Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально дидактические игры (консультация для педагогов)
консультация (средняя, старшая, подготовительная группа)

Пылыпив Наталья Андреевна

Музыкально-сенсорное воспитание – это развитие у детей ощущения восприятия различного качества звука. Восприятие музыки — сложный процесс, требующий от челове­ка внимания, памяти, развитого мышления, разнообразных знаний.

Всего этого у дошкольников пока нет. Поэтому необходимо научить ребенка разбираться в особенностях музыки как вида искусства, сознательно акцентировать его внимание на средствах музыкальной выразительности (темп, динамика и т.д.), различать музыкальные произведения по жанру, характеру.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Влияние музыкально – дидактических игр на развитие музыкальных способностей дошкольника.

Музыкально-сенсорное воспитание – это развитие у детей ощущения восприятия различного качества звука. Восприятие музыки — сложный процесс, требующий от человека внимания, памяти, развитого мышления, разнообразных знаний.

Всего этого у дошкольников пока нет. Поэтому необходимо научить ребенка разбираться в особенностях музыки как вида искусства, сознательно акцентировать его внимание на средствах музыкальной выразительности (темп, динамика и т.д.), различать музыкальные произведения по жанру, характеру.

(Таблица № 1).   В педагогической практике с этой целью все чаще стали применять музыкально-дидактические пособия, которые, воздействуя  на ребенка комплексно, вызывают у него зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым расширяя музыкальное восприятие в целом

(Таблица № 2). Основное назначение музыкально-дидактических игр — формировать у детей музыкальные способности, в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях. Музыкально – дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают —  у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука. Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике Музыкально – дидактические игры – это обучающие игры, в основе которых лежат учебные задания, решаемые ребёнком в ходе учебной деятельности.  Музыкально – дидактические игры должны быть интересны и разнообразны по содержанию и ярко, красочно оформлены, тогда они будут привлекать внимание детей, вызывать желание петь, слушать музыку и играть.  

(Таблица № 3) В зависимости от дидактической задачи музыкально — дидактические игры на три вида:

1.  Спокойное музицирование.

2.  Игры по типу подвижных с элементами соревнования.

3.  Игры, построенные по типу хороводных.                   

1вид. Спокойное музицирование.

Игры имеют соревновательный элемент. Дети быстро, точно определяют на слух музыкальное произведение. Эти игры в основном проводятся с пособиями.

В процессе игры дети выполняют ее правила.

2 вид дидактических игр характеризует динамика действий. Игра похожа на подвижную. Методика проведения музыкально – дидактических игр третьего вида (типа хороводных) аналогична. Методика проведения игр второго вида отличается тем, что наградой является не исполнение желания победителей, а соревнование в ловкости, увёртливости, первенстве в построении.

Музыкально — дидактические игры всех трёх видов проводятся в повседневной жизни детского сада, на прогулках, на музыкальных занятиях, в часы, отведённые для игровой деятельности на развлечениях и праздниках.

Созданию прочных навыков музыкально – сенсорного восприятия способствует четырёхэтапное освоение музыкально – дидактических игр. На первом этапе дети знакомятся с музыкальным произведением, составляющем основу игры, выделяют характерные для него музыкальные звуки и их свойства. Происходит первоначальное знакомство со зрительными образами игры. Всё это осуществляется на музыкальных занятиях посредством музыкально – дидактических упражнений.

На втором этапе дети на музыкальных занятиях знакомятся с внешним видом игры, её содержанием, правилами, игровыми задачами игры и действиями. Параллельно идёт усвоение музыкально – сенсорных навыков и умений, необходимых для игры.

На третьем этапе осуществляется перенос полученных музыкально – сенсорных умений и навыков, и игровых действий в самостоятельную деятельность детей, происходит дальнейшее совершенствование этих навыков под косвенным руководством воспитателя.

На четвёртом этапе дети самостоятельно используют настольные музыкально – дидактические игры.

Для того чтобы игры проводились систематически и планомерно, на каждый этап примерно отводится по две недели. Время, затраченное на одном занятии для игры (первый и второй этапы), не должно превышать 2 – 4 минуты. Игры, проводимые в самостоятельной деятельности (третий и четвёртый этапы), регламентируются режимом дня.

Рассмотрим каждый из этапов.

