Мероприятия с педагогами
методическая разработка

конспекты мероприятий с педагогами

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов

«Дыхательная гимнастика в ДОУ»

Подготовила:

инструктор по физической культуре

Виктория Викторовна Остапенко

С использованием Интернет-ресурсов

Цель: Знакомство воспитателей с особенностями проведения дыхательной гимнастики с детьми дошкольного возраста. Обучение приёмам проведения дыхательной гимнастики.

Задачи:

- использовать приёмы проведения дыхательной гимнастики в работе с дошкольниками.

- показать значение дыхательной гимнастики, как одно из средств профилактики заболеваний и правильного дыхания.

Дыхание - это жизнь. Справедливость такого утверждения вряд ли у кого-нибудь вызоветвозражение. Действительно, если без твердой пищи организм может обходиться несколько месяцев, без воды - несколько дней, то без воздуха - всего несколько минут.

Любые физические упражнения в той или иной мере связаны с дыханием.

Но одним из средств физической культуры, ЛФК являются дыхательные упражнения, основная задача которых – улучшение и активизация внешнего дыхания.

Выделяют общие и специальные дыхательные упражнения.

Специальные дыхательные упражнения – активное средство профилактики и борьбы с легочными осложнениями (пневмония, общая гипония, парезы и параличи дыхательных путей).

Задачей общих дыхательных упражнений является улучшение вентиляции и укрепление основных дыхательных мышц. Это достигается динамическими и статическимиупражнениями.

Статические дыхательные упражнения не сочетаются с движениями конечностей и туловища, выполняются они, в положении стоя, сидя, лежа.

Динамические дыхательные упражнения сочетаются с различными движениями. Выполняют их в различных исходных положениях с целью избирательного увеличения вентиляции легких, подвижности диафрагмы и ребер.

Вдох следует делать одновременно с движением, способствующим увеличению размеров грудной клетки, а выдох – уменьшению.

Дыхательные упражнения необходимо применять в чередовании с общеразвивающимиупражнениями, так как дыхательная гимнастика в чистом виде вызывает гипревентиляцию.

Здоровый человек дышит легко, спокойно и ровно. При нарушении дыхания: Нарушается частота и ритм дыхания, оно становится «Тяжелым» и затруднительным. Нарушается газообмен в организме человека, страдает сердечно-сосудистая система и др. органы, снижаются защитная функции организма.

Правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, избавляет человека от многих болезней, укрепляет защитные силы организма, улучшает пищеварение.

Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью.

Наша задача заключается в том, чтобы научить ребенка хорошо очищать легкие. Если он полностью не выдыхает, то в глубине легких остается изрядное количество испорченного воздуха, а кровь получает мало кислорода. Научив ребенка дышать через нос, вы поможете ему избавиться от частых насморков, гриппа, ангины и т. п.

Дыхание бывает брюшным, или диафрагмальным, и грудным, или реберным. Грудное дыхание, в свою очередь, делится на верхнее и нижнее реберное. Наша задача научит ребенка диафрагмальному дыханию.

Диафрагмальное дыхание известно под именем «брюшного», «глубокого», «диафрагмального» дыхания.

При таком дыхании легкие имеют больше свободы действия. Сообразно с этим и воздуха они могут поглотить больше, чем это возможно при верхнем и среднем дыхании.

По классификации Овсянникова, диафрагмальное дыхание осуществляется за счет движения диафрагмы и является наиболее оптимальным, наиболее эффективным типом дыхания для человека. Это дыхание является самым глубоким из всех типов дыхания. При таком типе дыхания вдыхается больше всего воздуха, в дыхательном процессе участвует наибольшее количество альвеол, а также наполняются воздухом нижние отделы легких.

Диафрагмальное дыхание насыщает кислородом большее количество крови за один дыхательный цикл по сравнению с другими типами дыхания.

