Метод проектов в образовательном процессе ДОО.
учебно-методический материал

     Перед педагогами стоит задача уже в дошкольном возрасте закладывать позиции самостоятельности, активности, инициативности у детей в поиске ответов на  вопросы, систематизировать информацию, использовать полученные знания, умения в играх и практической деятельности.  Как показывает образовательная практика, такую возможность дает метод проектов, позволяющий педагогам расширить образовательное пространство, придать  ему новые формы, дать возможность развития творческого мышления ребенка. 

    О перспективности метода проектов свидетельствует те факты, что он дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведение сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики познания, пытливость ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности. (13)

       Метод проектов можно представить, как способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога, воспитанника и его родителей, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.  В дошкольном образовании метод проектов рассматривается как один из вариантов интеграции; использование метода в обучении дошкольников – подготовительный этап для дальнейшей его реализации на следующей ступени образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Метод проектов в образовательном процессе ДОО

Выполнила:

 Болотова Марина Николаевна

ГБДОУ детский сад № 37 Фрунзенского района

г. Санкт- Петербург

Санкт-Петербург

2020 г.

Содержание:

Введение ……………………………………………………………………3

Глоссарий……………………………………………………………………7

Метод проектов его сущность и особенности в обучении дошкольников ……………………………………………………………………………….8

Образовательный процесс в ДОО и его своеобразие ………..…………12

Использования проектной деятельности в организации образовательного процесса в ДОО……...................................................................................20

Заключение…………………………………………………………..…….27

Список используемой литература……………………………………….38

Введение.

           В поисках эффективного средства обучения и воспитания в дошкольников дошкольных учреждениях, многие педагоги обращаются к методу проектов. Основой данной технологии является самостоятельная или совместная со взрослыми – воспитателями, родителями, исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей, в процессе, которой ребенок познает себя и окружающий мир, воплощает новые знания в реальные продукты.

     Современные тенденции  и стремительные перемены в социуме приводят к осознанию того, что современные дети должны знать и уметь много больше, чем их сверстники 15 – 20 лет назад, поэтому постоянной заботой педагогов является выбор наиболее эффективных средств обучения и воспитания. (8.с.92)

     Перед педагогами стоит задача уже в дошкольном возрасте закладывать позиции самостоятельности, активности, инициативности у детей в поиске ответов на  вопросы, систематизировать информацию, использовать полученные знания, умения в играх и практической деятельности.  Как показывает образовательная практика, такую возможность дает метод проектов, позволяющий педагогам расширить образовательное пространство, придать  ему новые формы, дать возможность развития творческого мышления ребенка. (8)

    О перспективности метода проектов свидетельствует те факты, что он дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведение сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики познания, пытливость ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности. (13)

       Метод проектов можно представить, как способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога, воспитанника и его родителей, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели. (13) В дошкольном образовании метод проектов рассматривается как один из вариантов интеграции; использование метода в обучении дошкольников – подготовительный этап для дальнейшей его реализации на следующей ступени образования.(13)

      Основной целью проектного метода в дошкольных организациях является развития свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.(13)

        Участие в проекте помогает ребенку почувствовать свою значимость, ощутить себя полноправным участником событий, способствует усилению позиций «Я сам», «Я умею», «Я сделаю», У детей появляется возможность внести свою лепту в общее дело, проявить индивидуальность, завоевать определенное положение в группе. Коллективный характер всех этапов работы над проектом, позволяет ребенку увидеть себя в общем контексте проектной деятельности, оценить свое личное участие, убедиться в пользе общих усилий.

   Об актуальности использования метода проектов свидетельствует то, что в научной педагогической литературе он упоминается в контексте с:

  • проблемным и развивающим обучением;
  • гуманизацией образования;
  • педагогикой сотрудничества;
  • личностно-ориентированным и деятельным подходом.

    Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, проект развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. Уважение к ребенку, принятие его целей, интересов, создание условий для развития являются непременными условиями гуманистического подхода.

    Использование метода проекта в дошкольном образовании, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, воображение, формирует у детей стремление самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. Кроме того, делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей. Следовательно, данная проблема является актуальной не только для детского сада, но и для общества в целом.

   То есть, проектная деятельность обладает огромным развивающим потенциалом, создает условия для поддержки и развитие индивидуальности ребенка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности.

       Интерес к проектной деятельности объясняется введением в действие ФГОС, регламентирующего содержание требований  к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, которые предписывают осуществлять интеграцию образовательных областей, комбинировать разные виды детской деятельности и формы работы с детьми, решать образовательные задачи в совместной деятельности взрослого и ребенка, и самостоятельной деятельности дошкольников, активно взаимодействовать с семьями воспитанников. То есть проектная деятельность позволяет организовать образовательный         процесс в дошкольном учреждении в соответствии с заявленными в новых нормативных документах принципами.    