Первый этап осуществляется на 3 – 4 занятиях.

1 – е занятие.  Происходит знакомство детей с песней или инструментальной пьесой музыкально – дидактического упражнения, которое построено так, что в нём отчётливо выделяется дидактическая задач: различение интервалов, длительность звуков, тембрового и динамического звучания. Например, в качестве упражнения к игре «Кто скорее уложит кукол спать» предлагается песня «Спите, куклы» Е. Тиличеевой.

Знакомство с песнями – упражнениями желательно проводить в сочетании с восприятием картин, иллюстраций, соответствующих содержанию песен. Так, на первом занятии при знакомстве с упражнением к игре «Бубенчики» детям показывают иллюстрацию с изображением бубенчиков, говорят о том, что каждый бубенчик звучит по-разному. Затем они слушают песню, педагог обращает их внимание на высоту звучания каждого бубенчика в соответствии с расположением его на линейках.

Демонстрация картин сопровождается пояснением. Например, разучивая упражнение к игре «Труба», можно показать детям иллюстрацию из «Музыкального букваря» и рассказать, что в детском лагере ребята всё делают по сигналу горна – трубы.

2 – е занятие. Выделяются характерные для каждой песни слуховые дефференцировки, подчёркивается их выразительное звучание: бодрая, призывная интонация чистой кварты подражает звукам горна (игра «Труба»), чередование двух соседних ступеней лада напоминает типичный наигрыш гармоники (игра «Гармошка») и т.д. таким образом, дети сначала прислушиваются, сравнивают отдельные музыкальные звуки, а затем учат ту или иную песню. Продолжая знакомство с иллюстрациями к упражнению.

3 – е занятие. На основе целостного восприятия музыкального произведения дети продолжают уточнять свойства музыкальных звуков данного упражнения. При этом успешно используется двигательный опыт детей,

Так как каждое упражнение предусматривает выполнение каких-либо движений, связанных с музыкально – сенсорным заданием.

Так, во время разучивания песни «Спите, куклы» дошкольники имитируют укачивание куклы. Затем детям показываю карточки двух видов и поясняю их назначение: на одной изображена девочка, слегка наклонившая куклу вниз, карточка условно соответствует низкому звуку; на другой — девочка, поднявшая куклу вверх, карточка условно соответствует высокому звуку. После этого шесть — восемь детей (или вся группа) выполняют задание. На мой вопрос  «Какая девочка укачивает куклу?» поднимают первую карточку, если звучит низкий звук, или вторую — если высокий. При этом я оцениваю уровень восприятия детьми музыкальных звуков разной высоты.

4 – е занятие. На этом занятии ставлю задача активизировать самостоятельные действия детей при восприятии свойств музыкальных звуков. Мне приходиться контролировать, как дети усвоили данное упражнение. Например, предлагаю им самостоятельно, спеть песню «Спите, куклы», отдельно пропеть звуки соль и ми. Затем они играют в «Музыкальную угадайку» — угадывают отдельные звуки и поднимают нужную карточку. Таким образом, на четвертом занятии подвожу итог формирования у детей музыкально-сенсорного слуха.

К концу первого этапа существенно меняется характер педагогического руководства. Уже на 4-м занятии ребенку не показываю, как действовать, а ограничиваюсь разъяснениями, советами, указаниями. Дети приучаются действовать самостоятельно. Однако в случае затруднения мне необходимо своевременно оказать помощь ребенку. На данном этапе восприятие основных свойств музыкальных звуков (различение высоты, длительности, тембра, силы) становится более целенаправленным и дифференцированным. Это в свою очередь влияет на дальнейшее формирование музыкальных представлений у детей.

Второй этап также предусматривает три-четыре занятия.

1 – е занятие. На этом занятии знакомлю детей с содержанием игры, с ее внешним видом, показывают разные по размеру карточки. Объясняю назначение цветового соотношения больших и маленьких карточек, соответствие рисунков на них. При этом мне необходимо помнить, что детские эмоции должны быть направлены на восприятие музыки, ее музыкальных образов в единстве с игровыми действиями. Чтобы игра создавала у детей желание действовать осознанно, не снижая эмоциональной окрашенности, надо постоянно за этим следить.

