Консультация для родителей "Игры с песком и водой"
консультация

Ирина Ивановна Зацепина

На первый может показаться, что возня в песочнице – это всего лишь забава, не более того. Казалось бы, сидит ребенок в песочнице, перебирает пальчиками золотистый песок. Просто играет. Песок – это и забава, и игра. Но, кроме того, это еще и очень полезное занятие, развивающее ребенка во многих направлениях. Пересыпая сухой песок или разминая пальчиками мокрый, ощущая его тепло или прохладу, ребенок обогащает свой тактильный опыт, развивает одно из важных органов чувств – осязание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_igry_s_vodoy_i_peskom.docx28.75 КБ

Предварительный просмотр:

Игры с песком и водой

Летом на площадке наиболее часто дети играют с песком и водой.  

Песок – это природный материал, который пользуется у детей исключительным вниманием. Если даже нет никакого дополнительного приспособления, дети все же находят способы применения песка в игре: они берут песок горстями и, как сквозь решето, просеивают его между пальцами.

На первый может показаться, что возня в песочнице – это всего лишь забава, не более того. Казалось бы, сидит ребенок в песочнице, перебирает пальчиками золотистый песок. Просто играет. Песок – это и забава, и игра. Но, кроме того, это еще и очень полезное занятие, развивающее ребенка во многих направлениях. Пересыпая сухой песок или разминая пальчиками мокрый, ощущая его тепло или прохладу, ребенок обогащает свой тактильный опыт, развивает одно из важных органов чувств – осязание. Как и любые пальчиковые манипуляции, возня с песком влияет на интеллектуальное развитие. Просто удивительно: лепим песочные пирожки, копаем канавки и вместе с тем умнеем, развиваем свой мозг. Насыпая в формочки и ведерки песок и выкладывая песочные фигурки, ребенок тренирует координацию движений, точность и аккуратность. Но и это не все. Любые постройки из песка – это творческий процесс. И чем больше всевозможных песчаных миров будет создавать ребенок, тем лучше будет развиваться его фантазия и воображение. Прямо в песочнице можно изучать географию и математику, учиться считать, читать и писать, знакомиться с основами физики. И наконец, песочница – это место, где дети проходят первую школу социализации. Иными словами, осваивают азы взаимоотношений со сверстниками.

«Песочная терапия» зачастую снимает детскую раздражительность, агрессивность, плаксивость и при этом бурно развивает фантазию. 

Песочница – посредник для установления контакта с ребенком. И если ребенок плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих впечатлениях, или взволнован, напряжен, то в играх с песком все становится возможным. Проигрывая волнующую ситуацию с помощью маленьких фигурок, создавая картину из песка, ребенок освобождается от напряжения и беспокойства. Взрослые же получают возможность увидеть внутренний мир ребенка в данный момент. Через игры с песком легко решаются такие задачи, как развитие коммуникативных навыков. 

В игре с песком дети знакомятся с его свойствами, радуются легкой податливости песка, его текучести, способности принимать любую форму. Песок и вода часто служат стимулом к различным сюжетным играм. Например, положив сырой песок в стаканчик из пластмассы, дети «продают мороженое».

Игры с песком оказывают благоприятное влияние на развитие детского воображения, сообразительности, устойчивости внимания, и главным образом, на развитие и усовершенствование мелких координированных движений пальцев  рук.

Как проводится «терапия» песком?

Детям показывают, как можно, глубоко погрузив руки в песок, перетирать его между пальцами, сжимать, просеивать, т.е. делать самомассаж.

Следует обучать детей проговаривать свои ощущения: «Мне нравится погружать руки в этот песок», «Я чувствую прохладу песка», «Я чувствую крупинки», «Песок теплый, приятный» и т.п.   Пальчики ребенка «гуляют по песку», «танцуют» на песке, «играют как на пианино», «работают на компьютере», прыгают, выполняют зигзагообразные движения и т.д. Эти упражнения наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики учат детей прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. Это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания, памяти. Погрузив кисти рук в песок, ребенку нужно ими шевелить, наблюдая за тем, как изменяется песчаный рельеф. Игра усложняется, если это упражнение проделать во влажном песке.

Дети с интересом оставляют на влажном песке отпечатки ладоней, ступней или следов от ботинок. Нравиться им делать руками отпечатки геометрических форм. При этом дети лучше запоминают их названия и величину (большой, маленький, средний). На песке детей учат рисовать, писать буквы и целые слова (пальцем, палочкой). Это вызывает гораздо больший интерес, чем письмо на бумаге.

