Воспитание у старших дошкольников интереса к школе
материал (подготовительная группа)

 

 Интерес имеет важное значение в осуществлении любой деятельности человека. Он является одним из наиболее существенных стимулов приобретения знаний, расширения кругозора, служит важнейшим условием творческого отношения к работе. Интересы развиваются в процессе игровой, трудовой, учебной деятельности и зависят от условий жизни и воспитания человека. К. Д. Ушинский писал, что «воспитание не только должно развивать ум человека и дать ему известный объем сведений, но и зажечь в нем жажду серьезного труда, без которой жизнь не может быть ни достойной, ни счастливой».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospit._n.a.docx52.92 КБ

Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………......

3

1 Теоретические аспекты воспитания интереса к школе у старших дошкольников....................................................................

1.1 Учебная деятельность и ее мотивы……………………………..

5

1.2 Интерес как основа учебной деятельности…………………….

8

1.3 Развитие интереса к учебной деятельности……………………

10

1.4 Готовность к школе………………………………………………

12

2 Методические аспекты изучения воспитания у старших дошкольников интереса к школе…………………………………

2.1 Диагностика мотивационной готовности старших дошкольников к обучению в школе…………………………………

19

2.2 Рекомендации для педагогов и родителей по воспитанию интереса к школе у старших дошкольников………………………..

25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………

32

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………...

34


ВВЕДЕНИЕ

 Интерес имеет важное значение в осуществлении любой деятельности человека. Он является одним из наиболее существенных стимулов приобретения знаний, расширения кругозора, служит важнейшим условием творческого отношения к работе. Интересы развиваются в процессе игровой, трудовой, учебной деятельности и зависят от условий жизни и воспитания человека. К. Д. Ушинский писал, что «воспитание не только должно развивать ум человека и дать ему известный объем сведений, но и зажечь в нем жажду серьезного труда, без которой жизнь не может быть ни достойной, ни счастливой» [15].

Множество ученых и педагогов, и психологов посвятили свои работы именно воспитанию интереса к школе, к знаниям. Только вопрос этот можно рассматривать с разных сторон. Например, педагоги М. М. Безруких, С. П. Ефимова, Г. В. Трофимова, Н. Я. Кушнир, С. А. Козлова, Т. А. Куликова и др. обращают внимание на личность шестилетнего ребенка с позиции воспитания и обучения. Немалое значение отводится адаптации ребенка в школе. А такие психологи как Р. С. Бурре, В. А. Крутецкий, Е. А. Бондаренко, Л. С. Выготский, Г. Н. Година и многие другие обращали внимание на развитие психических процессов: восприятия, мышления, внимания, памяти.

В работах М. М. Безруких и С. П. Ефимовой обращается внимание на особенности воспитания интереса к знаниям, к школе; С. А. Козлова уделяла внимание физической готовности [3].

В работах психологов обращалось внимание на наличие интереса к знаниям (Р. И. Жуковская, Ф. С. Левин-Щирина), а также на способность к произвольным действиям (З. М. Истомина), на индивидуальные различия шестилетних детей (В. А. Крутецкий) [7].

Детский сад, являясь первой ступенью образования, выполняет важную функцию - подготовка детей к школе (с учетом физических и психологических особенностей). От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его обучения в дальнейшем. Тема воспитания интереса к школе актуальна в наше время, т.к. система образования все время совершенствуется и изменяется. Поэтому выдвигаются все новые требования, продолжается поиск более эффективных методов воспитания [9].

Цель курсовой работы: изучить особенности воспитания интереса к школе у старших дошкольников.

Объект: процесс изучения особенностей воспитания интереса к школе у старших дошкольников.

Предмет: возникновение интереса к школе у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

- проанализировать источники психолого-педагогической литературы по осуществлению воспитания интереса к школе у старших дошкольников;

- подобрать диагностику мотивационной готовности старших дошкольников к обучению в школе;

- подобрать рекомендации для педагогов и родителей по воспитанию интереса к школе у старших дошкольников.


1 Теоретические аспекты воспитания интереса к школе у старших дошкольников

1.1 Учебная деятельность и ее мотивы

В младшем  школьном возрасте учебная дельность становится ведущей. Но важно подчеркнуть один момент. Посещать школу - это еще не значит владеть учебной деятельностью, уметь учиться. Учебная деятельность - это не обычное стихийное поведение школьников. Учебную деятельность от учебного поведения отличает 2 аспекта:

  1. Ученик сам стремится к тому, чтобы во время учебы он изменялся.
  2. Направление этих изменений не любое, а совпадающее с целью учебной деятельности.

Например, если ученик посещает школу для того, чтобы не расстраивать родителей, избежать наказания, то его деятельность не является учебной [1].

Ученые-психологи определяют учебную деятельность как мотивированный процесс использования тех или иных средств для выполнения различных задач в школе. Учебная деятельность имеет большое общественное значение - подготовка учащихся к жизни, дальнейшему учению или труду [6].

Компоненты учебной деятельности (Д. Б. Эльконин и В. В. Давыдов):

Первый компонент - мотивация. Как известно, учебная деятельность определяется множеством мотивов. В зависимости от мотивов, она направляется в то или иное русло, приобретает различный смысл. Если ребенок учится «для галочки» или во избежание наказания, то зачастую, наносит ущерб развитию личности, т. к. отношение к учебе в дальнейшем переноситься и на отношение к людям, работе, семье. Так каковы же мотивы учебной деятельности шестилетних детей?

Исследования Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько, Д. Б. Эльконина показывают, что доминирующее значение у детей этого возраста имеют мотивы учения, лежащие вне самой учебной деятельности: потребность в признании, в общении, в самоутверждении. Однако исследователи предостерегают, что познавательные мотивы шестилеток крайне неустойчивы, нуждаются в постоянном, ненавязчивом подкреплении [11].

Второй компонент - учебная задача, т. е. система заданий, при выполнении которых ребенок осваивает общие способы действия. Развивающее обучение предполагает совместное «открытие» и формулирование детьми и учителем общего способа решения класса задач. В этом случае общий способ усваивается как образец и легче применяется для решения других задач данного класса. Учебная работа становится более продуктивной, реже встречаются ошибки [11].

