Программа коррекционно-развивающей работы с детьми, проявляющими агрессию
рабочая программа по психологии

Журавлева Евгения Евгеньевна

Все чаще и чаще можно услышать сегодня фразы: «Какой агрессивный ребенок! Откуда в нем столько агрессии?» Чтобы разобраться в этом, для начала важно знать, что агрессивность является нарушением поведения ребенка, а не симптомом психического заболевания. Необходимо помнить, что некоторые трудности в поведении детей носят возрастной характер и связаны с переживанием одного из кризисов развития (1 года, 3 и 7 лет). И эти периоды в жизни ребенка, несмотря на всю сложность, свидетельствуют о нормальном ходе процесса психического развития дошкольника.

 Итак, что же такое агрессия?

Агрессия– мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленные и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности).

Эмоциональная основа агрессии – гнев.

Агрессия (гнев) присуща каждому человеку, так как является инстинктивной формой поведения, основной целью которой является самозащита и выживание в мире. Но человек, в отличие от животных, с возрастом приучается трансформировать свои природные агрессивные инстинкты в социально приемлемые способы реагирования, т.е. у нормальных людей происходит социализация агрессии.

Агрессия – происходит от латинского aggredi, что означает «нападать».

До нач. 19 века агрессивным считалось любое активное поведение, как доброжелательное, так и враждебное. Позже под агрессией стали понимать более узкое враждебное поведение в отношении окружающих.

Решение вышеупомянутого вопроса легло в основу разработки Программы коррекционно-развивающей работыс детьми, проявляющими агрессию.

Данная рабочая программа определяет содержание и организацию деятельности психологической службы ДОУ по сохранению и укреплению психологического здоровья детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл agressiya.docx77.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 108 «Сказка»

УТВЕРЖДЕНО

приказом заведующего

МБДОУ «Детский сад № 108»

г. Чебоксары

Кирилловой М.Е.

от «___» _________________ 2019 г. №

Программа коррекционно-развивающей работы

с детьми, проявляющими агрессию

Подготовила:

Педагог-психолог

Журавлева Е.Е.

г. Чебоксары, 2019

Содержание

Пояснительная записка …………………………………………….......…….…  3

  1. Принципы и подходы к формированию программы …………..………. 6

Возрастные особенности проявлений агрессии ……………………...… 6

Психологический портрет агрессивного ребенка…………….................9

Профилактика агрессивного поведения ……………………………….. 12

  1. Этапы работы по программе …………………………………………… 14
  2. Содержание деятельности педагога-психолога на основных этапах работы с агрессивными детьми ................................................................... 16
  3. Примерное планирование коррекционных занятий по снижению агрессии ……………….……………………………………………………….. 17

Список литературы ……………………………………………………………. 20

Приложение 1. Комплекс занятий………………………………………...…... 21

Пояснительная записка

Современное дошкольное образование развивается в принципиально новых условиях, которые регламентированы приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 655 от 23 ноября 2009 г. «Об утверждении и введение в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования». Данный документ определяет направления стратегических преобразований, реализация которых приведет к качественно иному уровню функционирования и развития системы образовательных услуг для детей раннего и дошкольного возраста. Центральным моментом, глобальной идеей этих преобразований является психологизация системы дошкольного образования, а именно: приведение в соответствие практики дошкольного образования с теми специфическими характеристиками возраста ребенка, которые определяют уникальный вклад каждого возрастного периода в общий цикл психического развития.

Сохранение, наряду с физическим, и психологического здоровья дошкольников сегодня рассматривается как одно из требований безопасности образовательного процесса и как один из показателей качества образования. При этом в качестве показателя оптимального уровня психологического здоровья человека можно рассматривать его высокую приспособляемость к природной и социальной среде, которая обеспечивается сохранностью позитивного самочувствия, полноценным психическим развитием на всех этапах онтогенеза. Психически здоровый человек адаптирован к социуму и может успешно функционировать в нем.

Все чаще и чаще можно услышать сегодня фразы: «Какой агрессивный ребенок! Откуда в нем столько агрессии?» Чтобы разобраться в этом, для начала важно знать, что агрессивность является нарушением поведения ребенка, а не симптомом психического заболевания. Необходимо помнить, что некоторые трудности в поведении детей носят возрастной характер и связаны с переживанием одного из кризисов развития (1 года, 3 и 7 лет). И эти периоды в жизни ребенка, несмотря на всю сложность, свидетельствуют о нормальном ходе процесса психического развития дошкольника.

 Итак, что же такое агрессия?

Агрессия– мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленные и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности).

Эмоциональная основа агрессии – гнев.

Агрессия (гнев) присуща каждому человеку, так как является инстинктивной формой поведения, основной целью которой является самозащита и выживание в мире. Но человек, в отличие от животных, с возрастом приучается трансформировать свои природные агрессивные инстинкты в социально приемлемые способы реагирования, т.е. у нормальных людей происходит социализация агрессии.

Агрессия – происходит от латинского aggredi, что означает «нападать».

До нач. 19 века агрессивным считалось любое активное поведение, как доброжелательное, так и враждебное. Позже под агрессией стали понимать более узкое враждебное поведение в отношении окружающих.

Решение вышеупомянутого вопроса легло в основу разработки Программы коррекционно-развивающей работы с детьми, проявляющими агрессию.

Данная рабочая программа определяет содержание и организацию деятельности психологической службы ДОУ по сохранению и укреплению психологического здоровья детей.

