Коммуникативно-речевое общение неговорящих детей раннего возраста
статья (младшая группа)

Вересова Анна Владимировна

     Государственное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение детский сад «Кудесница»  компенсирующего вида Петроградского района Санкт-Петербурга

 

Коммуникативно-речевое общение неговорящих детей раннего возраста

 

Подготовила:

воспитатель 

Вересова Анна Владимировна

 

    Речь рождается в общении. Организуя общение, детей мы стимулируем речевую деятельность и с помощью речевых средств развиваем коммуникацию детей. Речь – это результат не одной функции коры головного мозга, а результат комплекса        взаимодействия многих систем: двигательной, сенсорной, коммуникативной и т.д.

    Как появляется речь? Этот вопрос волнует не только учёных. Мы практики-педагоги в своей работе ищем ответ на этот вопрос. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_nsportala.docx19.05 КБ

Предварительный просмотр:

Коммуникативно-речевое общение неговорящих детей раннего возраста

     Речь рождается в общении. Организуя общение, детей мы стимулируем речевую деятельность и с помощью речевых средств развиваем коммуникацию детей. Речь – это результат не одной функции коры головного мозга, а результат комплекса взаимодействия многих систем: двигательной, сенсорной, коммуникативной и т.д.

    Как появляется речь? Этот вопрос волнует не только учёных. Мы практики-педагоги в своей работе ищем ответ на этот вопрос. По мнению ученых для возникновения речи необходимы две составляющие:

  1. Врожденный толчок (генетический фактор).
  2. Поддержка среды (социальный фактор).

    Мы в работе с детьми по речевой стимуляции создаём эту «поддержку среды». М.И. Лисина определила основные формы общения ребенка от рождения до семи лет. Знания онтогенеза коммуникативной деятельности помогает нам на практике. Потребность в общении у наших детей на разных уровнях, наверное, это зависит и от познавательной активности ребенка и от эмоциональной сферы и т.д. Одни дети на ситуативно-личностном уровне общения, что соответствует более раннему возрасту. Другая группа детей на ситуативно-деловому уровне, что ближе к возрастным нормам. Ситуативно-деловая форма общения – это взаимодействие ребенка со взрослыми, потребность быть вместе, стремление к сверстникам. Общение взрослого с ребенком – это не просто действие (показ) со стороны педагога, а взаимодействие с ребенком, формирование диалога простыми средствами. Формализованные занятия, сидя за столом не эффективны. Произвольное внимание еще очень слабое, в стадии формирования. Необходимо опираться на занятиях на непроизвольное внимание, использовать двигательную активность детей, их эмоциональную отзывчивость.

     Как в процессе ситуативно-делового общения мы стимулируем речь? В такую форму общения очень легко вписываются логоритмические упражнения. Логоритмика – это речь и ритм; музыка и речь; речь и движение. Это целая система музыкально-двигательно-речевых ритмичных упражнений и заданий. Дети легко на эмоциональном уровне вступают в этой ситуации в контакт, по подражанию производят простые движения, понимают простой смысл текста и непроизвольно выдают элементарный речевой ответ. Это и волевые проявления, так как нужно переключатся с одного на другое, начать движение с речью, закончить его. Наша задача закрепить их в памяти. Детям нравится эти задания, они с удовольствием повторяют их, воспроизводят отдельные звуки, ударные слоги, сочетая их с движением. Слухо-речевую память закрепляет память тела. У детей появляется гордость за свои достижения.

     В дошкольных учреждениях всё чаще встречаются дети со сложным дефектом – болезнь Дауна и дети после кохлеарной имплантации (КИ). Дети после кохлеарной имплантации отличаются от остальных детей. Отличие проявляется сразу в период адаптации. Хочется отметить, что все дети выходят из семьи и формируют свои первые шаги в большом социуме. Этот стресс дети переживают по-разному. Внимание, доброжелательность, ласковый голос  всё это помогает детям пережить трудный период. У детей с КИ адаптация проходит тяжелее. Привлечь их внимание очень сложно: они не реагируют на голос, долго к нему привыкают, не различают шумы окружающий среды, что затрудняет  им быстро адаптироваться к новым условиям. Чтоб привлечь внимание ребенка, необходимо взять за руки, привлечь внимание к лицу, выполнить с ним действие. Они не ищут контакта с детьми, а наоборот пытаются уединится. На индивидуальных коррекционных занятиях долго вырабатывают слуховые ориентировочные реакции на неречевые звуки, на музыкальные инструменты. Реакции эти очень не устойчивые. Многие звуки вызывают повышенные реакции. Трудно различают, далеко или близко находится источник шума. Восприятие звуков речи отрабатывается еще медленнее. Понимание названия игрушек, частей лица закрепляется очень долго. Дети быстро устают, негативируют, закрывают уши, уединяются. Постепенно эти дети вступают в контакт с помощью тех же логоритмических упражнений. По подражанию производят отдельные действия, эмоционально реагируют, понимают отдельные названия предметов, действий, воспроизводят элементарные речевые продукции в виде ударного гласного, слога.

     Подводя итоги, хочу отметить, что ранняя стимуляции у неговорящих детей при различной степени сложности речевого дефекта актуальна, как никогда. Ранняя коррекция облегчает течение речевого недоразвития, активизирует формирование речевой деятельности.    

Список используемой литературы

  1. Логопедическая разминка. Для развития речи дошкольников. Пособие для родителей и педагогов. Астрель, Москва, 2006
  2. Логопедическая помощь детям раннего возраста. Учебное пособие. Высшие профессиональное образование. Е.Ф.Архипова. Мозаика-синтез, Москва, 2015
  3. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста. Е.А.Екжанова, Е.А.Стребелева. КАРО, СПб, 2008
  4. Психолого-педагогическая диагностика. Под ред. И.Ю.Левченко, С.Д.Забрамная. Академия, Москва, 2003
  5. Создание условий адаптации детей раннего возраста к детскому саду. А.В.Найбауэр

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие навыков общения у детей раннего возраста средствами нетрадиционного рисования

В ПОСОБИИ ПРЕДСТАВЛЕНА  СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ОБЩЕНИЮ ПОСРЕДСТВОМ НЕТРАДИЦИООНЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ, РАССМОТРЕНО ПЕРСПЕКТИВНОЕ  ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ НЕ...

ФОРМИРОВАНИЕ ПОТРЕБНОСТИ В ОБЩЕНИИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

О значении потребности в общении ребенка со взрослым для его психического развития и эмоционального состояния....

«Коммуникативно-речевое общение неговорящих детей раннего возраста»

В детском саду, в котором я работаю, сложный контингент воспитанников. Это дети раннего дошкольного возраста с кохлеарными имплантами, с тяжелыми нарушениями речи, с синдромом Дауна.   Речь ...

Рекомендации родителям неговорящих детей (ранний возраст)

Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального и речевого окружения, от воспитания обучения, которые начинаю...

,,Кукольное пространство для ,,неговорящих" детей раннего возраста"

    В современном мире коммуникаций и ценности информации одной из распространенных является проблема речевого развития детей. У каждого второго ребенка в возрасте от 2 до 4 лет наблю...

Проект «Кукольное пространство для «неговорящих» детей раннего возраста»

Проект направлен на повышение речевой активности детей раннего возраста...