МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ГОРОДА "ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ-СЛУШАНИЯ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ"
материал

Семенюк Людмила Викторовна

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ГОРОДА

 

ТЕХНОЛОГИЯ

 ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ-СЛУШАНИЯ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_semenyuk.docx36.81 КБ

Предварительный просмотр:

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ГОРОДА

 

ТЕХНОЛОГИЯ

 ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ-СЛУШАНИЯ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Семенюк Л.В., воспитатель МАДОУ «Золушка»

 

Цель: повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работа по вопросу применения технологии продуктивного чтения-слушания.

Задачи:

1.Познакомить  с опытом работы по использованию в работе с детьми технологии  продуктивного чтения-слушания направленной на формирование основ читательской грамотности ребёнка-дошкольника и развитие духовно-нравственных качеств.

2. Расширить представление и обогатить педагогические умения педагогов по вопросам использования данной технологии в работе с детьми. Краткая характеристика практической стороны предлагаемой технологии.

3. Обучение конкретным навыкам, составляющим основу педагогического опыта и способам достижения намеченных результатов.

4.Продемонстрировать умение педагога-мастера проектировать успешную деятельность по формированию у воспитанников основ читательской грамотности.

4.  Вовлечь педагогов в обмен мнениями, общая дискуссия.

 

Слайд 1.

Тема мастер-класса: Технология продуктивного чтения-слушания как эффективное средство духовно-нравственного воспитания дошкольников

Произведения художественной литературы: сказки, рассказы, стихи являются действенным средством воспитания моральных качеств личности дошкольника.

Именно книга является источником формирования духовности и нравственности у маленького человека.

Но, к сожалению, современные дети не любят читать.

Как заинтересовать ребёнка чтением?

Как воспитать книголюбов?

Этот вопрос стал едва ли не определяющим в судьбе целого поколения 21 века…

Слайд 2

Да, современные дети стали мало читать. Для получения информации, чтобы «быть в курсе», они прибегают к телевизору, компьютеру, интернету. Из СМИ информация поступает в уже переработанном виде. Людям навязываются чувства, отношение к тем или иным событиям. Собственный эмоциональный мир, мыслительная сфера человека остается при таком подходе мало развитой.

А ведь чтение является универсальной техникой получения знаний. В процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания. А от этих двух показателей в свою очередь зависит умственная работоспособность.

Формирование навыка чтения  (умения складывать буквы в слова) – задача начального образования. Учителя начальной школы с этой задачей справляются вполне успешно.  

Слайд 3

Научиться читать знаки с определенной скоростью это еще не все. Как говорил еще в 19 веке «учитель русских учителей» Константин Дмитриевич Ушинский «Читать – это еще ничего не значит, ЧТО читать и КАК понимать прочитанное – вот в чем главное». 

Под чтением дошкольников понимается не умение озвучивать печатное слово, а восприятие текста на слух и его понимание, ребенок должен уметь извлекать смысл произведения, воспринимать содержание.

Формирование навыка чтения, как я уже сказала, задача начального образования, в то время как восприятие, понимание текста - качество читателя, развивающееся только в условиях специально организованной читательской деятельности. Недооценка подобной деятельности на ступени дошкольного образования нередко приводит к тому, что в школу приходит ребёнок, вроде бы умеющий читать, обученный технике чтения, но, возможно, потерянный для чтения, который просто не любит читать, не может объяснить прочитанное и оценить его.

Поэтому одной из важных задач дошкольного образования является  - создание условий для формирования основ читательской грамотности, т. е. умения  воспринимать и понимать текст.

 В связи с этим возникает потребность в новых технологиях, направленных на формирование основ читательской грамотности ребёнка.

Слайд 4

 Одной из эффективных технологий, которые я использую в своей работе является технология продуктивного чтения-слушания, разработанная профессором Натальей Николаевной Светловской для школьного возраста и адаптированная для дошкольников Ольгой Васильевной Чиндиловой. 

Технология продуктивного чтения – это природосообразная образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приёмов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору.

