Главные вкладки

    Консультация по теме: «Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры»
    консультация по музыке на тему

    Ценность музыкально-дидактических пособий и игр состоит в том, что они воздействуют на ребенка комплексно, вызывают зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым расширяя музыкальное восприятие в целом.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konsultatsiya_moya.docx27.03 КБ

    Предварительный просмотр:

             1 слайд

    Одной из важных задач всестороннего развития ребенка является воспитание музыкальной культуры. Ее основы закладываются уже в детстве. В этой связи большое место отводится музыке в детских садах, – она звучит и на музыкальных занятиях, и в самостоятельной музыкальной деятельности, и во время праздников и развлечений.

    Содержание музыкального воспитания предусматривает воспитание у детей восприимчивости, интереса, любви к музыке, развитие эмоциональной отзывчивости на нее, приобщение их к разнообразным видам музыкальной деятельности, что позволяет развивать общую музыкальность ребенка, его творческие способности.

    Именно с этой целью применяют такие пособия, как музыкально-дидактические игры, которые, воздействуя на ребенка комплексно, вызывают у него зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым, расширяя музыкальное восприятие в целом.

    2 слайд

    Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр в том, что они открывают  перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике.

    Действительно, ребенок встречается с музыкой на занятиях два раза в неделю, где в основном осуществляется обучение певческим и музыкально-ритмическим навыкам. В быту музыкальные впечатления не всегда бывают систематичны. Следовательно, для успешного музыкально-сенсорного развития детей требуется специальная среда. В качестве такой среды музыкальная педагогика рассматривает музыкально-дидактические игры.

    3 слайд

    Н.А. Ветлугина предложила классификацию дидактических игр, охарактеризовала их структуру и содержание, определила музыкально-дидактический материал и сформулировала требования к эстетическому оформлению наглядных пособий.

      Н.А. Ветлугина разделяет все музыкально-дидактические игры  на настольные, подвижные и хороводные. Эта классификация основана на различии игровых действий детей.

    В играх первого вида предусматривается статичное поведение детей,  разделенных на подгруппы. Соревновательный элемент заключается в умении быстрее и точнее определить на слух музыкальное произведение.

    Эти игры часто проводятся с пособиями. За лучшее выполнение задания подгруппа детей или ребенок, если игра проводится с 2-3 детьми, награждается фишкой, флажком. В процессе игры дети выполняют ее правила, показывая ту или иную картинку, поднимая в соответствии со звучанием произведения флажки разных цветов и т.д.

    Второй вид дидактических игр характеризует динамика действий. Игра похожа на подвижную. Дети, разделенные на подгруппы, вслушиваясь в звучание музыки, реагируют на него движениями. Звучат громкие звуки – в пространстве групповой комнаты двигается одна группа детей, тихие – другая, а первая останавливается. После неоднократной смены звучания наступает завершающий момент игры – физкультурное соревнование: одна подгруппа детей догоняет другую или каждая собирается у заранее обозначенного места и т.д.

    В дидактических играх третьего вида  двигательная активность детей ограничена.  Между собой соревнуются два или три круга детей, или коллектив и солист. Например, на высокие звуки идут дети первого круга, на звуки среднего регистра – второго, а на звучание низкого регистра реагируют дети третьего круга. Победителями становятся дети того круга, которые точнее реагировали на смену звучания. Победители поощряются исполнением их желания.

    4 слайд

    В основу классификации музыкально-дидактических игр положены задачи формирования восприятия четырёх важных свойств музыкальных звуков (высота, ритмические отношения, тембровая окраска и динамические оттенки).

    Игры, развивающие звуковысотный слух – развитие способности воспринимать и воспроизводить высоту музыкального звука.

    Игры, развивающие ритмическое чувство – развитие способности воспринимать взаимосвязь между разными по длительности звуками и воспроизводить их.

    Игры, развивающие тембровый слух – дают детям представление о тембровом разнообразии и его значении в музыке.

    Игры, развивающие динамический слух – развитие способности  различать силу звучания, связывать динамику с настроением и характером музыкальных образов.

    5  слайд

    Характерным для каждой дидактической    игры   является

    наличие в ней:  обучающей задачи; содержания;  правил; игровых действий.

    6  слайд

    Формы проведения:  индивидуально, по подгруппам, группой

    7 слайд

    Музыкально-дидактические игры для каждой возрастной группы представлены в определённой последовательности постепенно усложняющихся музыкально-сенсорных задач. Созданию прочных навыков музыкально-сенсорного восприятия способствует четырёхэтапное освоение музыкально-дидактических игр.

    Первый этап: знакомство с музыкальным произведением, составляющим основу игры, со зрительными образами игры.

