РАЗВИТИЕ САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР
статья (подготовительная группа)

Третьякова Ольга Николаевна

Методики для регуляции самооценки детей с нарушениями речи в предшкольном возрасте

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР

Одним из базовых свойств личности является самооценка. Её формирование - это сложный и важный процесс развития личности. Завышенная или заниженная самооценка негативно сказывается на дальнейшей жизни ребенка.

В старшем дошкольном возрасте дети готовятся к новому этапу в своём развитии – школьному, это возраст совершенствования, развития личностных новообразований, которые за период дошкольного возраста обогащаются индивидуальными параметрами. Так же меняется характер взаимоотношений ребёнка со сверстниками и взрослыми, он уже способен оценить себя по отношению к окружающему миру в соответствии с нормами и правилами общества. В процессе деятельности и межличностного общения самооценка активно формируется. После становления самооценка является устойчивым компонентом, изменить которую возможно с трудом. Предшкольный возраст является очень важным этапом в развитии осознания ребенком самого себя и становлении его самооценки, именно в этот период развития ребёнка  происходит формирование новых психологических механизмов регуляции деятельности и поведения. Очень важна роль взрослого,  организующего деятельность дошкольника, помогающего овладеть средствами осознания себя и самооценивания,  в развитии самосознания ребёнка. Именно взрослый оказывает большое влияние на самооценку дошкольника в целом. О том, что речевой дефект негативно сказывается на личности ребенка, а в том числе и на его самооценке, высказывались многие учёные . Так, в работах И.Ю. Левченко и Г.Х. Юсуповой показано, что личность дошкольника с ОНР характеризуется специфическими особенностями (заниженная самооценка, коммуникативные нарушения, проявления тревожности и агрессивности разной степени выраженности). Дети с речевыми нарушениями отличаются большей замкнутостью, тревожностью, нежеланием или страхом перед речью и агрессивностью, проявляющиеся в разных степенях выраженности. Такие дети в большей степени неконтактны, редко выступают инициатором общения. У детей с речевыми нарушениями наблюдаются значимые отличия : из-за сложившегося стереотипа в общении избегают новых речевых ситуаций, что приводит к узкости межличностных контактов. Внутренне дети готовы к общению и стремятся к нему, не смотря на внешние проявления нерешительности и стеснения, в силу данных обстоятельств дети редко знакомятся первыми, часто предпочитают общаться уже с привычным кругом людей. Необходимо объяснить ребенку, что особенности речи не являются основным показателем отношения к человеку, что его нарушение преодолимо, и он будет успешен в жизни.  

Значительную роль многие специалисты отводят формированию адекватной самооценки. Завышенная или заниженная самооценка характерным образом проявляется во взрослой жизнедеятельности человека и часто препятствует социализации личности в обществе. Поэтому, одной из важнейших задач воспитания ребенка со стороны родителей является формирование адекватной самооценки, ведь большую роль в этом процессе играет оценка дошкольника взрослым. На протяжении всего дошкольного возраста сохраняется общая положительная самооценка на фоне бескорыстной любви и заботе близких. Она способствует тому, что ребенок в дальнейшем склонен завышать представления о своих возможностях. Дети, имеющие неадекватную самооценку, склонны в каждом деле находить непреодолимые препятствия, реагируя на них неадекватным поведением. Высокий уровень внутренней тревоги не позволяет им приспособиться сначала к детской группе, затем к школьной жизни, и та же проблема переходит во взрослую жизнь. Дети с завышенной или заниженной самооценкой более чувствительные к критике, оценочным суждениям. В дальнейшем таким детям сложнее правильно себя оценить, сделать адекватное суждение о своих действиях.

С целью изучения особенностей самооценки детей с ОНР было проведено обследование в подготовительной группе компенсирующей направленности № 4 ГБДОУ № 20 Красногвардейского района Санкт-Петербурга в котором принимали участие 12 детей (6-7 лет) с диагнозом ОНР. Для исследования использовались следующие методики: методика «Дерево» (автор - Д. Лампен в адапт. Л.П. Пономаренко), методика «Лесенка» (автор В.Г. Щур), проба Де Греефе (автор Де Греефе).

В результате обследования было выявлено: пятеро детей завышали свою самооценку, при проведении методики «Дерево» выбирали человечков которые занимали верхние места, в «Лесенке» занимали 7-6 ступени и при пробе Де Греефе рисовали самую длинную черту от того кружка, который олицетворял самого ребенка. У четверых детей после проведения обследования была выявлена низкая самооценка и только трое испытуемых имели адекватную самооценку. Сопоставив и обобщив данные в ходе обследования, общения с родителями и воспитателями детского сада можно сделать вывод о том, что у девятерых детей из двенадцати наблюдается неадекватная самооценка, дети с завышенной самооценкой более самоуверенны, считают, что способны справить с любой задачей, хотя не всегда у таких детей оправдываются их ожидания по поводу своих возможностей. Дети с низкой самооценкой часто недооценивают свои возможности, принижая и недооценивая себя.

