Рабочая программа по образовательным областям
рабочая программа (средняя группа)

Лазарева Ирина Викторовна

Программа развития детей средней группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_obrazovatelnym_oblastyam.docx393.33 КБ

Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ

№ п/п

Название содержания раздела

Стр.

I.

Целевой раздел рабочей образовательной Программы

3-9

1.1

Пояснительная записка

3

1.1.1

Цели и задачи

3-4

1.1.2

Принципы и подходы к формированию рабочей образовательной

Программы

4

1.1.3

Возрастные особенности развития детей 4 - 5 года жизни

4-6

1.1.4

Социальный паспорт группы

6

1.2

Планируемые результаты освоения рабочей образовательной Программы. Целевые ориентиры образования

6-8

1.2.1

Система оценки результатов освоения рабочей образовательной Программы.

9

II.

Содержательный раздел Программы

10-21

2.1

Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития детей

10

2.1.1

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

10-12

2.1.2

Образовательная область «Познавательное развитие»

12-15

2.1.3

Образовательная область «Речевое развитие»

15-17

2.1.4

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие

17-19

2.1.5

Образовательная область «Физическое развитие»

20

2.2

Взаимодействие с семьей

21

III.

Организационный раздел

22-26

3.1

Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении

22-24

3.2

Организация непосредственной образовательной деятельности          

24-25

3.3

Методическое обеспечение рабочей образовательной Программы

26

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.

1.1  Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с:

*Конституцией РФ;

*Конвенцией о правах ребенка

  *Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской  

   Федерации»»,

  *Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации  от 17 октября 2013  

   г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного

   стандарта дошкольного образования",

                  *СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,  

                   содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений»,

                   утверждёнными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от

                   15.05.2013 №26;

                   *Приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013г.  №1014 «Об  

                    утверждении порядка и осуществления образовательной деятельности по основным

                    общеобразовательным программам дошкольного образования». 

                   *Уставом ДОУ  

*Данная примерная программа разработана на основании программы «От рождения до школы» под редакцией  Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой.

*Положение о рабочей образовательной Программе

  1. Цели и задачи

Цели и задачи реализуемой программы «От рождения до школы»

Цели и задачи реализуемой программы «Азбука здоровья»

Цель: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физиологических качеств в соответствии с возрастными и

индивидуальными особенностями детей, подготовка ребенка к жизни в современном обществе.

Цель: сохранение и укрепление здоровья детей через использование здоровьесбере-гающих технологий с учетом индивидуаль-ных возможностей и способностей

Задачи:

  • укрепление здоровья, приобщение к здоровому образу жизни;
  • развитие двигательной активности детей;
  •  развитие гигиенической культуры детей;
  • развитие гуманистической направ- ленности отношения детей к миру;
  • воспитание культуры общения, эмоциональной отзывчивости и доброжелательности к людям;
  • развитие эстетических чувств детей, творческих способностей, эмоцио- нально-ценностных ориентаций, приобщение воспитанников к искусству и художественной литературе;
  • развитие познавательной актив- ности, познавательных интересов, интеллектуальных способностей детей, самостоятельности и инициативы, стремления к активной

            деятельности и творчеству.

Задачи:

  • воспитание у детей культуры здоровья, осознания необходимости заботы о своем здоровье;
  • формирование знаний, умений и навыков, которые необходимы для сохранения и укрепления здоровья;
  • формирование привычки к ЗОЖ, т. е. желания вести ЗОЖ и быть здоровыми;
  • создание здоровьесберегающей среды в группе;
  • организация рационального двигательного режима для развития двигательных навыков детей и увели-чения работоспособности организма;
  • повышение защитных сил организма и устойчивости к различным заболева-ниям посредством системы закаливания;
  • создание оптимальных условий для всестороннего полноценного психофи-зического развития детей и укрепления их здоровья
  • проведение мониторинга состояния здоровья детей в группе и анализ его результатов

1.1.2  Принципы и подходы к формированию рабочей образовательной Программы

Программа сформирована в соответствии с принципами и подходами,

определёнными Федеральными государственными образовательными стандартами:

  • содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики;
  • обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач

процесса образования детей дошкольного возраста;

  • строится с учётом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и

            возможностями образовательных областей;

  • основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного

            процесса;

  • предусматривает решение программных образовательных задач в совместной

            деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в

            рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении

            режимных моментов;

  • учитывает принцип дифференциации и индивидуализации;
  • предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми;
  • принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка.

            сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости.

  • соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности, то есть

            позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и    

            достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»;

  • принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и

            системности образования.

  • уважение к личности ребенка со стороны всех участников образовательного процесса.
  • сохранение и укрепление здоровья воспитанников;
  • формирование основ социальной и жизненной адаптации ребенка;
  • развитие позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде,

            практической и духовной деятельности человека;

  • развитие потребности в реализации собственных творческих способностей.

  1. Возрастные особенности развития детей 4-5 лет:

В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.

Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т. д. Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.

Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.

К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым.

Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве.

Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т. д.

Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач.

На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа.

Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж.Пиаже: сохранение количества, объема и величины. Например, если им предъявить три черных кружка из бумаги и семь белых кружков из бумаги и спросить: «Каких кружков больше — черных или белых?», большинство ответят, что белых больше. Но если спросить: «Каких больше — белых или бумажных?», ответ будет таким же — больше белых.

Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.

Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.

В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится внеситуативной.

Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес.

У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.

Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм.

Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации, совершенствования восприятия.

1.1.4  Социальный паспорт группы

*Общее количество детей в группе _24__

- из них мальчиков _10__

- из них девочек __14__

* Количество полных семей _16__

* Количество неполных семей _8__

* Количество детей из замещающих семей _0__

* Количество многодетных семей _4__

* Количество семей с одним ребенком _8__

* Социальный статус семей:

- достаток семей среднего уровня _20__

- малообеспеченные семьи _4__

* Национальный состав:

- русские _22__

- буряты _2__  

- другие национальности _0__

 Характер взаимоотношений в семьях (по наблюдению) благополучный.

1.2  Планируемые результаты освоения рабочей образовательной Программы.

Целевые ориентиры образования.

Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов и обусловливает необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.

  • Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий.
  • Использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении; проявляет навыки опрятности.
  • Проявляет отрицательное отношение к грубости, жадности.
  • Соблюдает правила элементарной вежливости (самостоятельно или по напоминанию говорит «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье)); имеет первичные представления об элементарных правилах поведения в детском саду, дома, на улице и старается соблюдать их.
  • Владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек. Речь становится полноценным средством общения с другими детьми. Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого. Эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, принимает игровую задачу.
  • Проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им. Умеет играть рядом со сверстниками, не мешая им. Проявляет интерес к совместным играм небольшими группами.
  • Проявляет интерес к окружающему миру природы, с интересом участвует в сезонных наблюдениях.
  • Проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства.
  • С пониманием следит за действиями героев кукольного театра; проявляет желание участвовать в театрализованных и сюжетно-ролевых играх.
  • Проявляет интерес к продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование, аппликация).
  • У ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движений (бег, лазанье, перешагивание и пр.). С интересом участвует в подвижных играх с простым содержанием, несложными движениями.

Ожидаемые результаты:

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

  • Сплочение детского коллектива, развитие добрых взаимоотношений между детьми, умения взаимодействовать.
  • Развитие навыков общения, умения доброжелательно взаимодействовать со сверстниками, готовности к совместной деятельности, умение вести диалог (слушать собеседника, аргументированно высказывать свое мнение).
  • Развитие познавательного интереса, умения формулировать свою мысль, ставить задачи, искать пути решения.
  • Развитие умения соблюдать установленные нормы и правила, подчинять свои интересы интересам сообщества, планировать свою и совместную деятельность.
  • Воспитание взаимной симпатии и дружелюбного отношения детей друг к другу.
  • Создание положительного настроя на день, положительного отношения к дет.саду.
  • Эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, подражает его действиям, принимает игровую задачу.
  • Самостоятельно выполняет игровые действия с предметами, осуществляет перенос
  • действий с объекта на объект.
  • Общается в диалоге с воспитателем, развитие навыков вежливого общения.
  • В самостоятельной игре сопровождает речью свои действия.
  • Приобщение к труду, воспитание ответственности и самостоятельности, выполнение простейших трудовых поручений (с помощью педагогов).

