Мониторинг результатов освоения воспитанниками программы дополнительного образования «Маленькие экологи» для детей 5-6 лет по итогам педагогической диагностики на начало и конец 2020-2021 учебного года
материал (старшая группа)
Мониторинг результатов освоения воспитанниками
программы дополнительного образования
«Маленькие экологи» для детей 5-6 лет
по итогам педагогической диагностики
на начало и конец 2020-2021 учебного года
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
monitoring_kruzhok_20-21_belyaeva.docx | 34.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 79 «Соловушка» города Смоленска
Мониторинг результатов освоения воспитанниками
программы дополнительного образования
«Маленькие экологи» для детей 5-6 лет
по итогам педагогической диагностики
на начало и конец 2020-2021 учебного года
Составил:
воспитатель
Беляева Е.С.
Методика: при составлении диагностического комплекса для детей 5-6 лет был использован «Диагностический инструментарий по выявлению уровня сформированности экологических представлений детей дошкольного возраста разработанный С.Н. Николаевой, Л.М. Маневцовой
Задачи:
- Выявление степени освоения экологических знаний
- Выявление степени освоения трудовых навыков и умений по уходу за живыми объектами
Показатели результативности:
1. Представления о живой природе
2. Представления о неживой природе
3. Отношение к природе
4. Труд в природе
Критерии оценки:
3 балла – высокий уровень
2 балла – средний уровень
1 балл – низкий уровень
Диагностический инструментарий по выявлению уровня сформированности экологических представлений детей дошкольного возраста
Вся диагностика проводится индивидуально с каждым ребёнком. Для получения дополнительной информации так же осуществляется наблюдение за детьми в различных видах деятельности: игровой, трудовой, образовательной. Изучаются творческие работы детей – рисунки, поделки. Проводятся беседы с воспитателями групп и родителями воспитанников.
Методика эксперимента.
Все диагностические задания сгруппированы по трём разделам:
1. Представления о природе:
а) об объектах живой природы;
б) об объектах неживой природы.
2. Отношение к природе.
3. Трудовые навыки и умения по уходу за живыми объектами.
В каждом разделе детям предлагается комплекс контрольных заданий.
Анализ каждого выполненного ребенком диагностического задания проводится в соответствии с баллами (по 3-х балльной шкале), характеристика которых составлена на основе рекомендаций С. Н. Николаевой и Л. М. Маневцовой.
Баллы по результатам выполненных диагностических заданий фиксируются в протоколе обследования. Далее высчитывается средний балл, по которому определяется уровень сформированности экологических представлений и отношения к природе:
- от 1 до 1,6 баллов — недопустимый уровень;
- от 1,7 до 2,3 баллов — допустимый уровень;
- от 2,4 до 3 баллов — достаточный уровень.
Содержание диагностического инструментария
1. Представления о природе
1) Живая природа
Задание 1.
Цель. Выявить характер представлений ребенка о признаках живого; выяснить, имеет ли ребенок представления о потребностях живых организмов, условиях, необходимых для жизни.
Материал. 7-8 картинок с изображением объектов живой и неживой природы; предметов, созданных человеком: растение, животные (птица, насекомое, зверь, рыба), солнце, автомобиль, самолет.
Методика. Индивидуальная беседа с ребенком. Ребенку предлагается из набора картинок выбрать объекты живой природы. После этого задаются вопросы:
- Как ты догадался, что все это живое?
- Почему ты считаешь, что (называется конкретный объект) живой?
- Что нужно (называется конкретный объект) для хорошей жизни? Без чего он не может прожить?
Задание 2.
Цель. Выяснить, имеет ли ребенок представление о разнообразии растений, местах их произрастания.
Материал. Карточки с изображением деревьев, цветов, овощей, фруктов, травянистых растений.
Методика. Ребёнку предлагают рассмотреть все картинки и выбрать растения, растущие в лесу, на клумбе, на грядке, на лугу.
Задание 3.
Цель. Выяснить, знает ли ребенок части растений и их функции.
Материал. Карточки с изображением деревьев, цветов, овощей, фруктов, травянистых растений.
Методика. Ребёнку предлагают рассмотреть все картинки и показать у растений корень, стебель (ствол), лист, цветок, плод.
Задание 4.
Цель. Выяснить, имеет ли ребенок представления о стадиях роста растений.
Материал. Карточки с изображением стадий роста одуванчика.
Методика. Ребёнку предлагают рассмотреть карточки и разложить их в нужной последовательности, объясняя свой выбор.
Задание 5.
Цель. Выявить представления ребенка о многообразии животных и местах их обитания.
Материал. Большие дидактические картины: лес, луг, водоем, деревенский дворик; картинки с изображениями животных: 3—4 вида домашних и диких животных, 3—4 птицы, рыбы, насекомые (жук, стрекоза, бабочка, муха), лягушка.
