Консультация для педагогов "Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста в процессе физического воспитания"
консультация

Герлинская Юлия Александровна
В консультации описываются средства и методы эмоционального развития.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №2 «Лучик»

города Рубцовска Алтайского края

___________________________________________________

658222,г. Рубцовск Алтайский край, ул. Октябрьская,17

Тел.: (838557) 2-49-54, 2-98-07

E-mail: mdou-lu4ik@yandex.ru

Консультация для педагогов:

"Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста в

процессе физического воспитания"Скачать Дети картинки физкультура 2

Подготовила:

Инструктор по физической культуре

МБДОУ «Детский сад№2 «Лучик»

Герлинская Юлия Александровна

«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.

От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь,

 мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

В. А. Сухомлинский

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) обязывает нас «обеспечить развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных,  психологических особенностей» (п. 2.1.ФГОС ДО), а так же «стандартным направлением для решения задач является охрана сохранения и укрепления здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия» («Общее положение об образовании» п. 1. 6.)

Развитие эмоциональной устойчивости детей  дошкольного возраста обеспечивается при реализации следующих педагогических условий:

- разработана методика, обогащающая основные формы физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях специально сконструированными и рационально подобранными средствами физической культуры, наполненными психологическим содержанием;

- в процессе физического воспитания обеспечивается индивидуально-дифференцированный подход к детям с различными уровнями проявления эмоциональной устойчивости;

- осуществляется специальная подготовка педагогов к использованию средств физической культуры с целью развития эмоциональной устойчивости  дошкольников.

Эмоциональное здоровье дошкольников осуществляется в ряде мероприятий:

- релаксационные, дыхательные, оздоровительные гимнастики (для глаз, плоскостопия, осанки и др.)

- двигательные действия и задания;

- массажные упражнения;

- утренняя гимнастика;

- бодрящая гимнастика после сна;

- подвижные игры;

- развлечения и праздники;

- ОД.

Основной формой организованного обучения физическим упражнениям в дошкольном учреждении является ОД по физической культуре.  Мотивы выполнения активных действий детей разнообразны. В основном  преобладает мотив эмоциональной привлекательности в сочетании с фольклором.

Эмоциональная привлекательность осуществляется через:

- спортивное оборудование;

- нестандартное оборудование;

- яркость и привлекательность оборудования;

- сюжет мероприятия;

- музыкальное сопровождение;

- хоровое проговаривание текста (стихов, потешек);

- доброжелательность и эмоциональность педагога (голос, поведение).

В работе дошкольного учреждения для развития и сохранения эмоционального здоровья используются различные типы ОД:

1. Двигательно – творческие занятия, основанные на одном из видовустного народного творчества – потешках, загадках, стихах. При проведении физических упражнений используются 10 - 15 потешек или загадок двигательного характера, а так же задействуется сюжет одной или двух сказок, дополняя их потешками и загадками.

2. Сюжетные физкультурные занятия с «вкраплением», «вплетением» элементов фольклора. Эти занятия проводятся в форме «двигательного» рассказа или сказки.

3. Музыкально - ритмические занятия, основанные на русских народных плясках и танцах, играх и хороводах, с использованием русских песен и народных мелодий.

4. Игровые физкультурные занятия на основе русских народных подвижных игр.

5. Познавательные занятия с использованием элементов фольклора.

Включение фольклора как элемента ОД оживляет процесс обучения, делает его доступным детям дошкольного возраста.

В последнее время в дошкольных учреждениях все чаще стали применяться нетрадиционные средства физического воспитания детей:  элементы йоги, занятия на фитболах, ритмическая гимнастика, как одна из эффективных форм обучения ребёнка по умению чувствовать своё тело и управлять своим мышечным тонусом. Занятия ритмической гимнастикой повышают функциональные возможности сердечно-сосудистой, нервной и дыхательной систем, развивают координацию и музыкальность, гибкость и пластику движений.

Цель ритмических занятий: создать положительный психологический настрой, повышать эмоциональный уровень, способствовать развитию мышления, воображения; развить творческие способности ребенка; укрепить здоровье.

Ритмическую гимнастику хорошо использовать как утреннюю зарядку – музыка, ритм очень нравятся детям и дают максимальный заряд бодрости.

Во время ОД по  физической культуре у ребенка улучшается настроение, появляется чувство радости, удовольствия.