Образовательная область «Познавательное развитие»

  • Может образовывать группу из однородных предметов.
  • Различает один и много предметов.
  • Различает большие и маленькие предметы, называет их размер.
  • Узнает шар и куб.
  • Различает и называет предметы ближайшего окружения.
  • Называет имена членов своей семьи и воспитателей.
  • Узнает и называет некоторых домашних и диких животных, их детенышей.
  • Различает некоторые овощи, фрукты (1-2 вида).
  • Различает некоторые деревья ближайшего окружения (1-2 вида).
  • Имеет элементарные представления о природных сезонных явлениях

Образовательная область «Речевое развитие»

  • Может поделиться информацией («Ворону видел»), пожаловаться на неудобство

            (замерз, устал) и действия сверстника (отнимает).

  • Формирование интереса и потребности в регулярном чтении.
  • Приобщение к художественной литературе.
  • Сопровождает речью игровые и бытовые действия.
  • Слушает небольшие рассказы без наглядного сопровождения.
  • Слушает доступные по содержанию стихи, сказки, рассказы.
  • При повторном чтении проговаривает слова, небольшие фразы.
  • Рассматривает иллюстрации в знакомых книжках с помощью педагога.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»  

  • Знает, что карандашами, фломастерами, красками и кистью можно рисовать.
  • Различает красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный цвета.
  • Подбирает цвета, соответствующие изображаемым предметам.
  • Правильно пользуется карандашами, фломастерами, кистью и красками.
  • Умеет раскатывать комок глины прямыми и круговыми движениями кистей рук.
  • Отламывать от большого комка глины маленькие комочки, сплющивает их ладонями.
  • Соединять концы раскатанной палочки, плотно прижимая их друг к другу.
  • Лепит несложные предметы; аккуратно пользуется глиной.
  • Создает изображения предметов из готовых фигур.
  • Подбирает цвета, соответствующие изображаемым предметам и по собственному желанию; умеет аккуратно использовать материалы.

Образовательная область «Физическое развитие»

  • Укрепление здоровья детей, профилактика утомления.
  • Удовлетворение потребности в двигательной активности.
  • Физическое развитие, приобщение к подвижным и спортивным играм.
  • Развитие игровых навыков.
  • Развитие разновозрастного общения.
  • Умеет самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности.
  • Проявляет навыки опрятности (замечает непорядок в одежде, устраняет его при небольшой помощи взрослых).
  • Умеет ходить и бегать, не наталкиваясь на других детей.
  • Может прыгать на двух ногах на месте, с продвижением вперед и т.д.
  • Умеет бегать, сохраняя равновесие, изменяя направление, темп бега в соответствии с указанием воспитателя.
  • Сохраняет равновесие при ходьбе и беге по ограниченной плоскости, при перешагивании через предметы.
  • Может ползать на четвереньках, лазать по лесенке стремянке, гимнастической стенке произвольным способом.
  • Энергично отталкивается в прыжках на двух ногах, прыгает в длину с места не менее чем на 40 см.
  • Может катать мяч в заданном направлении с расстояния 1,5 м, бросать мяч двумя руками от груди, из-за головы.
  • Может ударять мячом об пол, бросать его вверх 2 – 3 раза подряд и ловить.
  • Может метать предметы правой и левой рукой на расстоянии не менее 5 м.

Программа «Азбука здоровья»

  • улучшение показателей физического развития, эмоционального состояния;
  • благоприятная динамика в состоянии здоровья воспитанников (снижение числа случаев заболеваний в течение года);
  • оптимальное функционирование организма;
  • формирование необходимости заботиться о своем здоровье, желания и стремления вести здоровый образ жизни;
  • сформированность основ ЗОЖ, необходимых знаний, умений и навыков, полезных привычек;
  • повышение адаптивности к неблагоприятным факторам внешней среды.

  1. Система оценки  результатов освоения рабочей образовательной программы

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы (далее – мониторинг) направлена на осуществление оценки индивидуального развития детей.    Такая оценка проводится педагогическим работников в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

  1. индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития;
  2. оптимизации работы с группой детей.

Объектом мониторинга выступают физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка-дошкольника.

Формы мониторинга обеспечивают объективность и точность получаемых данных и включают в себя:

  • Наблюдение за ребенком (в психологии) - описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта.
  • Беседа является одним из самых продуктивных методов в психологии личности, дающих возможность вглядеться во внутренний мир человека, во многом понять его сложное, часто противоречивое содержание.
  • Анализ продуктов детской деятельности.

    Периодичность мониторинга – два раза в год (в сентябре-октябре и апреле-марте).

В сентябре-октябре проводится с целью выявления стартовых условий (исходный уровень развития ребенка), в рамках которого определяются:

  • достижения;
  • индивидуальные проблемы, проявления, требующие педагогической поддержки;
  • задачи работы;
  • при необходимости индивидуальная работа или индивидуальный маршрут развития ребенка на год.

    В апреле-мае проводится с целью оценки степени решения поставленных задач; определения перспектив дальнейшего проектирования педагогического процесса.

Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком образовательной программы и влияние образовательного процесса, организуемого в ДОУ, на развитие ребенка.

Результаты мониторинга отражаются в специальных диагностических картах, где горизонтальные ячейки помогают «увидеть» общую ситуацию конкретного ребенка, а вертикальные ячейки отражают картину всей группы в целом.

Степень освоения ребенком образовательной программы оценивается по специальной шкале:

3 балла – показатель проявляется ярко, это достижение ребенка;

2 балла – показатель проявляется нестабильно, неустойчиво;

1 балл – показатель почти не проявляется.

  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Содержание программы определяется в соответствии с направлениями развития ребенка, соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.

2.1 Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития детей

2.1.1  Образовательная область

 «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»

Социализация, развитие общения. Нравственное воспитание

Способствовать формированию личностного отношения ребенка к соблюдению  (и  нарушению)  моральных  норм:  взаимопомощи,  сочувствия обиженному  и  несогласия  с  действиями  обидчика;  одобрения  действий того, кто поступил справедливо, уступил по просьбе сверстника (разделил кубики поровну).

Продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми, обращать внимание детей на хорошие поступки друг друга.

Учить коллективным играм, правилам добрых взаимоотношений.

Воспитывать скромность, отзывчивость, желание быть справедливым, сильным и  смелым; учить испытывать чувство  стыда  за неблаговидный поступок.

Напоминать детям о необходимости здороваться, прощаться, называть работников дошкольного учреждения по имени и отчеству, не вмешиваться в разговор взрослых, вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу.

Ребенок в семье и сообществе

Образ Я. Формировать представления о росте и развитии ребенка, его прошлом, настоящем и будущем  («я был маленьким, я расту, я буду взрослым»). Формировать первичные представления детей об их правах (на игру, доброжелательное отношение, новые знания и др.) и обязанностях в группе детского сада, дома, на улице (самостоятельно кушать, одеваться, убирать игрушки и др.). Формировать у каждого ребенка уверенность в том, что он хороший, что его любят. Формировать первичные гендерные представления (мальчики сильные, смелые; девочки нежные, женственные).

Семья. Углублять представления детей о семье, ее членах. Дать первоначальные представления о родственных отношениях (сын, мама, папа, дочь и т. д.). Интересоваться тем, какие обязанности по дому есть у ребенка (убирать игрушки, помогать накрывать на стол и т. п.).

