" Развитие связной речи детей посредством настольного театра"
консультация (подготовительная группа)

Дзюба Лариса Владимировна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_da.docx20.96 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа № 21 имени Героя Советского Союза Е.А. Никонова города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск Самарской области структурное подразделение «Детский сад «Терем-теремок»

" Развитие связной речи детей посредством настольного театра"

Консультация для педагогов

Подготовила и  провела:

Воспитатель  СП

«Детский сад «Терем-теремок»

ГБОУ ООШ № 21 г. Новокуйбышевска

Дзюба Л. В.

Развитие связной речи детей посредством настольного театра

Актуальность

Год от года растет число старших дошкольников имеющих дефекты произношения звуков речи и других ее качеств: темпа, силы голоса, речевого общения, слабо развитую связную речь. Далеко не каждый ребенок может построить развернутый рассказ, придумать собственную сказку. Не каждый даже может понять авторскую мысль и ответить на вопросы о содержании прочитанного текста, и тем более задать вопрос.

Мы знаем, что в жизни каждого ребёнка с его самого рождения присутствует сказка со своими добрыми героями, превращениями и волшебными предметами. Дети верят в чудеса и в то, что где-то на земле есть необыкновенная сказочная страна, в которой птицы, звери, люди, домашняя утварь могут говорить друг с другом и жить в дружбе, где дружба побеждает зло и коварство. И эта волшебная страна существует, и называется она - ТЕАТР.

Вот поэтому, я выбрала наиболее результативную форму для развития связной речи – это театрализованная деятельность. С помощью театральных игр формируется у детей эмоционально – насыщенная речь, активизируется словарь, осваивается элементы общения – мимика, поза, интонация, сила голоса, темп. Тем самым развивается речь. Для этого был создан кружок «Театр -  фантазия». Именно в театральном кружке дети наиболее глубоко познают окружающий мир  во всем его многообразии через образы, краски, звуки. А умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщать.

Был разработан перспективный план, была подобрана специальная литература, создана развивающая среда в группе, помогающая детям закреплять, развивать ранее полученные знания. Подобран методический материал и консультации для родителей по ознакомлению их с театральным искусством.

Целью работы является: овладение детьми связной речью, без чего невозможно успешное обучение в школе, а это одна из важнейших задач, стоящих перед ребенком дошкольного возраста. Чем более развита у ребенка речь, тем шире его возможность и познания.

ЗАДАЧИ, направленные на развитие связной речи переплетаются с задачами на развитие у детей творческого начала.

  • Развивать умение адекватно использовать вербальные и невербальные средства общения, владеть диалогической речью.
  • Развивать способность изменять стиль общения с взрослыми и сверстниками, в зависимости от ситуации.
  • Поощрять попытки вызывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.
  • Формировать умение связно, последовательно и выразительно пересказать небольшие сказки, рассказы.
  • Развивать умение составлять рассказы о событиях из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам.
  • Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем.

ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ  ИГРЫ

Программа кружка включает игры на развитие силы голоса, слуха, мимики, жеста, пантомимы.

ВИДЫ  ТЕАТРА

Дети знакомятся с различными видами театра:

Театр игрушек: воздействует на детей, как художественные образы, расширяет кругозор, требуется от ребят вступить в беседу. Всё это способствует развитию связной речи, умение вести диалоги передавать свои впечатления в монологической речи.

Игрушки – вертушки, би-ба-бо: развивает у детей моторику рук, учит сотрудничать друг с другом и со взрослыми, используя вербальные средства, импровизировать, активизирует словарь.

Кукольный театр: дети учатся переживать героям сказок. Исполняя роли персонажей с разными характерами, они примеривают на себя различные модели социального поведения. Учатся диалогу, общению с партнёрами.

Драматизация: вовлекает в процесс постановки спектакля даже недостаточно активных детей, помогая повышать речевую активность, преодолевать трудности в общении.

Творчество детей развивается не только в процессе обыгрывания, но и в процессе создания атрибутов для театрализованных игр.

Настольный театр – это картинки (фигурки), персонажи в объёмных декорациях. Ребёнок может смотреть, и слушать, и сам участвовать в представлении, которое вызывает яркие эмоции, развивает пространственное и образное мышление и, что особенно важно, связную речь.

