потом предложите малышу присоединиться к вам:

- Стоит в поле теремок (сядьте на корточки и накройте голову руками)

-Кто, кто в теремке живёт? Кто, кто в невысоком живёт?

- Дверка открывается (медленно приподнимаете руки над головой)

- Кто там появляется?

Ш-ш-ш-ш, ба- бам, ба-бам! (подпрыгиваете, вытягивая руки вверх)

- Попрыгунчик там!

«Топ, топ, стоп»

Ход игры. Возьмите ребёнка за руку и идите, приговаривая:

- Топ, топ, топ, топ, топ стоп.

На слово «стоп» останавливаетесь. Дальше идёте в припрыжку.

- Гоп, гоп, гоп, гоп, гоп стоп.

Опять останавливаетесь на слове «стоп».

«Лесные жители»

Ход игры.

У медведя дом большой ой-ой-ой-ой (тянуться вверх),

А у зайки маленький ай-ай-ай-ай (приседают).

Мишка сам пошёл домой ой-ой-ой-ой (шагают в вразвалочку на месте),

И запрыгал заинька ай-ай-ай-ай (прыгают).

«Заинька- паинька»

Ход игры. Взрослый встаёт напротив ребёнка и просит его повторить движения зайки: Будем заинькой?

Ну-ка, зайка, поклонись, серенький поклонись.

Вот так, вот так поклонись (кланяются в разные стороны).

Заинька повернись, серенький повернись.

Вот так, вот так, повернись (поворачиваются руки на поясе).

Заинька, топни ножкой, серенький топни ножкой.

Вот так, вот так топни ножкой, серенький, топни ножкой.

Вот так, вот так топни ножкой (топают по очереди каждой ножкой).

В конце игры взрослый хвалит «зайку», поглаживает по голове, ручки, ножки.

«Зайчик»

Материалы к игре: мягкая игрушка зайка.

Ход игры. Прочтите стишок, сопровождая его действиями:

Раз, два, три, четыре, пять

Вышел зайчик поскакать (потрясите игрушку вверх, вниз)

Огляделся (поверните игрушку влево- вправо),

Повертелся (вращайте игрушку),

Посмотрел наверх и вниз (наклоните игрушку назад и вперёд)

Пробежался (бегите с игрушкой),

Забоялся…

Где ты, зайчик, отзовись? (спрячьте игрушку за спину).

«Ладушки- хлопушки»

Ход игры: Взрослый декламирует стишок, выполняя действия: -Ладушки-ладушки, звонкие хлопушки. Хлопали в ладошки, хлопали немножко. Да! (громко хлопаем в ладоши)

- Кашу варили, ложечкой мешали. (взрослый помогает ребёнку водить пальчиком правой руки по ладошки левой). - Куколку кормили. Да!

- Кошечке давали. Да! (протягиваем левую ладонь вперёд)

- Кулачки сложили, кулачками били. Туки - тук. Туки - тук. Туки - тук. Да!

(сжимаем пальцы в кулаки и решительно постукиваете ими друг о друга).

Ладушки плясали деток забавляли. Ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля. Да! (делаем фонарики)

- Ладушки устали, ладушки поспали.

Баю-бай, баю-бай, баюшки, Баю-бай, ладушки. Да! (складываем ладони рук и подкладываем их под щёку)

«Найди игрушку»

Материалы к игре: любая игрушка

Ход игры. Ведущий (сначала воспитатель, потом кто-то из детей) прячет небольшую игрушку в группе, в одном из ее помещений, и предлагает остальным найти ее. Сначала говорится: «Игрушка лежит на подоконнике в раздевалке»; затем: «Игрушка лежит в спальной комнате, под подушкой на Таниной кровати». После того как игрушка найдена, надо сказать, что она там делала (собиралась на прогулку, спала и т. д.). Можно загадывать местоположение игрушки через функцию помещения («там моют посуду», через действия («лежит тихо, закрыв глаза» и т. д.

Затем можно переходить к более тесному знакомству с детским садом и его персоналом. Начинать лучше с экскурсий по саду (целесообразней организовывать тематические экскурсии: на кухню, в медицинский кабинет, в кабинет заведующей и т. д. — и знакомиться с людьми, работающими там).

«Чьи вещи?»

Материалы к игре: игрушечный градусник, половник, пачка стирального порошка, гармошка (пианино)

Цель игры — закрепить знание имен работников детского сада.