Детский сад. Продолжать знакомить детей с детским садом и его сотрудниками. Совершенствовать умение свободно ориентироваться в помещениях детского сада. Закреплять у детей навыки бережного отношения к вещам, учить использовать их по назначению, ставить на место. Знакомить с традициями детского сада. Закреплять представления ребенка о себе как о члене коллектива, развивать чувство общности с другими детьми. Формировать умение  замечать изменения в оформлении  группы и зала, участка детского сада (как красиво смотрятся яркие, нарядные игрушки, рисунки детей и т. п.). Привлекать к обсуждению и посильному участию в оформлении группы, к созданию ее символики и традиций.

Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание

Культурно-гигиенические навыки. Продолжать воспитывать у детей опрятность, привычку следить за своим внешним видом.

Воспитывать привычку самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом.

Закреплять  умение  пользоваться  расческой,  носовым  платком;  при кашле и чихании отворачиваться, прикрывать рот и нос носовым платком.

Совершенствовать навыки  аккуратного приема пищи:  умение  брать пищу понемногу, хорошо пережевывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами (ложка, вилка), салфеткой, полоскать рот после еды.

Самообслуживание. Совершенствовать умение самостоятельно одеваться,  раздеваться.  Приучать  аккуратно  складывать  и  вешать  одежду, с  помощью  взрослого  приводить  ее  в  порядок  (чистить,  просушивать).

Воспитывать стремление быть аккуратным, опрятным.

Приучать самостоятельно готовить свое рабочее место и убирать его после окончания занятий рисованием, лепкой, аппликацией (мыть баночки, кисти, протирать стол и т. д.)        

Общественно-полезный  труд. Воспитывать  у  детей положительное отношение к труду, желание трудиться. Формировать ответственное отношение к порученному заданию (умение и желание доводить дело до конца, стремление сделать его хорошо).

Воспитывать  умение  выполнять  индивидуальные  и  коллективные поручения, понимать значение результатов своего труда для других; формировать умение договариваться с помощью воспитателя о распределении коллективной работы,  заботиться  о  своевременном  завершении  совместного  задания.  Поощрять  инициативу  в  оказании  помощи  товарищам, взрослым.

Приучать детей самостоятельно поддерживать порядок в групповой комнате  и  на  участке  детского  сада:  убирать  на  место  строительный материал, игрушки; помогать воспитателю подклеивать книги, коробки.

Учить  детей  самостоятельно  выполнять  обязанности  дежурных  по столовой: аккуратно расставлять хлебницы, чашки с блюдцами, глубокие тарелки,  ставить  салфетницы,  раскладывать  столовые приборы  (ложки, вилки, ножи).

Труд в природе. Поощрять желание детей ухаживать за растениями и животными; поливать растения, кормить рыб, мыть поилки, наливать в них воду, класть корм в кормушки (при участии воспитателя).

В весенний, летний и осенний периоды привлекать детей к посильной работе на огороде и в цветнике (посев семян, полив, сбор урожая); в зимний период — к расчистке снега.

Приобщать детей к работе по выращиванию зелени для корма птицам в зимнее время; к подкормке зимующих птиц.

Формировать стремление помогать воспитателю приводить в порядок используемое в трудовой деятельности оборудование (очищать, просушивать, относить в отведенное место).

Уважение к труду взрослых. Знакомить детей с профессиями близких людей, подчеркивая значимость их труда. Формировать интерес к профессиям родителей.

Формирование основ безопасности

Безопасное  поведение  в  природе. Продолжать  знакомить  с многообразием  животного  и  растительного  мира,  с  явлениями  неживой природы.

Формировать элементарные представления о способах взаимодействия с животными и растениями, о правилах поведения в природе.

Формировать  понятия:  «съедобное»,  «несъедобное»,  «лекарственные растения».

Знакомить с опасными насекомыми и ядовитыми растениями.

Безопасность на дорогах. Развивать наблюдательность, умение ориентироваться в помещении и на участке детского сада, в ближайшей местности.

Продолжать знакомить с понятиями «улица», «дорога», «перекресток», «остановка общественного транспорта» и элементарными правилами поведения на улице. Подводить детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения

Уточнять знания детей о назначении светофора и работе полицейского.

Знакомить с различными видами городского транспорта, особенностями  их  внешнего  вида  и  назначения  («Скорая  помощь»,  «Пожарная», машина МЧС, «Полиция», трамвай, троллейбус, автобус).

Знакомить со знаками дорожного движения «Пешеходный переход», «Остановка общественного транспорта».

Формировать навыки культурного поведения в общественном транспорте.

Безопасность собственной жизнедеятельности. Знакомить с правилами безопасного поведения во время игр. Рассказывать о ситуациях, опасных для жизни и здоровья.

Знакомить с назначением, работой и правилами пользования бытовыми электроприборами (пылесос, электрочайник, утюг и др.).

Закреплять умение пользоваться столовыми приборами (вилка, нож), ножницами.

Знакомить с правилами езды на велосипеде.

Знакомить с правилами поведения с незнакомыми людьми.

Рассказывать  детям  о  работе  пожарных,  причинах  возникновения пожаров и правилах поведения при пожаре.

2.1.2  Образовательная область 

«ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»

Формирование элементарных математических представлений

Количество и счет. Дать детям представление о том, что множество («много») может состоять из разных по качеству элементов: предметов разного цвета, размера, формы; учить сравнивать части множества, определяя их равенство или неравенство на основе составления пар предметов (не прибегая к счету). Вводить в речь детей выражения: «Здесь много кружков, одни — красного цвета, а другие — синего; красных кружков больше, чем синих, а синих меньше, чем красных» или «красных и синих кружков поровну».

Учить  считать  до  5  (на  основе  наглядности),  пользуясь  правильными приемами  счета:  называть  числительные  по  порядку;  соотносить  каждое числительное только с одним предметом пересчитываемой группы; относить последнее числительное ко всем пересчитанным предметам, например: «Один, два, три — всего три кружка». Сравнивать две группы предметов, именуемые числами 1–2, 2–2, 2–3, 3–3, 3–4, 4–4, 4–5, 5–5.

Формировать  представления  о  порядковом  счете,  учить  правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными, отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?».

Формировать представление о равенстве и неравенстве групп на основе счета:  «Здесь  один,  два  зайчика,  а  здесь  одна,  две,  три  елочки.  Елочек больше, чем зайчиков; 3 больше, чем 2, а 2 меньше, чем 3».

Учить  уравнивать  неравные  группы  двумя  способами,  добавляя к меньшей группе один (недостающий) предмет или убирая из большей группы один (лишний) предмет («К 2 зайчикам добавили 1 зайчика, стало 3 зайчика и елочек тоже 3. Елочек и зайчиков поровну — 3 и 3» или: «Елочек больше (3), а зайчиков меньше (2). Убрали 1 елочку, их стало тоже 2. Елочек и зайчиков стало поровну: 2 и 2»).

Отсчитывать предметы из большего количества; выкладывать, приносить определенное количество предметов в соответствии с образцом или заданным числом в пределах 5 (отсчитай 4 петушка, принеси 3 зайчика).

На основе счета устанавливать равенство (неравенство) групп предметов  в  ситуациях,  когда  предметы  в  группах  расположены  на  разном расстоянии друг от друга, когда они отличаются по размерам, по форме расположения в пространстве.

Величина. Совершенствовать умение сравнивать два предмета по величине  (длине, ширине,  высоте),  а  также учить  сравнивать два предмета по толщине путем непосредственного наложения или приложения их друг к другу; отражать результаты сравнения в речи, используя прилагательные (длиннее — короче, шире — уже, выше — ниже, толще — тоньше или равные (одинаковые) по длине, ширине, высоте, толщине).

Учить  сравнивать  предметы  по  двум  признакам  величины  (красная лента длиннее и шире зеленой, желтый шарфик короче и уже синего).