    Проектный метод направлен на развитие личности ребенка, его познавательных, творческих способностей. По словам В. А. Дергунской: «Проектную деятельность можно рассматривать как вид культурной практики ребенка, которая направлена на развитие у него универсальных культурных способов действий (умений), универсальные компетентности, помогающие ему действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности. Иными словами, проектная деятельность, как вид культурной практики, -  позволяет детям самостоятельно или совместно с взрослым формировать практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путем, анализировать его и преобразовывать.»(9)

     Проектная деятельность, как ни какая другая поддерживает детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи. Ребенок настроен на познание мира, он хочет узнать его как можно лучше. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально развивалось в процессе саморазвития.

      Актуальность заявленной темы позволила нам сформулировать цель нашего исследования.

Цель исследования:

Определение на теоретическом уровне особенностей использования метода проекта, как средства организации образовательного процесса в ДОО.

Задачи исследования:

  1. Выявить сущность и особенности проектной деятельности как метода построения образовательного процесса в ДОО.
  2. Раскрыть своеобразие образовательного процесса ДОО и его особенности.
  3. Определить методику использования проектной деятельности в организации образовательного процесса ДОО.

Глоссарий.

            Проект –цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, - это детская самодеятельность, это конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели, это метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды, - это звено в системе воспитания, в цепи, развивающей программы.

         Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.

     Проектная деятельность – это разнообразная интегрированная деятельность по достижению определенной цели.

      Образовательный процесс – это специально организованное, развивающееся во времени и рамках определенной педагогической системы взаимодействия воспитателей и воспитанников, направленное на достижение целей и задач воспитания, обучения, образования и развития личности.

Метод проектов, его сущность и особенности в обучении дошкольников.

Проект – это специально организованный взрослыми и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.

Метод проектов – система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий – проектов.

Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой – то проблемы.

     Прежде всего, определим отличие проектной деятельности детей от других, близких ей (исследовательской, продуктивной, учебной).

Назначение исследовательской деятельности – узнать как можно больше об интересующем предмете, открыть неизвестные для детей факты;

Назначение продуктивной деятельности  – получить продукт, обладающий определенными заданными качествами;

  Проектная деятельность нужна, чтобы решить проблему и преобразовать ситуацию. При этом внутри проекта на различных этапах его реализации дети могут осуществлять и исследовательскую, и продуктивную, и учебную, и другие виды деятельности. (1)

    Проект – это способ организации деятельности, а не ее предмет, поэтому, отмечает А. К Белолуцкая, «..нельзя сделать «занятия по проектированию». Но при этом можно сделать занятие по математике, философии или труду в проектном режиме» (3, с. 16,17).

     Дошкольнику в ходе реализации проекта важно получить материальный социально значимый продукт. Именно социальная значимость задает требования к качеству этого продукта (сделать хорошо, добротно, потому что другие будут пользоваться).

  • Самостоятельная деятельность детей.

     Реализация проектной деятельности на практике требует, чтобы педагог отказался от позиции носителя готовых знаний. Ему необходимо стать партнером, консультантом такой образовательной среды, в которой каждый ребенок мог бы активно действовать, сообразуясь со своими потребностями, интересами и возможностями.

  • Структурирование  содержательной части проекта.

    Проектная деятельность с дошкольниками предусматривает соблюдения определенной последовательности этапов:

  1. Выбор темы проекта, его типа, количество участников.
  2. Постановка проблемы.
  3. Постановка цели.
  4. Обдумывание шагов по достижению цели, форм и методов работы, распределение ролей.
  5. Самостоятельная работа участников проекта по своим задачам.
  6. Промежуточное осуждение полученных данных.
  7. Защита проекта.
  8. Коллективное осуждение, результаты внешней оценки, выводы, рефлексия. (14, с. 78,79)

       Вместе с ними обозначьте шаги для достижения цели, конкретные детские действия (мероприятия), определите сроки проведения и исполнителя каждого мероприятия. Обозначьте общие сроки проекта и задайте требования к качеству продукта (размер, цвет, условные обозначения на объекте и т.д.)  Подсказывайте и корректируйте действия детей и других участников проекта на этапе самостоятельной работы над своими задачами. Вселяйте в них уверенность в своих силах, помогайте найти контакт друг с другом. (1.с.34 – 39)

