Рабочая программа по опытно- экспериментальной деятельности «Юный-исследователь» старшего дошкольного возраста для детей 5 – 7 лет.
рабочая программа (старшая группа)

      Данная программа направлена на развитие поисково-исследовательской деятельности детей 5-7 лет.

      Программа разработана с учетом с учетом требований ФГОС ДО к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. В разделе «Общий объем обязательной части Программы» образовательной области «Познание» предусматривается использование в педагогическом процессе поисково-исследовательской деятельности, организованной в процессе детского экспериментирования.

 

Актуальность.

       Старший дошкольный возраст- самоценный этап развития познавательной активности ребенка, под которым понимается не только процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или совместно с взрослым под его тактичным руководством.

       Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод исследования и экспериментирования.

       Развиваясь как деятельность, направленная на познание, способность анализировать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений окружающего мира, исследование и экспериментирование положительно влияют на эмоциональную сферу ребенка, на развитие его творческих способностей, они дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе исследования и экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы.

           Одним из важных аспектов программы является привлечение внимание детей к проблеме загрязнения окружающей среды. Цикл занятий и проектов, проведение  исследований и экспериментов по программе помогает детям понять, что вредные отходы   можно превратить в полезные и красивые вещи.

 

      

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа по опытно- экспериментальной деятельности «Юный-исследователь» старшего дошкольного возраста для детей 5 – 7 лет.

 

 

 

 

 

 

                                                                                     

                                    Воспитатель МБДОУ № 41 «Радуга»

 Юканова В.С.

 

 

г. Видное 2021г.

Содержание программы:

  1. Пояснительная записка……………………………………………………3

  1. Цели и задачи………………………………………………………………5

3.Направленность программы………………………………………………6

4.Формы и методы работы…………………………………………………..6

5.Предполагаемый результат………………………………………………..7

6.Учебно-исследовательский и проектный компонент…………...............8, 10, 11, 13, 18, 22, 23, 26, 28, 30, 33

7.Учебно-тематический план дополнительной общеобразовательной программы-дополнительной общеразвивающей программы «Юный - исследователь» 1 год обучения…………………………………………9

8. Содержание дополнительной общеобразовательной программы-

дополнительной общеразвивающей программы «Юный- исследователь» 1 год обучения………………………………………..11

9.Учебно-тематический план дополнительной общеобразовательной программы-дополнительной общеразвивающей программы «Юный-исследователь»  2 год обучения……………………………………….23

10.Содержание дополнительной общеобразовательной программы-

дополнительной общеразвивающей программы «Юный-исследователь» 2 год обучения……………………………………….25

11.Оборудование…………………………………………………………..34

12.Список литературы…………………………………………………….35

  1. Пояснительная записка.

      Данная программа направлена на развитие поисково-исследовательской деятельности детей 5-7 лет.

      Программа разработана с учетом с учетом требований ФГОС ДО к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. В разделе «Общий объем обязательной части Программы» образовательной области «Познание» предусматривается использование в педагогическом процессе поисково-исследовательской деятельности, организованной в процессе детского экспериментирования.

Актуальность.

       Старший дошкольный возраст- самоценный этап развития познавательной активности ребенка, под которым понимается не только процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или совместно с взрослым под его тактичным руководством.

       Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод исследования и экспериментирования.

       Развиваясь как деятельность, направленная на познание, способность анализировать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений окружающего мира, исследование и экспериментирование положительно влияют на эмоциональную сферу ребенка, на развитие его творческих способностей, они дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе исследования и экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы.

           Одним из важных аспектов программы является привлечение внимание детей к проблеме загрязнения окружающей среды. Цикл занятий и проектов, проведение  исследований и экспериментов по программе помогает детям понять, что вредные отходы   можно превратить в полезные и красивые вещи.

     

Педагогическая целесообразность.

 В основе программы по опытно - экспериментальной деятельности с экологической направленностью лежит практический метод обучения дошкольников – экспериментирование.

     Детское экспериментирование как важнейший вид поисковой деятельности характеризуется высоким уровнем самостоятельности: ребенок сам ставит цели, сам достигает их, получая новые знания о предметах и явлениях.

     Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития поисково-исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Знания, добытые самостоятельно всегда являются осознанными и более прочными.

     Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности, все стороны воспитания. Инициатива по их проведению распределяется равномерно между воспитателями и детьми. Роль педагога возрастает. Он не навязывает своих советов и рекомендаций, а ждет, когда ребенок, испробовав разные варианты, сам обратиться за помощью. Необходимо способствовать пробуждению самостоятельной мысли детей, с помощью наводящих вопросов направлять рассуждения в нужное русло.

    Таким образом, экспериментальная деятельность дает детям старшего дошкольного возраста возможность самостоятельного нахождения решения, подтверждения или опровержения собственных представлений, управления теми или иными явлениями и предметами. При этом ребенок выступает как исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.

Новизна программы состоит в создании системы работы по детскому экспериментированию с указанием форм работы, периодичности, временной продолжительности в зависимости от возрастной группы.

