Конспект совместной деятельности по опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Воздух и вода»
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)
формировать у детей познавательный интерес к объектам природы (вода, воздух);
- развивать наблюдательность, мыслительную деятельность;
- учить детей делать простейшие умозаключения;
- раскрывать причинно-следственные связи;
- расширять имеющиеся знания детей о значении воды и воздуха в жизни человека;
- Воспитывать бережное отношение к воде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Воздух и вода» | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «ЦРР -детский сад «Сказка»ОП «Примокшанский детский сад»
Конспект совместной деятельности
по опытно-экспериментальной деятельности
с детьми старшего дошкольного возраста
«Воздух и вода»
Воспитатель: Линькова Е.С
Конспект совместной деятельности по опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Воздух и вода».
Цель:
- формировать у детей познавательный интерес к объектам природы (вода, воздух);
- развивать наблюдательность, мыслительную деятельность;
- учить детей делать простейшие умозаключения;
- раскрывать причинно-следственные связи;
- расширять имеющиеся знания детей о значении воды и воздуха в жизни человека;
- Воспитывать бережное отношение к воде.
Задачи:
- обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха;
- познакомить со свойствами и способами обнаружения воздуха;
- развивать навыки проведения опытов;
- расширять и активизировать словарь детей;
- поощрять выдвижение гипотез;
- развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта;
- воспитывать аккуратность при работе с водой.
Гипотезы:
- воздух постоянно нас окружает;
- способ обнаружения воздуха - «запереть» воздух, «поймать» в оболочку;
- воздух легче воды;
- воздух есть внутри предметов;
- воздух есть внутри людей;
- без воздуха не возможна жизнь;
- воздух не имеет запаха, но может передавать запах;
- ветер - движение воздуха.
Оборудование: миска с водой, 2 стакана, пластмассовые трубочки, тарелочки, салфетки, листки бумаги, простой карандаш, камушки, спички, кнопки, кусочки ваты, кусочки бумаги, соль, сахар, песок, цветные льдинки.
Ход совместной деятельности:
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами будем учеными и проведем эксперименты с предметами неживой природы. Скажите, а что относится к объектам живой и неживой природы?
Живая природа - это то, что растет, передвигается, размножается (животные, птицы, рыбы, насекомые, растения).
Неживая природа - воздух, вода, камни, земля, горы.
Сегодня мы с вами поговорим о таких объектах неживой природы, как вода и воздух. Отгадайте загадку:
Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не сможем.
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
Дети: Это воздух!
В: Для чего нужен воздух?
Дети: человек дышит воздухом. Попробуйте закрыть нос и рот. Сможем мы сейчас дышать?
Опыт «Не дышу»
Воспитатель: Вот видите, вы не смогли без воздуха прожить даже одной минуты! Мы видим воздух?
Дети: «Нет».
В: Значит, он какой?
Дети: невидимый, прозрачный. А хотите увидеть воздух? Давайте поймаем его с помощью воздушного шарика.
Воспитатель: Проведем следующий опыт. Называется он «Буря».
Опыт № 1 «Буря»
Возьмите трубочки и опустите их в стакан с водой, подуйте. Выходят пузырьки - это и есть воздух. Дуем через соломинку, вначале тихо. Что с ними происходит? Они поднимаются вверх? А почему? (потому что они легкие). А теперь дуем сильнее. Что происходит? (буря).
Опыт № 2 «Пузырьки воздуха»
Опустить стакан в тазик с водой, но держать его надо, немного наклонив. Что появится в воде? Видны пузырьки воздуха. Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана, его место занимает вода. Мы ощущаем воздух? (нет). Потрогайте воздух. А теперь подуйте на ладошку. Что чувствуете? Теперь подышите. Делаем вывод: воздух может быть холодным и теплым. Когда воздух теплый? (летом). А, когда, холодный? (зимой). Как называется движение воздуха? (ветер). Воздушные массы с Севера - это северный ветер (холодный). Воздушные массы с Юга - это южный ветер (теплый). Предлагаю сделать ветер с помощью веера. Воздух находится везде вокруг нас, со всех сторон.
А сейчас проведем еще один опыт. Посмотрим, загрязняет ли воздух пламя от свечи? Подержим над пламенем свечи стекло, что мы увидели, стекло снизу почернело - покрылось слоем копоти.
Физкультминутка: «Цветы».
- Раз, два, три – выросли цветы. К солнцу потянулись высоко,
Стало им приятно и тепло. Ветерок пролетал, стебелечки покачал.
Влево качнулись, низко пригнулись. Вправо качнулись, низко пригнулись.
Ветерок, убегай! Ты цветочки не сломай!
Пусть они цветут, растут, детям радость несут.
Воспитатель: А теперь поговорим о другом объекте неживой природы, отгадайте загадку, и вы узнаете, о чем мы будем говорить:
Отгадайте загадку:
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране …
Как сосулька, замерзает.
В дом туманом к нам вползет.
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Растворяет сахар в чае,
Мы ее не замечаем…(вода)
Воспитатель: Может ли человек прожить без воды?
Дети: «Нет».
В: Почему? Для чего еще нужна вода? (пить, мыться, стирать, купаться, поливать, готовить еду, спасает нас от жары). Да, без воды нам не прожить. А какие вы еще знаете превращения воды? Дети: в лед, в снег, в пар. Когда вода превращается в лед?
Что можно сказать о воде? Какая вода? (прозрачная, не имеет запаха, цвета; бывает холодная, теплая, горячая). В ваших стаканчиках налита вода. Подуйте на нее. Что мы видим?