Вариант глубокого дыхания — нижнереберное дыхание, когда к работе диафрагмы подключаются нижние межреберные мышцы. Это дыхание наиболее экономично и надежно при повышенных и продолжительных нагрузках.

 При диафрагмальном дыхании: вдох спокойный, без усилия, осуществляется через нос, при этом передняя брюшная стенка выпячивается, а воздух как бы набирается животом: выдох плавный, удлинённый, осуществляетсяпреимущественно через рот, брюшная стенка втягивается, а воздух как бы выталкивается животом. Грудь при этом не должна подниматься.

Начинать тренировку (особенно в детском саду) лучше всего с выработки статического дыхания, т.е. дыхательных упражнений в положении «лежа», затем «сидя», «стоя» и в движении. Вначале дыхательные упражнения направлены только на координацию ротового и носового вдоха и выдоха.

 Управлять движением диафрагмы легче всего в расслабленном положении. Первые упражнения лучше проводить лежа на спине: одну руку – под поясницу, другую (для контроля) – на область диафрагмы, вдох – носом, выдох – ртом.

Вначале это беззвучные дыхательные упражнения. Постепенно беззвучные дыхательные упражнения переходят в фонационные, т.е. на выдохе дети произносят звуки, слоги. Например, вдох носом, после чего спокойно произнести: а______х, выпуская воздух через рот. Затем упражнения усложняются. На одном выдохе требуется произнести звук с остановкой и без: с_с_с_с______. Или на одном выдохе произнести сочетание согласных: ф__с___ш___.

Игра «Игрушки сели на качели». Дети лежат на спине на ковре, на животе у них игрушки. Вдох через нос – живот надуть максимально, выдох через рот – максимально втянуть живот.

Занятия дыхательной гимнастикой с детьми проводят 2 раза в день по 5 минут, не раньше чем через 1 час после приема пищи. Дыхательные упражнения можно выполнять вместе с утренней гимнастикой или отдельным комплексом. Очень полезно в теплое время года выполнять упражнения на улице, на свежем воздухе. Если занятия проводятся в помещении, то предварительно нужно проветрить комнату.

Занятия дыхательной гимнастикой с ребенком нужно проводить постоянно, потому что результаты ее применения в плане укрепления иммунитета будут видны после длительного курса.

Занятия для детей проводят в игровой форме. Во время проведения игр необходим постоянный контроль за правильностью дыхания.

Повторим параметры правильного ротового выдоха.

  • Выдоху предшествует сильный вдох через нос или рот – набираем полную грудь воздуха.
  • Выдох происходит очень плавно.
  • Во время выдоха губы складываем трубочкой, не следует сжимать губы или сильно надувать щеки.
  • Во время выдоха воздух выходит только через рот. Если ребенок выдыхает через нос, попросите его зажать ноздри рукой, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух через рот.
  • Выдыхать следует полностью, пока не закончится весь воздух.
  • Во время пения или разговора нельзя добирать воздух с помощью частых коротких вдохов.

Дыхательные упражнения быстро утомляют малышей, иногда могут вызвать головокружение, поэтому такие игры необходимо контролировать по времени и обязательно чередовать с другими играми и занятиями.

Хочу вас познакомить и не только, хочу вас обучить некоторым игровым приёмамдыхательной гимнастики. Начнём с самых маленьких детей. Дыхательные упражнения проводятся состихотворным и музыкальным сопровождениям. Я предлагаю один из многих комплексов упражнений:

«ЧАСИКИ»

Часики вперёд идут,

За собою нас ведут.

И. п. - стоя, ноги слегка расставить.

1- взмах руками вперёд «тик» (вдох)

2- взмах руками назад «так» (выдох)

«ПЕТУШОК»

Крыльями взмахнул петух,

Всех нас разбудил он вдруг.

Встать прямо, ноги слегка расставить,

руки в стороны-(вдох, а затем хлопнутьими по бёдрам, выдыхая произносить «ку-ка-ре-ку». Повторить 5-6 раз.

