Конструктивные игры дошкольников
статья

Ганюшкина Дарья Викторовна

Конструктивные игры —это важная составляющая в воспитании и обучении детей. Это вид игр, где дети отражают знания об окружающих предметах, свои впечатления, самостоятельно делают разные постройки, сооружения, здания.

В ФГОС ДО конструирование включено в обязательную часть основной образовательной программы. И направлено на решение важных образовательных и воспитательных задач. В процессе конструирования детьми приобретаются умения, навыки построения, целенаправленного рассмотрения, наблюдения. Формируются психические процессы, такие как, восприятие, ощущение, творческое воображение, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, способствует развитию произвольного внимания.

Конструктивная деятельность ребенка достаточно сложный процесс: ребенок не только практически действует руками и воспринимает возводимую постройку, но и обязательно при этом мыслит. Это одна из самых интересных видов деятельности для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции.

 Для того, чтобы построить какой-либо предмет, предварительно надо хорошо с ним познакомиться, запомнить его форму, величину, конструкцию, цвет, расположение частей. Дети воспроизводят в своих постройках то, что восприняли раннее, с чем они уже знакомы. Наличие такого рода представлений дает пищу работе воображения. Формируются эти представления в процессе непосредственного познания объектов изображения в играх, на прогулках, и т.п.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_igra_konstruirovanie.docx18.19 КБ

Предварительный просмотр:

Ганюшкина Д.В., воспитатель

ГБДОУ детский сад №38 Пушкинского района

Санкт-Петербурга

Конструктивные игры дошкольников

Конструктивные игры —это важная составляющая в воспитании и обучении детей. Это вид игр, где дети отражают знания об окружающих предметах, свои впечатления, самостоятельно делают разные постройки, сооружения, здания.

В ФГОС ДО конструирование включено в обязательную часть основной образовательной программы. И направлено на решение важных образовательных и воспитательных задач. В процессе конструирования детьми приобретаются умения, навыки построения, целенаправленного рассмотрения, наблюдения. Формируются психические процессы, такие как, восприятие, ощущение, творческое воображение, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, способствует развитию произвольного внимания.

Конструктивная деятельность ребенка достаточно сложный процесс: ребенок не только практически действует руками и воспринимает возводимую постройку, но и обязательно при этом мыслит. Это одна из самых интересных видов деятельности для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции.

 Для того, чтобы построить какой-либо предмет, предварительно надо хорошо с ним познакомиться, запомнить его форму, величину, конструкцию, цвет, расположение частей. Дети воспроизводят в своих постройках то, что восприняли раннее, с чем они уже знакомы. Наличие такого рода представлений дает пищу работе воображения. Формируются эти представления в процессе непосредственного познания объектов изображения в играх, на прогулках, и т.п.

В процессе самой конструктивной деятельности представления детей о свойствах и качествах предметов уточняются. В этом участвуют зрение, осязание, движения рук.

Для умственного развития детей большое значение имеет постепенно расширяющийся запас знаний на основе представлений о разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов. Обучение конструктивной деятельности в настоящее время невозможно без формирования таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. Занятия по конструированию развивают речь детей и способствуют обогащению словаря.

Сенсорное развитие в процессе конструктивной деятельности приобретает особое значение в дошкольном детстве, так как именно в этот период ребенок интенсивно развивается.

Сенсорное развитие, целенаправленное развитие и усовершенствование сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений), включает в себя формирование восприятия формы, величины, пространственных отношений между предметами, что очень важно при конструктивной деятельности. Таким образом, конструктивная деятельность содействует сенсорному воспитанию, развитию наглядно-образного мышления.

Нравственное воспитание. Конструктивная деятельность должна быть использована для воспитания у детей любви ко всему лучшему, справедливому, для углубления тех благородных чувств, которые возникают у них. Ребенок строит постройки не только для себя, но и для окружающих. Ему очень хочется, чтобы его строение что-то рассказало, чтобы в нем узнали дом, в котором он живет, памятник, музей, или его детский сад.

Трудовое воспитание. В конструктивной деятельности сочетаются умственная и физическая активность. Для сооружения конструкции необходимо применить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть умением строить предмет определенной конструкции, а также овладеть навыками обращаться с деталями конструктора. Усвоение умений и навыков связано с развитием таких волевых качеств личности, как внимание, упорство, выдержка.

Эстетическое воспитание - процесс формирования развития эстетического эмоционально-чувственного и ценностного создания личности. В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействующие формированию эстетического отношения к действительности. Эстетическое восприятие направляется в первую очередь на предмет в целом, на его стройность формы, красоту цвета, пропорциональность частей и т.п.

Развитие творчества. В конструировании дети передают свои впечатления об окружающем и выражают свое отношение к нему. Обучение должно быть направлено на то, чтобы научить детей художественной деятельности, выразительному изображению предметов, а не просто их передаче.

Таким образом, конструктивная деятельность детей дошкольного возраста влияет не только на техническую сторону развития ребенка, но и на его нравственную и эмоционально-чувственную сферу.

