2021г. Развитие речи детей посредством театрализованной деятельности. Театр сказок.
материал (младшая группа)

Светлана Борисовна Носова

В моей группе «Теремок» используются разнообразные виды театрализованных представлений: театр картинок, театр игрушек, театр марионеток, театр на столе…                                                    Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии.   В процессе работы незаметно активизируется словарь детей через знакомство с театральными профессиями, с разными видами кукольных театров: настольный, пальчиковый, теневой, бибабо, с целым миром новых слов и понятий: сцена, занавес, костюмы, атрибуты, зрительный зал. Знакомясь со сказками, в которых добро всегда побеждает зло, ребята всегда хотят быть похожими на любимых героев, говорить их словами, совершать их подвиги. Они любят слушать русские народные сказки, песенки, потешки, стихотворения.  Умеют слышать красоту поэтического слова, а позднее сами используют знакомые строчки в речи. Театр объединяет в себе все виды искусства, что даёт возможность говорить с детьми об истории, живописи, архитектуре, декоративно-прикладном искусстве, истории костюма, художниках-иллюстраторах                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatr_skazok.docx24.52 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи детей посредством театрализованной  деятельности. Театр сказок.

Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования.  Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве.  Одна из актуальнейших проблем сегодняшнего дня – развитие связной речи детей.  Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека. Её формирование происходит именно в дошкольном возрасте.  Любое нарушение речи может отразиться на деятельности и поведении ребёнка.