Третий компонент - учебные операции, которые входят в состав способа действий [11].

Операции и учебная задача считаются основным звеном учебной деятельности. Каждая учебная операция должна быть отработана. Ученик, получив полную ориентировку в составе операций, выполняет операции в материализованной форме, под контролем учителя. Научившись это делать безошибочно, он переходит к проговариванию и, наконец, на этапе сокращения состава операций, быстро решает задачу в уме и сообщает учителю готовый ответ [12].

Для осуществления учебных операций, ребенку необходимы определенные навыки автоматизирующее способы выполнения действий и умения (сочетание знаний и навыков, обеспечивающих успешное выполнение действий).

Я. Л. Коломинский выделял два вида навыков и умений:

- специфические, которые необходимы на определенных уроках (сложение, вычитание, чтение, письмо и т. д.);

- обобщенные, которые нужны на любом уроке, занятии.

Не менее главным компонентом учебной деятельности является контроль. Е. А. Панько отмечала, что контроль должен выполняться не только учителем. Более того, он должен учить детей контролировать свои действия, как по их конечному результату, так и по ходу его достижения. Без самоконтроля невозможно полноценное развертывание учебной деятельности. Контроль самого процесса работы способствует формированию внимания [4].

Последним этапом контроля является оценка. Ее можно считать пятым компонентом учебной деятельности. Контролируя свою работу, ребенок должен научиться ее оценивать. При этом недостаточно общей оценки, нужна оценка своих действий - освоен ли способ решения задач или нет, какие операции еще не отработаны. Если работу оценивает учитель, то отметка как такова не важна для развития саморегуляции детей. Здесь большое место отведено содержательной оценке - объяснению, почему поставлена именно эта отметка. Содержательно оценивая работу, учитель задает ориентиры - критерии отметки. Но как показали исследования А. И. Липкиной, у детей старшего дошкольного возраста есть и свои критерии отметки. Например, если на работу потрачено много времени и сил, то она будет оценена высоко, независимо от результата. К работам других детей относятся более критически, чем к своей собственной. Поэтому часто используется такой прием, как коллективное обсуждение ответов [2].

Чтобы по-настоящему быть учеником, ребенок должен выявлять учебную задачу, т. е. способ деятельности, который предлагает учитель.

Для обучения необходимы:

- произвольность внимания;

- умение планировать и контролировать свою работу;

- чтобы обучать детей нужно иметь представления о развитии конкретно каждого ребенка: физическом, психическом;

- с этой целью проводятся обследования (в начале учебного года);

- беседы (выявляющие развитие речи ребенка, способность четко отвечать на вопросы);

- практические задания (выявляющие уровень сенсорного развития, умение планировать свои действия);

- исходный уровень математического представления, умение читать.

Эти показания не являются существенными, так как ученые педагоги – психологи отмечают «неравномерность развития «шестилеток». Разброс в уроках развития определяется условиями жизни и воспитания детей [2].

З. П. Шабалина отмечала: «… поскольку различия в развитии учебных предпосылок детей очень затрудняют работу учителя, в I классе важной задачей является «выравнивание» школьников». При этом большая роль принадлежит семье… Конкретные советы можно дать на первом родительском собрании, а еще лучше индивидуально и каждому» [9].

Развитие наблюдательности, внимания можно совместить с выполнением детьми их постоянных обязанностей по дому: уход за домашними животными, комнатными цветами, мытьем посуды, сервировкой стола и т.д [9].

1.2 Интерес, как основа учебной деятельности

Немаловажным аспектом учебной деятельности ребенка является интерес. Вообще в жизни каждого интерес – один из сильнодействующих мотивов человеческой деятельности.

Интерес (от лат. - interest - имеет значение: важно) - реальная причина действий, ощущаемая человеком как особо важная. Познавательный интерес проявляется в эмоциональном отношении школьника к объекту познания.

Л. В. Выготский писал: «Интерес - как бы естественный двигатель детского поведения, он является верным выражением инстинктивного стремления, указанием на то, что деятельность ребенка совпадает с его органическими потребностями. Вот почему основное правило требует построения всей воспитательной системы «на точно учтенных детских интересах» [11].

В обучении действует множество интересов. И. П. Подласый выделил закономерность зависимости интереса школьника от уровня и качества их знаний, сформированности способов умственной деятельности и отношения к учителям.

Среди многообразия путей и средств, выработанных практикой для формирования устойчивых познавательных интересов педагоги – психологи выделяют:

- увлечение преподаванием;

- новизна учебного материала;

- историзм;

- связь знаний с судьбами людей их открывших;

- использование новых и нетрадиционных форм обучения;

- чередования форм и методов обучения;

- проблемное, эвристическое обучение;

- взаимообучение;

- обучение с компьютерной поддержкой;

- тестирование знаний;

- создание ситуаций успеха;

- соревнование и многое другое.

В связи с этим возникают вопрос: «Так что же такое познавательный интерес?». Психологи Дьяченко М. И. и Кандыбович Л. А. определили познавательный процесс как проявление положительного эмоционально окрашенного отношения к объекту или явлению, вызывающее стремление познать его интерес. Интерес, обусловлен не только внутренними причинами, но и внешними, т. е. качествами и особенностями того, что воспринимается. Интересы бывают разными по содержанию. Они различаются так же по устойчивости, широте, влиянию на деятельность [8].

1.3 Развитие интереса к учебной деятельности

  В старшем дошкольном возрасте важное значение приобретает интерес к школе, к учению. Главной задачей детского сада является поддержание интереса к учебной деятельности. Это задача осуществляется в процессе всей образовательной работы.

Разнообразная деятельность детей, способствует формированию знаний, умений, определенных навыков, являющихся основой выработки интереса к обучению в школе [13].

В старшем дошкольном возрасте очень важно поддерживать интерес к учебной деятельности, этому способствует как специально - организованная деятельность, так свободное от занятий время. Исследования психологов показали, что готовность учиться преднамеренно и сознательно складывается у дошкольников постепенно. Вместе с этим развивается самостоятельность, ответственность за порученное дело, умение одновременно со всеми начать и закончить работу [8].