Методика. Ребенку предлагается назвать животных, поместить на картины в зависимости от мест их обитания и обосновать свой выбор.
Задание 6.
Цель. Выявить представления ребенка об основных стадиях роста животных.
Материал. Карточки с изображением стадий роста и развития рыбы, птицы.
Методика. Ребёнку предлагают рассмотреть карточки и разложить их в нужной последовательности, объясняя свой выбор.
Задание 7.
Цель. Выяснить, имеет ли ребенок представление о сезонных изменениях в жизни растений, животных, человека.
Материал. Сюжетные картинки с изображениями времен года и видов труда людей в разные сезоны года.
Методика. Проводится индивидуальная беседа с ребенком по сюжетным картинкам:
- Какое это время года?
- Почему деревья так выглядят?
- Как изменяется жизнь животных (называется время года)?
- Почему люди так одеты? Чем они занимаются?
Задание 8.
Цель. Выявить представления ребенка о нормах отношения к живому.
Материал. Картинки с изображениями примеров правильного и неправильного поведения детей в природе.
Методика. Индивидуальная беседа с ребенком:
- Как поступил мальчик (девочка)? Почему?
- Как бы ты поступил на его (ее) месте?
- Какие добрые дела ты делал для растений, животных, людей?
2) Неживая природа
С ребёнком проводится беседа по следующим вопросам:
О воде:
- Какого цвета может быть вода?
- Что происходит с водой зимой, летом – в сильную жару?
- Что произойдёт с водой, если зачерпнуть её в ладошку?
- Зачем нужна вода?
О песке:
- Чем отличается сухой песок от влажного?
- Что произойдёт, если наступить на влажный песок?
- Зачем нужен песок?
О природных явлениях (ветер, дождь, небо):
- Каким бывает ветер весной, летом, осенью, зимой?
- Что происходит с деревьями, когда дует ветер?
- Зачем нужен дождь в природе?
- Что было бы с растениями, если бы не было дождя?
- Что появляется после дождя на городских улицах?
- Как меняется небо весной, летом, зимой?
- Почему небо иногда кажется белым или серым? Что может «застилать» небо?
- Если на небе тёмные тучи осенью или летом – как изменится погода?
Оценка деятельности:
1 балл – представления об объектах живой и неживой природы, их существенных признаках и свойствах поверхностны; ребёнок имеет небольшие по объёму знания; задания выполняет неправильно, допускает много неточностей, не может ответить на поставленные вопросы.
2 балла – у ребёнка имеются некоторые существенные представления об объектах живой и неживой природы, их свойствах и признаках; при выполнении заданий допускает 2-3 ошибки, не на все поставленные вопросы отвечает правильно, не всегда может аргументировать свой ответ.
3 балла – сформирован широкий круг представлений об объектах живой и неживой природы; задания выполняет правильно, на поставленные вопросы отвечает, уверенно аргументируя свой ответ.
2. Отношение к природе
Цель. Изучить особенности отношения ребенка к растениям в специально созданных условиях.
Методика. Проводится наблюдение за отношением ребенка к растениям в уголке природы. Создаются специальные условия, в которых ребенок должен будет осуществить выбор деятельности - либо с природными объектами, либо другой деятельности. Одновременно в уголке природы находятся некоторые растения, которые нуждаются в помощи (растения - в поливе), для чего приготовлены необходимые средства, и материалы для занятия другими видами деятельности (рисованием, игрой, рассматриванием книг). В природный уголок приглашаются двое детей, и каждому из них предлагается заняться тем, чем он хочет. Если ребенок сам не догадывается о необходимости помощи живому, можно привлечь его внимание с помощью наводящих вопросов:
- Как ты думаешь, как себя чувствует это растение?
- Как ты это узнал?
- Как ему можно помочь?
- Хотел бы ты ему помочь?
- Почему ты хочешь ему помочь?
Оценка деятельности:
1 балл – ребёнок отдаёт предпочтение игре, рисованию и т.д.; по собственной инициативе не проявляет желания общаться с живыми объектами, отсутствует интерес и стремление к взаимодействию с ними.
2 балла – с удовольствием, по собственной инициативе общается преимущественно со знакомыми, приятными для него животными и растениями.
3 балла – предпочитает деятельность с природными объектами. С удовольствием по собственной инициативе общается с животными (знакомыми и незнакомыми) и растениями.
3. Умение осуществлять деятельность с природными объектами (труд в природе)
Цель. Выявить умение ребенка осуществлять уход за растениями.
Методика. У ребенка спрашивают, хотел бы он поухаживать за комнатным растением или нет, и предлагают ему объяснить, почему необходимо ухаживать за растением. После получения согласия ребенку предлагается:
- выбрать комнатное растение, нуждающееся в уходе, объяснив свой выбор;
- рассказать о последовательности ухода за растением;
- непосредственно осуществить уход.