 «Вид речевой деятельности, когда текст воспринимается на слух, и при этом обеспечивается включение эмоций, воображения и реакции на содержание прочитанного, мы называем чтением-слушанием».    

Слайд 5

Читаем – и представляем картины, героев.

Читаем – и ставим себя на место героев.

Читаем – и переживаем.

Читаем – участвуем в действии.

Читаем – задумываемся над содержанием.

Читаем – предполагаем конец истории.

Читаем – и реагируем на прочитанное: смеемся, грустим…

Читаем –  удивляемся, радуемся – испытываем эмоции.

Слайд 6

Итак, технология продуктивного чтения–слушанья.

Посмотрим на значение терминов.

Что такое технология? (Последовательность этапов работы)

Что значит продуктивное чтение? Продуктивное – от слова «продукт»

А что может быть продуктом? РЕЗУЛЬТАТ!

А какой результат может быть у чтения?

Слайд 7

В результате чтения должно появиться восприятие текста – процесс  эмоционального реагирования на произведение, внутреннее активное сопереживание героям, которое проявляется в воображаемом перенесении на себя событий, в результате чего возникает эффект личного участия в них, личного присутствия.

Если охарактеризовать восприятие художественных произведений дошкольниками в целом, то обнаруживаются такие характеристики:

1.Господство наивно-реалистического восприятия, иначе говоря «наивный реализм». Это когда сливается искусство и действительность, ребенок становится эмоционально активный, начинает сопереживать героям,  находится под впечатлением.

2. Понимание событий, о которых идет речь в тексте, происходит намного интенсивнее.

3.Эмоциональная реакция намного опережает другие стороны восприятия.

4. Ребенок может воссоздать словесные образы, соответствующие авторскому тексту.

        Еще один результат – понимание смысла текста.

Что значит понимать текст?

Слайд 8

С точки зрения лингвистики - это вычитывание разных видов текстовой информации: фактуальной, подтекстовой, концептуальной.

Фактуальную информацию составляет описание событий, героев, места и времени действия и т.д.

 Подтекстовая информация напрямую не выражена в словах. Она содержится в текстовых "скважинах" (пропусках, которые читатель заполняет, опираясь на имеющиеся знания, опыт), в словах-образах (художественных средствах), в монтаже текста и т.д.

Под концептуальной информацией понимается система взглядов, мыслей и чувств автора, которую он отражает в тексте, рассчитывая на ее вычерпывание читателем. Главная мысль.

Конечно, текст – это единое целое, и виды текстовой информации разграничиваются условно.

Данные виды информации и станут ключом к пониманию текста. Не стоит забывать, что в произведении ничего не написано просто так, каждая часть, каждое слово, даже недосказанное имеет значение.

Слайд 9

Попробуем разобраться на примере. Предлагаю вам поработать с текстом стихотворения А.Барто «Кукла».

Прежде чем, мы начнем работать с детьми, мы сами  должны проработать  текст.

А.Барто «Кукла»

Смастерил я грузовик

Для сестры Катюшки.

Подняла Катюшка крик:

Разве это грузовик?

Три пустых катушки.

Смастерил я ей коня,

Пусть берет, не жалко!

Катя смотрит на меня,

Не желает брать коня:

  •  Это просто палка!

Я свернул два лоскута.

  • Ах, - сказала Катя, -
  • Ах, какая красота:
  • Кукла в пестром платье!

Фактуальная, т.е. факты: рассказчик брат, у него есть сестра, брат сделал для сестры игрушку, грузовик из трех катушек, сестра подняла крик, смастерил коня из палки, сестра не  берет, брат сделал куклу из 2 лоскутков.

Подтекстовая: Сестра младшая, потому что брат называет ее ласково - Катюшка, любит её, заботится о ней, делает для нее игрушки, брат хороший, щедрый, пытается ей угодить. А Катюшка избалована, не понравилась игрушка, потом понравилась.

Концептуальная: 

Теплые отношения между сестрой и братом. У девочек и мальчиков разные (свои) игрушки. Главная мысль – очень хорошо, когда старшие заботятся о младших.

