Программа по опытно-экспериментальной деятельности в младшей группе "Юный исследователь"
рабочая программа (младшая группа)

Башар Лариса Сергеевна

Детское экспериментирование как форма деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, таких, как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе. Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, так как опыты представлены с учетом актуального развития дошкольников. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Структурное  подразделение - детский сад «Улыбка» муниципальное казённое    общеобразовательное учреждение «Убинская средняя школа №2»

Убинского района Новосибирской области

ПРОГРАММА

по опытно-экспериментальной деятельности  

во второй младшей группе 3-4лет.

«Юный исследователь»

                                                                                 Составитель: Башар

                                                                                    Лариса Сергеевна

                                                                     Воспитатель высшей категории

                                                    2019

Содержание

Наименование    раздела

Стр.

1

Пояснительная записка

2

1.1

Актуальность

2

1.2

Цель и задачи Программы «Юный исследователь»

3

1.3

Принципы и подходы в организации образовательного процесса

4

1.4

Характеристика возрастных особенностей детей младшего дошкольного возраста (3-4 года).

4

1.5

Планируемые результаты освоения Программы

5

2

Содержательный раздел

6

2.1

Особенности организации образовательного процесса

6

2.2

Организация непосредственно образовательной деятельности

8

2.3

Тематическое годовое планирование опытно-экспериментальной деятельности с детьми 3-4 лет

9

2.4

Перспективно - тематическое планирование опытно-экспериментальной деятельности с детьми 3-4 лет

11

3

Организационный раздел

16

3.1

Методы, формы и технологии, применяемые в работе с детьми

16

3.2

Формы и направления взаимодействия с семьями воспитанников по опытно-экспериментальной активности ребенка

16

3.3

Организация развивающей предметно – пространственной среды

для опытно – экспериментальной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста

18

3.4

Диагностика познавательно-исследовательской деятельности

детей младшего возраста (3-4 лет)

19

3.5

Литература

20

4

Приложение

1 Пояснительная записка

     Особое  значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост.

     Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы. В дошкольном возрасте такие пробующие действия существенно изменяются и превращаются в сложные формы поисковой деятельности (Н.Е.Веракса, Н.Н.Поддьяков, Л.А.Парамонова).

     Понимая все значение экспериментирования для развития познавательных способностей детей, мною была разработана программа «Юный исследователь» для младшего дошкольного возраста. Содержание представленной программы предназначено для реализации работы по ознакомлению с окружающим миром детей дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность, дополняя основную общеобразовательную программу.

     Основой для разработки программы являются следующие нормативные документы:

1).Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2).приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. №1014 «Об утверждении Порядка организации

и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам

дошкольного образования»;

3).приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального

государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

4).постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении

СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных

образовательных организаций»;

   Программа составлена с учетом ФГОС, на основе Программы по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста «Ребенок в мире поиска» авторы  Дыбина О.В., Поддьяков Н.Н.

1.1 Актуальность

     Детское экспериментирование как форма деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, таких, как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе.

     Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, так как опыты представлены с учетом актуального развития дошкольников. Кроме того используемый материал обеспечивает развитие двух типов детской активности:

  1.  Собственной активности ребенка, полностью определяемой им самим;
  2. Активность ребенка, стимулируемой взрослым.

     Эти два типа активности тесно связаны между собой и редко выступают в чистом виде.

     Собственная активность детей, так или иначе, связана с активностью, идущей от взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, затем становятся достоянием самого ребенка, так как он воспринимает и применяет их как собственные. Выделенные два типа детской активности лежат в основе двух взаимосвязанных и вместе с тем принципиально различных линий психического развития ребенка-дошкольника: развитие личности, психическое развитие.

     Данная программа обеспечивает личностно ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком: вместе; на равных; как партнеров.

     Создавая особую атмосферу, которая позволит каждому ребенку реализовать свою познавательную активность.

     Направленность данной программы – исследовательская, обеспечивающая более глубокие знания, умения по опытно-экспериментальной деятельности.

          Новизна программы состоит в том, что данная программа формирует первоначальные исследовательские умения младших дошкольников, включает в активную познавательную деятельность.

  1. Цель и задачи Программы «Юный исследователь»

Цель программы кружка:  развивать познавательную активность детей через занимательные опыты и эксперименты.

Задачи:

  1. Научить проводить опыты и эксперименты с объектами живой и неживой природы.
  2. Расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира.
  3. Знакомить детей со свойствами различных предметов, природных материалов.
  4. Развивать умение делать выводы, умозаключения.
  5. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.
  6. Стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации.

    Педагогическая целесообразность объясняется тем, что предполагаемые в программе комплексы занятий, включающие в себя игры, опыты, эксперименты, максимально приближенные к реальной обстановке.

Возраст обучающихся  - 3-4 года.

Временная продолжительность- 1год.

Срок реализации -01 сентября 2019г.-31 мая 2020г.

