Конспект организованной образовательной деятельности по приобщению к социокультурным ценностям в подготовительной группе на тему: «Какие народы живут в России»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Конспект организованной образовательной деятельности по приобщению к социокультурным ценностям в подготовительной группе на тему: «Какие народы живут в России»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_malaya_rodina.pptx2.68 МБ
Файл konspekt_moya_malaya_rodina.docx27.78 КБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Какие народы живут в России Подготовила Калий Е.П.

Слайд 2

На карте мира не найдёшь Тот дом, в котором ты живёшь. И даже улицы родной Ты не найдёшь на карте той, Но мы всегда с тобой найдём Свою страну, наш общий дом.

Слайд 3

Лес – народное богатство нашей страны

Слайд 4

Русский национальный костюм

Слайд 5

Чукчи

Слайд 6

Мордовский национальный костюм

Слайд 7

Татарский национальный костюм

Слайд 8

Хохломская роспись

Слайд 9

Гжель

Слайд 10

Жостовская роспись

Слайд 11

Промыслы северных народов

Слайд 12

Промыслы южных народов



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 30 города Ейска

муниципального образования Ейский район

Конспект

организованной образовательной деятельности

по приобщению к социокультурным ценностям в подготовительной группе на тему: «Какие народы живут в России »

Подготовила: Калий Е. П., воспитатель

 МАДОУ ДСКВ № 30 г. Ейска

                     МО Ейский район

2015 г.

Программное содержание:

Расширение знаний детей о Родине.

Познакомить детей с разными народами, населяющими Россию. Побуждать детей уважительно относиться к культуре разных народов, любоваться образцами народно-прикладного творчества. Формировать чувство гордости за Родину, поддерживать интерес к истории и культуре России и народов, её населяющих. Обогащать словарный запас детей: Родина, Российская Федерация, россияне, тюбетейка, кумыс, кухлянка, пулай.

 Оборудование: Карта РФ;  пизентация с иллюстрациями с изображением людей в национальных костюмах; предметы национальных промыслов народов России; магнитофон; аудиозапись песни о Родине; книги со сказками народов России; платки.

 Предварительная работа: знакомство, рассматривание предметов народно-прикладного искусства. Чтение и заучивание стихотворений о народных умельцах. Чтение русских потешек, песенок. Слушание записей русских народных ансамблей «Игранчики», «Журавушка». Рисование красками традиционным и нетрадиционным способами. Дидактические игры: «Найди такую же игрушку», «Собери целое из частей», «Назови правильно». Упражнения «Дорисуй орнамент», «Укрась силуэт-игрушку», «Нарисуй орнамент», физминутка «Дымковские игрушки», пальчиковая гимнастика «Российская семья». Рассматривание альбомов: «Народное творчество», «Русские узоры».

 Ход организационной образовательной деятельности.

Звучит в аудиозаписи песня о Родине.

 - Ребята, а как вы думаете, что такое Родина? Что это слово значит для вас? (Ответы детей.)

 - Правильно, Родина – это место, где вы живёте, где живут ваши родители, друзья; город, в котором вы живёте; страна, в которой вы живёте.
Воспитатель читает стихотворение Е. Аксельрода «Наш дом».
На карте мира не найдёшь

Тот дом, в котором ты живёшь.

 И даже улицы родной

Ты не найдёшь на карте той,

 Но мы всегда с тобой найдём

Свою страну, наш общий дом.

- У каждого человека есть Родина – место, где он родился, провел свое детство.

- Как называется место, где вы родились? (ответы детей).

- Молодцы! Давайте найдем ее на карте (показ).

- Как вы относитесь к своей родине?

- За что ее любите?

- Чем гордитесь? (ответы детей).

- Взрослые люди иногда покидают место, где родились и выросли, но всегда помнят и любят свою Родину.

- Все в мире знают, что Россия – богатая страна. Давайте подумаем почему? (ответы предположения детей).

- Посмотрите внимательно на карту (показ).

