Методическая разработка проведения утреннего круга в детском саду
методическая разработка

Иванова Татьяна Геннадьевна

Утренний круг— важный режимный момент, объединяющий малышей общими эмоциональными впечатлениями и положительным настроем в отношении предстоящего дня. Эти факторы способствуют более тесному контакту педагога со всеми воспитанниками группы, а также с родителями, которые могут оценить эффективность группового сбора по тому, с какой охотой малыш идёт в детский сад. Таким образом, правильная методически грамотная организация утреннего круга помогает зарядить и детей, и взрослых позитивным отношением к жизни.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1568959591.docx232.6 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка проведения утреннего круга в детском саду

Актуальность

Неслучайно утреннему сбору детей в ДОУ педагоги уделяют особое внимание. Чем позитивнее утро, тем продуктивнее пройдет день. Творческий подход к встрече дошкольников позволит не только настроить их на положительное общение, но и создаст условия для речевого развития , а также формирования хорошего настроения.

Основная цель проведения утреннего круга —создать положительный эмоциональный настрой и уверенность, что среди сверстников ему будет комфортно.

Кроме этого, групповой круг:

  • развивает толерантное отношение к людям;
  • формирует первичные представления о понятиях нормы и правилах поведения в обществе;
  • позволяет детям почувствовать свою уверенность в том, что их принимают в кругу сверстников такими, какие они есть.

Задачи

Утренний круг решает целый ряд образовательных задач:

  • Создаёт условия для общения детей и взрослых:

Нарабатывает у детей опыт понимать эмоциональное состояние других людей.

  • Работает над развитием навыков культурного общения.
  • Обучает правильному построению высказываний, отстаиванию своей точки зрения.
  • Развивает умение выделять из своего опыта интересные события, а также описывать их лаконично, последовательно и логично.
  • Формирует навык коллективного труда, то есть умения распределять обязанности, роли, вырабатывать правила поведения.

Актуальные задачи утреннего круга для разных возрастных групп

Учиться делать выбор и принимать решения (я хочу рисовать, играть).

Учить ставить цель (я буду строить дом).

Учиться говорить предложениями.

Учиться различать и называть признаки предметов (цвет, форма, величина….).

Учиться устанавливать и поддерживать отношения с разными людьми (младшими, сверстниками, старшими, взрослыми).

  • Инициировать разговор, включаться в него и поддерживать общение (давай вместе…, я думаю, что…).
  • Обращаться к источнику получения знаний (я узнал это из книги….).
  • Заявлять о своих представлениях, знаниях (я знаю, что заяц…).
  • Принимать разные социальные роли и действовать в соответствии с ними в контексте ситуации (я играю в доктора, я…).
  • Управлять своим поведением и способами общения ( мама устала, буду играть тихо).
  • Сравнивать предметы (грибочков 6, а морковок 5; дерево высокое, а кустик низкий).
  • Анализировать действия и поступки, прогнозировать результаты действий и поступков (если я сделаю так, то…).
  • Разрешать конфликтные ситуации (попросить, сказать о том, что не нравится…).
  • Обеспечить комфортное и конструктивно-деловое участие всех детей в общем разговоре, игре, планировании.
  • Установить и удерживать культурную рамку (помогать детям осваивать ситуации стили поведения и общения).

Позывной «Колокольчик».

Звенит колокольчик. Дети берут именные подушечки и садятся в круг.

Приветствие.

Утренние приветствия способствуют снятию психоэмоционального напряжения, поэтому в утренние часы они особенно необходимы как способ эмоционального настроя на предстоящий день.

Сядем рядышком, по кругу,

Скажем: "Здравствуйте!" друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем "Привет!" и "Добрый день!";

 Если каждый улыбнётся

-Утро доброе начнётся.

 - ДОБРОЕ УТРО!!!

Позывной «Дудочка».

  • Громко дудочка поёт,
    Ребятишек в круг зовёт.

Приветствие. 

Здравствуй, небо голубое (Смотрят вверх),
Здравствуй, солнышко родное (Руки вверх),
Здравствуй, матушка Земля (Кланяются),
Здравствуй, ты(Вытягивают руки в перед)
И здравствуй, я (Руки к груди)!

По окончании текста с движениями дети, взявшись за руки, произносят слова:

  • Мы рады, что пришли в детский сад,
    Всем, доброе утро!

Игра-тренинг.
В.: Дети, представьте себе, что мы овощи на грядке (морковь, лук и пр.). Давно не было дождя, и овощи завяли: сначала опустились головки, потом — листики, а потом согнулся весь стебелёк до земли. (Дети на счёт 1 опускают голову, 2 — роняют руки вдоль туловища, 3 — приседают на корточки).
Вдруг закапал дождик, и овощи начали оживать. (Дети повторяют упражнение в обратном порядке).
Беседа по аналогии «трёх вопросов» (мне бы хотелось узнать «кто садит овощи», «как ухаживать за овощами», «какие мама делает заготовки»).
(Ребята высказываются по очереди, передавая атрибут недели друг другу — картинку с овощем).

  • Какие вы знаете овощи?
  • Какие овощи вы любите?
  • Что мама делает из овощей?
  • Дидактическая игра «Раздели по корзинкам овощи и фрукты».
    Цель: Классификация.
    Пальчиковая гимнастика «У Зиночки в корзиночке».

  • У девчушки Зиночки
    Овощи в корзиночке:
    Вот пузатый кабачок
    Положила на бочок,
    Перец и морковку
    Уложила ловко,
    Помидор и огурец.
    Наша Зина молодец!
    (Дети делают ладошки «корзинкой». Сгибают пальчики, начиная с большого. Показывают большой палец).

Игра на воображение.
В.: Тёплый луч упал на землю и согрел в земле семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнце, подставляет теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивая свою головку вслед за солнцем.
(Дети приседают на корточки, голову и руки опускают; поднимают голову, распрямляется корпус, руки поднимаются в стороны — цветок расцвёл; голова слегка откидывается назад, медленно поворачивается вслед за солнцем. Мимика: глаза полузакрыты, улыбка, мышцы лица расслаблены).
Работа с календарём (число, месяц, день недели).

Грузовик привёз игрушки

Позывной «Погремушка».

  • Динь-дон, дили-дили, погремушки нам купили.
    У Марины, у Танюшки и у Вовы погремушки,
    И звенит со всех сторон: дили-дили-дили-дон.

Приветствие.

  • В группе нашей каждый день
    Делаем зарядку,
    Выполняем упражненья
    Строго по порядку:
    Все присели,
    Дружно встали,
    Повертели головой,
    Потянулись, повернулись
    И друг другу улыбнулись!

Игра-тренинг.
В.: Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Что мы пожелаем сегодня Кате, Серёже, Саше, … (перечисляет всех детей, напоминает о добрых делах, которые они сделали накануне). А что вы можете пожелать мне?
Загадки об игрушках.
Дидактическая игра «Угадай, что в мешочке».
Цель: совершенствовать лексико-грамматическую структуру речи.
Дети на ощупь отгадывают, какую игрушку они достают и говорят, как с ней можно играть.
Интервью «Моя любимая игрушка».
Пальчиковая гимнастика.

  • Я с игрушками играю (Руки перед собой, сжимают-разжимают пальцы обеих рук):
    Мячик я тебе бросаю (Протягивают руки вперёд — «бросают мяч»).
    Пирамидку собираю (Прямые кисти ладонями вниз поочерёдно кладут друг на друга несколько раз).
    Грузовик везде катаю (Двигают перед собой слегка раскрытой кистью правой руки — «катают машинку).

Подвижная игра «Найди домик игрушки».
Цель: закрепить умение убирать игрушки на место.
Дети закрывают глаза, воспитатель расставляет на полу разные игрушки, малыши по сигналу разносят игрушки по местам.
Работа с календарём (число, месяц, день недели).
Презентация воспитателем организации дня.

Дом, в котором мы живём

Позывной «Картинка — дом».

  • Вот какой красивый дом,
    В этом доме мы живём.
    Раз, два, три, четыре —
    В новой мы живём квартире!

Приветствие.

 Давайте поприветствуем друг друга с помощью колокольчика. Дети, называя имя соседа в ласковой форме, передают друг другу колокольчик.

 Например :

 – Здравствуй, Машенька! Дин-дон-дон!

 – Здравствуй, Ванечка! Дин-дон-дон!

 И так далее, пока колокольчик не обойдет весь руг.

Доброе утро, глазки! (Потереть глазки, сделать из пальчиков бинокль и посмотреть друг на друга).

Доброе утро, ушки! Погладить ушки, приложить ладошки за ушками (изобразить уши Чебурашки).

 Доброе утро, ручки! Похлопать в ладоши.

 Доброе утро, ножки! Вы проснулись? Потопать ножками.

Доброе утро, дети! Мы проснулись! (Потянуться вверх)

 «Приветствие»

 Дети сидят на ковре в кругу.

Утром Солнышко встает-(Руки поднять вверх).

 Всех на улицу зовет- (Помахать ручками над головой).

Выхожу из дома я-(Показать рукой на себя).

 «Здравствуй, улица моя!» (Выпрямить руки в перед).

 Отвечаю Солнцу я- (Поднять руки над головой).

 Отвечаю Травам я -(Дотянуться руками да кончиков пальцев ног).

 Отвечаю Ветру я- (Поднять руки над головой и покачать ими).

Здравствуй, Родина моя !-(Обнять себя ручками).

 Дети, какие вежливые слова вы знаете? Почему их называют волшебными? Вслушайтесь в эти слова, и почувствуйте их волшебство.

“Здравствуйте!” — здоровья желаю.

“Благодарю!” — благо дарю.

 “Извините!” — признаю свою вину и прошу простить.

Пальчиковая гимнастика «Дом».

  • Дом стоит (Складывают ладони «домиком» над головой),
    На дверях замок висит (Смыкают ладони в «замок»).
    За дверями стол стоит (Накрывают правой ладонью кулачок левой руки),
    Вокруг дома частокол (Руки перед собой, пальцы растопырить).
    «Тук-тук-тук!» — дверь открой (Стучат кулачком по ладони),
    «Заходите, я не злой!» (Руки в стороны, ладони вверх).

Беседа «Какой дом у тебя?».

  • Для чего человеку нужен дом?
  • Как вы помогаете маме и бабушке поддерживать порядок в доме?
  • Кто убирает твои игрушки?
  • Кто живёт дома вместе с тобой? (С кем ты живёшь?).
  • Какие добрые слова ты говоришь своим близким?
  • Как ты заботишься о маме, папе, бабушке, дедушке?

Дидактическая игра «Помоги Кате навести порядок» (разложить предметы по назначению: посуду на стол, игрушки на полку, одежду в шкаф).
Цель: группирование предметов по назначению.
Подвижная игра «Ищи свой дом».
Дети располагаются в «домике» (на гимнастических скамейках или стульчиках). Воспитатель предлагает им пойти на лужок — цветочками полюбоваться, на бабочек посмотреть. На сигнал «Быстро в домик, дождь пошёл» малыши бегут занимать место в «домике» (любое место).
Работа с календарём (число, месяц, день недели).



                     

Игры для утреннего круга- образцы пальчиковых игр

hello_html_m85f303f.jpg

Каждую игру необходимо отрабатывать 3–4 дня

hello_html_m3cb5a546.jpg

Дети с большой охотой перевоплощаются в героев пальчиковой забавы

hello_html_m1c7ac2e6.jpg

При проведении пальчиковых игр важно сделать так, чтобы всем малышам было хорошо видно модель, то есть взрослого, показывающего упражнение

Примеры игровых ситуаций для группового сбора

Обмен новостями

Обычно это самый любимый этап у малышей. Дети озвучивают и обсуждают (в старших группах) всё новое, что они услышали и увидели накануне. Как правило, обмен фактами происходит в форме монолога ребёнка — реакции на вопрос взрослого.

Для детей первой младшей группы (а иногда и второй) уместно проводить обмен новостями в вопросно-ответной форме, то есть в виде интервью, где ответные реплики малышей, которые только учатся говорить, будут короткими. Примеры вопросов:

  • Что за погода на улице?
  • Какое сейчас время года?
  • Какой месяц, день недели, число?
  • Кто сегодня из ребят нашей группы не пришёл в садик?
  • Сколько сегодня девочек/мальчиков в группе?

На этом этапе в средней и старших группах от педагога требуется особое внимание к организации обмена новостями, так как поделиться «тем, что ещё никто, кроме меня, не знает» захотят все малыши. Для решения этой непростой задачи воспитатель может предложить ребятам самим решить, сколько человек и кого именно сегодня они будут слушать, или оговорить, что свои новости рассказывают в этот день только девочки/мальчики и т. д. В целом этот этап позволяет:

  • отрабатывать умение вести диалог, обсуждение;
  • обогатить свой словарь;
  • формировать доброжелательное отношение к сверстникам и взрослым.

 Педагог должен следить за тем, чтобы раз в неделю каждый из ребят смог рассказать свои новости.

Подача новостей:

  • не отбираем (принцип «только хорошая информация» не подходит);
  • не вытягиваем (фразы «а почему ты молчишь?» или «мы ещё не слышали новости Пети, Димы» недопустимы);
  • не запрещаем (запретных тем нет).

Итак, утренний сбор состоит из 3 этапов, на которые отводится до получаса (в младших группах — до 15 минут, в средней — до 20, в старших — до 30). Каждый временной отрезок требует использования характерных приёмов. Наглядность (картинки, слайды, игрушки) — эффективный способ заинтересовать малышей в работе, направленной на реализацию поставленных задач.

Сравнивая подходы к организации и проведению утреннего сбора, можно сделать следующие выводы:

  • в младших группах новости, как этап планирования деятельности;
  • в работе с младшими дошкольниками большую часть утреннего круга озвучивает воспитатель, а дети повторяют за ним (такая форма работы связана с тем, что в возрасте 2–3 лет многие дети ещё не вполне понятно говорят и формулируют свои мысли);


Чем младше дети, тем больше нужно говорить воспитателю, так как малышам необходимо считывать речевой образец

  • в средней группе новости и планирование происходят в вопросно-ответной форме — педагог «наводит» детей на нужные словесные реакции;
  • в старшей группе игры приобретают характер психогимнастики;
  • в подготовительной группе наблюдается аналитический подход к каждому из этапов (дети объясняют тот или иной выбор, свою оценку).

Утренний круг— важный режимный момент, объединяющий малышей общими эмоциональными впечатлениями и положительным настроем в отношении предстоящего дня. Эти факторы способствуют более тесному контакту педагога со всеми воспитанниками группы, а также с родителями, которые могут оценить эффективность группового сбора по тому, с какой охотой малыш идёт в детский сад. Таким образом, правильная методически грамотная организация утреннего круга помогает зарядить и детей, и взрослых позитивным отношением к жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка проведения утренней гимнастики в детском саду

Утренняя гимнастика — часть режима двигательной активности детей. Она представляет собой комплекс физических упражнений для мышц и суставов....

Методическая разработка «Организация и проведение "Утреннего круга" в детском саду»

Учить детей взаимодействовать в детском коллективе, выстраивать дружеские отношения, проявлять инициативу в заботе об окружающих, развивать умение контролировать свое поведение, планировать свои дейст...

Методическая разработка «Организация и проведение "Утреннего круга" в детском саду»

Методическая разработка «Организация и проведение "Утреннего круга" в детском саду»Цель данной технологии:  • развитие связной речи детей,  • раскрытие «я» ребенка (познанию его себя, своих мыслей...

Методическая разработка "Современный подход к организации и проведению утренней гимнастики в детском саду".

Методическая разработка о современном подходе к организации и проведению утренней гимнастики в детском саду...

Методическая разработка для воспитателей «Современный подход к организации и проведению утренней гимнастики в детском саду»

В свете решения приоритетной задачи государства о сохранности здоровьянаселения, основным направлением работы педагогов ДОО является сохранность и укрепление здоровья дошкольников.Утренняя гимнастика ...

Методическая разработка «Организация и проведение "Утреннего круга" в детском саду»

Методическая разработка «Организация и проведение "Утреннего круга" в детском саду»Цель данной технологии:  • развитие связной речи детей,  • раскрытие «...

Методика проведения утреннего круга в детском саду

Утренний сбор (групповой сбор или утренний круг) — это режимный момент, являющийся формой организации образовательного процесса при совместной деятельности взрослых и детей, который проводится с...