Дети: вода движется.
Воспитатель: А можно воду услышать? Где ее можно услышать?
Дети: в кране, в реке, водопад, морской прибой. Предлагаю перелить воду из одного стакана в другой, медленно, тонкой струйкой. Что мы слышим? (вода журчит).
В : А сейчас проведем еще несколько опытов и посмотрим, как растворяются в воде разные вещества. У меня есть сахар и песок (растворим в одном стакане сахар, а в другом стакане песок). Делаем вывод: сахар в воде растворяется, а песок не растворяется. Вода с сахаром осталась прозрачная, а вода с песком мутная. Теперь проверим, как предметы тонут в воде. В стаканчик с водой бросаем камушки, кнопки железные, деревянные палочки, кусочки ваты, бумажки. Делаем вывод: тяжелые предметы тонут, а легкие плавают.
Воспитатель: А сейчас давайте «покажем» как кровь движется у нас по капиллярам. Возьмите салфетки, конец ее намочите водой, и посмотрим движение воды(крови). ОПЫТ «КАПИЛЛЯРНОЕ ДВИЖЕНИЕ»
С помощью следующего опыта можно посмотреть как цветы пьют воду и распускаются. Опыт «ЦВЕТЫ НА ВОДЕ».
Подводим итог.
Воспитатель: Чем же сегодня мы с вами сегодня занимались? (проводили опыты, эксперименты с водой и воздухом). А теперь проверим, как вы все запомнили. Поиграем в игру «Правильно - неправильно».
1.Воздух прозрачный (прав.)
2.Воду нельзя увидеть (неправ.)
3.Вода льется, журчит (прав.)
4.Ветер – это движение воздуха (прав.)
5.Соль растворяется в воде (прав.)
6.Камень не тонет в воде (неправ.)
7.Вода превращается в лед на морозе (прав.)
8.Деревянная палочка тонет в воде (прав.)
9.Воду можно увидеть и услышать (прав.)
10.Воздух невидимый (прав.)
11.сахар не растворяется в воде (неправ.)
У чистой воды нет цвета - вода бесцветна. Вода не имеет запаха (понюхать).
Апельсин - вода (сравнить запах). Вода безвкусна - она принимает вкус того, что в нее опускают. Нужно беречь воду, нельзя загрязнять реки и озера.
Воздух не имеет запаха; если пахнет дымом или газом, это значит, что воздух загрязнен. Немедленно сообщить об этом взрослым.
Библиография:
1.Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004 г. - 159 с.
2.Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет. - Издательство: ТЦ Учитель г. Воронеж, 2009.
3.Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет. Автор-составитель: Зубкова Н.М. - С-Пб.: Речь, 2006 г. – 64 с.
4.Гризик Т. Познаю мир. - М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника». - 2004 г. – 128 с.
5.Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.
6.Дыбина О. В. Творим, изменяем, преобразуем: занятия с дошкольниками. М., 2002.
7.Дыбина О. В. Что было до…: Игры - путешествия в прошлое предметов. М.1999.
8.Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ «Сфера», 2003 г. - 56 с.
9.Ковинько Л. Секреты природы - это так интересно! - М.: «Линка-Пресс», 2004 г. - 72 с.: ил.
10. Машкова С.В. «Познавательно – исследовательские занятия с детьми 5-6 лет на экологической тропе»
11.Николаева С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду. - М.: Педагогическое общество России, 2003. – 80с.
12.Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации./ под общей редакцией Прохоровой Л.Н. - 3-е издание., исправленное и дополненное. М.: АРКТИ, 2005 г. - 64 с.
13.Перельман Я.И. Занимательные задачи и опыты. Екатеринбург, 1995.
14.Рыжова Н. Опыты с песком и глиной. // Обруч, 1998. - №2.
15.Смирнов Ю.И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.
16.Смирнов Ю.И. Огонь: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.
17.Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста»
16. Экологическое воспитание дошкольников. / Под ред. Л.Н. Прохоровой. - М.: АРКТИ, 2003. - 72с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый просмотр к педагогическому совету «Метод проектов как форма организации единого образовательного пространства» Конспект совместной деятельности в режимные моменты взрослого с детьми старшего дошкольного возраста
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних ...
Опытно-экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «Опыты с водой, снегом и льдом» с элементами ТРИЗ
laquo;Опыты с водой, снегом и льдом»Цель: Развитие наблюдательности детей, их умений сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы.За...
Организованная опытно-экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Вода и свойства воды»
Организованная опытно-экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Вода и свойства воды» ...
Конспект совместной деятельности по опытно-экспериментальной деятельности с детьми средней группы «Воздух и вода».
quot;Вода и воздух" опытно-эксперементальная деятельность в средней группе...
Конспект по организованной образовательной деятельности с опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшей группы на тему «Очистка воды».
Цель: знакомство детей со способами очистки воды.ЗадачиОбразовательные:• закрепить знания детей о свойствах воды и ее значение для всего живого;• познакомить со способами очистки воды, ...
Проект «Опытно-экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Вода»
ПРОЕКТОпытно-экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста на тему : «Вода»По доминирующей деятельности : познавательно - исследовательский, тво...
Конспект совместной деятельности по опытно-экспериментальной деятельности с детьми средней группы «Воздух и вода».
Цель: Формировать и расширять знания детей о свойствах и значении воды и воздуха в жизни человека...