Работа с семьёй в детском саду с целью создания единого образовательного процесса.
методическая разработка

Гугучкина Елена Леонидовна

Опыт работы . Самообразование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Опыт работы . Самообразование.60.1 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 28»

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Работа с семьёй в детском саду с целью создания единого образовательного процесса»

Гугучкина Елена Леонидовна

воспитатель

2020 год

Могучая духовная сила воспитания заложена в том,

 что дети учатся смотреть на мир глазами родителей.

 Только в совместной деятельности родители

лучше узнают своих детей, становятся ближе.

                                                                                           В. А.Сухомлинский

Актуальность проблемы

Полноценное развитие и воспитание ребенка невозможно без участия родителей и близких. Это понятно и всем педагогам. Но проблема взаимодействия с семьями воспитанников остаются актуальными и сложными для практических работников детских учреждений. Изменилось время, изменились родители, изменился ребенок.  

Необходимость тесного сотрудничества и содружества общественного воспитания с семьей декларируется практически в каждом российском нормативно-правовом или методическом документе. Это объясняется социально-экономическими изменениями в стране, ростом психолого-педагогического знания, повышением требований к уровню воспитания и образования подрастающего поколения.

Актуальны проблемы взаимодействия с семьей еще и потому, что в современном обществе наблюдается кризис семьи: не ценится само понятие «семья», все еще употребляется понятие «гражданский брак», в большинстве семей воспитывается один ребенок. Гораздо престижнее стало сделать карьеру, чем родить и вырастить детей. В наше время, когда большинство семей озабоченно решением проблем экономического, а порой физического воспитания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личности развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знаниями возрастных индивидуальных особенностей развития ребенка, которой осуществляют воспитание вслепую, по старинке, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов.

Часто можно наблюдать следующую ситуацию: малышу нанимают няню, а мама быстрее выходит на работу зарабатывать деньги, строить карьеру, самореализовываться. И если в период обучения в школе родители хоть как-то пытаются понять проблемы ребенка, посещают собрания и вникают в суть происходящих ситуаций. То в детском саду, как уверены родители, такое участие неактуально.  

Сегодня перед большинством детских садов стоит сложная задача – привлечь родителей к педагогическому взаимодействию с ребенком, уйдя при этом от заорганизованности и скучных шаблонов, не поощрять принятие родителями позиции потребителя образовательных услуг, а помочь им стать своему ребенку настоящим другом и авторитетным наставником. Папам и мамам необходимо помнить, что детский сад – только помощник в воспитании ребенка, и потому они не должны перекладывать всю ответственность на педагогов и устраняться от воспитательно – образовательного процесса.

Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и ДОУ. Положительный результат, может быть достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства (ЕОП), подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами ДОУ и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка.

Важнейшим признаком ЕОП и одновременно условием его создания служат определение и принятие участниками педагогического процесса общих целей и задач воспитания дошкольников, которые формируются в единой программе воспитания, обучения и развития детей.

Современные программы образования дошкольников строятся на основе концепции дошкольного воспитания, достижений психологий и педагогики. Однако родители, выступающие социальными заказчиками образовательных услуг, часто не обладают глубокими знаниями в этой области. Поэтому цель и задачи общественного воспитания должны быть предметом детального обсуждения педагогами и родителями, в ходе которого педагогу необходимо донести до семьи свое видение результата воспитания ребенка и согласовать его с педагогическими установками родителей. Следующим признаком и условием создания ЕОП должны стать выработка и принятие единых требований, предъявляемых к ребенку дома и в ДОУ. Это способствует не только созданию психологического комфорта для ребенка, но и укреплению авторитета родителей и педагогов. Не менее важным признаком и условием создания ЕОП становятся выработка общего подхода к решению проблем воспитания, выделение, обобщение и согласование педагогических методов и приемов на основе изучения воспитательного опыта семьи и передача родителям информации о технологиях образовательного процесса.

Цель данной работы - обобщение педагогического опыта, помогающего воспитателям детских садов проводить работу с родителями интересно, с учетом новых форм взаимодействия, создавать в детском саду атмосферу творческого общения, взаимопонимания поддержки.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Цель: вовлечение семьи в единое образовательное пространство; установление партнёрски  - дружеских отношений в педагогическом процессе.

Задачи:

- установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;

- создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоционального;

- активизация и обогащение воспитательных и образовательных умений родителей;

- реализация единого подхода к воспитанию и обучению детей в семье и детском саду на основе Федеральных государственных образовательных стандартов.