   По словам Жиенбаевой С.Н. «Ребенок должен сам научится планировать свою деятельность, ставить цель, находить способы ее достижения. У дошкольника должна быть сформирована способность к смене социально – культурных позиций, произвольность действий». (8. с. 91)

   Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы организации образовательной деятельности, является метод проектной деятельности. Как указывает Евдокимова Е. С. – основываясь на личностно - ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный  интерес, любознательность к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, практические умения в области трудового воспитания.(7)

       Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не  может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участия дети и педагоги, а также вовлекаются родители и другие члены семьи.  Проекты, вне зависимости от вида (творческие, открытые, игровые, исследовательские и т.д.), нуждаются в постоянном внимании помощи и сопровождения со стороны взрослых на каждом этапе реализации. Специфика использования метода проектов  дошкольной практике состоит в том, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и включать детей в совместный проект, при этом нельзя переусердствовать с опекой и помощью педагогов и родителей.(7)

Вывод к Главе 1:

Суть метода проекта заключается в стимулировании интереса детей к определенным проблемам, для решения которых необходимо владеть знаниями, а через проектную деятельность показать применение этих знаний на практике. Это позволяет рассматривать данный метод как инновацию в дошкольном образовании, деятельность между педагогом и дошкольниками будет носить характер сотрудничества, где участие могут принимать и другие субъекты образовательного процесса, например, родители.

Образовательный процесс в ДОО и его своеобразие.

      Образовательный процесс – это специально организованное, развивающееся во времени и рамках определенной педагогической системы взаимодействия воспитателей и воспитанников, направленное на достижение целей и задач воспитания, обучения, образования и развития личности.

 Образовательный процесс выполняет ряд функций:

  • Развивающую
  • Социализирующую (воспитывающую)
  • Информационную (обучающую)
  • Адаптивную

      Значение его состоит в том, что в образовательном процессе создаются оптимальные условия для своевременного развертывания как генетической, так и социальной программы развития человека, обеспечивается направленность, постепенность, поэтапность данного процесса, создаются условия для овладения человеческим опытом и деятельностью.

      Образовательный процесс организуется сообразно принципам воспитания и обучения.

     Основные особенности образовательного процесса:

-целенаправленность, -многофакторность, -вариативность, -целостность, -динамичность, -диалектичность, -субъект-субъектный характер взаимодействия педагога и ребенка.

    Дошкольная педагогика изучает образовательный процесс детского сада как фактор целенаправленного содействия развития ребенка дошкольного возраста как личности, индивидуальности и субъекта деятельности.

     Образовательный процесс организуется сообразно принципам воспитания и обучения.  

     Основные особенности образовательного процесса:

  • Целенаправленность;
  • Многофакторность;
  • Вариативность;
  • Целостность;
  • Динамичность;
  • Субъект-субъектный характер взаимодействия педагога и ребенка.

   Образовательный процесс в ДОО – это специально организованное взаимодействие воспитателя и воспитанника с целью реализации задач воспитания и обучения ребенка раннего и дошкольного возраста. Такое взаимодействие обеспечивает разностороннее развитие ребенка:

  • Физическое развитие;
  • Социально-личностное развитие;
  • Познавательно – речевое развитие;
  • Художественно – эстетическое развитие.

       Познавательно-речевое развития:

  В этой сфере происходит развитие ребенка как субъекта познания: его любознательности, инициативности, самостоятельности, в поиске новых впечатлений, пребывания  разных способов действия, ответов на возникающие у него вопросы, решении проблемных ситуаций. Развиваются общие представления ребенка об окружающем мире, о себе, о других людях. На протяжении дошкольного возраста, совершенствуются, и обогащается речь ребенка, становясь одним из необходимых условий познания.

   Социально – личностное развитие:

В этой сфере происходит развитие общения ребенка со сверстниками и взрослыми, становление самостоятельности, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками, формируется уважительное отношение и чувства принадлежности к своей семье, формирование основ безопасного поведения.

Физическое развитие:

Главной задачей в этой сфере является гармоничное развитие у воспитанников физического и психического развития. Физическое развитие должно быть направлена, главным образом, на достижение важнейшей цели – формирование представлений у дошкольников о здоровом образе жизни.

Художественно – эстетическое развитие:

Взаимосвязь обучения и творчества, как фактор формирования творческой личности, освоение детьми доступных им средств художественной выразительности, готовность детей к восприятию произведений искусства, готовность детей к посещению театра, познакомить детей к разнообразным музыкальным жанрам.

    Образовательный процесс детского сада характеризуется общими для образовательного процесса, как педагогического процесса, так и педагогического явления принципами, структурной и логикой построения. Вместе с тем, существует специфика процессов воспитания и обучения в ДОО, которая обусловлена возрастными особенностями и закономерностями развития ребенка на этапе дошкольного детства.

