Конспект совместной деятельности по опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Воздух и вода»
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Линькова Елена Сергеевна

формировать у детей познавательный интерес к объектам природы (вода, воздух);

- развивать наблюдательность, мыслительную деятельность;

- учить детей делать простейшие умозаключения;

- раскрывать причинно-следственные связи;

- расширять имеющиеся знания детей о значении воды и воздуха в жизни человека;

- Воспитывать бережное отношение к воде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon «Воздух и вода»49 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «ЦРР -детский сад «Сказка»ОП «Примокшанский детский сад»

Конспект совместной деятельности

по опытно-экспериментальной деятельности

с детьми старшего дошкольного возраста

 «Воздух и вода»

Воспитатель: Линькова Е.С

Конспект совместной деятельности по опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Воздух и вода».

Цель:

- формировать у детей познавательный интерес к объектам природы (вода, воздух);

- развивать наблюдательность, мыслительную деятельность;

- учить детей делать простейшие умозаключения;

- раскрывать причинно-следственные связи;

- расширять имеющиеся знания детей о значении воды и воздуха в жизни человека;

- Воспитывать бережное отношение к воде.

Задачи:

- обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха;

- познакомить со свойствами и способами обнаружения воздуха;

- развивать навыки проведения опытов;

- расширять и активизировать словарь детей;

- поощрять выдвижение гипотез;

- развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта;

- воспитывать аккуратность при работе с водой.

Гипотезы:

- воздух постоянно нас окружает;

- способ обнаружения воздуха - «запереть» воздух, «поймать» в оболочку;

- воздух легче воды;

- воздух есть внутри предметов;

- воздух есть внутри людей;

- без воздуха не возможна жизнь;

- воздух не имеет запаха, но может передавать запах;

- ветер - движение воздуха.

Оборудование: миска с водой, 2 стакана, пластмассовые трубочки, тарелочки, салфетки, листки бумаги, простой карандаш, камушки, спички, кнопки, кусочки ваты, кусочки бумаги, соль, сахар, песок, цветные льдинки.

Ход совместной деятельности:

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами будем учеными и проведем эксперименты с предметами неживой природы. Скажите, а что относится к объектам живой и неживой природы?

Живая природа - это то, что растет, передвигается, размножается (животные, птицы, рыбы, насекомые, растения).

Неживая природа - воздух, вода, камни, земля, горы.

Сегодня мы с вами поговорим о таких объектах неживой природы, как вода и воздух. Отгадайте загадку:

Через нос проходит в грудь,

И обратный держит путь.

Он невидимый, но все же

Без него мы жить не сможем.

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

Дети: Это воздух!

В: Для чего нужен воздух?

 Дети: человек дышит воздухом. Попробуйте закрыть нос и рот. Сможем мы сейчас дышать?

Опыт «Не дышу»

Воспитатель: Вот видите, вы не смогли без воздуха прожить даже одной минуты! Мы видим воздух?

Дети: «Нет».

В: Значит, он какой?

Дети: невидимый, прозрачный. А хотите увидеть воздух? Давайте поймаем его с помощью воздушного шарика.

Воспитатель: Проведем следующий опыт. Называется он «Буря».

Опыт № 1 «Буря»

Возьмите трубочки и опустите их в стакан с водой, подуйте. Выходят пузырьки - это и есть воздух. Дуем через соломинку, вначале тихо. Что с ними происходит? Они поднимаются вверх? А почему? (потому что они легкие). А теперь дуем сильнее. Что происходит? (буря).

Опыт № 2 «Пузырьки воздуха»

        Опустить стакан в тазик с водой, но держать его надо, немного наклонив. Что появится в воде? Видны пузырьки воздуха. Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана, его место занимает вода.  Мы ощущаем воздух? (нет). Потрогайте воздух. А теперь подуйте на ладошку. Что чувствуете? Теперь подышите. Делаем вывод: воздух может быть холодным и теплым. Когда воздух теплый? (летом). А, когда, холодный? (зимой). Как называется движение воздуха? (ветер). Воздушные массы с Севера - это северный ветер (холодный). Воздушные массы с Юга - это южный ветер (теплый). Предлагаю сделать ветер с помощью веера. Воздух находится везде вокруг нас, со всех сторон.

А сейчас проведем еще один опыт. Посмотрим, загрязняет ли воздух пламя от свечи? Подержим над пламенем свечи стекло, что мы увидели, стекло снизу почернело - покрылось слоем копоти.

        Физкультминутка: «Цветы».

- Раз, два, три – выросли цветы. К солнцу потянулись высоко,

Стало им приятно и тепло. Ветерок пролетал, стебелечки покачал.

Влево качнулись, низко пригнулись. Вправо качнулись, низко пригнулись.

Ветерок, убегай! Ты цветочки не сломай!

Пусть они цветут, растут, детям радость несут.

Воспитатель: А теперь поговорим о другом объекте неживой природы, отгадайте загадку, и вы узнаете, о чем мы будем говорить:

Отгадайте загадку:

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране …

Как сосулька, замерзает.

В дом туманом к нам вползет.

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит.

Растворяет сахар в чае,

Мы ее не замечаем…(вода)

Воспитатель: Может ли человек прожить без воды?

Дети: «Нет».

В: Почему? Для чего еще нужна вода? (пить, мыться, стирать, купаться, поливать, готовить еду, спасает нас от жары). Да, без воды нам не прожить. А какие вы еще знаете превращения воды? Дети: в лед, в снег, в пар. Когда вода превращается в лед?