«Песочная терапия» - это и возможность обучения предметному и ландшафтному конструированию. Из песка и природного материала (кусочков дерева, веток, шишек, камушков, желудей и т. п.) дети сооружают реки, горы, озера, дороги, туннели, мосты. Вдоль дорог возводят строения и целые города, населяют их жителями (игрушками-фигурками людей и животных). При этом развивается кругозор детей, их речь, пространственная ориентировка, умение сотрудничать друг с другом, работать и играть сообща.

Таким образом, «песочная терапия» позволяет:

  • Стабилизировать психоэмоциональное состояние
  • Совершенствовать координацию движений, пальцевую моторику
  • Стимулировать развитие перцептивной (чувственной) сферы, тактильно-кинестетическую чувствительность
  • Развивать навыки общения и речь (диалогическую и монологическую)
  • Стимулировать познавательные интересы и расширять кругозор
  • Разнообразить способы сотрудничества

В процессе проведения игр и опытов важно придерживаться следующих правил:

  • Игры должны быть безопасны для жизни и здоровья детей
  • Использовать объекты природы ближайшего окружения, встречающиеся в повседневной деятельности детей
  • Использовать различные виды помощи детям: побуждение (просьба), подсказку, наводящий вопрос, совместную деятельность по типу «руки в руки», указательный жест, указательные пути решения, демонстрацию способа решения
  • Не давать готовые умозаключения и выводы, а подводить к этому детей в процессе обсуждения
  • Создавать игровые обучающие ситуации. Связывать результаты опытов с повседневной жизнью, наблюдениями детей.

Игры с песком

Любому ребенку игра с песком доставляет большое удовольствие. Предложите инструменты: совочек, ведерко, формочки разного цвета, объема и конфигурации, грабли, воронку и небольшое сито, а также пластиковые баночки и бутылочки, и ребенок часами будет копаться в песочнице, насыпая песок в формочки и ссыпая его обратно.

Обратите внимание ребенка на то, что песок может быть сухим и влажным.

Сухой песок рассыпается — из него нельзя ничего построить, но зато его можно пересыпать тонкой струйкой или просеивать через сито.

  • Покажите ребенку, как сухим песком можно измерить объем разных формочек и даже бутылочек с узким горлышком, насыпая туда песок через воронку.
  • Покажите как через узкое горлышко бутылки песок высыпается обратно дольше, чем через широкое.
  • Расскажите ребенку, что на этом принципе основаны песочные часы. В давние времена, когда еще не было других часов, именно песочные часы помогали людям отмерять время.
  • Детям постарше для исследования песка можно дать лупу. Насыпав немного песка на белый лист бумаги, вместе с ребенком внимательно рассмотрите песчинки под лупой.
  • Обратите внимание ребенка на то, что они разной формы и размера.
  • Расскажите малышу, как образуется песок. Песчинки — это крохотные камушки, которые получаются от трения и ударов друг о друга больших камней.

Совсем другие игры можно предложить детям с влажным песком.

  • Прежде всего, обратите внимание ребенка на то, что свойства у влажного песка совсем другие, чем у сухого. Влажный песок — другого цвета (он темнее). Он тяжелый и уже не сыплется, но зато из него можно «печь пирожки и куличики». Для этого влажный песок совочком накладывают в ведерко или формочку, утрамбовывают его. Затем переворачивают  и «Пирожок» готов.
  • Можно предложить ребенку испечь много «пирожков» разного размера и формы, а потом посчитать их. Если он слишком велик для нашей куклы, его можно разрезать.
  • Можно организовать игру в «Пекарню». Выполняя просьбы покупателей, продавец будет продавать буханки, половинки и даже четвертинки хлебного каравая. Таким образом, ребенок познакомится в игре с новыми для него математическими понятиями.
  • На сыром песке можно оставлять отпечатки и рисовать. И так далее..

Строительство из песка

  • Отправляясь с ребенком на прогулку, возьмите с собой не только ведерко, лопатку, но и машинку. Пригодится вам и другой строительный материал: бруски, дощечки.
  • Покажите, как построить мост. Для этого с помощью ведерка сделайте два куличика или две песчаные горки на небольшом расстоянии друг от друга, а между ними перекиньте дошечку. Под мостом вполне может проезжать поезд или плыть кораблик. Чтобы машинка могла выехать на мост и съехать с него, присыпьте песок к «опорам» моста с двух внешних сторон.
  • В хорошо увлажненном песке можно сделать туннель и  гараж для маленькой машинки или домик для любимой игрушки. В случае, если игрушек много, имеет смысл построить большой дом, в котором получится сразу несколько квартир на разных этажах.
  • Можно создать и целый город с площадями, скверами, домами и гаражами. Для того чтобы игра стала еще интереснее, можно заранее изготовить из плотного картона плоскостные изображения домов, светофоров, деревьев, людей и прикрепить к ним палочки с заостренными концами. Эти макеты ребенок будет втыкать в песок, и его город станет настоящим.
  • Если у вас есть набор мелких игрушек «Дикие животные», то можно организовать в песочнице настоящий зоопарк, огородив его насыпным забором, сделанным с помощью ладоней. Пригодятся для строительства кирпичики и тонкая дощечка — перекладина для ворот. Можно использовать в строительстве и формочку, закопанную в песок вровень с землей и наполненную водой. Получится хороший пруд для водоплавающих птиц или бассейн для белого медведя.