1.3. Принципы и подходы в организации образовательного процесса

     Наряду с принципами ФГОС дошкольного образования при реализации Программы необходимо учитывать следующие подходы и принципы:

- Системно-деятельностный подход к развитию личности: развитие личности происходит в разнообразных видах деятельности

-Личностно-ориентированный подход: создание условий для самоопределения, саморазвития, самоосуществления личности дошкольника

Принципы:

- Принцип системности

- Ориентация на многообразие форм реализации поисково-исследовательской деятельности

-Ориентация на использование средств познания (пособий, схем, карт, оборудования интеллектуального содержания)

- Принцип развития и саморазвития

- Принцип «Развивающейся интриги»

- Принцип формирования творчества на всех этапах развития ребенка

     Программа «Юный исследователь» составлена на основе парциальной программы по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста «Ребенок в мире поиска» авторы Дыбина О.В., Подьяков Н.Н., Рахманова Н.П., Щетинина В.В.

     

1.4. Характеристика возрастных особенностей

«Развития познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования»

детей младшего дошкольного возраста (3-4 года)

     На четвертом году жизни  возникает наглядно-образной мышление. У детей ярко проявляется любопытство, они начинают задавать взрослым многочисленные вопросы, что свидетельствует  о важных достижениях:

- у детей накопилась определенная сумма знаний (как известно, по совершенно незнакомой проблеме вопросов не возникает);

- сформировалась потребность сопоставлять факты, устанавливать между ними хотя бы простейшие отношения и видеть пробелы в собственных знаниях;

- появилось понимание, что знания можно получить вербальным путем от взрослого.

    Очень полезно. Не сообщать знания в готовом виде, а помочь ребенку получить их самостоятельно, поставив небольшой опыт. В этом случае детский вопрос превращается в формулирование цели. Взрослый помогает малышу продумать методику проведения опыта, дает советы и рекомендации, вместе с ним осуществляет необходимые действия. Дети данного возраста еще не способны работать самостоятельно, но охотно делают это вместе с взрослым.

     Во время работы можно иногда предлагать ребенку выполнить не одно, а два действия подряд (вылить воду и налить новую). Полезно начать привлекать  детей к прогнозированию результатов, задавая вопросы. У детей начинает формироваться произвольное внимание, что позволяет делать первые попытки фиксировать результаты наблюдений, например, при помощи знаковых обозначений.

1.5.  Планируемые результаты освоения Программы

Достижения ребенка четырех лет:

- Умеет проводить опыты и  эксперименты с объектами живой и неживой природы.

- Имеет представление о различных физических свойствах и явлениях.

- Соблюдает правила техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.

- Проявляет познавательный интерес к опытно-экспериментальной деятельности.

- Активно включается в совместные с взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера, в процессе которых выделяются ранее скрытые свойства изучаемого объекта.

- С помощью взрослого используют действия моделирующего характера в соответствии с задачей и содержанием алгоритма деятельности.

2 Содержательный раздел

     Весь курс программы ориентирован на получение детьми дополнительных знаний и приобретение определенных умений и навыков при проведении опытов и экспериментов.

     В условиях детского сада проводятся только элементарные опыты и эксперименты. Их элементарность заключается:

Во - первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям.

Во – вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения.

В - третьих, они практически безопасны.

В - четвертых, в такой работе используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.

     В процессе формирования обследовательских действий детей младшего возраста необходимо решать следующие задачи:

  • способствовать вхождению воспитанников в проблемную игровую ситуацию

(ведущая роль педагога);

  • активизировать желание искать пути разрешения проблемной ситуации

(вместе с педагогом);

  • развивать способность пристальному и целенаправленному обследованию объекта;
  • формировать начальные предпосылки исследовательской деятельности

(практические опыты).

Дети 3-4 лет могут:

  • Способны улавливать простейшие причинно – следственные связи.
  • Возникает вопрос «Почему?», пытаются отвечать сами.
  • Реагируют на предупреждения взрослых, но сами следить за выполнениями правил безопасности не могут.

     Содержание Программы подразделяется на несколько направлений:

- Живая природа: растения и животные; строение, функции и значение частей растений; особенности строения и функции частей тела и органов; характерные особенности сезонов природы; характерные особенности, взаимосвязь живой и неживой природы эволюция растений и животных.

-  Неживая природа: свойства и признаки веществ; три агрегатных состояния воды; планета Земля; космос, солнечная система, небесные тела.

- Физические явления: свет и цвет; магнетизм; электричество; звуки; тепло; движение; время.

- Человек: человек – живой организм; человек – пользователь природы.

- Рукотворный мир: предмет как таковой (признаки, свойства, материал, роль человека); предмет - результат деятельности человека; предмет – творение человеческой мысли.

     

2.1. Особенности организации образовательного процесса

     Программа «Юный исследователь» составлена на основе парциальной программы «Ребенок в мире поиска», поэтому образовательный процесс имеет специфическую особенность, отражающую технологию поисково-исследовательской деятельности О.В. Дыбиной.

