Консультация для воспитателей "Приобщение дошкольников к художественной литературе"
консультация

Консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na.docx28.89 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей «Приобщение дошкольников к художественной литературе»

Проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе является одной из самых актуальных, наше общество соприкоснулось с проблемой получения информации из общедоступных источников. У детей снижен интерес к чтению художественной литературы и к чтению в целом, потеряна связь с семейным чтением. В связи с этим, есть проблема с развитием речи дошкольников. Из-за недостаточного общения с книгой все чаще выявляются речевые нарушения, нарушаются коммуникативные навыки детей и т. д. Проблема в том, что у большинства детей нет примера в лице родителей которые проявляют интерес к чтению художественной литературе. В основном родители просто не понимают в необходимость прививать интерес данной литературе.

         В работе с детьми особое значение имеет обращение к разным по жанру произведениям, которые, наилучшим образом открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Художественная литература развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, формирует связную речь.

Ценность чтения художественной литературы в том, что с её помощью взрослый легко устанавливает эмоциональный контакт с ребенком. Обращение  к художественной литературе, как к культурной ценности устного творчества, является определяющей позицией работы с воспитанниками.

При ознакомлении с художественной литературой  используют  следующие методы:

Чтение воспитателем книги или передача текста наизусть. Читающий, сохраняя язык автора, передает все оттенки мысли писателя, воздействует на ум и чувства слушателей. Значительная часть литературных произведений читается по книге.

Рассказывание воспитателя. Это относительно свободная передача текста. Рассказывание дает большие возможности для привлечения внимания детей.

Инсценирование. Этот метод можно  использовать  как средство вторичного ознакомления с художественным произведением.

Заучивание наизусть. Выбор способа передачи произведения зависит от жанра произведения и возраста слушателей.

Система работы по ознакомлению с произведениями художественной литературы включает:

ежедневное чтение сказок, рассказов, стихов, самостоятельное рассматривание детьми книг;

образовательную деятельность по сетке;

свободное общение воспитателя с детьми на основе художественной литературы.

Знакомя детей с художественной литературой, использую следующие  приемы:

–  беседы по тексту,

–  придумывание однокоренных слов;

–  использование фразеологизмов и пословиц в речи детей;

–  пересказ сказки по ролям;

–  чтение народных сказок;

–  беседы на этические темы «Хорошо ли быть таким?», «Правильно ли поступил герой?»;

–  игры-драматизации;

Подготовку к восприятию нового произведения можно осуществлять непосредственно перед чтением или же накануне, при этом используя самые разнообразные приемы:

В книжный уголок помещают новую книгу. Дети самостоятельно рассматривают иллюстрации, пробуют определить жанр произведения (сказка, рассказ, стихотворение), о чем оно. В начале образовательной деятельности расспросить детей об их предположениях, похвалить за наблюдательность.

Показывать предметы, о которых упоминается в произведении и которые дети не знают, называть их, объяснять назначение. Предложить, ориентируясь на название, высказать предположения относительно содержания книги. Например, сказка Б.Заходера «Серая звёздочка». Спрашиваю: — «Как думаете, про кого она? (Ответы детей). Сообщаю: — «А вообще-то эта сказка про жабу».

Непосредственно после чтения беседа с детьми. Лучшему усвоению содержания способствуют следующие приемы:

вопросы воспитателя;

рассматривание иллюстраций к произведению;

демонстрация рисунков, на которых изображены герои произведения, различные эпизоды.  

чтение отрывков из текста по просьбе детей.

Для того, чтобы дети лучше почувствовали особенности жанра, языка произведения, предложить им:

рассказать о самом смешном (самом грустном, самом страшном и т.п.) эпизоде. Затем зачитать соответствующие отрывки;

рассказать об одном из эпизодов (по выбору) подробнее. Потом зачитываю текст, а дети договаривают концовки предложений:

драматизировать отрывки, наиболее интересные с точки зрения активизации словарного запаса или содержащие диалоги, которые дети с удовольствием воспроизводят и слушают.

Необходимость в беседе по прочитанному произведению важна, так как любое произведение искусства становится эстетическим объектом только тогда, когда оно осмыслено. Беседуя по прочитанному произведению в процессе образовательной деятельности  и задавая вопросы, требующие размышлений и доказательств, выслушав детей, мы снова зачитывали отрывок из произведения. Очень важно, чтобы дети чаще слышали текст, нежели  рассуждения о том, что и почему случилось – приключилось.