Цель: снизить проявления агрессивности в поведении детей на основе выстраивания конструктивного отношения к миру в противовес деструктивному.

Задачи:

- Снять эмоциональное напряжение, возбуждение и аффективные реакции детей;

- Формировать эмоциональное осознание своего поведения;

- Обучить детей навыкам самоорганизации и саморегуляции  действий, поступков, эмоциональных состояний ;

- Формировать социально приемлемые, адекватные способы выражения гнева и агрессивности;

- Развивать умение распознавать эмоциональное состояние другого человека;

- Развивать коммуникативные стороны общения, обогатить опыт общения навыками конструктивного, адекватного поведения;

- Воспитывать доброжелательное отношение к окружающему миру.

Данная рабочая программа разработана с учетом основных требований к организации и содержанию службы практической психологии в образовании, возрастных особенностях детей и реализуется посредством основной общеобразовательной программы «от рождения до школы» (Веракса Н.Е. и др.), а также в соответствие со следующими нормативными документами:

- Законом РФ «Об образовании»;

- Национальной доктриной образования в РФ;

- Концепцией модернизации российского образования;

- Концепцией дошкольного воспитания;

- СанПиН от 22.июля 2010г.№ 91 От 20.12. 2010.№164;

- Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации (приказ № 636 от 22.10.1999 г.);

- типовое Положение об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (приказ № 2210 от 24.08.1998);

- письмо Министерства образования РФ от 27.06.2003 г. № 28-51-513/16 «Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования»;

  1. Принципы и подходы к формированию программы

Концептуальной основой программы являются следующие принципы:

  1. Принцип гуманизма как основополагающий

Предполагает отношение к ребенку как к безусловной ценности. Принимая во внимание, что приход ребенка в дошкольное учреждение – ситуация стрессовая, необходимым является проявление максимума терпения, чуткости и доброжелательности со стороны взрослых. Требования должны посильными и развивающими.

  1. Принцип природосообразности и индивидуализации

Предполагает учет возрастных и индивидуальных особенностей детей при организации процесса адаптации: учет индивидуального опыта поведения и общения, потребностей, привычек и т.д. Взрослые выстраивают линию взаимодействия с ребенком, двигаясь, прежде всего, от ребенка.

  1. Принцип индивидуального подхода в создании специальных условий для деятельности и общения с ребенком

Предполагает, что взрослые овладевают методами и приемами психолого-педагогического воздействия в зависимости от характера поведения ребенка.

  1. Принцип взаимодействия семьи и дошкольного учреждения

Акцентирует внимание на повышении роли семейного воспитания в развитии и воспитания ребенка, установлении партнерских отношений «семья - дошкольное учреждение».

Возрастные особенности проявлений агрессии

Младенчество, или — в понимании психоаналитиков — оральная стадия. С первых дней жизни малыша матери кажется, что он родился агрессивным, потому что он кусает грудь, отталкивает бутылочку, срыгивает, всё — как будто ей назло. Агрессивные черты в поведении детей мы наблюдаем с первых дней жизни. Даже у новорожденных наблюдаются реакции ярости, т.е. возникает тип агрессии, который приобретает черты некоего желания причинить вред или уничтожить нечто в своем окружении, что ощущается как источник чрезмерного неудовольствия.

В конце первого года жизни, когда ребенок уже в состоянии связывать свои чувства гнева, злости со взрослым, их вызывающим. Его направленный гнев является формой протеста против непонимания взрослых, из-за неудовлетворенности своим положением.

Окончание младенчества, или — в понимании психоаналитиков — анальная стадия. Агрессивность в этот период может проявляться в жестоком, безжалостном, вплоть до садизма, отношении к мелким домашним животным.

В два-три года агрессивность выражается в приступах гнева и протестующих криках, когда родители требуют послушания.

- В это время часто наблюдается склонность к разрушению: ребенок все ломает, прежде всего для самовыражения, а кроме того, таким образом он усваивает, что такое запрет.

- По мере того как малыш подрастает, агрессивность и страсть к разрушению ограничиваются только тем временем, когда он чем-то недоволен.

- Как правило, агрессивность проявляется чаще при конфликтах, в первую очередь — с сестрами и братьями.

- Положительная сторона агрессивности — это для ребенка способ проверить силу любви к нему и надежность семейных связей.

С четырех-пяти лет агрессивность проявляется в основном в отношениях с другими детьми. Когда мальчик или девочка попадает в группу, ему или ей необходимо защитить здесь свое место и обозначить границы своей личной территории. Ребенок этого возраста, казалось бы, даже и достаточно хорошо воспитанный вдруг демонстрирует приступы ярости, сопровождающейся стремлением крушить все вокруг. Социализация ребенка зависит от его способности управлять собственной агрессивностью и противостоять агрессивности других.

Уже в раннем возрасте дети стремятся управлять чувством враждебности. Они осваивают способы удовлетворять свою ярость с меньшим ущербом для любящих родителей. Враждебные чувства перемещаются во враждебный акт, направленный на другого человека.

Когда дети действуют агрессивно, стараясь причинить боль другому, мы можем предположить, что они поступают так потому, что ранее они сами страдали, и их эмоциональное «Я» было ущемлено. Таким образом, деструктированная враждебность вызывается попытками самоутвердиться и контролировать жизненные ситуации. Ошибки, недоработки, упущения в воспитательной работе, нарушения детско-родительских отношений приводят к неадекватному эмоциональному реагированию, неуверенности в себе, неустойчивости самооценки. Ощущение неуверенности ведет к тому, что дети нуждаются в постоянном признании, похвале, высокой оценке, в неизменной симпатии сверстников и взрослых. Эти стремления становятся навязчивыми и приобретают агрессивные черты, если встречаются препятствия на пути своей реализации.

