Рекомендации родителям и педагогам по работе с детьми, проявляющими агрессию
консультация

Способы и приемы снижения агрессивного поведения;

примеры общения с детьми, проявляющие агрессию по отношения к взрослым и сверстникам

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации родителям и педагогам по работе с детьми, проявляющими агрессию

Все чаще и чаще мы имеем дело с детским негативизмом, агрессией в детском коллективе. Бывают ситуации, когда необходимо ребенку помочь справиться с ними, направить его в правильное русло.

Вот несколько способов и приемов того, как правильно себя вести с детьми,

 проявляющими агрессию в отношении взрослых или сверстников.

1. Учить ребенка выражать свое неудовольствие в социально приемлемых формах (игры: «волшебный мешочек», «выпусти пар», «минута шалости», «кулачок»).

2. Придерживаться постоянства и последовательности в реализации выбранного типа поведения по отношению к ребенку (если есть категорические запреты, значит запрещено это делать ВСЕГДА! Устанавливать правила для всех в коллективе, семье).

3. Сдерживать агрессивные порывы ребенка непосредственно перед их проявлением (остановить окриком, отвлечь игрой, занятием, создать физическое препятствие агрессивному акту (отвести руку, удержать за плечи).

  1. Вести себя спокойно в случае незначительной агрессии.

В тех случаях, когда агрессия ребенка не опасна и объяснима, можно использовать следующие позитивные стратегии:

- полное игнорирование реакций ребенка - весьма мощный способ прекращения нежелательного поведения;

- выражение понимания чувств ребенка («Конечно, тебе обидно..., но»);

- переключение внимания, предложение какого-либо задания («Помоги мне, пожалуйста...»);

- позитивное обозначение поведения («Ты злишься потому, что ты устал»).

Так как агрессия естественна для людей, то адекватная и неопасная агрессивная реакция часто не требует вмешательства со стороны. Дети нередко используют агрессию просто для привлечения к ним внимания. Если ребенок проявляет гнев в допустимых пределах и по вполне объяснимым причинам, нужно позволить ему отреагировать, внимательно выслушать, объяснить как правильно было поступить и переключить его внимание на что-то другое.

5. Акцентировать внимание на поступках (поведении), а не на личности.

Проводить четкую границу между поступком и личностью позволяет техника объективного описания поведения. После того как ребенок успокоится, целесообразно обсудить с ним его поведение. Следует описать, как он вел себя во время проявления агрессии, какие слова говорил, какие действия совершал, не давая при этом никакой оценки. Критические высказывания, особенно эмоциональные, вызывают раздражение и протест, и уводят от решения проблемы.

Анализируя поведение ребенка, важно ограничиться обсуждением конкретных фактов, только того, что произошло «здесь и сейчас», не припоминая прошлых поступков. Иначе у ребенка возникнет чувство обиды, и он будет не в состоянии критично оценить свое поведение. Вместо распространенного, но неэффективного «чтения морали», лучше показать ему негативные последствия его поведения, убедительно продемонстрировав, что агрессия больше всего вредит ему самому. Очень важно также указать на возможные конструктивные способы поведения в конфликтной ситуации.

6.Установить с ребенком обратную связь. Для этого используются следующие приемы:

- констатация факта («ты ведешь себя агрессивно»);

- констатирующий вопрос («ты злишься?»);

- раскрытие мотивов агрессивного поведения («Ты хочешь меня обидеть?», «Ты хочешь продемонстрировать силу?»);

- обнаружение своих собственных чувств по отношению к нежелательному поведению («Мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне», «Я сержусь, когда на меня кто-то громко кричит»);

- апелляция к правилам («Мы же с тобой договаривались!»).

Давая обратную связь агрессивному поведению ребенка, взрослый человек должен проявить, по меньшей мере, три качества: заинтересованность, доброжелательность и твердость.

7. Контролировать  собственные негативные эмоции.