Устанавливать размерные отношения между 3–5 предметами разной длины (ширины, высоты), толщины, располагать их в определенной последовательности — в порядке убывания или нарастания величины. Вводить в активную речь детей понятия, обозначающие размерные отношения предметов (эта (красная) башенка — самая высокая, эта (оранжевая) — пониже, эта (розовая) — еще ниже, а эта (желтая) — самая низкая» и т. д.).

Форма. Развивать представление детей о геометрических фигурах: круге,  квадрате,  треугольнике,  а  также  шаре,  кубе.  Учить  выделять особые признаки фигур с помощью зрительного и осязательно-двигательного анализаторов  (наличие или отсутствие углов, устойчивость, подвижность и др.).

Познакомить детей с прямоугольником, сравнивая его с кругом, квадратом,  треугольником. Учить  различать  и  называть  прямоугольник,  его элементы: углы и стороны.

Формировать  представление  о  том,  что  фигуры  могут  быть  разных размеров: большой — маленький куб (шар, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).

Учить  соотносить  форму  предметов  с  известными  геометрическими фигурами: тарелка — круг, платок — квадрат, мяч — шар, окно, дверь — прямоугольник и др.

Ориентировка  в  пространстве.  Развивать  умения  определять  пространственные направления от  себя, двигаться в  заданном направлении (вперед — назад,  направо — налево,  вверх — вниз);  обозначать  словами положение предметов по отношению к себе (передо мной стол, справа от меня дверь, слева — окно, сзади на полках — игрушки).

Познакомить  с  пространственными  отношениями:  далеко — близко (дом стоит близко, а березка растет далеко).

Ориентировка во времени. Расширять представления детей о частях суток, их характерных особенностях, последовательности (утро — день — вечер — ночь).

Объяснить значение слов: «вчера», «сегодня», «завтра».

Развитие познавательно-исследовательской деятельности

Познавательно-исследовательская  деятельность. Продолжать  знакомить детей с обобщенными способами исследования разных объектов с помощью специально разработанных систем сенсорных эталонов, помогать  осваивать  перцептивные  действия. Формировать  умение  получать сведения о новом объекте в процессе его практического исследования.

Формировать  умение  выполнять  ряд  последовательных  действий в соответствии с задачей и предлагаемым алгоритмом деятельности. Учить понимать и использовать в познавательно-исследовательской деятельности модели, предложенные взрослым.

Сенсорное развитие. Продолжать работу по сенсорному развитию в разных видах деятельности. Обогащать сенсорный опыт, знакомя детей с широким кругом предметов и объектов, с новыми способами их обследования.

Закреплять полученные ранее навыки обследования предметов и объектов.

Совершенствовать  восприятие  детей  путем  активного  использования  всех  органов  чувств  (осязание,  зрение,  слух,  вкус,  обоняние).

Обогащать чувственный опыт и умение фиксировать полученные впечатления в речи.

Продолжать знакомить с геометрическими фигурами (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, овал), с цветами (красный, синий, зеленый, желтый, оранжевый, фиолетовый, белый, серый).

Развивать осязание. Знакомить с различными материалами на ощупь, путем прикосновения, поглаживания (характеризуя ощущения: гладкое, холодное, пушистое, жесткое, колючее и др.).

Формировать образные представления на основе развития образного восприятия в процессе различных видов деятельности.

Развивать умение использовать эталоны как общепринятые свойства и качества предметов (цвет, форма, размер, вес и т. п.); подбирать предметы по 1–2 качествам (цвет, размер, материал и т. п.).

Проектная деятельность. Развивать первичные навыки в проектно-исследовательской  деятельности,  оказывать  помощь  в  оформлении  ее результатов и создании условий для их презентации сверстникам. Привлекать родителей к участию в исследовательской деятельности детей.

Дидактические игры. Учить детей играм, направленным на закрепление представлений о свойствах предметов, совершенствуя умение сравнивать предметы по внешним признакам, группировать; составлять целое из частей (кубики, мозаика, пазлы).

Совершенствовать тактильные, слуховые, вкусовые ощущения детей («Определи на ощупь (по вкусу, по звучанию)»). Развивать наблюдательность и внимание («Что изменилось?», «У кого колечко?»).

Помогать детям осваивать правила простейших настольно-печатных игр («Домино», «Лото»).

Ознакомление с предметным окружением

Создавать  условия  для  расширения  представлений  детей  об  объектах  окружающего мира. Рассказывать  о  предметах,  необходимых  детям в разных видах деятельности (игре, труде, рисовании, аппликации и т. д.).

Расширять  знания  детей  об  общественном  транспорте  (автобус,  поезд, самолет, теплоход).

Продолжать  знакомить  детей  с  признаками  предметов,  побуждать определять  их  цвет,  форму,  величину,  вес.  Рассказывать  о  материалах (стекло, металл, резина, кожа, пластмасса), из которых сделаны предметы, об их свойствах и качествах. Объяснять целесообразность изготовления предмета из определенного материала (корпус машин — из металла, шины — из резины и т. п.).

Формировать элементарные представления об изменении видов человеческого труда и быта на примере истории игрушки и предметов обихода.

Ознакомление с социальным миром

Расширять  представления  о  правилах  поведения  в  общественных местах.

Расширять знания детей об общественном транспорте (автобус, поезд, самолет, теплоход).

Формировать первичные представления о школе.

Продолжать знакомить с культурными явлениями (театром, цирком, зоопарком,  вернисажем),  их  атрибутами,  людьми,  работающими  в  них, правилами поведения.

Рассказывать  о  самых  красивых  местах  родного  города  (поселка), его достопримечательностях. Дать детям доступные их пониманию представления  о  государственных  праздниках.  Рассказывать  о  Российской армии, о воинах, которые охраняют нашу Родину (пограничники, моряки, летчики).

Дать  элементарные  представления  о  жизни  и  особенностях  труда в  городе и в сельской местности  (с опорой на опыт детей). Продолжать знакомить с различными профессиями (шофер, почтальон, продавец, врач и т. д.); расширять и обогащать представления о трудовых действиях, орудиях труда, результатах труда.

Познакомить детей с деньгами, возможностями их использования.

Продолжать воспитывать любовь к родному краю; рассказывать детям о самых красивых местах родного города (поселка), его достопримечательностях.

Дать детям доступные их пониманию представления о государственных праздниках.

Рассказывать о Российской армии, о воинах, которые охраняют нашу Родину (пограничники, моряки, летчики).

Ознакомление с миром природы

Расширять представления детей о природе.

Знакомить с домашними животными, декоративными рыбками (с золотыми рыбками, кроме вуалехвоста и телескопа, карасем и др.), птицами (волнистые попугайчики, канарейки и др.).

Знакомить детей с представителями класса пресмыкающихся (ящерица, черепаха), их внешним видом и способами передвижения (у ящерицы продолговатое тело, у нее есть длинный хвост, который она может сбросить; ящерица очень быстро бегает).

Расширять  представления  детей  о  некоторых  насекомых  (муравей, бабочка, жук, божья коровка).

Расширять представления о фруктах (яблоко, груша, слива, персики др.), овощах  (помидор, огурец, морковь, свекла, лук и др.) и ягодах (малина, смородина, крыжовник и др.), грибах (маслята, опята, сыроежки и др.).

Закреплять знания детей о травянистых и комнатных растениях (бальзамин, фикус, хлорофитум, герань, бегония, примула и др.); знакомить со способами ухода за ними.

Учить  узнавать  и  называть  3–4  вида  деревьев  (елка,  сосна,  береза, клен  и др.).

В  процессе  опытнической  деятельности  расширять  представления детей о свойствах песка, глины и камня.

Организовывать наблюдения за птицами, прилетающими на участок (ворона, голубь, синица, воробей, снегирь и др.), подкармливать их зимой.

Закреплять представления детей об условиях, необходимых для жизни людей, животных, растений (воздух, вода, питание и т. п.).

Учить детей замечать изменения в природе.

Рассказывать об охране растений и животных.