Основные принципы программы «Юный- исследователь»: 

  • доступность и наглядность
  • последовательность и систематичность
  • учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей

 

         

Обучение основывается на следующих принципах:

  • Личностно - ориентированный подход (обращение к опыту ребёнка);
  • Сотрудничества и сотворчества;
  • Доступности;  
  • Природа-сообразности (учёт возраста воспитанников;)
  • Систематичности, последовательности, повторяемости, наглядности, постепенности (от простого - к сложному).  

2.Цели и задачи

 Цели: Привлечь внимание детей к исследованию и опытно- экспериментальной деятельности с экологической направленностью проблемы загрязнения окружающей среды и не только. Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования. Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента. Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно- следственной зависимости, умение делать выводы. Развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности. Создание предпосылок формирования у практических и умственных действий.

Задачи:   

  1. Образовательные:

  • привлечь внимание детей к проблеме окружающей среды, расширяя знания о повторном использовании различных объектов исследования;
  • учить детей работать по плану, по образцу, по картам-схемам и соотносить с ними результаты собственных действий;
  • самостоятельно определять этапы, последовательность эксперимента;
  • развивать интеллектуальные эмоции детей: создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для раздумья, для возможности радоваться сделанному открытию.

  1. Развивающие: 

  • расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира;
  • знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.);
  • развивать представления детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и ее изменчивость; вода-переход в различные состояния: жидкое, твердое, газообразное их отличие друг от друга; Воздух – его давление и сила; Почва- состав, влажность, сухость;
  • расширять представление об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода, растения и животные- для удовлетворения своих потребностей;
  • расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека.

 

  1. Воспитательные:

  • способствовать доброжелательному отношению к природе и окружающей среде;
  • формировать предпосылки учебной деятельности, желание и умение трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, планировать свою работу и доводить дело до конца;
  • формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов;
  • развивать эмоционально- ценностное отношение к окружающему миру.

  1. Социальные: 
  • способствовать сплочению детей в работе на занятиях, в игре, продолжая привлекать родителей к жизни ребенка в детском саду.

3.Направленность программы.

Программа «Юный исследователь» по содержанию является естественно-научной, по функциональному предназначению – кружковой, по времени реализации рассчитана на два года.

Программа направлена на:

  • Развитие/умение исследовать тот, или иной объект;
  • Развитие навыков проводить эксперименты;
  • Развитие воображения, логики и творческих способностей;
  • Развитие мелкой моторики и абстрактного мышления;
  • Первичное знакомство с законами математики и физики;
  • Мотивацию к познанию и стимулирование творческой активности;
  • Развитие способности к самообразованию и самостоятельности;
  • Приобщение к общечеловеческим ценностям.

4. Формы и методы работы.

  • анализ научной литературы;
  • наблюдение;
  • исследование;
  • экспериментирование;
  • заинтересованность;
  • практическая деятельность;
  • обобщение;

Данная программа рассчитана на два года обучения. Возрастная категория обучающихся:

  • дети старшего возраста 5-6 лет
  • дети старшего возраста 6-7 лет.

                                    Виды занятий:

  1. Изучение теоретического блока исследуемого объекта.
  2. Свободное исследование.
  3. Исследование под руководством педагога (пошаговое выполнение инструкций).
  4. Экспериментирование под руководством педагога (пошаговое выполнение инструкций).
  5. Свободное творчество (решение творчески задач, в процессе которого дети проводят исследование или эксперимент по собственному замыслу или проектам).

Формы занятий:

- по количеству детей - фронтальные, индивидуальные;

- по особенностям коммуникативного воздействия педагога и детей – занятия – опыты, практикумы, лабораторные работы (деятельность в мини – лаборатории); -по дидактическим целям – занятия по углублению знаний, практические занятия, занятия по систематизации и обобщению знаний, комбинированные формы занятий (интегрированные).

Режим занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю, 8 занятий в месяц, 64 занятия в год. Продолжительность занятий - 30 минут

                                  Форма представления результатов

  • Открытые занятия для педагогов ДОУ и родителей;
  • Презентация
  • Презентация по работе с родителями
  • Выставки
  • Конкурсы

5.Предполагаемый результат

По итогам реализации дополнительной программы у детей на достаточном уровне:

  • Сформировано положительное отношение и интерес к детскому экспериментированию как к совершенно особой области человеческого познания.
  • Положительные результаты развития познавательной активности, интереса дают занятия в игровой форме с использованием практических методов обучения (опыты, экспериментирование, наблюдения), а также разнообразные формы организации учебной деятельности, особенно интегрированные занятия и занятия-опыты, проекты познавательного и исследовательского характера.
  • Расширяются представления о физических явлениях и физических свойствах предметов окружающего мира.
  • Отмечается положительная динамика в овладении объяснительной и доказательной речью.
  • Дети принимают активное участие в планировании деятельности совместно с взрослым.
  • Сформированы простейшие навыки работы с оборудованием для детского экспериментирования (по возрасту).
  • Включение воспитательных задач в занятия по развитию познавательной активности через детское экспериментирование способствовало развитию таких личностных качеств детей, как: ответственность, уверенность в своих силах, самостоятельность, доброжелательное отношение детей друг к другу, умение работать вместе.

