"Как сочинить ребёнку сказку"
статья (младшая группа)

Шумилова Елена Федоровна

Рекомендации для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_sochinit_rebyonku_skazku.docx74.34 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации родителям «Как сочинить ребёнку сказку».

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2018/4/38667_b1ad0c8fc0c597c8b32a465787dd1653.jpg.jpg

 
        Мир сказок – это удивительный мир фантазии и волшебства, мир, который помогает ему войти в мир взрослых. Сказка является эффективным средством воспитания ребёнка, способным решать множество задач, она объединяет родителей и детей, дает возможность приятно провести время и отдохнуть от суеты реального мира. Сказки помогают вовремя увидеть психологические проблемы, способны оказывать влияние на формирование личностных качеств, воспитывать положительные качества у ребёнка, справляться с рядом имеющихся проблем. Дети учатся понимать поступки других, отличать добро от зла, сопереживать положительным героям, мысленно проходить вместе с ними через разные трудности и испытания.
        Часто наши наставления «надо чистить зубы», «пойдем скорее, а то опоздаем в детский сад», «все дети днём спят, и ты ложись» наталкивают ребёнка на мощный протест. Тогда нам на помощь может прийти сказка или интересная история. 
Яркими примерами ненавязчивых подсказок, моделирующих правильное поведение, являются сказки: «Теремок», «Колобок», «Волк и семеро козлят» и другие.
Дети часто не рассказывают о том, что их беспокоит, потому, что стыдятся этого, боятся непредсказуемой реакции взрослых, а иногда и сами не понимают в чём дело или не могут подобрать слов для описания своих чувств и эмоций. 
Для ребенка рассказ или сказка намного интереснее, чем поучительная лекция. Одна знакомая девочка лет пяти, когда ей начинали говорить о том, как она себя плохо ведёт, она закрывала уши, не переставая говорить – я вас всё равно не слышу. А рассказы или сказки о непослушной девочке слушала с огромным удовольствием.
Такие интересные рассказы позволяют малышу почувствовать, что он не один в своих переживаниях, страхах, тревогах и др. Это успокаивает и избавляет от комплекса неполноценности, дает уверенность и помогает бороться с трудностями.
        Сказку можно не только читать или рассказывать, но и показывать с помощью игрушек или кукол, разыгрывать в ролях. Самый простой и эффективный способ для родителей - придумывать сказку вместе с ребёнком. Сочинять сказки можно, когда выдается свободная минутка или в специально выделенное для этого время. Желательно больших перерывов не делать, возвращаться к сказке хотя бы раз в 2-3 дня, можно и чаще. Для занятий достаточно 30-40 минут. Переделать готовую сказку в психотерапевтическую не составит большого труда. Потребуется лишь немного времени и фантазии.

        Рекомендации родителям, как сочинить сказку?
1. Сформулировать проблемы, которые вы хотите решить с помощью сказки.
2. Мысль, которую вы хотите донести до ребенка.
3. Главный герой, в чём схожесть с вашим ребенком.
4. Ситуация, её описание в которой главный герой оказался.
5. Выход и решения ситуации.
6. Выводы, которые сделал главный герой.
7. Мораль сказки.
        Для начала необходимо определиться с целью сказки, какую проблему мы собираемся решить с её помощью. Ребенок боится темноты? Он со слезами ходит в детский сад? Плачет, когда надо чистить зубы? 
        Сформулируйте решения, которые вы собираетесь предложить своему ребенку, придумайте персонажа, который похож на ребёнка. Для мальчиков, которые увлекаются техникой, героем сказок может быть машинка, трактор или самолёт, для девочек – кукла или любимая мягкая игрушка.

        Пусть главный герой данной сказки окажется в похожей с ним ситуации, столкнётся с трудностями, что и у ребёнка. Другие герои сказки не должны быть слишком страшными и злыми, потому что ребёнку будет трудно понять, как справиться с ними. Вот тогда он станет отождествлять себя с этим персонажем и сравнивать свои поступки и его.

        Для того, чтобы придуманная сказка напоминала реальную жизнь, сказочное пространство необходимо заполнить знакомыми для ребенка предметами (свитером в горошек, как у брата, любимой чашкой и другое).

         Можно так же предложить малышу за главного героя придуманной сказки решить, как поступить в той или иной ситуации. Ответы ребёнка могут говорить о его страхах, агрессии или неуверенности в себе. Очень важно, чтобы главный герой сказки имел схожие переживания, страхи, тревоги, опасения, конфликты, тогда ребёнку будет легче сопоставить себя с персонажем. Сочиняя сказки на новый лад для своего ребёнка, можно быстрее и проще найти с ним общий язык, помочь ему в избавлении от имеющихся комплексов.

