«Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры»
проект по музыке на тему

     Музыкально - дидактические игры всегда интересны детям, всегда вызывают желания участвовать в них. Это универсальный метод в музыкальном воспитании, который позволяет в доступной форме привить детям интерес и любовь к музыке. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proek.doc86.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №102»

проект:

«Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры»

                                                     

Музыкальный руководитель:

Лесных Надежда Филипповна, ВКК

                     «Игра    развивает      индивидуальность;

                                                играя, ребёнок учится   воспроизводить

                                                   свои впечатления и идеи, поэтому игра –      могущественное орудие для укрепления

способностей   мыслить и    для развития

сознания»                

 (Э. Жак-Далькроз).

     Гуманизация общественной жизни – одна из глобальных проблем современности. Она требует от человечества пересмотра содержания наук, которые воспроизводят его духовный потенциал. Гуманистическая тенденция формирования общества неразрывно связана с идеей «развивающейся личности в развивающемся мире». Решение данной проблемы напрямую зависит от уровня образования – важнейшего компонента человеческой культуры. Как отмечают специалисты, в современном мире важен перенос центра тяжести на индивидуальность человека, развитие его духовности и отношения к окружающему миру.

   Влияние музыки  в  развитии  творческой  деятельности  детей  велико. Музыка, как  и  любое  другое   искусство, способно  воздействовать  на всестороннее  развитие  ребенка, побуждать  к  нравственно – эстетическим  переживаниям,  к  активному  мышлению.

    Современные  научные  исследования  свидетельствуют  о  том, что развитие  музыкальных  способностей, формирование  основ  музыкальной культуры  нужно  начинать  с  дошкольного  возраста.

      Дошкольное  детство – пора  наиболее  оптимального  приобщения ребенка  к  миру  прекрасного. Музыкальное  развитие  оказывает  ничем  не заменимое  воздействие  на  общее  развитие: формируется  эмоциональная сфера, совершенствуется  мышление, развиваются  музыкальные способности. Последние десятилетия характеризуются значительным ростом внимания к развитию музыкальных способностей подрастающего поколения. Развитие музыкальных способностей – одна  из  главных  задач  музыкального  воспитания  детей.

Специалисты - музыканты выделяют три вида музыкальных способностей:

      1)   ладовое чувство - проявляется при восприятии музыки, как эмоциональное переживание, прочувствованное восприятие;

       2) музыкально-слуховое представление, включает в себя память и воображение, эта способность, проявляющая в воспроизведении по слуху мелодии;

        3)   чувство ритма - это восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке - это способность активно переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.

    Одним из важнейших средств развития музыкальных способностей детей являются музыкально-дидактические игры. В игровой форме музыкальные способности у детей развиваются намного интереснее и эффективнее.

     Музыкально - дидактические игры всегда интересны детям, всегда вызывают желания участвовать в них. Это универсальный метод в музыкальном воспитании, который позволяет в доступной форме привить детям интерес и любовь к музыке. Музыкально- дидактические игры развивают у детей чувство ритма, координацию движений, творческих способностей, а также является хорошим средством для раскрепощения стеснительных детей.  Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике.   Именно с этой целью применяют музыкально-дидактические игры и пособия, которые воздействуя на ребёнка комплексно, вызывают у них зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым расширяя музыкальное восприятие в целом.  

           В  своей  работе  мы  мало времени  уделяем   дидактическим  пособиям  и  играм. Работа по музыкальному воспитанию  организовывается  не  всегда  на  должном  уровне. Зачастую музыкально-дидактические игры не выходят за рамки музыкального занятия. Отсутствие у воспитателей  и родителей музыкального образования не позволяет им исполнять на музыкальном инструменте репертуар для музыкально-дидактических игр. Так же  правильно оценивать выполненные детьми задания, а настольно-печатные, музыкально-дидактические пособия теряют всякий смысл без музыкального сопровождения, в результате такой  важный компонент, как музыкально-дидактическая игра, выпадает из музыкальной развивающей среды группы и семьи.  Есть и другие объективные и субъективные причины, которые не дают широко применять на практике музыкально-дидактические игры. Например, в программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой  небогатый материал по музыкально-дидактическим играм. Иллюстративный материал «Музыкального букваря» Н.Ветлугиной  не соответствует уровню современной жизни, в  торговой сети мало  готовых музыкально-дидактических пособий.

