Консультация на тему: «Развитие композиционных умений детей дошкольного возраста»
консультация

 

Любая творческая деятельность открывает человеку путь к самопознанию, к внутренней свободе. Но для ребѐнка исключительно важную роль играет именно изобразительное искусство, способное дать простые, физически осязаемые средства выражения своих эмоций. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx21.41 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация на тему:

«Развитие композиционных умений детей дошкольного возраста»

Любая творческая деятельность открывает человеку путь к самопознанию, к внутренней свободе. Но для ребѐнка исключительно важную роль играет именно изобразительное искусство, способное дать простые, физически осязаемые средства выражения своих эмоций. Возможность непосредственного преобразования имеющегося материала свойственна только изобразительному искусству, где нет серьѐзных профессиональных преград для творчества. Изучение искусства имеет отношение к познавательной, зрительной и эстетической деятельности детей. Оно помогает развивать его визуальную восприимчивость, учит видеть подробности, глубже осознавать форму и пространство, а значит, и лучше ориентироваться в мире. Зрительные образы становятся важным средством общения с другими людьми. Занимаясь изобразительным искусством, дети смогут:

- видеть, чувствовать и ценить гармонию в мире, использовать понимание еѐ принципов в повседневной жизни;

- выражать в зримой форме свои мысли, чувства и идеи;

 - понимать характерные особенности и потенциал многих материалов, инструментов и технологи;

 - применять художественные элементы и принципы в своих собственных композициях и находить их в художественных работах других.    Детское творчество самым непосредственным образом связано с особенностями восприятия книжной иллюстрации. Вот почему одним из важнейших условий развития детской изобразительной деятельности является обогащение культуры зрительного восприятия, формирование художественного образного видения. Воспитание образного видения сюжетов литературных произведений в иллюстрациях стоит в центре внимания при формировании композиционного построения рисунка. Ребенок не просто воспроизводит то, что видит, но по-своему истолковывает и домысливает свой рисунок. Поэтому большой интерес представляют те замыслы, которые затем воплощаются в рисунке. Образы в рисунках привлекают не только непосредственностью, но и слаженностью, собранностью деталей, определенностью пластической характеристики изображаемого персонажа, цветовой гаммой и т. д. Е. В. Шорохов отмечает, что «композиция является средоточием идейно-творческого начала, позволяющего автору целенаправленно организовывать главное и второстепенное и добиться максимальной выразительности содержания и формы в их образном единстве, причем это характерно не только для профессиональных художников, но и для детей дошкольного возраста»    Термин композиция употребляется в различных сферах и областях искусства: в кино, музыке, театральных постановках, балете, литературе, различных видах изобразительного искусства и в архитектуре. В творческом понимании "композиция"- это общий художественный замысел, структура произведения искусства, наиболее полно выражающая его идею. А вот в учебном рисунке - это в первую очередь правильный выбор размера и расположения предмета в пределах заданного формата.

 Композиция (в переводе с латинского) – построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением; расположение и взаимосвязь его частей, образующих единое целое. Как правило, композиция строится на сопоставлении с главным сюжетно- тематическим центром всех менее значительных композиционных элементов.

 Основная задача при выборе композиции – стремление добиться такой организации элементов изображения, которая в завершенной отделке поверхности обладала бы целостностью и единством, где второстепенные детали подчинялись бы главным. Согласно этим требованиям при компоновке элементов изображения используют следующие средства выразительности, правила и приѐмы: равновесие, контраст, ритм, линии, светотень и др. Это подчеркивает в своей книге «Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта» В.С. Мухина. Она объясняет ее природу с точки зрения теоретического положения о социальном наследовании психологических свойств и способностей, о присвоении индивидом материальной и духовной культуры, созданной человечеством.