Хвастливость, манерность, капризность и упрямство являются проявлениями агрессии дошкольника. Которая скрывает неуверенность ребенка в себе. Дети с агрессивным поведением любят подшучивать над другими, высмеивать их, искать чужие недостатки, ошибки. Теми же причинами обусловлено желание портить чужую работу, общую игру; вместо тактики «договориться» они используют целую гамму негативных тактик: «перекричать», «дуться», «применить физическое насилие» и т.д.

У таких детей в повседневной жизни проявляются различные виды агрессии:

  • ребенок ругается, прикрикивает;
  • злорадный смех, циничные замечания, насмешка;
  • кричит, орет, ругает взрослых и детей;
  • плюется, таскает за волосы, боксирует, царапается;
  • коварная подножка, убирает стул, толкается, злорадный отказ от помощи;
  • бьет, толкает, кусает, царапает, таскает за волосы;
  • ругает собственное поведение, иронизирует над собой, оскорбляет себя;
  • грызет ногти, рвет на себе волосы, бьет по голове;
  • ругает предметы, проклинает, обзывает их;
  • повреждение предметов, наступает, разрывает, громко хлопает дверью, бросает вещи в воздух.

Агрессивное поведение чаще встречается у мальчиков. Это может иметь объяснения в том, что дошкольники стараются идентифицировать себя с родителями того же пола. Исходя из существующего стереотипа, мужчина должен быть: смелым, сильным, волевым, целеустремленным, властным, неэмоциональным, логичным, с высоким интеллектом, неразговорчивым и т.д. Таким образом, мальчик должен обладать рядом маскулинных качеств, которые не могут формироваться и проявляться в повседневной жизни, так как воспитывают мальчиков в семье и в детских садах женщины. Они поощряют те черты, которые связаны со стереотипом феминности. Традиционные маскулинные качества не сочетаются с образом идеального ребенка, поэтому мальчики недостаток проявления мужских качеств компенсируют агрессивным поведением по отношению к окружающим. Этих мальчиков привлекает игра со спичками, шумные подвижные игры, игры-сражения. Для них представляет интерес тема насилия в фантазиях, в которых реализуются тайные желания, не пропускаемые сознанием ввиду их несоответствия социальной нормативности, и поэтому вытесняют в область бессознательного. Агрессивная фантазия транслируется в реальные отношения если она не успевает разряжать агрессивные импульсы.

Психологический портрет агрессивного ребёнка

Знайте, что агрессивный ребёнок требует особенной помощи родителей и педагогов. Детская агрессия, особенно в дошкольном возрасте - это, в первую очередь отражение внутреннего дискомфорта, неспособность адекватно отвечать на происходящие события.

Агрессивный ребёнок чаще других чувствует себя ненужным. Он пытается привлечь внимание и получается у него это «в меру своих сил и своего жизненного опыта». Подобные действия вызывают у взрослых и сверстников отрицательную реакцию.

Агрессия у как взрослых детей, так и в дошкольном возрасте очень часто делает детей подозрительными и настороженными. Такие дети стремятся переложить свою вину на других.Агрессивные дети обычно не относят себя к агрессивным, а наоборот думают, что окружающие его люди агрессивные, им трудно распознать другие эмоции кроме агрессии.Если Вы заметили признаки агрессии у своего ребенка, Вы немедленно должны ему помочь.

Признаки агрессивного поведения дошкольника:

-Постоянно теряет контроль над собой.

-Слишком говорлив, чрезмерно подвижен.

-Не понимает чувств и переживаний других детей.

-Часто специально раздражает, спорит и ругается со взрослыми.

-Создает конфликтные ситуации.

-Постоянно винит других в своих ошибках.

-Суетлив,импульсивен.

-Часто дерется, сердится.

-Не может адекватно оценить свое поведение.

-Имеет мускульное напряжение.

-Мало и беспокойно спит

- Отказывается участвовать в коллективных играх

- Отказывается выполнять правила.

- Завистлив, мстителен.

- Чувствителен, резко реагирует на различные действия окружающих, нередко раздражающих его.

Делать какие-либо предположения о наличии агрессии у ребенка, можно тогда, когда на протяжении не менее шести месяцев в его поведении наблюдаются хотя бы четыре из  перечисленных признаков.

  Укреплению агрессивных форм поведения у ребенка способствуют:

  • скандалы в семье;
  • применение физической силы во время семейных ссор (драки);
  • грубое, жестокое обращение с ребенком;
  • привлечение его к посещению (просмотру) жестоких спортивных состязаний: бокса, боев без правил и т. п.;
  • просмотр боевиков, сцен насилия, как в художественных, так и в мультипликационных фильмах;
  • одобрение агрессивного поведения как способа решения конфликта, проблемы: «А ты тоже его ударь», «И ты сломай», «А ты что, отнять не можешь?!»