Кроме дыхательных упражнений с движениями, так же с детьми можно и нужно проводить статичные дыхательные упражнения в положении сидя на стуле. С некоторыми из них я вас сейчас познакомлю и расскажу об особенностях их выполнения.

Я предлагаю вам самим выполнить упражнения. Для вас я подготовила не которое оборудование, на которое нам нужно для упражнений. Пробуйте дуть, задавайте вопросы, я готова вам помочь в освоении этого нелёгкого дела. 

(Воспитатели пробуют всевозможные упражнения).

«КОРАБЛИК»

Ребёнку предлагается широкая ёмкость с водой, а в ней – бумажные кораблики, которыми могут быть простые кусочки бумаги, пенопласта. Ребёнок медленно вдыхая, направляет воздушную струю на «кораблик», подгоняя его к другому «берегу».А мы попробуем выполнить тоже,но без воды.

«СНЕГОПАД»

Сделайте снежинки из ваты (рыхлые комочки). Предложите ребёнка устроить снегопад. Положите «снежинку» на ладошку ребёнку. Пусть он правильно её сдует.

«ЖИВЫЕ ПРЕДМЕТЫ»

Возьмите любой карандаш, фломастер, катушку из-под ниток. Положите выбранный вами предмет на ровную поверхность стола. Предложите ребёнку плавно подуть на карандаш или катушку. Предмет покатится по направлению воздушной струи.

«ПУЗЫРЬКИ»

Эта игра, которую почти все родители считают баловством и не разрешают детям в неё играть. На самом деле, она является дыхательным упражнением и очень проста в использовании. Нужна лишь трубочка-соломинка и стакан воды. Обращаем внимание ребёнка на то, чтобы выдох был длительным, то есть пузырьки должны быть долго.

«ФЕЙЕРВЕРК»

Та же игра, только вместо стаканчика пластиковая бутылка с конфетти, в пробке проделывается дырочка и вставляется трубочка для коктейля. Ребенок дуя в трубочку приводит в движение конфетти.

«ДУДОЧКА»

Используем всевозможные свистки, дудочки, детские музыкальные инструменты, колпачки от шариковых ручек, пустые пузырьки. Дуем в них.

«ФОКУС»

Это упражнение с кусочками ваты. Вата кладётся на кончик носа, ребёнку предлагается вытянуть губу вперед и подуть. Ватка в идеале должна взлететь вверх.

«БАБОЧКА»

Вырежьте из бумаги несколько бабочек. К каждой привяжите нитку на уровне лица ребёнка. Затем предложите подуть на бабочку, чтобы она «взлетела».

«РИСУЕМ НА ПЕСКЕ»

Ребёнку предлагается дуть в трубочку-соломинку на сухой песок, который мы положили на поднос так, чтобы нарисовать какие ни будь предметы или найти дорожку к предмету. Дуть нужно долго, потихоньку, аккуратно.

Так же можно налить воду, желательно цветную,на белый лист бумаги и через трубочку разогнать воду по листку, изображая какой –ни будь предмет.

«ФУТБОЛ»

Из кусочка ваты или салфетки скатайте шарик – это будет мяч. Ворота можно сделать из двух кубиков или брусков. Ребёнок дует на «мяч», пытаясь забить «гол».

«ГРЕЕМ РУКИ»

Предложите ребёнку контролировать выдох ладошками (тыльной стороной) – дуем наладошки. Если «ветерок» холодный и воздушная струя узкая. При теплом «ветерке»,«летний», воздушная струя широкая, ладошки греются.

«КТО СПРЯТАЛСЯ?»

