Консультация для родителей Тема: «Программа «Истоки. Воспитание на социокультурном опыте» - эффективное средство духовно-нравственного развития дошкольников»
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Александрова Алена Сергеевна

Консультация для родителей

 

Тема: «Программа «Истоки. Воспитание на социокультурном  опыте» -  эффективное средство духовно-нравственного развития дошкольников»

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАДОУ  «Детский сад комбинированного вида «Радуга»

Консультация для родителей

Тема: «Программа «Истоки. Воспитание на социокультурном  опыте» -  эффективное средство духовно-нравственного развития дошкольников» 

Воспитатель:

Александрова А.С.

Духовность  свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными. Нравственность  принятие на себя ответственности за свои поступки, то есть действовать согласно своей совести.

Роль семьи в духовно-нравственном становлении растущей личности огромна и только совместная работа с родителями даёт ощутимые результаты.

Мы приглашаем Вас принять активное участие в духовно-нравственном развитии наших детей.

Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит их жизнь. Призовем ли мы их к Свету или оставим во тьме неведения? От этого зависит наш завтрашний день. Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя.

В нашем детском саду мы продолжаем знакомиться с программой

«Социокультурные истоки» и участвуем в реализации программы «Истоки»,

вместе мы развиваемся и двигаемся дальше в этом направлении.

В основе программы «Истоки» социокультурный системный подход, который опирается на учение о ценностях и обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. На передний план выступает идея развития ребенка через присвоение культурных ценностей Российской цивилизации, понимание им природы и человека как величайших ценностей, желание жить в гармонии с окружающим миром.

Элементы культуры, накопленной человечеством, не могут быть переданы ребенку в готовом виде через выработанные нормы и правила.

Приобщая детей к истокам русской национальной культуры, направленный на формирование духовно-нравственных качеств через развитие интереса и внимания к истории русского народа и народному искусству, семейным ценностям, мы преодолевали ступеньку для приобретения социокультурного опыта.

Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения эффективно осуществлять в дошкольном детстве, когда ребенок еще всецело открыт, когда закладываются базовые качества личности, то есть происходит процесс накопления ребенком социокультурного опыта в виде чувств, отношений, знаний, умений и т.д. ДОУ на современном этапе активно решают задачи по духовно-нравственному развитию личности дошкольников, но ведущую роль в её становлении играет семья, ведь именно

  • семье благодаря примеру взрослых ребенок приобретает, первый социокультурный опыт, к сожалению не всегда положительный. Поэтому,

актуальной становиться задача объединения усилий дошкольного образовательного учреждения и семьи для успешного духовно-нравственного развития и воспитания ребенка-дошкольника. В современной педагогике эту задачу позволяет решить программа «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» для дошкольного образования, способствующая возрождению многовековых традиций России. Поэтому программа предполагает тесное сотрудничество и взаимодействие ДОУ с семьей.

Содержание программы составляют ценности культуры:

дошедший до нас фольклор родного народа, являющийся хранителем Отечественного языка, что само по себе уже представляет большую ценность; мудрые пословицы и умные с хитрецой загадки, хороводные игры, песенки и потешки, торжественные былины, поучительные сказы и сказки, лучшие образцы литературных текстов классиков русской литературы, картины наших выдающихся художников, музыкальные произведения

русских композиторов, родная песня и народная игрушка – все это помогает дошкольникам лучше понять и принять ценности родной культуры.

Программа «Социокультурные истоки» для детей дошкольного возраста позволяет:

  • Создавать  условия  для  активного  приобщения  воспитателей,

воспитанников и их родителей к базисным социокультурным ценностям российской цивилизации;

  • Развивать социокультурную основу личности, начиная с дошкольного возраста;

  • Обеспечивать единство умственного и эмоционально-нравственного развития дошкольника;

  • Создавать единый союз между ДОУ и семьей в воспитании и развитии ребенка, повышать педагогическую культуру родителей;

  • Интегрировать знания об окружающем мире, в котором живет и развивается ребенок, формировать опыт его целостного восприятия;

Воспитательная программа для ДОУ «Социокультурные истоки» разработана для четырех возрастных групп:

  • Младшая группа (3-4 года)

  • Средняя группа (4-5 лет)

  • Старшая группа (5-6 лет)

  • Подготовительная группа (6-7 лет).

Принцип построения программы «Социокультурные истоки» для дошкольного образования обусловил следующие этапы освоения курса:

В младшей группе (3-4 года) формирует понятия: Слово, Образ, Книга Работа строиться на основе русских-народных песен, хороводов, игр, потешек, сказок, стихов и т.д.

  • средней группе (4-5 лет) происходит первоначальное знакомство с истоками наиболее близкой ребенку социокультурной среды и деятельности человека в ней.

  • старшей группе (5-6 лет) обращается внимание на истоки ценностей

внутреннего мира человека (вера, надежда, любовь, мудрость…);

  • подготовительной группе (6-7 лет) осуществляется первоначальное ознакомление с истоками русских традиций, базовых социокультурных ценностей российской цивилизации.