Опыт работы воспитателей детского сада показывает, что развитие познавательных интересов зависит от того, насколько разнообразен процесс воспитания интереса к школе.

Развитию познавательного интереса у детей способствуют моделирование и конструирование.

Для развития интереса у детей старшего дошкольного возраста педагоги применяют разнообразные приемы:

- наблюдения;

- обобщения;

- ребенка просят помочь товарищу, у которого не получается;

- художественная литература (чтение, заучивание, пересказ рассказов) и многое другое.

Поощряя выдумку и инициативу детей, воспитатель формирует интерес к познанию, активизирует мысленную деятельность. Важным моментом развития у дошкольников интереса к школе является воспитание ответственного отношения к той или иной деятельности [9].

Целенаправленная работа создает у детей положительное отношение к приобретению знаний, побуждает их глубже вникнуть в содержание занятия.

Не менее важный аспект развития интереса к учебной деятельности -это воспитание положительных эмоций, связанных с учебными занятиями, радостных переживаний, связанных с успехами, воспитание стремления преодолевать трудности, вовлечение детей в практическую деятельность, развивающую познавательные интересы [11].

Учеба - кропотливый труд. К нему нужно готовить дошкольников, воспитывая у них трудолюбие, терпение, прилежание. Для поддержания интереса к делу, дошкольника нужно поощрять [15].

Формирование у детей интереса к школе способствует тесный контакт в работе воспитателя и учителя. Такие встречи дают возможность воспитателю обсудить, посоветоваться, как вызвать интерес к учебной деятельности, какие приемы оказывают влияние на развитие мыслительной деятельности.

Работа детского сада по воспитанию у детей интереса к обучению в школе, носила поддержку и в семьях. Этому содействует проводимые воспитателем родительские собрания, консультации, посещения на дому, беседы, где родители получают ответы, советы на волнующие их вопросы [15].

Итак, воспитание желания учиться, трудолюбия, самостоятельности, усидчивости, настойчивости, а также умения преодолевать препятствия, управлять своим поведением, отношение ребенка к взрослым и товарищам характеризуют степень подготовки дошкольника к школе. Все эти навыки, привычки, черты характера воспитываются постепенно, ежедневно, в конкретных делах [6].

1.4 Готовность к школе

Готовность ребенка к школе является результатом подготовки. Эти два термина связаны между собой причинно-следственными отношениями: готовность к школе зависит от качества подготовки. Педагоги-психологи М. И. Дьяченко и Л. А. Кандыбович понятие готовность определили, как активно действенное состояние личности, установка на определенное поведение, мобилизованность сил для выполнения задачи. Для готовности к действиям нужны знания, умения, навыки, настроенность и решимость совершить эти действия. Готовность к определенному виду деятельности (игра, учение, труд) предполагает определенные мотивы и способности [9].

Психологическими предпосылками возникновения готовности к выполнению конкретной учебной или трудовой задачи является ее понимание, осознание ответственности, желание добиться успеха, определение последовательности и способов работы. Затрудняют появление готовности пассивное отношение к задаче, беспечность, безразличие, отсутствие плана действий и намерения максимально использовать свой опыт. Недостаточность готовности приводит к неадекватным реакциям, ошибкам, к несоответствию функционирования психических процессов тем требованиям, которые предъявляются ситуацией.

Психологи и педагоги выделяют общую и специальную готовность к обучению в школе.

Под специальной готовностью подразумевается приобретение ребенком знаний и умений, которые обеспечат ему успешность овладения содержанием обучения в 1-м классе школы по основным предметам: математика, чтение, письмо, окружающий мир. Однако неверно понимать специальную готовность лишь как количественное накопление знаний. Мало того, что ребенок запомнил. З. М. Истомина отмечает, что у ребенка - дошкольника хорошая память. Он быстро и много запоминает, может воспроизвести то, что запомнил [14].

Важно будет то, насколько ребенок осознает эти знания и умения, понимает причинно-следственные связи и закономерности, умеет их выделять и удерживать учебную задачу. Исследователи Л. Е. Журова, Т. В. Торунтаева, Н. В. Виноградова, Г. А. Корнеева и другие установили, что такая подготовка к школе возможна и необходима [10].

В содержание понятия общая готовность входит психологическая нравственно-волевая, физическая подготовка.

Физическая готовность к школе предполагает:

- общее крепкое здоровье;

- низкую утомляемость;

- работоспособность;

- выносливость.

Ослабленные дети будут часто болеть, быстро утомляться, их работоспособность будет падать - все это будет отражаться на качестве обучения и состоянии здоровья. Поэтому с раннего возраста ребенка воспитателю и родителям следует заботиться о его здоровье, формировать выносливость.

В содержании нравственно-волевой готовности к школе можно выделить следующие компоненты: готовность к учению и готовность к новому образу жизни [5].

Готовность к учению предполагает наличие определенного уровня развития самостоятельности, ответственности, умению доводить дело до конца, преодолевать трудности, быть дисциплинированным, усидчивым и др. Непременной характеристикой к учению служат наличие интереса к знаниям, а также способность к произвольным действиям [5].

Готовность к новому образу жизни предполагает умение устанавливать положительные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Новый образ жизни требует определенных личностных качеств, таких как честность, инициативность, умелость, оптимизм и др. Перечисленные выше характеристики социальной, нравственно-волевой готовности формируются постепенно в процессе всей жизни ребенка от рождения до шести лет в семье и дошкольном учреждении на занятиях и вне их. С точки зрения нравственно-волевой подготовке к школе важно обратить внимание на интерес ребенка к занятиям, на то, что рождает желание заниматься. Р. С. Бурре отмечала, что желанию заниматься способствуют такие факторы: возможность удовлетворения потребностей в познании; наличие трудностей, связанных с содержанием, объемом, способами выполнения заданий; возможности преодолевать эти трудности и получать удовлетворительную оценку взрослого [11].

Подготовка к новому образу жизни происходит в повседневной жизни, где закрепляются нравственные нормы, создаются условия для практики морального поведения.