6.Учебно-исследовательский и проектный компонент.

 

В целях эффективности учебной деятельности программа предусматривает включение обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность, которая направлена не только на закрепление знаний и умений, обучающихся в области исследования, но и на создание заключительного, законченного эксперимента.

     В программе предусмотрена разработка и реализация проектов:

  • «Вторая жизнь полиэтиленовых/ целлофановых пакетов»;
  • «Вторая жизнь полиэтиленовых/ целлофановых пакетов. Изготовление ёлочных игрушек»;
  • Социально - Экологический проект

 «Вторая жизнь полиэтиленовых/ целлофановых пакетов» по средствам взаимодействия семьи, ребенка и детского сада.

Проектно-исследовательская деятельность включает в себя следующие этапы работы:

  1. Подготовительный:

  • Познакомить детей с понятием полиэтиленовых/целлофановых пакетов и их свойством не растворятся в воде.    
  • Формировать экологически верную позицию детей по отношению к природе и масштабам бедствия в последствие нецелесообразных отходов.
  • Используя детские энциклопедии по переработки мусора, расширить представление детей о современные переработки отходов и утилизации в целом.

  1. Основной:

  • Показать детям опыт, подтверждающий, что полиэтиленовые/ целлофановые пакеты не растворяются в воде;
  • Изготовление картонных колец в количестве 2 шт. на человека;
  • Учить детей разрезать полиэтиленовые/ целлофановые пакеты на полоски, из которых в последствие изготовить поделки;
  • Заготовка из пакетов с использованием ножниц;
  • Познакомить с образцами поделок из полиэтиленовых/ целлофановых пакетов;
  • Практическая деятельность детей по изготовлению игрушек на протяжении всего периода проекта;
  • Развивать творческую способность детей, расширять границы воображения. А также развивать мелкую моторику.
  • Консультация для родителей: как обращаться с полиэтиленовыми/

целлофановыми отходами дома?

  • Продолжить создание презентации.

  1. Заключительный:

  • Оформление выставки поделок из вторичного материала и их презентация;
  • Показ презентации проекта с участием детей на протяжении всего цикла проекта.

             Участие детей в проектах позволит максимально обогатить представление детей о способах повторного использования целлофановых пакетов. Оберегая окружающую среду от загрязнений и большого количества мусорных отходов. Это важный стимул для ребенка к потреблению новых знаний и умений.

Подводя вывод проект расширит представление детей об использовании полиэтиленовых/целлофановых пакетов. Научит детей видеть вторую жизнь в том, что на первый взгляд казалось мусорными отходами. Дети узнают о разновидностях пакетов и сроках существования, методах переработки и повторном использовании в творческих целях. А главное воспитает у детей бережное отношение к природе и сделает достаточно важный вклад в экологическую безопасность нашей планеты.

7.Учебно-тематический план дополнительной общеобразовательной программы-дополнительной общеразвивающей программы

                                           «Юный- исследователь»

                                                          1 год обучения

№ п/п

Тема

Всего

занятий

Количество часов

Теоретические

 Занятия

( мин)

Практические занятия

(мин)

1

«Вода прозрачная»

Теория

1

20

10

2

«У воды нет вкуса»

Теория

1

20

10

3

«У воды нет запаха»

Теория

1

20

10

4

«Лед- твердая вода»

Теория

1

20

10

5

«Пар- это тоже вода»

Теория

1

20

10

6

«В воде одни вещества растворяются, другие нет»

Теория

1

20

10

7

«Вода бывает теплой, холодной и горячей»

Теория

1

20

10

8

«Вода не имеет формы»

Теория

1

20

10

9

 «Радуга»

Теория

1

20

10

10

 «Животворное свойство воды»

Теория

1

20

10

11

«Воздух»

Теория

1

20

10

12

«Пузырьки воздуха»

Теория

1

20

10

13

 «Ветер- это движение воздуха»

Теория

1

20

10

14

«Ветер»        

Теория

1

20

10

15

«Ветер»

Эксперимент

1

10

20

16

«Воздух при нагреве расширяется»

Теория

1

20

10

17

«Воздух при нагреве расширяется»

Эксперимент

1

10

20

18

«Воздух имеет вес»

Теория

1

20

10

19

«Воздух имеет вес»

Эксперимент

1

10

20

20

«Летающие семена»

Теория

1

20

10

21

«Летающие семена»

Эксперимент

1

10

20

22

 «Гром и молния»

Теория

1

20

10

23

«Гром и молния»

Эксперимент

1

10

20

24

«Кораблик надувает паруса»

 Теория

1

20

10

25

 «Особенности песка и глины»

Теория

1

20

10

26

«Особенности песка и глины»

Эксперимент

1

10

20

27

«Свойства материалов»

Теория

1

20

10

28

«Свойства материалов»

Эксперимент

1

10

20

29

«Свойства материалов»

Эксперимент

1

10

20

30

«Песчаный конус»

Теория

1

20

10

31

«Свойства мокрого песка»

Эксперимент

1

10

20

32

«Волшебные материалы»

Эксперимент

1

10

20

33

«Где вода?»

