Проект "Дорогами Победы"
методическая разработка (старшая группа)

Ковалева Лилия Анатольевна

Проект научно -исследовательской направленности

Долгосрочный 2019-2020год

Подготовила Ковалева Лилия Анатольевна -воспитатель группы "Ромашки"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_detyam_o_voyne.docx235.82 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД №18 ОГОНЕК»

238758 Калининградская обл., г. Советск, ул. Фурманова, 6а. Тел.: 3-63-36, 3-67-32

Факс 8401 61 36336, e-mail: ogonok18@rambler.ru

Проект научно-исследовательский

Долговременный

Старшая группа

«Дорогами Победы»

                             2019 - 2020 год

 

2020 г.

                                                          Подготовила:

Ковалева Л. А.

Помнить можно только то,
о чем знаешь.

Еcли рассказать детям о войне,
им будет, что помнить.

 

Введение

Патриотическое воспитание дошкольников – актуальная проблема в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. В течение последних десятилетий радикально переосмыслено само понятие патриотического воспитания дошкольников, его содержание, цели и задачи. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли он привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее. У В.П. Астафьева есть замечательные слова: «Если у человека нет матери, нет отца, но есть Родина - он ещё не сирота. Всё проходит: любовь, горечь утрат, даже боль от ран проходит, но никогда - никогда не проходит и не гаснет тоска по Родине...».

Одним из основных средств нравственно-патриотического воспитания в ДОУ является метод проектов. Основываясь на лично – ориентированном подходе к обучению и воспитанию детей старшего дошкольного возраста, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества; открывает большие возможности в организации совместной поисковой деятельности дошкольников, педагогов, родителей. Тема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна в современном обществе, способствует объединению, сплочению нашего народа. День Победы близок и понятен детям дошкольного возраста, потому что реализует достаточно простую, ясную идею, известную им по сказкам, – идею противостояния добра и зла и финальной победы добра.

9 Мая - Великий праздник для нашего народа. День радости и вместе с тем день печали. В этот праздник мы поздравляем ветеранов и чтим память погибших. Многие десятилетия эта традиция передается из поколения к поколению. И вот сейчас поздравляют ветеранов уже их правнуки.

Состав проектной группы: руководитель проекта- Ковалева Лилия Анатольевна, воспитатель; Корсакас Ирина Анатольевна-воспитатель; дети и родители старшей группы детского сада.

Тип проекта:

  • По доминирующей в проекте деятельности: познавательный, творческо-исследовательский.
  • По числу участников проекта: групповой .
  • По времени проведения: долгосрочный (январь 2020– май 201 г).
  • По характеру контактов: в рамках ДОУ, семья, социум – Музей города Советска , детская районная библиотека.
  • По характеру участия ребенка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата.

Актуальность: Одной из важнейших задач воспитания является развитие у детей высоких нравственных качеств, в том числе патриотизма. С самого раннего детства необходимо прививать уважение к истории своего Отечества, а также к людям, защищавшим родной край –  в тяжелые годы.

«Патриот» в переводе с греческого означает «земляк», «соотечественник». В. И. Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка» дает такое определение слову «патриот»: любитель Отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб.

Гордость за свою Родину, любовь к родному краю, уважение традиций, понимание неповторимости культуры своего народа, почитание его героев – все это входит в понятие патриотизма. Без уважения к истории своего Отечества, своей малой родины – нельзя воспитать у детей чувства собственного достоинства и уверенности в себе.

Великая Отечественная война – важное событие в жизни нашей Родины. Как научить детей помнить защитников Родины, отстоявших родную землю, гордится мужеством, героизмом, стойкостью советских солдат и офицеров, самоотверженностью тружеников тыла – женщин, стариков и детей? Где взять эти знания, чтобы передать детям?

Проблема:

Но время всё дальше отодвигает события Великой Отечественной войны и, к сожалению, её ветеранов остается с каждым годом все меньше. Закономерности человеческой жизни таковы, что скоро их не останется совсем. Очень важно именно сейчас не прервать живую нить памяти о героическом подвиге нашего народа в те годы, и в дошкольном возрасте лелеять ростки памяти о прадедах, их мужестве.

Знакомя детей с подвигом советского народа, наших земляков - советчан в годы Великой Отечественной войны, следует акцентировать их внимание на трудностях, которые приходилось преодолевать бойцам и труженикам тыла, на помощи, которую оказала наша армия другим народам, освободив их от фашистского ига.

В преддверии празднования Дня Победы с детьми провели блиц опрос по выявлению знаний и представлений о Великой Отечественной войне, который показал, что дети и их родители имеют небольшой, запас знаний о хронологии Великой Отечественной Войны и ее героях. Дети не имеют представлений о причинах возникновения праздника.