Сезонные наблюдения: Осень. Учить детей замечать и называть изменения в природе: похолодало, осадки, ветер, листопад, созревают плоды и корнеплоды, птицы улетают на юг.

Устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы (похолодало — исчезли бабочки, жуки; отцвели цветы и т. д.).

Привлекать к участию в сборе семян растений.

Зима. Учить детей замечать изменения в природе, сравнивать осенний и зимний пейзажи.

Наблюдать за поведением птиц на улице и в уголке природы.

Рассматривать и сравнивать следы птиц на снегу. Оказывать помощь зимующим птицам, называть их.

Расширять представления детей о том, что в мороз вода превращается в лед, сосульки; лед и снег в теплом помещении тают.

Привлекать к участию в зимних забавах: катание с горки на санках, ходьба на лыжах, лепка поделок из снега.

Весна.  Учить  детей  узнавать  и  называть  время  года;  выделять признаки весны:  солнышко  стало  теплее, набухли почки на деревьях, появилась травка, распустились подснежники, появились насекомые.

Рассказывать детям о  том, что весной  зацветают многие комнатные растения.

Формировать представления детей о работах, проводимых в весенний период в саду и в огороде. Учить наблюдать за посадкой и всходами семян.

Привлекать детей к работам в огороде и цветниках.

Лето. Расширять представления детей о летних изменениях в природе: голубое чистое небо, ярко светит солнце, жара, люди легко одеты, загорают, купаются.

В процессе различных видов деятельности расширять представления детей о свойствах песка, воды, камней и глины.

Закреплять знания о том, что летом созревают многие фрукты, овощи, ягоды и грибы; у животных подрастают детеныши.

  1. Образовательная область

«РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

Развитие речи

Развивающая  речевая  среда.  Обсуждать  с  детьми  информацию о предметах, явлениях, событиях, выходящих за пределы привычного им ближайшего окружения.

Выслушивать детей, уточнять их ответы, подсказывать  слова, более точно отражающие особенность предмета, явления, состояния, поступка; помогать логично и понятно высказывать суждение.

Способствовать развитию любознательности.

Помогать детям доброжелательно общаться со сверстниками, подсказывать, как можно порадовать друга, поздравить его, как спокойно высказать свое недовольство его поступком, как извиниться.

Формирование  словаря.  Пополнять  и  активизировать  словарь  детей на  основе  углубления  знаний  о  ближайшем  окружении. Расширять представления о предметах, явлениях, событиях, не имевших места в их собственном опыте.

Активизировать употребление в речи названий предметов, их частей, материалов, из которых они изготовлены.

Учить использовать в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, наречия, предлоги.

Вводить в словарь детей существительные, обозначающие профессии; глаголы, характеризующие трудовые действия.

Продолжать учить детей определять и называть местоположение предмета (слева, справа, рядом, около, между), время суток. Помогать заменять часто используемые  детьми  указательные местоимения и наречия  (там, туда, такой, этот) более точными выразительными словами; употреблять слова-антонимы (чистый — грязный, светло — темно).

Учить употреблять существительные с обобщающим значением (мебель, овощи, животные и т. п.).

Звуковая  культура  речи.  Закреплять  правильное  произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих, шипящих и  сонорных  (р,  л)  звуков. Развивать  артикуляционный  аппарат.

Продолжать работу над дикцией: совершенствовать отчетливое произнесение слов и словосочетаний.

Развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук.

Совершенствовать интонационную выразительность речи.

Грамматический строй речи. Продолжать формировать у детей умение

согласовывать  слова  в  предложении,  правильно  использовать  предлоги в  речи;  образовывать  форму  множественного  числа  существительных, обозначающих детенышей животных (по аналогии), употреблять эти существительные в именительном и винительном падежах (лисята — лисят, медвежата — медвежат);  правильно  употреблять форму множественного числа родительного падежа существительных (вилок, яблок, туфель).

Напоминать правильные формы повелительного наклонения некоторых глаголов (Ляг! Лежи! Поезжай! Беги! и т. п.), несклоняемых существительных (пальто, пианино, кофе, какао).

Поощрять характерное для пятого года жизни словотворчество, тактично подсказывать общепринятый образец слова.

Побуждать детей активно употреблять в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

Связная речь. Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их.

Учить  детей  рассказывать:  описывать  предмет,  картину;  упражнять в составлении рассказов по картине, созданной ребенком с использованием раздаточного дидактического материала.

Упражнять  детей  в  умении  пересказывать  наиболее  выразительные и динамичные отрывки из сказок.

Приобщение к художественной литературе

Продолжать  приучать  детей  слушать  сказки,  рассказы,  стихотворения;  запоминать  небольшие  и  простые  по  содержанию  считалки.

Помогать  им,  используя  разные  приемы  и  педагогические  ситуации, правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его героям.

Зачитывать по просьбе  ребенка понравившийся  отрывок из  сказки, рассказа,  стихотворения,  помогая  становлению  личностного  отношения к произведению.

Поддерживать внимание и интерес к слову в литературном произведении.

Продолжать  работу  по формированию  интереса  к  книге. Предлагать вниманию детей иллюстрированные издания знакомых произведений. Объяснять, как важны в книге рисунки; показывать, как много интересного можно узнать, внимательно рассматривая книжные иллюстрации. Познакомить с книжками, оформленными Ю. Васнецовым, Е. Рачевым, Е. Чарушиным.

  1. Образовательная область

 «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

Приобщение к искусству

Приобщать детей к восприятию искусства, развивать интерес к нему.

Поощрять выражение эстетических чувств, проявление эмоций при рассматривании предметов народного и декоративно-прикладного искусства, прослушивании произведений музыкального фольклора.

Познакомить детей с профессиями артиста, художника, композитора.

Побуждать узнавать и называть предметы и явления природы, окружающей действительности в художественных образах (литература, музыка, изобразительное искусство).

Учить различать жанры и виды искусства: стихи, проза, загадки (литература), песни, танцы, музыка, картина (репродукция), скульптура (изобразительное искусство), здание и соооружение (архитектура).

Учить выделять и называть основные средства выразительности (цвет, форма, величина, ритм, движение, жест, звук) и создавать свои художественные образы в изобразительной, музыкальной, конструктивной деятельности.

Познакомить детей с архитектурой. Формировать представления о том, что дома, в которых они живут (детский сад, школа, другие здания), — это архитектурные сооружения; дома бывают разные по форме, высоте, длине, с разными окнами, с разным количеством этажей, подъездов и т. д.

Вызывать интерес к различным строениям, расположенным вокруг детского сада (дома, в которых живут ребенок и его друзья, школа, кинотеатр).

Привлекать внимание детей к сходству и различиям разных зданий, поощрять  самостоятельное  выделение  частей  здания,  его  особенностей.

Закреплять умение  замечать различия  в  сходных по форме и  строению зданиях (форма и величина входных дверей, окон и других частей).

Поощрять  стремление  детей  изображать  в  рисунках,  аппликациях реальные и сказочные строения.

Организовать посещение музея (совместно с родителями), рассказать о назначении музея.

Развивать интерес к посещению кукольного театра, выставок.

Закреплять знания детей о книге, книжной иллюстрации. Познакомить с библиотекой как центром хранения книг, созданных писателями и поэтами.

Знакомить с произведениями народного искусства (потешки, сказки, загадки, песни, хороводы, заклички, изделия народного декоративно-прикладного искусства).

Воспитывать бережное отношение к произведениям искусства.

Изобразительная деятельность

Продолжать развивать интерес детей к изобразительной деятельности.

Вызывать положительный эмоциональный отклик на предложение рисовать, лепить, вырезать и наклеивать.

Продолжать развивать эстетическое восприятие, образные представления, воображение, эстетические чувства, художественно-творческие способности.

Продолжать формировать умение рассматривать и обследовать предметы, в том числе с помощью рук.