Теория

1

20

10

34

«Ветер»

Эксперимент

1

10

20

35

«Своды и тоннели»

Эксперимент

1

10

20

36

«Песочные часы»

Теория

1

20

10

37

«Поиск воздуха»

Эксперимент

1

10

20

38

 «Подводная лотка»

Теория

1

20

10

39

«Почему не вылевается?»

 Эксперимент

1

10

20

40

«Загрязнения окружающей среды»

Теория

1

20

10

41

«Полиэтиленовые/целлофановые пакеты»

Теория

1

20

10

42

«Полиэтиленовые/целлофановые пакеты»

Эксперимент

1

10

20

43

«Масштабам бедствия»

Теория

1

20

10

44

«Масштабам бедствия»

Теория

1

20

10

45

«Энциклопедия переработки и утилизации различных отходов».

Теория

1

20

10

46

«Энциклопедия переработки и утилизации различных отходов».

Теория

1

20

10

47

«Полиэтиленовые/ целлофановые пакеты не растворяются в воде»

Эксперимент

1

10

20

48

«Полиэтиленовые/ целлофановые пакеты не растворяются в воде»

Эксперимент

1

10

20

49

«Практическая работа по изготовлению заготовок»

Эксперимент

1

10

20

50

«Проектная деятельность детей по изготовлению игрушек»

Эксперимент

1

10

20

51

«Проектная деятельность детей по изготовлению игрушек»

Эксперимент

1

10

20

52

«Проектная деятельность детей по изготовлению игрушек»

Эксперимент

1

10

20

53

«Магнит и его свойства»

Теория

1

20

10

54

«Магнит и его свойства»

Эксперимент

1

10

20

55

«Магнит и его свойства»

Эксперимент

1

10

20

56

«Извержение вулкана»

Теория

1

20

10

57

«Извержение вулкана»

Теория

1

20

10

58

«Извержение вулкана»

Эксперимент

1

10

20

59

«Поможем воде стать чистой»

Теория

1

20

10

60

«Поможем воде стать чистой»

Эксперимент

1

10

20

61

«Сухой из воды»

Теория

1

20

10

62

«Где лучше расти»

Теория

1

20

10

63

«Испарение влаги с листьев растений»

Теория

1

20

10

64

«Испарение влаги с листьев растений»

Эксперимент

1

10

20

Итого:

64

1020

900

8. Содержание дополнительной общеобразовательной программы-

дополнительной общеразвивающей программы

 «Юный- исследователь»

1 год обучения

Месяц  

Тема занятия

Программное содержание

Кол-во заня-тий

Сентябрь

«Вода прозрачная»

Теория

 Цель: Вода прозрачная, а молоко нет. Анализировать почему вода прозрачная.

       

1

«У воды нет вкуса»

Теория

 Цель: Очень часто дети убежденно говорят, что вода очень вкусная. Необходимо дать сравнение молоко, сок, вода.

1

«У воды нет запаха»

Теория

 Цель: Предложить детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет (или совсем не пахнет), провести беседу.

1

 «Лед- твердая вода»

Теория

Цель: Важно, чтобы дети обратили внимание, что разные по величине куски льда растают за разные промежутки времени.

1

«Пар- это тоже вода»

Теория

Цель: Используя термос с кипятком. Необходимо продемонстрировать, что пар- это тоже вода.

1

«В воде одни вещества растворяются, другие нет»

Теория

 Цель: в аквариуме на дно мы кладем песок. Растворяется он или нет? Что было бы, если бы на дно аквариума положили не обычный песок, а сахарный песок?

1

«Вода бывает теплой, холодной и горячей»

Теория

Цель: в реках, озерах, морях вода разной температуры. Некоторые рыбы, звери, растения могут жить только в теплой воде, другие только в холодной. В водоемах вода бывает разной температуры, а значит в них живут разные растения и животные.

1

«Вода не имеет формы»

Теория

Цель: Предложить детям рассмотреть кусочек льда (лед-это твердая вода). Какой формы этот кусочек льда? Изменит ли он форму, если мы опустим его в стакан, положим на стол, и. т.д.

1

 

 

 

 

 

 

Октябрь

«Радуга»

Теория

Цель: с земли радуга напоминает дугу, а с самолета она кажется кругом. Провести наблюдение с детьми.

1

«Животворное свойство воды»

Теория

Цель: Определить на примере заранее срезанной ветки быстро распускающихся деревьев. Взять сосуд, наклеив на него этикетку «живая вода». Провести наблюдение.

1

«Воздух»

Теория

Цель:          Перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в банку с водой. Главной задачей является определить попадет вода в стакан или нет.

1

«Пузырьки воздуха»

Теория

Цель:          Обсудить что будет происходить если опустить стакан в банку с водой, но держать его под наклоном.

1

«Ветер- это движение воздуха»

Теория

 Цель: Провести беседу на тему движения воздуха.

1

«Ветер»        

Теория

Цель: Определить, что будет происходить если прикрепить, над батареями тонкие полоски бумаги, открыв при этом форточку.