Следует признать, что некоторый уровень агрессивности неизбежен. При воспитании ребенка необходимы ограничения в удовлетворении всех потребностей, а следовательно ребенок не может нормально развиваться без того, чтобы периодически не испытывать разочарования, следовательно родители неизбежно будут сталкиваться с враждебностью своих детей, даже, если они воспитывают их с любовью и делают все, чтобы помогать им нормально развиваться. Можно снизить частоту и интенсивность возникновения и концентрации враждебности до определенного уровня, чтобы защитить детей от переживания чрезмерной враждебности. Для этого необходимо воспитывать эмоции дошкольника. Обучение следует строить как на положительных, так и на отрицательных примерах. При сравнении хорошего, доброго с плохим, злым способствует формированию эмоциональной восприимчивости. Эмоциональная восприимчивость определяет умение сочувствовать. С этого умения начинается путь к добру и справедливости.

Профилактика агрессивного поведения

Для профилактики детской агрессивности важно поддерживать в коллективе детского сада атмосферу заботы,  поддержки, а также теплоты. Также такая атмосфера должна поддерживаться и в семье ребенка, так как чувство защищенности и уверенность в любви родителей способствует более продуктивному развитию ребенка. Чем более уверенным является ребенок, то тем реже он будет испытывать чувство гнева, зависти, тем меньше он будет проявлять агрессивность.

Родителям и педагогам следует сконцентрироваться на формировании желательного поведения у ребенка, а не на искоренении нежелательных проявлений характера у ребенка. Важное условие предупреждение агрессивности в поведении – это последовательность в действия по отношению к детям. Наибольший уровень проявления агрессивности демонстрируют те дети, которые не знают, какая реакция родителей последует за поведением ребенка. В целом, требования по отношению к детям должны быть разумными, тогда как на их выполнении необходимо настаивать, явно показывая, чего от них ждут.

Следует избегать немотивированного применения угроз или силы для контроля детского поведения. Чрезмерное злоупотребление такого рода мерами воздействия способствует формированию у них аналогичного поведения, а также выступает в качестве причин проявление в их характере таких особенностей, как злость, упрямство и жестокость.

Важно помочь ребенку научиться владеть собой, контролировать собственное поведение. Дети должны иметь представление о последствиях того или иного своего поведения, а также знать о том, как их действия могут восприниматься окружающими людьми. Следует также обсуждать педагогам спорные моменты с родителями и объяснять причины тех или иных поступков, все это способствует формированию и развитию такой важной характеристики, как чувства ответственности за поведение у родителей.

Ребенок имеет право выражать собственные негативные эмоции, вместе с тем, делать это оно должен не только посредством крика, визга, драк, ломания и швыряния игрушек. Необходимо дать понять ребенку, что его агрессивное поведение никогда не принесет выгоды. Следует учить детей выражать собственные переживания, называть все своими именами. Важно помнить о том, что чем больше агрессии со стороны взрослого, то тем больше враждебности зарождается в душе ребенка. Не имея возможности ответить своим обидчикам, ребенок начинает отыгрываться на младших или более слабых детях или на животных.

Для ребенка порой важно просто понимание, и даже одно доброе и ласковое слово способствует снятию агрессивности у ребенка. В других случаях только сочувствия или только принятия ребенку может быть недостаточно.

Основная задача и педагогов и родителей заключается в том, чтобы научить дошкольника правильным образом направлять и проявлять собственные чувства, то есть обучить ребенка разряжаться – избавляться от негативных чувств и эмоций, но только социально приемлемыми способами.

Дайте выход гневу!

Если спрятать гнев внутри подсознания, медленно, но верно формируется хранилище для гнева. И самое ужасное, что это не бездонное пространство, и в определенный момент оно обязательно переполнится и гнев выплеснется наружу на человека, который попался под руку.Негативное чувство внутри нас, постепенно приведет к возникновению у нас различных болезней соматического характера (желудок, сердце, голова).

Психологи рекомендуют в момент наивысшего накала страстей, дать возможность ребёнку выплеснуть свою агрессию, сделать то, что он хочет: например вместе с ним нарисовать обидчика, представить его в самых разных ситуациях, написать, то что хочет Ваш ребенок или сделать запись под его диктовку. Отмечено, что вовремя не выплеснувший свой гнев и агрессию ребёнок, пойдёт иному пути, пути мести.

Вместе с тем, не стоит пытаться полностью отгородить ребенка от негативных переживаний. В повседневной жизни избежать обиды, гнева очень и очень сложно. Важно обучить ребенка противостоять агрессорам, а не копировать их, а также говорить «нет», не поддаваться на провокации, с юмором относиться к мелким неудачам и знать, что взрослые всегда помогут.

В любом случае, важно помнить о том, что только личный пример и формирование таких качеств, как сопереживание, сочувствие, желание помогать другим людям, способно противостоять агрессии и всему тому негативу, что окружают любого человека.

Методические средства в профилактике и преодолении агрессивного поведения детей.

  • Игровая терапия – метод воздействия на детей с использованием игр;
  • Психогимнастика;
  • Релаксация;
  • Арт-терапия.

 

  1. Этапы работы по программе

«Программа коррекционно-развивающей работы с детьми, проявляющими агрессию» предполагает всестороннюю деятельность педагога-психолога в рамках каждого из направлений работы (диагностика, коррекция, консультирование, просвещение) со всеми участниками образовательного процесса (дети, родители, педагоги).

Работа по программе осуществляется поэтапно.

I этап: диагностический

Цель: диагностика поведенческих реакций ребенка, сбор информации о ребёнке.

Предполагает мероприятия по выявлению причин агрессии, проявлений агрессии, беседы с родителями и педагогами о проявлениях агрессии дома и в групповом коллективе.

II этап: коррекционный

Цель: подбор упражнений для коррекционных индивидуальных и групповых занятий, проведение коррекционной работы.

