Проект для детей старшего дошкольного возраста «Никто не забыт, ничто не забыто»
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Олейник Наталья Валентиновна

В работе приведено описание совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в проекте «Никто не забыт, ничто не забыто». Данный проект именно в старшем дошкольном возрасте позволяет сформировать представления о подвигах народа в ВОВ, воспитать патриотизм, любовь к Родине. Данная работа представляет важное значение для педагогов ДОУ при организации совместной деятельности по формированию представлений о Великой Отечественной войне.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Олейник Наталья Валентиновна.

Воспитатель МАДОУ «Детский сад № 106», г. Сыктывкара.

natavalia@yandex.ru

Проект для детей старшего дошкольного возраста «Никто не забыт, ничто не забыто»

Аннотация. В работе приведено описание совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в проекте «Никто не забыт, ничто не забыто». Данный проект именно в старшем дошкольном возрасте позволяет сформировать представления о подвигах народа в ВОВ, воспитать патриотизм, любовь к Родине. Данная работа представляет важное значение для педагогов ДОУ при организации совместной деятельности по формированию представлений о Великой Отечественной войне.

Ключевые слова: совместная деятельность, игровые ситуации, мультимедийная презентация журнала.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА.

«Эта память, верьте люди, всей Земле нужна,

Если мы войну забудем, вновь придёт война…»
Р.Рождественский

Название проекта «Никто не забыт, ничто не забыто».

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели группы, преподаватель коми языка и краеведения, музыкальный руководитель, родители. 

Сроки реализации проекта: 2 недели, краткосрочный.

Тип проекта: информационно-практико-ориентированный.

Итоговое мероприятие:

1. Оформление и совместный выпуск  журнала с детьми и родителями «Никто не забыт, ничто не забыто»

2.Участие детей и родителей в музыкальном фестивале МАДОУ «Мелодинка», приуроченном к празднованию Дня Победы.

Актуальность проекта. Актуальность проблемы нравственного воспитания подрастающего поколения бесспорна во все времена. Крылатая фраза «все начинается с детства» говорит о том, что воспитание патриотических чувств можно и нужно начинать с раннего детства.

Время идёт, но мы храним память о Великой Отечественной войне. Совсем не важно, как это называть – патриотическим воспитанием, уроками истории или информацией для общего развития, но детям необходимо рассказывать о подвигах предков, о страшной угрозе, нависшей над нашей страной в том далёком 41-м, о великой Победе.

  Детям необходимо рассказать и показать, какая жили их сверстники и вся страна в годы войны, люди, кто был на линии фронта и в тылу, о героических сражениях, о мужестве и стойкости нашего народа.

  Дети ещё не осознают, зачем памятники солдатам, зачем им нужны были ружья, зачем вообще людям приходилось убивать друг друга… 9 мая - такой особый день, когда можно и нужно об этом говорить.

Только рассказывать надо так, чтобы дети заинтересовались, прочувствовали, поняли…

Проект «День Победы» поможет детям  глубже представить, понять важность героизма, отваги нашего народа, значение победы над фашизмом во всем мире!

Цель проекта: сформировать у детей старшего дошкольного  возраста  целостное восприятие событий, связанных с Великой Отечественной войной, осознанное отношение ко  Дню Победы как результату героического подвига народа в Великой отечественной войне через различные виды детской деятельности.

Задачи проекта по образовательным областям:

Социально-коммуникативное развитие: Воспитывать чувство гордости и уважения к   защитникам Отечества, к памяти павших бойцов. Обращать особое внимание детей на воинов разных поколений, почетные грамоты и различные награды дедов и отцов, военные ордена и медали, письма из армии. Воспитывать в детях бережное отношение к семейным фотографиям и наградам, уважительное отношение к старшему поколению.

Познавательное развитие: Обогащать представления детей о главном празднике России - Дне Победы;  о мужестве, героизме, отваге народа, о значении победы для нашего  народа в Великой Отечественной войне.  Знакомить с памятниками героям Великой Отечественной войны. Обогащать  представления детей о разных родах войск.