Игры с водой

Игры с водой – одни из любимых детских забав. Не удивительно, ведь игры с водой полезны не только для развития тактильных ощущений и для мелкой моторики. Вода развивает различные рецепторы, успокаивает, дарит положительные эмоции. Во что же можно играть с водой?

Игра со струей воды

Подставляйте под струю ладошку ребенка, изучайте падение воды, разбрызгивайте ее. Можно, например, предложить ему наполнить водой сначала стакан, а потом — столовую ложку. Причем струя воды может быть как теплой, так и холодной, как сильной, так и тонкой.

Водопад

Для этой игры вам пригодятся любые игрушки, с помощью которых можно переливать воду: лейка, маленькая мисочка, небольшой кувшинчик или простой пластиковый стакан. Малыш набирает воду в емкость и, выливая ее, создает шумный водопад с брызгами. Обратите внимание, что чем выше водопад, тем громче он «шумит». Водопад можно построить из песка и камней.

Вода принимает форму

Для этой игры понадобятся: надувной шарик, резиновая перчатка, целлофановый мешочек, пластиковый стакан. Ребенок наполняет шарик, перчатку или мешочек водой с помощью пластикового стакана. Родителям стоит обратить его внимание на то, что вода принимает форму того предмета, в который ее налили.

Окрашивание воды

Подкрасьте воду акварельными красками. Начать лучше с одного цвета. В одной бутылке (пластиковой, прозрачной) сделайте концентрированный раствор, а потом разливайте этот раствор в другие бутылки. Разливая концентрированный раствор по емкостям, долейте воды и посмотрите, где вода получилась темнее, где светлее.

Тонет – не тонет

Возьмите предметы из разных материалов: металл, дерево, пластмасса, резина, ткань, бумага. Опуская по очереди различные предметы, ребенок наблюдает, погружаются ли они в воду и что с ними происходит.

Маленький рыбак

Мелкие предметы бросают в бассейн или тазик. Это будут рыбки. Ребенку выдается «удочка» — половник с длинной ручкой, которой он будет вылавливать рыбок. Можно также половить рыбок «сачком» — для этого подойдет дуршлаг или сито.

Растворяется или не растворяется

Что еще может растворяться в воде, кроме красок?

Пусть малыш наливает в воду (теплую или холодную) разные жидкости. Сок, молоко, кефир, сироп, мед, варенье или даже несколько капель подсолнечного масла. А если сыпать в воду разные порошки? Сахар, соль, муку, крахмал, растворимый или нерастворимый кофе. А если бросать в воду твердые предметы? Кусочек мыла или сахара или что-то другое. Что происходит с водой? Меняется ли ее цвет? Прозрачность? Растворяется ли то, что мы кидаем в воду сразу же, после размешивания или через некоторое время?

Пузыри
Следует научить ребенка пускать пузыри в воду. Это может стать элементом, закрепляющим навык, необходимый для ныряния и плавания. Можно попробовать делать это через трубочку.

Наливай-ка

Для этой забавы нужна воронка, пластиковый стакан и различные пластиковые емкости с узким горлышком. С помощью стакана ребенок наливает воду в бутылки через воронку. Можно просто лить воду через воронку, высоко подняв ее.

Выжми мочалку

Взрослый дает ребенку губку и просит наполнить водой миску. Но сделать это надо только с помощью губки, набирая воду и отжимая потом в миску.

Игра с мылом

Маленький кусочек детского мыла отпускается в ванную с сидящим там ребенком — пусть попробует его поймать. Можно придумать сюжетные игры с водой и мылом.

Много, много пены

Взрослый выливает немного детской пены в ванную, где находится ребенок. С помощью собственных рук ребенок взбивает пену.

Фокус


Наполните водой пластмассовую чашку, затем накройте ее кусочком бумаги. Прижимая чашку рукой, переверните чашку вверх дном. Теперь, осторожно скользя по бумаге, можно отвести руку. Фокус заключается в том, что вода не выливается.

