Методическая разработка семинара для воспитателей "Метод проектов в образовательном процессе ДОУ"
методическая разработка на тему

Поликарпова Светлана Евгеньевна

Методические рекомендации по разработке  и использованию образовательных проектов с детьми дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 1 комбинированного вида

Московского района

 Санкт-Петербурга

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА СЕМИНАРА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

«МЕТОД ПРОЕКТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ»

подготовила

 

Поликарпова Светлана Евгеньевна

Санкт-Петербург

2013 г.

Семинар

Метод проектов в образовательном процессе ДОУ

Цель : внедрение проектного метода в практику работы ДОУ.

Основные задачи :

  • повышение профессиональной компетентности  педагогов;
  • обучение педагогов проектной деятельности;
  • развитие  творческой инициативы педагогов.

План проведения семинара

Занятие 1.

Тема: Теоретические аспекты проектного метода

Форма проведения: лекция-беседа

Предварительная работа:

  • анкетирование педагогов ;
  • изучение методической литературы по проектной деятельности.

Содержание :

  1. Что такое метод проектов.
  2. Виды, типы проектов.
  3. Педагогическая значимость проектов.
  4. Особенности проектной деятельности в ДОУ.

Занятие 2.

Тема: Обучение технологии проектирования

Форма проведения: практикум

Предварительная работа: знакомство с материалами районной ярмарки педагогических идей «Педагогические проекты в ДОУ».

Содержание: разработка схемы и плана реализации проекта.

Занятие 3.

Тема: Проекты в образовательном процессе ДОУ

Форма проведения : презентация

Предварительная работа: реализация  проектов с воспитанниками

Содержание: презентация проектов в рамках общей темы «Приучаем детей заботиться о своём здоровье».

АНКЕТА

для педагогов ДОУ

 «Выявление  уровня владения педагогами проектным методом»

1. Считаете ли Вы проектный метод показателем высокого профессионального мастерства?

* да;

* нет;

* частично.

2. Имеете ли Вы представление о методе проектов ?

* да;

* нет.

3.  Ваше профессиональное мастерство позволяет Вам :

* разработать и реализовать проект самостоятельно;

* с помощью старшего воспитателя, коллег.

4.. Какие профессиональные умения по внедрению проектного метода в опыт своей работы Вам необходимо корректировать ?

* постановка цели проекта;

* определение задачи;

* прогнозирование конечного результата;

* поэтапное выполнение проектных мероприятий;

* презентация проекта.

5. Какому уровню соответствует ваше профессиональное мастерство на    основе проектного метода ?

* владею всеми критериями;

* владею подконтрольно;

* испытываю затруднения в понимании и организации.

                                     

Метод проектов - это новый подход к организации обучения, при котором познание строится не на запоминании отобранной информации, а  на самостоятельном поиске и развитии интересов ребёнка.

Проектная деятельность – это разнообразная, интегрированная деятельность по достижению определённой цели.

Проектирование отличается от решения проблемы тем, что в результате его предполагается продукт детской деятельности и его дальнейшее использование.

Классификация проектов , используемых в практике ДОУ:

  • По составу участников (дети, родители, сотрудники);
  • По срокам реализации ( краткосрочные(1-2 недели, несколько занятий); средней продолжительности (1-3 месяца);долгосрочные (учебный год);
  • По целевой установке (развитие оздоровительной системы в ДОУ, развитие коммуникативных навыков и.т.п.)
  • По тематике.

   

Основные виды проектов, используемых в практике ДОУ:

  • межгрупповые;
  • групповые  ( «День рождения группы»);
  • индивидуальные( «Я и моя семья»);
  • комплексные  («Книжкина неделя»).

Типы проектов:

  • исследовательско - творческие;
  • ролевые, игровые;
  • информационно - практико-ориентированные;
  • творческие.

Педагогическая значимость проектов

В процессе проектной деятельности педагог выступает в роли организатора познавательной деятельности детей, а не просто носителем готовых знаний.           Проектный метод позволяет активному, творческому педагогу эффективно интегрировать содержание образовательных областей, успешно решать программные задачи в процесс разнообразной, интересной, насыщенной деятельности.

    Проектный метод позволяет эффективно взаимодействовать с родителями воспитанников, вовлекая их в жизнь детского сада.

Особенности проектной деятельности в ДОУ

Особенности проектной деятельности в детском саду заключаются в том, что ребёнок ещё не может самостоятельно сформулировать проблему, определить замысел, поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети, педагоги, родители.

           Дошкольник не может быть автором, организатором проектной деятельности. Он нуждается в помощи взрослых, которые способны понять его интересы. По ходу решения поставленных задач взрослый помогает ребёнку найти средства и способы для достижения цели.

Опираясь на помощь взрослых, дети ищут решение проблемы через вопросы к родителям, совместные походы в библиотеку, чтение познавательной литературы, наблюдений. Они совместно занимаются продуктивной деятельностью: рисуют, мастерят, сочиняют.