   Принципы образовательного процесса – система исходных основных требований его построения, выполнение которых обеспечивает высокую эффективность решения задач развития личности в условиях воспитания и образования.

 Принцип целостности развития ребенка.  

   Развитие осуществляется как целостный процесс. В связи с этим положением необходимо обеспечить решение в единстве задач умственного, физического и др. сторон воспитания.

Примеры, иллюстрирующий связь умственного воспитания  с другими  сторонами воспитания и развития ребенка.

 Принцип физического и умственного развития:

С раннего возраста малыш приобретает знания об уходе за своим телом и умения (как мыть руки, лицо, пользоваться салфеткой), которые становятся основной для осознанного отношения к себе, становления привычки к ведению здорового образа жизни.

Принцип эстетического и умственного развития.  

    Восприятие красоты окружающего мира во всем его многообразии, приобщение ребенка к искусству требуют осмысления, что невозможно без участия воображения, памяти и мышления. Включение мышления в процесс эстетического восприятия – основа для развития наблюдательности, становления сенсорной культуры, оценочных суждений.  

Принцип систематичности и непрерывности.

   То есть решение задач воспитания осуществляется постоянно в течение дня, так, утром беседа с ребенком, подготавливающая его к занятию, во время мытья рук – ознакомление со свойствами воды и мыла, во время завтрака – привитие навыков культурного приема пищи, разговор о том, во время подготовки ко сну о значении сна для организма человека, в свободном общении – учимся бесконфликтному общению и т.д.

 Принцип постоянного прогрессивного движения личности ребенка в педагогическом процессе предполагает создание для постоянного личностного роста ребенка и сознания им этого процесса. Усложнение задач, содержание деятельности, условий ее выполнения, требований к ребенку позволяет ему постоянно самосовершенствоваться, изменять себя. Этот процесс должен доставлять ребенку радость, удовольствие, а для этого ребенок должен быть успешен.

Принцип учета возрастных возможностей детей.

     Данный принцип реализуется через идею обогащения детского развития. Не следует ускорять развитие, завышать требования к детям, необходимо находить возможность для насыщения разнообразным материалом типичных видов деятельности для дошкольного возраста.

   Принцип индивидуализации и дифференциации предполагает создание благоприятных условий для проявления, развития индивидуальности каждого ребенка.

Индивидуальный подход.

    Каждый подход индивидуален. Он развивается  в соответствии со своими темпами и программой развития. Воспитатель, организуя образовательный процесс, должен ориентироваться на склонности, интересы, потребности, возможности ребенка. Поэтому он соотносит задачи, методы, формы организации воспитания и обучения с индивидуальными особенностями ребенка, находя место и время индивидуальной работы.

 Дифференцированный подход.

   Например, на занятиях познавательного характера группа интеллектуального развития детей получает пакет с заданием, требующего решения усложненной познавательной задачи. Дети же с низким уровнем развития воображения и наглядно–образного мышления объединяются на занятии в одну группу с тем, чтобы повысить уровень развития этих процессов и обеспечить базу для развития основ словесно-логической формы мышления.  

  Принцип обеспечения эмоционально-психологического комфорта ребенка в образовательном процессе связан с обеспечением психологических условий воспитания и обучения: интересное содержание деятельности, удовлетворение потребностей, успешность, эмоционально – насыщенное общение со взрослым, позитивность оценок деятельности и качеств ребенка.

 Принцип сотрудничества субъектов педагогического процесса ориентирует педагога на осуществление взаимодействия с детьми на основе сотрудничества, создание условий для развития субъективности ребенка.

    Образовательный процесс в ДОО – это целенаправленный процесс разностороннего развития, обучения и воспитания детей от 3 до 7 лет с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей, осуществляемый в различных моделях и формах дошкольного образования.

      Сегодня в системе дошкольного образования разрабатываются новые концептуальные подходы к обучению, воспитанию дошкольников. Несмотря на переход к вариативности дошкольного образования, в большинстве своем воспитатели детских садов продолжают обучать традиционным способом, не учитывая особенности современного дошкольника, изменившиеся его потребности в познании окружающего мира. Как отмечают психологи, социологи изменился мир современного детства, его образ, субкультура.  Дошкольник уже не такой, каким мы его представляли ранее, и конечно, следует пересмотреть подходы к его обучению.(11)      