Предполагаемый результат:

- выработка партнерско – дружеских отношений в взаимодействии с родителями;

- повышение педагогической грамотности родителей на основе Федеральных государственных образовательных стандартов;

- обогащение опыта межличностного общения детей, родителей и педагогов;

- продуктивное творческое взаимодействие педагогов и родителей.

Описание опыта:

В 2015 г. набрав группу малышей, я начала задумываться над решением  проблемы взаимодействия детского сада и семьи, так как традиционные родительские собрания и консультации не давали нужного эффекта. Родители принимали в них лишь формальное участие. Получалось, что семья и педагог, воспитывая одного и того же ребенка, были изолированы друг от друга. Я решила искать новые формы. Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ вела по четырем направлениям.

Информационно – аналитическое направление

С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка, я начала работу с анкетирования «Сотрудничество детского сада и семьи».  

Для себя разработала критерий, который назвала «включенностью» родителей в образовательный процесс. Сначала этот критерий отражал количественные показатели присутствия родителей на групповых мероприятиях: посещение родительских собраний и консультаций, присутствие родителей на детских праздниках, участие родителей в подготовке и проведении экскурсий, тематических занятий, участие в выставках, конкурсах, посещение «Дня открытых дверей», помощь родителей в оснащении педагогического процесса. Позднее  выделила для себя качественные показатели: инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых.

Такой анализ позволил выделить три группы родителей:

1) Родители – активисты, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения.

2)  Родители – исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации.                                         

3) Родители – наблюдатели. Изменение восприятия родителей, как участников образовательного процесса, привело к изменению понимания типов семей: активные участники педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих детей; заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью специалистов; равнодушные, живущие по принципу «меня воспитывали так же». У меня появилась возможность дифференцированного подхода к родителям во время проведения совместных мероприятий.

Познавательное направление.

Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста.

В нашем детском саду созданы все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка. Совместная работа воспитателей ДОУ по реализации образовательной программы обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса.

Активные формы и методы работы с родителями

Мною использовались активные формы и методы работы с родителями:

- посещение семей воспитанников на дому;

- родительские собрания в нетрадиционной форме.

 Собрание форме круглого стола «Семейные традиции», «Родительская гостиная».

- консультации «Детская застенчивость», «Характер ребёнка зависит от Вас», «О правильной осанке», «Если ребёнок плохо ест», «Воспитание любознательности у детей» и многие другие;

- занятия с участием родителей «Незнайка в гостях у дорожных знаков», «Наша дружная семья»;

- совместные проекты «Моя родословная»;

- выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями: "Светофорик», «Мастерская Деда Мороза», «Увлечения моей семьи», «Родословное дерево», «Осенняя фантазия»;                                            

- дни открытых дверей;

- участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;

- оформление фотовыставок «Что нам осень подарила», «Мамы разные нужны, мама разные важны», «Папа - солдат»;

- совместное создание предметно – развивающей среды;

- работа с родительским комитетом группы;

- беседы с детьми и родителями «Как правильно одеваться», «О маршруте выходного дня»;

Одной из основных форм работы по педагогическому просвещению семьи является родительское собрание. Хочу сказать о том, что я ушла от устаревшего лекционного метода проведения собрания. Использую такие приемы, которые активизируют внимание уставших родителей, способствуют более легкому запоминанию сути бесед, создают особый настрой на доброжелательный разговор. После небольшого вступления перехожу к дискуссии, в качестве примеров использую моменты из жизни группы, включаю инсценирование фрагментов из практики воспитания детей, включаю практические задания, игры, эстафеты, музыкальное оформление.

Зная, как важна атмосфера дружеских взаимоотношений между педагогом и родителями, первое родительское собрание «Давайте познакомимся» я провела в нетрадиционной форме. Очень тщательно к нему готовилась, ведь успех собрания во многом обеспечивается его подготовкой. Очень хотелось заинтересовать посещением собраний родителей вновь пришедших детей. Мною была подобрана музыка, подготовлены пригласительные билеты, постаралась создать в группе атмосферу добра, уюта и тепла. Начиналось оно с приветствия и благодарности за решение родителей отдать ребенка в нашу группу. Игра «Давайте познакомимся и будем дружить» объединила взрослых.

В своей практике я использую буклеты, содержащие информацию, которую необходимо корректно донести родителям, но не всегда имеется возможность   поговорить без посторонних. Они с интересом относятся к небольшим по объему текстовым материалам, рекомендациям, советам, которые носят характер краткой памятки.

