«Какие народы живут в России»
методическая разработка (старшая группа)

Горбачева Жанна Васильевна

Очень важно побуждать детей уважительно относиться к культуре разных народов. Так же ,не маловажно ,прививать чувство гордости за свою Родину и поддерживать интерес к истории России и народов ее населяющих.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Какие народы живут в России30.12 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

детский сад №41 Красногвардейского района города Санкт-Петербурга.

                                     Методическая разработка

в старшей  группе по образовательной области

«Социально-коммуникативное развитие»

Тема: «Какие народы живут в России»

(в работе используются технологии: информационно-коммуникативные, познавательно-исследовательские, здоровьесберегающие, игровые)

Подготовила воспитатель

Жанна Васильевна Горбачева

                                          Санкт-Петербург

2020год.

Методическая разработка  в старшей группе образовательная область «Социально-коммуникативное  развитие»

«Какие народы живут в России»

Цель:

  • Расширение знаний детей о Родине. 

Задачи:

        Образовательные:

  • Познакомить детей с разными народами, населяющими Россию.

Воспитательные:

  • Побуждать детей уважительно относиться к культуре разных народов. Формировать чувство гордости за Родину, поддерживать интерес к истории и культуре России и народов, её населяющих.

Развивающие:

  • Обогащать словарный запас детей: Родина, Российская Федерация, россияне, народности; русские, татары, армяне и другие; сарафан, кафтан, кокошник, тюбетейка.

Подготовительная работа:

  • Рассматривание иллюстраций, прослушивание аудиозаписей, рассматривание кукол в национальных костюмах, рассматривание карты России.

Оборудование:

  • Интерактивное оборудование (доска);
  • Изображение символов России;
  •  Куклы в национальных костюмах;
  • Раскраски на каждого ребенка (черно-белые).

Этап

Ход занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

Вводная часть

Организационный момент

Организация детей перед НОД. Утром воспитатель встречает детей и предлагает каждому ребенку выбрать игру по желанию.          В это время воспитатель включает интерактивную доску и звучит музыка (гимн нашего города), тем самым привлекая детей.

У детей самостоятельная деятельность. Дети играют в группе, как вдруг слышат звуки музыки и на экране появляются символы нашего города.

Проблемная ситуация (или мотивация ) и постановка и принятие детьми цели занятия

Мотивация.

Неожиданно включается глобус, тем самым привлекая внимание детей. Россия - большая страна. Интересно, а сколько людей живут в нашей стране.

Воспитатель:  Обращает внимание детей на клубок ниток. Интересно для чего он, как с ним можно поиграть. Что он может означать? Предлагает детям поиграть с клубком.

Воспитатель: Скажите, а почему мы сильные? Скажите ребята, а мы все похожи друг на друга? Какие мы?

Дети рассуждают: Дети с любопытством рассматривают клубок и не понимают как с ним играть. Предлагают свои варианты ответов.

Заинтересовавшись игрой дети делают вывод, что если крепко держать друг друга за руки, мы становимся сильнее.

Если мы будем все держать друг друга за руку –мы всегда можем помочь друг другу.

Выявление проблемы.

Воспитатель предлагает детям в группе обратить внимание почему у них на столе лежит карта мира, глобус, куклы в национальных костюмах? Для чего они?

Дети формулируют проблему:

 Мы знаем что на планете живет много людей. Ив нашей стране много разных национальностей. Надо рассмотреть кукол и решить кто где живет. Как же мы это сделаем?

Целеполагание.

Воспитатель спрашивает детей, что же делать в этой ситуации? Как нам узнать кто где живет? Как мы все можем жить вместе в одной стране?

Дети определяют цель: 

А мы рассмотрим карту и узнаем, кто где живет. Ведь и у нас в группе есть дети, которые приехали из других городов.

Планирование будущей деятельности.

Воспитатель предлагает подумать что необходимо для того, чтобы все жили дружно в большой семье?

Воспитатель выясняет у детей, кого они будут рисовать, что будут использовать в своей работе. И предлагает рассмотреть раскраски разных национальностей. А что бы костюмы были разноцветными, мы будем использовать в своей работе краски разных цветов.

 

Детям очень хочется, чтобы показать и рассказать, что и у них в группе дети приехали из разных стран и каждый сейчас расскажет и нарисует о себе. Поэтому предлагают быстрее начать свой рассказ.