Значительное место в детском чтении занимают рассказы детских писателей. Реалистические рассказы являются одной из форм познания мира ребенком, расширения его жизненного опыта. Они помогают ребенку вырабатывать то или иное отношение к явлениям окружающей жизни, к поступкам людей. В рассказах дети познают лаконизм и точность языка, пересказывая их, ребенок упражняется в литературной речи, обогащается его словарь образными словами и выражениями. Дети с удовольствием слушают рассказы о природе. Писатели-природоведы знакомят детей с жизнью животного и растительного мира, учат их тонкой наблюдательности, материалистическому пониманию явлений природы, воспитывают гуманистическое отношение к живой природе. Лаконичным и простым языком писатели показывают богатство и красоту природы. Например, «пришла весна, потекла вода». Эти описания ребенок легко запоминает и может использовать в своей речи. У каждого писателя-природоведа свой любимый жанр, они по-разному говорят о природе. М. М Пришвин писал короткие рассказы – заметки в дневнике; В. В. Бианки чаще всего создавал научные сказки на фольклорной основе; Е. И. Чарушин создавал короткие реалистические рассказы, в которых сообщаются бытовые сведения (как животные попадают в зоопарк, как в неволе кормят малышей, как они играют, о чем «думают», что им снится).

Нужно учитывать, что в «природоведческой» книге очень большое значение имеют иллюстрации. Поэтому, чтобы обеспечить полноценное восприятие детьми текстов, необходимо подбирать красочно оформленные издания с иллюстрациями большого формата. Прежде всего, эти книги показывают, а потом читают. Через зрение у детей развивается особый вид мышления – визуальное мышление.  Зрительные образы дают пищу мышлению и воображению ребенка, дают темы для разговоров и создают потребность в речевой деятельности. Важным приемом в ознакомлении с рассказом является выразительное чтение. Поскольку маленький ребенок – не читатель в прямом смысле этого слова, а только слушатель, выразительное чтение взрослым рассказа для малыша – первый и важный шаг, от которого во многом зависит первое впечатление ребенка о рассказе. Эмоциональные переживания напрямую связаны с теми мыслями и впечатлениями, которые у него возникают в результате чтения.

   Большое значение имеет чтение рассказов с моральным содержанием. Они учат «вглядываться» в человека, видеть и понимать его, воспитывать человечность.  Рассказы  Л .Н. Толстого,  В. В. Сухомлинского,  В. А. Осеевой, К. Д. Ушинского приобщают ребенка к миру нравственных отношений. Они очень поучительны. Писатели рассказывают детям о них самих и ставят перед необходимостью решать жизненно важные нравственные проблемы. Чтение обязательно сопровождаю беседой, где дети учатся оценивать поступки персонажей, их мотивы. При правильной постановке вопроса у детей возникает желание подражать нравственным поступкам героев. Интересно проходят занятия по тематическому объединению двух и более произведений. Например, по теме «дружба» хорошо сочетать рассказ Л. Н. Толстого «Два товарища» и В. А. Осеевой «Синие листья». О вежливости и уважении – «Волшебное слово», «Просто старушка», «Печенье» В. А. Осеевой.

Огромной любовью пользуется  сказка.  Она вводит ребенка в некоторые воображаемые обстоятельства и заставляет пережить вместе с героем его чувства. Сказка развивает воображение, воспитывает эстетически и способствует усвоению языка. Сказка дает ребенку первые уроки нравственности (формирует представление о добре и зле, о дружбе, взаимопомощи, доброжелательности), вселяет веру в то, что правда восторжествует над ложью, добро над злом. Изумителен по меткости и красоте язык народной сказки, благодаря чему образы и картины рисуются словно живые. Один меткий эпитет сказки создает картину, пейзаж: «чистое поле», «дремучий лес», «быстрая реченька» и т.д.

Лаконичное описание языка в сказке дополняется живой интонацией: «Приходи, куманек, приходи дорогой! Уж как я тебя угощу!», «Василиса Премудрая такая красавица, что ни вздумать, ни взгадать, только в сказке сказать». Сказка дает своим героям меткие прозвища: «лисичка-сестричка»,  «мышка-норушка». Слова-прозвища часто подкрепляются и звукоподражанием: «Ку-ка-ре-ку!», «Ква-ква» и т.д. Многие сказки построены на диалогах, где рисуется характер действующих лиц, их поступки. Через них дети учатся разговорной речи. Развивается диалогическая, связная речь. Содержатся в сказках правила общения людей друг с другом, правила вежливого обращения, высказывания просьбы, уважительного отношения к старшим: «Здравствуй, кумушка, хлеб да соль», «Ты бы меня прежде накормила, напоила, в бане выпарила».