Оценка деятельности:
1 балл – ребёнок не умеет ухаживать за растениями
2 балла – сформированы некоторые умения ухода за растениями. Направленность труда по уходу за растениямидо конца не осмысленна – увлечён процессом, а не качеством результата для растения.
3 балла – охотно откликается на предложение взрослых помочь растению; самостоятельно видит необходимость ухода и качественно его выполняет. Испытывает удовольствие от помощи.
Уровни экологических представлений и отношения к природе
Низкий уровень (от 1 до 1,6 баллов) - ребенок различает и называет большое количество животных, растений вычленяет их особенности. Знает некоторые их потребности (во влаге, в пище). Устанавливает частные связи, сравнивает объекты по отдельным характерным признакам. В выделении общих признаков испытывает затруднения.
Имеет представление о некоторых объектах неживой природы. Не всегда правильно называет их основные свойства, признаки.
Трудовые процессы выполняет не самостоятельно, качество труда низкое. По собственной инициативе не проявляет интереса к живым объектам. Проявление гуманного отношения ситуативно. Познавательное отношение неустойчиво, связано с яркими, привлекающими внимание событиями.
Средний уровень (от 1,7 до 2,3 баллов) - ребенок различает большое количество объектов живой и неживой природы, вычленяет характерные и существенные признаки под руководством педагога. Знает признаки живого. Устанавливает частные и некоторые общие связи. Умеет сравнивать объекты по признакам различия и сходства. Недостаточно овладел общими понятиями и общими связями.
Проявляет интерес к знакомым и приятным для него живым объектам.
Трудовые процессы выполняет самостоятельно, достигает хороших результатов.
Высокий уровень (от 2,4 до 3 баллов) - ребенок знает основные признаки живого и объектов неживой природы, устанавливает связи между состоянием живых существ, средой обитания и соответствием условий потребностям. Знания носят обобщенный, системный характер.
Самостоятельно, по собственной инициативе проявляет интерес к знакомым и незнакомым живым объектам.
Достаточно уверенно ориентируется в правилах поведения в природе, старается их придерживаться. Бережно, заботливо, гуманно относится к природе. Готов оказать помощь в случае необходимости. Эмоционально воспринимает природу, видит ее красоту.
Владеет трудовыми умениями, достигая хороших результатов.
Мониторинг освоения обучающимися
программы дополнительного образования «Маленькие экологи» за 2020-2021 учебный год
Таблица 1
№ п/п | Фамилия, имя ребенка | Экологические представления детей 5-6 лет | |||||||||||||||||||||||
Представления о природе | Отношение к природе | Труд в природе | |||||||||||||||||||||||
Живая природа | Средний показатель | Неживая природа | |||||||||||||||||||||||
1 | 2 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |||||||||||||||||||
НГ | КГ | НГ | КГ | НГ | КГ | НГ | КГ | НГ | КГ | НГ | КГ | НГ | КГ | НГ | КГ | НГ | КГ | НГ | КГ | НГ | КГ | НГ | КГ | ||
1 | А. Семен | 2 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2,4 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 |
2 | А. Таисия | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2,3 | 2,5 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 |
3 | А. Федор | 2 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2,7 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 |
4 | Б. Анна | 3 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2,3 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 |
5 | Б. Дмитрий | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 |
6 | Г. Елизавета | 2 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2,3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 |
7 | Г. Анна | 3 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2,3 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 |
8 | Г. Екатерина | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2,1 | 2,3 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 |
9 | Д. Мирон | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2,2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 |
10 | Д. Роман | 3 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 2,3 | 2,8 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 |
11 | И. Даниил | 2 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2,3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 |
12 | К. Матвей | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2,3 | 2,6 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 |
13 | К. Варвара | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
14 | К.Мария | 3 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2,3 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 |
Итоговый показатель по группе | 2,3 | 2,9 | 2,2 | 2,2 | 2,3 | 2,9 | 2,2 | 2,8 | 2,2 | 2,8 | 2,3 | 2,8 | 2,3 | 2,9 | 2,2 | 2,8 | 2,4 | 2,8 | 2,2 | 2,8 | 1,9 | 2,8 | 2,1 | 2,9 |
Таблица результативности освоения обучающимися
программы дополнительного образования «Маленькие экологи» для детей 5-6 лет в 2020-2021 учебный год