      Театральное действие можно развернуть на самодельной сцене, которая изготавливается из двух листов картона и обшитой плотной тканью (с одной стороны зелёной для «летних» сказок, а с другой – белой для «зимних»). Для крепления декораций на ткань нашиваются пуговицы, крючки, липучки и т.д.

  Для декораций используют подручный материал, некоторые – связать вручную. Всё, что изготавливается для театра, в своём роде уникально, так как выполнено в единственном экземпляре и представляет собой воплощение творческого воображения и фантазий.

  Изготовленное своими руками вызывает у детей неподдельный интерес и яркие эмоции, что необходимо для успешного проведения занятий.

  Нужно активнее вовлекать самих воспитанников в процесс изготовления декораций, театральных атрибутов, сказочных героев. Персонажами настольного театра могут быть плоскостные фигурки, вырезанные из картона, вязаные игрушки, а также игрушки – топотунчики, имеющие подвижные ножки или задние лапки, функцию которых выполняют указательный и средний пальцы ребёнка. На эти пальчики надеваются «башмачки», т.е. напёрстки или крышечки, и поэтому каждый шаг такой игрушки самостоятельно озвучен. Отсюда и название «топотунчики». Сама фигурка надевается на тыльную сторону кисти при помощи пришитой к ней резинки. Такая близость персонажа к ребёнку (более того, они являются единым целым) способствует лучшему их единению. Дети легче вживаются в образ, всё их внимание сосредотачивается на персонаже, его передвижении, что помогает раскрепоститься забыть о речевых трудностях. Таких «топотунчиков» вполне самостоятельно могут делать дети старшего дошкольного возраста.

Надо стараться, чтобы родители не находились в роли наблюдателей, обычных зрителей, напротив, чтобы они также привлекались к работе над кукольной театрализацией. Все это способствует расширению кругозора, развивает речь детей, обогащает внутренний мир, а главное – учит членов семьи взаимопониманию, сближает их.

Театрализованная деятельность в группе возможна только в результате активной скоординированной работы воспитателя, родителей идетей.

РАБОТА  С  РОДИТЕЛЯМИ

В работе с детьми важна помощь родителей. К постановкам спектаклей, привлекались родители, им давалось домашнее задание: выучить с детьми слова, изготовить декорации для спектаклей и приготовить атрибуты для своего ребенка. Этот творческий процесс доставлял радость всем: и детям, и родителям. Участие родителей в театральной деятельности вызывает у детей много эмоций, обостряет чувства гордости за родителей, которые участвуют на утренниках, способствует укреплению детско – родительских отношений. Совместная работа с родителями способствует интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей.

ВЫВОД

Таким образом, театрализованная деятельность один из самых эффективных способов развития связной речи. Ведь проживая и переживая с героями различные ситуации, недоступные в реальной жизни, ребёнок познаёт новые формы и стили общения. А участие детей в театрализованных играх доставляет им радость, вызывает активный интерес, увлекает их.

Список литературы:

  • Артамонова О. В. Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателей дошкольных учреждений,  Тольятти, 1995, 30с.
  • Петрова Т. И.,  Сергеева Е. Л. Театрализованные игры в детском саду. М: Школьная Пресса, 2000, 127с.
  • Поляк Л. Я. Театр сказок: Сценарии  в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок.- СПб: «Детство – Пресс», 2001, 48с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи детей посредством пальчиковых игр.

Сегодня широко известно, что развитие связной речи ребенка напрямую связано с состоянием мелкой моторики рук через определенные зоны в коре головного мозга. Тренировка пальцев рук  повышает работ...

Развитие связной речи детей посредством нетрадиционных методов и приёмов.

 Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ре...

Проект "Развитие связной речи детей посредством дидактических игр"

Проект "Развитие связной речи детей посредством дидактических игр"...

Развитие связной речи детей посредством нетрадиционных методов и приёмов

Развитие связной речи детей посредством нетрадиционных методов и приёмов...

Консультация для воспитателей "Развитие связной речи детей посредством новых педагогических технологий"

Для дошкольников, особенно имеющих общее недоразвитие речи, нарушения связной речи являются характерными и ярко выраженными. Развитие связной речи является важным не только для наиболее полного устран...

Методическая разработка по развитию речи для детей 4-5лет Тема: «Развитие связной речи детей посредством сказок»

Методическая разработка  по развитию речи для детей 4-5лет   Тема: «Развитие связной речи детей посредством сказок»...