     В модели реализации Программы выделяется три основных составляющих организации образовательного процесса:

 1. Накопление познавательного опыта детей через исследовательскую деятельность (1 блок)

2. Обобщение и систематизация познавательного опыта (2 блок)

3. Использование и преобразование опыта детей в специально созданных условиях (3 блок)

Информационный блок.(1 блок)

Основная цель: помочь ребенку получить первоначальные представления о окружающим мире с последующим их углублением в ходе поисковой деятельности.

Задачи информационного блока(1 блок) реализуются в ходе: 

- непосредственной образовательной деятельности: НОД или часть НОД по ознакомлению с окружающим миром и НОД или часть НОД поисково-исследовательская деятельность

- совместной деятельности детей и взрослого: игры - эксперименты

Формы работы с детьми: организованные занятия, экскурсии, чтение познавательной литературы, проблемные беседы, проблемные ситуации, просмотр детских познавательных кинофильмов, мультфильмов познавательного характера.

Действенно - мыслительный блок.(2 блок)

Основная цель: обеспечить присвоение детьми средств познавательной деятельности, которые дают им возможность самостоятельно анализировать, делать выводы, организовывать собственную деятельность.

Задачи действенно - мыслительного блока реализуются в ходе: - совместная исследовательская деятельность детей и взрослого: режимные моменты, организованная совместная деятельность с детьми игры-эксперименты

Формы работы с детьми: экскурсии, моделирование, развивающие игры элементарное экспериментирование, решение проблемных ситуаций, дидактические игры познавательного характера, коллекционирование, составление мини-музеев, игры-занятия, игры – путешествия, использование на занятиях методов ТРИЗ – технологии (круги Лурия, сужение поля поиска и т.д.), загадывание и составление загадок, составление и решение алгоритмов деятельности, пиктограмм, схем, наблюдения, труд в уголке природы и на участке.

Блок преобразования.(3 блок)

Основная цель: создание условий для реализации детьми системных знаний в продуктивных видах деятельности, формирование творческого отношения к окружающему миру.

 Задачи блока преобразования реализуются через совместную деятельность взрослых и детей, самостоятельную деятельность детей.

Формы работы с детьми: основным является создание условий для самостоятельной деятельности, т.е. многообразной, творческой пространственной предметно-развивающей среды, в соответствии с рекомендациями Программы и ФГОС ДО. Также используются в совместной деятельности взрослого и детей: проектная деятельность, игры - преобразования, продуктивная деятельность: лепка, аппликация, рисование, конструирование, моделирование.


2.2. Организация непосредственно образовательной деятельности

     Занятия кружка «Юный исследователь» проводятся 1 раз в неделю: среда/четверг во второй половине дня.

Время работы: 15.30 – 15.45 ч

Количество детей  в подгруппе: 8-10 человек.

     Работа проводится с небольшими подгруппами (8-10 человек). Это дает возможность: учитывать интересы детей; использовать материалы, которые часто не используются в группе при большом количестве детей.

     По окончании проведения опытов ставлю отметку о выполнении, с указанием числа и своей подписи.

       Занятия проводятся  в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности.

            При выборе темы  мною были соблюдены следующие правила:

1. Тема должна быть интересной ребёнку, должна увлекать его.

2. Тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования (ребёнок должен раскрыть лучшие стороны своего интеллекта, получить новые полезные знания, умения и навыки).

3.Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.

          Работа по каждой теме заканчивается итоговым мероприятием: или защитой мини – проекта, или тематической выставкой, или оформлением газеты или праздником.

Практикуется такая форма работы, как домашнее игровое задание, с целью вовлечения родителей в процесс развития детей. Повторение пройденного материала необходимо для того, чтобы дети крепче усвоили изученный материал. Не исключено добровольное посещение кружка ребёнком в зависимости от его желания, настроения и самочувствия. Приветствуется посещение родителей, внедрение их в практическую деятельность.

     Во время занятий проводится один эксперимент, который имеет четкую структуру проведения:

  1. постановка, формирование проблемы (познавательная задача);
  2. выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;
  3. проверка гипотез;
  4. подведение итогов, вывод;
  5. фиксация результатов (если это необходимо);
  6. вопросы детей.

     Такой алгоритм работы позволяет активизировать мыслительную деятельность, побуждает детей к самостоятельным исследованиям.

     Для положительной мотивации деятельности дошкольников использую различные стимулы:

- внешние стимулы (новизна, необычность объекта);

- тайна, сюрприз;

- мотив помощи;

- познавательный мотив (почему так?);

- ситуация выбора.

     Данные занятия направлены на реализацию задач по опытно-экспериментальной деятельности детей младшего дошкольного возраста. Перспективный план составлен с учетом требований программы, возрастных особенностей, материально-технической базы ДОУ и интеграции образовательных областей:

1. «Речевое развитие» - использование на занятиях стихов, рассказов, загадок, словесных игр;

2. «Физическое развитие» - использование подвижных игр, физкультминуток.