Изучая психолого-педагогическую и методическую литературу, я пришла к выводу, что театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Основной и ведущей деятельностью ребёнка дошкольника является игра. Благоприятные условия для развития детской игры создаются в театрализованной деятельности. Для детей театрализованная деятельность – это необходимое условие развития интеллекта, психологических процессов, основу которой  составляет устное народное творчество и фольклор.                                                                                                                                                                                                                                    Театрализованная игра стимулирует активную речь за счёт расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат.  Ребёнок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Развиваются сила голоса и дикция.  Дети учатся произносить слова так, чтобы окружающим всё было хорошо слышно и понятно.  Формируется словарь, то есть идёт обогащение словаря новыми словами.  Например,  детей знакомлю со сказкой «Колобок», в которой есть новые слова: сусеки, амбары, печка. Сначала дети учатся использовать в своей речи существительные, затем слова действия, прилагательные, ласковые слова и т.д.  Отрабатывается правильное произношение звуков, когда дети подражают животным, издавая характерные им звуки.   В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Работа начинается с потешек, например: «Кисонька-мурысонька», «Сорока-белобока», «Пальчик-мальчик».  Далее обыгрываются небольшие рассказы. Осуществляется развитие фонематического слуха.  Используются музыкальные инструменты – колокольчик, барабан, дудочка.   Проводятся  музыкально-ритмические игры, например: «Веселый музыкант», «Гномы и великан».                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                Дети под музыку имитируют движения маленького гномика, большого великана. Развивается интонационная выразительность речи.   Дети учатся передавать с помощью речи характер героев.  Если герой чем-то недоволен, он говорит сердито.  Если боится – говорит со страхом.   Развивается связная и монологическая речь.  После прочтения сказки детям предлагается закончить какое-то предложение, повторить некоторые предложения, затем пересказать.  Всё это обыгрывается.  Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         В моей группе «Теремок» используются разнообразные виды театрализованных представлений: театр картинок, театр игрушек, театр марионеток, театр на столе…                                                                                                                                                                      Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии.   В процессе работы незаметно активизируется словарь детей через знакомство с театральными профессиями, с разными видами кукольных театров: настольный, пальчиковый, теневой, бибабо, с целым миром новых слов и понятий: сцена, занавес, костюмы, атрибуты, зрительный зал.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              Знакомясь со сказками, в которых добро всегда побеждает зло, ребята всегда хотят быть похожими на любимых героев, говорить их словами, совершать их подвиги. Они любят слушать русские народные сказки, песенки, потешки, стихотворения.  Умеют слышать красоту поэтического слова, а позднее сами используют знакомые строчки в речи. Театр объединяет в себе все виды искусства, что даёт возможность говорить с детьми об истории, живописи, архитектуре, декоративно-прикладном искусстве, истории костюма, художниках-иллюстраторах. С детьми второй младшей группы я определила основные направления по развитию речи посредством театрализованной деятельности: постепенный переход ребёнка от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности; от индивидуальной игры и «игры рядом» к игре в группе из трех-пяти сверстников, исполняющих роли; от имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя к освоению роли как созданного простого «типичного» образа в театрализованной игре.                                                                                Поставила следующие задачи:
• Развить устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;
• Обогащать словарь детей, активизировать его;
• Совершенствовать диалогическую речь, ее грамотный строй;
• Побуждать детей отзываться на игры-действия со звуками (живой и неживой природы), подражать движениям животных и птиц под музыку, под звучащее слово;
• Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами, игрушками.   Все эти задачи помогут реализовать:                                                                                                                                                                                                                                        - музыкально-ритмическая разминка;
- дыхательная и речевая гимнастика;
- литературно-художественная практика (связная речь);
- игры, минута шалости, физическая минутка;
- театрализованная деятельность.                                                                       Музыкально ритмическая разминка включает в себя ритмические, музыкально практические игры и упражнения, которые развивают
 двигательные способности детей: ловкость, подвижность, гибкость, выносливость, пластическую выразительность: ритмичность, музыкальность, быстроту реакции, воображение и способности к пластической импровизации.                                                    Дыхательная и речевая гимнастика помогает детям при помощи игр и упражнений сформировать правильное четкое произношение (дыхание, артикуляция, орфоэпия). В литературно-художественной практике дети учатся передавать мысли автора (интонацию, логическое ударение и т.д.), а также развивать воображение, умение представлять то, о чем идёт речь, расширять словарный запас, сделать речь ярче, образнее.                                                                                                                                          В театрализованную деятельность входят драматизация, сюжетные этюды по сказкам, рассказам, стихам. В совместной деятельности с детьми провожу  во второй половине одного из дней недели «час театра».                                                                       При проектировании предметно пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность, создаю необходимые условия и учитываю:
• индивидуальные социально психологические особенности ребенка;
• особенности его эмоционально-личностного развития;
• индивидуальные интересы, склонности, предпочтения и потребности;
• любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;
• возрастные и поло-ролевые особенности, которые отвечают требованиям программы и потребностям детей.
