Особый ребёнок в группе с обычными детьми – хорошо или плохо?
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Баруева Ольга Сергеевна

В этой статье конкретный диагноз не так важен, хочу обсудить с вами инклюзию в детских садах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ovz.docx16.06 КБ

Предварительный просмотр:

В этой статье конкретный диагноз не так важен, хочу обсудить с вами инклюзию в детских садах.

В ситуации, когда в самую обычную группу обычного детского сада приходит ребёнок с подобным диагнозом для того, чтобы его пребывание там оказалось успешным необходимо, чтобы сошлось очень много моментов.

Во-первых, и на мой взгляд это самый важный момент – воспитатели. Они должны быть как минимум морально готовы к тому, что в детский коллектив вольется ребёнок с особенностями. Когда они выбирали эту профессию и проходили обучение, скорее всего они планировали работать с самыми обычными детьми, помогать им осваивать мир, делать их пребывание в саду приятным и полезным. Если человек планирует связать свою будущую профессию с детьми, к которым требует другой подход, они обычно выбирают другие специальности или идут работать в коррекционные группы и детские сады (возможно, коррекционные детские сады неправильное выражение, но надеюсь, суть понятна). Так вот, воспитатель может бояться такого ребёнка просто потому, что они друг друга не понимают. Это не говорит о том, что кто-то из них плохой, вовсе нет, просто воспитателя не готовили к тому, чтобы работать с ребёнком, имеющим нарушения восприятия, внимания, мышления и т.п. Есть нюанс, если воспитатель хотя бы морально готов к этому и родители могут подсказать как общаться с их ребёнком, всё очень даже может сложиться. Здесь главное постараться наладить доброжелательное общение как воспитателю, так и родителям, ведь именно они в первую очередь заинтересованы в том, чтобы ребёнку в саду было комфортно, чтобы его понимали и принимали там. Ждать от воспитателя, что он примет ребёнка с распростертыми объятиями не стоит, но если родители хотят отдать ребёнка в обычный сад, то можно попробовать найти воспитателя, который не примет вашего ребёнка как тяжкую повинность и не зная, как с ним общаться будет копить негатив. В самом раннем возрасте, особенно если у ребёнка не очень серьезные нарушения и он не боится общества до потери пульса пребывание в группе с детьми, которые успешно развиваются согласно своему возрасту бывает очень полезно. Часто у таких детей наблюдается хороший прогресс в развитии речи и потому понять, почему родители хотят, чтобы их особенок ходил в обычный сад вполне понятно.

Во-вторых, важным моментом является количество детей в группе. Представьте, в группе 35 человек и один из них требует постоянного внимания и контроля. Это действительно трудно для воспитателя и еще более волнительно, потому что он несет ответственность за всех детей и если все слушают сказку, а один все время норовит куда-то залезть или выйти в другую комнату или плачет, пытаясь объяснить, чего он хочет, то разорваться ему крайне сложно. Зачастую бывает так, что вся группа делает аппликацию, а особенок не понимает, что делают другие и воспитатель не может заниматься с ним, оставив остальных, он просто сидит один. Опять-таки, историй о том, что такого ребёнка воспитатели закрывали одного в комнате, чтобы он не мешал, о том, как били и т.д. тоже периодически всплывают. Но все-таки в большинстве своем мы хорошие люди и всегда хочется исходить именно из этого. Поэтому, опять-таки, родителям и сотрудникам детского сада надо искать варианты взаимодействия. Бывает, что ребёнка приводят на несколько часов, когда дети играют или гуляют, бывает, что ребёнок приходит с тьютором, который помогает ему влиться в группу, общаться с детьми и тем самым помогает воспитателю уделять внимание всем детям. Часто бывает, что тьютором выступает мама. Не все детские сады сегодня готовы работать по программе инклюзии, но успешные примеры есть. Двигателем таких успехов чаще всего бывают родители, которые добиваются такой возможности для своего ребёнка, которые помогают воспитателям общаться с новым воспитанником, которые часто бросают свою работу и обучаются на тьютора. Бывает, что воспитатель находит общий язык с ребёнком, не боится принять его в группу и очень помогает с общением. Я просто хочу, чтобы прежде чем говорить о том, что инклюзия - это плохо или хорошо мы пытались оценить каждый случай и не обвиняли заочно воспитателей в жестокости или родителей в глупости, а шли навстречу друг другу. Если у вас не получилось с одним воспитателем, не факт, что это плохой воспитатель, человек тоже должен быть готов принять такого ребенка. Родители тоже не сразу принимают диагноз своего ребёнка, им требует время на осознание, с воспитателями та же история.