Психологическая готовность к школе предполагает сформированность мотива учения. При сформированной мотивационной готовности у ребенка наблюдается устойчивое стремление к новой школьной жизни к «серьезным» занятиями и «ответственным» поручениям. Интерес к школе проявляется под влиянием наблюдений за старшими детьми-учениками, рассказов взрослых о школе как о привлекательной для ребенка перспективе его развития; действует также эффект «привлекательного неизвестного». Отвечая на вопрос, почему им хочется в школу, дети старшего дошкольного возраста зачастую отвечают: «…потому, что мне купят ранец», «…потому, что там мой брат учится» и т. д. среди этих мотивов нет главного - мотива учения. Лишь появление таких мотивов может свидетельствовать о психологической, мотивационной готовности ребенка к школе. Формируются такие мотивы постепенно [3].

Психологическая готовность к обучению в школе является важнейшей составляющей общей готовности и отражают уровень развития у него ряда психологических характеристик. В. С. Мухина утверждает, что в основе готовности к школьному обучению лежит желание и осознание необходимости учиться, возникающее в результате социального развития ребенка, а также возникновение у него внутренних противоречий, определяющих мотивацию к учебной деятельности.

Д. Б. Эльконин полагал, что важнейшим показателем готовности является уровень усвоения социальных отношений. Л. А. Венгер связывает готовность с определенным набором знаний и умений, а также мотивацией, волевой и интеллектуальной готовностью [7].

Существующие определения психологической готовности совпадают по многим параметрам

Из всего выше сказанного можно выделить определение психологической готовности. Это «сложное образование, представляющее собой целостную систему взаимосвязанных качеств» [12].

М. А. Дыгун выделяла следующие виды психологической готовности:

- интеллектуальная;

- личностная;

- мотивационная;

- социально-психологическая;

- эмоционально-волевая.

Под понятием «эмоционально-волевая готовность» понимается способность ребенка к регуляции своих эмоций и поведения, позволяющая выполнять требования учебной деятельности.

Данную готовность можно разделить на эмоциональную и волевую.

В качестве основных критериев определяющих эмоциональную готовность к обучению выделяются:

- радостное ожидание начала обучения в школе;

- достаточно тонкое развитие высших чувств;

- сформированные эмоциональные свойства личности;

- уменьшение импульсивных реакций на возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание.

Показателями волевой готовности к школе являются:

- сформированность волевого действия;

- развитие способности управлять своим поведением;

- соподчинение мотивов.

Социально-психологическая готовность к школе - это готовность ребенка к взаимодействию с другими людьми [6].

Важнейшим компонентом психологической готовности к школьному обучению Л. И. Божович считала мотивационную готовность:

Мотивационная готовность - устойчивое стремление ребенка к новой школьной жизни.

На формирование социально-психологической готовности оказывают влияние те процессы, которые связаны со сферой общения со взрослыми. Она также включает в себя формирование тех личностных качеств, которые помогли бы им войти в контакт с одноклассниками, учителями [7].

Личностная готовность предполагает готовность ребенка к принятию новой «социальной позиции» - позиции школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав и занимающего иное по сравнению с дошкольником положение в обществе. В широком смысле слова новая внутренняя позиция - это система потребностей и стремлений ребенка, связанные со школой, когда причастность к ним переживается ребенком как его собственная потребность [15].

Этапы становления внутренней позиции школьника:

- появление положительного отношения к школе, но ориентация на содержательные моменты школьно-учебной деятельности отсутствуют;

- возникает ориентация на социальные аспекты деятельности. Происходит признание учителей, изменяются взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

Полностью сформированная позиция школьника включает сочетание ориентации и на социальные и на собственно-учебные моменты школьной жизни. Специфика школы связана для ребенка с необходимостью ориентироваться на жестоко заданные социальные нормы.

Интеллектуальная готовность - это уровень развития познавательных процессов ребенка, достаточный для усвоения учебной программы.

Критериями интеллектуальной готовности ребенка к школе являются:

- развитость познавательных процессов речи;

- в старшем дошкольном возрасте должны быть сформировано наглядно-образное мышление и отдельные операции понятийного мышления (словесно-логичные);

- способность к замещению, к наглядно-пространственному моделированию;

- сформированные элементы производственной памяти, логический запас;

- умение наблюдать, произвольно воображать и управлять собственной речевой деятельностью;

- умение дифференцированно воспринимать объекты действий;

- аналитическое мышление;

- рациональный подход к действительности;

- интерес к знаниям, процессу их получения;

- развитие звуковой речи;

- овладение на слух разговорной речью.

- сформированность интеллектуальных умений, значимых для учебной деятельности;

- умение слушать и слышать;

- умение осмысливать учебные мотивации, выделение в нем главного;

- понимание условий, смысла учебной задачи;

- умение осуществлять контроль и самоконтроль своей деятельности и ее результатов;

- умение оценивать результаты, исходя из предложенных подкритериев;

- развиты тонкие движения рук и зрительно-моторная координация;

На мой взгляд, все перечисленные компоненты готовности к школе очень важны. Это помогает ребенку легче адаптироваться в новых условиях. Но хотелось бы обратить внимание на исключительную роль интереса к школе, к занятиям, к урокам. Ведь интерес является основой познания мира человечеством [13].

В настоящее время для развития интереса у дошкольников используются различные методики и программы: в старшей группе детского сада - это кружок по подготовке ребенка к школе, в 1-ом классе - программа «Введение в школьную жизнь». Так же, очень важно проводить работу с родителями по этому направлению, так как родители в глазах детей имеют большой авторитет, что положительно влияет на развитие интереса к школе у детей [6].

Но нужно помнить и о том, что чрезмерная назойливость родителей может вызвать и негативное отношение ребенка к школе, а это в свою очередь - к тяжелому уровню адаптации, к пренебрежительному отношению к занятиям, выполнению домашних заданий [4].

Поэтому очень важно посоветоваться со специалистами для того, чтобы помочь ребенку, а не наоборот.


2 Методические аспекты изучения воспитания у старших дошкольников интереса к школе

2.1 Диагностика мотивационной готовности старших дошкольников к обучению в школе

В условиях внедрения Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования актуальным является поиск подходов к диагностике мотивационной готовности старших дошкольников к школьному обучению [4].