 Дети по очереди рассказывают о своих действиях, последовательности выполнения работы.

Основная часть

Реализация плана.

- Ребята, я предлагаю вам сесть в круг, передавая клубочек волшебных ниток и поприветствовать друг друга. Каждый, кто передает и кому передается волшебный клубок, наматывает нитку на свой палец. (Показать, как это нужно делать. Продолжать игру до тех пор, пока все дети не окажутся связанными нитью.)

- Посмотрите, как мы все связаны одной нитью. (Предлагаю слегка ее натянуть, для того, чтобы почувствовать, что каждый из нас является частью одного целого.). Мы с вами – единое целое.

 - Ребята, а как называется наша страна? (Россия, Российская Федерация)

Работа на интерактивной доске, словесная игра «Я начну, а Вы продолжите»:

1 слайд: 

Наша страна очень …..

2слайд:

В ней много….

3 слайд:

Люди, которые живут в нашей стране, называются…

 - Наша страна великая, сильная и красивая. Но страна – это не только леса, поля, реки и города. Страна – это прежде всего люди, которые в ней живут. Мы с вами россияне. Наша страна сильна дружбой разных народов, её населяющих.

 - Люди каких национальностей живут в нашей стране? (Показ иллюстраций-русские, чуваши, башкиры, татары, чукчи и др.). В нашей группе ребята разных национальностей: русские, татары, армяне, башкиры.

Подвижная игра:

- Встаньте в обруч те, у кого темные волосы;

- Топните те, у кого есть брат;

- Кивните головой те, кто мальчики;

- Похлопайте те, у кого голубые глаза;

-Встаньте те, кто одет в шорты;

-Поднимите руку те, у кого заплетены косички.

- Видите, ребята, мы с вами все очень разные, у каждого из нас есть свои особенности, не говоря уже о том, что у каждого человека свой внутренний мир. И поэтому мы должны уважать индивидуальность каждого человека, потому что мы все люди, у нас есть различия, но каждый из нас неповторим и нужен всем остальным.

- Каждый народ говорит на своём языке, имеет свою историю, культуру, традиции. Что такое народные традиции? (Ответы детей.)

- Это то, что передаётся из поколения в поколение. Например, народные праздники, свадебные традиции. У каждого народа есть свои праздники, связанные со сменой времени года, началом или окончанием сельскохозяйственных работ.

5слайд:

- Какие русские народные праздники вы знаете?

 -Какие татарские народные праздники вы знаете? (Сабантуй, Уроза-байрам, Курбан-байрам и др.)

-Какие армянские народные праздники вы знаете? (Вардавар, Терендез и др.)

-У каждого народа есть свои танцы и песни. Мы приглашаем ребят на русский танец «Валенки». А сейчас послушаем татарскую мелодию и посмотрим танец.

Спасибо, теперь ребята, мы посмотрим армянский танец. 

- У каждого народа свои народные традиции. Но это не делает один народ хуже или лучше другого, наоборот, культура разных народов делает богатой и разнообразной культуру России. Каждый народ по капле вносит свой вклад в сокровищницу культуры и истории нашего государства. У каждого народа свои песни, сказки, национальные костюмы. Но у всех у нас одна Родина – Россия.

6 слайд:

Рассматривание иллюстраций с изображением людей в национальных костюмах.

 - Посмотрите на русский национальный костюм. Как одеты женщина и мужчина?

 - Посмотрите, что особенного в татарском национальном костюме?

В основе рисунка, которым украшен татарский костюм, преобладает геометрический орнамент.)

-А сейчас обратите внимание на армянский костюм.

- Каждый народ, создавая национальный костюм, стремился сделать его самым красивым, ведь такую одежду в старину надевали только по праздникам.

Физкульт.минутка:

Мы вас приглашаем на народную игру «Юрта». Взявшись за руки, дети идут по кругу. В середине стоят четыре человека, взявшись за края платка.

На мелодию без слов ребята переменным шагом перемещаются в общий круг

7 слайд:

- У каждого народа свой язык. Люди разных народов нашей страны знают два языка: свой, национальный, например, мордовский или татарский, и обязательно русский язык. Потому что русский – это государственный язык России. На нём говорят на всей территории нашей страны, на нём обучают детей в школах, студентов в институтах, на нём издаются законы России. - У каждого народа есть свои любимые блюда. Как вы думаете, какое любимое блюдо у русского народа?