Вся деятельность по программе позволяет эффективно решать задачи духовно-нравственного воспитания и речевого развития детей, то есть происходит обогащение и активизация словарного запаса, развитие монологической и диалогической речи. Вся деятельность в течении месяца является предварительной работой к итоговому мероприятию (занятию), которое рекомендуется проводить в последнюю неделю месяца. Таким образом, программа предполагает 9 итоговых мероприятий (занятий) в год в каждой возрастной группе. Содержание программы «Социокультурные истоки» и предполагаемые способы взаимодействия выстроены с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста и усложняются постепенно.

Существенной особенностью программы «Социокультурные истоки» является тесное взаимодействие педагогов с родителями, семьей, а именно непосредственное участие родителей в подготовке и проведении итоговых занятий (мероприятий). Активное взаимодействие с ребенком в условиях ДОУ, возможность наблюдать опыт, имеющийся у других родителей, позволяет взрослым приобрести новые способы общения с детьми и корректировать собственное поведение.

Деятельность с детьми и родителями в рамках программы строиться с помощью активных форм обучения:

  • ресурсный круг

  •       работа в паре

  • работа в микрогруппах

Такие формы взаимодействия способствуют приобретению всеми участниками воспитательного процесса коммуникативных и управленческих навыков.

Эффективным средством формирования системы духовно-нравственных ценностей и высоких нравственных чувств у детей и их родителей являются книги для развития детей 3 – 7 лет. В них заложена основная предварительная работа с детьми и родителями по подготовке к занятиям по программе. Структура книг имеет определенную последовательность. Каждая из книг серии начинается с обращения к родителям, поскольку именно родители являются первыми педагогами своего ребенка. В этом обращении раскрывается смысл важнейших духовно - нравственных категорий и ценностей, заложенных в программе. Обращение к родителям заканчивается народными пословицами, поговорками и меткими изречениями. Книги обращены к семье в первую очередь. Основная задача здесь – организовать эффективное взаимодействие между родителями и детьми.

Центральное место в книге занимает сказка, сказ, былина, фрагменты произведений классический или житийной литературы. После текстов в книгах помещены вопросы и задания к ним. Народные игры, песенки, потешки, поговорки, пословицы, помещенные в книгах для развития, являются составной частью традиций народа, т.е. его духовного потенциала, формировавшегося на протяжении длительного времени. Они возвращают детей к ценности родного слова, возрождают их генетическую память.

  • конце каждой книги предлагается литература для дополнительного чтения. Это не случайные произведения. Их цель – помочь детям и взрослым глубже  осмыслить традиционные ценности родного народа, расширить и обогатить познания и чувства, используя ресурс семьи.

Программой предусмотрено создание каждым ребенком (семьей) своего альбома по рабочим книгам, то есть в создании альбома должны принять активное участие родители, а также воспитанники старшего возраста. Создание альбома является своеобразным результатом совместной работы ребенка, родителей, педагогов.

Конечным результатом программы «Социокультурные истоки» в ДОУ является:

  • Первоначальное освоение воспитателями, дошкольниками и их родителями системы социокультурных ценностей;

  • Развитие  коммуникативных  умений  (умение  слушать  друг  друга,

выражать свое мнение, договариваться, приходить к согласию и т.д.);

  • Развитие управленческих способностей (способность осуществлять выбор на основе нравственных ценностей, целенаправленно действовать и достигать результатов);

  • Развитие речевого взаимодействия (увеличение количества и объема высказываний);

  • Развитие мотивации к общению у детей и взрослых (увеличение числа позитивных контактов);

  • Создание предпосылок для успешной адаптации ребенка в начальной

школе.

Таким образом, программа «Социокультурные истоки» формирует гражданскую позицию детей и их родителей, воспитывает у них чувство любви к своему Отечеству. Чувство любви к Родине является духовной ценностью, определяющей жизненный путь человека, проясняющей его смысл. Только через испытание великого чувства любви к Отчизне воспитывается патриотизм.

Список литературы:

  1. И.А. Кузьмин Истоковедение т.5, издание 5-е (дополненное) издательский дом ИСТОКИ, 2016
  2. И.А. Кузьмин Истоковедение т. 3-4, издание 3-е (дополненное) издательский дом ИСТОКИ, 2017


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей " Программа «Истоки. Воспитание на социокультурном опыте» - эффективное средство духовно-нравственного развития дошкольников»

Консультация для родителей " Программа «Истоки. Воспитание на социокультурном  опыте» -  эффективное средство духовно-нравственного развития дошкольников»...

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ГОРОДА "ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ-СЛУШАНИЯ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ"

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ГОРОДА ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ-СЛУШАНИЯ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ...

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ-СЛУШАНИЯ как эффективное средство духовно-нравственного воспитания дошкольнико

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ-СЛУШАНИЯ  как эффективное средство  духовно-нравственного воспитания дошкольнико...

Консультация для родителей «Программа «Истоки» — воспитание духовно-нравственного развития дошкольников»

Мы приглашаем Вас принять активное участие в духовно-нравственном развитии наших детей....

«Народная тряпичная игрушка – эффективное средство духовно-нравственного воспитания и обучения дошкольников"

ØДуховно-нравственное воспитание дошкольников на народных традициях посредством использования народных тряпичных кукол и кукол-проводников , как эффективного средства для поддержания познавательного и...