Тексты сказок расширяют словарный запас детей, помогают сделать речь образной, колоритной. Сказка помогает перенести слова из пассивного словаря в активный. К. Д. Ушинский писал: «У ребенка запас слов не мал, но быстро отыскать в памяти нужное слово и составляет активность речи».

Ребенку нравятся веселые и смешные стихи, словесные  игры  они  помогают детям овладеть  родным языком в совершенстве. Речь ребенка обогащается запомнившимися ему словами и выражениями, развивается фонематический слух, обостряется внимание к грамматической лексической норме. В этом нам помогают перевертыши, путаницы, прибаутки, докучные сказки, небылицы.

Небылицы – это здоровая пища для детской души, ненасытная потребность ребенка в смехе, веселье и радости. Ребенок смеется, потому что знает, как правильно говорить. Смешные, неправильные слова в стихах не запутывают  ребенка,  а  служат,  по  выражению  К. И. Чуковского  экзаменом умственных сил. Ребенок учится понимать себя и проверять свои мысли. Путаницы учат творчеству, будят мысль и фантазию. После прослушивания небылицы ребенок анализирует ее с точки зрения достоверности фактов, старается восстановить порядок. Задание требует внимания и сообразительности. Мы знакомим детей с фольклорными и литературными небылицами.  Виртуозами  перевертышей  являются  детские  поэты  К. И. Чуковский, С. Я. Маршак,  Б. В. Заходер  и другие, которые помещены в сборнике Л.Е. Стрельцовой  «Литература и фантазия

Важное место в моей работе отвожу обучению детей пониманию образного содержания и обобщенного значения пословиц и поговорок. К.Д. Ушинский назвал пословицы и поговорки прекрасным средством развития образной речи. Пословицы, поговорки – это народная мудрость, свод правил жизни. Они поэтичны, мысль выражена в них лаконично, остро, цельно. Кроме прямого смысла народные изречения обладают еще и переносным.

Пословицы имеют форму совета, предупреждения, воспитывают в людях благородство, честность, трудолюбие, доброту и решительность, осуждает лень, лживость и другие людские пороки.

Важным условием их использования является уместность. Ребенок должен чувствовать, что это именно те слова, с помощью которых можно наилучшим образом выразить свою мысль. Разбору пословицы предшествую чтение художественного произведения, подводя тем самым детей к осознанию ее смысла.

При  знакомстве  с  поэзией детей учу понимать, чувствовать и воссоздавать стихотворение. Заучивание стихов развивает память ребенка, это несет огромный эмоциональный, нравственный и эстетический заряд.

В. Г. Белинский писал: «Читайте детям стихи, пусть ухо приучится к гармонии русского языка, сердце преисполнится изящного, пусть поэзия действует на них так же, как музыка». Стихи учат детей вслушиваться в слова и звуки – развивается фонетический слух, это нужно для подготовки к чтению и письму, это образец грамматической и лексической речи. При заучивании стихотворений использую разные приемы:

образец выразительного чтения;

помощь в выборе нужной интонации;

умение регулировать силу голоса, темп речи; правильная артикуляция звуков, правильное произношение слов;

оценка чтения;

в конце занятия выразительное чтение педагога.

В  последствии  для  лучшего запоминания текста, использую другие формы повторения:

досказывание  детьми  рифмующего слова;

воспроизведение стихотворения по цепочке;

зарисовка с помощью мнемотаблиц;

чтение стихотворения по схеме.

В процессе совместного с детьми  чтения совершенствуется выразительное чтение, развивается литературный интерес к поэзии

Каждое занятие по ознакомлению с произведениями художественной литературы начинаю с повторения, чтобы дети не забывали пройденный материал: «Сегодня я познакомлю вас с новым стихотворением С.Я. Маршака. А какие его стихи и сказки вы уже знаете?».

Таким образом, знакомя детей с художественной литературой, мы развиваем культуру речи детей, а главным ее результатом —  умение  говорить  грамматически правильно, точно и выразительно.

На «плечи» детского сада возлагается одна из главнейших задач – формирование правильной устной речи детей на основе овладения ими литературным языком своего народа. Очень важно в связи с этим правильно преподнести ребёнку то или иное литературное произведение. Дети дошкольного возраста – слушатели, а не читатели.

