Проект "Матрешка"
проект (старшая группа)

Меншикова Ирина Петровна
Как воспитать детей, чтобы любовь к Родине не просто была красивым, звучным словосочетанием, а определяла внутреннюю сущность молодых людей? Время диктует необходимость обратиться к истокам искусства. Хранить, беречь, приумножать народное творчество.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл #проект18.29 КБ

Предварительный просмотр:

Приобщение детей и родителей к русскому народному творчеству через игрушку

«Народ без народности – тело без души,

которому остается только

 подвергнуться закону разложения

 и уничтожиться в других телах,

сохранивших свою самобытность»

 К.Д. Ушинский

Актуальность проблемы.

Современное общество переживает в настоящее время нравственно-патриотический кризис. Русская народная культура в обучении и воспитании подрастающего  поколения в системе образования оказалась сведена к минимуму.  Без опоры на духовно-нравственные ценности своей Родины невозможно воспитать гражданина и патриота. Носителями культурных ценностей и традиций являются народы России. Уходящее корнями в древность, именно народное искусство связывает прошлое и будущее. Поэтому мы должны оберегать его от забвения и небрежного отношения. Народное искусство – это наша образная память, наш генофонд.  

Как воспитать детей, чтобы любовь к Родине не просто была красивым, звучным словосочетанием, а определяла внутреннюю сущность молодых людей? Время диктует необходимость обратиться к истокам искусства. Хранить, беречь, приумножать народное творчество.

Русская народная игрушка, как неотъемлемая часть декоративно-прикладного искусства, позволяет раскрыть всю красоту и богатство русской культуры. Как и много лет назад, именно игрушка является первым «учителем», отражением действительности, символом времени. Она понятна и близка любому ребенку. Русская народная игрушка глубоко воздействует на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений. Ознакомление с русской игрушкой пробуждает в детях  первые яркие представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств.

Вид проекта: короткосрочный, творческий, познавательный, групповой.

Длительность: полтора месяца.

Участники проекта: воспитатели ДОУ.

Образовательные области:  «Познание», «Социализация»,  «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».

Проблема.

В дошкольный период семья не формирует в детях духовно-нравственные основы личности, не достаточно присоединяет ребенка к базовым духовным, нравственным и социокультурным  ценностям России.

Цель проекта: создание психолого-педагогических условий по приобщению воспитанников к русской национальной культуре через декоративно-прикладное искусство.

Задачи:

  1. создание условий для повышения знаний педагогов;
  2. формирование у родителей «базиса культуры» на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры;
  3. создание предметно-содержательной среды;
  4. широкое использование всех видов фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы);
  5. расширение представления детей о многообразии и особенности декоративно-прикладного искусства;
  6. развитие творческого воображения, образной речи и нравственных качеств личности дошкольника;
  7. поддержание потребности в совместной познавательной и творческой деятельности;
  8. воспитание чувства гордости за талант и самобытность русского народа.

Ожидаемые результаты:

  1. Оптимизация совместной деятельности и самостоятельной игровой деятельности через использование народной игрушки.  
  2. Желание и потребность детей самостоятельно знакомится с русским народным творчеством как в рамках ДОУ, так и за его пределами.
  3. Проект даст начало зарождению патриотических чувств, уважению и любви к Родине.
  4. Развитие творческих способностей, освоение новых приемов лепки и рисования.

  Формы и методы работы:

  • коллекционирование;
  • беседа;
  • чтение, рассматривание иллюстраций;
  • разучивание;
  • народные игры с использованием игрушки;
  • выполнение творческих заданий;
  • развлечения.

Продукт проекта

  • Выставка творческих  работ «Веселая ярмарка».
  • Стен газета.
  • Презентация.

Система мероприятий по теме «МАТРЕШКА»

РАБОТА С ДЕТЬМИ

Познавательная деятельность

Презентация «Русская народная игрушка».

Ситуативный разговор «Как появилась матрешка»

Рассматривание иллюстраций «Виды матрешек».

Игровое сенсорное занятие «Русский национальный костюм».

Просмотр и обсуждение м/ф «Жили-были матрешки»

Игровая деятельность

Хоровод «Веселые матрешки».

Физкультминутка «Дружные матрешки».

Дидактическая игра «Найди одинаковых матрешек».

Сюжетно-ролевая игра «Матрешки ходят в гости».

Пальчиковая гимнастика «Мы веселые матрешки».

Дидактическая игра» Собери матрешку».

Художественно-речевая

деятельность

Загадки про матрешку.

Разучивание стихотворений.

Потешка «Расти коса до пояса»

Стихотворение «Матрешка» З.Медведева.

Музыкально-театрализованная деятельность

Песня «Веселые матрешки» муз. Ю.Слонова, сл. Л.Некрасовой.

Песня «Матрешка» муз З.Левиной, сл.З.Петровой.

Пение «Мы матрешки, маленькие крошки».

Продуктивная деятельность

Рисование «Платок для матрешки».

Лепка «Бусы для матрешки».

Аппликация «Матрешкин сарафан».

Работа с родителями

Пополнение групповой библиотеки.

Создание мини музея «»Русская народная игрушка».

Подбор фотографий для стен газеты.