Педагогический проект с детьми и родителями средней группы «Эксперименты в дом»
проект (средняя группа)

Пашкова Светлана Александровна

Хочется начать своё выступление со слов Сухомлинского

 

«Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».

 

 

Актуальность

 

Мир вокруг ребенка разнообразен, поэтому у него постоянно существует потребность в новых впечатлениях, возникает очень много вопросов, на которые он хочет получить ответ.

 

 

. Познавая окружающий мир, ребенок стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, попробовать языком, понюхать, постучать им.   Экспериментирование предоставляет ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как» и «почему?» В детском саду экспериментирование проходит практически через все виды деятельности и занимает ведущее положение среди других методов формирования познавательной сферы дошкольников.

 

А что происходит дома? Используют ли столь эффективный метод познания родители дошкольников? Как они это делают? И какие результаты получают?

 

Эти вопросы и стали основополагающими для разработки проекта «Эксперименты в дом».

 

Тип проекта: познавательно-исследовательский.

 

Продолжительность проекта: долгосрочный

 

Ориентированность проекта: дети и родители среднего дошкольного возраста.

 

Объект исследования: родители и дети средней  группы.

 

Предмет исследования: использование родителями метода экспериментирования в домашних условиях для развития познавательной активности детей.

 

Цель: привлечение родителей к проведению опытов и экспериментов с детьми в домашних условиях.

 

Задачи:

  • Ознакомление родителей с практическими рекомендациями по организации опытно-экспериментальной деятельности с ребенком в домашних условиях.
  • Вызвать интерес родителей к созданию лаборатории в домашних условиях.
  • Повысить компетентность родителей по вопросу развития экспериментальной деятельности у старших дошкольников.
  • Формировать у детей дошкольного возраста диалектическое мышление, т.е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.
  • Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность.
  • Вызвать у родителей желание продемонстрировать полученные знания и умения в процессе проведения эксперимента.
  • Создать положительный, доверительный настрой на взаимодействие родителей с воспитателями группы.
  • Развивать интерес к опытно-экспериментальной деятельности.
  •  Воспитывать взаимопонимание, дружеские семейные отношения.
  • Реализация проекта.

 

 

 

Этапы реализации проекта:

 

Подготовительный этап:

 

1. Постановка цели, задач, определение актуальности и значимости проекта.

 

2. Изучение методической литературы для реализации проекта.

 

3. Разработка опросника для родителей.

 

4. Разработка цикла консультаций «Экспериментируйте с ребенком дома».

 

Основной этап:

 

1. Опрос родителей по теме: «Эксперименты дома. Миф или реальность?», обработка результатов.

 

2. Ознакомление родителей с консультациями из цикла «Экспериментируйте с ребенком дома».

 

3. Проведение акции «Экспериментальные» выходные».

 

4. Создание альбома «Домашняя лаборатория» с фотографиями и описанием проведенных опытов.

5. Изготовление карточек – схем, лэпбуков.

 

Заключительный:

 

1. Анализ результатов проекта.

 

Реализация проекта

 

 

В опросе приняло участие 20 родителей. Результаты опроса представлены в диаграмме.

 

Результаты опросника показали: все опрошенные родители знают, что такое экспериментирование, но используют его в домашних условиях лишь 8 из 20 родителей, к тому же, делают это довольно редко. 5 родителей из 20 считают, что использование данного метода дома – это миф, остальные все-таки полагают, что при желании эксперименты в доме могут стать реальностью.

 

Далее был разработан цикл консультаций для родителей «Экспериментируйте с ребенком дома», который включает в себя три консультации: «Детское экспериментирование в домашних условиях», «Экспериментируем дома» и «Экспериментируем на кухне» (Приложение 2).

 

Основная цель данного цикла консультаций – знакомство родителей с экспериментированием, как основным методом формирования познавательной сферы ребенка, осознание родителями доступности, простоты и, самое главное, значимости использования данного метода в развитии своего чада. Родители начинают понимать, что весёлые опыты и занимательные эксперименты вполне возможны в домашних условиях.