Предполагает осуществление корректировку мер их психолого-педагогической поддержки, проведение комплекса игр, консультирование родителей и педагогов при возникновении затруднений, психологическое просвещение. Оказание помощи детям на данном этапе предполагает широкое использование разных форм взаимодействия, снижение агрессивного состояния и снятию излишнего эмоционального возбуждения.

III этап: заключительный

Цель: анализ проведенной коррекционной работы, формулировка выводов.

Предполагает осуществление итоговой диагностики агрессии детей, анализ проделанной работы.

    Работа педагогов с детьми, проявляющими агрессию.

 УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ПРИЕМЛЕМЫМ СПОСОБАМ РАЗРЯДКИ ГНЕВА И АГРЕССИВНОСТИ.

- Бить подушку или боксерскую грушу.

- Топать ногами.

- Написать на бумаге все слова, которые хочется сказать, скомкать и выбросить бумагу.

- Втирать пластилин в картонку или бумагу.

- Посчитать до десяти.

- Самое конструктивное - спортивные игры, бег.

- Вода хорошо снимает агрессию.

- Комкать и рвать бумагу.

РЕЛАКСАЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ОБУЧЕНИЕ РЕБЕНКА УПРАВЛЕНИЮ СВОИМ ГНЕВОМ И СНИЖЕНИЕ УРОВНЯ ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ.

У агрессивных детей отмечается высокий уровень мышечного напряжения. Особенно он высок в области рук, лица, шеи, плеч, грудной клетки и живота. Такие дети нуждаются в мышечной релаксации. Релаксационные упражнения лучше проводить под спокойную музыку.

Регулярное выполнение релаксационных упражнений делает ребенка более спокойным, уравновешенным, а также позволяет ребенку лучше понять, осознать чувство собственного гнева. Релаксационные упражнения позволяют ребенку овладеть навыками саморегуляции и сохранить более ровное эмоциональное состояние.

Работа с родителями детей, проявляющих агрессию.

  1. Индивидуальные встречи со специалистами родителей и детей.

3.     Анкетирование.

4.    Диагностика детско-родительских отношений.

5.    Консультации.

  6.    Информация в уголке для родителей, папка «Советы психолога». Памятки.

Работа с воспитателями.

  1. Беседа.
  2. Консультации.
  3. Наблюдения.

  1. Содержание деятельности педагога-психолога на основных этапах работы с агрессивными детьми

Работа с детьми

Работа с

родителями

Работа с

педагогами

I этап: диагностический

1) диагностика по методикам:

- Методика определения самооценки «Лесенка»;

- Тест тревожности;

- Методика «Цветовая социометрия»;

- Методика Рене Жиля.

2) разработка карты индивидуального сопровождения ребенка.

1) психологическое просвещение:

- пополнение информационной папки в группах «Советы психолога»;

2) диагностика детско-родительских отношений;

3) индивидуальные консультации родителей.

1) психологическое просвещение:

- консультация для воспитателей;

- информационный обмен.

2) консультирование по результатам первичной диагностики с целью индивидуализации педагогом работы с детьми, проявляющими агрессию.  

2 этап: коррекционный

1) подбор упражнений для коррекционной работы;

2) проведение индивидуальных коррекционных занятий;

3) проведение групповых коррекционных игр.

1) индивидуальное консультирование по запросу;

2) подготовка рекомендаций, предложений, пожеланий.

1) консультирование по текущим вопросам хода коррекционной работы;

2) совместная оценка ситуации;

3) помощь в осуществлении индивидуального подхода;

4) рефлексия собственной деятельности, контроль за выполнением рекомендаций, прогноз результатов.

3 этап: заключительный

1) повторная диагностика по итогам проведения коррекционной работы;

2) анализ проведенной работы.

1) индивидуальные консультации для родителей по итогам диагностики;

2) рекомендации по снижению агрессии в домашних условиях.

1) составление аналитической справки по результатам проведенной работы, рекомендации.

4. Примерное планирование коррекционных занятий по снижению агрессии

Занятие, упражнения

Цель занятия

1

Занятие 1: Давайте знакомиться:

«Приветствие»,

«Брыкание»,

«Подушечный бой»,

«Врасти в землю»

установление контакта с детьми; переключение внимания и агрессии;

2

Занятие 2: Вежливые хозяева:

Кукольное представление «Кошкин дом»,

«Лепим сказку»,

Ролевая игра «Вежливые хозяева»,

«Сбрось усталость»

формирование у ребенка представления об ощущениях жертвы агрессии.

3

Занятие 3: Если я злюсь:

«Если я злюсь»,

«Кулачок»,

«Уходи злость, уходи!»

обучение самоконтролю и закрепление этих навыков.

4

Занятие 4: Верь в себя:

Беседа «Верь в себя»,

Рисование «Автопортрет»,

Рассказ «Мой лучший поступок»,

«Заряд бодрости»

развитие положительной самооценки, формирование у ребенка уверенности в себе.

5

Занятие 5: Ты любим:

«Строители»,

Рисование «Моя семья»,

«Я хороший»

формирование эмоционального комфорта и спокойствия у ребенка.

6

Занятие 6: Люби других:

Конструирование «Подарок другу»,

«Нет! Да!»,

«Спаси птенца»

развитие положительного отношения к близким и окружающим.

7

Занятие 7: Бежим от злости:

«Карикатура»,

«Выбиваем пыль»,

«Брыкание»,

«Ругаемся овощами»,

«Игровой массаж»

обучение технике снятия физического напряжения.