- Леса - народное богатство России. Они дают человеку чистый воздух, грибы, лекарственные растения. Леса – это родной дом для многих животных, насекомых, птиц.

- Но страна – это не только леса, поля, реки и города. Страна – это, прежде всего, люди, которые в ней живут. Мы с вами россияне. Наша страна сильна дружбой разных народов, ее населяющих. А народов этих очень много.
Ребёнок:

Наша страна - замечательный дом,

Кто же живет и работает в нем?

Простые и удивительные,

Талантливые и открытые,

Добродушные и душевные,

Ребёнок:

Отчаянные и смелые,

Работники умелые -

Люди, жители страны,

И едины, и дружны,

Они вместе есть народ,

Что растет из года в год.

Воспитатель: - Каждый народ говорит на своем языке, имеет свою историю, культуру, традиции.

- Наша страна великая, сильная и красивая. Но страна – это не только леса, поля, реки и города. Страна – это прежде всего люди, которые в ней живут. Мы с вами россияне. Наша страна сильна дружбой разных народов, её населяющих.

- Люди каких национальностей живут в нашей стране? (Русские, чуваши, башкиры, татары, чукчи, орочи и др.)

- Каждый народ говорит на своём языке, имеет свою историю, культуру, традиции. Что такое народные традиции? (Ответы детей.)

 - Это то, что передаётся из поколения в поколение. Например, народные праздники, свадебные традиции. У каждого народа есть свои праздники, связанные со сменой времени года, началом или окончанием сельскохозяйственных работ.

 - Какие русские народные праздники вы знаете? (Масленица, Рождество, Пасха и др.)

- А у татарского народа есть праздник Сабантуй – это праздник окончания посевных работ. Якуты в конце весны отмечают праздник кумыса. Кто знает, что такое кумыс? (Напиток, приготовленный из кобыльева молока.) Коряки в конце декабря отмечают праздник возвращения солнца. А у хантов и орочей самый любимый праздник – это медвежий праздник. Как вы думаете, что это за праздник? (Посвящён медведю.)

- У каждого народа свои народные традиции. Но это не делает один народ хуже или лучше другого, наоборот, культура разных народов делает богатой и разнообразной культуру России. Каждый народ по капле вносит свой вклад в сокровищницу культуры и истории нашего государства. У каждого народа свои песни, сказки, национальные костюмы. Но у всех у нас одна Родина – Россия.

 Ребёнок читает стихотворение В. Степанова «Российская семья».
Живут в России разные

Народы с давних пор.

Одним тайга по нраву,

Другим – степной простор.

 У каждого народа

Язык свой и наряд.

Один черкеску носит,

Другой надел халат.

 Один – рыбак с рожденья,

 Другой – оленевод.

 Один кумыс готовит,

 Другой готовит мёд.

 Одним милее осень,

 Другим милей весна.

 А Родина Россия

У нас у всех одна.

 Рассматривание иллюстраций с изображением людей в национальных костюмах.

 - Посмотрите на русский национальный костюм. Как одеты женщина и мужчина? (Дети перечисляют: нарядный сарафан, рубашка, кокошник у женщины; кафтан, шапка, штаны у мужчины.)

 - Вы уже знаете, что на Крайнем Севере живут отважные, трудолюбивые люди – чукчи. Давайте рассмотрим их одежду. Одежда чукчей очень тёплая. Как вы считаете, почему? (На Севере очень холодно.)

 - Как вы думаете, из чего чукчи шьют одежду? (Одежда чукчей сделана из оленьих шкур, ведь прежде всего она должна быть тёплой и удобной.)

 - Чукчи одеты в меховые штаны, меховую рубашку с капюшоном, которая называется кухлянка. Национальная одежда чукчей украшена мехом и вышивкой.

 - А посмотрите, какой красивый мордовский национальный костюм. Обязательный атрибут мордовского женского костюма – красивый пояс – пулай.