Вывод:

 Если патриотическое воспитание ребенка начинать уже в дошкольном возрасте через цикл мероприятий и экскурсий, комплексных занятий и праздников с участием ветеранов войны и родителей, то это поможет нынешним мальчишкам и девчонкам, живущим под мирным небом, незнающим ужасов войны, по-новому посмотреть вокруг на своих прадедушек и прабабушек, тех, кто живет рядом с нами, поможет изменить отношение к этим людям.

В основу проекта легли следующие принципы:

  1. Принцип историзма: сохранение хронологического порядка, описываемых явлений и сведений.
  2. Принцип гуманизации: ориентация на высшие общечеловеческие понятия - любовь к близким, к родному городу, к Отечеству.
  3. Принцип дифференциации: создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения знаний о Великой Отечественной войне с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей, эмоциональной и познавательной сферы.
  4. Принцип интегративности: сотрудничество с семьей, музеем городом, сочетание разных видов деятельности.
  5. Принцип наглядности: изготовление ряда пособий и игр, мультимедийных презентаций на основе исторического материала. Соблюдение требований к культуре показа презентаций.

Цель проекта: формирование у старших дошкольников гражданской позиции, патриотических чувств, любви к Родине на основе расширения представлений детей о победе защитников отечества в Великой Отечественной войне.

Задачи проекта:

  1. Формировать чувство исторической сопричастности к своему народу, ценностное отношение к Родине на основе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с историческими фактами военных лет в хронологической последовательности.
  2. Рассказать детям об участниках Великой Отечественной войны, в честь кого были названы улицы нашего города Советска; воспитать патриотизм, гордость за свой народ, за своих родных; воспитывать любовь к родному городу  Советску , Калининграду, России.
  3. Познакомить детей с выдающимися личностями, которые сыграли большую роль в истории Кубани и Крымского района; в развитии просвещения на Кубани; в развитии науки в Краснодарском крае; воспитание любви к родному краю.
  4. Обогатить представления детей о мужестве, героизме, отваге народа и решающем значении штурма Тильзита в победе нашего народа в Великой Отечественной войне.
  5. Воспитать чувство гордости и уважения к родным и близким людям, принимавшим участие в сражениях за Родину
  6. Привлечь родителей к совместным познавательно - тематическим мероприятиям. Сформировать у родителей активную позицию в воспитании и образовании детей.
  7. Ожидаемый результат:
  • Расширится представление детей о подвигах советского народа, о защитниках отечества и героях Великой Отечественной войны;
  • Проявление чувства гордости за стойкость и самоотверженность советского народа в период Великой Отечественной войны;
  • Сформируется внимательное и уважительное отношение у дошкольников к ветеранам и пожилым людям, желание оказывать им посильную помощь.
  • Умение представить творческо-поисковый продукт индивидуальной, коллективной деятельности.

Организация работы над проектом.

  1. Деятельность педагогов.
  • Подготовка художественной литературы, методических и дидактических материалов по основным историческим событиям ВОВ.
  • Проведение тематической ООД, организация выставок.
  • Отражение данной тематики при создании тематического планирования образовательной программы.
  • Чтение художественной литературы, заучивание стихов, просмотр документальных и художественных фильмов о ВОВ.
  • Встречи с ветеранами ВОВ и их потомками, индивидуальные и коллективные беседы о ВОВ.
  • Слушание песен военно-патриотической тематики.
  • Тематическое содержание книжного уголка.
  • Подбор открыток, иллюстраций, фотографий для оформления альбомов «Галерея памяти», «Бессмертный полк», «Лица Победы».
  • Рассматривание открыток, иллюстраций с изображением родов войск, памятников воинам, обелисков.
  • Прослушивание музыкальных произведений: марши - Д.Кабалевский "Марш" (детский), П.Чайковский "Марш деревянных солдатиков", Г.Свиридов "Военный марш", В.Агапкин "Прощание славянки".
  1. Деятельность детей.
  • Участие в конкурсах, праздниках, беседах.
  • Самостоятельная и совместная художественная деятельность, изготовление поделок на военные темы в подарок папе, дедушке, выставка рисунков детей.
  • Заучивание пословиц и поговорок о храбрости, чести, долге, солдатской службе и товариществе, предложенных педагогами; рисование понравившихся сюжетов на военную тему по прочитанным произведениям.
  • Исполнение сюжетно-ролевых игр, постановок.
  • Прикрепление почётных табличек к домам ,где проживают Ветераны ВОВ.

      3.  Деятельность родителей.