                                                                      Театрализованная деятельность в моей группе проходит красной нитью через всю воспитательную работу. С родителями создала музей театра – театральный уголок, в который входят разные  виды театра.  Работа по театрализованной деятельности ведётся от простого к сложному.  Сначала с детьми рассматриваю иллюстрации в детских книгах, показываю детям сказки на коврографе, использую пальчиковый, настольный театры. Мною подмечено, что особенно детям нравится театр кукол. Куклы веселят, обучают, развивают творческие способности детей, корректируют их поведение. Играя с ними, ребёнок становиться и актёром, и режиссером, и сценаристом спектакля. Он придумывает сюжет, проговаривает его, озвучивает героев, проговаривает их переживания.                                                                                                        Пальчиковый театр способствует формированию речи детей, развитию внимания, памяти, формирует пространственные представления, развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений, повышает работоспособность.  А развитие рук помогает ребёнку хорошо говорить, подготавливает руку к письму, развивает мышление.                                                                                                                             Театр картинок  на коврографе способствует внесению разнообразия в театральную игру, развивает творческие способности и содействует их развитию, обогащает пассивный и активный словарь.                                                                                                                  Интересно и познавательно для детей разыгрывать сюжеты сказок с помощью настольного театра, игрушек, картинок.  Сначала это делает сам воспитатель, а затем привлекает и детей. Если на первых занятиях дети только слушают и выполняют действия, задания, то на четвертом занятии дети превращаются из  пассивных слушателей в активных участников беседы, их речь заметно активизируется, дети начинают вступать активно в речевое взаимодействие не только с взрослым, но и со сверстниками. «Я обращаюсь только к большим лягушкам: как они квакают? А мамам вторят лягушата. Как они квакают? Сейчас квакают только лягушата   (2 раза).  Кто   так  громко квакает? Кто тихонечко квакает?» Одной из важнейших особенностей  данных занятий является включение в работу всех детей, даже с низкими речевыми способностями.  Дети принимают занятия  с удовольствием, активно участвуют в них. Практика показала, что одним из эффективных методических приемов являются коллективные задания типа: «Ребята, сейчас мы с вами  в лесу  и все мы медведи – ищем мёд!» или «Мы – хитрые лисоньки». Моментально группа наполняется ожившими персонажами сказки. Пассивных нет – все дети изображают злого волка, смелого петуха, хитрую лису и т. д. Воспитатель сопереживает вместе с детьми, повторяет движения и голоса героев сказки, а дети, в свою очередь, подражая взрослому, закрепляют звуки, запоминают определенные слова, учатся отвечать на вопросы. Принесенные костюмы, шапочки, маски, атрибуты  к сказке делают игру эмоциональней и искренней. Кукольная театрализация сказок очень увлекает детей.  Они быстро запоминают слова всех персонажей, часто импровизируют.  Речь становится более выразительной, грамотной.  Дети начинают в разговорной речи использовать  слова, пословицы, поговорки из сценария.                                                                                                    На четвёртом году жизни разные стороны речи формируются через игры, имеющие не узкую дидактическую направленность, а широкий развивающий эффект.  Особое значение приобретают инсценированные представления и игры-драматизации.  В них текст художественного произведения, прежде всего сказки, создаёт естественную канву для выстраивания действий в соответствии с сюжетом и поведением персонажей.  Одновременно ребёнок воспринимает высокохудожественные образцы родного языка.  Такая игра побуждает к импровизации, позволяет брать из литературного источника только то, что нравится и соответствует его внутреннему миру. Дети узнают из сказок особенности поведения тех или иных персонажей, представляют их действия и у них возникает потребность самим показать те или иные движения.  На первых порах далеко не у всех детей появляется способность соединить слово и движение.  Старюсь для такого понимания использовать пластические этюды, в которых выразительные движения сопровождаются метким словом.  Сначала все дети показывают, как бежит лисичка и хвостиком заметает след.  Затем выбираю ребёнка, у которого самые интересные движения, и он показывает их индивидуально. Говорю: «Посмотрите, какая у нас лисичка (какой лисёнок) – она красивая, хитрая, игривая. Давайте вместе на неё полюбуемся».   После этого все дети ещё раз повторяют движения лисы. Такие упражнения помогают ребёнку вжиться в образ, а слова усиливают представления о том или ином персонаже.  Аналогично дети демонстрируют движения других животных.  Медведь неуклюжий, косолапый, неповоротливый.  Зайчик быстрый, весёлый, шустрый, но трусливый, всего боится. После чтения сказки «Курочка Ряба» предлагаю детям показать движения курочки и мышки: курочка зёрнышки клюёт, мышка, быстрая, юркая, серым хвостиком машет. Параллельно с выполнением пластических этюдов организуется «ряжение».  Детям предлагаю выбрать роль и в соответствии с этим костюмы: бабе – сарафан и платок, деду – длинную рубаху и шапку и т.п.  Каждый костюм рассматриваем с детьми и беседуем о том, кому он больше подойдёт.  Младшие дошкольники не сразу понимают, что кому нужно по роли, они просто примеряют на себя сарафаны, рубахи, шапки.  Здесь включаюсь в процесс: «Посмотрите на бабку. Какой у неё красивый сарафан. Надо ей повязать платок.  А сейчас она нам покажет, что умеет делать».  Бабка начинает «пить чай, убирать со стола, мыть посуду».  Так обыгрываю каждый персонаж сказки.  Всем детям, сначала без костюмов, предлагаю показать, как ходят, плачут дед и баба, как бежит и пищит мышка, как кудахчет курочка.  Переход к театрализованному действию (участвуют актёры и зрители) осуществляется постепенно.  Участие детей в постановке спектаклей способствует развитию пластики, координации движений, артикуляции, речевой выразительности.  У детей развивается умение интонационно, разнообразно передавать текст в зависимости от его содержания, эмоционально пересказывать услышанное.                                                                                                   Театрализованная деятельность в группе возможна только в результате активной, скоординированной работы воспитателей и родителей детей. Стараюсь, чтобы родители не находились в роли наблюдателей, обычных зрителей.   Напротив, они также привлекаются к работе над кукольной театрализацией.  Ими оказывается помощь в изготовлении кукол различных театров, декораций.  В этом году с помощью родителей были сделаны театры: «Сказка Урожайная», «Сказка из овощей», «Сказка «Пурга». Дети приняли участие в постановке сказок: «Колобок», «Теремок», «Муха-цокотуха», «Лиса и заяц», «Сказка о глупом мышонке», «Мужичок и звери». Если в начале года дети все хотели принимать участие в сказке, но не было чёткости в произношении звуков, громкости, то сейчас малыши относятся к выбору роли очень качественно.  Результат, постановка сказок  «Мужичок и звери», «Сказка о глупом мышонке», «Ленивая Бручолина».  Дети все сами выбирали артистов, учитывая интонационную выразительность речи, громкость, чтобы окружающим всё было хорошо слышно и понятно.                                                                                                                           Таким образом, театральная деятельность  способствует расширению кругозора, развивает речь детей, обогащает внутренний мир, а главное, учит детей взаимопониманию, сближает их. Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей посредством иллюстрирования знакомых сказок

Развитие речи детей через иллюстрирование знакомых сказок Ребенок к 5 годам  должен овладеть всей системой родного языка. У него должен быть достаточно богатый и разнообразный ре...

Консультация для родителей «Развитие речи детей посредством изучения русских народных сказок»

laquo;Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок» - эти слова мы знаем с детства. Сказка – удивительное явление народного творчества....

Развитие речи дошкольников посредством кукольного театра на ложках

Работа с детьми над развитием речи спомощью ложковых кукол....

Перспективный план 2020-2021г.«Развитие речи детей раннего возраста посредством фольклора»

laquo;Развитие речи детей раннего возраста посредством фольклора»...

Конспект НОД по развитию речи детей посредством театрализованной деятельности. "Театр сказок"

Конспект НОДпо развитию речи детей посредством театрализованной деятельности."Театр сказок"...