1

«Ветер»

Эксперимент

Цель: Определить, что будет происходить если прикрепить, над батареями тонкие полоски бумаги, открыв при этом форточку. Определить, что ветер будет двигать полоски бумаги.

1

 «Воздух при нагреве расширяется»

Теория

 Цель: Провести беседу что будет происходить с пластиковой ёмкостью, если ее с холода занести в теплое пространство, при этом надев на горлышко резиновый шарик.

1

Ноябрь

«Воздух при нагреве расширяется»

Эксперимент

Цель: поставить открытую пластмассовую бутылку в холодильник. Когда она достаточно охладится, надеть на ее горлышко не надутый шарик. Понаблюдать за тем, как шарик сам станет надуваться. Это происходит потому, что воздух при нагревании расширяется.

1

«Воздух имеет вес»

Теория

Цель: Что будет происходить если на чашу весов положить надутый шарик и не надутый. Обсудив различные варианты, как пример

1

 «Воздух имеет вес»

Эксперимент

 Цель: Положить на чаши весов надутый и не надутые шарики. Чаша с надутым шариком перевесит.

1

«Летающие семена»

Теория

Цель: Провести теоретический анализ что будет происходить с семенами клена, ясеня, сосны и отпустить их. Как с помощью ветерка расселяются деревья по новым местам.

1

«Летающие семена»

Эксперимент

 Цель: Взять семена клена, ясеня, сосны и отпустить их. Наблюдать за полетом семян, чтобы легче было представить, как с помощью ветерка расселяются деревья по новым местам.

1

«Гром и молния»

Теория

 Цель: Предложить детям познакомиться с молнией, вернее с ее родственницей.

1

«Гром и молния»

Эксперимент

 Цель: Опыт проводить в темной комнате (или используя жалюзи). Понадобится два надутых продолговатых воздушных шарика. Шарики натереть, используя шерстяную варежку или шарф. Постепенно приближая один шарик к другому, оставляя небольшой промежуток. Между ними будет проскакивать искра- как молния в небе, слышится несильное потрескивание, как гром.

1

«Кораблик надувает паруса»

 Теория

Цель: Просмотр видео фильма что буде происходить с корабликом если его поместить в ванночку и подуть на парус.

1

Декабрь

«Особенности песка и глины»

Теория

Цель: Познакомить детей с особенностями песка и глины, сравнить, чем они отличаются, и найти проявления свойств этих веществ в повседневной жизни.

1

«Особенности песка и глины»

Эксперимент

Цель: Используя банки, насыпать немного песка через воронку в стаканчик. Определить легко ли сыплется песок? То же самое попробовать с глиной. Определить, что песок в отличии от глины рыхлый.

1

«Свойства материалов»

Теория

Цель: Актуализировать знания детей о свойствах различных материалов (бумага, железо, пластмасса, дерево).

1

«Свойства материалов»

Эксперимент

Цель: Провести эксперимент, построив корабль. Определить какими свойствами должен обладать материал. В ходе самостоятельного экспериментирования дети должны сделать вывод, и чего можно построить корабль.

1

«Свойства материалов»

Эксперимент

Цель: Провести эксперимент используя различные ткани.

1

«Песчаный конус»

Теория

Цель: Подвести детей к пониманию того что песок сыпучий и может двигаться (напоминая детям о пустыне)

1

«Свойства мокрого песка»

Эксперимент

Цель: Провести эксперимент что мокрый песок нельзя сыпать струйкой из ладони, зато он может принимать любую форму.

1

«Волшебный материал»

Эксперимент

Цель: Предложить детям слепить что-нибудь из песка и глины. После чего проверит прочность построек. Сделав выводы о вязкости влажной глины и сохранении ее формы после высыхания.

1

Январь

«Где вода?»

Теория

Цель: Предложить детям выяснить куда уходит вода если это асфальт, земля и т.д.

1

«Ветер»

Эксперимент

Цель: Предложить детям выяснить, почему при сильном ветре неудобно играть в песок.

1

«Своды и тоннели»

Эксперимент

Цель: Предложить детям вставить карандаш в трубочку из бумаги. Затем засыпать ее песком так, чтобы концы трубочки выступали. Провести эксперимент. Сделать вывод.

1

«Песочные часы»

Теория

Цель: Предложить поразмышлять над поговоркой «Время как песок», «Время как вода»

1

«Поиск воздуха»

Эксперимент

Цель: Развивать познавательную активность детей. Используя в своем эксперименте воздушные шары, целлофановые пакеты, трубочки и т.д.

1

«Подводная лодка»

Теория

Цель: Просмотр научного видео фильма. Беседа.

1

«Почему не выливается?»

Эксперимент

Цель: Предложить детям перевернуть стакан воды. Подвести итог.

1

«Загрязнения окружающей среды»

Теория

Цель: Привлечь внимание детей к проблеме загрязнения окружающей среды

1

Февраль

«Полиэтиленовые/целлофановые пакеты»

Теория

Познакомить детей с понятием полиэтиленовых/целлофановых пакетов и их свойством не растворятся в воде.