В практике дошкольных организаций отработан инструментарий психолого-педагогической диагностики. Однако, в современных условиях стихийного использования различных, и не всегда достаточно обоснованных диагностических методик готовности детей к школе особенно важно отобрать оптимальный объем показателей готовности ребенка к школьному обучению, содержание и выстроить последовательность использования тестов обследований детей, при этом учитывая индивидуальные достижения каждого ребенка на этапе поступления в школу [1].

В отечественной литературе имеется значительное количество работ, целью которых является изучение проблемы готовности детей к школьному обучению: М. М. Безруких, Л. А. Венгер, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Е. Е. Кравцова, Т. Д. Марцинковская, Г. А., Н. Г. Салмина и др.

Исследованием мотивационной (личностной, социально-психологической) готовности занимались Ш. А. Амонашвили, Л. В. Артемова, Т. И. Бабаева, Р. С. Буре, А. М. Виноградова, В. К. Котырло и др.

Как показывают исследования Л. И. Божович, Н. Г. Морозовой, Л. С. Славиной, обучение привлекает детей именно тем, что это серьезная содержательная деятельность, приводящая к результату и значимая не только для детей, но и для взрослых [2].

Мотивационная готовность к школьному обучению - это положительное отношение к школьному учению, как к серьезной, сложной, но необходимой деятельности. Показателями мотивационной готовности являются желание идти в школу, правильные преставления о школе, познавательная активность [9].

Необходимо отметить, что желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга. Ребенок может хотеть в школу потому, что: все его сверстники туда пойдут; что к школе он получит новый красивый ранец, пенал и др, статусное место школьника гораздо важнее, чем дошкольника.

В исследованиях С. А. Лебедевой выделяются следующие мотивы учения:

1) внешние (требования родителей, приобретение школьных атрибутов);

2) учебные (интерес к процессу учения);

3) игровые (общение со сверстниками);

4) позиционные (желание занять новую социальную позицию школьника);

5) социальные (осознание общественной необходимости учения) [2].

Первым этапом в развитии мотивационной готовности как раз и является интерес к внешней стороне учебы, к процессу обучения, к школьным принадлежностям, к правилам поведения в школе, готовность к их выполнению. Такой интерес, как правило, исчезает через 2-3 месяца, но является основой для формирования познавательной мотивации.

Необходимо отметить, что в авторском тесте Н. А. Степановой «Угадай настроение школьника», описание которого в данной статье представлено ниже, мы делаем акцент на изучении первых двух показателей мотивационной готовности: «желания идти в школу» и «правильные преставления о школе» [8].

На данный момент существует ряд психолого-педагогических диагностических методик, позволяющих определить степень готовности ребенка к обучению в школе. Каждый из современных авторов стремится выделить какой-либо один компонент готовности старших дошкольников к обучению в школе и рассмотреть его как можно глубже. Такой подход увеличивает количество всевозможных диагностик, то есть отдельно исследуется внимание, память, воображение, мышление, речь, восприятие, воля, эмоции, специальные умения и другие параметры развития ребенка. Зачастую специалисты забывают о целостности готовности ребенка к школе, о том, что результат готовности к школьному обучению определяется не столько уровнем отдельных компонентов, сколько их взаимосвязью и интеграцией [11].

На наш взгляд, диагностика готовности старших дошкольников к обучению в школе включает в себя следующие принципы:

- непрерывности в развитии способностей, возможностей ребенка; понимания готовности как способности к обучению, а не результата обученности в дошкольном учреждении;

- комплексного характера психолого-педагогической диагностики готовности к школе, выражающийся в интеграции и взаимосвязи обследуемых компонентов (интеллектуального, эмоционально-волевого развития ребенка, желания учиться и способности устанавливать контакты со взрослым и со сверстниками);

- оптимального количества исследуемых показателей (компонентов) готовности старших дошкольников к обучению в школе.

В связи с этим, при изучении показателей готовности к школьному обучению перед нами встала задача рационализации диагностического инструментария - необходимости сокращения объема существующих показателей компонентов готовности к школе, диагностических тестов. Это позволило нам выделить такие системообразующие компоненты, как общие показатели компонентов готовности к школьному обучению; интегрированные тесты, позволяющие изучить сразу несколько показателей готовности или отследить более широкий контекст развития компонентов готовности [14].

К числу таких тестов относится и авторский тест «Угадай настроение школьника», направленный на изучение эмоциональной и мотивационной готовности ребенка к школьному обучению и целого сплава критериев интеллектуальной готовности (восприятия, памяти). Эта дополнительность интуитивного и рационального, чувств и мыслей позволяет значительно углубить понимание механизмов развития интеллекта и личности в целом, выявить взаимосвязь компонентов готовности к школе в целом и тем самым выстроить единую систему оценки качества дошкольного образования на этапе перехода ребенка в школу [14].

Необходимо отметить особенности данного теста:

1. Интегрированность теста, позволяющая изучить сразу несколько компонентов готовности ребенка к школьному обучению (мотивационной, эмоционально-волевой, интеллектуальной готовности).

2. Ответы на вопросы теста представлены в виде отдельных рисунков, изображающих образы школьников (школьных ситуаций), доступные, близкие детям, что способствует подключению эмоционально-чувственного, интуитивно-образного процессов познания.

3. Диагностическая задача теста скрыта задачей игрового характера или опосредована игровым мотивом (так, в процессе обследования дети угадывают настроение школьников).

4. Задания теста активизируют разнообразные умственные умения детей в области понятийно-образного мышления (через сравнения, установление причинно-следственных связей и отношений между явлениями и др.).

5. При построении этого упражнения мы постарались учесть процесс переключения эмоций (в процессе предъявления ребенку картинок с положительными эмоциями изображенных школьников в чередовании с отрицательными) [14].

Тест «Угадай настроение школьника».

Цель: выявление уровня развития мотивационной и эмоционально-волевой готовности.

Оборудование: 7 карточек с изображением безликих школьников, участвующих в различных школьных ситуациях:

- ученик идет в школу;

- ученики подрались;

- ученик выполняет задание учителя;

- ученица получила «пятерку»;

- ученица получила «двойку»;

- ученик возвращается из школы домой;

- ученик разбил окно.

