Проект «Права ребенка"
методическая разработка (средняя группа)

 Андреева Наталия Николаевна

Мы живем в правовом государстве, а это значит, что любой гражданин нашей страны должен знать свои права и обязанности. Когда же начинать знакомить человека с его правами и когда начинать воспитывать обязанность не нарушать права других людей?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_moi_prava.docx30.21 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность.

«Право - это все то, что истинно и справедливо»

В.Гюго

        Мы живем в правовом государстве, а это значит, что любой гражданин нашей страны должен знать свои права и обязанности. Когда же начинать знакомить человека с его правами и когда начинать воспитывать обязанность не нарушать права других людей?

        Декларация прав ребенка, принятая в 1959 году, является первым документом международного масштаба, защищающим права детей. Родители, общественные организации, местные власти призываются к признанию и соблюдению прав ребенка.

        В Декларации провозглашаются права детей на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту, право развиваться физически, умственно, нравственно и духовно в условиях свободы и уважения. Особое внимание уделяется защите ребенка: он должен своевременно получать помощь и быть огражденным от всех форм небрежного отношения, жестокости, эксплуатации.

        Педагоги единодушны во мнении, что именно близким людям принадлежит особая роль в становлении личности, физическом и психическом благополучии ребенка. Если между ребенком и взрослым возникает отчуждение, дети ощущают себя нелюбимыми и очень страдают от этого.

        Одним из важнейших условий развития общества является воспитание граждан правового, демократического государства, способных к социализации, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью, проявляющих национальную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов.  Только сейчас, когда демократия набирает силу, когда права человека перестают быть фикцией, можно реально ставить как приоритетную задачу - формирование гражданственности: предоставление каждому ребенку не только условий для творческой самореализации, но и условий для свободного самоопределения: как гражданина новой общественной системы, при которой человек становится не только субъектом практического действия, выработки средств достижения целей, но и субъектом общественного целеполагания. Личность, уважающая себя, обладает гораздо больше потенциальной активностью, чем, лишенная достоинства. И дошкольному учреждению принадлежит особая роль в воспитании будущего гражданина своей страны.

        Воспитание правовой культуры - обязательная составляющая политики государства, ратифицировавшего Конвенцию о правах ребенка.

        Правовому воспитанию дошкольников стали уделять большое внимание, так как дошкольное детство - наиболее благоприятный период для становления личности ребенка.

        Для формирования у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, развития уважения и терпимости к другим людям и их правам, важно не только давать знания, но и создавать условия для их практического применения. То есть эту работу нельзя сводить к простому заучиванию статей документа и отдельных прав человека.

        Изучая Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ( далее ФГОС ДО), я более подробно остановилась на требованиях к результатам освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования, которые представляют собой социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершения дошкольного образования «…ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, старается разрешать конфликты». Опираясь на целевые ориентиры и интересы детей, а так же анкетирование родителей, в котором выяснился  невысокий уровень знаний по правовому воспитанию ребенка, я решила разработать и реализовать проект по правовому воспитанию в подготовительной группе «Маленький человек с большими правами» с учетом ФГОС ДО.

Проект по познавательному и социально-коммуникативному развитию

по теме «Маленький человек с большими правами».

Тип проекта: информационно – практико – ориентированный.

По срокам реализации: долгосрочный (сентябрь2014г. – февраль 2015г.)

Участники проекта: дети подготовительной группы, родители воспитанников, воспитатели, работники библиотеки.

Проблема: формирование правового самосознания и обеспечение на этой основе сознательного и активного поведения ребенка.

Цель: формирование основ правового сознания дошкольников.

Задачи:

Обучающие:  Способствовать формированию чувства собственного достоинства; осознание своих прав и свобод; чувства ответственности за другого человека, за начатое дело, за данное слово. Познакомить детей в соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека. Способствовать обогащению  словаря детей: конвенция, права и обязанности, статья.

Развивающие:  Проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности.  Развивать социальные навыки, коммуникативную компетентность ребенка.  Развивать  инициативность и самостоятельность в общении со взрослыми и сверстниками при решении личностных задач.          Развивать самостоятельность, целенаправленность и саморегуляцию собственных действий

Воспитывающие: Воспитывать уважение и терпимость, независимо от происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия; в том числе внешнего облика и физических недостатков. Воспитывать уважение к достоинству и личным правам другого человека. Разъяснять общественные нормы и правила поведения.

Этапы организации 

        Свою работу по правовому воспитанию я решила построить из трех блоков:

1.        Работа с детьми.

2.        Работа с родителями.

3.        Работа с социальным партнером - библиотекой.

        Всю работу по формирование основ правового сознания дошкольников  разделила на три этапа.

        Первый этап, подготовительный.

Начиная и планируя работу, я осуществила подбор методического, дидактического, наглядно-иллюстративного материала по правовому воспитанию детей  и просвещению родителей.