К собраниям готовлю выставку детских работ. Этот прием помогает мне привлечь на родительское собрание большее количество родителей. Каждый идет посмотреть на успехи своего ребенка, а не слушать сухую информацию о нем. На каждом собрании выражаю благодарность родителям, которые уделяют много внимания своим детям и помогают в совместной работе. Было очень приятно видеть счастливые глаза родителей, когда им вручали грамоты или благодарности. Родители стали активными участниками многих мероприятий, непременными помощниками, научились взаимодействовать друг с другом в роли игровых партнеров. Большая работа с родителями была проведена при подготовке детей к школе.

Были разработаны конспекты совместных занятий «Путешествие в Букволандию», КВН «День знаний», проведены консультации «Факторы успешной подготовки и адаптации детей к школе», «Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу». Было проведено родительское собрание на тему «Будущие первоклассники». Был приглашен: учитель школы. Родители познакомились с требованиями, которые предъявляет школа к ученикам, получили необходимые консультации, им были предложены игры и игровые упражнения по развитию умственных способностей детей, игры с буквами и цифрами.

Наглядно – информационное направление

Наиболее важным в информационно – просветительской работе с родителями является оформление наглядных материалов для родителей. Это:          

- информационные стенды;

- буклеты;

- листовки;

- памятки;

- тематические стенгазеты к выпуску которых я так же привлекаю родителей.

Форма работы через родительские уголки является традиционной, в нём я разместила следующие сведения:

  • направление деятельности детского сада;
  • практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания. 

Наглядно – информационный стенд дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности. Информацию меняется согласно сезона, выставляются консультации по возникшей проблеме. Главное в этой работе постоянство и систематичность, ее актуальность. Активность родителей в создании фотогазет, выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными. Совместный труд сплачивает семью, о чем говорят отзывы самих родителей.

Досуговое направление.

Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным и полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.

В группе проводились:

- развлечения «Супер - Мама»,

- спортивный досуг «Мама, папа, я — спортивная семья»,

- спортивный праздник «За здоровьем всей семьёй».

Традиционным стало проведение ежегодной акции: «Подари книгу детям».

У многих дома есть книги, из которых дети «выросли». Сколько воспитательных моментов таит в себе эта маленькая акция! Это и бережное отношение к старым вещам; при этом дети учатся не только принимать подарки, но и делать их – это большой труд, воспитание души.

Теперь у нас в группе целая библиотека, созданная благодаря родителям.

Участие семей в конкурсах на лучший рисунок, поделку из природного материала не только обогащает семейный досуг, но и объединяет детей и взрослых в общих делах. Чтобы привлечь родителей к участию в конкурсах, выставках, я заранее вывешиваю яркое сообщение и, обязательно, проговариваю с каждым родителем, подчеркивая детское желание поучаствовать в этом мероприятии. Они не остаются равнодушными: собирают рисунки, фотографии, готовят вместе с детьми интересные поделки. Результат совместного творчества детей и родителей способствовал развитию эмоций ребенка, вызвал чувство гордости за своих родителей. Это помогает мне лучше узнать моих воспитанников.

Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую – либо работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители. «Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных намерениях», - писал Ф. Ларошфуко. Я думаю, что это актуально всегда и везде. Не забывайте хвалить «своих» родителей.

Создание единого образовательного пространства невозможно без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными и тогда все получится. На сегодняшний день можно сказать, что у меня сложилась определенная система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты:

- родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя;

- создана атмосфера взаимоуважения, партнёрско – дружеских отношений.

Опыт работы показал: позиция родителей как воспитателей стала более гибкой. Теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании детей.

Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. 98% родителей посещают родительские собрания, активно участвуют в праздниках и развлечениях, проектной деятельности.

Сравнив данные, полученные в начале и конце проведенной мной работы, я построила диаграмму, которая наглядно показывает повышение уровня заинтересованности и активности родителей.

Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.

В результате проделанной работы, при использовании различных форм и методов общения педагога с родителями, повысилась психолого-педагогическая грамотность родителей, установились партнерско – дружеские отношения между педагогом и родителями, а также повысилась культура межличностного взаимодействия детей в группе                                                            

Опыт работы позволяет сделать следующие выводы: 

 Семья и детский сад два воспитательных феномена, каждый из которых по – своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.                                  

Только в гармоничном взаимодействии детского сада и семьи можно компенсировать и смягчить друг друга. Для меня это стало возможным только благодаря объединению сил и сотрудничеству с родителями.

Я не останавливаюсь на достигнутом и продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и беречь близких им людей.

Список литературы:

1. Осипова Л.Е. Работа детского сада с семьей. – М.: «Издательство Скрипторий 2003»,2009. -72с.