Ну вот, какие мы молодцы!

 

Слайд 10

Умение правильно воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности не приходит к ребенку само собой: его надо развивать и воспитывать и чем раньше, тем лучше.  

Дети дошкольного возраста слушатели, а не читатели, — художественное произведение доносит до них педагог, поэтому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение.

Читая книгу, воспитатель выступает КАК ПАРТНЕР детей по восприятию ее содержания (проявляет соответствующие эмоции – удивление, изумление, сострадание и т.п.,), а монотонное, механическое чтение может отбить у детей охоту слушать даже самую интересную книгу.

Поэтому при применении технологии продуктивного чтения-слушанья очень важно соблюдать правила работы с текстом.  

Как строится работа в соответствии с технологией мы рассмотрим на примере русской народной сказки «Гуси-лебеди».

 Итак, прежде чем приступить к чтению сказки, я как педагог должна подготовиться. Я предварительно читаю сказку и  вычитываю из нее три уровня информации. Сказку мы читать не будем, все ее помнят.

  • Фактуальная: Жила-была семья, родители уехали в город, девочка и мальчик остались дома, девочка убежала гулять, гуси-лебеди унесли мальчика, девочка искала брата, встретила яблоню, печку, речку.
  • Подтекстовая: девочка ответственная, раз ей родители доверили младшего брата,  не послушная, раз оставила его одного, но она любит младшего брата, потому что сразу бросилась искать, значит, она заботливая, у них теплые отношения. Сначала она показалась нам не вежливой, да? но потом, она исправилась. Какой вывод мы можем сделать - Если вовремя осознать свои ошибки, все можно исправить.
  • Концептуальная: У добрых и послушных все ладиться, а у злых и ленивых – нет.

Слайд 11

Этапы работы над текстом:  

I. Работа с текстом до чтения.

Цель – развитие важнейшего читательского умения предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации.

Главная задача взрослого – вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать книгу.

Дети рассматривают книгу; иллюстрацию, которая предшествует тексту, затем высказывают свои предположения о героях, теме, содержании.

ФОТО

II. Работа с текстом во время чтения.

Цель – восприятие и понимание текста, создание его читательской интерпретации.

Задача взрослого - обеспечить полноценное восприятие текста и понимание его содержания (фактуальной и подтекстовой информации).

Основные приемы, используемые в работе с текстом во время чтения:

- Диалог с автором. Дети учатся  задавать вопросы автору по ходу чтения. Это вопросы, ответы на которые можно узнать в процессе чтения

(например: Что сейчас может случится? Почему именно так?  Почему Аленушка слезами заливалась? Почему же Печка ничего не сказала?  и т.д.)

- Комментированное чтение - это чтение, сопровождающееся пояснением, толкованием текста в форме объяснений, рассуждений, предположений. Комментированное чтение используется для того чтобы показать, каким мог бы быть наш диалог с автором, обеспечить погружение в текст. Комментирование ведется по ходу чтения, только тогда эта работа становится мотивированной.

НАПРИМЕР: Налетели гуси-лебеди, схватили братца и унесли к Бабе-Яге. А кто такая Баба-Яга? (живет в лесу, злая…….)

Словарная работа ведётся в основном по ходу чтения. В этом случае она становится мотивированной и интересной: ведь именно по ходу чтения становится понятно, какие слова нуждаются в толковании, а само слово толкуется в контексте, а не вне его.

ПРИМЕР: матушка, батюшка

На данном этапе проводиться краткая беседа по содержанию текста в целом, выборочное чтение. Обсуждение читательских интерпретаций.  

III. Работа с текстом после чтения.

Цель – корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским смыслом.

Главная задача взрослого – обеспечить углублённое восприятие и понимание текста на уровне концептуальной информации.

1. Педагог в ходе обобщающей беседы ставит концептуальный вопрос к тексту в целом. Результатом ответа на этот вопрос должно стать понимание авторского смысла. ВОПРОС.  Почему лебеди украли мальчика? Правильно ли поступила девочка? Кто ей помог? Почему ей отказали в помощи печка, речка, яблонька?