8

Занятие 8: Помощь:

Беседа «Помощь»,

Игра «Клеевой дождь»,

«Связующая нить»

развитие чувства эмпатии, социализация ребенка.

9

Занятие 9: Знаток чувств:

Игра «Угадай чувство»,

Рисование «Мое чувство»,

«Солнечный зайчик»

развитие чувства эмпатии.

10

Занятие 10: Словарик хороших слов:

Игра «Словарик хороших слов»,

Игра «Диспетчер»,

«Гора с плеч»

закрепление коммуникативных навыков и положительных моделей поведения.

Каждое занятие проводится в 1 этап. Занятия длительностью 10-20 минут проводятся 1 раз в неделю.

Работа по каждому из разделов дополняется задачами, связанными с профилактикой и торможением агрессии. Их решение достигается как в процессе индивидуальных, так и групповых занятий с детьми как психологом, так и воспитателем.

Приемы торможения отрицательных эмоций:

- переключение;

- пальчиковые игры, сжимание пальцев (игрушки-пищалки);

- спонтанные, раскрепощающие движения (надувать щеки, рвать бумагу, топать ногами).


Список литературы

  1. Труды А.В. Запорожца, А.А. Рояк, Н.А. Татенко, М.И. Чистяковой, Т.Н. Рахманиной, А.Н. Гайдапак, Ю.В. Егошкина и других ученых, изучающих влияние и действие психокоррекционной работы с детьми. Адаптация ребенка к детскому саду. Советы педагогам и родителям: Сборник. – СПб.: Речь, Образовательные проекты; М.: Сфера, 2010
  2. Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника:  2-е изд., доп. и перераб. - СПб.: Речь, 2005
  3. Немов Р.С. Психология: 2-е изд., Просвещение: Владос, 1995

Приложение 1.

Занятие 1

«Давайте познакомимся»

Цель: установление контакта с детьми; переключение внимания и агрессии;

Ход занятия:

1.Упражнение «Приветствие»

Дети встают в круг, по очереди каждый ребенок здоровается и называет свое имя с каждым соседом, проводя ладонями по ладоням другого ребенка.

2.Упражнение «Брыкание»

Дети ложатся на спину на ковер. Ноги свободно раскинуты. Медленно начинают брыкаться, касаясь пола всей ногой. Ноги чередуются и высоко поднимаются. Постепенно увеличивается сила и скорость брыкания. На каждый удар ногой ребенок говорит «Нет», увеличивая интенсивность удара.

Упражнение способствует эмоциональной разрядке и снятию мышечного напряжения.

3.Розыгрыш ситуации «Подушечный бой»

Для игры необходимы маленькие подушки. Играющие кидают друг в друга подушками, издавая победные кличи, колотят друг друга ими, стараясь попадать по различным частям тела. Сюжетом игры может быть «Сражение двух племен» или «Вот и тебе за...»

4.Упражнение «Врасти в землю»

Дети пробуют сильно –сильно надавить пятками на пол, руки сжать в кулачок, крепко стиснуть зубы. Ты –могучее и крепкое дерево, утебя сильные корни, и никакие ветры тебе не страшны. Эта поза уверенного человека.

Занятие 2

«Вежливые хозяева»

Цель: формирование у ребенка представления об ощущениях жертвы агрессии.

Ход занятия

1.Кукольное представление «Кошкин дом».

Разыгрывается кукольное представление по ролям. Необходимый материал: ширма, кукольный игрушки и атрибуты. Дети проигрывают сюжет, педагог делает акцент на главное событие – пожар и отношения героев в этот момент.

2.Упражнение «Лепим сказку».

Детям предлагается всем вместе слепить сказку. При подборе сказки важно учитывать, что в ней должно быть достаточно много героев, чтобы каждый ребенок мог лепить одного из них. Перед игрой дети обсуждают фрагмент, который они собираются изобразить, и соотносят друг с другом свои замыслы. Работа с пластилином дает возможность сместить «энергию кулака». Разминая пластилин, ребенок направляет свою энергию, расслабляет руки, что позволяет косвенным образом реализовать агрессивные чувства. Кроме того, игра развивает и закрепляет навыки совместной деятельности.

3.Ролевая игра «Вежливые хозяева».

Игра проводиться по замыслу предыдущего упражнения. Дети используют в игре как можно больше вежливых слов, уместных сюжету игры. Сюжет устанавливает либо педагог, либо сами дети.

4 .Упражнение «Сбрось усталость».

Встань, расставь широко ноги, согни их немного в коленях, согни тело и свободно опусти руки, расправь пальцы, склони голову к груди, приоткрой рот. Слегка покачайся в стороны, вперед, назад. А сейчас резко тряхни головой, руками, ногами, телом. Ты стряхнул всю усталость, чуть –чуть осталось, повтори еще.

Занятие 3

«Если я злюсь...»

Цель: обучение самоконтролю и закрепление этих навыков.

Ход занятия

1.Упражнение «Если я злюсь...»

Дети по очереди говорят, что они чувствуют, когда злятся, что им хочется делать в этот момент и как они успокаиваются.

2.Упражнение «Кулачок».

Дайте ребенку в руку какую–нибудь мелкую игрушку или конфету и попросите его сжать кулачок крепко - крепко. Пусть он держит кулачок сжатым, а когда раскроет его. Рука расслабиться, а на ладони будет красивая игрушка. Упражнение способствует осознанию эффективных форм поведения, смещению агрегации и мышечной релаксации.