  •  Участие во всех мероприятиях, организуемых в группе детского сада (тематическая ООД, праздники, досуги, экскурсии (библиотека, музей, к памятнику «Вечный огонь», «Воину - освободителю», Музей под открытым небом «Военной техники», экскурсия в историко-краеведческий музей ),акция , СадПамятиДома, Георгиевская Ленточка,
  • Бессмертный полк-онлайн
  • Изготовление альбома памяти «Чтобы помнили…», рисование с детьми сюжетов на военную тему, изготовление поделок.
  • Подборка детьми вместе с родителями исторического материала (фотографий, писем) о своих родственниках, принимавших участие в исторических боевых традициях.

Предметно-развивающая среда:

  • Оформление уголка «Боевой славы».
  • Дидактические игры с патриотическим содержанием.
  • Подборка наглядно – дидактического материала на тему Великой Отечественной Войны и солдатских будней.
  • Подборка художественной литературы – рассказов, стихов, пословиц и поговорок о войне, празднике «День Победы», о людях героических и военных профессий, о дружбе народов.
  • Подборка песен военных лет.
  • Подборка различных материалов для продуктивной деятельности детей.
  • Подготовка пособий и атрибутов для сюжетно – ролевых игр на военную тематику

 

План работы:

Месяц

Формы и методы работы

Взаимодействие с родителями

Подготовительный этап

 

 

Январь

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Сбор и анализ литературы по данной теме

2.Беседа с детьми «Что я знаю о войне?»

3.Показ презентации на тему « Штурм  Тильзита» , рассказ очевидцев событий .

4.Познавательная беседа: «Дети Ленинграда»1

5.Рассматривание фотографий « Блокады Ленинграда» . Участие в акции к 75 – летию со дня снятия блокады Ленинграда.

Совместные поиски информации.

Сбор документов и фотографий из семейных архивов об участниках войны.

Основной этап

 

Февраль

 

  1. Слушание песен о войне: «Священная война» сл. В. Лебедева-Кумача,  М. Блантера «Катюша», В.Алкина «Прощание славянки».
  2. Чтение художественных произведений:Л. Кассиль «Памятник солдату», «Твои защитники»; С. Баруздин «Рассказы о войне»; С. Михалков «День Победы»
  3. Физкультурный досуг «Ни шагу назад» (с участием мальчиков  группы и пап)
  4. Экскурсия в краеведческий музей города Советска

Консультация: «Воспитание у детей чувства уважения к своей стране, гордости за Родину и народ через ознакомление с событиями Великой Отечественной войны»

1.Соц. - коммуникативное развитие/ познавательное: «Россия – Родина моя»

2.Рисование «С чего начинается Родина».

3.Речевое развитие «Мое отечество Россия», разучивание стихотворения о Родине, чтение худ. литературы.

4.Разучивание пословиц и поговорок о любви и защите Родины, ее защитниках, о героизме, смелости и храбрости героев-солдат, солдатской дружбе и товариществе.

5.Беседа о приближающейся дате и о Великой Отечественной войне. 6.Рассматривание иллюстраций, картин с фрагментами военных лет.

 

Помощь в создание коллекции медалей и орденов

Март

  1. НОД « Города-герои»
  2. Рассматривание открыток «Города герои».
  3. Рисование
  4. Слушание музыки Б. Мокроусов «Марш защитников Москвы»,
  5. Разучивание стихотворений,
  6. Чтение произведений С.П. Алексеев «Брестская крепость».
  1. Дидактическая игра «Найди город на карте», «О каком городе говорю».

 

Подбор открыток, иллюстраций, фотографий для оформления альбомов «Наша Армия родная»

 

 

  1. Поход в музей под открытым небом «Военная техника «
  2. Рисование: «Вечный огонь»
  3. Речевое развитие: рассказывание о памятниках, разучивание стихотворений,
  4. Чтение худож. произведений: Я.Тайц: «Цикл рассказов о войне». (Обсуждение текстов, ответы на вопросы детьми).
  5. Муз.развитие: прослушивание муз произведений

 

Ширмы, советы родителям, что и как рассказывать детям о войне

 

Апрель

 

  1. НОД «Слава и гордость воинам»
  2. Рисование «Наша армия родная», «Пограничник с собакой»,
  3. Аппликация «Труженики тыла»
  4. Лепка «Военная техника»,
  5. Речевое развитие: Рассказывание по картине «Подвиг солдата», разучивание стихотворений
  6. Чтение А. Митяев «Почему Армия всем родная»
  7. Просмотр презентации «Боевая техника войны»
  8. Рассматривание альбомов
  9. Муз. развитие: Ф. Шуберт «Военный марш»

 

Составление индивидуальных рассказов детей совместно с родителями об истории своей семьи в годы ВОВ.

 

 

 

 

 

Май

  1. Экскурсия в детскую библиотеку «Встреча с ветеранами ВОВ»
  2. Речевое развитие: пересказ рассказа Л.Кассиля «Сестра», разучивание стихотворений
  3. Участие в шествии «Свеча памяти»
  4. Сюжетно-ролевая игра «Госпиталь»
  5. Рассказывание о письмах с фронта, приходящих в годы ВОВ в семьи воспитанников.