Движения, даже самые простые, дают пищу детской фантазии, развивают творчество, которое является высшим компонентом в структуре личности, представляет собой одну из наиболее содержательных форм психической активности ребёнка. Двигательное творчество раскрывает ребёнку моторные характеристики собственного тела, формирует быстроту и лёгкость в бесконечном пространстве двигательных образов, учит относиться к движению, как к предмету игрового экспериментирования. Кроме того, в процессе двигательной деятельности формируется самооценка дошкольников: ребёнок оценивает своё «Я» по непосредственным усилиям, которые он приложил для достижения поставленной цели. В связи с развитием самооценки развиваются такие личностные качества, как самоуважение, совесть, гордость.

Гимнастика и ОД с использованием фитболов относиться к одному из видов фитнес- гимнастики. В настоящее время мячи различной упругости, размеров, веса используются в спорте, педагогике и медицине.

Мяч имеет определенные свойства, используемые для оздоровительных, коррекционных и дидактических целей. Это и размер, и цвет, и запах, и его особая упругость. Мячи могут быть не только разного размера, но и цвета. Ведь известно, что цвета по-разному воздействуют на психическое состояние и физиологические функции человека. Теплый цвет (красный, оранжевый) повышает активность, усиливает возбуждение центральной нервной системы, а значит, повышает эмоциональное состояние детей. Этот цвет обычно выбирают активные дети с холерическими чертами.

Холодный цвет (синий, фиолетовый) успокаивает. Его выбирают дети с флегматичными чертами, спокойные, чуть заторможенные, инертные. Желтый и зеленый цвет способствует проявлению выносливости. С помощью цветов можно регулировать психоэмоциональное состояние человека. Велика сигнальная роль цвета в предупреждении травматизма. Так, коричневая и черная окраска снарядов создает впечатление, что они тяжелее, чем предметы, которые окрашены в белый и желтый цвета.

Для детей с ослабленным эмоциональным развитием необходимо проводить упражнения с речевым сопровождением, при проговаривании различных стихотворных текстов. Ритм стихов помогает подчинить движения тела определенному темпу, сила голоса определяет их амплитуду и выразительность. Эмоциональность голосапедагога дают заряд эмоциональности детей.

Но самым главным для сохранения эмоционального здоровья (по моему мнению), это общение с родителями.  Организовываем совместные мероприятия для детей и родителей: веселые старты, спортивные развлечения (которые всегда заканчиваются совместным чаепитием).

Спортивные праздники и ОД по физической культуре оказывают сильное влияние на развитие эмоционального интеллекта, так как здесь как нигде в другой деятельности тренируется сила воли, умение мотивировать себя на достижения. Развивается искусство поддержки взаимоотношений со сверстниками, соблюдая правила игр и поддерживать их в трудной ситуации.

А так же развивается способность детей чувствовать свое тело и управлять им, что является базовым фундаментом эмоционального здоровья дошкольников.

Жизнь без эмоций также невозможна, как и без ощущений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательное интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста в процессе экологического воспитания.

Тематические занятия: "Животные наши помощники", "День птиц", День космонавтики"....

Статья на тему "Основы обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста в процессе физчнеского воспитания"

Статья адресована практически работникам дошкольных образовательных организаций.План Двигательные умения и навыки.Принципы обучения.Методы и приёмы обучения физическим упражнениям.Соотношение мет...

Развитеие познавательных способностей детей дошкольного возраста в процессе физического воспитания.

Конспект НОД по физической культуре в средней группе "Путешествие в лес"....

Познавательное развитие детей дошкольного возраста в процессе физической деятельности в соответствии с ФГОС ДО.

Выступление на педагогическом совете«Познавательное развитие детей дошкольного возраста в разных видах деятельности в соответствии ФГОС ДО»по теме: Познавательное развитие детей дошко...

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста в процессе физического воспитания

УВЛЕКАТЕЛЬНЫЕ ФОРМЫ РАЗВИТИЯЭМОЦИОНАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВВ РАБОТЕ ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ...

Консультация для воспитателей. «Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста в процессе физического воспитания»

Консультация для воспитателей.«Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста в процессе физического воспитания»...

Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста в процессе физического воспитания

Дошкольный возраст является значимым этапом становления способностей человека – двигательных, познавательных, творческих. Поскольку связан с созреванием необходимых для их развития органических ...