Что можно сказать о воде? Какая вода? (прозрачная, не имеет запаха, цвета; бывает холодная, теплая, горячая). В ваших стаканчиках налита вода. Подуйте на нее. Что мы видим?

Дети: вода движется.

Воспитатель: А можно воду услышать? Где ее можно услышать?

Дети: в кране, в реке, водопад, морской прибой. Предлагаю перелить воду из одного стакана в другой, медленно, тонкой струйкой. Что мы слышим? (вода журчит).

В : А сейчас проведем еще несколько опытов и посмотрим, как растворяются в воде разные вещества. У меня есть сахар и песок (растворим в одном стакане сахар, а в другом стакане песок). Делаем вывод: сахар в воде растворяется, а песок не растворяется. Вода с сахаром осталась прозрачная, а вода с песком мутная. Теперь проверим, как предметы тонут в воде. В стаканчик с водой бросаем камушки, кнопки железные, деревянные палочки, кусочки ваты, бумажки. Делаем вывод: тяжелые предметы тонут, а легкие плавают.

Воспитатель: А сейчас давайте «покажем» как кровь движется у нас по капиллярам. Возьмите салфетки, конец ее намочите водой, и посмотрим движение воды(крови).  ОПЫТ «КАПИЛЛЯРНОЕ ДВИЖЕНИЕ»

С помощью следующего опыта можно  посмотреть как цветы пьют воду и распускаются. Опыт «ЦВЕТЫ НА ВОДЕ».

Подводим итог.

Воспитатель:  Чем же сегодня мы с вами сегодня занимались? (проводили опыты, эксперименты с водой и воздухом). А теперь проверим, как вы все запомнили. Поиграем в игру «Правильно - неправильно».

1.Воздух прозрачный (прав.)

2.Воду нельзя увидеть (неправ.)

3.Вода льется, журчит (прав.)

4.Ветер – это движение воздуха (прав.)

5.Соль растворяется в воде (прав.)

6.Камень не тонет в воде (неправ.)

7.Вода превращается в лед на морозе (прав.)

8.Деревянная палочка тонет в воде (прав.)

9.Воду можно увидеть и услышать (прав.)

10.Воздух невидимый (прав.)

11.сахар не растворяется в воде (неправ.)

У чистой воды нет цвета - вода бесцветна. Вода не имеет запаха (понюхать).

Апельсин - вода (сравнить запах). Вода безвкусна - она принимает вкус того, что в нее опускают. Нужно беречь воду, нельзя загрязнять реки и озера.

Воздух не имеет запаха; если пахнет дымом или газом, это значит, что воздух загрязнен. Немедленно сообщить об этом взрослым.

Библиография:

1.Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004 г. - 159 с.

2.Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет. - Издательство: ТЦ Учитель г. Воронеж, 2009.

3.Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет. Автор-составитель: Зубкова Н.М. - С-Пб.: Речь, 2006 г. – 64 с.

4.Гризик Т. Познаю мир. - М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника». - 2004 г. – 128 с.

5.Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.

6.Дыбина О. В. Творим, изменяем, преобразуем: занятия с дошкольниками. М., 2002.

7.Дыбина О. В. Что было до…: Игры - путешествия в прошлое предметов. М.1999.

8.Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ «Сфера», 2003 г. - 56 с.

9.Ковинько Л. Секреты природы - это так интересно! - М.: «Линка-Пресс», 2004 г. - 72 с.: ил.

10. Машкова С.В. «Познавательно – исследовательские занятия с детьми 5-6 лет на экологической тропе»

11.Николаева С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду. - М.: Педагогическое общество России, 2003. – 80с.

12.Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации./ под общей редакцией Прохоровой Л.Н. - 3-е издание., исправленное и дополненное. М.: АРКТИ, 2005 г. - 64 с.

13.Перельман Я.И. Занимательные задачи и опыты. Екатеринбург, 1995.

14.Рыжова Н. Опыты с песком и глиной. // Обруч, 1998. - №2.

15.Смирнов Ю.И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.

16.Смирнов Ю.И. Огонь: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.

17.Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста»

16. Экологическое воспитание дошкольников. / Под ред. Л.Н. Прохоровой. - М.: АРКТИ, 2003. - 72с.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый просмотр к педагогическому совету «Метод проектов как форма организации единого образовательного пространства» Конспект совместной деятельности в режимные моменты взрослого с детьми старшего дошкольного возраста

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних ...

Опытно-экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «Опыты с водой, снегом и льдом» с элементами ТРИЗ

laquo;Опыты с водой, снегом и льдом»Цель: Развитие наблюдательности детей, их умений сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы.За...

Организованная опытно-экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Вода и свойства воды»

Организованная опытно-экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Вода и свойства воды» ...

Конспект по организованной образовательной деятельности с опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшей группы на тему «Очистка воды».

Цель: знакомство детей со способами очистки воды.ЗадачиОбразовательные:• закрепить знания детей о свойствах воды и ее значение для всего живого;• познакомить со способами очистки воды, ...

Проект «Опытно-экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Вода»

ПРОЕКТОпытно-экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста на тему : «Вода»По доминирующей деятельности : познавательно - исследовательский, тво...

Конспект совместной деятельности по опытно-экспериментальной деятельности с детьми средней группы «Воздух и вода».

Цель: Формировать и расширять знания детей о свойствах и значении воды и воздуха в жизни человека...