Таблица 2
Экологические представления детей 4-5 лет | ||||||||||||||||
Уровень развития ребенка | Представления о природе | Отношение к природе | Труд в природе | |||||||||||||
Живая природа | Неживая природа | |||||||||||||||
Кол-во детей | Проценты % | Кол-во детей | Проценты % | Кол-во детей | Проценты % | Кол-во детей | Проценты % | |||||||||
НГ | КГ | НГ | КГ | НГ | КГ | НГ | КГ | НГ | КГ | НГ | КГ | НГ | КГ | НГ | КГ | |
Высокий | 2 | 9 | 14 | 64 | 4 | 11 | 28 | 78 | 3 | 12 | 22 | 86 | 2 | 13 | 14 | 93 |
Средний | 12 | 5 | 86 | 36 | 10 | 3 | 72 | 22 | 11 | 2 | 78 | 14 | 12 | 1 | 86 | 7 |
Низкий | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Итого за группу | 14 | 14 | 100 | 100 | 14 | 14 | 100 | 100 | 14 | 14 | 100 | 100 | 14 | 14 | 100 | 100 |
Динамика результативности деятельности освоения обучающимися
программы дополнительного образования «Маленькие экологи» для детей 5-6 лет
в 2020-2021 учебном году
Таблица 3
Критерии | Уровень развития | |||||
Высокий % | Средний % | Низкий % | ||||
НГ | КГ | НГ | КГ | НГ | КГ | |
Представления о живой природе | 14 | 64 | 86 | 36 | 0 | 0 |
Представления о неживой природе | 28 | 78 | 72 | 22 | 0 | 0 |
Отношение к природе | 22 | 86 | 78 | 14 | 0 | 0 |
Труд в природе | 14 | 93 | 86 | 7 | 0 | 0 |
Средний показатель | 19 | 81 | 81 | 19 | 0 | 0 |
Динамика | 50 | 50 | 0 |
Анализ мониторинга освоения обучающимися
программы дополнительного образования «Маленькие экологи» для детей 5-6 лет
в 2020-2021 учебном году
Формирование экологических представлений детей 5-6 лет
Средний уровень сформированности экологических представлений на начало года показали 81% воспитанников. Высокий уровень сформированности экологических представлений на начало года имели 19% воспитанников. На конец года средний уровень сформированности экологических представлений показали 19% воспитанников. Высокого уровня сформированности экологических представлений на конец года достигли 81% воспитанников.
Вывод: анализ освоения детьми 5-6 лет программы дополнительного образования «Маленькие экологи» в 2020-2021 учебном году показывает положительную динамику.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мониторинг результатов освоения воспитанниками программы дополнительного образования «Колесо истории» для детей 5-6 лет по итогам педагогической диагностики на начало и конец 2018-2019 учебного года
Мониторинг результатов освоения воспитанниками программы дополнительного образования «Колесо истории» для детей 5-6 лет по итогам педагогической диагностики на начало и к...
Мониторинг результатов освоения воспитанниками программы дополнительного образования «Русский быт» для детей 6-7 лет (включительно) по итогам педагогической диагностики на начало и конец 2019-2020 учебного года
Мониторинг результатов освоения воспитанниками программы дополнительного образования «Русский быт» для детей 6-7 лет (включительно) по итогам педагогической диагностики на нача...
Мониторинг результатов освоения воспитанниками программы дополнительного образования «Юный эколог» для детей 6-7 лет (включительно) по итогам педагогической диагностики на начало и конец 2019-2020 учебного года
Мониторинг результатов освоения воспитанниками программы дополнительного образования «Юный эколог» для детей 6-7 лет (включительно) по итогам педагогической диагностики на начало и конец 2...
Мониторинг результатов освоения воспитанниками программы дополнительного образования «Занимательная математика» для детей 3-4 лет (включительно) по итогам педагогической диагностики на начало и конец 2020-2021 учебного года
Мониторинг результатов освоения воспитанниками программы дополнительного образования «Занимательная математика» для детей 3-4 лет (включительно) по итогам педагогической диагностики на начало и коне...
Мониторинг результатов освоения воспитанниками программы дополнительного образования «Маленькие экологи» для детей 5-6 лет по итогам педагогической диагностики на начало и конец 2020-2021 учебного года
Мониторинг результатов освоения воспитанниками программы дополнительного образования «Маленькие экологи» для детей 5-6 лет по итогам педагогической диагностикина начало и конец 2020-2021 у...
Мониторинг результатов освоения воспитанниками программы дополнительного образования «Моя безопасность» для детей 5-6 лет по итогам педагогической диагностики на начало и конец 2020-2021 учебного года
Мониторинг результатов освоения воспитанникамипрограммы дополнительного образования«Моя безопасность» для детей 5-6 летпо итогам педагогической диагностикина начало и конец 2020-2021 учебн...
Мониторинг результатов освоения воспитанниками программы формирования основ безопасной жизнедеятельности у дошкольников 5-6 лет старшей группы № 5 «Колокольчики» по итогам педагогической диагностики на начало и конец 2020-2021 учебного года
Мониторинг результатов освоения воспитанниками программы формирования основ безопасной жизнедеятельности у дошкольников 5-6 лет старшей группы № 5 «Колокольчики» по итогам педагогиче...