3. «Социально-коммуникативное развитие» - приобщение к общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми в ходе экспериментальной деятельности.

4. «Познавательное развитие» - рассматривание ситуаций в контексте различных природных явлений, решение логических задач, развитие суждений в процессе познавательно – экспериментальной деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности.

5. «Художественно-эстетическое развитие» - сюжетное рисование по впечатлениям проведѐнных занятий, закрепление пройденного материала.

2.3. Тематическое годовое планирование

опытно-экспериментальной деятельности с детьми 3-4 лет

Месяц

Тема

Задачи

Опыты и эксперименты

Сентябрь

Физические явления. Свет, цвет, звук

Познакомить со значением света, с источниками света.

Научить определять предмет по издаваемому звуку.

- Что в коробке?

- Волшебная кисточка

- Что звучит?

- Музыка или шум?

Октябрь

«Человек»

Познакомить со строением тела человека, пространственным расположением его частей, познакомить с признаками пола, с тем, что лицо может отражать эмоции и чувства человека. Познакомить с органами чувств.

- Веселые человечки играют

- Нарисуй свой портрет

- Починим игрушку

- Наши помощники

Ноябрь

«Неживая природа» Воздух

Обнаружить воздух в окружающем пространстве, познакомить, что внутри человека есть воздух

- Что в пакете?

- Игры с воздушным шаром и соломинкой. - Надувание мыльных пузырей.

- Ветер по морю гуляет

Декабрь

«Неживая природа»

Снег

Познакомить со свойствами снега и льда

- Снег, какой он?

- Как из снега получить воду?
- Лед - вода

- Изготовление цветных льдинок

Январь

«Неживая природа»

Вода

Выявить свойства воды. Познакомить с тем, что вода замерзает на холоде, что в ней растворяются вещества

- Узнаем, какая вода.

- Свойства и качества воды.

- Окрашивание воды.

Февраль

«Физические явления»

Вес, теплота

Научить определять температурные качества веществ и предметов. Познакомить, что предметы бывают легкие и тяжелые, научить определять вес предметов.

- Легкий - тяжелый
- Горячо – холодно

- Чудесный мешочек

- «Как центр тяжести помогает хранить вещи на вешалке?»

Март

Рукотворный мир Свойства материалов

Научить узнавать вещи, сделанные из бумаги, дерева, ткани, глины, вычленять их качества и свойства

- Бумага, ее качества и свойства

- Дерево, ее качества и свойства

- Ткань, ее качества и свойства

- Глина, ее качества и свойства

- Почва, ее качества и свойства. Выращиваем  лук

Апрель

«Неживая природа»

Песок, камни

Познакомить со свойствами песка, камней, почвы и глины.

- Свойства песка

- Пирожки для Мишки. Свойства мокрого песка.
- Сравнение песка, почвы и глины

- Разные камушки

Май

«Неживая природа»

Выделение признаков неживой природы.

- Поиграем с солнышком
- Что в коробке?

- Волшебные дощечки
- Мы фокусники

                                   

2.4 Перспективно - тематическое планирование

опытно-экспериментальной деятельности с детьми 3-4 лет

Тема

Цель

Материалы и оборудование, литература

Сентябрь (Физические явления. Свет, цвет, звук)

Что в коробке?

Познакомит детей со значением света, с источниками света, показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы.

Коробка с крышкой, в которой сделаны прорезь; фонарик, лампа.

 (стр. 9, О.В.Дыбина «Неизведанное рядом»).

Волшебная кисточка

Познакомить с получением промежуточных цветов путем смешения двух (красного и желтого – оранжевый, синего и красного – фиолетовый, синего и желтого – зеленый).

Красная, синяя и желтая краски; палитра; кисточка; пиктограммы с изображением двух цветовых пятен; листы с тремя нарисованными контурами воздушных шаров; образец для закрашивания, в котором три тройки воздушных шаров ( в каждой тройке два шара закрашены – красный и желтый, красный и синий, синий и желтый, а один нет).

(стр. 9, О.В.Дыбина «Неизведанное рядом»).

Что звучит?

Научить определять по издаваемому звуку предмет.

Дощечка, карандаш, бумага, металлическая пластина, емкость с водой, стакан.

(стр. 11, О.В.Дыбина «Неизведанное рядом»).

Музыка или шум?

Научить определять происхождение звука и различать музыкальные и шумовые звуки.

Металлафон, балалайка, трубочка, ксилофон, деревянные ложки, металлические пластины, кубики, коробочки со «звуками» (наполненные пуговицами, горохом пшеном, перышками, ватой, бумагой и др.). (стр. 11, О.В.Дыбина «Неизведанное рядом»).