Обогащать представления детей об изобразительном искусстве (иллюстрации к произведениям детской литературы, репродукции произведений живописи, народное декоративное искусство, скульптура малых форм и др.) как основе развития творчества. Учить детей выделять и использовать средства выразительности в рисовании, лепке, аппликации.

Продолжать формировать умение создавать коллективные произведения в рисовании, лепке, аппликации.

Закреплять  умение  сохранять  правильную  позу  при  рисовании:  не горбиться, не наклоняться низко над столом, к мольберту; сидеть свободно, не напрягаясь. Приучать детей быть аккуратными: сохранять свое рабочее место в порядке, по окончании работы убирать все со стола.

Учить проявлять дружелюбие при оценке работ других детей.

Рисование. Продолжать формировать у детей умение рисовать отдельные предметы и создавать сюжетные композиции, повторяя изображение одних и тех же предметов (неваляшки гуляют, деревья на нашем участке зимой, цыплята  гуляют по  травке) и  добавляя  к ним  другие  (солнышко, падающий снег и т. д.).

Формировать и закреплять представления о форме предметов (круглая, овальная, квадратная, прямоугольная, треугольная), величине, расположении частей.

Помогать детям при передаче сюжета располагать изображения на всем листе в соответствии с содержанием действия и включенными в действие объектами. Направлять внимание детей на передачу соотношения предметов по величине: дерево высокое, куст ниже дерева, цветы ниже куста.

Продолжать  закреплять и обогащать представления детей о цветах и оттенках окружающих предметов и объектов природы. К уже известным цветам и оттенкам добавить новые (коричневый, оранжевый, светло-зеленый); формировать представление о  том, как можно получить  эти цвета.

Учить смешивать краски для получения нужных цветов и оттенков.

Развивать желание использовать в рисовании, аппликации разнообразные цвета, обращать внимание на многоцветие окружающего мира.

Закреплять  умение  правильно  держать  карандаш,  кисть,  фломастер, цветной мелок; использовать их при создании изображения.

Учить  детей  закрашивать  рисунки  кистью,  карандашом,  проводя линии  и штрихи  только  в  одном  направлении  (сверху  вниз  или  слева направо); ритмично наносить мазки, штрихи по всей форме, не выходя за пределы контура; проводить широкие линии всей кистью, а узкие линии и точки — концом ворса кисти. Закреплять умение чисто промывать кисть перед использованием краски другого цвета. К концу года формировать у детей умение получать светлые и темные оттенки цвета, изменяя нажим на карандаш.

Формировать умение правильно передавать расположение частей при рисовании  сложных предметов  (кукла,  зайчик и  др.) и  соотносить их по величине.

Декоративное рисование. Продолжать формировать умение создавать декоративные композиции по мотивам дымковских, филимоновских  узоров. Использовать  дымковские  и филимоновские  изделия  для развития эстетического восприятия прекрасного и в качестве образцов для создания узоров в стиле этих росписей (для росписи могут использоваться вылепленные детьми игрушки и силуэты игрушек, вырезанные из бумаги).

Познакомить детей с городецкими изделиями. Учить выделять элементы городецкой росписи (бутоны, купавки, розаны, листья); видеть и называть цвета, используемые в росписи.

Лепка. Продолжать развивать интерес детей к лепке; совершенствовать умение лепить из глины (из пластилина, пластической массы). Закреплять приемы лепки, освоенные в предыдущих группах; учить прищипыванию с легким оттягиванием всех краев сплюснутого шара, вытягиванию отдельных частей из целого куска, прищипыванию мелких деталей (ушки у котенка, клюв  у  птички). Учить  сглаживать  пальцами  поверхность  вылепленного предмета, фигурки.

Учить приемам вдавливания середины шара, цилиндра для получения полой формы. Познакомить с приемами использования стеки. Поощрять стремление украшать вылепленные изделия узором при помощи стеки.

Закреплять приемы аккуратной лепки.

Аппликация. Воспитывать интерес к аппликации, усложняя ее содержание и расширяя возможности создания разнообразных изображений.

Формировать  у  детей  умение  правильно  держать  ножницы  и  пользоваться  ими. Обучать  вырезыванию,  начиная  с формирования  навыка разрезания по прямой  сначала коротких,  а  затем длинных полос. Учить составлять из полос изображения разных предметов (забор, скамейка, лесенка, дерево, кустик и др.). Учить вырезать круглые формы из квадрата и        овальные из прямоугольника путем скругления углов; использовать этот прием для изображения в аппликации овощей, фруктов, ягод, цветов и т. п.

Продолжать  расширять  количество  изображаемых  в  аппликации предметов (птицы, животные, цветы, насекомые, дома, как реальные, так и воображаемые) из готовых форм. Учить детей преобразовывать эти формы, разрезая их на две или четыре части (круг — на полукруги, четверти; квадрат — на треугольники и т. д.).

Закреплять навыки аккуратного вырезывания и наклеивания.

Поощрять проявление активности и творчества.

Конструктивно-модельная деятельность

Обращать внимание детей на различные здания и сооружения вокруг их дома, детского сада. На прогулках в процессе игр рассматривать с детьми машины, тележки, автобусы и другие виды транспорта, выделяя их части, называть их форму и расположение по отношению к самой большой части.

Продолжать развивать у детей способность различать и называть строительные детали (куб, пластина, кирпичик, брусок); учить использовать их  с  учетом  конструктивных  свойств  (устойчивость, форма,  величина).

Развивать умение устанавливать ассоциативные связи, предлагая вспомнить, какие похожие сооружения дети видели.

Учить  анализировать  образец  постройки:  выделять  основные  части,  различать  и  соотносить  их  по  величине  и  форме,  устанавливать пространственное  расположение  этих  частей  относительно  друг  друга (в  домах — стены,  вверху — перекрытие,  крыша;  в  автомобиле — кабина, кузов и т. д.).

Учить самостоятельно измерять постройки (по высоте, длине и ширине), соблюдать заданный воспитателем принцип конструкции («Построй такой же домик, но высокий»).

Учить сооружать постройки из крупного и мелкого строительного материала, использовать детали разного цвета для создания и украшения построек.

Обучать конструированию из бумаги: сгибать прямоугольный лист бумаги пополам, совмещая стороны и углы (альбом, флажки для украшения участка, поздравительная открытка), приклеивать к основной форме детали(к дому — окна, двери, трубу; к автобусу — колеса; к стулу — спинку).

Приобщать детей к изготовлению поделок из природного материала: коры, веток, листьев, шишек, каштанов, ореховой скорлупы, соломы (лодочки, ежики и т. д.). Учить использовать для закрепления частей клей, пластилин;  применять  в  поделках  катушки,  коробки  разной  величины и другие предметы.

  1. Образовательная область

«ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни

Продолжать знакомство детей с частями тела и органами чувств человека.

Формировать  представление  о  значении  частей  тела  и  органов чувств для жизни и  здоровья человека  (руки делают много полезных дел; ноги помогают двигаться; рот говорит, ест; зубы жуют; язык помогает жевать, говорить; кожа чувствует; нос дышит, улавливает запахи; уши слышат).

Воспитывать потребность в соблюдении режима питания, употреблении в пищу овощей и фруктов, других полезных продуктов.

Формировать  представление  о  необходимых  человеку  веществах и  витаминах.  Расширять  представления  о  важности  для  здоровья  сна, гигиенических процедур, движений, закаливания.

Знакомить детей с понятиями «здоровье» и «болезнь».

Развивать умение устанавливать связь между совершаемым действием и состоянием организма, самочувствием («Я чищу зубы — значит, они у меня будут крепкими и здоровыми», «Я промочил ноги на улице, и у меня начался насморк»).

Формировать умение оказывать себе элементарную помощь при ушибах, обращаться за помощью к взрослым при заболевании, травме.

Формировать представления о здоровом образе жизни; о значении физических упражнений для организма человека. Продолжать знакомить с физическими упражнениями на укрепление различных органов и систем организма.

