" Формы и методы духовно-нравственного воспитания школьников"
статья

 Шипунова Светлана Анатольевна

В статье коротко обозначены методы, формы и условия успешной работы педагогов ОО по духовно-нравственному воспитанию учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл duhovno-nravstvennoe_vospitanie_shkolnikov.docx20.87 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Шипунова С.А.

Россия, Кузбасс, г. Новокузнецк,

ЧОУ «Школа-интернат № 19 ОАО «РЖД»

sveta.shipunova@mail.ru

Духовно-нравcтвенное воспитание – это организованная и целенаправленная деятельность преподавателей, родителей, направленная на формирование вывших нравственных ценностей у школьников, а также качеств патриота и защитника Родины[1].

В.А. Сухомлинский писал: «Самый лучший учитель для ребенка тот, кто, духовно  общаясь с ним, забывает, что он учитель, и видит в своем ученике друга, единомышленника. Такой учитель знает самые сокровенные уголки сердца своего воспитанника, и слово в его устах становитсямогучим орудием воздействия на молодую, формирующуюся личность. От чуткости учителя к духовному миру воспитанников как раз и зависит создание обстановки, побуждающей к нравственному поведению, нравственным поступкам».

Духовно-нравственное воспитание осуществляется с использованием вариативных методов и форм организации деятельности учащихся. Методы духовно-нравственного воспитания

  • это те методы педагогического воздействия, с помощью которых осуществляется формирование личности ребенка в соответствии с целями и задачами нравственного воспитания[2,с.64].К важнейшим способам проведения работы по духовно-нравственному воспитанию относят такие методы как: метод убеждения, положительный пример, поощрение, приучение, упражнение, показ, этическая беседа.

В процессе формирования нравственных качеств могут использоваться следующие формы организации совместной деятельности педагога и воспитанников:

  • игры-путешествия;
  • акции и КТД;
  • ситуативные беседы;
  • виртуальные экскурсии;
  • праздничные развлечения, праздники;
  • познавательные викторины;
  • сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации;
  • разыгрывания нравственно-этических ситуаций;
  • тематические беседы–рассуждения на диалоговой основе;
  • художественно-продуктивная деятельность[3,с.37-40].

Воспитание учащихся в значительной степени зависит и от личного примера педагога, его поведения, отношения к воспитанникам, мировоззрения, деловых качеств, авторитета. Сила положительного примера педагога увеличивается, когда он своей личностью, своим авторитетом действует систематически последовательно. Кроме того, сила положительного воздействия воспитателя будет возрастать и тогда, когда воспитанники убедятся, что между его словом и делом нет расхождений, ко всем он относится ровно и доброжелательно[4, с.256].

В деле духовно-нравственного воспитания детей наибольшее значение имеет взаимодействие педагога с семьей. Объединение усилий педагогов школы и родителей учащихся в работе по духовно-нравственному воспитанию школьников - путь к успеху! При этом можно использовать такие формы работы с родителями, как подготовка и проведение совместных мероприятий с детьми, семинары-практикумы; тематические встречи и обсуждения, индивидуальные и групповые консультации, игры и игровые тренинги, презентации опыта семейного воспитания и т.д.

Важным условием нравственного воспитания школьников является общий нравственный

«климат» в детском коллективе, стиль отношений между педагогом и детьми, взаимоотношений между школьниками. Полноправным членом коллектива ученик ощутит себя тогда, когда в классе царит обстановка доверия,  внимания, заботы друг о друге, доброжелательности и требовательности. При таком подходе развивается личностный потенциал каждого, преодолевается неуверенность слабых, не замечаются их недостатки. Очень важно помочь детям почувствовать коллектив как целое, научить их дорожить его интересами. Дети должны чувствовать себя защищёнными от несправедливости и обиды, видеть, что они небезразличны для других[6].

Необходимо вызвать у детей чувство дружеского участия, сострадания, научить их делиться сомнениями, радостями, горестями, привить чувство коллективизма, сформировать умение ориентироваться в окружающей обстановке. Достигнуть этого возможно при условии, если сделать ребёнка своим единомышленником, равноправным участником педагогического процесса.

Литература

  1. ГалицкаяИ.А.,МетликИ.В.Понятие«духовно-нравственноевоспитание»всовременнойпедагогическойтеорииипрактике //Педагогика.2011. № 10.С. 36-46.
  2. АнисимовС.Ф.Рольнравственногопросвещенияв духовномформированииличности.М.,2013.
  3. Духовно-нравственное воспитаниешкольников // Начальная школа:плюсдоипосле.2010.

№11. С. 3-10.

  1. АплетаевМ.Н.Системавоспитаниянравственнойличностивпроцессеобучения.М.,2012.
  2. АртюховаИ.С. Ценностивоспитания//Педагогика,2015. №4.С. 117-121.
  3. ГубановаЕ.В.,ПушноваЮ.Б.Духовно-нравственноеразвитиеивоспитаниеличностигражданинаРоссии//Воспитаниешкольников.  2014. №5. С.8-14.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы духовно-нравственного воспитания дошкольников

Дошкольное детство –важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, доб...

Формы и методы духовно-нравственного воспитания дошкольников

Дошкольное детство – важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, до...

Опыт работы «Современные формы и методы духовно — нравственного воспитания детей дошкольного возраста»

Опыт работы «Современные формы и методы духовно — нравственного воспитания детей дошкольного возраста»...

Опыт работы «Современные формы и методы духовно — нравственного воспитания детей дошкольного возраста»

Опыт работы «Современные формы и методы духовно — нравственного воспитания детей дошкольного возраста»...

Формы и методы духовно-нравственного воспитания дошкольников

Дошкольное детство – важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, до...

Статья "Формы и методы духовно-нравственного воспитания дошкольников"

Дошкольное детство – важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, до...