Дидактическая игра "Сочиняем волшебные сказки"
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа) на тему

Школьная Лариса Петровна

Дидактическая игра "Сочиняем волшебные сказки" является авторской. Игра призвана  познакомить дошкольников  с особенностями построения сказочных конструкций и обучить тонкостям создания новых волшебных сказок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igra_sochinyaem_skazki.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактическая игра «Сочиняем волшебные сказки».

Цель игры: ознакомление дошкольников с особенностями построения сказочных конструкций и обучение тонкостям создания новых волшебных сказок.

Оборудование:

15 «основных» цилиндров (размером примерно 5 X 3 см.) с наклеенными на них символическими изображениями, обозначающими части сказок:

1 - «отлучка героя из дома» (символическое обозначение – уходящая вдаль дорога);

2.- «запрет» (символическое обозначение – восклицательный знак);

3.- «нарушение запрета» (символическое обозначение – перечеркнутый крест-накрест восклицательный знак);

4.- «неприятность, задача» (символическое обозначение – вопросительный знак);

5.- «встреча с недругом и его сверхъестественная сила» (символическое обозначение – оскаленная волчья пасть);

6.- «встреча с другом» (символическое обозначение – протянутая рука (помощь));

7.- «превращение» (символическое обозначение – маленький квадрат со стрелкой, указывающей на круг большего размера);

8.- «поиск пути» (символическое обозначение – компас);

9.- «погоня» (символическое обозначение – бегущий человек);

10.- «обман» (символическое обозначение – маска),

11.«получение героем волшебного дара» (символическое обозначение – ключ);

12.- «битва с врагом» (символическое обозначение – два скрещенных меча);

13.- «наказание» (символическое обозначение – кнут);

14.- «победа» (символическое обозначение – латинская буква”V”);

15.- «счастливый конец (свадьба)» (символическое обозначение – два обручальных кольца).

Примечание: это могут быть и другие объёмные геометрические фигуры, например кубики, кирпичики и т.д.

4 «дополнительных» цветных цилиндра с буквенными обозначениями:

  • синего цвета с буквенным обозначением «Р» – «рассказ о герое» (обозначает, что ребёнок должен не только описать внешний вид персонажа, но и дать характеристику его человеческим качествам);
  • зелёного цвета – с буквенным обозначением «О» – «описание местности» (обозначает, что автор сказки должен рассказать о месте и времени происходящих событий);
  • жёлтого цвета с буквенным обозначением «Б» – «беседа» (обозначает, что дошкольник должен ввести в повествование диалог между двумя персонажами).
  • белого цвета с буквенным обозначением «С» – «сравнение» (обозначает, что ребёнок должен сравнить между собой двух героев сказки по внешним данным и их личностным качествам).

10 – 15 карточек с изображенными на них предметами и явлениями окружающей действительности; мешочек (из непрозрачной ткани) или коробка.

Методика проведения игры:

Подготовительный этап:

Вспоминая с детьми знакомые произведения, освойте значение каждого символа, изображенного на цилиндре.

I этап :

  • Содержание каждого прочитанного произведения «записывайте» с помощью фигур с символическими обозначениями.
  • Предложите дошкольникам  пересказать волшебную сказку по полученной модели.

II этап :

Далее приступайте к обучению воспитанников придумывать истории по готовым моделям, состоящим не более чем из пяти-шести элементов. Сначала это может быть коллективное придумывание сказок .

III этап :

  • Предложите ребёнку выбрать героев будущей волшебной сказки. В начале работы для этого лучше всего использовать карточки с изображенными на них предметами и явлениями окружающего мира.
  • Поместите цилиндры в непрозрачный мешочек или коробку и тщательно перемешайте. Попросите ребёнка вытащить из мешочка несколько фигур. Из произвольно вытащенных цилиндров с символами дошкольнику предложите самостоятельно выстроить сюжетную линию будущей сказки. При этом бочонки: «начало сказки» и «счастливый конец (свадьба)» обязательно добавляйте в эту конструкцию. А бочонки: «рассказ о герое», «описание местности», «сравнение» и «беседа» рекомендуем добавлять в зависимости от целей, преследуемых на занятии.

Варианты игры:

Можно сочинять сказки индивидуально и коллективно, парами и в группах, соревнуясь у кого, история получится более интересной и занимательной. Предложите дошкольникам придумать фантастическую историю на заданную тему или по ключевому слову, а можно начинать сочинять сказки с середины или конца.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованный показ инсценировки по теме:"Волшебные сказки". Сказка "Волшебная рукавичка" ( по мотивам народной сказки "Рукавичка")

Развитие творческой активности дошкольников, развитие артистических способностей через театрализованную деятельность....

Эта волшебная сказка (значение сказки для развития ребенка)

практическое знакомство с нужностью и важностью применения сказок в семейном воспитании....

Русские народные сказки. Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные чудес волшебные сказки.

Русские народные сказки.Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные ...

Психология сказки. Толкование волшебных сказок. Психологический смысл мотива искупления в волшебной сказке

Как видите, даже далеко не полный перечень определений сказки позволяет увидеть и разнообразие подходов, и почти полностью совпадающие взгляды. Обращает на себя внимание, что авторы толковых словаре о...

«Развитие сенсорных способностей детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры. Дидактическое пособие «Волшебный сундучок»»

В своей работе с детьми, я уделяю большое внимание дидактическим играм, так как это хороший способ научить детей адекватно воспринимать вещи (развить сенсорные способности). Дидактические игры вызываю...

Дидактическая игра "Волшебный Фонарь" сказка "Репка"

Игры со светом – самый доступный и самый зрелищный вид занятий с малышами. Это настоящая магия и волшебство!Фонарик – это не игрушка, но любой ребенок будет рад появлению такого предмета. ...