Развитие предметно-игровой деятельности
консультация (младшая группа)

Комарова Елена Валентиновна

Развитие предметно- игровой деятельности.          
На третьем году жизни продолжается освоение ребенком окружающего предметного и социального мира. В этот период предметная деятельность остается ведущей и определяет основные изменения в жизнедеятельности ребенка. В процессе этой деятельности малыш усваивает культурные, исторически сложившиеся способы действий с предметами.
С конца первого года- начала второго года жизни младенец начинает замечать и учитывать в своих действиях специфические особенности предметов, их простейшие физические свойства. Теперь предметы- игрушки выступают для него в определенных соотношениях с другими предметами- игрушками: он вкладывает одну мисочку в другую, нанизывает колечки пирамидки и т.д.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_predmetno.docx15.25 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие предметно- игровой деятельности.          
На третьем году жизни продолжается освоение ребенком окружающего предметного и социального мира. В этот период предметная деятельность остается ведущей и определяет основные изменения в жизнедеятельности ребенка. В процессе этой деятельности малыш усваивает культурные, исторически сложившиеся способы действий с предметами.
С конца первого года- начала второго года жизни младенец начинает замечать и учитывать в своих действиях специфические особенности предметов, их простейшие физические свойства. Теперь предметы- игрушки выступают для него в определенных соотношениях с другими предметами- игрушками: он вкладывает одну мисочку в другую, нанизывает колечки пирамидки и т.д.
Большая часть детских игрушек является самообучающимися или автодидактическими. Они сами «подсказывают» ребенку, какого рода действия нужно произвести, чтобы достигнуть цель. Это различные составные игрушки, которые требуют соотнесения размеров, форм, цветов, деталей (пирамидки, матрешки, вкладыши, мозаики, разрезные картинки, пазлы и т.д.), При составлении пирамидки нужно учитывать соотношение величины колец. А если пирамидка фигурная, нужно соотносить составные части по форме. При сборке матрешки нужно подбирать половинки одинаковой величины в строго заданном порядке: собрав маленькую матрешку, следует вложить ее в большую и т.д. При складывании разрезной картинки следует соотносить части так, чтобы получилось целостное изображение.
Такими увлекательными действиями занимаются и дети третьего года жизни.
Соотносящиеся действия с разнообразными предметами- игрушками активизирует процесс  познания малыша. Так обогащается и совершенствуется его чувственный опыт.
Увлеченно совершая с игрушками прямые и обратные действия, ребенок умеет занять себя сам: собрал- разобрал, нанизал- снял, вложил- выложил, открыл- закрыл и т.п. В ходе таких интересных действий развивается ручная умелость малыша, глазомер, совершенствуются движения кисти и пальцев рук, ребенок постепенно приучается контролировать движение рук с помощью зрения.
Знакомясь со свойствами игрового материала, малыш получает новые представления о предметах, выполненных из разного материала (деревянные, но разные по форме шар и втулка; пластмассовые, одноцветные, но разные по назначению грибки и мисочки и т.п.  Задействуя зрительное и тактильное восприятие предметов, ребенок конца второго- начала третьего года жизни учиться производить соотнесения по одному признаку, например по цвету, поднося варежки, шапочки, шарфики друг к другу, или по величине, накладывая одно колечко на другое. Упражняясь, ребенок со временем начинает производить лишь с помощью зрительного контроля, раз за разом выбирая из общей массы самое большое колечко. Умения ребенка совершенствуются, и он к концу третьего года жизни может соотносить предметы по двум признакам (цвет и величина, форма и величина и т.д.).
Развивается сообразительность малыша. Например, собирая матрешку, он вкладывает меньшую в большую, различает верхнюю и нижнюю части каждой, следит, чтобы совпадал рисунок. Развивается память ребенка.  Он запоминает последовательность необходимых действий, воспроизводит отбор нужных деталей, умеет отличать.
Но ребенку третьего года жизни не обойтись без помощи взрослого. Стремясь действовать самостоятельно, он быстро скатывается к примитивным манипуляциям с предметами : разбрасывает пазлы, из кубиков с картинками пытается собрать башню и т.п. В игровой, увлекательной форме нужно привести ребенка к выполнению необходимых действий, придать его деятельности целесообразный характер.
К концу третьего года жизни ребенок, свободно ориентируясь в разных формах, собирает пирамидки из шаров, кубов, полусфер, составляет целостную картину из пазлов, кубиков, успешно демонстрирует прямые и обратные действия с крышками коробочек , шкатулок и т.п.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Предметно-игровая среда как условие для развития самостоятельной игровой деятельности детей в дошкольном учреждении."

Одним из педагогических средств, стимулирующих самостоятельную игру детей, являются игрушки. Особенно большое значение игрушки имеют на этапах раннего и младшего дошкольного возраста, где предметно-иг...

Рабочая программа “Составные и динамические игрушки как средство развития предметно-игровой деятельности детей раннего возраста

ldquo;Составные и динамические игрушки как средство развития предметно-игровой деятельности детей раннего возраста&rdquo...

Консультация для воспитателей "Составные и динамические игрушки как средство развития предметно-игровой деятельности детей раннего возраста"

Консультация для воспитателей "составные и динамические игрушки как средство развития предметно-игровой деятельности детей раннего возраста"...

Условия для развития предметно - игровой деятельности в группе раннего возраста

Предметная деятельность способствует развитию психических новообразований, интенсивно развивает ребенка. Мы, педагоги, должны создавать педагогические условия, которые обеспечат, повысят развивающий э...

Условия для развития предметно-игровой деятельности в группе раннего возраста (1,5-2 года)

Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями...

Использование составных и динамических игрушек, как средство развития предметно- игровой деятельности детей раннего возраста

Огромную роль в развитии ребёнка раннего возраста занимают составные и динамические  игрушки....

Условия для развития предметно – игровой деятельности в группах раннего возраста

Предметная деятельность является ведущей в раннем возрасте. Предметная деятельность способствует развитию психических новообразований, интенсивно развивает ребенка. Мы, педагоги, должны создават...