 - Посмотрите, что особенного в татарском национальном костюме? (На голове у мужчины тюбетейка. В основе рисунка, которым украшен татарский костюм, преобладает геометрический орнамент.)

 - Каждый народ, создавая национальный костюм, стремился сделать его самым красивым, ведь такую одежду в старину надевали только по праздникам.

 Физкультминутка «Дымковские игрушки»

Мы игрушки расписные,

Хохотушки вятские,

Щеголихи слободские,

Кумушки посадские.

У нас ручки крендельком

Щёчки будто яблочки.

С нами издавна знаком

Весь народ на ярмарке.

(Стойка прямо, небольшие покачивания плечами)

(Улыбка друг другу с поворотом)

(Поворот вокруг себя)

(Небольшие приседания)

(Показ рук вперед, на пояс)

(Легкие прикасания к своим щекам)

(Стойка прямо)

(Поклон)

- У каждого народа свой язык. Люди разных народов нашей страны знают два языка: свой, национальный, например, мордовский или татарский, и обязательно русский язык. Потому что русский – это государственный язык России. На нём говорят на всей территории нашей страны, на нём обучают детей в школах, студентов в институтах, на нём издаются законы России.
Ребёнок читает стихотворение.

 В день солнечный июльский

Цветы, цветы вокруг!

 Красив язык мой русский,

 Как этот летний луг.

 Иду тропинкой узкой

Деревья до небес!

 Могуч язык наш русский,

 Как этот русский лес.

 И в радости, и в грусти

Он всякий час со мной,

 Родной язык мой русский,

 Как Родина родной!

 Рассматривание книг со сказками разных народов России.

 - Каждый народ сочинял свои сказки и передавал их из поколения в поколение. Все сказки похожи одна на другую. Как вы думаете, чем? (Ответы детей.)

 - Да, в них добро побеждает зло, они учат людей мужеству, справедливости, щедрости, высмеивают зло, жадность, глупость.

 - Какие народные сказки вы знаете? (Ответы детей.)

Живут в России разные народы

С давних пор,

Одним – тайга по нраву,

Другим – родной простор.

У каждого народа

Язык свой и наряд

Один черкеску носит,

Другой надел халат.

Одни – рыбак с рожденья,

Другой – оленевод перекрещены над головой.

Одни кумыс готовит,

Другой готовит мед.

Одним милее осень

Другим – милей весна

А Родина – Россия «Домик».

У нас у всех одна.

Массаж пальцев рук

 

 

 

 

Руки вперед, пальцы соединить.

 

 

Ладони имитируют плаванье рыбки

Пальцы расставлены в стороны, руки

Круговое поглаживание живота рукой

Тыльной стороной ладони вытирают рот.

Руки опускают сверху вниз, потряхивая кистями.

Приседают, поглаживают «траву».

Берутся за руки.

 - Сказки всех народов России очень добрые, в них много хороших слов, в них сказано про настоящую дружбу. Поэтому народы России так крепко дружат между собой, живут рядом друг с другом много лет, никогда не ссорятся, всегда приходят друг другу на помощь.

Пальчиковая гимнастика «Российская семья»

Рассматривание изделий народных промыслов.

 - Очень богата Россия народными мастерами и умельцами.

 - Какие русские народные промыслы вы знаете?

(Дымковские, филимоновские игрушки, гжельская и хохломская посуда, жостовские подносы, матрёшки, палехские шкатулки и др.) Показываю образцы народных промыслов.

Воспитатель: - Много-много лет тому назад крестьяне одного села стали делать очень красивые изделия. Они знали, что у богатых людей есть золотая и серебряная посуда. Им тоже хотелось иметь такую красоту. Но где, же взять простому бедному человеку золото! И тогда придумали они очень интересный способ изготовления такой посуды «золотой» из дерева. Сначала они вырезали из дерева разную посуду- тарелки, солонки, стаканы. Эти готовые деревянные изделия несколько дней сушили, а затем покрывали очень тонким слоем жидкой глины, смешанной с мелом. Потом снова сушили, полировали, и наконец, покрывали «серебряным» порошком и расписывали. Расписанную посуду покрывали лаком и ставили в горячую печь. От жара лак становился золотым, а серебро под лаковой пленкой начинало гореть как золото. Свои изделия крестьяне отвозили на ярмарку и там продавали.