Речевое развитие:

-развивать умения поддерживать беседу на военную тематику; внимательно и заинтересованно слушать рассказы и стихотворения о войне, о Победе, связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие рассказы; поощрять попытки высказывать свою точку зрения о восприятии конкретного поступка литературного персонажа; продолжать знакомить с пословицами о войне,  понимать и объяснять их значение.

Художественно-эстетическое воспитание:

- формировать умения создавать сюжетные композиции на военные темы и темы Победы; лепить по представлению на данную тему; в музыкально-художественной деятельности передавать свои впечатления по данной тематике;

Физическое развитие:

-поощрять и поддерживать инициативу детей самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры, эстафеты, видоизменять их.

Ожидаемые конечные результаты по проекту:

Качественные:

Для детей:

- обогащение представлений о событиях Великой Отечественной войны, о  героях, которые воевали, и о тех людях, кто приближал победу в тылу, о важности победы над фашизмом;

- приобретение опыта творческого взаимодействия с родителями в выпуске электронного журнала «Никто не забыт, ничто не забыто» со стихотворениями, песнями, посвященными Дню Победы; выставках детско-родительского творчества, в музыкальном Фестивале;

Для педагогов:

-повышение компетентности педагогов в  проектировании творческой совместной деятельности с детьми и родителями;

-повышение компетентности в способах интеграции содержания патриотического воспитания через взаимодействие со специалистами в рамках проекта;

-повышение профессиональной компетентности в разработке методического обеспечения образовательной деятельности с детьми в рамках проектной деятельности по данной теме;

-обобщение и распространение опыта внедрения  проектной деятельности в образовательном процессе путем публикации в прессе и выступления на методических объединениях, семинарах ДОУ, стажировках, сетевом взаимодействии.

Для родителей:

-повышение компетентности  родителей в вопросах  патриотического воспитания детей в условиях детского сада и семьи

-рост творческой активности  родителей  через участие в совместных мероприятиях проекта;

Количественные:

•        количество детей целевой группы, принявших участие в проекте - 24чел.;

•        количество родителей детей целевой группы, принявших участие в реализации проекта – не менее 50 чел.;

•        количество проведённых занятий для участников целевой группы, в том числе с применением ИКТ – 20;

•        количество оснащенных необходимым оборудованием помещений – 3;

•        количество совместных мероприятий, проведённых с родителями  детей – 4;

•        количество Интернет-ресурсов, на которых будет освещаться ход реализации проекта – 2;

•        количество публикаций о проекте, размещенных в сети-Интернет - 2.

Применяемые методики

Для реализации проекта используем различные методики взаимодействия с детьми и родителями: анкетирование, беседы, реклама. В работе с детьми – технологию познавательно-исследовательской деятельности, метод проектов, ИКТ.

Описание механизма реализации проекта

Реализация поставленных задач происходит в 3 этапа.

1 этап. Подготовительный этап – разработка совместно с детьми рекламного информационного маршрута для родителей, педагогов по теме проекта.  Определение совместно с детьми участников проекта – педагогов ДОУ, членов семей. Информирование общественности о старте проекта, его социальной значимости через сайт детского сада, группу «Вконтакте». Анкетирование родителей для выявления компетентностей родителей в вопросах патриотического воспитания старшего дошкольного возраста  по теме проекта, анкетирование детей для выявления представлений у детей о Великой Отечественной войне (Приложение 1, приложение 2).

На этом этапе будут привлечены внутренние ресурсы:

Кадровые – воспитатели группы, специалисты ДОУ, старший воспитатель, директор МАДОУ.

Информационные – сайт МАДОУ, группа «Вконтакте».

Организационно-методические – задействованы в реализации мероприятий проекта директор МАДОУ, в  методическом сопровождении проекта  старший воспитатель МАДОУ.

Материально-технические – развивающая предметно-пространственная среда группы, кабинет «Игротека» с мультимедийным оборудованием; кабинет краеведения, музыкальный зал, физкультурный зал.

2 этап. Основной этап – реализация программных мероприятий совместно с участниками проекта, выпуск страниц журнала «Никто не забыт, ничто не забыто…» (ежедневно), информирование педагогов, детей других групп о ходе реализации проекта  через рекламу (в фойе детского сада), информирование родителей через группу «ВКонтакте».  На этом этапе будут использованы внутренние средства, задействованы в реализации мероприятий директор, старший воспитатель, специалисты МАДОУ.