Дополнительно прилагаются карточки с изображением трех эмоциональных состояний:

- радости;

- «серьезности»;

- грусти.

Ход исследования: Педагог (психолог) предлагает ребенку следующую инструкцию:

Перед тобой картинки про ребят, которые уже ходят в школу. А ты сам (а) хочешь пойти в школу? Почему ты хочешь пойти в школу? Что тебе больше всего нравится (или будет нравиться) в школе?

Исследование восприятия.

А) Художник в этих картинках хотел рассказать о школьниках, школьной жизни да забыл нарисовать лица, настроения школьников. Давай поможем художнику определить их настроения. Но сначала давай вспомним, какие бывают настроения у людей.

А у тебя сейчас какое настроение? (Психолог предъявляет ребенку карточки с изображением трех эмоциональных состояний и просит их назвать).

Б) Психолог предъявляет ребенку карточки с изображением различных ситуаций в ниже перечисленном порядке, в ходе которого ребенку задаются вопросы исследовательского характера: Что здесь нарисовано? Что здесь самое главное? Какое настроение у школьника? Расскажи о его портфеле: какого он цвета, формы? Какие у мальчиков лица? Расскажи об их одежде. Какая она? Какое у девочки настроение? Расскажи об ее платье. Какое настроение у школьницы? Почему?

3. Изучение состояния памяти. После предъявления и обсуждения последней карточки педагог (психолог) убирает все карточки и говорит следующее:

- Понравились картинки? А теперь постарайся вспомнить все, что ты увидел на картинках. Расскажи обо всем, что запомнил.

Все словесные высказывания ребенка в процессе выполнения заданий фиксируются в протоколе.

Оценка результатов:

1 часть:

- за положительное отношение, желание идти в школу ребенок получает 3 балла;

- за преобладание познавательного мотива («хочу учиться») ребенок получает еще 2 балла.

Максимальное число в изучении мотивационной готовности составляет 5 баллов.

2 часть: за каждую верно названные ситуацию, эмоцию, предмет - по 1 баллу (3 балла за карточку - в целом). Максимальное число баллов за способность адекватно воспринимать ситуацию, эмоцию, признаки предмета составляет 24 баллов.

3 часть: за каждую воспроизведенную карточку (ситуацию) - по 1 баллу. Максимальное число баллов за способность адекватно воспринимать ситуацию, эмоцию, признаки предмета составляет 24 баллов.

В условиях поиска решений одной из стратегических задач Федеральной целевой программы развития образования - развития системы качества образовательных услуг - особое внимание необходимо уделить решению проблемы осуществления государственного контроля и управления качеством образования на основе независимой оценки уровня подготовки выпускников ДО. Это подчеркивает актуальность поиска подходов в решении проблемы диагностики мотивационной готовности старших дошкольников на этапе перехода ребенка в школу, что отражается в данной статье [7].

2.2 Рекомендации для педагогов и родителей по воспитанию интереса к школе у старших дошкольников

Готовность ребенка к школе определяется его общей, интеллектуальной и психолого-педагогической подготовкой. Психологическая готовность к школе возникает у детей не сама по себе, а образуется постепенно и требует верного педагогического руководства, то есть специально организованной образовательной деятельности с ребенком [1].

1. Психологическая и физиологическая готовность ребенка к школьному обучению.

Подготовка детей к школе - многогранная задача, которая охватывает все сферы жизни ребенка. Одним из самых главных аспектов ее является психологическая готовность к школе.

2. Подготовка дошкольника к учебе в семье.

Психологическая подготовка детей к школе в семье совершенно необходима. Выделяются следующие условия полноценного психического развития ребенка и его подготовку к учебному труду:

Главное требование - это постоянное сотрудничество ребенка с другими членами семьи.

Следующим условием успешного воспитания и развития является выработка у ребенка умения преодолевать трудности. Важно приучить детей начатое дело доводить до конца. Многие родители понимают, насколько важно у ребенка желание учиться, поэтому они рассказывают ребенку о школе, об учителях и о знаниях, приобретаемых в школе. Все это вызывает желание учиться, создает положительное отношение к школе. Далее нужно подготовить дошкольника к неизбежным трудностям в учении. Сознание преодолимости этих трудностей помогает ребенку правильно отнестись к своим возможным неудачам [5].

Родители должны понимать, что основное значение в подготовке ребенка к школе имеет его собственная деятельность. Поэтому их роль в подготовке дошкольника к школьному обучению не должна сводиться к словесным указаниям; взрослые должны руководить, поощрять, организовывать занятия, игры, посильный труд ребенка.

Еще одно необходимое условие подготовки к школе и всестороннего развития ребенка (физического, умственного, нравственного) - переживание успеха. Взрослым нужно создать ребенку такие условия деятельности, в которых он обязательно встретится с успехом. Но успех должен быть реальным, а похвала -  заслуженной [4].

Особое значение в психологическом развитии школьника имеет обогащение эмоционально-волевой сферы, воспитание чувств, умение ориентироваться в своем поведении на окружающих. Рост самосознания ярче всего проявляется в самооценке, в том, как ребенок начинает оценивать свои достижения и неудачи, ориентируясь на то, как оценивают его поведение другие. Это является одним из показателей психологической готовности к школьному обучению. На основе правильной самооценки вырабатывается адекватная реакция на порицание и одобрение.

Формирование познавательных интересов, обогащение деятельности и эмоционально - волевой сферы - предпосылки успешного овладения дошкольниками определенными знаниями, умениями, навыками. В свою очередь развитие восприятия, мышления, памяти зависит от того, как владеет ребенок способами получения знаний и ориентации деятельности, от направленности его интересов, от произвольности поведения, т. е. волевых усилий [8].

При подготовке к школе родители должны учить ребенка сравнивать, сопоставлять, делать выводы и обобщения. Для этого дошкольник должен научиться внимательно слушать книгу, рассказ взрослого, правильно и последовательно излагать свои мысли, грамотно строить предложения [8].