Физическая культура

Формировать правильную осанку.

Развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки детей, умение творчески использовать их в самостоятельной двигательной деятельности.

Закреплять  и  развивать  умение  ходить  и  бегать  с  согласованными движениями рук и ног. Учить бегать легко, ритмично, энергично отталкиваясь носком.

Учить  ползать,  пролезать,  подлезать,  перелезать  через  предметы. Учить перелезать с одного пролета гимнастической стенки на другой (вправо, влево).

Учить  энергично отталкиваться и правильно приземляться в прыжках  на  двух  ногах  на месте  и  с  продвижением  вперед,  ориентироваться в пространстве. В прыжках в длину и высоту с места учить сочетать отталкивание со взмахом рук, при приземлении сохранять равновесие. Учить прыжкам через короткую скакалку.

Закреплять умение принимать правильное исходное положение при метании, отбивать мяч о землю правой и левой рукой, бросать и ловить его кистями рук (не прижимая к груди).

 Учить детей ходить на лыжах скользящим шагом, выполнять повороты, подниматься на гору.

Учить построениям, соблюдению дистанции во время передвижения.

Развивать  психофизические  качества:  быстроту,  выносливость,  гибкость, ловкость и др.

Учить выполнять ведущую роль в подвижной игре, осознанно относиться к выполнению правил игры.

Во  всех формах  организации  двигательной  деятельности  развивать у  детей  организованность,  самостоятельность,  инициативность,  умение поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками.

Подвижные  игры. Продолжать  развивать  активность  детей  в  играх с мячами, скакалками, обручами и т. д.

Развивать быстроту, силу, ловкость, пространственную ориентировку.

Воспитывать  самостоятельность  и  инициативность  в  организации знакомых игр.

Приучать к выполнению действий по сигналу.

2.2  Взаимодействие с семьёй

Работа с родителями строится на принципах доверия, диалога, партнерства, учета интересов родителей и их опыта воспитания детей. Взаимодействие педагогов с родителями осуществляется через разные формы:

• Родительские собрания

• Консультации (устные и письменные)

• Азбука здоровья (уголок)

• Информация на стенде (по волнующим вопросам)

• Выставки работ детей и родителей

• Анкетирование

• Фотовыставки

• Консультация на сайте ДОО.

  • Посещение занятий родителями.
  • Открытые занятия педагогов дополнительного образования.
  • Привлечение родителей к организации детских праздников, спортивных соревнований.

Цель данной работы – создание  необходимых условий для развития ответственных взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих повышение компетентности родителей в области воспитания детей.

Месяц

Мероприятия

Сентябрь

1. Организационное собрание:

1.1. «Подготовка к новому учебному году».

1.2 . «Возрастные особенности детей 4-5 лет»

1.3. Проведение анкетирования, с целью получения новых сведений о родителях.

2. Обновление стенда: информация для родителей: игры, наблюдения.

3. Консультация для родителей: «Режим дня и его значение. Создание условий дома для полноценного отдыха и развития детей».

4. Консультация для родителей: «Развитие речи детей 4-5 лет».

5.Индивидуальные консультации.

6. Совместная подготовка группы к зиме (утепление окон)

7. Буклет «Почитай мне сказку мама»

Октябрь

1.Памятка для родителей «Основные правила и принципы здорового питания детей».

2.Папка-передвижка «Здоровьесберегающие технологии».

3.Организация выставки поделок «Осенние фантазии».

4.Консультация «Одежда детей осенью».

5.Индивидуальные консультации

6. Оформление рисунков «Рисуем вместе!»

7. Консультация по ППД

9. Консультация «Гиперактивный ребенок» (психолог)

Ноябрь

1.Праздничное мероприятие «День Матери».

2.Изготовление подарков для мам.

3. Конкурс на изготовление кормушек для птиц: «Птицы - наши меньшие пернатые друзья».

4.Папка-передвижка «Мои права и обязанности».

5.Индивидуальные консультации.

6. Буклет «Берегитесь крохи - на льду шутки плохи»

7. Консультация – практикум «Роль дидактической игры в семье»

Декабрь

1.Конкурс творческих семейных работ «Елочная игрушка».

2.Родительское собрание «Безопасность детей в новогодние каникулы».

3.Консультация «Одежда детей зимой»

4.Папка-передвижка «Новый год в детском саду и дома».

5.Советы «Говорите с ребенком правильно» (логопед)

6. Буклет «Безопасный Новый год»

Январь

1.Памятка для родителей:

-«Искусство наказывать и прощать» (психолог)

-«Как правильно общаться с детьми»

2. Оформление папки-передвижки: «Советы родителям по закаливанию ребенка».

3.Полезные советы «Учите детей вместе с нами основам математики».

4.Индивидуальные консультации.

Февраль

1.Консультация «Гиперактивный ребёнок»  (психолог)

2.Фотовыставка «Мой папа самый лучший».

3.Праздник ко Дню защитника Отечества.

4.Памятка «Искусство быть родителем!»

5.Индивидуальные консультации по запросу родителей

Март

1.Мамины посиделки «Как провести выходной с ребенком».

2.Праздник для бабушек и мам.

3.«Кулинарная книга любимых рецептов обаятельных и привлекательных мам».

4.«Все цветы для Вас родные» выставка поделок и рисунков.

5.Индивидуальные консультации  по запросу родителей

Апрель

1.Советы родителям «Игры с язычком».(логопед)

2.Мастер – класс для родителей «Экологическое развитие детей».

3.Беседа «Болезни грязных рук».

4.Анкетирование «По результатам года».

5.Индивидуальные консультации.

Май

1.Папка-передвижка «День Семьи».

2.«Я рисую мир» Конкурс рисунков и поделок посвящённая 9 мая.

3.Родительское собрание «Безопасность жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Прошел ещё один год».

4.Выставка рисунков «Безопасная дорога глазами детей»

5.Индивидуальные консультации.

III ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ  РАЗДЕЛ

3.1 Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении 

Ежедневная организации жизни и деятельности детей осуществляется с учетом:

  • построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с

детьми: основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом

деятельности для них является игра;

  • решения программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого

и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно

образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии

со спецификой дошкольного образования.

Организация режима дня.

При проведении режимных процессов МАДОУ придерживается следующих правил:

  • Полное и своевременное удовлетворение всех органических потребностей детей (во

сне, питании).

  • Тщательный гигиенический уход, обеспечение чистоты тела, одежды, постели.
  • Привлечение детей к посильному участию в режимных процессах; поощрение

самостоятельности и активности.

  • Формирование культурно-гигиенических навыков.
  • Эмоциональное общение в ходе выполнения режимных процессов.
  • Учет потребностей детей, индивидуальных особенностей каждого ребенка.
  • Спокойный и доброжелательный тон обращения, бережное отношение к ребенку,

устранение долгих ожиданий, так как аппетит и сон малышей прямо зависят от состояния

их нервной системы.

Основные принципы построения режима дня:

  • Режим дня выполняется на протяжении всего периода воспитания детей в

дошкольном учреждении, сохраняя последовательность, постоянство и постепенность.

  • Соответствие правильности построения режима дня возрастным

психофизиологическим особенностям дошкольника.

Организация режима дня проводится с учетом теплого и холодного периода года.

При составлении и организации режима дня учитываются обязательные,

повторяющиеся (стереотипные) компоненты:

- время приема пищи;

- укладывание на дневной сон;

- общая длительность пребывания ребенка на открытом воздухе и в помещениях.