23 – е занятия.  К этому времени у детей появляются определенные навыки в решении дидактической задачи игры. Они должны четко усвоить ее содержание, понять взаимосвязь музыки и игровых действий, выполняемых по ходу игры. Возникает заинтересованное отношение к игровым персонажам, некоторые из них вызывают особую симпатию. Дети критически оценивают свои ответы и ответы товарищей. 

4-е занятие. Осуществляется вторая контрольная проверка уровня различения детьми свойств музыкальных звуков, формирования сенсорной основы музыкального восприятия у каждого ребенка. Разнообразное взаимодействие слова и наглядности — как зрительной, так и слуховой — не только способствует успешному решению музыкально-дидактических задач игры, но и влияет на развитие у детей осознанности, наблюдательности, активности, самостоятельности. Например, осваивается игра «Кто скорее уложит кукол спать». Предлагаю детям спеть песню «Спите, куклы», отдельно пропеть высокий и низкий звуки. Затем дежурные раздают всем по одной маленькой карточке, и начинается «Музыкальная угадайка». Далее показывают большие карточки, задают несколько проверочных вопросов, выясняющих знание у детей правил игры. Характер педагогического руководства на втором этапе освоения игры изменяется так же, как и на первом.

Третий этап. Детям играют в свободное от занятий время. Количество участников определяется правилами каждой игры. Обычно присутствуют и те дети, которые с удовольствием наблюдают за ходом игры, а затем становятся ее активными участниками. Этот момент надо поощрять.

На музыкальных занятиях, когда игра проходит коллективно, мной уделяется мало времени индивидуальному обучению, поэтому каждый ребенок усваивает навыки и умения, необходимые в игре, в меру своих способностей. Вне занятия можно осуществить более дифференцированный подход к каждому: лишний раз поупражнять отстающих детей в восприятии музыкальных звуков, более способным предложить поиграть, чтобы в дальнейшем они смогли быть организаторами игры, выполняли роль ведущих.

Чтобы игра проходила успешно, на занятии дети должны хорошо усвоить правила и необходимые действия, научатся различать основные свойства музыкальных звуков.

На данном этапе, когда ребенок становится непосредственным участником игры, для него появляется много нового. Прежде всего это игровая ситуация, предполагающая действия детей в соответствии с правилами игры. В то же время игровая ситуация снижает качество восприятия, особенно звуковысотного и ритмического, которое было достигнуто на предшествующих занятиях. Поэтому необходимо еще раз обратить внимание детей на моменты, которые связаны с выполнением дидактической задачи.

Роль педагога на данном этапе — активная, он — участник всех игр детей и косвенно руководит ими: объясняет, если есть необходимость, правила игры; предлагает внимательно слушать музыкальное задание; показывает, как правильно его выполнить; находит приемы для индивидуального воздействия на каждого ребенка; наблюдает за детьми, отмечает их успехи в восприятии свойств музыкальных звуков.

Четвертый этап. Музыкально-дидактическая игра включается в самостоятельную деятельность детей. Но это не означает, что дети, играя, должны быть предоставлены сами себе. И мне приходиться выступать в роли организатора детской игровой деятельности: следить, чтобы игровой материал был в хорошем состоянии, находился на видном месте. Иногда воспитатель может быть и участником игры, но чаще всего он незаметно наблюдает за ее ходом. Присматриваясь к детям, выявляет тех, кто действует активно или, наоборот, совсем не интересуется игрой. Нужно тактично привлечь ребенка, заинтересовать его игрой. Направляя игру, педагог регулирует коллективные взаимоотношения детей.

На данном этапе осуществляется автоматизация в восприятии свойств музыкальных звуков, их основных отношений, возрастает объем самостоятельных действий детей.

Таким образом, проследив взаимосвязь этапов освоения игры, можно сказать, что для этого необходимо примерно два месяца систематической работы с дошкольниками. Причем решается одна какая-либо конкретная задача формирования музыкального слуха детей.