 

Оформление тематической выставки в книжном уголке

  1. НОД «Великая Отечественная война: лица победы, дети войны».
  2. Чтение из сборника рассказов «Дети — герои Великой Отечественной войны»;
  3. Аппликация «Открытка с тюльпанами»
  4. Дидактическая игра «Ордена и медали»
  5. Лепка «Военные награды»
  6. Муз.развитие: разучивание песни «Солнечный круг» А.Александрова
  7. Рисование «Я рисую мир»
  8. Конкурс рисунков «Этих дней не смолкнет слава»

 

Конкурс на лучший рисунок, поделку к Дню Победы.

Заключительный этап

Май

 

  1. Музыкально-спортивный праздник посвященный «Дню Победы»
  2. Конструирование: Макет ко дню победы
  3. Рисование «Мы едем на праздник с флагами и цветами», «Праздничный салют»

 

 

 

 

 

 

 

Содействие в организации экскурсии.

 

 

 

                СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ

  1. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. М., 2005г.
  2. Великая Отечественная война. /http://puzkarapuz.ru/51511-velikaya-otechestvennaya-vojna.html
  3. Государственная программа. - Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-- 2002 годы. - Российская газета. 2001 год.
  4. Гружинская М., Е. Сидоренко, М. Корнилова, В. Стержнева. «День Победы» //Ребенок в детском саду, №2, 2008г.
  5. Гурина Т. Ф. Патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образовательного учреждения http://worldofchildren.ru/scenarios-and-holidays/23-fevralya/1838-patrioticheskoe-vospitanie-v-usloviyax-sovremennogo-doshkolnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya
  6. День Победы! (Тематические коллекции)http://www.metodkabinet.eu/BGM/Temkatalog/TemKollekzii_9_may.html
  7. Детям о Великой Победе. Беседы о Второй мировой войне / А. П. Казаков, Т. А. Шорыгина, М, 2009г.
  8. Долматова. Е., Телегин М. Поговори с Ребёнком о войне, или как дошкольнику о Великой Отечественной Войне рассказать? / http://www.p4c.ru/671
  9. Евдокимова Е. Проектная модель гражданского воспитания дошкольников. Посвящается 60-летию Великой Победы! Е. Евдокимова //Дошкольное воспитание, 2005. - № 3.
  10. Зацепина М. Б. Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников. М. 2008.
  11. Кондрыкинская Л. А. С чего начинается Родина? М, 2004 г.
  12. Малышам (и не только) о празднике Победы - 9 мая, о войне, об орденах и медалях / http://kids-kids.ru/archives/138
  13. Патриотическое воспитание дошкольников: Великая Отечественная война: [проекты, конспекты занятий]! Ребенок в детском саду, 2007, №2.
  14. Т. Черединова. Детям своим расскажите о них». //Дошкольное воспитание., №5, 2005г.
  15. Doshkolnik.ru, Solnet.ru
  16. М. Ю. Картушина. День победы. Сценарии и праздники для ДОУ и начальной школы.

 

   

                                      Продуктивная деятельность

Духовно –нравственное воспитание

Инсценировка стихотворения С. Михалкова «Мы тоже воины». Дети берут необходимые атрибуты, элементы костюмов.

 Связист (сидит на стуле, на голове наушники, в руках телефон): Алло, Юпитер? Я – Алмаз, Почти совсем не слышу вас, Мы с боем заняли село. А как у вас? Алло! Алло! Медсестра (перевязывает раненого, сидящего на стульчике, он стонет): Что вы ревете как медведь? Пустяк, осталось потереть, И рана ваша так легка, Что заживет наверняка. Моряк (смотрит в бинокль на небо): На горизонте самолет, По курсу полный ход вперед! Готовься к бою экипаж! Отставить, истребитель наш. (Два летчика рассматривают карту в раскрытом планшете). 1-й летчик: Пехота здесь, а танки тут. Лететь до цели семь минут. 2-й летчик: Понятен боевой приказ Противник не уйдет от нас! Автоматчик (ходит вдоль центральной стены, в руках автомат): Вот я забрался на чердак. Быть может, здесь таится враг? За домом очищаем дом. Все вместе Врага повсюду мы найдем!!! - Какие военные профессии были представлены в инсценировке? Слайд № 10. Советские воины героически сражались за каждую улицу, дом. Они старались любой ценой приблизить победу, даже, если приходилось отдать свою жизнь. Слайд № 11 Наши солдаты не унывали и верили в победу. Сохранять боевой дух военным помогали артисты и музыканты. Они давали концерты для солдат. Предлагаю вам исполнить одну из любимых песен военного времени– «Катюша».