3 этап. Заключительный этап – подведение итогов реализации проекта, участие детей и родителей в ключевом мероприятии проекта - музыкальном Фестивале «Мелодинка», приуроченного к празднованию Дня Победы. Проведение открытого группового мероприятия для родителей с презентацией результатов деятельности воспитанников  в рамках проекта.

Информирование общественности об итогах проекта через сайт МАДОУ с размещением фотоотчета (Приложение 3),  электронного журнала для родителей и педагогов «Никто не забыт, ничто не забыто» на сайт ДОУ и в группу «ВКонтакте» (Приложение 4, приложение 4.1). Анкетирование родителей с целью выявления мнения о результатах проекта.

На этом этапе будут привлечены внутренние ресурсы, задействованы в реализации мероприятий директор, старший воспитатель, специалисты МАДОУ.

План-график реализации мероприятий проекта

Этапы проекта

Педагоги

Дети

Родители

Срок

Подготовительный

(проблема, планирование, прогнозирование результатов, продуктов проекта)

включение детей  в тему проекта через беседу «Что ты знаешь о войне?»

оформление рекламного информационного маршрута для родителей, педагогов

-подбор необходимой литературы, дидактического материала по теме проекта для детей в среде группы на военную тематику;

-подбор материала для детского творчества;

-анкетирование родителей по теме проекта;

-планирование маршрута  проекта,

рассматривание  совместно с воспитателем материала по теме проекта в Центре книги, Центре речи, Центре игры, Центре творчества.

Участие с родителями в подборе информации по теме проекта

-участие в анкетировании;

-участие в подготовке данного проекта;

-оказание помощи в подборе иллюстраций, художественной литературы.

-оказание помощи в создании предметно-пространственной среды.

1 неделя проекта

Основной

(непосредственная деятельность по проекту, поэтапная оценка)

организация

разнообразных форм совместной  продуктивной, игровой, познавательной, речевой, двигательной  деятельности с детьми.

рекомендации родителям по данной теме

подготовка к музыкальному Фестивалю «Мелодинка»

информирование родителей о ходе проекта в сети – Интернет (группа в Контакте, еженедельно)

информирование о ходе проекта педагогов, детей других групп детского сада (1 раз в неделю)

- обыгрывают

ситуации на военную тематику, рисуют, создают поделки из различных материалов, создают открытки ветеранам, отгадывают загадки, рассказывают о своих дедушках, бабушках, которые были участниками ВОВ, играют в подвижные игры, игры-эстафеты;

-рассматривают альбомы, книги, иллюстрации, картины на военную тематику

-участвуют в обсуждении;

проявляют интерес сами к теме проекта и помогают в этом детям;

читают и обсуждают с детьми дома художественную литературу на тему ВОВ;

участвуют в изготовлении поделок в творческой мастерской;

подбирают вместе с детьми с Интернет-источников информацию для журнала «Никто не забыт, ничто не забыто»;

готовят совместные семейные музыкальные номера к Фестивалю «Мелодинка»

1-2 неделя проекта

Заключительный

(презентация продуктов проекта, рефлексия-размышления над новым знанием или опытом)

подведение итогов данного проекта

организация и проведение Фестиваля «Мелодинка»

выпуск журнала «Никто не забыт, ничто не забыто»

презентация  журнала для детей и  родителей «Никто не забыт, ничто не забыто».