    Как же  обеспечить систематичное и последовательное использование музыкально-дидактических  игр и  пособий в учебной и самостоятельной деятельности, а процесс развития музыкальных способностей, сделать увлекательным, продуктивным?  Поиск ответа на этот вопрос заставил меня обратиться к инновационным технологиям, методикам и формам работы, обеспечивающим положительный результат по этой проблеме.

         В чём же  ценность  дидактических  игр  и  пособий? А ценность этих игр в том, что они доступны детскому  пониманию, вызывают  интерес и  желание участвовать в них. Основное назначение дидактических игр и пособий – формирование  у  детей  музыкальных  способностей; в доступной игровой  форме помочь разобраться в соотношении звуков по высоте, развивать у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, что составляет  основу музыкально-сенсорных способностей.

     Актуальность:  применения   музыкально-дидактических  игр  и упражнений  заключается  в   музыкальном развитии  и воспитании  дошкольников в определенной системе, с учетом возрастного аспекта и последовательности приобщения детей к целостному и дифференцированному восприятию музыки.

      Цель: определение эффективности музыкально-дидактических игр на развитие музыкальных способностей детей,  помочь детям активно войти  в мир  музыки, стимулировать  развитие  музыкальных  способностей, научить  различать свойство музыкального  звука с помощью наглядно-слухового и наглядно-зрительных методов музыкального воспитания.

Задачи:

Образовательные:

  • Обогащение  музыкально-сенсорной эталонной системы ребёнка в процессе игр.
  • Формирование  знаний о средствах музыкальной выразительности и свойствах музыкального звука (высота, тембр, динамика, длительность), умение различать их в предлагаемых музыкальных произведениях.
  • Обогащение музыкальных впечатлений детей и способствование формированию музыкального вкуса, музыкальной памяти и музыкальности в целом.
  • Создание информационно – методической базы ДОУ по музыкальному воспитанию и развитию детей.
  • Формирование предметно-развивающей среды ДОУ.
  • Создание модели взаимодействия музыкального руководителя с воспитателями и родителями по вопросам интегрирования музыкально-звуковой  предметно-развивающей среды, музыкального воспитания и развития детей.
  • Привитие интереса к самостоятельной деятельности (игровой, исследовательской, исполнительской).
  • Повышение интереса к музыке.

Развивающие:  

  • Развитие музыкально – сенсорных способностей детей, активизация слухового внимания.
  • Развитие творчества детей, повышение музыкальной компетентности родителей и воспитателей.

     Воспитательные:

  • Воспитание  доброжелательного отношения друг к другу.  
  • Воспитание интереса и любознательности ко всему, что нас окружает, бережное отношение к природе, экологии.

 Принципы реализации проекта:

  • интеграции;
  • комплексно-тематического планирования;
  • организации и осуществления совместной творческой деятельности коллектива педагогов, воспитанников и родителей;
  • развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
  • творческой направленности – создание условий для творческого самовыражения ребенка, учитывая его индивидуальные возможности;
  • наглядности в образовании;
  • создания непринужденной обстановки - дети себя чувствуют комфортно, раскрепощено;
  • последовательности - усложнение выполнения творческих заданий: от простого к сложному;
  • индивидуализации: учет индивидуальных особенностей каждого ребёнка при включении его  в различные виды деятельности, раскрытие потенциалов личности, как в непосредственной образовательной, так и в самостоятельной деятельности;
  • системности, предусматривающий выполнение плана   мероприятий   на протяжении всего периода реализации проекта.

 

Участники проекта: дети, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.

Вид проекта: практико–ориентированный, групповой, долгосрочный.

Форма проведения: мастер-классы, консультации, информационные уголки, НОД, праздники и развлечения с использованием музыкально-дидактических игр.

Социальная направленность:  

  • Проект направлен на эмоциональное, сознательное отношение  к музыке, отражающей жизненные явления, понимание  красоты ее звучания в единстве с мыслями и чувствами, выраженными в ней.
  • Совершенствование уровня профессионального мастерства педагогов по теме проекта.
  • Становление готовности  детей ориентироваться в мире музыки.
  • Участие родителей ДОУ в организации работы по проекту.

Возможные риски проекта:

  • экономические: дефицит финансовых средств.
  • психологические: сложившиеся стереотипы общественного сознания, особенности характеров и поведения участников проекта.

