Статья "Формы и методы духовно-нравственного воспитания дошкольников"
статья

Дошкольное детство – важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле.Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы плохо ни было настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им правильную, достойную жизнь.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ ИМЕНИ Н.В. ПУШКОВА»

                         

Формы и методы

духовно-нравственного

воспитания дошкольников

                                                                           Воспитатели:

                                                                               Банникова Н.А.

                                                                             Сташкова В.В.

Г. Москва  г. Троицк  2022г.

         «Душа каждого человека-зародыш       прекрасного цветка ,

но расцветёт ли она, зависит от духовности воспитания

 и образования, полученного человеком в семье и детском саду.»

           В.А.Сухомлинский

Дошкольное детство – важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле.

     Общество способно ставить и решать масштабные общенациональные задачи только при наличии единой системы моральных ориентиров, благодаря которым они сохраняют уважение к родному языку, самобытной культуре и самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей национальной истории.

     Личные ценности, конечно, в основном формируются в семье. Но наиболее планомерное, последовательное и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Образовательным учреждениям отводится ключевая роль в формировании духовно- нравственных норм будущего поколения.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников осуществляется с использованием определенных методов и форм организации деятельности детей.

    Методы духовно-нравственного воспитания - это методы педагогического воздействия, посредством которых осуществляется формирование личности ребенка в соответствии с целями и задачами нравственного воспитания.

    К основным методам выполнения работы по духовно-нравственному воспитанию относятся:

-метод убеждения,

-положительный пример,

-поощрение и наказание,

-привычка, упражнения,

-представление и воспроизведение учебных ситуаций,

-внушение,

-этический разговор.

Классификация методов, которую предложила  В. И. Логинова, выстроена на   том же  основании, что и у В.Г. Нечаевой и объединена в три группы:

· методы формирования нравственного поведения (приучение, упражнение, руководство деятельностью);

· методы формирования нравственного сознания (убеждение, разъяснение, внушение, беседа);

· методы стимуляции чувств и отношений (пример, поощрение, наказание)

Система мероприятий духовно-нравственной направленности предусматривает следующие формы:

-участие в ежегодных муниципальных конкурсах духовно-нравственной

-подготовку и участие в детских праздниках, развлечениях, театральных представлений

-организацию культурно-массовых мероприятий, а также мероприятий развивающих и здоровье укрепляющих 

-участие педагогов и воспитанников ДОУ в международных, региональных, муниципальных конкурсах детского творчества, в конкурсах методических разработок;

- организация и участие педагогов и детей в социальных акциях; организация экскурсий для детей старшей группы в библиотеку, организация мероприятий, направленных на патриотическое воспитание

-организация и участие педагогов и детей в мероприятиях, направленных на развитие любви к природе

         Эти формы организации подходят для проведения различных праздников, посвященных той или иной теме учебного процесса, для формирования духовно-нравственных качеств детской личности в более торжественной обстановке.

     В повседневной жизни могут использоваться следующие формы организации совместной деятельности педагога и воспитанников:

· игры-путешествия;

· виртуальные экскурсии по достопримечательным местам;

· театральная деятельность;

· праздничные развлечения;

· познавательные викторины;

· сюжетно-ролевые игры;

· разыгрывания нравственно - этических ситуаций;

· тематические и ситуативные беседы – рассуждения;

· просмотр социальных видеороликов;

· художественно-продуктивная деятельность и др.

             Великий российский учёный Михаил Ломоносов в своем научном труде об истории славян сказал: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего..»

           Действительно, у нас не сможет сложиться нормальное будущее, если мы свою российскую историю будем считать только чередованием кровавых и жестоких событий, а большинство своих правителей из прошлого считать исключительно «палачами и душителями свободы». Фундамент исторических знаний о достоверной истории своей страны мы закладываем уже сегодня в нашем саду, что значительно облегчит изучение истории в школе.

              К 350-летию Петра I мы провели познавательный квест, во время прохождения которого ребята подготовительных к школе групп с удовольствием отгадывали загадки, решали ребусы и кроссворды.  Предварительно воспитанники посмотрели видеоролик о жизни и деятельности российского императора. Ребятам стало любопытно, какой он, город Санкт-Петербург, который построил Пётр I.  И как можно его посмотреть, оставаясь в группе?

      Развитие общества диктует свои особенности. В нашу жизнь прочно вошли информационные и коммуникационные технологии. Учителя стали использовать их в своей работе: презентации, фильмы, мультфильмы по рисункам своих учеников, аудиозаписи и т.д.

   Хочется немного остановиться на новой форме, которая стала доступна благодаря развитию информационных технологий-это ВИРТУАЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ, которая успешно реализуется в нашем саду.  Именно она позволяет ребенку наглядно увидеть, то, о чем он уже слышал от педагога, посетить памятные места города, музеи, центры культуры и т. д.

                             Преимущества виртуальных экскурсий:

 1.Не требует денежных затрат ;  

                                                                                                                                                                  2. Нет границ, что позволяет посетить необходимые места, не покидая здания детского сада ;

                                         

3. Погодные условия не мешают реализовать намеченный план и провести экскурсию по     выбранной теме ;

                                                                                                                              4. Не влияют ограничения    по передвижению во время пандемий ;

                                                                                                                                  5. Дает возможность остановить экскурсию при необходимости обдумать что-то или обсудить ;  

                                                                                                                                                     6. Наглядность . «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»;  

                                                                                                                              7. Наличие интерактивных заданий способствует закреплению знаний, в том числе и по современным компьютерным технологиям.