- Как вы думаете, как называется эта посуда?

- Правильно! По названию этого села и посуду стали называть «хохломской».

(Слайд.)

Воспитатель: - Гжель - старинный народный промысел. Первые гжельские мастера обжигали керамическую посуду в печах и называли ее - Гжель.

- Каким цветом покрывали посуду?

- Правильно, дети! Покрывали посуду белой эмалью и расписывали в синих тонах. Местность, в которой производили гжельскую посуду, тоже стали называть Гжелью. Гжельские мастера использовали в росписи точки, полоски, мазки, бордюры.

Воспитатель: А почему они использовали только синий цвет и его оттенки?

Дети: Мастера хотели передать цвет синего гжельского неба на своих изделиях.

(Слайд.)

Воспитатель: - Жостовская роспись - народный промысел, который зародился в деревне Жостово, Московской области. Жостовские мастера расписывают металлические подносы разной формы. Роспись они делают в основном по черному фону. В качестве основного мотива используют букет из садовых и полевых цветов.

- Как вы думаете, что может символизировать поднос в русской культуре?

- Конечно же, в русской культуре поднос символизирует богатство, достаток в доме.

- Скажите, ребята, а какой формы бывают подносы? (Ответы детей.)

- Какого цвета может быть фон подноса кроме черного цвета?

- Какими узорами украшают художники жостовские подносы?

- Где родина подносов?

- Как называют деревня, где изготавливают подносы?

Ребёнок: Когда за окном снегопад и мороз,

Живыми цветами усыпан поднос.

Посмотришь с улыбкой на дивный букет-

И кажется, лето нам шлет свой привет.

- Другие народы России тоже занимаются народными промыслами: на севере России – резьбой по кости, шитьём одежды из меха; на юге России осетины и ингуши делают прекрасную посуду из глины, красивые ковры, изделия из металла – кувшины, кинжалы; в Мордовии женщины любят работать с бисером, вязать.

 - У каждого народа есть свои любимые блюда. Как вы думаете, какое любимое блюдо у русского народа?(Ответы людей.)

 - Любимым национальным блюдом русского народа являются пироги и блины. У чукчей – строганина, блюдо из замороженной рыбы или оленины. У осетин и ингушей – халва, пахлава. Татары делают вкуснейшие сладости, например, чак-чак.

 Воспитатель: Наша страна сильна своим единством, дружбой разных народов. Будущее нашей страны России во многом зависит от вас, ребята, от того, как сильно вы будете любить свою Родину, что хорошего сможете для нее сделать, когда станете взрослыми людьми

Воспитатель читает стихотворение Гусева «Берегите Россию».

 Берегите Россию,

 Нет России другой. Берегите её тишину и покой,

 Это небо и солнце.

Этот хлеб на столе,

 И родное оконце

В позабытом селе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по приобщению к социокультурным ценностям детей подготовительной группы.

Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств является главной целью данной работы....

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему: «Планеты солнечной системы»

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему: «Планеты солнечной системы»...

Конспект организованной образовательной деятельности по приобщению к социокультурным ценностям в подготовительной группе на тему: «Путешествие по родному городу»

Конспект организованной образовательной деятельности по приобщению к социокультурным ценностям в подготовительной группе на тему: «Путешествие по родному городу»...

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему: «Что такое горы?»

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему: «Что такое горы?»...

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе на тему: «Поможем Царице Математики освободить друга»

Цель: систематизировать и закрепить математические представления детей подготовительной группы.Задачи:1)Образовательные:- закреплять умение находить числа (закрепление активных сло...