        На этом этапе я разработала тематическое планирование и определила перспективы, а так же разработала алгоритм по ознакомлению детей с правовым воспитанием. Провела анкетирование родителей, где выяснялся уровень правовой культуры родителей. Результат был такой:

        Затем, через различные формы провела анализ взаимоотношений детей со сверстниками, в семье, с взрослыми, где выявились  проблемы в общении и незнании своих прав и обязанностей. Провела родительское собрание по теме «Азбука прав ребенка».

        

Второй этап, деятельностный (практический)

        Приступая к работе, я понимала, что положительного результата можно достичь только в том случае, если будет осуществляться взаимодействие всех участников воспитательного процесса: детей, родителей и педагогов.

          Выбор темы происходит исходя из индивидуальности и инициативы  детей через создание условий для свободного выбора деятельности, а так же интереса  самого педагога, умеющего увлечь и заинтересовать своих воспитанников, и с учетом ФГОС ДО  и программных требований.

        Воспитатель - основной участник педагогического процесса, в том числе и правового воспитания, но при этом он создает условия, необходимые для создания социальной ситуации, а именно - поддерживает индивидуальность и инициативность, придерживается правил взаимодействия в разных ситуациях, взаимодействует с родителями.

        Для формирования у детей элементарных представлений о правах и свободах, уважения и терпимости к другим людям важно не только давать знания, но и создавать условия для их практического применения. Ребенку необходимо поупражняться в воспроизведении усвоенных действий, увидеть со стороны, как выглядит тот или иной поступок, какие чувства и эмоции он вызывает. В связи с этим я разработала план реализации проекта. Работа по каждой теме осуществлялось по трем этапом: сбор информации по теме – непосредственно образовательная деятельность по теме – представление совместного продукта деятельности при освоении темы.

ТЕМА

МЕСЯЦ

ЗАДАЧИ

Итоговое мероприятие, совместный продукт освоения темы

«Правила поведения среди людей»

сентябрь

Формировать навыки коллективной деятельности: способность договариваться, распределять обязанности, радоваться успехам сверстников; воспитывать умение считаться с мнениями и интересами других, помогать товарищам.

Игра «Назови ласково»

«Право ребенка на имя, отчество и фамилию»

сентябрь

Познакомить детей с содержанием Конвенции прав ребенка, с правом каждого человека на имя; формировать у детей позитивное отношение к своему «Я».

Выставка детских работ по теме "Права в рисунках"

«Право ребенка жить и воспитываться в семье»

октябрь

Подвести детей к осознанию слова «семья» в широком значении, то есть семья-это род, к которому они принадлежат.

Презентация детьми своих генеалогических древ

Заучивание стихов по теме "Мои права"

октябрь

Обучающие: обобщить знания детей об их гражданских правах и обязанностях. Способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений. Развивать умение выразительно читать стихи

Развивающие: развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы.

Воспитывающие: воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям.

Конкурс юного чтеца «Маленький человек с большими правами»

«Право ребенка на игру и образование»

ноябрь

Уточнить знания детей о праве каждого человека на образование; помочь им понять, что оно чрезвычайно важно для каждого человека и получать его очень полезно и интересно.

Игра «Вопрос-ответ», выставка рисунков "Мои друзья в детском саду"

«Право на отдых»

ноябрь

Формировать у детей представление о свободном времени и его использовании человеком; помочь ребятам осознать своё право на отдых.

Посещение библиотеки по теме «Права детей в художественной литературе»

«Право на собственность»

декабрь

Уточнить представления детей о праве каждого ребенка на собственность, и что это право есть не только у детей, но и у взрослых, и нарушать его нельзя.

Игра « Кто, где живёт?»

«Права и обязанности ребенка»

декабрь

Уточнить знания детей о правах ребенка и сформировать представления об их обязанностях, о взаимопомощи для родителей и других членов семьи, а так же в садике и среди сверстников.

Создание фотоальбома "Мамины помощники"

«И вновь о Конвенции прав ребенка»

январь

Познакомить детей с разными странами и народами; дать представления о таких понятиях, как «страна», «национальность», достопримечательности»; воспитывать положительное отношение к людям разных рас и национальностей.

Презентация стран Евроазиатского континента, создание альбома "Мы путешественники"

Заучивание сценок "Права ребенка" в детских сказках

февраль

Развитие творческой деятельности детей, умения использовать средства выразительности, закрепление знаний о правах по средствам театрализованной деятельности.

Театрализованное представление «Мы тоже имеем права»

        Формы организации внедрения проекта:

  • Непосредственно-образовательная деятельность: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.
  • Образовательная деятельность в режимных моментах: наблюдения, игра, игровые упражнения, обсуждения, проблемные ситуации.
  • Образовательная деятельность в разных видах детской деятельности: игры (дидактические, сюжетно-ролевые), тематические досуги, проектная деятельность, просмотр мультфильмов, КВН, тематические выставки.
  • Самостоятельная деятельность: игры (дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные), рассматривание книг и альбомов,.
  • Совместная деятельность с семьей: проектная деятельность, прогулки, просветительская работа, дни открытых дверей, анкетирование, выставки, создание соответствующей предметно-развивающей среды.