С помощью родителей пополнили книжный уголок разными энциклопедиями по экспериментированию.

Провели родительское собрание в зум.

С помощью доски padlet мы знакомили родителей с методом экспериментирования. Изготовили буклеты для родителей, чтобы было проще провести опыт.

Большинство родителей согласились с тем, что опыты и эксперименты дома – это просто, доступно и интересно, поэтому было решено провести «Экспериментальные выходные». В выходные дни родители совместно с детьми проводили дома опыты и эксперименты.

«Электрическая расчёса», «Перевёрнутый стакан», «Вулкан», «Опыт со свечкой», «Как пьют растения», «Газировка», «Мыльные пузыри», «Волшебные камни», «Волшебное тесто», «Ледянцы» и д.р.

Родителям было предложено изготовить Лэпбук по разным свойствам (воздух, вода, песок, глина, бумага). Некоторые родители изготовили лэпбук по опытам которые они проводили. Другие присылали на перебой видео как они экспериментировали дома. Эмоции которые получают дети во время проведения опыта бесценны. Показ видео.

Родителям было предложено поиграть с детьми  в ряд игр  изготовленных при  помощи  программы  Лёрнинг апс  «Что плавает, а что тонет», «Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем».

Воспитанник нашей группы Караблин Богдан выступил с проектом «Тайна мыльных пузырей» на межмуниципальном дистанционном конкурсе «Умники и умницы» и занял 3 место.

 

Процесс реализации проекта оказался очень увлекательным! Мне удалось выяснить имеющиеся у родителей знания об опытно-экспериментальной деятельности. В этом мне помог опросник «Эксперименты дома. Миф или реальность?». Расширить свои знания по теме проекта и разработать для родителей цикл консультаций «Экспериментируйте с ребенком дома». Увлечь их идеей экспериментирования в домашних условиях и провести «Экспериментальные» выходные». Главное: родители и дети стали роднее и ближе друг другу. Не каждый занимался своими делами, а вместе, мама и сын или папа и дочка, проводили весело и с пользой свободное время. Не на этом ли держится семья!

 

                                             Перспектива на будущее

В планах на будущее – продолжать работу по привлечению родителей к экспериментированию, а именно: изготовить альбом «Экспериментальные выходные», Сделать зарисовку поэтапного выполнения опыта для создания картотеки. предложить родителям принять участие в смотре-конкурсе «Шумовых инструментов» из бросового материала и устроить шоу талантливых экспериментаторов «Мой удачный эксперимент», пополнить экспериментальный уголок микроскопами.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект по работе с родителями и детьми «Народная игрушка»

Педагогический проект по работе с родителями и детьми «Народная игрушка» Тема: «Значение декоративно-прикладного искусства в нравственно-патриотическом воспитании детей»   Под...

Педагогический проект с детьми старшей группы: "Безопасная железная дорога - детям"

Проект посвящен актуальной проблеме — воспитанию у детей дошкольного возраста, а также их родителей навыков безопасного поведения на железной дороге. Актуальность проекта связана еще и с тем, что у де...

Педагогический проект с детьми "Овощные фантазии"

Проект "Овощные фантазии" является познавательно-игровым. Разработан для детей младшей группы (3-4 года). Срок реализации проекта - 1 неделя. Участниками проекта являются воспитанники группы, родители...

Педагогический проект с детьми старшего дошкольного возраста "Метеоплощадка "Юный метеоролог"

В дошкольном воспитании в процесс освоения природы включается элемент ее познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанно-правильного поведения в природной среде. Современная напряженная экол...

Педагогический проект с детьми и родителями средней группы на самоизоляции «Эксперименты в дом»

АктуальностьМир вокруг ребенка разнообразен, поэтому у него постоянно существует   потребность в новых впечатлениях, возникает очень много вопросов, на которые он хочет получить ответ.По сло...

Педагогический проект с детьми и родителями средней группы на самоизоляции «Эксперименты в дом»

АктуальностьМир вокруг ребенка разнообразен, поэтому у него постоянно существует   потребность в новых впечатлениях, возникает очень много вопросов, на которые он хочет получить ответ.По сло...