Итоговое мероприятие с участием родителей: оформление фотовыставки «Юные фокусники»

Октябрь (Человек)

Веселые человечки играют

Познакомить со строением тела человека

Набор игрушек (кукла-голыш, рыбка, любой зверек, птичка), «чудесный мешочек», зеркало, муляжи частей тела человека.

 (стр. 13, О.В.Дыбина «Неизведанное рядом»).

Нарисуй свой портрет

Продолжать знакомить со строением тела человека и пространственным расположением его частей

Фломастеры, зеркала маленькие, салфетки, кисти, клей.

 (стр. 14, О.В.Дыбина «Неизведанное рядом»).

Починим игрушку

Познакомит с признаками пола (прической, одеждой, именем и пр.), с тем, что лицо может отражать чувства человека (его настроение)

Образцы контура тела человека, изображение эмоциональных состояний человека, изображения причесок, одежда для девочек и мальчиков.

 (стр. 14, О.В.Дыбина «Неизведанное рядом»).

Наши помощники

Познакомить с органами чувств и их назначением, с охраной органов чувств.

«Чудесная коробочка» в которой находятся различные пахучие продукты, непрозрачный чайник с водой.

 (стр. 15, О.В.Дыбина «Неизведанное рядом»).

Итоговое мероприятие с участием родителей: изготовление книжек «Береги свое здоровье»

Ноябрь (Неживая природа. Воздух)

Что в пакете?

Учить обнаруживать воздух в окружающем пространстве.

Полиэтиленовые пакеты.

(стр. 6,О.В.Дыбина «Неизведанное рядом»).

Игры с воздушным шариком и соломинкой

Познакомить с тем, что внутри человека есть воздух, и обнаружить его.

Воздушные шарики, емкость с водой, два воздушных шара, трубочки для коктейля.

(стр. 7, О.В.Дыбина «Неизведанное рядом»).

Игры с мыльными пузырями и вертушками


Научить пускать мыльные пузыри; познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь.

Тарелка, стеклянная воронка, соломинка, стаканчики с мыльным раствором, вертушки

(стр. 8, О.В.Дыбина «Неизведанное рядом»).

Ветер по морю гуляет

Обнаружить воздух.

Таз с водой, модель парусника.

(стр. 8, О.В.Дыбина «Неизведанное рядом»).

Итоговое мероприятие с участием родителей: изготовление вертушки в домашних условиях

Декабрь (Неживая природа. Снег)

Снег, какой он?

Познакомить со свойствами снега во время снегопада (белый, пушистый, холодный, липкий, тает в тепле),  в морозную погоду (холодный, блестящий, сверкающий, рассыпчатый, плохо лепится)

Емкости и оборудование для исследования свойств снега.

 (смотреть картотеку)

Как из снега получить воду?

Формировать простейшие представления о свойствах снега (тает в тепле).

Емкости для собирания снега, лупа, тарелочки на каждого ребенка.

(смотреть картотеку)

Лед - вода

Развитие представлений о плавлении льда, о превращении льда в воду, о зиме и лете. Формирование действия «превращения».

Лед в целлофановом пакетике (или пробирка, наполненная льдом на одну треть) (на каждого ребенка), две картинки с одинаковым пейзажем в разное время года (на одной картинке речка, солнце, берег реки в цветах, дети купаются в речке; на другой – замерзшая речка, идет снег, берег реки в сугробах, дети катаются на коньках на льду реки).

(стр.17, Н.Е. Веракса «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников»)

Изготовление цветных льдинок

Познакомить детей с тем, что вода замерзает на холоде, что в ней растворяется краска.

Стаканчики, краска, емкости для размещения, формочки, веревочки.

(стр. 5, О.В.Дыбина «Неизведанное рядом»).

Итоговое мероприятие с участием родителей: привлечение родителей к изготовлению снежных построек на прогулочном участке.

Январь (Неживая природа. Вода)

Узнаем, какая вода

Выявить свойства воды: прозрачная, без запаха, текучая, в ней растворяются вещества, имеет вес.

Три одинаковые емкости, закрытые крышками: одна пустая; вторая с чистой водой, залитой под крышку, т.е. полная; третья – с окрашенной жидким красителем (фитичай) водой и с добавлением ароматизатором (ванильным сахаром). Стаканчики для детей.

(стр. 5, О.В.Дыбина «Неизведанное рядом»).

Вода смачивает и очищает предметы.

Закреплять знания  детей о свойствах воды

Бумага, салфетки, ткань, емкость с водой.

 ( стр. 21, Н.М. Зубкова «Воз и маленькая тележка чудес»)

Окрашивание воды

Выяснить свойства воды (вода прозрачная, но может менять свою окраску, когда в ней растворяются окрашенные вещества).

Емкости с водой, краски, салфетки.

(стр. 27, О.В.Дыбина «Неизведанное рядом»).

Итоговое мероприятие с участием родителей: создание родительских мини проектов «Волшебница вода»

Февраль (Физические явления. Вес, теплота)

Легкий - тяжелый

Показать, что предметы бывают легкие и тяжелые. Научить определять вес предметов и группировать предметы по весу (легкие – тяжелые).