создание методического продукта «Проект «Никто не забыт, ничто не забыто»

размещение журнала как результата проекта на сайте МАДОУ

информирование родителей о результатах проекта в «Группе в Контакте»

-участвуют в оформлении выставок, обсуждении своих и совместных  с родителями творческих работ;

в подготовке страничек журнала «Никто не забыт, ничто не забыто»

готовят музыкальные выступления

 помогают в

создании выставки совместных с детьми  поделок;

обсуждают с детьми их творческие работы;

участвуют в Фестивале «Мелодинка»

участвуют в творческом групповом отчете с мультимедийной презентацией журнала «Никто не забыт, ничто не забыто…»

2 неделя

План мероприятий основного этапа проекта

Формы организации образовательной деятельности с детьми

Взаимодействие со специалистами

Взаимодействие с родителями

Познавательные беседы

«Что я знаю о войне?». Вопросы к детям: Почему по Красной площади марширует большое количество солдат? Чему посвящен парад в Москве? Почему люди каждый год  отмечают праздник победы, если война закончилась давно? Как вы отмечете День Победы? Вы хотите, чтобы в нашем саду прошел этот праздник с вашим участием? Что нужно нам сделать, чтобы праздник День Победы состоялся в детском саду?  

«День Победы». Показать детям значимость праздника День победы для людей разного поколения, почему этот праздник отмечается именно   9мая; рассказ о солдатах, вооруживших флаг над рейхстагом, как люди встретили известие о победе.

«Кто помог солдатам победить». Сформировать представления у детей  о  самоотверженности народа, детей,  в тылу в годы войны.  Показать роль медицинских работников, деятелей культуры на фронте.
«
Битва под Москвой». Сформировать представления у детей об ополченцах, историческое значение - начало наступления войск Красной Армии в ВОВ.

«Что такое героизм?». Сформировать представления у детей о героических поступках людей в годы ВОВ на примерах героизма в бою, тылу, героизм детей через мультимедийную презентацию по картинам художников.

«Награды Родины». Сформировать представления о разновидности боевых наград, рассматривание по возможности медалей, орденов, иллюстраций.

«Подвиг на войне». Познакомить с героями войны, сформировать представления о подвигах, которые совершались в года ВОВ.
«Песни войны».
Познакомить с песнями о войне, о героях, о военных, с их  историей, содержанием.
«
Дети войны». Показать значимость и роль детей в годы ВОВ, (детский труд во время войны, дети герои ВОВ)
«Письма войны». Показать эмоциональное отношение людей в годы ВОВ, ценное отношение к    письмам, треугольная форма писем.
«
Четвероногие помощники на фронте». Сформировать представления у детей о роли животных  на фронте (как использовали собак)

Рассматривание и беседа по репродукции картины «Фашист пролетел. 1942» А.А.Пластова.

НОД «Никто не забыт, ничто не забыыто». Цель: Обогащать представления детей о мужестве, героизме, отваге народа в годы Великой Отечественной войны. Воспитывать чувство гордости за наш народ, за нашу страну.

НОД «Фронтовики-земляки Республики Коми». Цель: Обогащать представления детей о мужестве, героизме, отваге народа в годы Великой Отечественной войны. Фронтовики Герои Советского Союза Республики Коми. Знакомить с памятниками героям Великой Отечественной войны.

НОД «В тылу, как в бою, защищай Родину свою»

Цель: Формировать представления детей о самоотверженном труде взрослого населения и детей в тылу во время войны, о значимости крепкого братства тыла и фронта для победы.

Воспитатели

Музыкальный руководитель

Воспитатели

Воспитатель по краеведению

Воспитатели

Воспитатель по краеведению

Воспитатели

Воспитатель по краеведению

Воспитатели

Анкеты для родителей «Что мы знаем о войне»

Информация для родителей «Что и как рассказывать ребенку о войне»

Подбор  иллюстраций для альбомов,  оформление выставки книг о войне, подбор раскрасок «Боевые медали и ордена»

Оформление фотовыставки «Бравые солдаты»

Создание семейных презентаций на электронных носителях, выполненные  совместно детьми и родителями по выбранной ими теме по страницам журнала «Никто не забыт, ничто не забыто…»

Подборка пословиц и поговорок о смелости, об отваге, о подвигах.

Оформление странички журнала «Мы внуки героев»

Альбом «Мы внуки героев»

Презентации

 на электронных  носителях:

«Дети войны»

Пополнить

видеотеку:

мультфильмы,

детские фильмы о войне.

Семейные просмотры фильмов на военную тематику.

Посещение памятников героям – землякам,

возложение цветов

Экскурсия в военную часть с посещением музея боевой славы.