        Например: Жил-был весёлый слоник. Он был добрый, дружелюбный, ласковый. Но в его жизни была одна неприятность-он очень боялся темноты.
Если вы не знаете, что именно беспокоит ребёнка, можно узнать, что, по его мнению, беспокоит главного героя сказки. Или, например: «В одной кроличьей семье рос маленький крольчонок, который боялся… Чего он боялся?»- спрашиваете вы. Ребёнок отвечает. Вы за ребёнком повторяете его ответ: «Да, он боялся лису, волка, оставаться один дома, а что ещё?» (Ответ ребенка).
Любимые и не любимые ребёнком персонажи указывают на зарождающиеся эмоциональные проблемы малыша. Другой вариант: «Рос бобрёнок, который не очень любил чистить зубы. Почему ему не нравилось чистить зубы?»
Соответственно, говоря за бобрёнка или крольчонка, ваш ребёнок говорит о себе. Малыш идентифицирует себя с главным героем. Вы сможете лучше понять причины его такого поведения. 

        После того, как с основной беспокоящей проблемой главного героя определились, необходимо в сказке найти пути выхода. Их может быть большое количество, всё зависит от вашей фантазии. 
        Например: «Медвежонок, который очень медленно собирался в детский сад, не успел на интересный чемпионат, в котором всем игрокам давали его любимое лакомство». «Мышонок, который жадничал и не хотел делиться машинками и игрушками в результате остался один и никто не захотел с ним играть».
По ходу сказки стоит деликатно коснуться проблем в воспитании вашего ребенка, будь то жадность, страх, лень или боязливость. Кроме того, главный персонаж может встретить в сказке помощника, который поможет преодолеть отрицательные качества, подскажет выход из сложившейся ситуации. Уже по ходу сказки можно спросить самого ребенка: «И как ему помог мудрый филин? Что он посоветовал трусливому крольчонку?» Очень важно, отвечая на этот вопрос, ваш малыш будет самостоятельно находить правильное решение, учиться справляться с трудными ситуациями. Если ребенок не сможет придумать, как помочь главному герою, вы можете предложить ему использовать какие – либо волшебные сказочные предметы или самостоятельно ввести их в сказку. Или, например: «Мудрый филин не знал и не понимал, как помочь крольчонку, он рассказал ему, где спрятан фонарик, прогоняющий темноту, или волшебная палочка, исполняющая все желания».

Другой вариант: «Бобрёнок в сказке может встретить маленького бельчонка, который подарит красивую, волшебную зубную щетку, чтобы зубки стали сильными и крепкими, что ими можно было бы разгрызать самый крепкий и твёрдый орешек». Чтобы ребёнку было легче сделать вывод из сказки, его должен будет озвучить главный герой или любой персонаж: «Мышонок решил, что теперь он не будет жадничать и будет делиться своими игрушками и машинками».
        Придумывайте и сочиняйте разные финалы для сказок в зависимости от проблемной ситуации – как положительные, так и грустные, но не забывайте обсудить с ребёнком, что необходимо сделать, чтобы помочь основному персонажу исправить ситуацию.
        Если вдруг после такой сказки ребёнок попробовал предложенное в ней решение, а оно не дало результатов, не огорчайтесь. Спросите у малыша, что не получилось так, как было задумано. После, расскажите ребёнку про одного малыша, у которого тоже сначала не все хорошо получалось. Он не оставлял попыток, и в конце концов нашел выход из трудной ситуации. Его родители очень им гордились. Очень важно, чтобы родители внимательно слушали малыша, воздерживались от таких комментариев, как "давай сначала", "не совсем так", убеждали ребёнка. Дайте ребёнку возможность свободно выражать свои мысли, не перебивайте, с интересом его слушайте и помните, что он рассказывает в первую очередь о себе и о том, что его волнует. Поэтому будьте внимательным слушателем и верным другом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как сочинять экологические сказки в дошкольном возрасте

Консультация для воспитатлей, о том как с детьми можно сочинять продолжение известных всем сказок с различными финалами....

"Сочиняем вместе сказки"

Привлечь родителей к увлекательному занятию сочинения сказок вместе с детьми....

Дидактическая игра "Сочиняем волшебные сказки"

Дидактическая игра "Сочиняем волшебные сказки" является авторской. Игра призвана  познакомить дошкольников  с особенностями построения сказочных конструкций и обучить тонкостям создания новы...

"Сочиняем новую сказку"

конспект занятия по театрализованной деятельности со старшими дошкольниками...

Сочиняем вместе сказки!

Я веду кружок "Юные сказочники" , где дети придумывают сказки....