Ход игры. Воспитатель говорит, что к ним в группу приходили разные люди и каждый из них забыл одну из своих вещей. Просит детей помочь разобраться, кому какая вещь принадлежит. Дети должны назвать не только профессию, но и имя хозяина вещи, например, «Этот градусник оставила Любовь Федоровна, наша медсестра». Когда все вещи будут «опознаны», можно раздать их детям, которые должны сыграть роль: медсестра измерит детям температуру, прачка постирает кукольную одежду, повар сварит и угостит всех вкусной кашей и т. д.

«Матрешка» (сенсорное развитие)

Материалы к игре: деревянная трехместная матрешка

Ход игры. Педагог показывает детям разобранную матрёшку. Предлагает познакомиться с матрёшками.

Мы матрёшки, мы - сестрички,

Все подружки-невелички.

Как начнём плясать и петь,

Никому не усидеть!

Затем предлагаю детям рассмотреть всех матрёшек, найти самую маленькую, затем побольше и т д. Вместе с детьми, выстраиваем их по росту (высоте и размеру) и предлагаю детям собрать сестричек друг в друга.

В прятки с нами поиграй.

Нас скорее собирай,

Если будешь ошибаться,

Мы не будем закрываться.

В заключении предлагает детям выбрать из всех матрёшек ту, которая им больше всего понравилась, дать ей имя и сравнить, чем она отличается от других «сестричек».

«Ладушки-оладушки»

Материалы к игре: «оладушки»-кольца от пирамидки на каждого ребенка по две, корзинка

Ход игры. Дети стоят около воспитателя врассыпную или сидят на стульчиках по кругу. Воспитатель поет песенку и одновременно инсценирует свое пение жестами, побуждая малышей к активным действиям.

- Ладушки, ладушки. (воспитатель показывает ладошки)

Где были? - У бабушки!(вращает кистями)

Испекла нам бабушка (хлопает в ладоши)

Вкусные оладушки, маслом поливала,

Деток угощала. Коле два, Оле два, (раздает «оладушки» детям)

Ване два, Тане два. Всем дала! (показывает в руках два «оладушка»)

«Нежно гладим мы зверят»

Материалы к игре: резиновая игрушка-пищалка

Ход игры. Малыши сидят на ковре, в руках у каждого резиновая игрушка-пищалка. Воспитатель произносит текст и выполняет движения:

- Нежно гладим мы зверят, (ладошкой гладит игрушку 8 раз)

И зверята не пищат. Попищим поскорей, (сжимает игрушку 8 раз)

«Заводные игрушки»

Материалы к игре: любые заводные игрушки

Ход игры. Пригласите детишек на пол на коврик. Заводите и пускайте любые заводные игрушки: машинку, собачку, петушка, птичку. Это обязательно развеселит малышей и вызовет у них смех.

«По кочкам, по кочкам»

Ход игры. Ребенок сидит у воспитателя на коленях, имитируйте различный характер движения:

По кочкам, по кочкам,

По маленьким дорожкам,

В яму бух - раздавили сорок мух!

 «Мои ручки»

Ход игры. Дети сидят полукругом на стульчиках, лицом к воспитателю. Воспитатель произносит текст:

У меня пропали ручки. (Спрятать за спину)

Где вы, рученьки мои?

Раз, два, три, четыре, пять,

Покажитесь мне опять! (показать ручки перед собой)

Так же можно поиграть с глазками, ушками, носиком - закрывать их ладонями.

«Коза рогатая»

Педагог проговаривает текст потешки, сопровождая ее движениями.

Идет коза рогатая, Идет коза бодатая,

Ножками топ-топ! Глазками хлоп-хлоп:

«Кто каши не ест, Кто молока не пьет,

Того забодаю, Забодаю, забодаю!»

Сожмите пальцы правой руки, выставив вперед только указательный палец и мизинец — получилась «коза» с рожками. Приговаривая, то приближайте, то удаляйте «козу». При словах «забодаю»«пободайте» ребенка.

«Догоню-догоню!»

Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта; развитие движений.

Ход игры. Педагог предлагает ребенку поиграть в догонялки.