Условия, необходимые для успешной реализации проектной деятельности

  • Учёт интересов ребёнка.
  • Деятельность без принуждения.
  • Тематика из близкого окружения. Проблемная ситуация должна быть доступна для понимания.
  • Предоставление самостоятельности и поддержка детской инициативы.
  • Ненавязчивое привлечение родителей в совместную работу над проектом, создание атмосферы совместного с ребёнком творчества.
  • Соблюдение принципа последовательности в работе над проектом.
  • Совместное с педагогом достижение цели.

   

Распределение деятельности педагога и детей в процессе реализации  проекта

Этап

проведения

Деятельность педагога

Деятельность

детей

 1 этап

Подготовительный

Формулирует проблему, цель,          исходя из интересов детей.

Вводит в игровую, сюжетную ситуацию.

Организует мотивацию детей.

Намечает план мероприятий для поддержания интересам детей и родителей.

Вхождение в проблему.

Вживание в игровую ситуацию.

2 этап

Основной

Помогает в решении задач.

Организует деятельность.

Оказывает практическую помощь.

Направляет осуществление  проекта, организует разные виды деятельности (беседы, игры, продуктивную деятельность,  и др.)

Организует работу с семьёй.

 Привлекает специалистов ДОУ.

Объединение детей.

Совместная деятельность с детьми и родителями.

3 этап

Заключительный

Представление продукта проектной деятельности: досуг, праздник выставка и др.  Обсуждение результатов.

Участие в итоговом мероприятии.

Совместное со взрослыми обсуждение результатов.

         Как разработать проект

  1. Определить цель проекта.
  2. Наметить основные задачи: образовательные, развивающие, воспитательные.
  3. Определить состав участников проекта.
  4. Составить план-схему ( с указанием сроков и результатов).
  5. Подобрать материал и средства для реализации проекта (наглядный материал, аудио, видео и др.)
  6. Реализовать проект.
  7. Представить итоговый продукт совместной деятельности( мероприятие, праздник, выставка и др.)
  8. Проанализировать результат.

Паспорт проекта

Авторы :____________________________________________

Тема проекта :_______________________________________

Вид проекта :________________________________________

Цель проекта :_______________________________________

Задачи проекта :_____________________________________

Участники проекта :__________________________________

Сроки реализации :___________________________________

Ожидаемый результат: ________________________________

План-схема оформления проекта

Этап

(сроки)

Основные направления реализации проекта (мероприятия)

Материалы

и средства для реализации проекта

Примечания

1 этап

(подготовительный)

2 этап (основной)

З этап (заключительный)

 

 

 

Практикум

Разработка плана реализации проектов в рамках единого тематического пространства «Приучаем детей заботиться о своём здоровье»

Воспитатели самостоятельно выбирают тему проекта в рамках  единого тематического пространства и разрабатывают план -схему  реализации проектов .

Темы проектов, выбранных воспитателями:
«Глаза - зеркало души»
«Береги зубы смолоду»
«Живая одежда - кожа»
«Каша - здоровая пища наша»
« Да здравствует мыло душистое!»

Используемая литература:

1. Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова    

    Образовательные проекты в детском саду

    Айрис Пресс, Москва 2008 г.

 2. Л.Д.Морозова

    Педагогическое проектирование в ДОУ : от методики

    практике

   Творческий центр «Сфера», Москва 2010 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка.Использование информационных технологий в дошкольном образовательном процессе.

«Если сегодня мы будем учить так, как вчера, мы украдём у наших детей завтра» - говорил Джон Дьюи. Использование информационных технологий в образовательном процессе это одна из самых новых и актуальн...

Конкурс. Методическая разработка «Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ»

Данная методическая разработка может быть использована педагогами ДОО и НОО для работы с детьми по формированию мотивов, понятий, убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его ...

Методическая разработка семинара-практикума для воспитателей "Интеграция образовательных областей при ознакомлении дошкольников с историей и культурой Петергофа"

Методическая разработка семинара-практикума для воспитателей "Интеграция образовательных областей при ознакомлении дошкольников с историей и культурой Петергофа". Цель: Распространение педаг...

Методическая разработка: «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-образовательном процессе для детей дошкольного возраста с нарушением зрения»

В настоящее время проблема здоровья и его сохранения является одной из самых актуальных. Понятие «здоровьесберегающие технологии»  прочно вошло во все элементы образовательной системы...

Методическая разработка "Использование личностно-ориентированных технологий в образовательном процессе в ДОУ"

Методическая разработка "Использование личностно-ориентированных технологий в образовательном процессе в ДОУ"...

Методическая разработка «Создание безопасных условий при организации образовательного процесса»

Методическая разработка «Создание безопасных условий при  организации образовательного процесса»...

Методическая разработка "Создание безопасных условий при организации образовательного процесса в ДОУ"

Методическая разработка "Создание безопасных условий при организации образовательного процесса в ДОУ"...