        Использование технологий проектирования как одной из форм поисковой деятельности позволяет эффективно решать важные задачи развития творческих способностей дошкольника. По определению В.Ротенберга, поисковая деятельность – это активное поведение (развитие мысли, фантазии, творчества) в условиях неопределенности. Такого рода деятельность стимулирует внутреннее развитие и в определенной степени влияет на личность в целом: подавление развитие детской  инициативы приводит к развитию пассивной позиции, а в будущем – к отказу от решения сложных как учебных, так и жизненных проблем, к капитуляции перед трудностями. (11)

    Педагог ведет ребенка к со – участию постепенно: от наблюдений за его деятельностью к эпизодическому участию в ней, затем к партнерству и, наконец, к сотрудничеству. Соучастие в деятельности – общение на равных, где ни кому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Такие отношения могут развиваться лишь в совместной деятельности.  Также  показателям эффективности  является уровень развития  социальных навыков детей.

Образовательный процесс призван удовлетворить следующие потребности ребенка:

-Потребность в эмоционально положительном контакте с окружающими людьми, в любви и доброжелательности с их стороны.        

-Потребность в познании и информационном обмене. Потребность в познании остается актуальной на протяжении всего дошкольного возраста и далее.

-Потребность ребенка в активности, самоутверждении. Эта потребность проявляется в стремлении ребенка быть независимым от взрослого, самостоятельности, инициативности

-Потребность в эмоционально положительном контакте – признание самоценности ребенка, соблюдение его прав и свобод. Он имеет право жить в таких условиях, которые будут способствовать его развитию. Задача взрослых создать условия для его полноценного развития.

-Потребность ребенка в активности, самоутверждении  – гуманизация самой личности, то есть воспитание таких качеств и свойств личности как отзывчивости, доброжелательности коммуникативности, основ сотрудничества и др. Это направление реализуется через нравственное, экологическое, правовое, эстетическое, гендерное, патриотическое воспитание, воспитание в духе мира и уважения к другим народам.

Выводы к главе 2:

 Образовательный процесс обеспечивает каждой отдельной личности возможность удовлетворять свои потребности в развитии, развивать свои потенциальные способности, сохранить свою индивидуальность, возможность самореализоваться. Главная задача педагога спланировать образовательный процесс таким образом, чтобы вместе с воспитанником полноценно прожить все его этапы: подготовку, проведение, обсуждение итогов. При этом важно, чтобы у ребенка остались положительные эмоциональные переживания и воспоминания. В тоже время в совместной деятельности с педагогом воспитанник делает шаг вперед в своем развитии.

 

Использование проектной деятельности в организации образовательного процесса ДОО.

      Проектная деятельность обладает огромным развивающим потенциалом, не только создает условия для поддержки  и развития детских интересов и способностей, но и нацелена на развитие индивидуальности, поисковой активности.  Проектная деятельность – это прежде всего деятельность ребенка, в которой он самостоятельно или совместно со взрослым открывает новый практический опыт. Она требует от педагога терпение, доверия и уважения к ребенку, веры в его силы и возможности. В проектной деятельности педагог должен отказаться от позиции транслятора готовых знаний и опыта, ему необходимо стать партнером, помощником, консультантом детей, создать такую образовательную среду, в которой каждый ребенок мог бы активно действовать, сообразуясь со своими потребностями, интересами, целями и возможностями. (12.с5)

  Проектная деятельность –это создание воспитателем таких условий, которые позволяют детям самостоятельно или совместно со взрослым открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путем, анализировать и преобразовывать. «Каждый узнает лишь то, что сам пробует сделать» - писал Пестолоцци.

    Анализ философской  и психолого – педагогической литературы показал, что еще в XIX веке Джон Дьюи научно обосновал и разработал «метод проектов», который применялся в экспериментальных образовательных учреждениях при  Чикагском университете. Исходным принципом, на основе которого строилась педагогика Дж.Дьюи, является принцип свободы учения, что означает интеллектуальную свободу детей – способствовать ставить цели и осуществлять действия, необходимые для их достижения. Это свобода размышления, целенаправленного наблюдения и рассуждения. (15)

       Дж.Дьюи считал, что с помощью «метода проектов» достигается главная цель образования – развития личности ребенка как непрерывная  перестройка его опыта. (19)

   «Метод проектов» нашел свое отражение в идеях отечественных ученых 20- х гг. Б. В. Игнатьева, В. Н. Шульгина, Е. Г. Кагарова, М. В. Крупениной. Советские педагоги считали, что критические переработанный метод проектов сможет обеспечить развитие творческой инициативы и самостоятельности в обучении, связь теории с практикой.  