Формы работы с родителями.

        Одним из основных принципов дошкольного образования является сотрудничество с семьей и решает такую  задачу, как поддержка семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, поэтому процесс получения ребенком новых знаний о мире не должен ограничиваться только детским садом. Да, безусловно, дошкольное учреждение является одним из сильных факторов развития детей. Одним из многих, но никак не единственным фактором. Родителям об этом забывать никак не стоит.

         Хорошо налаженный контакт родителей и воспитателей помогает более эффективно доносить до ребенка новую информацию. Поэтому, только тесное сотрудничество приведет к положительной динамике развития.

        Организуя работу по привлечению родителей, я опирались на следующие принципы:

  • партнерство родителей и педагогов;
  • единое понимание педагогами и родителями целей и задач данного проекта;
  • помощь, уважение и доверие со стороны родителей.

        На первом родительском собрании мы за круглым столом познакомили родителей с документами, в которых отражены права детей, продемонстрировали статьи из Конвенции прав ребенка, провели деловую игру, в которой родители пытались установить по предметам о какой статье и праве идет речь. Затем привели доводы о необходимости реализации проекта «Маленький человек с большими правами».

        Формы работы:

  • Родительское собрание
  • Информационные родительские уголки
  • Совместные проекты
  • Анкетирование
  • Открытые мероприятия
  • Выставки
  • Конкурсы
  • Досуги.

Предполагаемый результат:

        В конце данного проекта для выявления понимания детьми прав и обязанностей можно провести серию логических бесед, разобрать различные ситуации, в которых отражаются действия людей, нарушающих права человека. По тому, как дети решают такие ситуации, какой выход они предлагают, можно судить об осознании ими своих прав и обязанностей.

        Имеют представления:

  • Об общественных нормах и правилах поведения
  • Об уважении и терпимости, независимо от происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия; в том числе внешнего облика и физических недостатков.

        Знают:

  • основные документы по защите прав человека в соответствии с их возрастом.

        Умеют:

  • вести диалог с воспитателем, сверстниками; быть доброжелательным и корректным собеседником.

Третий этап, презентационный 

        На этом этапе дети могут рассказать о совместном продукте освоения темы проходят презентации детских работ (рисунки, поделки), так же дети рассказывают свои проекты, которые составили и приготовили совместно с родителями, составляем фотоальбомы из детских фотографий или заданий. Например, они могут познакомить со своим семейным древом, а потом из этих работ составим «Наш семейный альбом»; с родителями заучивают стихи, отражающие права детей, которые ребенок выбрал сам, а затем свои произведения представляют на конкурсе юного чтеца.

        Заключение.

        В результате целенаправленного  правового воспитания должны быть сформированы у детей такое усвоение прав и гражданское поведение, которое:  

- активизирует социальную позицию детей, обогащает их шкалу ценностей, нравственность;

- формирует высокие нравственные личностные качества: активность, инициативность, самостоятельность; способность свободно осуществлять выбор, принимать решения;  

- позволяет ребенку правильно вести себя в природе и обществе,   (ребенок учится разрешать конфликтные ситуации нормативными способами, учитывая позиции, желания, потребности других людей, а также приобретает навыки произвольного контролирования своего поведения и управления им;

- обеспечивает ответственное отношение к себе и окружающим, к природе;  

- пробуждает и совершенствует интерес к себе, своему внутреннему миру, системе потребностей, интересов, что служит одной из психологических основ самосовершенствования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно-практико-ориентированный проект "Права ребенка"

Методическая разработка.Уважаемые воспитатели!Основная задача данного материала-помочь вам осуществлять правовое сознание детей в дошкольном возрасте.В данной разработке приведён паспорт проекта...

Педагогический проект "Права ребенка"

Педагогический проект  "Права ребенка" включает семинар-практикум для педагогов, конспект ООД для детей подготовительной группы по данной теме. Наглядный материал представлен в презентациях....

ПРОЕКТ «ПРАВА РЕБЕНКА»

 Цели:·      определение значимости правовых основ дошкольного образования;·      формирование гуманного отношения педагогов и родителей к...

Проект "Права ребенка"

Проект "Права ребенка"...

Педагогический проект "Права ребенка"

žНаши дети - это будущее страны. Каким станет будущее детей и государства зависит от многих причин. Несомненно, одно: благополучие граждан России возможно только в цивилизованном правовом государстве....

Педагогический проект "Права ребенка"

Наши дети - это будущее страны. Каким станет будущее детей и государства зависит от многих причин. Несомненно, одно: благополучие граждан России возможно только в цивилизованном правовом государстве.ž...