Конспект доклада по «Развитию музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально – дидактические игры в соответствии с ФГОС, из опыта работы музыкального руководителя Гекало Л.А. на городской педагогической конференции 2021 г.
учебно-методический материал
Одним из наиболее доступных средств познания музыки как вида искусства, отвечающих возможностям, особенностям, интересам и потребностям ребёнка, выступает музыкально-дидактическая игра, поскольку формирует у детей умение различать все средства музыкальной выразительности: высоту, тембр, длительность и силу звука.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_muzykalnyh_sposobnostey_u_detey_doshkolnogo_vozrasta_cherez_muzykalno.docx | 25.19 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Конспект доклада по «Развитию музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально – дидактические игры в соответствии с ФГОС, из опыта работы музыкального руководителя Гекало Л.А. на городской педагогической конференции 2021 г.
«Игра развивает индивидуальность; играя, ребёнок учится воспроизводить свои впечатления и идеи, поэтому игра – могущественное орудие для укрепления способностей мыслить и для развития сознания»
(Э. Жак-Далькроз).
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г., вступившего в силу с 1 сентября 2013 года, дошкольное образование впервые стало самостоятельным уровнем общего образования (статья 4, п. 10). Также впервые в российской истории 29 августа 2013 года Совет Министерства образования и науки Российской Федерации по федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) утвердил федеральный государственный стандарт дошкольного образования.
Принятый ФГОС (1 слайд) дошкольного образования не допускает переноса учебно-дисциплинарной модели образования на жизнь ребёнка дошкольного возраста. Дошкольный ребёнок – человек играющий, поэтому в стандарте закреплено, что обучение входит в жизнь ребёнка через ворота детской игры.
Приобщение ребёнка к миру музыки возможно лишь в том случае, если он понимает, о чем «рассказывает» музыка. (3 слайд) Одним из наиболее доступных средств познания музыки как вида искусства, отвечающих возможностям, особенностям, интересам и потребностям ребёнка, выступает музыкально-дидактическая игра, поскольку формирует у детей умение различать все средства музыкальной выразительности: высоту, тембр, длительность и силу звука.
Музыкально-дидактическая игра, (4 слайд) как игровой метод обучения, направлена на усвоение, закрепление и систематизацию знаний о музыке; как самостоятельную игровую деятельность; как средство музыкального общения и развития ребенка.
Основное её назначение - в доступной форме привить детям любовь к музыке, заинтересовать основами музыкальной грамоты, привлечь детей к творчеству, активизировать пассивных детей к игре, содействовать формированию музыкальных представлений и интересов.
Она обогащает детей (5 слайд) новыми впечатлениями, развивает у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального слуха.
Музыкально-дидактические игры (6 слайд) объединяют все разделы музыкального воспитания детей, а именно: пения, слушания, музыкально-ритмических движений, игры на музыкальных инструментах. Ценность этих игр в том, что они доступны детскому пониманию, вызывают интерес и желание участвовать в них. В результате, дети не только получают необходимые знания об основах музыкальной грамоты, но и учатся любить, ценить и понимать музыку, у них формируются чувство товарищества, ответственности, коллективизма.
Главная задача дидактического материала - развитие у детей музыкального восприятия. Любые игровые действия помогают ребёнку в интересной для него форме услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки, а затем, применить их в своих действиях. Для выполнения задач, поставленных в той или иной музыкально-дидактической игре, необходимо проводить игровые упражнения, варьировать игры, постепенно создавать и усложнять проблему.
Результативность обучения в музыкально-дидактической игре повышается тогда, когда музыкальный руководитель сам активно участвует в игре, становится её полноправным участником. Игра - прекрасная форма деятельности, позволяющая раскрыться малоактивным и застенчивым детям, помочь им войти в мир игры и творчества, дать возможность почувствовать себя нужным, расположить к себе детей. Руководя игрой, музыкальный руководитель следит, чтобы дети соблюдали правила, точно выполняли задания, связанные с содержанием игры.
Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся стимулом для желания у детей петь, слушать, играть и танцевать.
Я использую музыкально-дидактические игры во всех возрастных группах. Знакомлю детей с музыкальными инструментами, начиная с раннего возраста. Постепенно, усложняя задания от занятия к занятию.
Дети слушают высокое и низкое звучание колокольчиков, металлофона; учатся различать звучание бубна и погремушки. Музыкальные игрушки (дудочки) (7 слайд) помогают заинтересовать малышей, побуждают к активности.
В этом возрасте использую такие игры: «Чудесный мешочек», «Где мои детки?», «Дождик», «Курочка и цыплята», «Птица и птенчики» и т. д.
На занятиях стараюсь создавать у ребят радостное настроение от общения с музыкой. В гости к детям может прийти сказочный герой и принести в корзинке погремушки. Малыши рассматривают их, учатся обращаться, извлекают звук. После этого сказочный герой проводит с детьми игру «Погремушки» М. Раухвергера.
В младшей группе дети способны различать регистры, тембровую окраску двух инструментов, несложный ритм, различают громкое и тихое звучание, узнают знакомые песни и танцы. Дети различают контрастное звучание и воспроизводят его. В младшей группе я использую такие игры, (8 слайд) как «Лесенку», «Где мои детки?», «Чудесный мешочек», «Птицы и птенчики», «Курица и цыплята», «Угадай-ка» «Кто в домике живет?», «В лесу», «Зайцы». В этом возрасте ребенок учится различать основные свойства музыкального звука: высоту, длительность, тембр, силу.
В средней группе задания усложняются. Больше уделяется внимания развитию творчества детей в музыкальной деятельности. Музыкальные загадки можно загадывать друг другу на любом музыкальном инструменте – бубне, барабане, металлофоне. Использую игры для развития звуковысотного слуха такие игры, как «Что делают дети»?, «Музыкальные птенчики», «Домик – крошечка», «Собери цветы», « Повтори звук», «Музыкальное лото», «Цирковые собачки», «Ступеньки», «Поющие пчёлки» и т. д. Игры, позволяющие развивать чувство ритма:: «Ритмическое лото», «День рождкния», «Воздушные шары», «Ритмические модели»». Игры для развития тембрового слуха: «Три кита в музыке», «Наши песни». Игры, развивающие динамический слух: «Громко - тихо», «Кто самый внимательный», «Узнай звучание своего аккордеона» и т. д.
Все эти музыкально-дидактические игры развивают не только тембровый, звуковысотный, динамический слух, и чувство ритма, но и творчество детей, побуждают к самостоятельным действиям.
Детей старшей группы: учу исполнять знакомые попевки, песни индивидуально, а также небольшими группами. В старшей группе необходимо соблюдать общую динамику, темп, своевременно вступать и заканчивать. У ребят развивается звуковысотный слух, поэтому с первых занятий поем попевки с показом рукой высоты звуков. Использую лесенку с пятью и с семью ступенями. Применяю игру «Матрешки» Эту игру можно проводить в разных вариантах. Проводятся с пособиями в конце игры за лучшее выполнение задания подгруппу детей или ребенка, я награждаю медалью. В процессе игры дети выполняют правила.
Воспитывая устойчивый интерес и любовь к музыке, закладывая основы художественного вкуса, развивая эмоциональную отзывчивость я применяю музыкально-дидактические игры с информационно-коммуникативными технологиями: презентации о композиторах, о музыкальных инструментах, о составе симфонического оркестра и оркестра русских народных инструментов. Благодаря ИКТ дети лучше усваивают музыкальный материал.
При разучивании попевок я использую такие игры: «Заинька», «В огороде заинька», «Чик-чирик», «Лиса», «У кота» и т. д. При обучении игры в ансамбле на музыкальных инструментах использую игры: «Веселые музыканты», «Мишка», «Полька бабочек», «Оркестр трех поросят», «Оркестр под елочкой», «Маленькая ёлочка». Для знакомства с инструментами использую игры: «Веселые музыканты», «Музыкальные инструменты» и т. д.