           Первый показатель проекта – это наличие общей темы.  При формулировании темы проекта необходимо следовать принципам проблемности, доступности, привлекательности и личной значимости и содержательности в зависимости от возраста воспитанников.  Проблемность темы может задаваться использованием вопросительной формы и ее формулировке. (4)

Например: «Осень – это хорошо или плохо?», «Кто я, какой я?».

        Важным представляется принцип личной значимости темы и конечного продукта проекта для детей .(4)

В младшей группе типичны темы:

«Мы обедаем», «Наши игрушки», «Дом, в котором мы живем» и т.д.

В  средней группе типичные темы:

«Из чего сделаны предметы?», «Что нам осень подарила: попробуем осень на вкус».

В этом возрасте формулировках тем отражается потребность детей этого возраста в активном познании окружающего мира, в стремлении «все пробовать самому» к экспериментированию, к совместному игровому взаимодействию.

В старшем группе типичные темы:

«Дома мама и папа, а на работе?», «Тайны света», «Волшебные сказки Рождества».

Уже в этом возрасте в формулировке темы проекта должна присутствовать загадка, а так же реально существующая проблема в группе или противоречие, сомнение.

  Важно, чтобы проблема, которую будут решать дети, была актуальной, личностно и эмоционально значимой для них.

  • Постановка цели  проектной деятельности через определение конечного продукта проекта.  Конечный продукт проекта по возможности должен иметь материальное воплощение.
  • Совместное с детьми определение частных задач, которые будут решаться по ходу проекта. (Что будем делать в первую очередь?)
  • Совместное определение способов и средств решения поставленных задач (Как мы можем решить эти задачи? К кому мы можем обратиться?)
  • Презентация промежуточных результатов и конечного продукта детьми является неотъемлемой части проекта. Для этого необходимы зрители, которым будет представлен продукт проекта.

   В старшей и подготовительной к школе группах работа по проекту может заканчиваться обсуждением с детьми и оценкой процесса их проектной деятельности. При этом можно обсудить с детьми успехи и трудности, с которыми  они столкнулись по ходу проекта, подумать об их причинах и возможностях предупреждения в будущих проектах. Использования термина из «взрослой жизни» усиливает для ребенка значимость своего участия в общем деле, способствует повышению уровня ответственности  перед сверстниками. (4)

Общая схема организации проектной деятельности  может быть следующей:

Определение проблемы, актуальной и интересной для всех предполагаемых участников проекта, разрешение которое посильно детям.

Мотивирующее начало проекта, понимаемое как создание проблемной (личностно-развивающей) ситуации. По внешней форме – это задача, учебная  проблема или коллизия, вызывающая  у детей интерес, потребность участвовать в ее разрешения. Осознание сути проблемы, учебной задачи позволяет сформулировать цель предстоящей работы, ее направление.  

  1. Поиск форм реализации проекта. В силу недостатка опыта дети чаще всего не могут предположить конкретные пути решения проблемы, но при помощи взрослых вполне способны наметить определенные ориентиры и составить план действий.
  2. Этап организации работы над проектом связан с подготовкой необходимых  материалов, распределением ролей между участниками, составлением развернутого плана.
  3. Реализация проекта.
  4. «Информационный запрос». Проблема, являющаяся пусковым механизмом для начала проектной деятельности, обычно представляет собой противоречие между неким фактом и уровнем представлений детей о нем. Поэтому на начальной стадии реализации проекта дети чаще всего ощущают нехватку знаний и умений.
  5. Практическая деятельность по реализации проекта, в ходе которой может вновь возникать «информационный запрос», а также необходимость в промежуточной оценке работы, внесении определенных корректоров.
  6. Презентация проекта имеет специфику для различных видов проектной деятельности. Практико - ориентированные проекты венчает выполнение намеченного дела; творческие – показ спектакля и т.д.
  7. Рефлексивно -  оценочный этап проекта. Как отмечалось выше, сильной стороной метода проектов является не только достижение детьми высоких практических и учебных результатов.

   Именно поэтому на этапе осмысления итогов проекта необходимо обсудить с детьми не только чему они научились, но и как они достигли поставленных целей. (18)

  Суть проектной деятельности – активизировать и поддерживать интерес детей к обозначенным в данной деятельности проблемам.

    Проектную деятельность или метод проектов от других методов организации педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении отличает следующее:

-    Практическое применение детьми имеющихся знаний и умений;

- Нежесткое формулирование задач, их вариативность, повышающие самостоятельность и творчество детей;

- Интерес к деятельности, приносящей публичный результат, личная заинтересованность в нем.

     Проектная деятельность включает в себя:

  • Задание для детей, сформулированное в виде проблемы;
  • Целенаправленную детскую деятельность;
  • Формы организации взаимодействия детей с воспитанием и друг с другом;
  • Результат деятельности как найденный детьми способ решения проблемы проекта.