    Второй этап: знакомство, с содержанием, правилами, игровыми задачами и действиями. Параллельно идёт усвоение музыкально-сенсорных навыков и умений, необходимых для игры.

    Третий этап: перенос полученных музыкально-сенсорных умений и навыков и игровых действий в самостоятельную деятельность детей, совершенствование навыков под косвенным руководством воспитателя.

    Четвёртый этап: дети самостоятельно используют музыкально-дидактические игры.

    Музыкально-дидактические игры организуются и во время занятий, и в свободное от занятий время с учётом индивидуальных особенностей детей под руководством воспитателя. Результативность обучения в музыкально-дидактической игре повышается тогда, когда воспитатель сам активно участвует в игре, становится её полноправным участником. Руководя игрой, педагог следит, чтобы дети соблюдали правила, точно выполняли задания, связанные с содержанием игры.

    8 слайд

    Ценность музыкально-дидактических пособий и игр состоит в том, что они воздействуют на ребенка комплексно, вызывают зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым расширяя музыкальное восприятие в целом.

                9 – 14  слайд

    ЗАЙЦЫ

    Программное содержание: Упражнять детей в восприятии и различении характера музыки: веселого, плясового и спокойного, колыбельного.

    Ход игры: Педагог рассказывает малышам о том, что в одном доме жили-были зайцы. Они были очень веселыми и любили плясать (показывает картинку «Зайцы пляшут»). А когда они уставали, то ложились спать, а мама пела им колыбельную песню (картинка «Зайцы спят»). Далее педагог предлагает детям угадать по картинке, что делают зайцы? И изобразить это своими действиями (дети «спят», дети пляшут), под музыку соответствующего характера.

    Игровые правила: Прослушать до конца мелодию, не мешать отвечать другим.

    Игровые действия: Отгадывание характера музыки, выбор соответствующего ему изображения или показ соответствующих действий.

    Игровая цель: Первым показать, что делают зайцы.

    15 – 17 слайд

    «Птица и птенчики»

    Цель: упражнять детей в восприятии и различении двух звуков (до1 – до2),

    18 – 21  слайд

    Угадай-ка

    Игровой материал. 4—6 больших карточек — каждая разделена на две части. На первой половине изображен гусь, на второй — гусенок (утка — утенок, кошка — котенок, корова — теленок и т.д.). Фишки — по две на карточку (рис. 9).

    Ход игры. Игра проводится с подгруппой детей (4—6) за столом. У каждого одна карте и две фишки. Воспитатель произносит: «Га-га-га» (поет на ре первой октавы). Дети, у которых на карточке изображен гусь, должны закрыть его фишкой. Воспитатель произносит: «Га-га-га» (поет на ля первой октавы), дети закрывают фишкой картинку с гусенком.

    22 -26 слайд

    «Кого встретил колобок»

    27 - 28 слайд

    «Любим мы играть в оркестр»

    29 слайд

             Именно воспитатель, обладающий широким кругозором, определенной музыкальной культурой, понимающий задачи музыкального воспитания детей, является проводником музыки в повседневную жизнь детского сада. Хорошие деловые взаимоотношения музыкального руководителя и воспитателя благотворно влияют на детей, создают здоровую, дружественную атмосферу, одинаково необходимую как для взрослых, так и для детей.

                К сожалению, должна сказать, что в  своей  работе  мы  мало времени  уделяем   дидактическим  пособиям  и  играм. Работа по музыкальному воспитанию  организовывается  не  всегда  на  должном  уровне. Считаю, что одними усилиями музыкального руководителя без поддержки родителей и воспитателей трудно добиться желаемых результатов в музыкальном развитии детей.

    Поэтому,  готовясь к консультации, решила предложить вам совместный проект по теме: «Развитие  музыкальных способностей  детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры»

    Участники проекта:

    Дети, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.

    Вид проекта:

    Практико–ориентированный, групповой, долгосрочный.

    Форма проведения: мастер-классы, консультации, информационные уголки, НОД, праздники и развлечения с использованием музыкально-дидактических игр.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Педагогический проект "Развитие вокально-хоровых навыков детей старшего дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры и упражнения".

    Содержание. Введение.1. Аналитическая часть.1.1. Значение пения в развитии музыкальных способностей детей.1.2. Значение музыкально-дидактических игр в развитии вокальных навыков детей.2. Практиче...

    Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры

    Развитие музыкальных способностей, их формирование одна из интереснейших проблем, привлекающая внимание исследователей на протяжении многих лет. Изучение этой проблемы актуально в связи с тем, чт...

    «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры»

       Музыкально - дидактические игры всегда интересны детям, всегда вызывают желания участвовать в них. Это универсальный метод в музыкальном воспитании, который позволяет в доступной ф...

    "Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры"

    Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры...