Методическая разработка "Современный подход к организации и проведению утренней гимнастики в детском саду".
методическая разработка по физкультуре

Федорова Юлия Сергеевна

Методическая разработка о современном подходе к организации и проведению утренней гимнастики в детском саду

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx18.28 КБ

Предварительный просмотр:

                                          Методическая разработка

Современный подход к организации и проведению утренней гимнастики в детском саду.

1. Утренняя гимнастика входит в ряд физкультурно-оздоровительных мероприятий ДОО, направленных на полноценное физическое развитие и укрепление здоровья детей.

 Способствует развитию у детей интереса к занятиям физической культурой и спортом, воспитанию в детях целеустремленности, организованности, инициативности, желания ежедневно выполнять физические упражнения, формирует основы здорового образа жизни.

 Цель методической разработки: 

-создание методической базы для воспитателей ДОО в данном направлении.

Задачи методической разработки:

 знакомить педагогов с современными приёмами и подходами к проведению утренней гимнастики в ДОО, направленными на сохранение и укрепление здоровья детей, успешное формирование и совершенствование двигательных навыков дошкольников;

 способствовать формированию умения педагогов организовать и провести утреннюю гимнастику, вызывающую у детей интерес к занятиям физической культурой и спортом, вырабатывающую привычку осознанного отношения к собственному здоровью и здоровому образу жизни.

Утренняя гимнастика представляет собой систему специально подобранных упражнений, разносторонне воздействующих на организм человека, усиливающих его основные функциональные процессы, способствующих его гармоничному развитию, повышению жизненного тонуса.

 Задачей утренней гимнастики в детском саду является укрепление здоровья, физическое совершенствование и осуществление разносторонней физической подготовленности ребенка к многообразной деятельности.

 Так же утренняя гимнастика в детском саду имеет и большое воспитательное значение.

Систематическое проведение утренней гимнастики воспитывает у детей привычку ежедневно делать физические упражнения, приучает организованно начать день, способствует четкому выполнению режима дня, учит согласованно действовать в коллективе, быть целеустремленным, внимательным, выдержанным, а также вызывает положительные эмоции и радостное ощущение.

 Проведение утренней гимнастики на свежем воздухе или в хорошо проветренном помещении способствует закаливанию детского организма, вырабатывает стойкость к различным воздействиям окружающей среды. Введение в комплексы упражнений корригирующего характера способствует формированию свода стопы и правильной осанки.

 Таким образом, утренняя гимнастика является многосторонним физкультурнооздоровительным процессом, систематически оздоравливающим детский организм.

2. Организация утренней гимнастики

 Утренняя гимнастика обязательная часть режима дня и проводится ежедневно перед завтраком, согласно графику. Утренняя гимнастика в детском саду рассматривается как важный элемент двигательного режима.Перед занятием помещение проветривается. Дети занимаются в повседневной одежде.

3. Структура утренней гимнастики

 Утренняя гимнастика, начинается с разминки и заканчивается восстановительными упражнениями.

Состоит из 3 частей:

 вводная

  основная

 заключительная.

 Каждая часть имеет свои задачи и содержание.

3.1. Вводная часть утренней гимнастики

Задачи:

  организация внимания детей, нацеливающая на выполнение согласованных действий;  формирование правильной осанки;  подготовка организма к выполнению более сложных упражнений

 Содержание:

  построения (круг, в шеренгу, в колонны и другие);  строевые упражнения (повороты и полуобороты налево, направо, кругом);  перестроения (из одной колоны в две, из двух колон в четыре, в круг, несколько кругов, смыкания и размыкания приставными шагами в сторону и другие);  непродолжительная ходьба в чередовании с упражнениями, способствующими укреплению опорно-двигательного аппарата и формированию осанки (ходьба на носках, с различным положением рук, ходьба с высоким подниманием коленей, на пятках, перекрёстным шагом и другие);  бег друг за другом и врассыпную или в сочетании с прыжками.

3.2. Основная часть утренней гимнастики

Задачи:  укрепление основных мышечных групп;  формирование правильной осанки.

Содержание:  выполнение комплекса общеразвивающих упражнений. Упражнения выполняются в определенной последовательности: сначала даются упражнения для укрепления плечевого пояса и рук, которые способствуют расширению грудной клетки, хорошему выпрямлению позвоночника, развитию дыхательных мышц; затем упражнения для мышц туловища; далее следуют упражнения для развития мышц ног и укрепления свода стопы. После упражнений с большой нагрузкой следует повторить первое упражнение или аналогичное ему. Количество повторений каждого упражнения зависит от возраста детей и их физической подготовленности.

 3.3. Заключительная часть утренней гимнастики

 Задачи: восстановить пульс и дыхание.

 Содержание: заключительная ходьба с выполнением различных заданий;  дыхательные упражнения;  малоподвижная игра. 4. Формы проведения утренней гимнастики. Используются различные формы проведения утренней гимнастики:  традиционная форма с использованием общеразвивающих упражнений;  обыгрывание какого-нибудь сюжета: «Путешествие в лес», Зоопарк», «Жучки» и др.;  игрового характера (из 3- 4 подвижных игр);  с использованием элементов ритмической гимнастики, танцевальных движений, хороводов;  оздоровительный бег (проводится на участке в течение 3-5 минут с постепенным увеличением расстояния, интенсивности, времени);  с использованием полосы препятствий (можно создавать различные полосы препятствия с использованием разнообразных модулей).

 5. Требования к комплексам упражнений для утренней гимнастики

Сочетание физических упражнений, подобранных в определенном порядке, составляет комплекс. Обычно комплекс упражнений для утренней гимнастики составляется из упражнений, разученных на физкультурных занятиях или из упражнений, не требующих продолжительного разучивания. При составлении комплекса необходимо руководствоваться следующими требованиями:  комплекс должен содержать упражнения для всех групп мышц;  в комплексе для выполнения упражнений используются различные построения;  упражнения должны выполняться из разных исходных положений;  подбираются упражнения разной интенсивности, темпа;  чередуются комплексы с различными пособиями и без предметов;  используется музыкально - ритмичное сопровождение (бубен, счет, хлопки, звукозапись);  каждый комплекс должен быть интересен детям. Один и тот же комплекс повторяется в течение одной, двух недель. Необходимо помнить, что содержание комплекса утренней гимнастики, как и дозировка упражнений различны для детей разных возрастных групп. Для того, чтобы упражнения утренней гимнастики оказали на ребенка желаемое влияние, важно добиваться четкости, точности выполняемых движений, их достаточной интенсивности.

6. Методика проведения утренней гимнастики Для осуществления оздоровительных и воспитательных задач утренняя гимнастика должна проводиться в точно условленное по режиму время и соответствовать содержанию программе. Первое требование к ней – необходимость обеспечить правильную физическую, психическую и эмоциональную нагрузку.

Утренняя гимнастика

Дети выполняют упражнения для укрепления мышц плечевого пояса и рук, ног, спины, живота и всего туловища.Сначала упражнения для плечевого пояса и рук, затем для ног и туловища.Широко используются положение сидя, лежа на спине и на животе. Могут быть использованы для общеразвивающих упражнений мелкие предметы: колечки, кубики… В заключении основной части следует бег, подскоки на месте или подвижная игра, хорошо знакомая детям, с очень простыми правилами и содержанием.

Комплекс гимнастики для детей до 3 лет содержит 3 – 4 общеразвивающих упражнения. Количество повторений каждого упражнения 4 – 5 раз, оно зависит от характера движений, их сложности и подготовленности детей, продолжительность ее до 5 минут.

Комплекс гимнастики в младшей группе для детей от 3 до 4 лет содержит 4 – 5 общеразвивающих упражнений, количество повторений каждого упражнения 5 – 6 раз, оно зависит от характера движений, их сложности и подготовленности детей, продолжительность ее до 5 – 6 минут.

  С детьми пятого года (от 4 до 5 лет) жизни утренняя гимнастика проводится в хорошем, бодром темпе, без длительных пауз между упражнениями. Используются всевозможные общие исходные положения (стоя, сидя, лежа) и разные исходные положения рук (в стороны, вперед и т.д.).. Широко используются упражнения с предметами.

 Основная особенность утренней гимнастики с детьми старшего дошкольного возраста –  развитие ответственного отношения к ее выполнению. Для них необязательна ее занимательность и образность. Инструктор  поясняет детям назначение утренней гимнастики, раскрывает ее роль в физическом развитии. Утренняя гимнастика становится привычной формой ежедневной физической культуры.

Литература: 1. http://fizinstruktor.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация проведения утренней гимнастики в детском саду

Утренняя гимнастика включается в режим с первой младшей группы. Она направлена главным образом на решение оздоровительных задач. Способствуя укреплению костно-мышечного аппарата, развитию сердечно-сос...

Консультация для воспитателей "Организация и методика проведения утренней гимнастики в детском саду"

В консультации раскрыты основные особенности организации  утренней гимнастики во всех возрастных группах детского сада, представлена рекомендуемая СанПиН длительность и дозировка общеразвивающих ...

Методическая разработка для воспитателей «Современный подход к организации и проведению утренней гимнастики в детском саду»

В свете решения приоритетной задачи государства о сохранности здоровьянаселения, основным направлением работы педагогов ДОО является сохранность и укрепление здоровья дошкольников.Утренняя гимнастика ...

Методическая разработка для воспитателей «Современный подход к организации и проведению утренней гимнастики в детском саду»

Актуальность:В свете решения приоритетной задачи государства о сохранности здоровьянаселения, основным направлением работы педагогов ДОО является сохранность и укрепление здоровья дошкольников.Утрення...

Методическая разработка для воспитателей «Современный подход к организации и проведению утренней гимнастики в детском саду»

Актуальность:В свете решения приоритетной задачи государства о сохранности здоровьянаселения, основным направлением работы педагогов ДОО является сохранность и укрепление здоровья дошкольников.Утрення...