Родители должны помнить, что потребность ребенка в том, чтобы ему читали, даже если он уже научился самостоятельно читать, надо удовлетворять. После чтения важно выяснить, что и как понял ребенок. Это приучает ребенка анализировать суть прочитанного, воспитывать ребенка нравственно, а кроме того, учит связной, последовательной речи, закрепляет в словаре новые слова. Ведь чем совершеннее речь ребенка, тем успешнее будет его обучение в школе. Также в формировании культуры речи детей пример родителей имеет большое значение. Таким образом, в результате усилий родителей, с их помощью ребенок учиться правильно говорить, а значит, он готов к овладению чтением, письмом в школе.

У ребенка, поступающего в школу, должен быть развит и на должном уровне эстетический вкус, и здесь первостепенная роль принадлежит семье. Эстетический вкус развивается и в процессе привлечения внимания дошкольника к явлениям повседневной жизни, к предметам, окружению быта.

От уровня развития игры в значительной мере зависит развитие мышления и речи. В игре развивается процесс замещения, с которым ребенок встретится в школе при изучении математики, языка. Ребенок играя учится планировать свои действия и это умение поможет ему в будущем перейти к планированию учебной деятельности [10].

Нужно учить также рисовать, лепить, вырезать, наклеивать, конструировать. Делая это, ребенок переживает радость творчества, отражает свои впечатления, свое эмоциональное состояние. Рисование, конструирование, лепка открывают перед нами много возможностей научить ребенка видеть, анализировать окружающие предметы, правильно воспринимать их цвет, форму, величину, соотношение частей, их пространственное соотношение. Одновременно это дает возможность научить ребенка действовать последовательно, планировать свои действия, сравнивать результаты с тем, что задано, задумано. И все эти умения тоже окажутся чрезвычайно важными в школе [13].

Воспитывая и обучая ребенка, следует помнить о том, что нельзя превращать занятия в нечто скучное, нелюбимое, навязанное взрослыми и не нужное самому ребенку. Общение с родителями, в том числе и совместные занятия должны доставлять ребенку удовольствие и радость.

3. Педагогическая помощь детского сада в подготовке ребенка к школьному обучению

Роль родителей в подготовке детей к школе огромна: взрослые члены семьи выполняют функции и родителей, и воспитателей, и учителей. Однако не все родители в условиях оторванности от дошкольного учреждения могут обеспечить полную, всестороннюю подготовку своего ребенка к школьному обучению, усвоению школьной программы. Как правило, дети, не посещавшие детский сад, показывают уровень готовности к школе ниже, чем дети, которые ходили в детский сад, т. к. родители “домашних” детей не всегда имеют возможность посоветоваться со специалистом и строят учебно - воспитательный процесс по своему усмотрению, в отношении от родителей, чьи дети посещают дошкольные учреждения, готовятся к школе в непосредственно-образовательной деятельности в детском саду [13].

Среди функций, которые выполняет детский сад в системе дошкольного образования, помимо всестороннего развития ребенка, большое место занимает подготовка детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен дошкольник, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

Подготовка детей к школе в детском саду включает в себя две основные задачи: всестороннее воспитание (физическое, умственное, нравственное, эстетическое) и специальная подготовка к усвоению школьных предметов [2].

Работа воспитателя в непосредственно-образовательной деятельности по формированию готовности к школе включает в себя:

1) вырабатывание у детей представления о занятиях как важной деятельности для приобретения знаний. На основе этого представления у ребенка вырабатывается активное поведение на занятиях (тщательное выполнение заданий, внимание к словам воспитателя);

2) развитие настойчивости, ответственности, самостоятельности, старательности. Их сформированность проявляется в стремлении ребенка овладеть знаниями, умениями, прилагать для этого достаточные усилия;

3) воспитание у дошкольника опыта деятельности в коллективе и положительного отношения к сверстникам; усвоение способов активного воздействия на сверстников как участников общей деятельности (умение оказать помощь, справедливо оценивать результаты работы сверстников, тактично отмечать недостатки);

4) формирование у детей навыков организованного поведения, учебной деятельности в условиях коллектива. Наличие этих навыков оказывает существенное влияние на общий процесс нравственного становления личности ребенка, делает дошкольника более самостоятельным в выборе занятий, игр, деятельности по интересам.

Воспитание и обучение детей в детском саду носит образовательный характер и учитывает два направления получения детьми знаний и умений: широкое общение ребенка со взрослыми и сверстниками, и организованный учебный процесс [9].

В процессе общения со взрослыми и сверстниками ребенок получает разнообразные сведения, среди которых выделяют две группы знаний и умений. Первая предусматривает знания и умения, которыми дети могут овладеть в повседневном общении. Вторая категория включает знания и умения, подлежащие усвоению детьми в непосредственно-образовательной деятельности. В процессе непосредственно-образовательной деятельности воспитатель учитывает, как дети усваивают программный материал, выполняют задания; проверяет быстроту и рациональность их действий, наличие различных умений и, наконец, определяет у них способность соблюдать правильное поведение [1].

Современные психологи (А. А. Венгер, С. П. Проскура и др.) считают, что 80% интеллекта формируется до 8 лет. Такое положение выдвигает высокие требования к организации воспитания и обучения старших дошкольников.

Познавательные задачи соединяются с задачами формирования нравственно-волевых качеств и решение их осуществляется в тесной взаимосвязи: познавательный интерес побуждает ребенка к активности, способствует развитию любознательности, а умение проявлять настойчивость, прилежание, оказывает влияние на качество деятельности, в результате чего дошкольники достаточно прочно усваивают учебный материал.

Еще важно воспитать в ребенке любознательность, произвольное внимание, потребность в самостоятельном поиске ответов на возникающие вопросы. Ведь дошкольник, у которого недостаточно сформирован интерес к знаниям, будет пассивно вести себя на уроке, ему будет трудно направить усилие и волю на выполнение заданий, овладевать знаниями, достигать положительных результатов в учении.

Большое значение в подготовке детей к школе имеет воспитание в них «качеств общественности», умения жить и трудится в коллективе. Поэтому одним из условий формирования детских положительных взаимоотношений является поддержка воспитателем естественной потребности детей в общении. Общение должно носить добровольный и доброжелательный характер. Общение детей - необходимый элемент подготовки к школе, а обеспечить наибольшую возможность его реализации может в первую очередь детский сад [7].