 Прогулка организуется 2 раза в день: в первую половину дня - до обеда и во вторую половину - после дневного сна или перед уходом детей домой. При температуре воздуха ниже -15°С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращаетсяПрогулка не проводится при температуре воздуха ниже -20°С и скорости ветра более 15 м/с. Во время прогулки с детьми проводятся игры и физические упражнения. Подвижные игры проводят в конце прогулки перед возвращением детей в помещение ДОУ. Дневному сну отводится 2,5 часа. Самостоятельная деятельность детей (игры, подготовка к занятиям, личная гигиена и др.) занимает в режиме дня не менее 3-4 часов. В режиме дня указана общая длительность организованной образовательной деятельности, включая перерывы между ее различными видами. Педагог самостоятельно дозирует объем образовательной нагрузки, не превышая при этом максимально допустимую санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами нагрузку. Для эффективного решения программных задач крайне желательно ежедневное чтение.

Примерный режим дня составлен с расчетом 12 часового пребывания детей в детском саду.

Режим дня  средней группы

Прием детей, осмотр, самостоятельная, свободная деятельность  по желанию детей 

07.00 -  08.15

Утренняя зарядка

08.15 – 08.25

Утренний круг

08.25 – 08.40

Подготовка к завтраку, завтрак, дежурство, самостоятельная деятельность  

08.40 - 09.20

Непосредственно организованная образовательная деятельность

09.20 - 10.10 (занятия по 20 минут, переменка 10 минут)

Второй завтрак

10.10 – 10.20

Подготовка к прогулке, прогулка (игры, наблюдения, труд, самостоятельная двигательная активность)

10.20 - 12.15

Возвращение с прогулки, гигиенические процедуры самостоятельная деятельность

12.15 - 12.30

Подготовка к обеду, обед, дежурство

12.30 – 13.00

Подготовка ко сну, чтение перед сном, дневной сон

13.00 - 15.00

Постепенный подъем, профилактические  физкультурно-

оздоровительные процедуры

15.00 - 15.30

Подготовка к полднику, полдник, дежурство

15.30 - 15.50

Занятие по интересам, игры, самостоятельная деятельность детей,  занятия со специалистами

15.50 – 16.50

Вечерний круг

16.50 - 17.00

Подготовка к ужину, ужин, дежурство

17.00 - 17.30

Прогулка, игры на свежем воздухе

17.30 - 18.45

Уход детей домой

18.45 - 19.00

Правильный распорядок дня — это рациональная продолжительность и разумное

чередование различных видов деятельности и отдыха детей.

3.2 Организация непосредственной образовательной деятельности

Непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов деятельности (игровой, двигательной, познавательно-исследовательской, познавательной, коммуникативной, продуктивной, художественно-эстетической, музыкально-художественной, трудовой) или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения Программы и решения конкретных образовательных задач.

С детьми средней группы с сентября по май проводится 11 занятий в неделю длительностью 20 минут. Количество занятий в учебном плане соответствует Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам (СанПин 2.4.1.3049-13). Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в средней группе не превышает 40 минут.

В середине непосредственно образовательной деятельности статического характера проводятся физкультурные минутки. Образовательная деятельность, требующая повышенную познавательную активность и умственного напряжения детей, организовывается в первую половину дня. Для профилактики утомления детей проводятся физкультурные, музыкальные занятия, ритмика и т.п.

Мероприятия физкультурно-оздоровительного цикла предусматривают закаливающие, оздоровительные, профилактические мероприятия, оптимальный двигательный режим, который обеспечивает достаточное время организованной деятельности детей.

Непосредственно образовательная деятельность по физическому развитию основной образовательной программы для детей 4-5 лет организуются 3 раза в неделю.

Закаливание.

Закаливание - это система мероприятий, направленных на повышение устойчивости организма ребенка ко всем неблагоприятным факторам внешней среды. Для закаливания ребенка используются факторы внешней среды (воздух, вода, солнце) как отдельно, так и в виде комплексных мероприятий. При этом необходимо соблюдать следующее:

  1. Состояние здоровья ребенка с учетом его индивидуальных потребностей при выборе метода закаливания.
  2. Постепенное увеличение силы природного фактора.
  3. Системность закаливания.
  4. Спокойное, радостное настроение ребенка во время закаливающей процедуры.

Для повышения эффективности закаливающих мероприятий их следует проводить при исходном состоянии теплового комфорта организма детей, который достигается рациональным сочетанием теплозащитных свойств одежды с температурой воздуха в помещении и на открытом воздухе. Методы и средства закаливания изменяются с учетом сезона года, температуры помещения, эпидемиологической обстановки в группе.

Средняя группа

Виды  организованной деятельности

Количество

Познавательное развитие:

        3

Ознакомление с окружающим миром

Формирование  элементарных математических представлений

        1

        2

Речевое развитие

1

Художественное – эстетическое развитие

4

 Рисование

 Лепка

Аппликация

Музыка

1

0,5

0,5

2

Физическое   развитие

3

Общее количество

11

Сетка занятий

 Дни недели

Занятия

Понедельник

  1. Ознакомление с окружающим миром    
  2. Физкультура  (под музыку)  

Вторник

  1. Формирование элементарных математических представлений
  2. Музыка

Среда

  1. Речевое развитие
  2. Физкультура (на улице)
  3. Формирование элементарных математических представлений (во 2 половине дня)

Четверг

  1. Лепка / аппликация
  2. Физкультура

Пятница

  1. Музыка
  2. Рисование

3.3 Методическое обеспечение рабочей образовательной Программы

Список использованной литературы:

Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. «Комплексно-тематическое планирование по программе «От рождения до школы». Средняя группа.

Бондаренко А. К. «Дидактические игры в детском саду»        

Галигузова  Л.Н.  «Развитие игровой деятельности»  (игры и занятия с детьми 3-5 лет)

Галигузова, Л.Н., Мещерякова С.Ю. «Физическое развитие» (игры и занятия с детьми младшего возраста)

Гербова В. В. «Занятия по развитие речи в детском саду»

Гербова В.В. Конспекты занятий по развитию речи в средней группе 4-5 лет

Голицына Н.С. «Воспитание основ здорового образа жизни у малышей»

Голицына Н.С. «ОБЖ для младших дошкольников»

ЖуроваЛ.Е., Н.С. Варенцова, Н.В. Дурова, Л.Н. Невская «Обучение дошкольников грамоте».

Дыбина О.В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром».

Зебзеева В.А. «Организация режимных процессов в ДОУ»

Лайзане С. Я. «Физическая культура для малышей»

Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду.

Куцакова Л.В. «Конструирование и художественный труд в детском саду».

Колдина Д.Н. «Лепка и рисование с детьми 4-5 лет».

Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада.

Краснощекова Н.В. «Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста»

Пензулаева Л.И. «Физическая культура в детском саду»

Помораева И. А., Позина В. А. «Формирование элементарных математических представлений. Средняя группа (4-5 лет)».

Пыльцына М.  «Хрестоматия для дошкольников 5-6 лет»

Рузская А.Г. Мещерякова С.Ю. «Развитие речи. Игры и занятия с детьми младшего возраста»

Савина Л.П. «Пальчиковая гимнастика».

Соломенникова О. А. «Ознакомление с природой в детском саду».

Теплюк С.К. «Занятия на прогулке с малышами»  пособие для педагогов дошкольных учреждений

Тимофеева Е.А. « Подвижные игры с детьми  дошкольного возраста»

Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду

Ушакова О.С., Струнина Е.И. Методика развития речи детей дошкольного возраста.

Ушакова О.С. Гавриш Н.В. Знакомим с литературой детей 3-5 лет. Конспекты занятий.

Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения по развитию речи/ Под ред. В.В. Гербовой

Харченко Т. Е. «Утренняя гимнастика в детском саду»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)

рабочая программа воспитателя с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...

Рабочая программа по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" в 1 младшей группе (рабочая программа воспитателя)

Рабочая программа по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" в 1 младшей группе (рабочая программа воспитателя)...

Рабочая программа по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" во 2 младшей группе (рабочая программа воспитателя)

Рабочая программа по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" во 2 младшей группе (рабочая программа воспитателя)...

Рабочая программа по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" в средней группе (рабочая программа воспитателя)

Рабочая программа по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" в средней группе (рабочая программа воспитателя)...