2. Рассказ взрослого о писателе и беседа с детьми о биографии автора, об истории создания произведения.

 3. Повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрациям. Беседа о смысле заглавия, о его связи с темой, авторским смыслом и т.д. Вопросы по иллюстрации: «Какой именно фрагмент текста проиллюстрировал художник (а может быть, это иллюстрация ко всему тексту в целом)? Точен ли художник в деталях? Совпадает ли его видение с вашим?» и т.д.

Слайд 12

4. Выполнение заданий, усиливающих эмоциональное и смысловое восприятие текста. 

Игра «Правда – неправда»

Правда, что Аленушка жила только с братцем?

Правда  ….

5.Воспроизведение

- Разыгрывание произведения с помощью пальцев.

- Инсценировка произведения: например дети - герои, воспитатель – автор, или наоборот: ребенок автор, а дети и воспитатель герои.

- Рассказ по схемам, мнемотаблицам.

- Меняем сюжет (время года, страну и т.д.)

- Придумай другой конец произведения.

- Игра «заколдованные дети» (изобрази мимикой героев сказки).

- Также задания, которые предполагают самостоятельность ребёнка:

нарисуй сюжет из сказки,

графичекое рисование,

составление картинного плана по тексту,

составление модельного плана и т.д.  

Слайд 13

     У нас в группе есть очень хорошая традиция. Каждое произведение, которое нам особенно понравилось, сказка или рассказ, мы стараемся запечатлеть, т.е нарисовать рисунки. Итогом работы является  создание  диафильма из детских рисунков.

Изготовить его очень просто – из любой коробки, делаем окошко, наклеиваем прозрачную пленку, придумываем механизм для того, чтобы он работал.

Из всех рисунков, которые нарисовали или сами дети, или их родители мы делаем ленточный диафильм.

ВИДЕО

Практика проведенной работы с использованием технологии продуктивного чтения показала эффективность применения данной технологии с детьми дошкольного возраста: дети из пассивных слушателей перешли в слушателей, активно ведущих диалог с автором.

 У детей формируется осознанное восприятие понимания общего смысла текста, умение извлекать определенную информацию из части текста. Используемая технология позволяет успешно интегрировать знания из различных образовательных областей,  способствует ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ.

Слайд 14

 

Ф.Тютчев «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовётся…».

Нам не дано предугадать,

Как наше слово отзовётся.

Посеять в душах благодать,

Увы, не всякий раз дается.

И мы обязаны творить,

Презрев все тяготы мирские,

Чтоб истин светлых заложить

Зачатки в души молодые,

Чтоб верный путь им указать,

Помочь в толпе не раствориться...

Нам не дано предугадать,

Но мы обязаны стремиться!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей " Программа «Истоки. Воспитание на социокультурном опыте» - эффективное средство духовно-нравственного развития дошкольников»

Консультация для родителей " Программа «Истоки. Воспитание на социокультурном  опыте» -  эффективное средство духовно-нравственного развития дошкольников»...

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ-СЛУШАНИЯ как эффективное средство духовно-нравственного воспитания дошкольнико

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ-СЛУШАНИЯ  как эффективное средство  духовно-нравственного воспитания дошкольнико...

Консультация для родителей Тема: «Программа «Истоки. Воспитание на социокультурном опыте» - эффективное средство духовно-нравственного развития дошкольников»

Консультация для родителей Тема: «Программа «Истоки. Воспитание на социокультурном  опыте» -  эффективное средство духовно-нравственного развития дошкольников»...

«Народная тряпичная игрушка – эффективное средство духовно-нравственного воспитания и обучения дошкольников"

ØДуховно-нравственное воспитание дошкольников на народных традициях посредством использования народных тряпичных кукол и кукол-проводников , как эффективного средства для поддержания познавательного и...

Мастер-класс для воспитателей на тему "Игровая деятельность как эффективное средство развития творческой активности дошкольников"

Мастер-класс для воспитателей на тему "Игровая деятельность как эффективное средство творческой активности дошкольников"...