    Как результат проведения такой виртуальной экскурсии по Санкт- Петербургу – это желание многих ребят посетить город Петра I. Вместе с родителями этим летом многие ребята посетили этот чудесный город.

    Так же наши дети заинтересовались просветительским проектом «Музеи, парки и усадьбы» и стали ее участниками, который реализуется с апреля 2020 года и входит в перечень городских мероприятий Департамента образования и науки города Москвы.

      Конечно же не стоит забывать, что основная форма работы с дошкольниками и основное занятие – это игра. Вот и здесь дети выполняют задания в игровой форме- в виде квестов, что так же закрепляет их знания.

       Все мы знаем, что воспитание ребенка это сложный процесс в котором задействовано государство, детский сад и семья.

    Самым важным инструментом работы воспитателя в любом направлении является – семья. Существует множество форм работы с родителями:

1.коллективные 

2.индивидуальные 

3. досУговые 

4.  наглядно-информационные и информационно-аналитические

                Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы плохо ни было настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им правильную, достойную жизнь.

  Закончить свое выступление хочу словами Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго: 

                Судьба России, ее будущее - в руках педагогов, воспитателей и учителей. Нам нужно вновь увидеть и понять: школа станет мертвенной, а труд ее - безотрадным, если педагоги будут передавать ученикам лишь некоторую сумму знаний. Нет, и не может быть школы без воспитания, без стремления помочь ребенку стать личностью самостоятельной, одухотворенной, способной отдавать себя ближнему, нашему народу и нашему Отечеству.

Литература:

1. Галицкая И.А., Метлик И.В. Понятие «духовно-нравственное воспитание» в современной

педагогической теории и практике // Педагогика. 2011. № 10. С. 36 - 46.

2. Анисимов С.Ф. Роль нравственного просвещения в духовном формировании личности. М.,

2013.

3. Губанова Е.В., Пушнова Ю.Б. Духовно - нравственное развитие и воспитание личности

гражданина России // Воспитание школьников. 2014. № 5. С. 8-14.

4. Абраменкова В. В. Принципы и критерии духовно-нравственного развития современного ребенка в образовании: Сб. материалов первой ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста» — М., 2011. — С. 151–169.

5. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. — М.: Просвещение, 2011. — С. 4–5.

6. Виноградова И.А. Духовно-нравственное развитие личности ребенка дошкольного возраста в условиях новых стандартов // Духовно-нравственное  развитие и воспитание личности гражданина России в условиях новых стандартов. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т , 2015. С. 27-

7. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Даннлюк, А.М. Кондаков, В.А.Тншков. - М.: Просвещение, 2015. - 24 с.

8. Золотарева Е.К. Педагогическая система духовно-нравственного

развития и развития личности. – Пермь: ПГПИ, 1993. С.64-87.

9. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания

личности гражданина России // Городской методический центр URL:

http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/nachalnaya-shkola/inklyuzivnoeobrazovanie/fgos/kontseptsiya-dukhovno-nravstvennogo-razvitiya-i-vospitaniyalichnosti-grazhdanina-rossii.html (дата обращения: 12.12.2016).

10. Маркова В. духовно-нравственное развитие в отечественной

педагогике / В. Маркова // Дошкольное воспитание, 2016. №12. – С.104-110.

11. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная

программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С.

Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. – 368 с.

12. Петрова В.И. духовно-нравственное развитие в детском саду.

Программа и методические рекомендации / В.И. Петрова. – М.: Мозаика Синтез, 2009. – 72 с.

13. Султанова Н. Духовно-нравственное развитие дошкольников//

Дошкольное воспитание. – 2014 – №6. – с.6-13

14. Феоктистова, Т. О программе духовно-нравственного развития

дошкольников / Т. Феоктистова, Н. Шитякова //Дошкольное  воспитание. -

2009. - №6. - С. 7-10.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для старших дошкольников "Дошкольникам о дорожных знаках"

Обучающая презентация для детей старшего дошкольного возраста по реализации и освоению области "Безопасность"...

Социально – личностное развитие дошкольника в воспитательно – образовательном пространстве посредством профориентационной работы с младшими дошкольниками, воспитатель Тихонова Людмила Аркадьевна

В данной методической разработке исследуется педагогический аспект проведения профориентационной работы в период начального детства. Профориентация рассматр...

Нравственное воспитание дошкольников. Беседы по воспитанию культуры поведения дошкольников.

Практический материал по воспитанию культуры поведения  дошкольников. Представлен  в виде бесед , которые можно проводить с детьми старшего дошкольного возраста....

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармошкой) ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармо

Тема «Приобщение дошкольников к истокам национальной русской культуре на примере елецкой рояльной гармоники»СЕНТЯБРЬ1.   «Гармошечка-говорушечка». Первое знакомство с елецкой рояльной ...

Перспективное планирование по теме «Что может герб нам рассказать» /Нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию дошкольников.

В документе представлено перспективное планирование по патриотическому воспитанию дошкольников для старшей и подготовительной группы....

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )

С раннего детства ребенок видит вокруг себя раз­личные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...

информация для родителей "Речевая компетентность дошкольников", "Художественно-эстетическое воспитание дошкольников старшего дошкольного возраста","Роль родителей в формировании грамматически правильной речи дошкольников"речи

материал для оформления информационных стендов на тему: "Роль родителей в формировании грамматически правильной речи дошкольников", "Речевая компетентность дошкольников", "Худ...