На предметную картинку, размером с четверть альбомного листа наклеиваем с одного края гофрированную бумагу (нитки,ленточки, изрезанную бахромой. Получается, что картинка спрятана под тоненькими полосками бумаги. Ребёнок подует на бахрому, так, чтобы она поднялась и увидит картинку. (Тоже героя спрятать в окошке домика и поверх него наклеить ленточки. Ребенок должен узнать кто живет в домике)

Развиваем воображение у детей, например, упражнение «Остуди горячий чай». Давайте вместе подумаем, как же изобразить без предметов горячий чай? (задание для педагогов). Предложить детям обыгратьупражнение. Сжать руку в кулачок «Стаканчик», налить с воображаемого чайника чай в стаканчик, попробовать на вкус. Подуть на стаканчик, остужая чай. Или к примеру вы на утренней гимнастике с предметами (флажки,султанчики, кольца, платочки и др.) Если с султанчиками, платочками понятно, что на них мы будем дуть, они будут двигаться. А что же с кольцами? Давайте по размышляем. (кольцо для надувания мыльных пузырей, быстрый выдох- маленькие пузырьки, медленный выдох большой мыльный пузырь)

Где же мы можем использовать дыхательную гимнастику? Да, в различных режимныхмоментах: как часть физкультурного занятия, в музыкальной образовательной деятельности, в утренней гимнастике, после дневного сна, на прогулке, в игровой деятельности и т. д. Для нас еще важна дыхательная гимнастика, для освоения воды, для погружения, задержкидыхания. Упражнения являются подготовительной частью в плавание.

И в заключении, прежде чем проводить дыхательную гимнастику со всеми детьми, следует ознакомиться с их медицинскими картами. Дыхательную гимнастику не рекомендуется делать детям, имеющим травмы головного мозга, травмы позвоночника, при кровотечениях, при высоком артериальном и внутричерепном давлении, пороках сердца и при некоторых других заболевания.



Предварительный просмотр:

Сценарий физкультурного досуга с воспитателями

 «Играйте вместе снами»

Подготовила:

инструктор по физической культуре

Виктория Викторовна Остапенко

С использованием Интернет-ресурсов

Цель: Повышение компетентности инструкторов по физической культуре в руководстве подвижной игрой.

Задачи: 1. Способствовать укреплению здоровья коллег посредством подвижных игр. 2. Содействовать обогащению педагогического опыта коллег в использовании здоровьесберегающих технологий. 3. Создать условия для снятия эмоционального напряжения инструкторов по физической культуре.

Оборудование: мячи разного цвета, гимнастическая палка, макет паровозика, платок, 6 метровая лента, обручи, магнитофон.

Ход мероприятия:

На спортивной площадке гостей встречает домовенок Кузя.

Кузя: Здравствуйте, гости дорогие, давно я вас поджидаю. Я один скучаю, без вас играть не начинаю. Есть у меня помощница, она любит в спортивные игры играть, а я предпочитаю игры народов мира. Разрешите с вами хоть в одну сыграю.

Ведущий: Кузя, конечно можно, начнем, конечно, с твоих любимых «Удмуртских горелок»?

Кузя: А ведущим буду я.

Подвижная игра «Удмуртские горелки»

Слушайте правила. Играющие разбиваются на пары, как в «русских горелках». Пары встают друг за другом. Однако водящий становится лицом к первой паре, впереди от нее, примерно в 10 шагах. Он держит в поднятой руке платок или шарф. Последняя пара разъединяет руки, и каждый игрок бежит вдоль своей колонны вперед, к водящему. Тот игрок, который успеет схватить платок первым, становится водящим во главе колонны. Вся колонна постепенно продвигается вперед, а водящий отступает на несколько шагов назад, чтобы расстояние между ними и первой парой не уменьшалось, сигналом к бегу для каждой пары является поднятие ведущим платка вверх, над головой. Протягивать платок навстречу одному из игроков запрещено, его необходимо держать в высоко поднятой руке. Если игроки одновременно схватились за платок, то водящий остается, а эта пара становится впереди колонны. Вырывать платок друг у друга запрещено.