Педагогам и родителям необходимо очень тщательно контролировать свои негативные эмоции в ситуации взаимодействия с агрессивными детьми. Когда ребенок демонстрирует агрессивное поведение, это вызывает сильные отрицательные эмоции - раздражение, гнев, возмущение, страх или беспомощность. Взрослым нужно понять характер, силу и длительность возобладавших над ними чувств.

Когда взрослый человек управляет своими отрицательными эмоциями, то он не подкрепляет агрессивное поведение ребенка, сохраняет с ним хорошие отношения и демонстрирует, как нужно взаимодействовать с агрессивным человеком.

8.Обсуждать проступок.

Анализировать поведение в момент проявления агрессии не нужно, этим стоит заниматься только после того, как ситуация разрешится и все успокоятся. В то же время, обсуждение инцидента необходимо провести как можно скорее. Лучше это сделать наедине, без свидетелей, и только затем обсуждать в группе или семье (и то не всегда). Во время разговора важно сохранять спокойствие и объективность. Нужно подробно обсудить негативные последствия агрессивного поведения, его разрушительность не только для окружающих, но, прежде всего, для самого маленького агрессора.

СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ (выплескивания) ГНЕВА

1.Громко спеть любимую песню.

2.Попрыгать на скакалке.

3.Используя «стаканчик для криков» или «волшебный мешочек», высказать все свои отрицательные эмоции.

4.Пускать мыльные пузыри.

5.Полить цветы.

6.Быстрыми движениями руки стереть с доски.

7. Отжаться от пола максимальное количество раз.

8.Сделать приседание

9.Устроить соревнование «Кто громче крикнет», «Кто выше прыгнет»

10.Скомкать несколько листов бумаги, а затем их выбросить.

11.Быстрыми движениями руки нарисовать обидчика, а за тем зачирикать его.

12.Слепить из пластилина фигуру обидчика и сломать ее.

Источник: Г.Э. Бреслав "Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности" и А.А.Романов "Игротерапия: как преодолеть агрессивность у детей"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практические рекомендации педагога-психолога родителям и педагогам по работе с детьми, проявляющим агрессию

Практические рекомендации педагога-психолога родителям и педагогам по работе с детьми, проявляющим агрессию. Список сказок, которые можно использовать при коррекции агрессивности....

Рекомендации родителям и педагогам по взаимодействию с детьми с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)

Что же такое гиперактивность, и как мы, взрослые, должны скорректировать свое поведение, чтобы помочь процессу социализации гиперактивного ребенка?...

Практические рекомендации педагогам по тому, как правильно вести себя с детьми, проявляющими агрессию в отношении взрослых или сверстников.

Экстренное вмешательство при агрессивных проявлениях.В ряде случаев при проявлениях детской агрессии требуется срочное вмешательство взрослых. Экстренное вмешательство нацелено на уменьшение или избег...

Педагог – психолог по теме «Агрессивность и что делать» Практические рекомендации педагогам и родителям по тому, как правильно вести себя с детьми, проявляющими агрессию в отношении взрослых или сверстников

В ряде случаев при проявлениях детской агрессии требуется срочное вмешательство взрослых. Экстренное вмешательство нацелено на уменьшение или избегание агрессивного поведения в напряженных, конфликтны...

Программа коррекционно-развивающей работы с детьми, проявляющими агрессию

Все чаще и чаще можно услышать сегодня фразы: «Какой агрессивный ребенок! Откуда в нем столько агрессии?» Чтобы разобраться в этом, для начала важно знать, что агрессивность является наруш...

Практические рекомендации педагогам «Как правильно вести себя с детьми,проявляющими агрессию в отношении взрослых или сверстников»

Практические рекомендации педагогам«Как правильно вести себя с детьми,проявляющими агрессию в отношении взрослых или сверстников»...

Рекомендации родителям и педагогам по работе с детьми, проявляющими агрессию

Рекомендации родителям и педагогам по работе с детьми, проявляющими агрессию СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ (выплескивания) ГНЕВА...