При решении композиционных задач нельзя пренебрегать такими понятиями, как масштаб, пропорции, соразмерность, равновесие, тема, сюжет, образ, тон, форма, объем, конструкция, пространство (перспектива), симметрия, контраст, ритм, динамика, статика, а также главное и второстепенное, единство и целостность, и, разумеется, выразительность и гармония. Главной задачей композиции в учебном рисунке является умение размещать предметы и их части так, чтобы создать единое гармоническое выразительное целое. Одним из главных требований в учебном рисунке является умение правильно размещать изображения предметов на листе бумаги. И любой рисунок начинается с композиционного размещения изображений на листе, в плоскости листа. На основе психологических исследований Б. М. Теплова о необходимости сочетания компонентов художественной деятельности (процессов восприятия, исполнительства, творчества) и ее влияние на художественное развитие ребенка, обучение детей изображению графических форм на основе восприятия художественных средств книжной графики, возможно способствует созданию детьми выразительных образов в рисунке, проявлению творчества при передаче формы предметов, благодаря эмоциональному отклику детей на художественные образы иллюстраций, наглядному ознакомлению с приемами их создания. Детям необходимо овладеть способами восприятия художественных средств иллюстраций, получить определенные знания о художественной значимости рисунка как важнейшего изобразительно-выразительного графического образа. Это мнение разделяет и доктор педагогических наук, профессиональный художник, педагог Н. Е. Михайлова и на основе своих исследований устанавливает, что «для взрослого человека миф и реальность уже разделены, а для малыша любое переживание материально». Исходя из этого, она делает вывод, что для взрослых важен результат рисования, а для дошкольника – процесс. Р. Мирошкина в своей работе «Формирование выразительности образа в детских рисунках» критически отмечает, что воспитатели часто игнорируют функцию выражения отношения к изображаемому через создание выразительной формы, в результате чего происходит объединение содержания рисунка при низком качестве его выполнения. Рисунки теряют воспитательную ценность, перестают удовлетворять ребенка. Р. Мирошкина предлагает средство, способствующее улучшению выразительности детских рисунков – это рассматривание иллюстраций в книгах. Педагоги и психологи подчеркивают специфичность художественно - творческой деятельности детей дошкольного возраста и отмечают, что при условии оптимальной организации и эффективного обучения дошкольников,  закладывается интерес к художественно - творческой деятельности, на основе которого впоследствии формируется художественная культура человека.

Научить ребенка осознанно использовать различные элементарные основы изобразительной грамоты, пользоваться ими как средством, позволяющим с наибольшей полнотой выражать свои представления об окружающей действительности, передавать в рисунке настроение, состояние, характер образа, выражать к нему свое отношение — одна из важнейших задач развития детского творчества. Необходимость решения данной проблемы становится особенно очевидной, когда речь идет об овладении элементарными основами композиции, представляющей особую форму эстетического познания мира и обеспечивающей, в сочетании с другими средствами, достижение наилучших результатов в создании художественного образа. По свидетельству большинства исследователей детского изобразительного творчества (Е.И. Игнатьев, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, В.С. Мухина, Н.П. Сакулина и др.), ребенок уже с первых этапов своего развития начинает использовать отдельные средства изобразительного языка. Исследования свидетельствуют о том, что на практике малоизвестны способы обучения детей дошкольного возраста использованию элементарных правил и приемов композиции. Это приводит к снижению образной выразительности детских рисунков, потере интереса детей к рисованию и иным формам изобразительного творчества, и ограничению коммуникативных возможностей детского творчества. Поэтому проблема развития композиционных умений у старших дошкольников в сюжетном рисовании принадлежит к числу наиболее актуальных.

Композиция (от лат. composition — составление, сочетание, соединение) — искусство сочинения, составления различных частей в целое, выделение главного. Известно, что «Композиция — с одной стороны, творческий процесс создания произведения искусства, от замысла до его завершения, а с другой стороны своеобразный комплекс средств раскрытия содержания картины, снованный на законах, правилах и приемах, служащих полному, целостному и выразительному решению замысла». Она упорядочивает изображение и организует внимание зрителя. Поскольку для передачи образа чего-то неподвижного, устойчивого подойдет замкнутая, статичная композиция, то основные направления линий стягиваются к центру. Построение ее по форме круга, квадрата, прямоугольника с учетом симметрии дает необходимое решение. Если необходимо нарисовать панорамный пейзаж, показать большой простор, то деревья или здания лучше сделать уходящим за пределы рамы. Это тип открытой композиции, в которой основные направления линий идут из центра. Так, композиция строится по определенным законам. Ее правила и приемы взаимосвязаны между собой и действуют во все моменты работы над композицией, которые можно назвать закономерностями построения художественного произведения.