                   Занятие «Дорогами победы»

Программное содержание: Воспитывать детей в нравственно-патриотическом духе, формировать мнение о недопустимости повторения войны. Сформировать  представление  о подвигах солдат при штурме Тильзита . Дать представление о жизни людей на войне и в тылу. Воспитывать уважение и благодарность к ветеранам, чувство гордости за наш народ, победивший врага.

Ход занятия:
Ребята, в жизни людей существует множество различных дат - радостных, печальных, счастливых. Мы веселимся, когда отмечаем день рождения, Новый год и другие праздники. Плачем и грустим, когда теряем близкого человека.
Но есть одна дата, которая объединяет всех людей нашей страны. Этот праздник для россиян живой и святой, это 9 Мая -День Победы. А ещё про День Победы говорят, что это праздник со слезами на глазах. Я расскажу вам, почему этот день для нас радостный и печальный одновременно.
Совсем скоро, 9 Мая, исполнится 75 лет, как наша страна одержала победу в страшной войне с фашистскими захватчиками. Дорогой ценой досталась нам эта победа. Миллионы солдат, не вернувшихся с полей сражений, миллионы погибших людей. Кого убили в бою, кто умер от ран, кого замучили в немецком плену.
Что такое война? Это зловещие языки пламени. Это искаженные ужасом лица матерей, прижимающих к груди насмерть испуганных детей. Душераздирающие стоны раненых, грохот орудий, свист пуль. И повсюду трупы людей, ещё недавно думавших о будущем, мечтавших о любви и счастье. Всё это и есть война – самое страшное событие в истории человечества. Потоками крови и слёз была омыта за 4 года, что длилась война, наша многострадальная земля. Тяжело было не только на фронте. В тылу на военных заводах ушедших воевать мужчин заменили женщины, работая по 16-18 часов в сутки. Не досыпая, не доедая, они растили детей, кормили, обшивали, вооружали армию.
Великая Отечественная война изменила судьбы всех людей. О том, что они переживали, что чувствовали, с какими невзгодами и радостями встречались, рассказывают нам письма военного времени. Конвертов не хватало, с фронта приходили вот такие письма-треугольники /показать солдатские треугольники/. Каждое из них – это дорогая реликвия и память о человеке, который его написал, потому что душа солдата жила в этих скромных треугольниках.
Писем белые стаи
Прилетали на Русь.
Их с волненьем читали,
Знали их наизусть.
Эти письма поныне
Не теряют, не жгут.
Как большую святыню
Сыновьям берегут.

Письма с фронта я прочту вам позже. А вот, что написал своему маленькому сыну отец-солдат /эти «письма» тоже свёрнуты треугольником/
Здравствуй, дорогой Максим!
Здравствуй, мой любимый сын!
Я пишу с передовой,
Завтра утром снова в бой!
Будем мы фашистов гнать,
Береги, сыночек, мать.
Позабудь печаль и грусть-
Я с победою вернусь!
Обниму вас, наконец.
До свиданья. Твой отец.

Или вот это письмо. Оно от совсем молодого воина, вчерашнего школьника.
Дорогие мои родные!
Ночь. Дрожит огонёк свечи.
Вспоминаю уже не впервые,
Как вы спите на тёплой печи
В нашей маленькой старой избушке,
Что в глухих затерялась лесах,
Вспоминаю я поле, речушку,
Вновь и вновь вспоминаю я вас.
Мои братья и сёстры родные,
Завтра снова в бой я иду
За Отчизну свою, за Россию,
Что попала в лихую беду.
Соберу своё мужество, силу.
Стану недругов наших громить,
Чтобы вам ничего не грозило,
Чтоб могли вы учиться и жить.

Долгих 4 военных года мы ждали Победу. Очень дорогой ценой досталась нам она. Погибло великое множество людей, но память о них вечно будет жить в наших сердцах. Мы благодарны ветеранам за их подвиг. Мы гордимся поколением победителей.
Ещё живут на свете люди, которые прошли фронтовыми дорогами Великой Отечественной войны, трудились для Победы в тылу. Ещё можно взглянуть на лица этих людей, посмотреть в их глаза, услышать рассказы о тех временах. Сейчас они стали совсем старенькими и с каждым годом их становится всё меньше и меньше. Когда вы со своими родителями в День Победы пойдёте на праздник и увидите этих дедушек и бабушек с орденами и медалями на груди, склоните перед ними голову и поблагодарите за Победу.

Спасибо и низкий поклон им за то, что они выстояли, освободили нашу Родину и другие страны. За то, что своей молодостью, надеждами и жизнью они оплатили наше право жить, ходить в детский сад и школу, работать, надеяться и любить.
Вот поэтому, ребята, 9 Мая это и радостный, и очень грустный праздник. Нет ни одной семьи в нашей большой Родине, которую бы пощадила война.

