Сообщение на тему: «Серносорное развитие детей раннего возраства в предметно– конструктивной деятельности.»
материал (младшая группа)

Главным условием полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие, т.е. развитие их восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а так же запахе, вкусе и т.д. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл drugoe_sredstvo_razvitiya_detskoy_sensoriki.docx21.98 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ детского сада комбинированного вида № 9 «Ромашка»

Сообщение на тему:

«Серносорное развитие детей раннего возраства в

предметно– конструктивной деятельности.»

Подготовила:

Воспитатель первой квалификационной категории

МДОУ детского сада комбинированного вида

№ 9 «Ромашка»

Буренина Ольга Владимировна

г.о. Подольск

2020

        Раннее детство – основа общего развития ребенка, стартовый период всех человеческих начинаний. Неотъемлемым условием успешного развития ребенка является приобретение им чувственного опыта в первые три года жизни, ведь ранний возраст – это период, когда ребенок интенсивно впитывает в себя социальный опыт человечества. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Происходит совершенствование деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. В раннем возрасте ведущей деятельностью является предметная, она оказывает влияние на все сферы психики детей, определяя во многом специфику их общения с окружающим.

        Главным условием полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие, т.е. развитие их восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а так же запахе, вкусе и т.д. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

        Наиболее успешно сенсорные способности развиваются в продуктивной деятельности, в частности в конструировании. Конструирование требует тщательного исследования формы предмета, его структуры и строения. Ребенок выясняет взаимоотношение частей в пространстве и соотносит свойства образца со свойствами имеющегося материала.

        Здесь сенсорные процессы осуществляются не изолировано от деятельности, а в ней самой, раскрывающей богатые возможности для сенсорного воспитания в широком его понимании.

Конструируя, ребенок учиться различать не только внешние качества предмета, образца (форму, величину, строение); у него развиваются познавательные и практические действия.

Уже в раннем возрасте ребенок способен решать задачи по преобразованию построек. Большой развивающий потенциал, в данном случае, заключают в себе игры с матрешками. Задачи: надстроить в высоту башенку или ворота для большой матрешки, дополнить дорожку еще одним рядом кирпичиков, для прогулок с подружкой –не спешим давать как указание к действию, а прибегаем к тем же проблемным ситуациям: «Какже быть матрешке – она не проходит в ворота, не помещается?» Задаем детям наводящие вопросы: какая матрешка? а ворота какие? можно ли их сделать большими? При необходимости, показываем, как этого достичь, достраивая сооружение в высоту или ширину.

Сравнительно недавно включили в работу с детьми прием трансформирования построек из горизонтальной плоскости в вертикальную.С этой целью используем карточки с плоскостным изображением построек. Работа состоит из двух этапов:

1 - дети, в соответствии с изображением, находят необходимую форму,накладывают ее на изображение, получается постройка в горизонтальномположении- на данном этапе работы дети учатся анализировать

2 –дети переворачивают нижний ряд деталей, а в следующих рядах - поднимают детали, надстраивая постройку; теперь постройка выстроена в вертикальной плоскости – на данном этапе включается пространственная ориентация.

В воображаемой ситуации малыши все усваивают гораздо быстрее и успешнее. Поэтому используем игровой прием: «на стойку приехал подъемный кран, стал поднимать строительные блоки вверх сначала один ряд, потом второй, третий -  и получился вот такой домик». Такую работу проводим с детьми в индивидуальной форме.

Активно используем другие виды конструирования на плоскости: из счетных палочек, геометрических фигур, картинок, шнурочков, различные мазайки.

        В конструировании ребенок, помимо зрительного восприятия качества предмета, реально, практически разбирает образец на детали, а затем собирает их модель (так в действии осуществляется он анализ и синтез).

В процессе обучения конструированию у детей вырабатываются и обобщенные способы действий, умение целенаправленно обследовать предметы или образцы построек, игрушек.

        В процессе конструктивной деятельности дети усваивают правильные геометрические названия деталей строительного набора (куб,  призма и т. д., узнают об особенностях геометрических тел: у кубика и кирпичика есть углы; у кубика две стороны длинные, а две короткие; и т. д.

Сенсорное развитие ставит задачей развитие пространственных представлений. И в этом большая роль принадлежит конструированию. Сооружая конструкцию (постройку)  ребенок уточняет и пополняет представления, предварительно намечая ее положение в пространстве, расположение частей. То есть, формирование пространственных представлений в конструировании происходит на наглядном материале.

 Игры-занятия со строительным материалом  это такой вид деятельности, где сам материал без предварительного обучения не способен подвести детей к самостоятельному достижению цели – возведению построек.

В играх - занятиях используются такие методы, как:

  • Наглядные: показ образца с объяснением последовательности действий, пример, наблюдение, рассматривание образца постройки, выполненного воспитателем, показ способов конструирования.
  • Информационно-рецептивные: совместная деятельность ребенка и взрослого.
  • Репродуктивные: уточнение и воспроизведение известных действий по образцу выполнение действий рукой ребенка, а затем по словесной инструкции.
  • Словесные: поощрение, беседа, объяснение, художественное слово. На занятиях предполагается пополнение активного словаря названиями строительных деталей и частей построек, поэтому при их проведении педагоги должны максимально активизировать речь детей.
  • Игровые приёмы обучения в конструктивной деятельности направлены на решение дидактических задач и связаны с организацией игры на занятии, это: проблемные игровые ситуации, обыгрывание построек.

При целенаправленном введении в  образовательный процесс  игр – занятий со строительным материалом у детей раннего возраста, произойдет:

  1. Накопление сенсорного опыта.
  2. Расширение представлений об окружаемом мире.
  3. Развитие мелкой и крупной моторики.
  4. Развитие собственно конструктивных способностей, технических умений и навыков работы с деталями конструктора.
  5. Становление и развитие речи.

Таким образом, резюмируя вышесказанное, актуальность сенсорного воспитания детей раннего возраста прослеживается и в решении вопросов личностного развития детей в процессе организации его чувственного опыта в играх – занятиях со строительным материалом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тезисы "Развитие словарного запаса у детей раннего возраста посредством конструктивной деятельности"

Развитие словарного запаса у детей  раннего  возраста посредством конструктивной деятельности...

Обмен опытом на районной конференции по теме: «Экологическое развитие детей дошкольного возраста через конструктивно модульную деятельность посредством ИКТ технологий»

Для того, чтобы дети активно познавали мир живой природы, правильно воспринимали природные явления, формировали собственное мировоззрение на основе базовых ценностей, необходимо направлять процесс их ...

Проектная деятельность с детьми раннего возраста. Тема: «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры».

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которой является чувственный опыт. Успешность умст...

Отчет по самообранию по теме «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровой деятельности».

Отчет по самообразованию по теме "Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровой деятельности"...

Самообразование на тему; «Формирование сенсорных представлений и умений детей раннего возраста через конструктивную деятельность»

Тему своего первого самообразования хотелось бы выложить здесь. Игра для младшего дошкольника - это одна из ключевых видов деятельности, поэтому именно такая тема самообразования на мой взгляд являетс...

Презентация опыта работы "Развитие речи детей раннего возраста через конструктивную деятельность"

Представляю вашему вниманию свой опыт работы по теме "Развитие речи детей раннего возраста через конструктивную деятельность"Важнейшим условием совершенствования речевой деятельности до...

План работы по самообразованию по теме: «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровой деятельности» в первой младшей группе.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе вкусе и т...