Метод проектов включает в себя несколько этапов, выделенных  Н. Ю. Пахомовой, и только при их соблюдение можно говорить о том, что в детском саду реализуется проектная деятельность:

  1. Погружение в проект.
  2. Организация деятельности.
  3. Осуществление деятельности.
  4. Презентация результатов.

 Новая форма работы закономерно влечет за собой изменение в профессиональном взаимодействии взрослого и ребенка. Педагог:

- Переходит от трансляции готовых знаний к инициированию поисковой активности воспитанников, совместному поиску решения поставленной или обнаруженной ими проблемы;

- Помогает детям самостоятельно найти решение «открыть» новое знание и присвоить его на уровне опыта. В ходе выполнения проекта дети учатся самостоятельно искать информацию, делать выводы, подбирать способы изложения найденного материала для сверстников, младших детей.

    Самое сложное в проектной деятельности для воспитателя – это обозначить и сформулировать проблему для детей таким образом, чтобы они захотели ее решить, чтобы у них возник интерес к исследовательскому творческому поиску. Об этом стоит серьезно задуматься на предварительном этапе. (5)

   Проект направлен на выработку у детей самостоятельных исследовательских умений, а именно: постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов. Кроме этого проект способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные дошкольниками в ходе учебного процесса. Реализуя проекты, дети учатся решать конкретные, жизненно важные проблемы.

   Педагогу, внедряющему проект в дошкольном учреждении, важно учитывать, что в основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется совместный исследовательский поиск детей и взрослых, а результаты проекта должны быть значимы как для ребенка, так и для взрослого; учить детей действовать самостоятельно, не сдерживать их инициативы, избегать прямых инструкций; учитывать в процессе реализации проектов зоны актуального и ближайшего развития ребенка. (10)

Педагог подсказывает и корректирует действия детей и других участников проекта на этапе самостоятельной работы над своими задачами. Вселяет в них уверенность в своих силах, помогайте найти контакт друг с другом. Помогает каждому ребенку рассказать о том, как он понял свое задание, какими способами пытался его выполнить, что из этого получилось и т.д.

  Нельзя проводить среди дошкольников конкурсы проектов, потому что погоня за количеством, призами плохо влияет на саму идею проекта. Очень хорошая форма – фестивали. При этом в каждом проекте нужно увидеть и отметить что-то хорошее,  создать каждому ребенку ситуацию успеха.(1с.39)

Заключение:

    Образование должно идти в ногу со временем. Одним из актуальных  и эффективных методов является метод проектов. Актуальность методики проектной деятельности подтверждается авторитетным мнением ученых. Шкель В.Ф. утверждает: «Метод проектов…очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения».  

Использование метода проекта в образовательном процессе ДОО помогает научиться работать в команде, вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели. Педагоги свободны в выборе способов и видов деятельности.  Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению самооценки ребенка. Родители становятся активными участниками образовательного процесса.

  Метод проектирования позволит изменить стиль работы с детьми, повысить детскую самостоятельность, активность, любознательность. Этот метод позволил нам объединить практически все виды деятельности и все образовательные области, что повысило качество образовательно процесс.

Так же проектная деятельность сочетается с игрой, что также принципиально для осуществления педагогической работы с дошкольниками, и является коллективным продуктом и творчеством для каждого ребенка.

Список используемой литературы:

        