Ведущий: А я, Кузя, хочу научить тебя играть в русские «Горелки». Игроки строятся точно так же, как в твоей игре, но бежать последняя пара начинает после того, как водящий громко прокричит закличку:

Гори – гори ясно, чтобы не погасло! Стой подоле, гляди на поле: Ходят грачи, да едят калачи, птички летят, колокольчики звенят!

Последняя пара бежит так: один – по правую сторону, другой – по левую.Задача: увернуться от водящего и соединить руки. В момент, когда они поравняются с водящим, все громко кричат: «Раз, два, не воронь, беги, как огонь». После этих слов водящий может их ловить. Если водящий ловит одного из игроков, то становится с ним в пару, а второй бегущий водит в следующем коне. Если же пара соединила руки, то водящий прежний и все ему кричат: «Огарышек, огарышек, встань на чёрный камешек. Плохо стоишь, совсем сгоришь».

Кузя: А для следующей игры, ребятки, нам нужно выбрать ведущего (подходит к одному из играющих). Скажите-ка, мне, Красны девицы, на ухо название полевого цветка, кто угадает, тот и будет ведущим.

Игра называется «Поезд», а родина ее Аргентина. Каждый игрок-«вагончик», встает в «депо» - обруч. В середине площадке стоит водящий – «паровоз». У него нет своего «депо». К кому он подходит, тот следует за ним. Так собираются все вагончики. Подается сигнал (свисток, музыкальный сигнал) неожиданно, и все бегут у «депо», «паровоз» тоже старается занять любое место. Занять можно любое «депо». Игрок, оставшийся без места, становится водящим.

Кузя: А следующая игра называется «Гонка мячей» уж очень она мне по душе.

Встаем по кругу на расстоянии одного шага друг от друга, лицом в центр, рассчитываемся на первый, второй номера. Так делимся на две группы (первых и вторых номеров). В каждой группе выбирается водящий. Они должны стоять на противоположных сторонах круга. По сигналу ведущие начинают перебрасывать мяч только игрокам своей группы в одном направлении. Выигрывает группа, в которой мяч раньше вернулся водящему. Выбираются другие водящие. Игра повторяется в другом направлении. Для игры необходимы мячи разного цвета. Игрокам разрешается приседать или делать шаг вперёд, игроков пропускать нельзя.

Ведущий: А одна из моих любимых игр «Лиса и заяц». Играющие встают по кругу, ведущий встает в центр. Игроки по команде ведущего начинают передавать в одном направлении два мяча. Один из которых «заяц», другой «лиса». Мяч нужно передавать с такой скоростью, чтобы «лиса» не поймала «зайца». «Зайцев» может быть два, и три (по договоренности). Мячи обязательно должны быть разного цвета. Направление «лисы» может менять только ведущий, игроки же меняют направление «зайца». Если лиса догнала зайца, меняется ведущий.

Кузя: А я вижу, у вас палочка для игры имеется. Знаю я такую игру, называется «Вызов номеров» и проходит она в кругу. Игроки рассчитываются на 1, 2, 3, 4. А вам необходимо запомнить свой номер. В центр круга встают водящий, в руках у него гимнастическая палка. Он ставит ее, придерживает сверху ладонью, называет номер (от 1 до 4, отпускает палку, делает шаг назад. Игроки, чей номер назвал ведущий, делают шаг вперед, перехватывают палку, не давая ей упасть. Первый, перехвативший палку, становится ведущим.

Ведущий: Ох, Кузенька, не знаю, чьи игры интересней мои или твои. Очень интересная игра «Пожарная команда». Родина ее Германия. Стулья по числу игроков устанавливаются по кругу, спинками внутрь. Играющие (пожарные) прохаживаются вокруг стульев под звуки музыки. Как только музыка замолкает, игроки должны положить на стул, возле которого остановились, предметы одежды. Игра продолжается, когда каждый снимет 3 предмета, (они оказываются на разных стульях) звучит сигнал тревоги «Пожар». Игроки должны отыскать свои вещи и надеть их. Кто быстрее всех оденется становиться победителем.