Поймай льдинку

Взрослый опускает в миску с теплой водой 5-10 небольших льдинок. Наблюдаем за ними, рассказываем о свойствах воды.

Брызгалка


В пробке пластиковой бутылки проделать несколько дырочек, заполнить бутылку водой и дать получившуюся брызгалку ребенку. Можно брызгать на дальность — тогда главной целью будет выпустить самую длинную струю. А можно стрелять из брызгалки в цель, развивая тем самым меткость или просто рисовать на асфальте. Дайте ребенку брызгалку в жаркий день и он сам сможет придумать новые игры с водой.

Сквозь сито

Поставьте перед ребенком тазик с водой, пусть малыш льет воду из стакана в сито. В игре ребенок познает назначение предметов и свойства вещества. Объяснить почему вода утекает ребенок сможет самостоятельно.

Купание куклы (игрушки)

Вам понадобятся: губка, мыло, кружка (или кувшин) и полотенце. Предложите ребенку искупать куклу (игрушку) при помощи губки и мыла. Затем попросите вытереть куклу и надеть на нее чистую одежду.

Вымой нос, вымой коленки

Иногда бывает трудно остановить развеселившегося ребенка и заставить его мыться. Попытайтесь на чем-нибудь заострить его внимание: пусть ребенок моет каждую часть тела по очереди. При этом быстро называйте отдельные части тела, особенно те, которые расположены далеко друг от друга (например, нос, а потом колени). Это придаст игре динамичность и сократит время купания, заставив ребенка мыться быстрее. Для разнообразия можно спеть какую-нибудь спокойную песенку или пока ребенок моется, пусть попробует сочинить стишок о каждой части тела:

Нам с мочалкой не до скуки,

Натираю мылом руки,

Мылом ноги натираю —

Это я себя стираю!                            

Трудно найти среди природных богатств более любимое детьми, чем вода. При любых водных процедурах ребят неудержимо тянет поиграть с водой. Если не обеспечен контроль со стороны взрослых, то дети во время умывания и мытья рук больше играют с водой, чем занимаются умыванием. После дождя, выйдя на площадку, ребята тянутся к лужам, чтобы потопать ножками по воде. Дети очень любят душ или обливание. Словом, при всяких водных процедурах ребята стараются максимально использовать воду для игры.
Организованные занятия с водой настолько увлекают детей, что их трудно отвлечь от нее, переключить на другой вид деятельности.

В жаркие летние дни дети с удовольствием плещутся в воде, наблюдают за плавающими фигурками — рыбками, лягушками, лодочкой, водят их по воде, вынимают их из воды и снова погружают, зачерпывают воду ведерками, переливают ее и т. п.

Игра с водой не только развивает устойчивость внимания, мелкие координированные движения, обогащает чувственный опыт, но и обучает ребенка различным техническим приемам. Например, при стирке лоскутов или кукольного белья ребенок учится смачивать материю водой, натирать ее мылом, простирывать натертые мылом места, отжимать выстиранную вещь. Игры с песком и водой можно комбинировать. Перед игрой с сырым песком ребенок предварительно смачивает его водой. После игры ребенок моет в воде игрушки, которыми пользовался.

 Все эти приемы, которыми овладевают дети в раннем детстве по средством интересной и веселой игры, развивают зачатки трудового процесса, ожидающего их в более старшем возрасте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Летние игры с песком и водой"

Любимая детская деятельность в летний период — строительство из песка. Главным условием организации данной работы является подготовка песка к работе. Он должен быть чистым (при необходимости просеянны...

Консультация для родителей "ИГРЫ С ПЕСКОМ И ВОДОЙ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ"

Данный материал сможет помочь родителям организовать игры с природным материалом в домашних условиях....

Консультация-Игры-с-песком-и-водой

Эта консультация поможет родителям познакомиться с играми для детей 4-х лет....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "ИГРЫ С ПЕСКОМ И ВОДОЙ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ"

Игры с водой создают у детей радостное настроение, повышают жизненный тонус, дают детям массу приятных и полезных впечатлений, переживаний и знаний....

Консультация "Игры с ветром, песком и водой"

Непосредственный контакт ребенка с песком, водой, воздухом, предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, жел...

Консультация "Летние игры с песком и водой"

Консультация для родителей...

.Практическая консультация: «Оборудование для игр с ветром, водой, песком. Экспериментирование дошкольников на прогулке». (Консультация для воспитателей)

В детском возрасте игра не является самой главной, а считается ведущим видом деятельности – экспериментирование.В процессе эксперимента каждый ребенок получает удовольствие и любознательность, н...