Я применяю музыкально-дидактические подвижные игры с ИКТ на праздниках и развлечениях «Паровозик Таки-Таки», «Новогодний паровозик». Игры на развитие мелодического слуха «Берестяные мелодии», на развитие ритмического слуха «Весёлые дудочки», На развитие чувства темпа «Быстрее или медленнее», на определение лада в музыке «Мажор и Минор», на развитие звуковысотности «Птица и птенчики». Используя такие игры у детей ярче проявляются творческие способности в исполнении песен, музыкально-ритмических движений, игре на детских музыкальных инструментах. У них формируется умение оценить прослушанное произведение. Давая творческие задания детям надо дифференцированно подходить к уровню развития музыкальных способностей. Ребёнок должен получить удовлетворения от реализации полученных знаний.
В подготовительной группе ставлю задачи: научить детей играть по одному и в оркестре, применяю игру. Также музыкально-дидактические игры я использую для развития чувства ритма. Игровая форма разучивания помогает ребенку правильно выполнить ритмический рисунок, вначале простой, затем более сложный. Дети учатся ускорять и замедлять движения, непринужденно двигаться в соответствии с музыкальными образами, разнообразным характером, динамикой музыки. У них развивается музыкально-слуховое восприятие, что. необходимо им в дальнейшем в самостоятельной музыкальной деятельности. Детям приходится постоянно вслушиваться в музыку для того, чтобы одновременно точно выполнять движение.
Для знакомства детей с ударными, шумовыми и струнными инструментами использую игру «Гномик». Для того, чтобы ребенок лучше понимал музыкальные произведения, мог сопоставить и проанализировать музыкальные образы, я снова обращаюсь к музыкально-дидактическим играм. Применение игр дает возможность детям несколько раз слушать одно и тоже произведение в ненавязчивой форме. А также игры помогают мне включить ребенка в познавательную деятельность через игровую ситуацию. Для закрепления пройденного материала я использую такие игры, как «Найди лучшую иллюстрацию», «Музыкальная шкатулка», «Веселый волчок».
Конечная цель (21 слайд) работы музыкального руководителя с помощью музыкально-дидактических игр и пособий перевести ребёнка из зоны ближайшего развития - когда он не может освоить что-то сам, без помощи взрослого, в зону актуального развития – когда ребёнок может сделать сам.
Положительные результаты, достигнутые ребенком в ходе обучающих игр, формируют у него уверенность в себе, чувство собственного достоинства, желание достичь успеха. Интересные игры создают бодрое, радостное настроение, делают жизнь детей полной, что положительно влияет на здоровье ребенка.
Практика доказала, что в процессе игровых занятий дети способны выполнять такой объём работы, какой им недоступен в обычной учебной ситуации. Наглядные пособия, музыкально-дидактические игры – очень эффективное средство, воздействующее на ребенка и создающее определенные образы для восприятия и запоминания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста через математические дидактические игры
Конкурсная работа. Авторская разработка. Отчет по теме самообразования с применением педагогических технологий...
«Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую деятельность в условиях реализации ФГОС ДО»
В законе «Об образовании в Российской Федерации» в числе основных форм организации образовательного процесса является познавательно-исследовательская деятельность, которая входит ...
Обобщенный опыт "Развитие экологического сознания детей дошкольного возраста через призму дидактических игр".
Обобщенный передовой педагогический опыт....
самообразование по теме "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы рисования в условиях внедрения ФГОС"
Создать условия для развития творческих способностей, изобразительных навыков ребенка, используя различные изобразительные материалы и нетрадиционные техники рисования...
План самообразования воспитателя "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы рисования в условиях внедрения ФГОС"
Актуальность:Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего ...
Методическая разработка на тему: «Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста через систему дидактических игр и пособий»
В методической разработке вы сможете ознакомиться с различными развивающими дидактическими играми и пособиями, сделанными своими руками и с тем, как активно они применяются в коррекционно-развивающей ...