Ожидаемые результаты

  1. В работе с педагогами:
  • Анализ   результатов проектной деятельности;
  • Определение проблем и перспектив;
  • Повышение уровня компетентности педагогов в музыкальной деятельности.
  • Улучшение проведения воспитательно-образовательного процесса.

Создание комплексной системы работы по данному направлению.     

  • Творческое использование музыкально-дидактических игр в разных видах деятельности.
  1. В работе с детьми: 
  • Умение дифференцировать свойства музыкального звука (высота, тембр, динамика, длительность);
  • Появление интереса у детей к музыкальной культуре.
  • Использование музыкально-дидактических игр в самостоятельной деятельности. Повышение качества усвоения знаний во время непосредственной образовательной деятельности;
  • Сформированность  основ музыкальной культуры и ключевых понятий о музыкальном искусстве;
  • Проявление творческого самовыражения.

  1. В работе с родителями: 
  • Повышение музыкальной культуры родителей.
  • Желание родителей участвовать в совместных мероприятиях ДОУ.
  • Повышение статуса семейного воспитания через творческое сотрудничество Повышение статуса семейного воспитания;
  • Готовность родителей к активному сотрудничеству с детским садом.

Развитие музыкальных способностей детей  дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры и упражнения

     Основное назначение музыкально-дидактических игр — формировать у детей музыкальные способности, в доступной игровой форме, помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях.

    Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука. 

       Музыкально-дидактические игры помогают в доступной форме привить детям любовь к музыке, заинтересовать основами музыкальной грамоты.

      Как любая другая игра, музыкально-дидактическая должна включать развитие игровых действий. В основе дидактического материала лежат задачи развития у детей музыкального восприятия. Игровое действие должно помочь ребенку в интересной для него форме услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки, а затем и действовать с ними.

        Музыкально-дидактические игры направлены на развитие разных музыкальных способностей детей.

     Для того чтобы игры вызывали у детей желание петь, слушать музыку, выполнять музыкально - ритмические движения, игры должны быть оформлены очень красочно, отличаться разнообразием. Только в этом случае, будут выполняться непосредственные задачи, стоящие перед игрой, такие, как: развитие слухового, зрительного, тактильного восприятия, внимания, памяти, мышления, дыхательной системы, артикуляционного аппарата, свойства голоса (высоты, темпа, динамики, ритма), координации движений; воспитание общей музыкальной, речевой, двигательной культуры.                

Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. И тогда они станут своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть и танцевать.

  Музыкально-дидактические игры являются важным средством развития музыкальной деятельности детей.  

      Для успешной реализации поставленных задач, составила перспективно-тематическое планирование, которое помогает мне развивать музыкальные способности у детей, а также помогает систематизировать знания и умения детей по всем видам музыкальной деятельности; подобрала и классифицировала музыкально- дидактические игры в соответствии с возрастными особенностями дошкольников и вида музыкальных способностей.

     Применение музыкально-дидактических игр на занятиях дает возможность провести их наиболее содержательно, часто музыкально- дидактические игры являются ведущим видом деятельности.

     Большая роль в организации и проведении музыкально-дидактической игры принадлежит воспитателю, который является инициатором проведения игры в группе, на прогулке или в других режимных процессах. Воспитатели закрепляют и обогащают в процессе музыкально-дидактической игры музыкальные впечатления, навыки, знания и способности детей. Он тактично направляет ход игры, следит за взаимоотношениями играющих, сохраняет самостоятельный и творческий характер игровой деятельности детей. Впоследствии дети могут и самостоятельно играть, без помощи педагога, выбрав ведущего среди сверстников.  Но чтобы воспитателю правильно организовать игру, чтобы руководить самостоятельной деятельностью дошкольников, умением творчески мыслить он сам должен владеть специальными навыками и знаниями, знать музыкальный репертуар. Поэтому планирую различные формы работы с воспитателями по развитию их музыкальной грамотности и музыкальной деятельности детей. Систематически провожу беседы, консультации, во время которых воспитатели знакомятся с содержанием музыкально-дидактических игр, получают советы и рекомендации по проведению игр со всеми детьми или с подгруппой, узнают, как лучше организовать игры в группе, на прогулке; теоретические и практические семинары, творческие мастерские, показ открытых музыкальных занятий.

     Считаю, что одними усилиями музыкального руководителя без поддержки родителей и воспитателей трудно добиться желаемых результатов в музыкальном развитии детей, а также их музыкальных способностей.

     Музыкальное воспитание в семье имеет свои возможности: слушание радио и телепередач, аудиозаписей, музыкальных сказок, песен из мультфильмов, фрагментов классической музыки. Родители в домашней обстановке могут организовать и провести музыкально-дидактическую игру со своим ребенком. С содержанием, организацией и проведением музыкально-дидактических игр знакомлю родителей на родительских собраниях, а также помещаю материал на информационные стенды и в папках - передвижках.

      Родители, хорошо зная своего ребенка, характер, увлечения, склонности и найдя нужный подход, могут заинтересовать его музыкой, игрой, постоянно обогащать музыкальные впечатления и одновременно развивать музыкальные способности. Провожу консультации, индивидуальные беседы с родителями с целью пропаганды педагогических знаний в области музыкального воспитания и развития музыкальных способностей, рассказываю им об опыте музыкального развития, накопленным ребенком в детском саду, о достижениях ребенка в развитии музыкальных способностей. Посещение открытых занятий дает возможность родителям наблюдать не праздничное выступление, а обычную рабочую обстановку, в которой развиваются музыкальные способности, навыки и умения их детей.

   Дошкольный  возраст чрезвычайно важен для развития общих музыкальных способностей ребенка. И развитие этих способностей у каждого ребенка должно быть постоянно в поле зрения у воспитателя, музыкально руководителя, родителей и осуществляться различными методами и средствами. Музыкально-дидактические игры являются очень важным и действенным средством.

      Таким образом, систематическая и целенаправленная работа по использованию музыкально- дидактических игр способствует успешному развитию музыкальных способностей дошкольников.

Список используемой литературы

  1. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. , «От рождения до школы» основная общеобразовательная   программа. М.: Мозаика-Синтез, 2010.
  2. Ветлугина Н. А., Кенеман А. В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду: учеб.      пособие для студ-ов пед ин-тов. - М.: просвещение, 1983. - 255 с.
  3. Ветлугина Н. А. Музыкальный букварь. Изд. 5-е. М., 1989.
  4. Дошкольная педагогика: учеб. Пособие для студ. Пед. ин-тов / Под ред. В. И. Логиновой, П. Г.  Саморуковой. - М.: Просвещение, 1983. - 304 с.
  5. Каплунова  И.М. Этот  удивительный  ритм: Кн. для воспитателя и муз. руководителя дет. сада.- С-П.: Изд. «Композитор», 2005.
  6. Комисарова Л. Н., Костина Э. П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников: Пособие для воспитателей и муз. руководителей дет. садов. - М.: просвещение, 1986. - 144 с.
  7. Костина Э.П. «Музыкально-дидактические игры»: метод.пособие. Ростов н/Д.:  ООО «Феникс», 2010.
  8. Кононова Н. Г. Музыкально - дидактические игры для дошкольников: Из опыта работы муз. руководителя. - М.: Просвещение, 1982. - 96с., ил.
  9. Радынова О. П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников: Учеб. Для студ. высш. и сред. пед. учеб. завед. - 2-е из. - М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 240 с.
  10. Радынова О. П. Слушаем музыку: Кн. для воспитателя и муз. руководителя дет. сада. - М.: Просвещение, 1990. - 160с.
  11. Янковская О. П. Дидактические игры в детском саду: Научно - методическое пособие. К.: Сов. школа, 1985


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры

Развитие музыкальных способностей, их формирование одна из интереснейших проблем, привлекающая внимание исследователей на протяжении многих лет. Изучение этой проблемы актуально в связи с тем, чт...

"Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры"

Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры...

Педагогический проект "РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ"

Одним из важнейших средств развития музыкальности у ребенка являются музыкально-дидактические игры. Основное их назначение – в доступной форме привить детям любовь к музыке, заинтересовать основ...

Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры

Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры...

Конспект доклада по «Развитию музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально – дидактические игры в соответствии с ФГОС, из опыта работы музыкального руководителя Гекало Л.А. на городской педагогической конференции 2021 г.

Одним из наиболее доступных средств познания музыки как вида искусства, отвечающих возможностям, особенностям, интересам и потребностям ребёнка, выступает музыкально-дидактическая игра, поск...