Разнообразные предметы и игрушки; непрозрачные емкости с  песком и листьями, камешками и пухом, водой и травой, подбор символа («тяжелый», «легкий»)

(стр. 10, О.В.Дыбина «Неизведанное рядом»).

Горячо – холодно

Научить детей определять температурные качества веществ и предметов.

Емкости с водой разной температуры, ванночка.

(стр. 12, О.В.Дыбина «Неизведанное рядом»).

Чудесный мешочек

Научить определять температуру веществ и предметов.

Мелкие предметы из дерева, металла, стекла (кубики, пластины, шарики).

(стр. 12, О.В.Дыбина «Неизведанное рядом»).

Как центр тяжести помогает хранить вещи на вешалке?

Объяснить понятие центр тяжести. Научить его определять.

Вешалка, вещи.

(стр. 44, Н.М. Зубкова «Воз и маленькая тележка чудес»)

Итоговое мероприятие с участием родителей: оформление фотовыставки «Юные фокусники»

Март (Рукотворный мир. Свойства материалов)

Бумага, ее качества и свойства

Научить узнавать вещи, сделанные из бумаги, вычленять ее качества и свойства

Писчая бумага, ножницы, спиртовка, спички, емкости с водой, алгоритм описания свойств материала.

(стр. 16, О.В.Дыбина «Неизведанное рядом»).

Древесина, ее качества и свойства

Научить узнавать вещи, изготовленные из древесины, вычленять ее качества и свойства.

Деревянные предметы, емкость с водой, небольшие дощечки и бруски, спиртовка, спички, сапожный нож, алгоритм описания свойств материалов

 (стр. 16, О.В.Дыбина «Неизведанное рядом»).

Ткань, ее качества и свойства

Научить узнавать вещи из ткани, определять ее качества и свойства.

Образцы хлопчатобумажной ткани 2-3-х цветов, ножницы, спиртовка, спички, емкости с водой, алгоритм описания свойств материала

(стр. 17, О.В.Дыбина «Неизведанное рядом»)

Глина, ее качества и свойства

Научить узнавать вещи из глины, определять ее качество (мягкость, пластичность, степень прочности) и свойства (мнется, бьется, размокает).

Глиняные предметы, кусочки глины, вода, подставки для работы, емкости, алгоритм описания свойств материала.

 (стр. 18, О.В.Дыбина «Неизведанное рядом»).

Почва, ее качества и свойства. Выращиваем  лук

Познакомить детей со свойствами почвы, ее значением для растений.

Вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию лука, желание наблюдать за изменениями в луковицах, учить создавать ситуацию опыта.

Лук, земля, коробка из прочного материала, палочки. (стр. 55, С.Н. Николаева. «Юный эколог»)

Итоговое мероприятие с участием родителей: организация выставки семейного творчества «Удивительное рядом» (поделки из бумаги, ткани, глины, природного материала)

Апрель (Неживая природа. Песок, камни)

Свойства песка

Познакомить со свойствами песка (состоит из песчинок, рыхлый, мелкий, легко сыплется, пропускает воду, на песке остаются следы, слипается, мокрый темнее сухого).

Песок, вода, формочки, одноразовые тарелочки, ложки.

 (стр. 34, Н.М. Зубкова «Воз и маленькая тележка чудес»)

Пирожки для Мишки. Свойства мокрого песка.

Расширять знания о свойствах песка, развивать умение с ним обращаться, сравнивать, делать выводы.

Поставки, фартуки, вода, песок, игрушки мелкие пластмассовые.

(стр. 35, Н.М. Зубкова «Воз и маленькая тележка чудес»)

Сравнение песка, почвы и глины

Познакомить со свойствами песка, почвы и глины.

Песок, глина, почва, игрушки из глины, комнатные растения, столик для проведения опытов с песком и водой.  

(смотреть картотеку)

Разные камушки

Познакомить детей со свойствами камней (твердые, гладкие и острые, большие и маленькие и пр.), представление о том, как можно использовать.

Камни различной фактуры, величины, цвета и др.

(смотреть картотеку)

Итоговое мероприятие с участием родителей: открытое занятие-игра «Путешествие в мир чудес»

Май (Неживая природа)

Поиграем с солнышком

Определить, какие предметы нагреваются лучше (светлые или темные), где это происходит быстрее (на солнышке или в тени).

Большое зеркало, маленькие зеркала на каждого ребенка.

(смотреть картотеку)

Что в коробке?

Познакомить со значением света, с источниками света (солнце, фонарик, свеча, лампа), показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы.

Коробка с крышкой, в которой сделана прорезь; фонарик, лампа.

(стр. 9, О.В.Дыбина «Неизведанное рядом»).

Волшебные дощечки

Учить детей определять с помощью пальцев форму, структуру поверхности

Предметы с различной поверхностной структурой (гладкая, колючая, шершавая, мягкая, твердая, холодная, теплая и др.)