В теории современного изобразительного искусства выделяются следующие объективные законы композиции: закон цельности, закон контрастов, закон единства содержания и формы, закон типизации и др. К основным правилам композиции относят: наличие сюжетно - композиционного центра, равновесие, соответствие формата изобразительного поля передаваемому содержанию. Приемы композиции — это средства, способствующие созданию образности произведения, выявлению отношения художника к изображаемому. К приемам композиции относят различные способы передачи пространства, движения и т.п.

Таким образом, композиция в изобразительном искусстве связана с необходимостью передать основной замысел, идею произведения и художественный образ. Применительно к детскому творчеству композиция выступает начальным этапом постижения художественного образа. Важную  роль в процессе рисования старших дошкольников играет выражение связного содержания, приобретение умения так расположить изображение, чтобы понятнее и красивее выразить задуманное, показать связь между действующими лицами. В педагогическом словаре «умение» определяется как подготовленность к практическим и теоретическим действиям, выполняемым быстро, точно, сознательно, на основе усвоенных знаний и жизненного опыта. Умение формируется путем упражнений и создает возможность выполнения действия не только в привычных, но и в изменившихся условиях.

 Содержание сюжетных рисунков детей старшего дошкольного возраста значительно обогащается за счет приобретенного ими опыта в рисовании. Дети включают в свои композиции не только предметы, но уже и окружающую их обстановку. Передача в рисунке какого-либо события требует объединения в пространстве отдельных предметов, расположения их соответственно содержанию. В то же время профессиональный художник, педагог, создатель оригинальной методики с детьми раннего возраста, сотрудник Детского Центра Венгера и Центра «Дошкольное детство» Н.Е. Михайлова отмечает, что изобразительная деятельность единственная область творчества, где в процессе обучения полная свобода не только допустима, но и необходима. Когда дети осмысливают способ расположения предметов в пространстве, они проявляют инициативу в передаче сюжета. В процессе рисования дети свободно пользуются приемами закрашивания, усвоенными ими, выбирают цвета и оттенки. Ограничение расположения изображений (неправильное руководство композиционной стороной рисунка) мешает развитию памяти, мышления, воображения, ведет к простому подражанию и, естественно, тормозит развитие творчества. Выполнение сюжетного рисунка труднее тем, что здесь необходимо выразить отдельные сцены, события. Передать соотношение предметов, композиционно построить рисунок, связно и понятно передать содержание, самостоятельно найти приемы изображения на основе уже усвоенного. Знание приемов изображения ряда предметов и способов расположения их в пространстве, умение подбирать цвета позволяют детям правильнее передавать задуманное в рисунке. Развитию композиционных умений у старших дошкольников способствует рассматривание графических и живописных изображений. Это могут быть иллюстрации к детским книжкам, а также произведения графики и живописи. Рассматривание изображений способствует развитию у детей художественного восприятия, позволяющего в дальнейшем успешно решать вопросы композиционного построения рисунка. Ученые В.А. Езикеева, Р.Н. Чуднова, В.Я. Кионова и другие отмечают, что если с детьми не ведется специальная работа, то у них наблюдается слабый, односторонний интерес к иллюстрациям в книгах, дети не обращают внимание на средства художественной выразительности. Этот фактор негативно сказывается при создании детьми сюжетных композиций в своих рисунках. Таким образом, развитие сюжетных композиций в рисунках детей дошкольного возраста формируется за счет образного видения ребенка – умения наблюдать, замечать характерные признаки, детали, анализировать форму, цвет объекта. Немаловажная роль отводится и рассматриванию книжной иллюстрации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Музыкально-ритмические движения, как средство в развитии разнообразных умений детей дошкольного возраста»

Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного, умственного, нравственного и физического раз...

Развитие певческих умений детей дошкольного возраста через использование музыкально - речевых игр и упражнений

Задачи:1.       Совершенствовать     певческий     голос     и     вокально-слуховую   координацию.2...

Консультация по теме: «Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры»

Ценность музыкально-дидактических пособий и игр состоит в том, что они воздействуют на ребенка комплексно, вызывают зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым расширяя музыкальное воспр...

Консультация на тему: «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр»

Консультация на тему: «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр»...

собрание на тему развитие коммуникативных умений детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности

Проблема общения и взаимодействия личностей очень важна в современном обществе. Развивать эти функции лучше всего с детсва....