  1. Атемаскина Ю.В. «Организация проектной деятельности детей дошкольного возраста»,/Детский сад. Теория и практика №9/2012г.с.35-38
  2. Атиева Г.З. Экологические проекты в образовательном пространстве дошкольного учреждения. С-Пб 2010г.
  3. Белолуцкая А.К. «Организация детской проектной деятельности в ДОУ»//Современное дошкольное образования. Теория и практика. 2009 №4 с.16,17
  4. Вербенец А.М.,Сомкова О.Н., Солнцева О.В.: «Проект как форма планирования образовательного процесса в дошкольном учреждении» //Детский сад: теория и практика. №9/2012 с.40-49
  5. Деркунская В.А. «Особенности проектной деятельности детей дошкольного возраста в детском саду»/Детский сад: теория и практика №9/2012г.
  6. Деркунская В.А. «Проектная деятельность дошкольников», Москва 2012г.,стр 4-5
  7. Евдокимова Е.С. «Технология проектирования в ДОУ», Москва 2008г.
  8. Жиенбаева С.Н. «Особенности проектной деятельности в обучении дошкольников», С-Пб, 2012
  9. Кларина Л.М. «Сообщество семьи и детского сада: его цели и модели развития»//Детство: Педагогический альманах. - №1 – С-Пб Акуидент, 1998 – с.16
  10. Костикова Д.А. «Использование проекта в практике дошкольного образования»/Детский сад: теория и практика №9/2012г.
  11. Лапсонова З.Б. «Организация проектно – исследовательской деятельности детей в дошкольном образовательном учреждении», С-Пб.2014
  12. Максимова С. /Детский сад: теория и практика» №9/2012 с.5
  13. Морозова Л.Д. «Педагогическое проектирование в ДОУ» /от теории к практике – ТЦ Сфера,2010
  14. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров./Под редакцией Е.С. Полат. М.: Издательство центр «Академия», 2005
  15. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев и др. – 3-е изд. – М.: Школа – Пресс,2000г.с.512
  16. Проблемы дошкольного образования на современном этапе: Выпуск 5/Сост. О.В. Дыбина, О.А. Еник. – Тольятти: ТГУ, 2007 с.116
  17. Сериков В.В. «Теория и практика проектирования образовательных систем».М.:Логос,1999
  18. Тимофеева Л.Л. «Проектный метод в дошкольном образовании»//Детский сад: теория и практика №9 – 2012 с.12-14
  19. Флегантова Н. «Метод проектов в педагогике Джона Дьюи // Ребенок в детском саду. – 2003. - №4 – с.39-43

Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение Педагогический колледж №8

 

ОТЗЫВ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ

___________________________________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество обучающегося)

__________           ____________________________________________________________________

(группа)                                                            (специальность)

____________________________________________________________________________________

(тема  курсовой  работы)

____________________________________________________________________________________

(тема  курсовой  работы)

____________________________________________________________________________________

(научный руководитель)

 

1.  Системно и последовательно работал обучающийся над заявленной темой?

        Да                                                                                                        Нет

 

2.  Проявлял  самостоятельность, творчество в процессе работы?

       Да                                                                                                           Нет

 

3.  Какова глубина проработки проблемы исследования? 

                                Оптимально                                Достаточно                                         Недостаточно

4.  Своевременно выполнял работу согласно этапам плана? 

       Да                                                                                                            Нет

 

Показал обучающийся готовность к освоению

общих и профессиональных компетенций при выполнении курсовой работы:

 

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

                               Оптимально                                 Достаточно                                         Недостаточно

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

                               Оптимально                                 Достаточно                                         Недостаточно

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

                               Оптимально                                 Достаточно                                         Недостаточно

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

                               Оптимально                                 Достаточно                                         Недостаточно

ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

                               Оптимально                                 Достаточно                                         Недостаточно

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

                               Оптимально                                 Достаточно                                         Недостаточно

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

                               Оптимально                                 Достаточно                                         Недостаточно

ПК 4.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной  литературы, самоанализа  и анализа деятельности других педагогов.

                               Оптимально                                 Достаточно                                         Недостаточно

ПК 4.4. Оформлять  педагогические  разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

                               Оптимально                                 Достаточно                                         Недостаточно

ПК 4.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного образования.

                               Оптимально                                 Достаточно                                         Недостаточно

Работа соответствует требованиям, предъявляемым к курсовым работам по специальности?

       Да                                                                                                            Нет

Работа допущена к защите  / не допущена к защите (нужное подчеркнуть)

 

Оценка руководителя  за работу  ______________        _______________         _________________

                                                              (оценка)            (подпись руководителя)              (ФИО)            

 

 

Дата:______  ______________   _________

                                              (число)          (месяц)               (год)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка семинара для воспитателей "Метод проектов в образовательном процессе ДОУ"

Методические рекомендации по разработке  и использованию образовательных проектов с детьми дошкольного возраста....

Система работы по внедрению метода проектов в образовательный процесс ДОУ.

Представлена система работы старшего воспитателя с педагогами ДОУ по внедрению проектного метода в образовательный процесс в 2009-2010 году, а также достигнутые результаты....

«Внедрение метода проектов в образовательный процесс ДОУ»

методическая разработка по внедрению проектного метода в работу детского сада...

Использование метода проекта в образовательном процессе МБДОУ

Использование метода проекта в образовательном процессе МБДОУ...

Статья "Эффективность влияния методов проектов на образовательный процесс ДОУ".

Внедрение инновационного опыта в образовательное пространство ДОУ через проектную деятельность....

Проект « Использование метода проектов в образовательном процессе ДОО в условиях ФГОС».

Сегодня одним из наиболее актуальных и значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста принадлежит методу проектов.Метод проекта в дошкольном образовании как один из мето...