Кузя: Что-то я утомился. Но есть у меня ещё игра для самых внимательных, «Держи – бросай», называется. Играющие должны встать по кругу. Все держат двумя руками ленту или шнур, который связан за концы. Ведущий стоит в середине круга и даёт команды: «Бросай!», «Держи!». Играющие должны выполнить команду наоборот. Кто выполнил не правильно – выходит из игры.

Ведущий: Кузя, игры твои увлекательные, играть очень с тобой интересно, что ты нам скажешь на прощание.

Кузя: Да что-то скажу, слушайте внимательно, да запоминайте.

В твоей руке лежит ладошка, хозяину ее надо немножко,

Знать что ты человек, большой и серьезный;

И в жизни его ты помощник надежный;

Всему дружок, ты его научи,

И в гости ко мне ты его приводи.

До новых встреч, играть не забывайте!

Приложение

ПАМЯТКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

«ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР»

•        Воспитатель должен знать наизусть ход и правила игры.

•        Игры должны быть доступными детям, подбираться в соответствии с программными требованиями.

•        Вовлекать детей в игру следует яркими атрибутами, игрушками, зазывалками, считалками, стихами и т.д.

•        Следует подбирать игры, ярко отражающие нашу действительность, быт, традиции разных народов.

•        Обучение подвижным играм должно представлять организованную систему (начинать нужно с простых некомандных игр, где главную роль на себя берет воспитатель).

•        Переходить от простых игр к сложным следует постепенно, не дожидаясь пока дети потеряют интерес к уже знакомым играм.

•        Важно следить за дозировкой физической нагрузки.

•        В играх следует использовать как можно больше народного фольклора, т.к. игры имеют огромное значение для развития речи ребенка.

•        Игры должны быть направлены на развитие творческих способностей детей (продумывание вариантов игр, комбинирование движений).

•        Заканчивать  игру нужно своевременно, т.к. её затягивание может привести к утомлению играющих.

•        Не стоит забывать  о подведение  итогов игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект мероприятия для педагогов "Самообразование и творческий поиск педагогов"

Данная публикация отражает опыт работы с педагогами по вопросам самообразования....

Спортивно-развлекательное мероприятие для педагогов на тему: «Педагог и ГТО»

Цель: ознакомить сотрудников ДУ с нормативами ГТО в непринужденной форме.Задачи:- способствовать развитию творческой деятельности педагогов;- увеличение числа педагогов, систематически заним...

Спортивное мероприятие для педагогов "Будь здоров, педагог!

Конспект спортивного мероприятия для педагогов "Будь здоров, педагог!" с целью пропаганды  здорового образа жизни и популяризации физкультуры и спорта...

Практическое мероприятие с педагогами ДОУ на тему: «Компетентность педагога в сфере общения с родителями».

Многие педагоги испытывают затруднения в общении с родителями воспитанников. Кто-то считает, что во всем виноваты родители, которым нет дела до детей и их развития, которые не хотят, чтобы их ребенок ...

Спортивное мероприятие с педагогами «День здоровья педагогов»

Цель этого мероприятия – формирование мотивации здорового образа жизни у педагогов. Предлагаем Вашему вниманию сценарий этого праздника....

Сценарий совместного мероприятия молодого педагога и педагога-наставника по ПДД « Почемучки спешат на помощь»

Мероприятие по правилам дорожного движения  и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма....

Сценарий спортивного мероприятия для педагогов посвященное 90-летию со дня основания ГТО «Педагоги все здоровы - ГТО сдавать готовы»

Цель: популяризация комплекса ГТО.ВФСК ГТО, привлекать педагогов к активному отдыху и занятию спортом.Задачи:- Создать положительный настрой и благоприятную обстановку для активного отдыха педагогов.-...