2. Осипова Л.Е. Родительские собрания в детском саду. Старшая группа. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. - 64с.

3. Осипова Л.Е. Родительские собрания в детском саду. Подготовительная группа. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. - 56с.

3. Зверева О.Л. Родительские собрания в ДОУ: методическое пособие/О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. - М.: Айрис — пресс, 2006. - 128с. - (Дошкольное воспитание и развитие)

4. Занимаемся, празднуем, играем:сценарии совместных мероприятий с родителями/ авт. –сост. Т.И. Кандала, О.А. Семкова, о,в, Уварова. – Волгоград: Учитель,2014. -143с.

5. Продуктивное взаимодействие с детьми и их родителями. Логунова Н.В., Журнал «Воспитатель ДОУ» № 3(9) 2008г.

6. Детский сад и семья / Т.А. Маркова, М.В. Загик, В.М. Иванова и др.; Под редакцией Т.А. Марковой. - М.: Просвещение, 1981. - 176с. - (Библиотека воспитателя детского сада).

7. Воспитателю о работе с семьёй: Пособие для воспитателя детского сада / Л.В. Загик, Т.А. Куликова, Т.А. Маркова и др.; Под редакцией Н.Ф. Виноградовой, - М.: Просвещение, 1989. - 192с.: ил.

8. Педагог и семья. Проблемы взаимодействия. Ю.Гладкова. Журнал «Дошкольное воспитание» № 4 2008.

9. Воспитание детей раннего возраста в условиях семьи и детского сада. Сборник статей и документов / Под ред. Т.И. Оверчук. Сост. Р.А. Горб, И.М. Исаченкова. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

10. Арнаутова, Е.П. Социально-педагогическая практика взаимодействия семьи и детского сада в современных условиях / Е.П. Арнаутова / Детский сад от А до Я. – 2004. - №4. – с. 23-35. 19. Варюхина, С.И. Истоки доброты / С. И. Варюхина. – Минск.: 1987.

11. Гребенников, И.В. Воспитательный климат семьи / И.В. Гребенников. – М.: 1975.

12. Индивидуальная работа с семьей. В. Листраткина. Журнал «Дошкольное воспитание» №5 1993.

13. О.А. Гермашева. Совместная работа с семьей по развитию речи дошкольников. Дошкольная педагогика № 8 (65)/ноябрь/2010.

14. Н.Н. Красюк. Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников. Дошкольная педагогика № 1 (66)/январь/2011.

15.  Фромм А. Азбука для родителей. – Л. Лениздат, 1991.

16. И.А. Пазухина. Без папы – как без рук.Дошкольная педагогика № 2(51)/февраль/2009.

17. Детский сад и семья / Подгот. Т.А. Марковой, В.Р. Ничаевой, Л.В. Загиг, В.М. Ивановой [и др.] ; под ред. Т.А.Марковой. – М.: Просвещение, 1981.

18. Доронова, Т.Н. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство развития: методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений / Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, А.Е. Жичкина, С.И. Мусиенко. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2001.-224 с.

19. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова.- 3-е изд., исправ. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.- 416 с.

20. Коменский, Я.А. Материнская школа / Мчелидзе, Н.Б. [и др.] ; История дошкольной зарубежной педагогики. Хрестоматия, - М.: Просвещение, 1974.

21. Макаренко А.С. Книга для родителей / А.С. Макаренко. – М.: Просвещение, 1968.

22. Маркова Т.А. Воспитание дошкольников в семье / Т.А. Маркова. – М.: 1979.

23. Мухина В. Возрастная психология / В. Мухина. – М.: 1998.

24. Интернет ресурс.                                                                      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование разнообразных форм работы с семьёй в детском саду с целью создания единого образовательного пространства»

Семья – поистине высокое творенье. Она заслон надёжный и причал. Она даёт призванье и рожденье. Она для нас основа всех начал. (Е.А. Мухачёва)...

Опыт работы воспитателя Земсковой Т.А. на тему: «Использование разнообразных форм работы с семьёй в детском саду с целью создания единого образовательного пространства»

Опыт работы воспитателя Земсковой Т.А. на тему: «Использование разнообразных форм работы с семьёй в детском саду с целью создания единого образовательного пространства»...

Опыт работы«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗНООБРАЗНЫХ ФОРМ РАБОТЫ С СЕМЬЁЙ В ДЕТСКОМ САДУ С ЦЕЛЬЮ СОЗДАНИЯ ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА»

В опыте работы раскрываются  инновационные методы работы с родителями, позволяющие паривлечь родителей к активному участию в ООП....