В нашем городе проживают ветераны Великой Отечественной войны. Давайте нарисуем им в подарок праздничный победный салют, сложим наши картинки солдатским треугольником и пошлём эти письма почтой. Так мы поблагодарим их за мужество и героизм.

                       Беседа тема: «Письма с фронта»

Воспитатель: Шла война, а жизнь продолжалась. Дома солдат ждали матери, жены, дети. Они писали на фронт письма и с нетерпением ждали ответа — весточки с фронта. В редкие минуты тишины солдаты отдыхали, рассматривали фотографии родных и близких людей и писали домой письма: С. Глушко-Каменский. 22. 01. 1944

Не грусти, моя милая,

не грусти, моя нежная,

Я тебя не забыл

в бурном грохоте дней.

Я тебя только вижу

чрез метелицу снежную,

А желанье увидеться

все сильней и сильней.

Мы на запад идем,

изгоняя захватчиков,

Им на нашей земле

ни вершка места нет!

Залпы наших орудий,

огонь автоматчиков

С каждым днем приближают

победы рассвет!

Я воюю и мщу

за убитых товарищей,

Наш удар по врагу

все сильней и сильней!

Не грусти, моя милая,

не грусти, моя нежная,

Я тебя не забыл

в бурном грохоте дней.

Беседа:

Воспитатель: Для кого написано это письмо?

Дети отвечают.

Воспитатель: Как называет гитлеровцев боец, написавший это письмо?

Дети отвечают.

Воспитатель: За что солдаты мстили проклятым врагам?

Дети высказывают предположения.

Воспитатель: Во что верили все защитники нашей Родины?

Дети высказывают свои мысли.

Воспитатель: Много горя принесли фашисты на нашу землю: жгли деревни, разру-шали города, убивали мирных жителей — женщин, стариков и детей. Одна надежда оставалась у народа — на нашу армию, стойкость, мужество, героизм наших солдат и офицеров. И они оправдали надежду своих жен, матерей и детей — всех, кто ждал их, верил им и писал письма. Ребята, на этом плакате вы видите фотографии военных лет и треугольные конвертики — письма одного из защитников нашей Родины с фронта. Солдат, написавший эти письма, погиб, как многие бойцы за нашу Родину. Они остались вечно молодыми на фотографиях и в памяти людей.

Каждый, кто погиб, защищая Отечество, навсегда останется в наших сердцах.              Беседа «Родина-мать зовёт»

Воспитатель: Россия — страна красивая, богатая, и очень многие иноземцы хотели бы владеть ее сокровищами. Нашей стране не раз приходилось отражать нападение врагов. В этом году мы отмечаем 70-летие Победы над фашистской Германией.

Перед тем как напасть на нашу страну в 1941 году, фашистская Германия захватила много других стран: Польшу, Чехословакию, Францию, Австрию, Болгарию, Югославию. Все заводы и фабрики Европы работала на нее. Главой Германии был Адольф Гитлер, мечтавший захватить и поработить весь мир.

Летом 1941 года, 22 июня, на рассвете, гитлеровские войска без предупреждения напали на нашу Родину. Фашисты пытались лишить нас свободы, захватить наши земли и города. Так началась Великая Отечественная война. Фашистская армия была очень сильной, у нее было много военной техники: танков, самолетов, военных кораблей и хорошо обученных солдат, поэтому наши войска сначала отступали. Но фашисты просчитались. Не знали они, что у нашего народа была очень сильная сила воли и духа.

Посмотрите на этот плакат. Его нарисовал Ираклий Моисеевич Тоидзе и назвал «Родина — мать зовет!».

Воспитатель: Куда зовёт Родина-мать наш народ?

Дети. На защиту Отечества

Воспитатель: Какое настроение передаёт Родина-мать народу?

Высказывания детей.

Воспитатель: Что еще вы видите на плакате?

Высказывания детей.

Воспитатель: Почему за женщиной так много оружия?

Дети высказывают свои предположения.

Воспитатель: Эта женщина-мать зовет всех своих сыновей и дочерей вступать в ряды армии, быть честными, храбрыми, дисциплинированными бойцами, до пос-леднего вздоха быть преданными своему народу. Она призывает всех защищать Родину от врагов — мужественно, умело, с достоинством и честью, не жалея своей крови и жизни.

И все жители нашей огромной страны как один поднялись на защиту Родины и свободы.

1
Орлёнок, орлёнок, взлети выше солнца
И степи с высот огляди!
Навеки умолкли весёлые хлопцы,
В живых я остался один.

2
Орлёнок, орлёнок, блесни опереньем,
Собою затми белый свет.
Не хочется думать о смерти, поверь мне,
В шестнадцать мальчишеских лет.