1

«Полиэтиленовые/целлофановые пакеты»

Эксперимент

Познакомить детей с понятием полиэтиленовых/целлофановых пакетов и их свойством не растворятся в воде.  Провести эксперимент на примере целлофан и бумага

1

«Масштабам бедствия»

Теория

Цель: Формировать экологически верную позицию детей по отношению к природе и масштабам бедствия в последствие нецелесообразных отходов.

1

«Масштабам бедствия»

Теория

Цель: Формировать экологически верную позицию детей по отношению к природе и масштабам бедствия в последствие нецелесообразных отходов.

1

«Энциклопедия переработки и утилизации различных отходов».

Теория

Цель: Используя детские энциклопедии по переработки мусора, расширить представление детей о современные переработки отходов и утилизации в целом.

1

«Энциклопедия переработки и утилизации различных отходов».

Теория

Цель: Используя детские энциклопедии по переработки мусора, расширить представление детей о современные переработки отходов и утилизации в целом.

1

«Полиэтиленовые/ целлофановые пакеты не растворяются в воде»

Эксперимент

Цель: Показать детям опыт, подтверждающий, что полиэтиленовые/ целлофановые пакеты не растворяются в воде;

1

«Полиэтиленовые/ целлофановые пакеты не растворяются в воде»

Эксперимент

Цель: Показать детям опыт, подтверждающий, что полиэтиленовые/ целлофановые пакеты не растворяются в воде;

1

Март

«Практическая работа по изготовлению заготовок»

Эксперимент

Цель: Изготовление картонных колец в количестве 2 шт. на человека;

Учить детей разрезать полиэтиленовые/ целлофановые пакеты на полоски, из которых в последствие изготовить поделки;

Заготовка из пакетов с использованием ножниц;

1

«Проектная деятельность детей по изготовлению игрушек»

Эксперимент

Цель: Познакомить с образцами поделок из полиэтиленовых/ целлофановых пакетов;

Практическая деятельность детей по изготовлению игрушек.

1

«Проектная деятельность детей по изготовлению игрушек»

Эксперимент

Цель: Познакомить с образцами поделок из полиэтиленовых/ целлофановых пакетов;

Практическая деятельность детей по изготовлению игрушек.

1

«Проектная деятельность детей по изготовлению игрушек»

Эксперимент

Цель: Познакомить с образцами поделок из полиэтиленовых/ целлофановых пакетов;

Практическая деятельность детей по изготовлению игрушек.

1

«Магнит и его свойства»

Теория

Цель: Познакомить детей с понятием магнит. Сформировать представление о свойствах магнита.

1

«Магнит и его свойства»

Эксперимент

Цель: Определить, как из стакана воды достать скрепку, не замочив рук.

1

«Магнит и его свойства»

Эксперимент

Цель: Определить почему магнит притягивает к себе железные предметы.

1

«Извержение вулкана»

Теория

Цель: Познакомить детей с вулканом как природным явлением.

1

Апрель

«Извержение вулкана»

Теория

Цель: Развивать познавательную активность в процессе самостоятельного выполнения опытов по схеме. Учить самостоятельно формулировать выводы по итогам эксперимента.

1

«Извержение вулкана»

Эксперимент

Цель: Демонстрирование опыта педагогом.  Дети выступают в роли наблюдателя. Далее дать детям возможность изобразить увиденное.

1

«Поможем воде стать чистой»

Теория

Цель: Развивать умение ставить перед собой цель, планировать свою работу. Создавать условия для выявления и проверки различных способов очистки воды.

1

«Поможем воде стать чистой»

Эксперимент

Цель: Перед детьми поставить проблемную ситуацию. Провести эксперимент взяв вату, бумагу, марлю, салфетку, ткань для очистки воды. Подвести итог.

1

«Сухой из воды»

Теория

Цель: Определить, что воздух занимает место.

1

«Где лучше расти»

Теория

Цель: Установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитие растений.

1

«Испарение влаги с листьев растений»

Теория

Цель: Уточнить что вода движется из почвы к листьям. Анализировать, куда исчезает вода.

1

«Испарение влаги с листьев растений»

Эксперимент

Цель: Надеть на растение целлофановый пакет и закрепить его. Растение поставить в теплое, светлое место. Через некоторое время дети обнаружат на целлофане капельки воды. Сделав вывод что капельки появились на листиках потому, что вода испаряется, пар поднялся вверх и снова стал водой.

1

Итого:

 

 

64

                           

9.Учебно-тематический план дополнительной общеобразовательной программы-дополнительной общеразвивающей программы

                                           «Юный- исследователь»

                                                          2 год обучения

№ п/п

Тема

Всего

занятий

Количество часов

Теоретические

 Занятия

( мин)

Практические занятия

(мин)

1

«Росток»

2

10

20

2

«Росток»

2

10

20

3

«Песок»

2

10

20

4

«Песок»

2

10

20

5

«Песчаный конус»

2

10

20

6

«Песчаный конус»

2

10

20

7

«Рассеянный песок»

2

10

20

8

 «Рассеянный песок»

1

10

20

9

 «Своды и тоннели»

1

10

20

10

 «Своды и тоннели»

1

10

20

11

«Мокрый песок»

1

10

20

12

«Мокрый песок»

1

10

20

13

 «Свойства воды»