Таким образом следует проводить работу в следующих направлениях:

  • следует проводить беседы с родителями о самооценке их детей, о важности адекватного отношения к себе и к своему речевому дефекту.
  • обеспечить достойные условия в стенах детского сада, регулировать межличностные отношения детей в группе, отношения с воспитателями.
  • проводить подгрупповые занятия, в которых будет проводится работа с детьми по регулированию их отношения к себе и к окружающим.
  • индивидуальная работа с ребенком, которая  является одним из важных направлений: в первую очередь следую создать для ребенка позитивную среду, следует хвалить ребенка, поддерживать, особенно это касается речевых действий. Взрослые должны подбадривать ребенка («Я знаю у тебя всё получится», «я верю в твой успех), обсуждать их неудачи и возможности исправления неудач. Не следует сравнивать ребенка с другими детьми, акцентировать внимание на дефекте.
  • беседы с детьми: ведь именно в процессе беседы можно узнать, как сам ребенок себя оценивает и какие проблемы встречает, обращают ли на его речевой дефект другие дети и как сам ребенок оценивает себя.

Цель родителей и логопеда заключается в том, чтобы подготовить ребенка к этому сложному периоду его жизни. Для этого необходимо составить представление о самооценке и уровне притязаний своего ребенка, по средствам наблюдения, воспитать в ребенке благоприятную среду для общения, что бы сам ребенок стремился к беседе и не испытывал в этом трудностей. Можно предлагать ребенку простые речевые задания и осуществляя при этом эмоциональную поддержку, похвалу и одобрение. В образовательном учреждении следует отводить место для развития контакта среди детей, это будет благотворно влиять на самооценку детей и учить их взаимодействовать со сверстниками. Дети с диагнозом ОНР очень тревожны и застенчивы, редко идут на контакт в следствии чего замыкаются и занижают собственную самооценку. Взрослым, окружающим такого ребенка следует осознавать роль, собственную значимость в жизни таких детей и использовать методики и рекомендации для корректировки самооценки у дошкольников с ОНР

Использованные источники:

  1. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. «Практикум по деткой психологии», издательство «Владос». 1995г.
  2. Немов Р. С. «Психология», издательство «Юрайт». 2014г.
  3. Ткачева В.В «Технологии психического изучение семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии», М.: Национальный книжный центр, 2014
  4.  Консультации на тему:

 «Самооценка ребёнка дошкольного возраста» /http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy dlyaroditeley/2015/04/03/samootsenka-rebyonka-doshkolnogo-vozrast

«Формирование адекватной самооценки у детей дошкольного возраста»                                         / https://infourok.ru/formirovanie-adekvatnoy-samoocenki-u-detey-doshkolnogovozrasta-1173693

«Самооценка детей старшего дошкольного возраста»  / http://refleader.ru/rnayfspolpol


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самооценка. Особенности развития самооценки у детей дошкольного возраста. Влияние тревожности на самооценку и статусное положение ребёнка в группе.

Человек мо жет оценивать себя адекватно и неадекватно (завышать либо занижать свои успехи, достижения).  Тревожность как свойство личности во многом обуславливает поведение субъекта....

Самооценка. Особенности развития самооценки у детей дошкольного возраста. Влияние тревожности на самооценку и статусное положение ребёнка в группе.

Человек мо жет оценивать себя адекватно и неадекватно (завышать либо занижать свои успехи, достижения).  Тревожность как свойство личности во многом обуславливает поведение субъекта....

Самооценка. Особенности развития самооценки у детей дошкольного возраста. Влияние тревожности на самооценку и статусное положение ребёнка в группе.

Человек мо жет оценивать себя адекватно и неадекватно (завышать либо занижать свои успехи, достижения).  Тревожность как свойство личности во многом обуславливает поведение субъекта....

Самооценка. Особенности развития самооценки у детей дошкольного возраста. Влияние тревожности на самооценку и статусное положение ребёнка в группе.

Человек мо жет оценивать себя адекватно и неадекватно (завышать либо занижать свои успехи, достижения).  Тревожность как свойство личности во многом обуславливает поведение субъекта....

Самооценка. Особенности развития самооценки у детей дошкольного возраста. Влияние тревожности на самооценку и статусное положение ребёнка в группе.

Человек мо жет оценивать себя адекватно и неадекватно (завышать либо занижать свои успехи, достижения).  Тревожность как свойство личности во многом обуславливает поведение субъекта....

Консультация для педагогов САМООЦЕНКА. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. ВЛИЯНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ НА САМООЦЕНКУ И СТАТУСНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РЕБЕНКА В ГРУППЕ.

Самооценка - это оценка личностью самой себя, своих возможностей, способностей, качеств и места среди других людей. Самооценка относится к фундаментальным образованиям личности. Она в значительной сте...

Доклад «Особенности развития самооценки у детей дошкольного возраста»

В дошкольный период самооценка ребенка интенсивно развивается. Решающее значение в генезисе самооценки на первых этапах становления личности (конец раннего, начало дошкольного периода) имеет общение р...