3.Упражнение «Уходи, злость, уходи!»

Играющие ложатся на ковер по кругу. Между ними – подушки. Закрыв глаза, они изо всей силы начинают бить ногами по полу, а руками по подушкам с громким криком «Уходи, злость, уходи!» Упражнение продолжается три минуты, затем участники по команде взрослого ложатся в позу «звезды», широко раздвинув ноги и руки, и спокойно лежат, слушая музыку три минуты.

Предостережение. Следить, чтобы, ударяя руками по подушке, дети не попадал и очень часто по рукам соседа. Отдельные попадания полезны.

Занятие 4

«Верь в себя»

Цель: развитие положительной самооценки, формирование у ребенка уверенности в себе.

Ход занятия

1.Беседа «Вера в себя»

Педагог совместно с детьми разговаривает о том, как важно качество «храбрость» и в какие моменты оно должно проявляться. Необходимо уточнить, что храбрый человек, не только тот, кто всех побеждает. Но и тот, кто может признать свои ошибки и их исправить. Педагог подводит детей к тому, что необходимо верить в свои силы.

2.Рисование «Автопортрет»

Детям предлагается каждому нарисовать свой автопортрет. После окончания работы, дети садятся в круг и рассматривают свои рисунки, называя свои хорошие и плохие качества.

3.Рассказ «Мой лучший поступок».

Детям предлагается рассказать о своем самом лучшем на их взгляд поступке. Дети анализируют рассказы друг друга.

4.Упражнение «Заряд бодрости».

Сядь удобно. Вытяни вперед руки и приготовь два пальчика: большой и указательный.

Возьми ими за самый кончик ушей – один сверху, другой снизу ушка. Помассируй ушки, приговаривая: «ушки, ушки слышат все!» Десять раз в одну сторону и десять раз в другую. А теперь опусти руки, стряхни ладошки. Приготовь указательный палец, вытяни руку и поставь его между бровей над носом. Помассируй эту же точку столько же раз со словами: «Просыпайся третий глаз!» Стряхни ладошки. Собери пальцы руки в горстку, найди внизу шеи ямку, положи туда руки и со словами «Я дышу, дышу, дышу!» помассируй ямку десять раз в одну сторону и десять раз в другую. Молодцы! Вы видите, слышите, чувствуете!

Занятие 5

«Ты любим»

Цель: формирование эмоционального комфорта и спокойствия у ребенка.

Ход занятия

1.Упражнение «Строители»

Каждому ребенку предлагается построить дом и рассказать о нем другим детям. Для строительства дома можно использоваться все предметы, находящиеся в игровой комнате.

Каждому строителю задаются вопросы:

- Удобно ли тебе будет жить в этом доме?

- Где ты разместишь приехавших к тебе гостей?

- Кто будет жить в этом доме кроме тебя?

Можно спросить детей группы, подходит ли домик его строителю. После беседы возможна перестройка дома с помощью детей. Игра сближает детей в группе, способствует эмоциональному и моторному самовыражению.

2.Рисование «Моя семья»

Каждому ребенку предлагается нарисовать свою семью. После дети уточняют персонажей рисунка и говорят, что они делают все вместе.

3.Упражнение «Я хороший»

Дети ложатся на ковер. Когда ты волнуешься, попробуй красиво и спокойно дышать.

Закрой глаза, глубоко вдохни:

- мысленно скажи: «Я - лев» - выдохни, вдохни;

- скажи: «Я - птица» - выдохни, вдохни;

- скажи: «Я – цветок» - выдохни, вдохни;

- скажи: «Я - спокоен» - выдохни, вдохни;

- скажи: «Я - хороший» - выдохни, вдохни.

Занятие 6

«Люби других»

Цель: развитие положительного отношения к близким и окружающим.

Ход занятия

1.Конструирование «Подарок другу»

Каждый ребенок делает своему другу подарок из различных материалов: бумага, строительный материал, природный материал. После изготовления ребенок дарит свой подарок и объясняет, за что он дружит с тем или иным человеком.

2.Игра «Нет! Да!»

Дети свободно бегают по помещению и громко кричат: «Нет! Нет!» Встречаясь, заглядывают в глаза друг другу и еще громче кричат: «Нет! Нет!»

По сигналу ведущего продолжают бегать, но кричат уже: «Да! Да!», заглядывая в глаза друг другу.

3.Упражнение «Спаси птенца»

Представь, что у тебя в руках маленький беспомощный птенец. Вытяни руки ладонями вверх. А теперь согрей его: медленно, по одному пальцу сложи ладони, спрячь птенца, подыши на него, согрей своим ровным свободным дыханием, приложи ладони к своей груди, отдай птенцу доброту своего дыхания и сердца. А теперь раскрой ладони, и ты увидишь, что птенец радостно взлетел, улыбнись ему и не грусти, он еще прилетит к тебе.

Занятие 7

«Бежим от злости»

Цель: обучение технике снятия физического напряжения.

Ход занятия

1.Упражнение «Карикатура»

В группе выбирается один ребенок. Дети обсуждают, какие качества личности они ценят в этом ребенке, а какие им не нравятся. Затем группе предлагается нарисовать этого ребенка в шутливом виде. После рисования можно выбрать самый лучший рисунок. Упражнение помогает осознать свои личностные качества, дает возможность «посмотреть на себя со стороны».

2.Упражнение «Выбиваем пыль»

Каждому участнику дается «пыльная» подушка. Он должен, усердно колотя руками, хорошенько ее почистить.