3
Орлёнок, орлёнок, гремучей гранатой
От сопки солдат отмело.
Меня называли орлёнком в отряде,
Враги называют орлом.

4
Орлёнок, орлёнок, мой верный товарищ,
Ты видишь, что я уцелел.
Лети на станицу, родимой расскажешь,
Как сына вели на расстрел.

5
Орлёнок, орлёнок, товарищ крылатый,
Ковыльные степи в огне.
На помощь спешат комсомольцы-орлята -
И жизнь возвратится ко мне.

6
Орлёнок, орлёнок, идут эшелоны,
Победа борьбой решена.
У власти орлиной орлят миллионы,
И нами гордится страна.

1936

* Песня "Орлёнок" написана в 1936 году поэтом Яковом Шведовым на музыку композитора Виктора Белого .

Александр Окаёмов
Александр Окаёмов

В годы Великой Отечественой войны эта песня обрела вторую жизнь. Особенно ее полюбили партизаны. В партизанских отрядах она была и паролем, и отрядной песней. Многие комсомольцы-разведчики, бойцы Красной Армии и партизанских отрядов повторили подвиг героя песни, многих из них в отрядах так и звали — Орлёнок. Для поддержания боевого духа бойцов Красной Армии во время войны в 1943 году тиражом в 25 тысяч экземпляров в войска была разослана книжечка с песней «Орлёнок».
В одном из вариантов исполнения песни Большим Детским Хором вместо «ковыльные степи в огне» звучит «бурятские степи в огне».
Один из первых исполнителей песни, певец Александр Окаёмов, пел «Орлёнка» в составе фронтовых концертных бригад и на радио. Затем он стал бойцом народного ополчения консерваторского батальона имени Чайковского. Был ранен в боях, попал в плен и оказался в страшном Кричевском лагере, где организовал с товарищами группу сопротивления. Группа была раскрыта, но пытки не заставили Александра и его друзей, Геннадия Лузенина и Абрама Дьякова, выдать имена остальных подпольщиков. Когда организаторов повели на казнь, за несколько мгновений до расстрела 21 февраля 1943 года Александр Окаёмов запел «Орлёнка».

                              История возникновения песни «Орленок»

 

Беседа по патриотическому воспитанию

«Штурм Тильзита»

Вечером 19 января 1945 года красноармейцы вышли к восточной окраине города Тильзита. Ночью три стрелковых полка 54-го корпуса вели уличные бои, пробиваясь к центру города. С правого северного берега реки Мемель наступала 115-я Холмская Краснознаменная дивизия. Утром 20 января после мощной артиллерийской подготовки стремительным броском по льду они перешли реку и нанесли встречный удар. С юга город штурмовала 89-я танковая бригада под командованием полковника Андрея Соммера, имя которого носит улица в центре Калининграда.

Противник оказался в полуокружении, и среди вражеских солдат началась паника. К двум часам ночи, 20 января, немцы большими группами стали сдаваться в плен. К 10 часам утра Тильзит был взят.

В честь успешного завершения штурма Тильзита в 22 часа 20 января 1945 года в Москве был дан салют 20-ю артиллерийскими залпами из 224 орудий.

В тот же день без боя был занят город Хайнрихсвальде (ныне Славск).

Советские войска на одной из центральных улиц Тильзита. 1 февраля 1945 г.

Приказом Верховного Главнокомандующего почётное наименование «Тильзитский» было присвоено нескольким полкам. 21 января 1945 года в «Красной Звезде» было опубликовано стихотворение поэта А. Жарова «Тильзитский полк»:

Гремели залпы десять…двадцать…

И вот салют Москвы умолк.

Отныне мой пехотный полк

Тильзитским будет называться.

В глазах Германии темно:

Затвор у крепости расколот!..

Тильзит был первый прусский город,

Чьё имя нам присуждено.

Оно заслуженно вполне

Навеки памятным сраженьем,

Повсюду будут с уваженьем

Встречать меня в моей стране…

Акция «Блокада Ленинграда»

Когда-то жители блокадного Ленинграда смогли отстоять свой город, и, несмотря на это, у их истории не может быть счастливого конца, потому что такие события остаются с тобой навсегда.

Блокада Ленинграда длилась 872 дня. Это число знакомо нам из учебников, но для тех, кто жил в этом городе – это не просто цифра: каждый их этих дней оставлял тяжелый след в жизни каждого блокадника. Ленинград терял своих жителей с колоссальной скоростью. По разным подсчетам, в городе погибло от 692 000 до 1 500 000 человек – и почти все из них умерли от голода. Единственной надеждой на завтрашний день был паек. Буханка хлеба постепенно превратилась в 125-ти граммовый кусочек – именно такая минимальная норма выдачи хлеба была установлена для жителей блокадного Ленинграда. Истории блокадников бережно хранятся их семьями – чтобы не забывать о том, какими самоотверженными и стойкими были их бабушки и дедушки, спасая себя и своих близких. Сегодня блокадный хлеб стал для нас символом мужества обычных людей и стойкости человеческого духа.