Качества, требующиеся школьнику, не могут сложиться вне процесса школьного обучения. Исходя из этого, психологическая готовность к школе заключается в том, что дошкольник овладевает предпосылками к следующему их усвоению. Задача выявления содержания психологической готовности к школе - это и есть задача установления предпосылок собственно «школьных» психологических качеств, которые могут и должны быть сформированы у ребенка к моменту поступления в школу [7].

Формированию качеств, необходимых будущему школьнику, помогает система педагогических воздействий, основанных на правильной ориентации детской деятельности и педагогического процесса в целом.

Обеспечить всестороннее развитие ребенка и правильную подготовку его к школе могут только объединенные усилия воспитателей, учителей, родителей. Семья первая и наиболее важная среда развития ребенка, однако, и в дошкольном учреждении формируется и развивается личность ребенка. Лучше всего на практике сказывается на развитии ребенка единство воздействий семьи и детского сада [12].


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате исследования на тему «Воспитание интереса к школе у старших дошкольников», было получено доказательство о том, что воспитание интереса к школе зависит от творческой деятельности педагога. Как отмечают педагоги и психологи, поступление ребенка в школу значимый этап его жизни. С изменением социальной ситуации, изменяется поведение ребенка. Проводя исследование, хочется отметить, что перед детьми данного возраста полезно ставить задачи познавательного характера как в программном содержании занятий, так и в свободное от занятий время.

Знакомя детей с новым, воспитатель опирается на ранее усвоенный материал. У детей старшего дошкольного возраста накоплен достаточно большой запас знаний и способов действий, поэтому в ходе рассмотрения нового объяснять и показывать надо только то, что они не смогут сделать самостоятельно [6].

Дети старшего дошкольного возраста начинают наряду с индуктивным все более широко использовать дедуктивный путь рассуждения, идти не только от частного к общему, но и от общего к частному, учатся как обобщать, так и конкретизировать знания, получая возможность применять их в разнообразных конкретных ситуациях.

Большое значение в работе с шестилетними детьми приобретает развитие у них умения предварительно планировать содержание и ход выполнения заданий. Постоянный контроль за ходом усвоения знаний, умений, навыков позволяет педагогу судить о том, как дети поняли, усвоили материал.

В старшей группе большое внимание продолжают уделять воспитанию нравственно-волевых качеств, необходимых будущим школьникам. Детей приучают быть внимательными, действовать точно в соответствии с указаниями педагога, исправлять ошибки, активно участвовать в работе (выполнять все задания, стремиться отвечать на вопросы). Воспитатель учит детей правильно сидеть, поднимать руку, когда они знают, как выполнить задание, вести себя сдержанно, не мешать товарищам, а при необходимости помогать им.

Знания, полученные детьми на занятиях, постоянно должны использоваться и в повседневной жизни. У детей должен развиваться интерес к занятиям к учебной деятельности.

От себя хочется добавить, что вопросу воспитания интереса к школе у старших дошкольников на данный момент посвящено много работ педагогов и психологов. Но несмотря на это, данный вопрос должен рассматриваться и получать развитие в работах ученых и теперь, в настоящее время [2].


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Абраменко Н. К. Подготовка ребенка к школе. - М. : Народная асвета, 2004. - 148 с.

2. Бардин К. В. Как научить детей учиться. - М. : Просвещение, 2007. - 144 с.

3. Безруких М. М., Ефимова С. П. Ребенок идет в школу. М. : Просвещение, 2010. - 248 с.

4. Бондаренко Е. А. О психическом развитии ребенка. - М. : Народная асвета, 2014. - 128 с.

5. Дыгун М. А. Конспект лекций по психологии для дошкольного отделения. -  М. : Жасскон, 2005. - 72 с.

6. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. Психология. Словарь-справочник. - СПб. : Хэлтон, 2008. - 39 с.

7. Козлова Т. С.  Дошкольная педагогика. - М. : Академа, 2002. - 156 с.

8. Коломинский Я. Л., Панько Е. А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. - М. : Просвещение, 2011. - 173 с.

9. Кулагина И. Ю.  Возрастная психология. -  Москва. : УРАО, 2001. - 69 с.

10. Метлина Л. С. Математика в детском саду. - М. : Просвещение, 2005. - 101 с.

11. Михайлова Л. Л., Козел В. В. Первые дни ребенка в школе. -  М. :  Содействие, 2007. - 85 с.

12. Подласый И. П. Педагогика. - М. : Владос, 2003. - 273 с.

13. Пятница Т. В. Грамматика и лексика. - М. : Содействие, 2004. - 78 с.

14. Трофимова Г. В. Изобразительная деятельность в детском саду. -СПб. : Высшая школа, 2004. - 52 с.

15. Шабалина З. П. Первый год - самый трудный. - М. : Просвещение, 2010. - 198 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа воспитания у старших дошкольников интереса и любви к малой родине на основе ознакомления с родным краем "Краеведческая азбука"

Программа «Краеведческая азбука» — это обобщенный опыт работы педагога по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию дошкольников через организацию в группе краеведческой работы.Дан...

Тема опыта: «Воспитание у старших дошкольников познавательного интереса к малой родине в процессе реализации проекта с региональным компонентом»

Тема опыта:  «Воспитание у старших дошкольников познавательного интереса к  малой родине в процессе реализации проекта  с региональным компонентом»Автор опыта: Чупрова Наталья Александр...

Формирование у старших дошкольников интереса к обучению в школе

Готовность к обучению в школе – важнейший итог воспитания и обучения дошкольника в детском саду и в семье....

Воспитание у старших дошкольников интереса к школе.

Подготовить ребенка к школе - это значит, воспитать у него осознание положительного отношения к учебной и общественной деятельности, помочь ему понять важность и необходимость обучения в школе: вызват...

Методическая разработка "Воспитание у старших дошкольников интереса и любви к книге"

Хорошая детская книга способна дать ребёнку намного больше, чем аудио, видео, телепрограммы.11 рекомендаций для родителей....

Программа воспитания у старших дошкольников интереса и любви к малой родине на основе ознакомления с родным краем "Краеведческая азбука"

Программа «Краеведческая азбука» — это обобщенный опыт работы педагога по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию дошкольников через организацию в группе краеве...