В-третьих, другие дети и их родители. Образ ребенка, который имеет особенности развития на сегодняшний день очень размыт. Если человек не сталкивался с такими детьми в своей жизни, то он может иметь абсолютно любые представления о них. Очень часто родители просто бояться того, что их ребёнок пострадает от действий ребёнка-инвалида. Я могу понять их опасения, мы всегда боимся того, чего не понимаем, а ещё больше боимся за жизнь и здоровье своих детей. Поэтому, здесь могут возникнуть конфликты. На мой взгляд, в такой ситуации надо как минимум на родительском собрании воспитателю или самому родителю рассказать о своем ребёнке, сказать какой у него диагноз, какие особенности, как с ним можно общаться детям. Далеко не у всех особят присутствует агрессивное поведение и если родители будут знать о том, какой ребёнок будет теперь посещать детский сад вместе с их детьми, то большинство из них отнесется к этому спокойнее, чем если бы их просто поставили перед фактом, что теперь в их группе будет, скажем, аутист. Конечно, это не означает, что все родители примут появление особенка, но если дети из сада будут приходить и не будут жаловаться, что новенький или новенькая их били, то процесс адаптации всех другу другу пройдет легче. Если агрессивное поведение все-таки присутствует, то, конечно, надо сначала с этим справиться или подумать о том, чтобы выбрать специальный садик, где ребёнку уделят больше внимания, где знают как себя с ним вести и как справиться с агрессией или самоагрессией. В процессе подготовки к детскому саду, родителям особёнка придется приложить усилия и перед тем как отправить ребёнка в обычную группу научить его тому, как нужно себя вести. На помощь в этом случае могут прийти психологи или АВА-тераписты, если есть братья и сестры, то научить взаимодействию, конечно будет проще. Таким образом, если постараться, если не принимать другого сразу в штыки, то можно с успехом наладить пребывание особенка в обычной группе. Возможно, то что я сейчас описала это идиллия. Бывает отрицательный опыт как у родителей особят, так и родителей детей, в чью обычную группу попал ребенок, например, с агрессивным поведением. Бывает и так, что агрессией страдает ребёнок, вполне здоровый с точки зрения психики, но растущий в плохих условиях, например, в семье, где родители страдают алкоголизмом. Мир очень разнообразен, предугадать все возможные ситуации мы не можем, но если мне очень хочется, чтобы мы шли друг к другу навстречу, чтобы ответственно относились к вопросу адаптации ребёнка в детском саду, чтобы не рубили с плеча.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фоторепортаж "Работа с детьми группы "Особый ребёнок"

Небольшой  фоторепортаж  из  жизни  детей  группы  "Особый  ребёнок"...

Коррекционное игровое занятие на основе технологии «Круг» с детьми компенсирующей группы «Особый ребёнок». Тема "Дикие животные"

В материале представлен конспект коррекционного игрового занятия на основе технологии «Круг» с детьми компенсирующей группы «Особый ребёнок»...

Коррекционное игровое занятие на основе технологии «Круг» с детьми компенсирующей группы «Особый ребёнок». Тема: "Фрукты"

В материале представлен конспект коррекционного игрового занятия на основе технологии «Круг» с детьми компенсирующей группы «Особый ребёнок». Тема: "Фрукты"...

Коррекционное игровое занятие на основе технологии «Круг» с детьми компенсирующей группы «Особый ребёнок» "Совушка наша варила кашу"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14579306","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"339"}}]]В материале представлена технологическая карта коррекционного ...

Планирование воспитательно - образовательной работы с детьми группы "Особый ребёнок" по лексической теме "Детский сад. Игрушки"

Игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности. Именно поэтому применение игровых технологий является наиболее эффективной формой работы с неговорящими детьми с особенными возможностям...

Планирование воспитательно - образовательной работы с детьми группы "Особый ребёнок" по лексической теме «Едет с поля урожай. Овощи»

Всем известно, что игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Поэтому данная разработка включает большое многообразие различных игр.  Игра обеспечивает зону ближайшего развит...

Планирование воспитательно - образовательной работы с детьми группы "Особый ребёнок" по лексической теме "Зимушка - зима"

При организации образовательных отношений первостепенной задачей является создание условий, обеспечивающих успешное социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста с ОВЗ. Одним из ведущи...