Перед воспитателем стоит важная задача – каждое произведение донести до детей как произведение искусства, понять и прочувствовать, суметь проанализировать содержание и форму, раскрыть его замысел, заразить слушателей эмоциональным отношением к литературным персонажам. Педагог должен владеть техникой чтения и рассказывания – чёткой дикцией, средствами интонационной выразительности и театрального искусства. Ответственно подходить к выбору литературных произведения для представления их детям. Известная пословица гласит: «Иная книга ума прибавит, а иная и последний отшибёт».

Для достижения цели по развитию речи средствами художественной литературы выделяются следующие задачи:

- воспитания любви и интереса к художественной литературе, формирование бережного отношения к книге;

- знакомство с многообразием литературных произведений;

- пробуждение любознательности детей и избирательного отношения к художественным произведениям;

- воспитания умения слушать произведение;

- развитие творчества, самостоятельность в художественно-речевой и театрально-игровой деятельности;

- умение анализировать произведение, оценивать поступки героев;

- развитие эмоциональной сферы ребёнка;

- умение сочинять и фантазировать, развивать словотворчество;

- умение внимательно рассматривать иллюстрации и соотносить их с текстом;

- развитие связной речи детей и активизация словаря ребёнка;

- использование фольклорных форм литературы;

- контролировать и направлять процесс домашнего чтения.

Эти задачи решаются во всех возрастных группах детского сада, различно только их конкретное содержание, оно зависит от возрастных особенностей детей, а также учитываются запросы современного ребёнка. Важна и профессиональная компетентность педагога – качество действий, жизненный опыт, что обеспечивает эффективное решение задач. По мере развития дошкольника меняется его восприятие, целевые ориентиры и отношение к литературе.

Грамматический строй речи, его семантическая основа формируются, прежде всего, в повседневном общении и в детской деятельности - игре, конструировании, изобразительном творчестве.

Следовательно, важное педагогическое условие - грамотная организация деятельности взрослыми в повседневной жизни с тем, чтобы дети постигли причинно - следственные отношения через наблюдения, экспериментирование с объектами неживой и живой природы.

Систематическая организация, правильное руководство занятиями и повседневными наблюдениями - важное педагогическое условие.

Знакомясь с художественной литературой, дети учатся применять грамматические навыки и умения в диалогической (ответы на вопросы, беседы) и монологической (словесное творчество) речи, использовать средства художественной выразительности языка и его грамматических средств.

Для ребенка хорошая речь - залог успешного обучения и развития. Кому не известно, что дети с плохо развитой речью нередко оказываются неуспевающими по разным предметам.

В дошкольном возрасте, а отчасти и в школьном язык усваивается ребенком стихийно, в общении, в речевой деятельности. Но этого недостаточно: стихийно усвоенная речь примитивна и не всегда правильна:

усвоение литературного языка, подчиненного норме,

умение отличать литературный язык от нелитературного, от просторечия, диалектов, жаргонов.

огромный объем материала, многие сотни новых слов и новых значений, усвоенных ранее слов,

множество таких сочетаний, синтаксических конструкций, которых дети совсем не употребляли в своей устной дошкольной речевой практике.

Бывает, что взрослые и даже педагоги недопонимают, насколько обширен этот материал, и полагают, будто он может быть усвоен ребенком походя, в повседневном общении со взрослыми и с книгой. Но этого недостаточно: необходима система обогащения и развития речи детей.

Существенное значение при подготовке к занятиям имеет определение задач литературного образования в детском саду.

Цель ознакомления дошкольников с художественной литературой, по определению С. Я. Маршака, - формирование будущего большого «талантливого читателя», культурно образованного человека.

Рекомендуется тщательно изучить конкретные задачи по возрастным группам, раскрыть содержание принципов отбора художественной литературы, определить круг детского чтения и проследить линии усложнения в отборе литературы по возрастным группам.

Изучая методику ознакомления с книгой на занятиях, следует тщательно изучить литературу, обратив внимание на такие вопросы:

– подготовка воспитателя и детей к занятию по чтению и рассказыванию художественной литературы;

– подача произведения детям;

– повторность чтения;

– сочетание нескольких произведений на одном занятии;

– структура занятия по ознакомлению с литературным произведением;

– беседы в связи с чтением;

– время и место чтения;

– техника художественного чтения и рассказывания [10, c.119]

При рассмотрении методики заучивания стихотворений надо исходить из того, что стихотворное произведение имеет две стороны: содержание художественного образа и поэтическую форму. Заучивание стихотворения включает в себя восприятие поэтического текста и его художественное воспроизведение, что позволяет использовать дальнейшие эпитеты в собственной речи, чем способствует ее развитию

На запоминание и воспроизведение стихов оказывают влияние такие факторы:

– психологические возрастные особенности усвоения и запоминания материала;

– содержание и форма стихотворения;

– качество выразительного чтения взрослых;

– приемы, используемые на занятиях;

– индивидуальные особенности детей [3, c.87]

Необходимо наполнить эти положения содержанием, изучая соответствующую литературу. Важно представить себе структуру занятия и особенности методики заучивания стихов в зависимости от возраста детей.