 -  Любимым национальным блюдом русского народа являются пироги и блины. Татары делают вкуснейшие сладости, например, чак-чак. Армянским национальным блюдом являются: толма, хаш, пахлава.

Воспитатель:

- Сегодня вы узнали, что в нашей стране – России живут люди разных национальностей. Наша страна сильна своим единством, дружбой разных народов. И мы с вами гордимся своей страной и сделаем всё, чтобы сберечь её, чтобы сделать её краше, богаче и сильнее. Чтобы дружба народов была крепкая, необходимо соблюдать правила!!! Давайте вспомним какие это правила.

 

У детей самостоятельная деятельность. Дети играют в группе, как вдруг слышится музыка, чем привлекает детей отрывая их от своих игр.

Дети с большим интересом начинают подключаться в игру

Ответы детей: Россия, Российская Федерация.

Дети по очереди открывают на доске правильный ответ.

(большая, огромная)

(рек, озер, животных, лесов, городов)

Дидактическая игра на интерактивной доске «Найди пару». Дети по очереди находят подходящий костюм к кукле.

Дети,узнавая и находя в себе те слова, которые произносит воспитатель действует согласно правилам игры.

Ответы детей:

(Масленица, Рождество, Пасха и др.) открывают слайды на доске.

(Сабантуй, Уроза-байрам, Курбан-байорам) открывают слайды на доске.

(Вардавар, Терендез) открывают слайды на доске.

Дети повторяют движения под музыку.

(Дети перечисляют: нарядный сарафан, рубашка, кокошник у женщины; кафтан, шапка, штаны у мужчины.)

 (На голове у мужчины тюбетейка.)

Дети идут по кругу переменным шагом и поют:

          Мы, весёлые ребята,

          Соберёмся все в кружок.

          Поиграем, и попляшем,

          И помчимся на лужок.

По окончании музыки они поднимают руки и платок над головой в виде шатра (крыши), получается юрта.

Ответы детей…..

Открываются слайды с правильным ответом, согласно каждой национальности.

Заключительная часть

Оценка и рефлексия.

Воспитатель подводит детей к активному обсуждению действий, которые привели к результату.

Была ли достигнута цель?

Почему это получилось?

Мы с вами рассмотрели национальные костюмы, познакомились с традициями и культурой разных народов, а сейчас мы сделаем коллективную аппликацию «Народы мира».

Молодцы, постарались, вы очень дружные ребята, я вами горжусь! У каждого народа есть очень хорошая традиция – приглашать в гости и за чашкой чая с беседой проводить приятно время. Вот и мы пригласим друг друга на чашку чая.

Дети перечисляют:  

ПЕРВОЕ ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО: относись к людям так, как ты хочешь, чтобы другие относились к тебе.

ВТОРОЕ ПРАВИЛО: гордись своей национальностью, но всегда уважай национальность другого.

ТРЕТЬЕ ПРАВИЛО: старайся дружить и сотрудничать с людьми другой национальности, которые живут, учатся или работают рядом с тобой, - обретешь новых друзей, интересней станет жизнь.

ЧЕТВЕРТОЕ ПРАВИЛО: изучай культуру других народов, этим ты обогатишь свою собственную.

Дети по окончании образовательного процесса по желанию  организуют сюжетно-ролевую игру «Мы – большая семья»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД в подготовительной группе "Какие народы живут в России"

Конспект непосредственно образовательной деятельности  в подготовительной группе по теме "Какие народы живут в России"...

НОД "Какие народы живут в России"

НОД по гражданско патриотическому воспитанию дошкольников.Тема: Какие народы живут в России.Программное содержание: познакомить детей с многонациональным составом населения России, воспитывать уважите...

Конспект организованной образовательной деятельности по приобщению к социокультурным ценностям в подготовительной группе на тему: «Какие народы живут в России»

Конспект организованной образовательной деятельности по приобщению к социокультурным ценностям в подготовительной группе на тему: «Какие народы живут в России»...

Презентация "Какие народы живут в России".

Презентация "Какие народы живут в России"  к занятию по окружающему миру для подготовительной группы....

Конспект НОД «Какие народы живут в России»

Данное занятие по нравственно потриотическому воспитанию....

Какие народы живут в России

для образовательной области...

Какие народы живут в России

Расширить знания детей о народах России...