1

10

20

14

«Свойства воды»

1

10

20

15

«Живая вода»

1

10

20

16

«Живая вода»

1

10

20

17

«Испарение»

1

10

20

18

«Испарение»

1

10

20

19

«Агрегатные состояния воды»

1

10

20

20

 «Агрегатные состояния воды»

1

10

20

21

«Свойства воздуха»

1

10

20

22

 «Свойства воздуха»

1

10

20

23

«Воздух сжимается»

1

10

20

24

«Воздух сжимается»

1

10

20

25

 «Воздух расширяется»

1

10

20

26

 «Воздух расширяется»

1

10

20

27

«Вода при замерзании расширяется»

1

10

20

28

«Вода при замерзании расширяется»

1

10

20

29

«Жизненный цикл мушек»

1

10

20

30

«Жизненный цикл мушек»

1

10

20

31

«Почему, кажется, что звезды движутся по кругу»

1

10

20

32

«Почему, кажется, что звезды движутся по кругу»

1

10

20

33

«Зависимость таяния снега от температуры»

1

10

20

34

«Зависимость таяния снега от температуры»

1

10

20

35

«Как работает термометр»

1

10

20

36

«Как работает термометр»

1

10

20

37

«Может ли растение дышать?»

1

10

20

38

«Может ли растение дышать?»

1

10

20

39

«Есть ли у растений органы дыхания?

1

10

20

40

«Есть ли у растений органы дыхания?

1

10

20

41

«Нужен ли корешкам воздух?»

1

10

20

42

«Нужен ли корешкам воздух?»

1

10

20

43

«Что выделяет растение?»

1

10

20

44

«Что выделяет растение?»

1

10

20

45

«Во всех ли листьях есть питание?»

1

10

20

46

«Во всех ли листьях есть питание?»

1

10

20

47

«На свету или в темноте…»

1

10

20

48

«На свету или в темноте…»

1

10

20

49

«Кому лучше?»

1

10

20

50

«Кому лучше?»

1

10

20

51

«Где лучше расти?»

1

10

20

52

«Где лучше расти?»

1

10

20

53

«Лабиринт»

1

10

20

54

«Лабиринт»

1

10

20

55

«Как образуются тени?»

1

10

20

56

«Как образуются тени?»

1

10

20

57

«Что нужно для питания растения?»

1

10

20

58

«Что нужно для питания растения?»

1

10

20

59

«Установить, как растение ищет свет»

1

10

20

60

«Установить, как растение ищет свет»

1

10

20

61

«Что потом?»

1

10

20

62

«Что потом?»

1

10

20

63

«Как обнаружить воздух»

1

10

20

64

«Как обнаружить воздух»

1

10

20

Итого:

64

640

1280

10.Содержание дополнительной общеобразовательной программы-

дополнительной общеразвивающей программы

 «Юный- исследователь»

2 год обучения

Месяц  

Тема занятия

Программное содержание

Кол-во заня-тий

сентябрь

«Росток»

 Цель: Закрепить и обобщить знания о воде, воздухе, понять их значение для всего живого.

       

2

сентябрь

«Песок»

 Цель: Рассмотреть форму песчинок.

2

сентябрь

«Песчаный конус»

 Цель: Установить свойства песка.

2

сентябрь

 «Рассеянный песок»

Цель: Установить свойства рассеянного песка.

2

октябрь

«Своды и тоннели»

Цель: Выяснить, почему насекомые, попавшие в песок, не раздавливаются им, а выбираются целыми и невредимыми.

2

октябрь

«Мокрый песок»

 Цель: Познакомить детей со свойствами мокрого песка.

2

октябрь

 «Свойства воды»

Цель: Познакомить детей со свойствами воды (принимает форму, не имеет запаха, вкуса, цвета)

2

октябрь

 «Живая вода»

Цель: Познакомить детей с животворным свойством воды.

2

 

 

 

 

 

 

ноябрь

«Испарение»

Цель: Познакомить детей с превращениями воды из жидкого состояния в газообразное состояние и обратно в жидкое.

2

ноябрь

«Агрегатные состояния воды»

Цель: Доказать, что состояние воды зависит от температуры воздуха и находится в трех состояниях: жидком- вода; твердом- снег, лед; газообразно- пар.

2

ноябрь

 «Свойства воздуха»

Цель:          Познакомить детей со свойствами воздуха.

Материал.

Ароматизированные салфетки, корки апельсина и т.д.

 

2

ноябрь

«Воздух сжимается»

Цель:          Продолжать знакомить детей со свойствами воздуха.

2

декабрь

«Воздух расширяется»

 Цель: Продемонстрировать, как воздух расширяется при нагревании и выталкивает воду из сосуда (самодельный термометр.).

2

декабрь

«Вода при замерзании расширяется»

Цель: Выяснить, как снег сохраняет тепло. Защитные свойства снега. Доказать, что вода при замерзании расширяется.

2

декабрь

 «Жизненный цикл мушек»

Цель: Понаблюдать за жизненным циклом мушек.

2

декабрь

 «Почему, кажется, что звезды движутся по кругу»

 Цель: Установить, почему звезды движутся по кругу.