Привлечение родителей к пополнению фонотеки

Выставки рисунков «Войне мы скажем, нет», «Война глазами детей»

Коллективный плакат к празднику «Праздничный салют»

Изготовление бумажных голубей для украшения зала к празднику

Оформление выставки «Открытка ветерану»

Выставка книг о войне

Совместное украшение группы, оформление окон к празднику «Окна Победы».

Настольные игры «Морской бой», «Солдатики»

-Создание с детьми настольных игр-ходилок на военную тематику

-Дидактические игры: «Собери картинку», «Что нужно в военном походе», игра-ориентировка по ФЭМП «Где военные боеприпасы в группе?»,  «Что было бы, если …», «Кому что?» «Будь внимательным» (называние разновидности военных предметов, техники,  изображенных на рисунке (танк, пушка, бинокль и т. д), «Кто быстрее соберет автомат» - сложить из разрезных картинок изображение автомата.

-Изготовление атрибутов к играм.

С/ролевые: «Связисты», «Пограничники» «Разведчики»
«Военный госпиталь»                            «На полигоне»                                   «Военные учения»

«Перевяжи раненого» -  учить детей накладывать друг другу повязки.

Подвижные:

 «Доставь донесение» - преодоление препятствий, умение выполнять задания в быстром темпе.

«Чей отряд быстрее посадит самолеты» - перестроения (врассыпную,  в колонны)

«Попади в танк врага» - попадание в цель.

Воспитатели

Организация поисковой деятельности детей совместно с родителями по сбору информации о родственниках-участниках Великой Отечественной войны, тружениках тыла.

Выставка творческих рассказов о   о членах семьи, сражавшихся на полях Великой Отечественной войны.

Воспитатели

Воспитатель по краеведению

Слушание песен о войне

«Священная война»  сл. В. Лебедева-Кумача, муз.М.Блантера)

«День Победы» (сл. В.Харитонова, муз. Д. Тухманова)

«Катюша»  (Сл.М.Исаковского, муз. М. Блантера)

«Темная ночь» (сл. В, Агатова, муз. Н.Богословского)

Мелодии:

«Марш победы» М.Старокадомского

«Прощание славянки» В.Агапкина

«Праздничный    марш» В.Рупова.

 Игры на музыкальных  инструментах

Музыкально-дидактическая  игра «Узнай характер музыки»

Подготовка музыкальных выступлений к Фестивалю

Музыкальный руководитель

Воспитатели

НОД. Рисование: «Войне мы скажем, нет»

Цель: Совершенствование композиционных умений и навыков раскрашивания гуашью, пастелью или акварелью, закреплять умения работать с перспективой.

Аппликация «Праздничный салют»  

Конструирование (оригами) и аппликация «Голуби мира» (совместно с родителями).

Лепка «На страже Родины»

Воспитатель по изодеятельности

Воспитатели

Изготовление открыток в подарок ветеранам (совместно с родителями)

Воспитатели

Чтение художественных произведений чтение рассказов, заучивание стихов и песен о войне:

  Л.Кассиль «Памятник солдату», «Твои защитники», «Никто не знает, но помнят все», «Богатыри».

С.Баруздин «Рассказы о войне»

 С.Михалков «День Победы»

 А.Кузнецов

«Иришка-пулеметчица»

А.Гайдар «Таежный подарок»  «Война и дети»

 А. Митяев «Почему Армия родная»,  «Землянка»,

Е.Благинина «Шинель»

Р. Рублев «И снова писем нет из дома», «Скольким детям возвратили детство»

З. Александрова  «Прощание»

Воспитатели

Утренняя гимнастика «Мы-солдаты бравые»

Игры-эстафеты «Моряки и пехотинцы», «Тренировка с богатырями», «Чья команда быстрее доставит боеприпасы»

Подвижные игры «Вышибалы», «Попади в цель», «Кто самый меткий», «Парашюты», «Построй мост», «Кто быстрее соберет посылку на фронт»

Воспитатели

Описание итогов проекта.