3.Игра «Брыкание»

Участники разбиваются на пары. Один лежит на полу. По команде стоящий наваливается руками на согнутые в коленях ноги лежащего. Лежащий сопротивляется «нападению» и при этом громко кричит «Нет!»

Упражнение длится две – три минуты, затем пары меняются ролями.

Предостережения:

1.«Нападающий» давит только руками, а не телом.

2. Защищающийся брыкается только ногами, без помощи рук.

4.Упражнение «Ругаемся овощами»

Предложите детям поругаться, но не плохими словами, а овощами: «Ты – огурец!», «А ты – редиска!», «Ты – морковь!» и тд.

5.Игровой массаж

Дети встают по кругу друг за другом. Сначала они поглаживают спину впереди стоящего, затем начинают тихонько подщипывать спину, снова гладят. Затем дети разворачиваются и выполняют то же самое.

Игра длится две –три минуты.

Занятие 8

«Помощь»

Цель: развитие чувства эмпатии, социализация ребенка.

Ход занятия

1.Беседа «Помощь»

Дети совместно с педагогом разговаривают о том, что такое «помощь», где и как она проявляется, зачет нужна людям.

2.Игра «Клеевой дождик»

Дети встают друг за другом, и держаться за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают различные препятствия:

- подняться и сойти со стула;

- проползти под столом;

- обогнуть «широкое озеро»;

- пробраться через «дремучий лес»;

- спрятаться от диких животных.

На протяжении всей игры дети не должны отцепляться от своего партнера. Игра способствует развитию сплоченности группы.

3.Упражнение «Связующая нить»

Дети сидят, по кругу передавая клубок ниток так, чтобы все, кто уже держал клубок, взялись за нить. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что они сейчас чувствуют, что хотят для себя и пожелать другому. Начинает взрослый, показывая тем самым пример. Затем клубок вернется к ведущему, дети натягивают нить и закрывают глаза, представляя по просьбе ведущего, что они составляют одно целое, что каждый из них важен и значим в этом целом.

Это упражнение формирует чувство близости с другими людьми, способствует понятию детьми друг друга, формирует чувство ценности других и самоценности.

Занятие 9

«Знаток чувств»

Цель: развитие чувства эмпатии.

Ход занятия

1.Игра «Угадай чувство»

Детям предлагается угадать чувство по пиктограмме, по выражению лица ребенка, а так же чувства животных. Затем между детьми разыгрываются пиктограммы чувств, и каждый ребенок самостоятельно показывает чувство в «волшебный куб» (куб с маленькими зеркалами в изображениях морды животного)

2.Рисование «Мое чувство»

Детям предлагается нарисовать чувство, которое он чаще всего испытывает. После окончания работы, каждый ребенок рассказывает когда, почему и из-за чего он испытывает это чувство.

3.Упражнение «Солнечный зайчик»

Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по твоему лицу, нежно погладь его ладонями: по лбу, но носу, по ротику, щечкам, на подбородке.

Поглаживай аккуратно, чтобы не спугнуть: голову, шею, животик, руки, ноги. Он забрался за шиворот – и там погладь его. Он не озорник –он любит и ласкает тебя, а ты погладь его и подружись с ним.

Занятие 10

«Словарик хороших слов»

Цель: закрепление коммуникативных навыков и положительных моделей поведения.

Ход занятия

1.Игра «Словарик хороших слов»

Дети стоят в кругу. Взрослый кидает мяч в руки ребенку. Кому попадает в руки мяч, должен назвать хорошее слово и кинуть мяч другому человеку. Желательно, чтобы каждый ребенок назвал по три –четыре слова.

2. Игра «Диспетчер»

Выбирается ведущий. Он загадывает слово одному ребенку на ухо, а тот передает это слово, как понял следующему, тоже на ухо, и так слово передается до конца. Последний ребенок называет, то что услышал. Ведущий сравнивает это слово с тем, которое загадал.

Если оно верно, последний в очереди ребенок становиться водящим. (Игра по типу «Сломанный телефон»)

3.Упражнение «Гора с плеч»

Когда ты очень устал, тебе тяжело, хочется лечь, а надо еще что-то сделать, сбрось «гору с плеч». Встань, широко расставь ноги, подними плечи, отведи их назад и опусти. Сделай это упражнение пять –шесть раз, и тебе сразу станет легче.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА коррекционно-развивающей логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей подготовительной группы детского сада

ПРОГРАММАкоррекционно-развивающей логопедической работыпо преодолению общего недоразвития речиу детей подготовительной группы детского сада       Учитель-логопед: ...

Практические рекомендации педагога-психолога родителям и педагогам по работе с детьми, проявляющим агрессию

Практические рекомендации педагога-психолога родителям и педагогам по работе с детьми, проявляющим агрессию. Список сказок, которые можно использовать при коррекции агрессивности....

Рекомендации родителям и педагогам по работе с детьми, проявляющими агрессию

Способы и приемы снижения агрессивного поведения;примеры общения с детьми, проявляющие агрессию по отношения к взрослым и сверстникам...

Рекомендации родителям и педагогам по работе с детьми, проявляющими агрессию

Рекомендации родителям и педагогам по работе с детьми, проявляющими агрессию СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ (выплескивания) ГНЕВА...

Программа коррекционно-развивающей логопедической работы с детьми-билингвами в МДОУ

Программа коррекционно-развивающей логопедической работы с детьми-билингвами. Данная  программа  представляет  коррекционно-развивающую  систему  работы,обеспечивающую полноце...