27 января в 16:00 в сквере у памятника "Воин-освободитель" в городе Советске пройдет Акция памяти "Блокадный хлеб". Если вы увидите волонтеров, раздающих листовки о прорыве блокады Ленинграда – возьмите их. Пока мы помним о ленинградцах – они живы в наших сердцах. И сохранение памяти о них – это самый простой и доступный способ выразить свои чувства по отношению к ним.

27 января, в День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады в 1944 году, в образовательных учреждениях города пройдет Всероссийский урок памяти "Блокадный хлеб" - на нем учащиеся смогут больше узнать о блокаде Ленинграда и заново осмыслить события тех страшных дней.

Акция "Блокадный хлеб" охватит все регионы нашей страны – присоединяйтесь к ней в нашем городе и передавайте память о подвиге ленинградцев-блокадников своим родным и близким.

Сохраним историческую память вместе!

Экскурсия:

«В небесах мы летали одних ...»

  Воспитанники детского сада «Огонёк» группа «Ромашки» посетили туристическо – информационный центр. И в рамках проекта «Дорогами Победы» продолжали знакомиться с историей родного края в военные годы.С интересом прикоснулись к истории   боевого пути легендарного авиаполка "Нормандия - Неман", ставшего символом союзничества, основана на французских и советских архивных документах, в том числе ставших доступными в последнее время, а также на мемуарах самих летчиков.

 Из рассказа Аллы Петровны Чубун, мы узнали о том большом пути, который прошли французские авиаторы крылом к крылу с советскими лётчиками, много боев провели вместе. Этот путь начавшись с Подмосковья, закончился в Восточной Пруссии. Они участвовали в освобождении Орла, Брянска, Смоленска, Белоруссии и Литвы, в овладении городами Гумбинен, Инстенбург, Кёнигсберг и Пилау. За успешные бои и надёжное прикрытие наземных войск при форсировании реки Неман, в августе 1944 года, полку "Нормандия" было присвоено почётное наименование "Неманский".

Зимой 1945 года лётчики "Нормандии" приняли участие в напряжённых боях за Кёнигсберг(Калининград). К тому времени полк летал уже на новейших машинах Як-3.

Ребята с большим интересом познакомились с истребителем Як -3. Узнали историю его названия. Оказывается, он так был назван по фамилии конструктора Яковлева.

Дети внимательно рассматривали экспонаты музейной выставки настоящие орудия военных действий. Некоторые из ребят интересовались, как солдаты передавали приказы о наступлении во время войны. Поделились своими письмами – посланиями с фронта, которые они писали дома с родителями. В каждом письме дети желали мира и скорейшей Победы над врагом. Алла Петровна  рассказала и показала, как солдаты грелись в окопах маленькими печурками – буржуйками, как пользовались керосиновыми лампами .Рассмотрели карты и планы освобождения от фашистского захватчика. С ребяческой любознательностью просмотрели малометражный документальный фильм «Нормандия -Неман» и послушали песню о истребителе Як -3.

 

Познакомились с фотографиями военного времени «Мост королевы Луизы», Тильзит (Советск) в военные годы ,также узнали ,что памятник летчикам открыли  Калининграде в 2007 году.

В заключении нашей экскурсии, ребята читали стихотворения о войне, поблагодарили экскурсовода за интересную историю, сфотографировались и приняли приглашение на следующую выставку о ВОВ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Великая Победа» методическая разработка праздника, посвящённого 65-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне

«Великая Победа» методическая разработка праздника, посвящённого 65-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне музыкального руководителя Самсоновой Юлии Александровны...

победа деда-моя победа

сценарий, посвященный Дню Победы...

Вперед, к Победе. (сценарий праздника Победы с участием пап воспитанников)

Совместная Работа с родителями. Патриотическое воспитание детей......

"Письма Победы" участие во Всероссийском педагогическом конкурсе творческих работ к Дню Победы «Война. Победа. Память»

Задачи творческого проекта, посвященного 76 годовщине Победы в Великой Отечественной войне.Воспитание чуткого, доброго и уважительного отношения к ветеранам, к нашим предкам, победившим в страшной вой...

Дидактическое пособие "Памятник Победы" посвященное 75-летию победы. Цель: Изготовление памятника в качестве декорации ко Дню Победы посвященной 9 мая

Цель: Изготовление памятника в качестве декорации ко Дню Победы и выставке макетов, посвященной 9 мая...