Дети 3-5 лет изображают единичные предметы, небольшие сооружения. Темы их построек связаны с их сюжетно-ролевыми играми, например, гараж для машины, дом для куклы. Их конструкции очень простые. Их постройки расположены горизонтально, как рисунок на бумаге. Тот же дом для куклы — это некое пространство, которое отгорожено несколькими кубиками, а сверху лежит какая-либо пластинка, называемая крышей.  Дети в этом возрасте возводят постройку, потом разрушают ее и начинают строить ее вновь. Им интересен сам процесс строительства, а не результат, получаемый в конце этой деятельности. Очень часто бывает так, что строительство опережает замысел: ребенок начинает что-то строить, а лишь потом узнает в своей постройке какой-нибудь предмет.

Дети 5-7 лет постепенно расширяют темы построек. У них появляются корабли, дороги, мосты, здания, машины. В своих конструкциях дети стараются передать своеобразие конкретного сооружения. Например, строят не просто дом, а свой дом, в котором живут или свой детский сад. В этом возрасте они начинают усложнять саму конструкцию. Постройки растут вверх. Дети украшают их колоннами, башнями, окнами, используя различные перекрытия.

Взрослые (родители воспитатели в детском саду) должны обучать детей конструктивным навыкам и умениям. Потому что без этого постройки детей будут оставаться простыми и примитивными. Существует несколько приемов, с помощью которых взрослые могут учить детей нужным для конструктивных игр навыкам.

Рассматривание предметов, сооружений, зданий. Во время рассматривания надо обратить внимание детей на назначение предмета, особенности его конструкции, на части и их пропорции. Все это должно сопровождаться беседой с детьми (именно беседой, а не монологом взрослого), можно также дополнительно рассмотреть фотографии или рисунки аналогичных предметов.

Косвенное руководство взрослого — это обогащение и обновление знаний детей о предметах и особенностях материалов, из которых они возводят свои постройки.

Прямое руководство — это ролевое участие взрослого в игре, объяснения, советы в ходе игры.

Сотрудничество взрослого с детьми в первой группе раннего возраста и содержание его работы заключается в основном в развитии у малыша интереса к новым игрушкам, предметам, желания взять их в руки, положить, постукать, покрутить. Это способствует более быстрому усвоению формы, величины, цвета, количества предметов.

Необходимо создавать условия для развития целенаправленных действий, умения самостоятельно сосредотачиваться на определенной деятельности.

Игры-занятия со строительными игрушками, проводимые взрослыми, учат детей узнавать и различать кубики и кирпичики, ставить детали одну на другую, выкладывать их в ряд, снимать со стержня кольца и надевать их обратно по величине.

Во второй группе раннего возраста к задачам добавляется: воспитание у детей интереса к отображению несложных игровых действий со строением и образными игрушками; привлечение малышей к складыванию строительного материала в коробку, что формирует в детях основы трудового воспитания.

В четыре года, во второй младшей группе, взрослый проводит конструирование, на ряду с играми, и в форме занятий, где ребенок получает уже определенные «легкие» знания (Построить дом для куклы - Маши). Взрослый вместе с детьми проговаривает этапы строительства, обсуждает форму деталей. Дети учатся экспериментировать с формой, работать в коллективе.

В средней группе, на основе полученных знаний, дети посредством взрослого приучаются к аккуратности и качественности построения конструкций. По детальному рассказу и показу дети вместе со взрослыми учатся создавать конструкции из различных природных и бросовых материалов, проявлять творческие способности в конструировании.

На шестом году жизни, в старшей группе, задача взрослого состоит в том, чтобы стимулировать у детей творческую инициативу, фантазию, находчивость, экспериментирование, желание усовершенствовать уже готовую конструкцию.

В подготовительной к школе группе, основной задачей является, закрепление полученных знаний и умений детей и введение в работу нового строительного материала - технического конструктора. Взрослый применяет для конструирования схемы, чертежи, фотографии, рисунки.

Таким образом конструктивные игры проводятся с ребенком с целью формирования мыслительных процессов и восприятия, обогащения сенсорного опыта, действуя с деталями строительного материала, ребенок получает конкретные представления о различной форме, величине, цвете предметов, координации движений и развития мелкой моторики. Игры способствуют: воспитанию сосредоточенности, зрительного и слухового внимания, умению добиваться результата, приучают к бережному обращению с игрушками, учат действовать по показу взрослого, следить за его действиями, подражать им. В конструировании существует возможность для развития творческой стороны интеллекта. Они долго не надоедают, так как обладают большой вариативностью, разнообразием комбинаций, помогают творческому самовыражению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Строительно-конструктивные игры дошкольников

Строительно-конструктивные игры дошкольников...

Особенности конструктивной деятельности дошкольников.

В данной статье раскрывается значимость детского конструирования....

Строительно-конструктивные игры дошкольников-один из видов творческой деятельности детей.

Строительно-конструктивные игры способствуют развитию творчества, мышления, пространственного воображения....

Кроссворд по теме конструктивно-строительные игры дошкольников

Данный кроссворд предназначен педагогам ДОУ и студентам, обучающимся на факультетах Дошкольного образования. Состоит из основных понятий....

ИГРЫ СО СТРОИТЕЛЬНЫМ МАТЕРИАЛОМ. Строительно-конструктивная игра «КОРАБЛЕСТРОИТЕЛИ»

Игры со строительным материалом.Возрастная группа старшая. Строительно- конструктивная игра "Кораблестроители"...

«Развитие конструктивного мышления дошкольников в процессе конструктивно-модельной деятельности»

laquo;Развитие конструктивного мышления дошкольников в процессе конструктивно-модельной деятельности»...