Для понимания проблемы ознакомления детей с книжной иллюстрацией в целях развития речи дошкольника необходимо подобрать иллюстрации нескольких художников, работающих в этом жанре. Дать анализ их с точки зрения особенностей решения художественных и педагогических задач художником-иллюстратором. Продумать приемы рассматривания иллюстрации.

Анализ продуктов речи, образцовых текстов учит дошкольников видеть проявление общих групповых закономерностей построения конкретных текстов, наблюдать, как в них отражается специфика типа речи, стиля и жанра. В основе анализа текста лежит понятие или совокупность понятий.

Понятийно-направленный анализ художественных произведений способствует выделению признаков понятия «текст», общих черт у разных текстов одного и того же типа или стиля речи. Он помогает воспитателю организовать работу по обучению дошкольников видеть общее в отдельном, разбирать конкретный текст как один из подобных текстов. С помощью понятийно-направленного анализа воспитатель формирует представление о структуре текста, об общем строении подобных текстов, которыми они могут воспользоваться при создании своего текста, относящегося к этой же группе [4; c.59].

В соответствии с тем, над каким понятием ведется работа по его усвоению, выделяются три вида анализа:

– содержательно-композиционный (ведущее понятие текст - его тема, основная мысль, микротема, абзац, план);

– стилистический (ведущее понятие функциональный стиль - его жанровые разновидности, стилистические ресурсы);

– типологический (ведущее понятие функционально-с

Работа над изобразительными средствами языка воспитывает внимание к слову, чуткость, понимание оттенков его значения, его скрытого, иносказательного смысла, его эмоциональных окрасок. Дошкольник приобщается, таким образом к стилистике художественной речи, сам овладевает ее простейшими средствами. Этим же целям, в сущности, служат и другие направления в общей системе словарной работы: обращение внимания детей на синонимы, антонимы, крылатые слова (фразеология), многозначность слов; упражнения на их употребление в речи, рассказе, в собственном рассказе; отработка интонации, подготовка к выразительному чтению художественных текстов; специальные упражнения на подбор сравнений, эпитетов, составление загадок и т. п. 

Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения - одна из главных. Одним из важнейших условий развития речи ребенка дошкольного возраста является использование в данном процессе художественных произведений.

Становление речевого общения ребенка в процессе ознакомления с произведениями художественной литературы начинается с эмоционального общения. Оно является стержнем, основным содержанием взаимоотношений взрослого и ребенка в подготовительный период развития речи. Он как бы заражается эмоциональным состоянием произведения. Проживает жизнь героев, учится новым словарным оборотам, пополняет содержание своего активного словаря. Это именно эмоциональное общение, а не речевое, но в нем закладываются основы будущей речи, будущего общения с помощью осмысленно произносимых слов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция образовательных областей «Чтение художественной литературы» и «Художественное творчество».Роль художественной иллюстрации в формировании интереса дошкольников к художественной литературе

Ккнижная иллюстрация как особый вид изобразительного искусства оказывает громадное влияние на формирование чувственного восприятия мира, развивает в ребенке эстетическую восприимчивость, выражаю...

Консультация для родителей: "Приобщение дошкольников к художественной литературе"

Давно известно, что читательский опыт начинает закладываться в детстве. Дошкольное детство – очень важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему поз...

Консультация для родителей:"ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКА К ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ"

Именно художественная литература питает ум и воображение ребенка, открывая ему новые миры, образы и модели поведения, являясь мощным средством духовного развития личности.   Нравственно...

Консультация для воспитателей. "Ознакомление младших дошкольников с художественной литературой".

1.Актуальность темы.Традиционно литература используется в целях умственного,нравственного и эстетического воспитания дошкольников. Знакомство детей с литературными произведениями вызывает у них интере...

Консультации для воспитателей.Тема" Дидактическая игра как средство приобщения дошкольников к художественной литературе"

Дидактические игры закрепляют знания о художественной литературе,учат ребенка сравнивать, сопоставлять , сопереживать , развивать связную речь , нравственные качества, корректируют мышление, внимание,...