В течение учебного года дети знакомятся с разными играми. Освоение их происходит в виде непрерывного, взаимосвязанного цикла. Когда какая-либо игра переходит в самостоятельную деятельность детей, на занятии сразу же осваивается следующая игра и т. д. Необходимо распределять музыкально-дидактические игры в течение учебного года. Это позволит педагогу не только планомерно и систематически развивать у детей музыкально-сенсорные способности, но и заранее продумывать методы и приемы для данного вида деятельности. Игры предлагается осваивать в том порядке, в каком они даны в пособии, — в первую очередь игры для развития звуковысотного и ритмического восприятия. Это связано с тем, что высота и длительность — основные компоненты мелодии, требующие от детей большей упражняемости. Знакомство с играми, формирующими тембровое и динамическое восприятие, следует проводить в конце учебного года, так как они требуют от дошкольников меньших усилий.

Следует продумать момент включения игры в музыкальное занятие. Формирование восприятия основных свойств музыкальных звуков происходит на каждом занятии, поэтому введение новой деятельности не должно нарушать его определенной структуры. Музыкально-дидактические упражнения и игры желательно проводить после двигательных упражнений и слушания музыку, т. е. перед пением. Каждая игра предусматривает исполнение какой-либо песни, что способствует тренировке голосового аппарата. Кроме того, она развивает слуховую сосредоточенность, необходимую детям в пении.  

Играть в настольные музыкально-дидактические игры можно утром, после дневного отдыха; в летний период — на участке детского сада в часы, отведенные для игр.

Вывод: Опыт показал, что музыкально — дидактические игры эффективно воздействуют на музыкально – сенсорные способности детей. Игровые правила и действия, регулярно проводимых с детьми музыкально – дидактических игр, помогли планомерному и систематическому развитию музыкального слуха: дети научились различать смену регистра, динамики, ритма. Кроме того, использование музыкально — дидактических игр с применением настольно – печатного материала способствовало тому, что дети самостоятельно научились упражняться в усвоении сенсорных действий, развили умения контролировать свои действия, что в свою очередь также способствовало совершенствованию музыкального слуха. Обучая детей, мы развиваем у них интерес, фантазию, т.е. непосредственность действий, увлечённость, стремление по – своему передать образ, импровизировать в пении, игре, танце.  

 

Музыкально – дидактическая игра «Сколько нас поёт?»

Цель. Игра для развития памяти и слуха.

Ход игры. Ребёнок - ведущий играет на одном из инструментов один, два, три разных звука. Дети определяют количество звуков и вставляют в прорези своих карточек соответствующее число матрёшек. Вызванный ребёнок выкладывает матрёшек на фланелеграфе. Надо обязательно напомнить детям, что они должны брать столько матрёшек, сколько разных звуков услышат. Если дважды звучит один и тот же звук, то поёт только одна матрёшка.

Музыкально – дидактическая игра

«ВЕСЕЛЫЕ КОЛОКОЛЬЧИКИ»

 Цель. Развивать внимание детей.                                                                        

Ход игры. В игре используются шесть колокольчиков. У каждого колокольчика свой голос: ДИНЬ - ДИНЬ, ДЗИНЬ - ДЗИНЬ, ДОН - ДОН, БАМ - БАМ, БУМ - БУМ, БОМ - БОМ. Он написан на оборотной стороне колокольчика. Чем больше ребят примут в игре, тем веселее будет играть. Нужно внимательно посмотреть на колокольчики, запомнить их голоса и отвернуться. Ведущий переворачивает колокольчики с голосами на другую сторону. Дети поворачиваются, а ведущий показывает на какой-нибудь колокольчик и спрашивает: "Как он звенит? " Кто первым вспомнит голос колокольчика, тот получает фишку. Игра повторяется несколько раз. Чтобы интереснее было играть, можно время от времени менять колокольчики местами. Кто больше наберёт фишек, тот и выиграл.

Музыкально – дидактическая игра «Угадай - ка»

Цель: Развитие звуковысотного слуха.

Ход игры. Игра проводится с подгруппой детей (4 – 6 человек) за столом. У каждого одна карта и две фишки  Ведущий произносит: «Га – га – га» (поёт на ре первой октавы). Дети, у которых на карточке изображен гусь,  должны закрыть его фишкой. Ведущий произносит: «Га – га – га» (поёт на ля первой октавы), дети закрывают картинку с гусенком.

Музыкально – дидактическая игра «Весело — грустно»

Цель. Развивать у детей представление о характере музыки

(веселая — спокойная — грустная).