(смотреть картотеку)

Мы фокусники

Открытое мероприятие для родителей. Познакомить родителей с тем, чему дети научились за год.

Материал, оборудование и пособия для проведения итогового открытого мероприятия

 (авторская разработка)

3.Организационный раздел

3.1. Методы, формы и технологии, применяемые в работе с детьми

Метод наблюдения 

– распознающего характера, в ходе которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений;

– за изменением и преобразованием объектов;

Из практических методов обучения использовали следующие:

Игровой метод

- Опыт

Из словесных методов использовали следующие:

- Рассказы воспитателя. Основная задача этого метода – создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях. Рассказ воздействует на ум, чувства и воображение детей, побуждает их к обмену впечатлениями.

- Рассказы детей. Этот метод направлен на совершенствование знаний и умственно—речевых умений детей.

- Художественное слово

- Загадки

- Напоминание о последовательности работы

- Совет

- Беседы. Беседы применяются для уточнения, коррекции знаний, их обобщения и систематизации.

Информационно-коммуникативные технологии:

-Компьютер

-мультимедийный проектор

-принтер

-фотоаппарат.

Формы работы с детьми:

-фронтальные;

-групповые;

-индивидуальные.

Формы реализации программы:

-целевые экскурсии;

-тематическая неделя с использованием опытов или экспериментов;

-чтение художественной литературы;

-конкурсы и викторины;

- сбор материала для занятий вместе с родителями, воспитателями;

- открытые мероприятия для родителей, развлечения со сказочными персонажами.

3.2 Формы и направления взаимодействия с семьями воспитанников по опытно-экспериментальной активности ребенка

         Согласно пункту 1.4  Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155  одним из основных принципов дошкольного образования является сотрудничество Организации с семьей.  ФГОС предполагает следующие формы взаимодействия:

  •  Изучение воспитательных возможностей детского сада и семьи.
  •  Информационно-просветительское обеспечение взаимодействия.
  •  Совместная деятельность.

          Как видно, в современном образовании речь идёт не просто о работе с семьёй, а о взаимодействии, и оно должно быть конструктивным, т.е. оно должно удовлетворяет потребность в понимании другого, снимать напряжение в отношениях, оказывать поддержку в проблемном поле жизни человека.    

     Родители  являются непосредственными участниками нашей деятельности. Чтобы у ребёнка поддерживался интерес, стремление узнать новое, желание вникнуть в сущность предметов, явлений были разработаны рекомендации для родителей по проведению опытов и экспериментов в домашних условиях «Как помочь маленькому исследователю».

Формы работы с родителями:

- родительские собрания по экспериментальной деятельности;

- открытые показы кружковой работы;

- проведение совместных учебных мероприятий (выставки, опыты, родительские семинары-собеседования на диалоговой основе, тематические семинары);

- индивидуальные консультации специалистов;

- наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы.

Планирование работы с родителями по теме: «Экспериментальная деятельность дошкольников»

Сентябрь

Анкета для родителей: «Детское экспериментирование в семье»

Привлечение родителей к созданию познавательно-развивающей среды в группе.

Итоговое мероприятие с участием родителей: оформление фотовыставки «Юные фокусники»

Октябрь

Консультация для родителей: «Экспериментальная деятельность в детском саду»

 Итоговое мероприятие с участием родителей: изготовление книжек «Береги свое здоровье»

Ноябрь

Памятка «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию».

Итоговое мероприятие с участием родителей: изготовление вертушки в домашних условиях.

Декабрь

Памятка для родителей: «Экспериментирование со снегом»

Итоговое мероприятие с участием родителей: привлечение родителей к изготовлению снежных построек на прогулочном участке.

Январь

Памятка для родителей: «Экспериментирование с водой»

Консультация для родителей: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях».

Итоговое мероприятие с участием родителей: создание родительских мини проектов «Волшебница вода»

Февраль

Оформление информационного материала для родителей «Это интересно».

Итоговое мероприятие с участием родителей: оформление фотовыставки «Юные фокусники»

Март

 Консультация для родителей: «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка».

Итоговое мероприятие с участием родителей: организация выставки семейного творчества «Удивительное рядом» (поделки из бумаги, ткани, глины, природного материала)

Апрель

Картотека игр для детей и их родителей  «Сыпь песок, лей водичку»

Консультация для родителей "«Организация игр с песком и водой».

Итоговое мероприятие с участием родителей: открытое занятие-игра «Путешествие в мир чудес»

Май

Фоторепортаж о кружковой работе.

Открытое мероприятие для родителей «Мы фокусники»

3.3 Организация развивающей предметно – пространственной среды

для опытно – экспериментальной деятельности

с детьми младшего дошкольного возраста.