—Давай играть в догонялки: ты убегай, а я буду тебя догонять! Догоню-догоню! Ребенок убегает, а взрослый догоняет его. При этом не стоит спешить — дайте возможность малышу побегать, почувствовать себя быстрым и ловким. Затем педагог ловит ребенка — обнимает его, тормошит. Следует учесть, что эта игра эмоционально напряжена, содержит для ребенка элемент риска. Кроме этого, в ходе игры возникает тесный телесный контакт. Поэтому можно предложить малышу такую игру, когда уже есть определенная степень доверия между ним и взрослым.

«Часики»

Ход игры. В начале игры педагог обращает внимание ребенка на настенные часы, затем предлагает поиграть в часы.

—Посмотри, какие часики на стене. Часы тикают: «тик-так!»— Давай поиграем в часы!

Педагог садится на пол, усаживает ребенка к себе на колени лицом к лицу, берет руки ребенка в свои (руки согнуты в локтях) и начинает имитировать ход часов — осуществляет ритмичные движения вперед-назад, увлекая за собой ребенка. — Часики тикают: «тик-так! Тик-так!». Эту же игру можно проводить, поочередно сменяя ритм, — часики могут тикать медленно и быстро.

«Качели»

Ход игры. Педагог предлагает ребенку поиграть в качели. - Ты любишь качаться на качелях? Давай поиграем в качели! Педагог садится на диван или удобный стул, усаживает ребенка к себе на колени, лицом к лицу. Затем берет руки ребенка в свои и расставляет их в стороны, после чего имитирует ритмичные движения качелей — покачивается из стороны в сторону, увлекая за собой ребенка. —Качели качаются: кач-кач! Кач-кач! Играть можно и стоя. Взрослый и ребенок становятся напротив друг друга, широко расставив ноги, они берутся за руки и раскидывают их в стороны. Со словами «кач-кач» имитируются движения качелей — вместе взрослый и ребенок раскачиваются из стороны в сторону, поочередно отрывая то правую, то левую ноги от пола.

«Коготки-царапки»

Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта; обучение чередованию движений рук в соответствии с речевой инструкцией.

Ход игры. Сначала педагог читает стихотворение и изображает котенка. Произнося первые две строчки стихотворения, поглаживает одной рукой другую.

У белого котенка

Мягкие лапки.

На третьей и четвертой строчках то сжимает, то разжимает пальцы — котенок «выпускает» коготки-царапки.

Но на каждой лапке

Коготки-царапки!

Затем предлагает ребенку изобразить котенка. После того, как ребенок научится изображать котенка, можно предложить игру в паре: педагог сначала гладит руку ребенка, затем делает вид, что хочет поцарапать ее «коготками» (в этот момент ребенок может быстро убирать руки). Затем педагог и ребенок меняются ролями:

ребенок сначала гладит руку педагога, затем «выпускает коготки» и пытается легонько царапнуть.

«Хлопушки»

Ход игры. Педагог показывает свои ладони и предлагает ребенку похлопать по ним.

Детка хлопать так умеет,

Своих ручек не жалеет.

Вот так, вот так-так,

Своих ручек не жалеет!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов Для детей младшего возраста игры и упражнения в адаптационный период

Консультация для педагогов Для детей младшего возраста игры и упражнения в адаптационный период Игры, направленные на сближение детей друг с другом и воспитателем1. Давай познакомимся!Дети с...

Игры для 2-3 летних детей в адаптационный период

Представленные игры для 2-3 летних детей, могут быть использованы в работе педагога в адаптационный период, чтобы активизировать внимание малышей и развить интерес к игровой деятельности...

«Адаптация детей в детском саду. Игры с детьми в адаптационный период»

Для того чтобы процесс привыкания к детскому саду не затягивался, необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. ...

игры для детей в адаптационный период

Период адаптации является очень важным для детей, вновь поступающих в детский сад. Разная степень социальной готовности обусловлена неодинаковым уровнем развития личности ребенка, особенностями социал...

Консультации для родителей "Игры для детей в адаптационный период"

Адаптация протекает у всех по-разному, в зависимости от ребенка, его характера, состояния здоровья и темперамента. В среднем, адаптационный период около 1-2 месяца, однако может растянуться на полгода...

Игры детей в адаптационный период (вторая группа раннего возраста).

Задачи:формирование эмоционального контакта;формирование доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересн...

ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД

В адаптационный период, когда многим детям тяжело и  одиноко в непривычной обстановке, именно игра «в общение» может скрасить первое время пребывания ребенка в детском саду. Основная...