Ход игры. Дети слушают пьесу веселого, грустного или спокойного характера и с помощью пособия определяют ее характер (закрывают фишкой соответствующее изображение на одном из квадратов карточки), объясняют свои действия. Педагог может предложить детям послушать две-три пьесы разного характера (веселую, грустную, спокойную). В этом случае после исполнения какой-либо пьесы ребенок, выполняющий задание, закрывает фишками соответствующие изображения на карточке в такой последовательности,  в  какой  изменялся  характер  музыки. Цифры  на фишках показывают эту последовательность. Например, если вначале звучала пьеса грустного характера, ребенок закрывает фишкой с цифрой 1 картинку, на которой изображен мальчик с грустным выражением лица, если далее исполнялась пьеса спокойного характера, то ребенок закрывает фишкой с цифрой 2 картинку с изображением мальчика со спокойным выражением лица и т. д. Последовательность пьес может меняться.

Музыкальный репертуар. «Три настроения» Г. Левкодимова  

Музыкально – дидактическая игра «Бубенчики»

Цель. Упражнять детей в различении трех звуков разной высоты

(звуки мажорного трезвучия): до2 ля фа.

Знать песню «Бубенчики» Е. Тиличеевой

Ход игры. Ведущий раздает четверым детям по три карточки с бубенчиками разного цвета. Карточки с нотами он перемешивает и кладет в стопу перед собой. Карточки и металлофон закрываются ширмой. Ведущий показывает карточки с изображением бубенчиков, напоминает звучание каждого из них и предлагает детям спеть песню «Бубенчики». Затем он берет верхнюю карточку (рисунком к себе), показывая детям ее цвет с обратной стороны, проигрывает нужный звук и спрашивает: «Какой бубенчик звучит?» Отвечает тот, у кого такая же цветная карточка с изображением бубенчика, соответствующего данному звуку. Если играющий ответил правильно, он получает карточку с нотой, показывает всем обе парные карточки и откладывает их в сторону. Игра заканчивается, когда у детей не останется ни одной карточки. Выигрывает тот ребенок, который первым подберет парные карточки.

Музыкально – дидактическая игра «Музыкальные лесенки»

Цель. Развивать восприятие и различение последовательностей из трех, четырех, пяти ступеней лада, идущих вверх и вниз: 1) до ре ми, ми ре до; 2) до ре ми фа, фа ми ре до; 3) до ре ми фа соль, соль фа ми ре до. Ступени лада поются со словами: 1) «вверх иду», «вниз иду»; 2) «вверх я иду», «вниз я иду»; 3) «вот иду я вверх», «вот иду я вниз».

Дети должны знать последовательности звуков и петь их.

 Ход игры. В игре может принимать участие любое количество детей: от трех до семи. Один из них ведущий. Сначала ведущий делит 48 карточек поровну: карточки с кружками он складывает в стопу перед собой, карточки с рисунками лесенок раздает поровну играющим. Карточки с кружками и металлофон закрывает ширмой. Ведущий показывает детям поочередно карточки с изображением лесенок, и дети поют соответствующие последовательности звуков. Далее игра проходит так же, как и предыдущая. На вопрос ведущего «У кого есть такая лесенка?» отвечает тот ребенок, у которого есть карточка такого же цвета с определенным количеством ступеней. Победа присуждается тому, кто первым подберет парные карточки и правильно ответит на все вопросы ведущего.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры

Развитие музыкальных способностей, их формирование одна из интереснейших проблем, привлекающая внимание исследователей на протяжении многих лет. Изучение этой проблемы актуально в связи с тем, чт...

«Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры»

   Музыкально - дидактические игры всегда интересны детям, всегда вызывают желания участвовать в них. Это универсальный метод в музыкальном воспитании, который позволяет в доступной ф...

"Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры"

Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры...

Педагогический проект "РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ"

Одним из важнейших средств развития музыкальности у ребенка являются музыкально-дидактические игры. Основное их назначение – в доступной форме привить детям любовь к музыке, заинтересовать основ...

Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры

Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры...

Конспект доклада по «Развитию музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально – дидактические игры в соответствии с ФГОС, из опыта работы музыкального руководителя Гекало Л.А. на городской педагогической конференции 2021 г.

Одним из наиболее доступных средств познания музыки как вида искусства, отвечающих возможностям, особенностям, интересам и потребностям ребёнка, выступает музыкально-дидактическая игра, поск...