Детям была интересна тематика проекта, поэтому дети с удовольствием принимали участие во всех мероприятиях; им нравилось беседовать по содержанию прочитанных художественных произведений, дети  с удовольствием рассматривали иллюстрации в книгах и распечатках, дети интересовались подвигами солдат, жизнью детей в период войны. В самостоятельной игровой деятельности разыгрывали сюжеты на военную тематику.  Дети с огромным увлечением создавали свои творческие работы по военной теме. Но особый интерес у детей вызвали итоговое мероприятие. Дети стали активными участниками фестиваля военной песни «Мелодинка», где показали свои творческие умения.

Родители – первые помощники воспитателей, помогали знакомить детей с событиями Великой Отечественной войной, проявили инициативу и творчество в оформлении выставок, изготовлении поделок и рисовании «Война глазами детей» (совместно с детьми); приняли активное участие в пополнении книжного уголка художественной литературой, в обсуждении вопросов о детском чтении, в подборе информации в сети – Интернет для  журнала «Никто не забыт, ничто не забыто».

Таким образом, проделанная в ходе проекта совместная деятельность с педагогами детского сада, родителями оказала значимый вклад в патриотическом воспитании детей, в обогащении представлений детей о событиях Великой Отечественной войны, о важности и значимости для всего народа  победы над фашизмом.

Механизм распространения результатов проекта - распространение опыта внедрения  проектной деятельности в образовательном процессе путем публикации на сайте МАДОУ, в личном блоге и выступлениях на  педсовете ДОУ, стажировках, сетевом взаимодействии.

Перспективы дальнейшего развития проекта -  как продолжение проекта, предполагается пригласить младшие группы для совместного выступления в фестивале «Мелодинка», участвовать в интернет-конкурсах рисунков, поделок, стихов и песен, посвященных Великой Отечественной войне и Победе, провести свои акции, придуманные детьми, к Дню Победы.

Список литературы и источников:

https://childage.ru/psihologiya-i-razvitie/vospitanie-rebenka/patrioticheskoe/detyam-o-voyne-1941-1945-dlya-detskogo-sada.html

http://doshkolnik.ru/pedagogika/7404.html

https://dohcolonoc.ru/proektnaya-deyatelnost-v-detskom-sadu.html

https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2018/06/10/obrazets-napisaniya-proekta-dlya-vospitateley-dou

https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2018/11/08/proekt-detyam-o-velikoy-otechestvennoy-voyne-dlya-detey

https://infourok.ru/metodicheskoe-posobie-rasskazyvaem-detyam-o-vojne-4075754.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместный проект с детьми старшего и среднего дошкольного возраста «Никто не забыт, ничто не забыто»

Совместный  проект с детьми старшего и среднего дошкольного возраста«Никто не забыт, ничто не забыто» 9 мая вся наша страна отметила День Победы. Весь мир празднует с нами этот день. Советск...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Никто не забыт, ничто не забыто», посвященное Дню Победы

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Никто не забыт, ничто не забыто», посвященное Дню ПобедыИванова Ирина СергеевнаКонспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Никто...

Долгосрочный педагогический проект С детьми дошкольного возраста «Никто не забыт, ничто не забыто…»

долгосрочный педагогический проект "Никто не забыт и ни что не забыто.."В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети ...

Конспект НОД по познавательному развитию для детей младшего дошкольного возраста "Никто не забыт, ничто не забыто"

Конспект НОД по познавательному развитию  для знакомства детей младшего дошкольного возраста с подвигом русского народа в Великой Отечественной войне и праздником 9 Мая - День Победы....

Презентация для детей старшего дошкольного возраста "Никто не забыт, ничто не забыто"

Презентация для детей старшего дошкольного возраста ко Дню Победы.https://cloud.mail.ru/public/zUQU/kLf5rSw1q...

Литературно-музыкальная композиция, посвященная Дню Победы для детей старшего дошкольного возраста «Никто не забыт, ничто не забыто»

Этот материал содержит сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной Дню Победы. В пяти действиях воспитанниками проигрывается довоенное, военное время и День Победы!...

Социально-значимый проект для детей старшего дошкольного возраста «Никто не забыт, ничто не забыто»

Актуальность:Родина, Отечество.… Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. Воспитание чувства патриотизма у ...