     Чем раньше познакомился маленький человек с удивительным миром природы, тем раньше пробудится в нем чувство прекрасного, тем больше будет посеяно в его душе доброты, тем сильнее будет его желание оберегать растущее и живое. Основная задача родителей и воспитателей: поддержать и развить в ребёнке интерес к открытиям и создать для этого условия. Одним из условий по развитию познавательных способностей детей является предметно – развивающая среда. Основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, является обеспечение развития самостоятельной детской деятельности.

     При оборудовании уголка экспериментирования необходимо учитывать следующие требования:

- достаточность (соответствие возрасту);

- безопасность для жизни и здоровья детей;

 - доступность расположения.

     Предметно – развивающая среда для младшей группы направлена на формирование у детей элементарных обследовательских действий, необходимых для сенсорного развития в ходе ознакомления с явлениями и предметами окружающего мира.

Организация мини-лаборатории в детском саду

В мини-лаборатории выделено:
1. Место для постоянной выставки.
2. Место для приборов.
3. Место для выращивания растений.
4. Место для хранения природного и бросового материалов.
5. Место для проведения опытов.
6. Место для неструктурированных материалов (стол «песок-вода» и емкость для песка и воды и т.д.)

Оборудование детской лаборатории:

 Основное  оборудование:

  • Приборы - «помощники»: лабораторная посуда, весы, микроскоп, лупы, объекты живой и неживой природы, емкости для игр с водой разных объемов и форм;
  • природный материал:  камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, опилки, спил и листья деревьев, мох, семена;
  • утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;
  •  разные виды бумаги, ткани;
  •  медицинские материалы: ватные диски, пипетки, колбы, термометр, мерные ложки;
  • прочие материалы:  зеркала, воздушные шары, соль, сахар, цветные и прозрачные  стекла, сито, свечи, магниты, нитки, и т.д.

Дополнительное оборудование:

  • специальная  одежда (халаты, головные уборы);
  • контейнеры для сыпучих и мелких предметов;
  • карточки-схемы  проведения эксперимента;
  • индивидуальные дневники экспериментов;
  • правила работы с материалом.


3.4. Диагностика познавательно-исследовательской деятельности

детей младшего возраста (3-4 лет)

     Диагностика усвоения рабочей программы по «Экспериментальной и опытнической деятельности» проводится 2 раза в год в начале и в конце учебного года.  По ее результатам составляется план индивидуальной работы с детьми.

     Диагностика направлена на решение целого ряда взаимосвязанных задач:

1. Выявить в какой степени ребёнок овладел навыками экспериментирования. 2. Выявить готовность педагогов ДОУ к использованию метода опытно – экспериментальной деятельности в своей практической деятельности с детьми.

3. Оценить развивающую среду для опытно – экспериментальной деятельности в ДОУ.

4. Выявить готовность родителей воспитанников к реализации опытно – экспериментальной деятельности.

     Диагностика проводится как педагогическая, т.е. детям предлагаются диагностические задания, являющиеся типовыми, ранее реализуемыми в образовательном процессе.

     При выделении показателей и определении уровня познавательно-исследовательской деятельности учитываются представленность компонентов познавательно-исследовательской деятельности, характер действий при решении поисковой задачи (мыслительных, практических), их осознанность, целенаправленность и самостоятельность.

     Для проведения диагностики педагог проводит диагностические задания по каждому показателю в соответствии с инструкцией, оценивает результаты в баллах в соответствии с предложенной оценкой. Результаты диагностики познавательно-исследовательской деятельности детей заносятся в протокол.

3.5. Литература

1.Веракса Н.Е., Галимов О.Р.  «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет».: МОЗАИКА-СИНТЕЗ; Москва; 2012.

2. Дыбина О.В., Щетинина В.В., Поддъяков Н.Н. Ребёнок в мире поиска. Программа по организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников. - М.: ТЦ  СФЕРА, 2017.

3. Дыбина О.В. , Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников – М.: ТЦ СФЕРА, 2018.

4. Зубкова Н.М. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет. – СПб.: Речь, 2006.

5. Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы с детьми в старшей группе детского сада. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ вторая младшая группа

Работа с детьми направлена на создание условий для сенсорного развития в  ходе ознакомления их с явлениями и объектами окружающего мира...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ вторая младшая группа

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ вторая младшая группа...

Программа по опытно – экспериментальной деятельности «Мы – исследователи»

Программа по опытно – экспериментальной деятельности «Мы – исследователи»...

Рабочая программа по опытно- экспериментальной деятельности «Юный-исследователь» старшего дошкольного возраста для детей 5 – 7 лет.

    Данная программа направлена на развитие поисково-исследовательской деятельности детей 5-7 лет.      Программа разработана с учетом с учетом требований ФГО...

Рабочая программа по опытно-экспериментальной деятельности кружка "Юные исследователи"

Метод экспериментирования создаёт необходимые условия для активного познания, открытия ребёнком новых знаний об окружающем мире. Кроме того, экспериментирование стимулирует исследовательскую активност...