2

январь

«Зависимость таяния снега от температуры»

Цель: Подвести детей к пониманию зависимости состояния снега (льда) от температуры воздуха. Чем выше температура, тем быстрее растает снег.

2

январь

 «Как работает термометр»

Цель: Посмотреть, как работает термометр.

2

январь

 «Может ли растение дышать?»

 Цель: Выявить потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растений.

Материал.

Комнатное растение, трубочки для коктейля, вазелин, лупа.

2

январь

«Есть ли у растений органы дыхания?

Цель: Определить, что все части растения участвуют в дыхании.

2

февраль

«Нужен ли корешкам воздух?»

 Цель: Выявить причину потребности растения в рыхлении; доказать, что растение дышит всеми частями.

2

февраль

 «Что выделяет растение?»

 Цель: Установить, что растение выделяет кислород. Понять необходимость дыхания для растений.

2

февраль

 «Во всех ли листьях есть питание?»

 Цель: Установить наличие в листьях питания для растений.

2

февраль

«На свету или в темноте…»

Цель: Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений.

2

март

«Кому лучше?»

Цель: Выделить благоприятные условия для роста и развития растений, обосновать зависимость растений от почвы.

2

март

«Где лучше расти?»

Цель: Установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитие растений, выделить почвы, разные по составу.

2

март

«Лабиринт»

Цель: Установить как растение ищет свет.

 

2

март

«Как образуются тени?»

Цель: Понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаимоположения.

2

апрель

«Что нужно для питания растения?»

Цель: Ознакомление с почвой.

2

апрель

 «Установить, как растение ищет свет»

Цель: Установить, как растение ищет свет.

2

апрель

 «Что потом?»

 Цель: Систематизировать знания о циклах развития всех растений.

2

апрель

«Как обнаружить воздух»

Цель: Установить окружает ли нас воздух и как его обнаружить.

Определить поток воздуха в помещении.

2

Итого:

 

 

64

11.Оборудование:

  • Компьютер
  •  Мультимедийный проектор
  • Интерактивная доска
  • Микроскопы
  • Колбы, банки, бутылки, крышки
  • Воздушные шары различной формы и размера
  • Ведра, тазы, ванночки
  • Весы
  • Воронки
  • Галька, песок, земля
  • Глобус
  • Деревянные предметы
  • Дневник наблюдений
  • Иллюстративный материал
  • Календари погоды и природы
  • Карта мира
  • Картотека опытов
  • Клеенчатые фартуки
  • Коллекция семян, сахарный песок
  • Лупа, магниты, песочные часы, соломки, трубочки
  • Горшки (контейнеры)
  • Целлофановые/полиэтиленовые пакеты
  • Набор для хранения
  • Простые и цветные карандаши
  • Альбомные листы и т.д.
  • Наглядно-методические пособия

 12.Список литературы:

  1. «От Рождения до школы» примерная общеобразовательная программа дошкольного образования под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.- 3 – е изд. – М.: Мозайка – Синтез, 2016
  2. Вострухина Т.Н., Кондрыкинская Л.А. Знакомство с окружающим миром детей 6-7 лет М.: ТЦ Сфера, 2012.
  3. Познавательно- исследовательская деятельность детей 6-7 лет. Практико- значимый проект.
  4. Познавательно- исследовательская деятельность для детей 4-7 лет. Н.Е. Веракса, О.А. Галимов
  5. Интернет ресурсы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                           

   

 

 

 

                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.

В настоящее время в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства - экспериментирования...

Опытно - экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с воздухом и его свойствами. "Прозрачный невидимка".

Опытно - экспериментальная деятельность по ознакомлению старших дошкольников с воздухом содержит цикл наблюдений и опытов, которые помогут детям обнаружить, почувствовать, поиграть с воздухом. А также...

«Организация опытно – экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»

Презентация из опыта работы: «Организация опытно – экспериментальной деятельности с детьми старшего  дошкольного возраста»...

Рабочая программа кружка по опытно-экспериментальной деятельности «Неизвестное рядом» (старший дошкольный возраст)

Цель: развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности с неживой природой.Задачи первого года обучения (5-6 лет):Развивать предста...

Рабочая программа по дополнительному образованию: опытно-экспериментальной деятельности. «Неизвестное рядом» (старший дошкольный возраст)

Представленный вашему вниманию материал построен в логике естественного развития ребёнка, становлении его мировоззрения, результатом которого является целостная картина окружающего мира. Конкрет...

Конспект совместной деятельности по опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Воздух и вода»

формировать у детей познавательный интерес к объектам природы (вода, воздух);- развивать наблюдательность, мыслительную деятельность;- учить детей делать простейшие умозаключения;- раскрывать причинно...

Дополнительная общеразвивающая программа по опытно-экспериментальной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста «МАЛЕНЬКИМИ ШАГАМИ В БОЛЬШОЙ МИР ЭКСПЕРИМЕНТОВ»

Актуальность и педагогическая целесообразность программыДошкольное детство - это важнейший период в жизни ребенка, так как именно в этом возрасте наступает радостная пора открытий. Познание окружающег...